Развитие образования в византии 6 класс доклад

Обновлено: 17.05.2024

Ознакомление с византийской образованностью и педагогической мыслью как культурно-историческим феноменом в профессионально-педагогическом отношении весьма продуктивно: Византия явилась прямой наследницей эллино-римской культуры. Однако находившиеся у власти социальные группы не испытывали особого интереса к античному культурному наследию.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ВИЗАНТИИ…….3
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ……………………………. 6
4. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ВИЗАНТИИ……………………….12
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….16
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….19

Содержимое работы - 1 файл

Образование и воспитание в Византии.docx

Главной деятельностью Михаила Пселла было преподавание в высшей константинопольской школе, которую он много лет возглавлял. Именно поэтому все его книги были как бы диалогами со студентами, ответами на их самые неожиданные вопросы по риторике, философии, политической теории, физиологии, естественнонаучным дисциплинам, истории.

Наиболее видной фигурой последнего периода византийской философской и педагогической мысли можно считать Георгия Гемиста Шифона (ок. 1355-1452). Он родился в Константинополе, но его деятельность проходила в западной части Византийской империи — Мистре, бывшей древней Спарте, которая в XV в. являлась оплотом византийской гуманистической культуры. На Западе интеллектуальный кружок Плифона посещали и византийские, и малоазийские, и итальянские гуманисты.

Цель воспитания, по Плифону, — достижение совершенства. Отклоняясь от совершенства, человек впадает во зло. Образование человека он тесно связывал с его воспитанием, считая, что путь победы зла в себе равен пути развития своих интеллектуальных способностей и душевных сил: достижение цели воспитания невозможно вне личных усилий, жажды самообразования.

Имя последнего византийского мыслителя и педагога Георгия Гемиста Плифона было вытеснено из актива человеческой культуры фигурами титанов Возрождения и гибелью самой Византии, последовавшей сразу же после кончины этого гуманиста.

Если византийские гуманисты делали акцент на интеллектуальное образование, то исихастов занимали прежде всего проблемы нравственно-религиозного воспитания.

4. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ВИЗАНТИИ

Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта византийской жизни. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети получали навыки письма и чтения, если грамотными были их родители. В знатных семьях для этих целей мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, развлекать его и учить грамоте.

Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой и развитой. Историки делают вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования и учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Правда, нужно оговориться, что обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

Опора в обучении на память была в то время оправданной по той причине, что язык школы и книги отличался от разговорного греческого языка. В основу школьного обучения были положены традиционные учебные тексты античных школ (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. В обучении счету изменений практически не было. Пальцевый счет, затем использовались камушки, потом — счетная доска — абак. Результаты вычислений записывались буквами греческого алфавита. В отличие от античной и эллинистической традиции обучения в содержании начального образования отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя начальных школ — дидаскалы владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний от простого к сложному, от известного к новому материалу.

Элементарные школы для большинства были единственной ступенью организованного обучения. Были и такие начальные школы, где учились исключительно по библейским книгам и сочинениям христианских писателей. Детей в эти школы отдавали особо религиозные родители.

Среднему образованию в Византии уделялось большое внимание, ему покровительствовали сами императоры. Так, император Константин VII Багрянородный сам шефствовал над константинопольским государственным училищем.

Наличие высшей ступени образования — характерная черта византийской цивилизации. В этом отношении Византия являлась прямой наследницей высших школ греко-римского мира. В V в. продолжали действовать высшие школы в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске.

В Византии сохранялась классическая система образования. Школа была доступной для всех. Нормой знания считалась осведомленность в античной истории, философии, литературе и поэзии. Образование в отличие от Запада было светским. Обязательно изучались Гомер, Геродот и Фукидид, Платон и Аристотель. Утвердилось убеждение в том, что самые выдающиеся мыслители древности не противоречили догмам христианского учения, что они предвосхитили многие истины христианства. Школа предоставляла возможность социального восхождения и деловой карьеры. Талантливые выпускники школ, будучи детьми простолюдинов, могли стать юристами, военными, чиновниками.

Обучение начиналось с элементарной школы (προπαιδεια), в которую ребенка отдавали в 6–7 лет. Там изучали орфографию, письмо, чтение, счет и пение. Давали также основы знаний по Священному писанию.
После этого в 9–10 лет ребенка переводили в школу грамматиста (παιδεια), где осваивали грамматику греческого языка. Здесь сообщались основные сведения по литературе, истории, мифологии, географии, метрике. Школьные программы предусматривали знание Гомера, Гесиода и Пиндара, избранных мест из сочинений лирических поэтов, комедиографов и трагиков; ученики должны были знать комедии Аристофана и трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида; ученики изучали исторические сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Плутарха. Обязательным было обращение к трудам отцов греческой церкви – Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других.

Помимо риторических школ были философские школы, где изучались Платон и Аристотель. Самой авторитетной из них была Афинская Академия, действовавшая до 529 года, до закрытия императором Юстинианом. Были также естественные школы. Наиболее известной был Александрийский мусейон, где изучали математику, геометрию, астрономию. Он просуществовал до VIII века.
В Константинополе по указу Феодосия II в 425 году был открыт университет, официально называвшийся auditorium. В нем были кафедры риторики, философии, права, греческой и латинской грамматики; преподавали 10 греческих и 10 латинских грамматиков, 3 латинских и 5 греческих риторов, 2 профессора права и профессор философии. В 855 году в Магнаврах, под Константинополем, была открыта школа математических наук, которую возглавил Лев Математик.

В XI веке стала действовать Патриаршия Академия, в которой изучали библейскую экзегезу, т.е. правила толкования Библии, Евангелия, труды отцов церкви и богословия в целом. Выпускники Академии занимали высшие церковные должности. Риторические школы, мусейоны, университеты, академии являлись школами высшей ступени. Образование в них, как, впрочем, в школах начальной и средней ступеней, было платным. И хотя в Византии существовали школы для неимущих, для девочек, существовали формы стипендиальной поддержки талантливых учеников, образование никогда не было массовым. По оценкам византинистов, в периоды стабильности общая численность образованных людей в империи не превышала 15 процентов населения.

Ссылки к разделам статьи

Храм св. Софии в Константинополе


Византийская империя – великая средневековая держава, вобравшая в себя великолепное наследие античности: Греции и Рима. В эпоху раннего Средневековья Византия значительно превосходила другие европейские страны во многих отраслях человеческой деятельности. Она дала миру высокие образцы литературы и искусства, а расцвет строительной техники, достижения точных и естественных наук помогли обогнать ей многие развитые государства Востока и Запада. Причиной такого неоспоримого могущества византийской цивилизации является образование.

Образование играло важную роль, выражаясь словами одного из императорских указов, считалось, что "образованность – величайшая из добродетелей". Примечателен высокий социальный статус образования в средневековой Византии, неслучайно по уровню образованности своих жителей Византия на многие века опережала европейские средневековые государства. Наличие образования считалось главным условием для государственных служащих и духовенства, в настоящее время наличие образования, так же влияет на карьерный рост человека.

Задача данной статьи – раскрыть особенности образования в Византии, выявить, чем система образования Византийской империи была уникальна и эффективна, в чем заключалась ценность образования, полученного в Византии.

Хронологические рамки эпохи Cредневековья, по мнению многих историков, заключаются именно в датах возникновения и падения Византии. Византийская империя просуществовала с 395 года, в период распада Римской империи, и до 1453 года – до захвата Константинополя турками.

С VII и вплоть до XV века Византия испытывала давление со стороны славян, арабов, болгар, венгров, печенегов, турок, а 1204 году Константинополь даже захватили участники Четвертого Крестового похода. Однако она всё равно оставалась воплощением могущества, роскоши, высочайшей культуры и продолжала играть значительную роль в судьбе средневековой Европы.

"Греческий огонь" - мощное оружие византийского флота, наводившее ужас на врагов империи.


На карте жёлтым цветом показана территория Византийской империи в во время её наибольшего расширения (1025 г.). В это время в состав Византии входил юг Италии, бо́льшая часть черноморского побережья, весь полуостров Малая Азия (кликните, чтобы увеличить изображение).



Одной из характерных черт Византии было Сохранение централизованной империи и сильной императорской власти. Культ императорской власти оказывал влияние на развитии искусства и культуры в целом.

Римский император Юстиниан

При императоре Юстиниане (годы правл. – 527-565) Византия достигла вершины своего могущества. Оказавшийся на троне выходец из крестьянской семьи проявил качества незаурядного политика и дипломата. Юстиниан сумел привлечь на службу талантливейших людей современности - полководцев, юристов, архитекторов, историков, которые составили славу его царствованию. Во время его правления были созданы замечательные памятники архитектуры и искусства, в том числе знаменитый собор Святой Софии. Самое значительное достижение Юстиниана – создание свода римского права – Кодекса Юстиниана, на многое столетие ставшего основным источником римского права в Европе.

Стоит отметить, место и роль церковной власти в государственных делах. В отличие от Западной Европы, где церковь диктовала пути развития государства и определяла образовательную политику, византийская церковь находилась в полной зависимости от государства, власть императора не была ограничена властью духовных лидеров, система образования носила более светский характер, но при этом церковь являлась неотъемлемым элементом жизни византийского общества. Возможно, именно это и обеспечило высокий уровень образования в Византии, так как на примере развития Европы и государств Востока можно видеть неэффективность исключительно богословского образования и чересчур большого вмешательства церкви в государственные дела.

Более свободная от религиозных догматов система образования дала миру учения таких видных представителей культуры как патриарха Фотия, Льва Математика, Михаила Пселла. Религиозные и светские знания взаимодополняли друг друга, наряду со светскими мыслителями известны были такие христианскими теологи Востока, того времени, высказавшие множество педагогических соображений, среди которых были Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Григорий Богослов. Конечно, были и те, кто отрицательно относился к светским знаниям, к такому типу образования, так в XIV – XV вв. в Византии появилось аскетическо-монашеское направление христианской мысли, получившее название исихазма.


Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой. Источники позволяют сделать вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования, и школы могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

На схеме1 представлена система образования в Византии. Согласно данной схеме можно понять, что основной характеристикой образования в Византии является то, что оно было светским.


Рис. 1. Система образования в Византии

На этой схеме четко видна иерархия образовательной системы, начинавшейся в так называемых школах грамоты. В данных образовательных учреждениях дети получали самые начальные знания, необходимые в их возрасте. Широта покрытия в течение всего времени существования Византийской империи была большой, однако в некоторые отдельные периоды их количество могло то уменьшаться, то возрастать. Курс обучения в школах грамоты длился чаще всего 2–3 года, дети начинали обучение с 5–7-летнего возраста.

В средствах обучения в школах грамоты по сравнению с эллинистическими элементарными школами произошли некоторые изменения. Так, теперь свитки у учащихся были заменены на тетради, при этом и пергамент с папирусом с начала 11 века стал вытесняться бумагой. Также нелишним будет отметить, что палочка-стиль теперь сменилась на птичьи перья.

Тем не менее, в образовательном процессе значительных изменений по сравнению с методикой преподавания предшествующей эпохи не произошло. Все также учащиеся обучались по буквослагательному методу. Они должны были обязательно произнести то, что написано. И, кроме того, в обязательном порядке требовалось заучивание текстом наизусть.

В качестве методических и учебных пособий использовались учебные тексты античных школ. Однако помимо них использовались и книги христианских святых. В домашнем обучении использовался традиционный счет на пальцах. С течением времени методы счета на пальцах сменился на камни, затем на счетную доску и уже после этого — на абакусы (абак).

В сравнительной характеристике между новой византийской системой обучения и античной, в содержании образовательного процесса отсутствовала физическая подготовка, а музыкальное обучение было заменено на церковное песнопение.

Сами преподаватели использовали последовательность в обучении. От самого простого к сложному, от уже известного к новому. В довершении всего они использовали мнемонические приемы. Мнемонический прием представлял собой возможность применения специальных приемов и методов, значительно облегчающих запоминание материала учащимися.

Стоит отметить, что были и такие начальные школы, в которых дети учились исключительно по библейским книгам и сочинениям известных христианских писателей.

Византийская элита преимущественно получала образование в частных, церковных или государственных грамматических школах. Большое внимание в данных школах отводилось грамматике, риторике, диалектике и поэтике. Целью обучения являлось формирование у детей общей культуры красноречия и развитости мышления.

Некоторые специальные знания многими учащимися игнорировались. Такие предметы как арифметика, геометрия, музыка и астрономия в особом почете не были, и изучались поверхностно. Большое распространение в образовательном процессе получили состязательные поединки учащихся друг с другом в толковании текстов и риторике.

На наш взгляд, цель школьного обучения в Византии состояла в том, чтобы научить детей активному овладению речевыми навыками, развитию у школьников способностей к пересказу, цитированию на память различных текстов, что, в свою очередь, значительно развивало творческие способности и импровизацию.

Образовательный процесс во многих учебных заведениях начинался с чтения молитвенных текстов. Учитель (дидаскал) с помощью старшего ученика в конце каждого учебного периода проверял знания у учащихся. Нарушения дисциплины и плохая успеваемость карались розгами. Кроме школ грамоты широкое распространение в Византийской империи получили начальные учебные заведения, в которых изучали исключительно Библию и иные священные писания.

По мнению многочисленных исследователей, вся гражданская и церковная верхушка училась в грамматических школах [3].

Значительный вклад в систему высшего образования Византийской империи внесла католическая Европа в становление юриспруденции, в процесс усвоения и восприятия римского права (рецепция) [8].

Первые сборники правовых обычаев и римских законов были составлены в Европе в конце V — начале VI в. Особенно укоренилось римское право в южной Франции и Италии. Именно в католической Европе кодекс византийского императора Юстиниана не только стал настольной книгой, но и активно разрабатывался учёными-юристами. При Болонском университете (Италия) действовала школа глоссаторов — комментаторов римского права. Итогом работы школы стало издание в XIII в. (примерно к. 1250 г.) юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тыс. комментариев.

В 9 веке образовалось Древняя Русь. Это государство с самого начала своего появления находилось под влиянием цивилизационных образовательных веяний того времени. На наш взгляд, интенсивнее всего Древняя Русь развивалась в период домонгольского нашествия. Византийская империя оставила свой отпечаток и воздействовала на все стороны общественной жизни древнерусского государства. Многие исследователи сходятся во мнении, что образовательная система Византийской империи значительным образом повлияла на развитие образовательной системы Древней Руси.

Однако есть и те, кто считает образовательную систему Древней Руси самобытной и не находящейся под влиянием какой-либо мировой образовательной системы, в том числе Византийской.

Я тоже считаю, что образовательная система Древнерусского государства и на начальном этапе, и в последующие годы развивалась самостоятельно и лишь некоторые ее элементы были переняты с византийской образовательной системы.

Также многочисленные данные указывают на то, что в Византийской империи широкое влияние на развитие образования оказывало греческое и римское наследие, даже несмотря на то, что христианская церковь старалась следить за ходом образовательного процесса, горожане и учащиеся старательно изучали произведения Гомера, отдавали свих детей в церковные школы, где учащиеся получали также и светские знания.

По мнению Романенко И. Б. наибольшего своего расцвета образование в Византии пришлось именно на период начального этапа развития Древнерусского государства (вторая половина 9 — начало 12 века) [10].

В этот период на Руси солунскими братьями разрабатывается кириллический алфавит для славян. Также в этот период были написаны известные сейчас исторические сочинения Константина VII. Правитель Византии в период с 856 по 865 годы Барда Кесарь был поклонником образованного патриарха Фотия. Именно Барда Кесарь, будучи дядей императора Михаила Ш., основал в Константинополе высшую школу.

В этой школе проводили свои исследования такие видные ученые как Лев Математик, Михаил Пселл и др. Эти известные мыслители увлекались как медициной и астрономией, так и риторикой, философией, историей права. Более того, их труды оказали влияние на развитие образовательной системы на Руси в области агрономии, медицины, математики, формальной логики, музыке и т. д.

Следовательно, византийское образование не сильно повлияло на развитие системы образования на Руси, так как у нее имелись своим ученые, тем не менее, взаимодействие культур привело к тому, что часть идей византийского образования прижились и на Руси. Например, высшая школа появляется в России только во второй половине XVIII века.

В заключение статьи необходимо отметить, что, восприняв в начале своего становления античное наследие, Византийская империя в дальнейшем перестала быть локомотивом в области просвещения, законсервировала сложившиеся формы образования.

Будучи тесно связанной с античной эпохой, школа и воспитание в средневековье стали, тем не менее, определенной альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций.

Именно в этот период стала развиваться Византийская образовательная система, которая в течение многих столетий накладывала свой отпечаток на многие государства, в том числе и Древнюю Русь. Многие историки сходятся во мнении, что преподавание в образовательной системе Византии было занятием добровольным, а школы имели светский характер. В образовательном процессе участвовали все, кто хотел и мог учиться. На наш взгляд, византийцы во все времена с глубочайшим уважением относились к знаниям.

Стоит отметить, что несмотря на сложившуюся систему образования в Византии, в стране было много неграмотных. Однако по сравнению с жителями средневековой Европы византийцы были, несомненно, существенно более образованными.

Итак, образование в Византии не было всеобщим, образование получали в основном горожане и представители привилегированных слоев населения. Образование способствовало карьерному росту и позволяло занять более высокое положение в обществе. Не смотря на церковно-религиозный характер, уровень развития науки и образования в Византии в этот период был выше, чем в других средневековых государствах.

Основные термины (генерируются автоматически): Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, Древняя Русь, школа, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.

Похожие статьи

Образ Византийской империи в русских летописях

Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.

Византия, Византийская империя, образовательный процесс.

Особенности образования в Византийской империи. Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.

Договоры Древнерусского государства с Византийской.

Образ Византийской империи в русских летописях. Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд.

Особенность византийского храмового зодчества

Образ Византийской империи в русских летописях. Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд, Киевская Русь.

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

Из Константинополя приезжали священнослужители, не только обладавшие духовным опытом, но и

Так, система воспитания в Древней Руси основывалась на христианских ценностях.

История возникновения торгового мореплавания на Руси

Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд, Киевская Русь.

Византия, Ломонос, великий князь, Константинополь, Русь, договор, Киев, русский, Древнерусское государство, княжеская власть.

Специфические особенности формирования армянского.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явилось то, что в системе византийской государственности духовная

Ассимиляция новых имён средствами древнерусского языка началась практически сразу же после начала христианизации Руси.

История создания славянской системы письма | Статья в журнале.

Проникновение славянской азбуки на Русь. Кирилло-мефодиевская азбука используется на

— 3-е изд., исправленное. — М.: Высшая школа, 1997. — с. 238. 5. Турбин Г. А., Шулежкова С. Г.

Некоторые особенности организации и формы.

По мере распространения христианства в империи византийские епископы убеждали состоятельных

Участвовали в этом процессе также и отдельные граждане.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси.

Похожие статьи

Образ Византийской империи в русских летописях

Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.

Византия, Византийская империя, образовательный процесс.

Особенности образования в Византийской империи. Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.

Договоры Древнерусского государства с Византийской.

Образ Византийской империи в русских летописях. Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд.

Особенность византийского храмового зодчества

Образ Византийской империи в русских летописях. Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд, Киевская Русь.

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

Из Константинополя приезжали священнослужители, не только обладавшие духовным опытом, но и

Так, система воспитания в Древней Руси основывалась на христианских ценностях.

История возникновения торгового мореплавания на Руси

Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд, Киевская Русь.

Византия, Ломонос, великий князь, Константинополь, Русь, договор, Киев, русский, Древнерусское государство, княжеская власть.

Специфические особенности формирования армянского.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явилось то, что в системе византийской государственности духовная

Ассимиляция новых имён средствами древнерусского языка началась практически сразу же после начала христианизации Руси.

История создания славянской системы письма | Статья в журнале.

Проникновение славянской азбуки на Русь. Кирилло-мефодиевская азбука используется на

— 3-е изд., исправленное. — М.: Высшая школа, 1997. — с. 238. 5. Турбин Г. А., Шулежкова С. Г.

Некоторые особенности организации и формы.

По мере распространения христианства в империи византийские епископы убеждали состоятельных

Участвовали в этом процессе также и отдельные граждане.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси.

Особенности образования в Византии - сочетание светского элемента с античным миросозерцанием и христианским вероучением. Методики воспитания и обучения детей и молодежи. Специфика педагогической мысли, формирование византийско-православной культуры.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.11.2011
Размер файла 19,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Воспитание и образование в Византии

2. Педагогическая мысль

Византийское государство просуществовало с 395 по 1453 год. Оно сложилось при распаде Римской империи в ее восточной части, охватывающей Балканский полуостров, Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье. Центром новой империи, основанной римским императором Константином, стал город Константинополь на месте древнего города Византия, с чем и связано возникновение самого понятия Византийская империя, явившаяся прямой наследницей эллино-римской культуры.

По уровню образованности ее население вплоть до 13-14 веков значительно превосходило средневековые западноевропейские государства. В силу своего срединного положения между Востоком и Западом Византия была как бы связующим звеном между культурами Европы и Ближнего Востока.

Высокий социальный статус образования и образованности - одна из примечательных особенностей Византии. На соответствующих чиновников возлагалось руководство военно-стратегической, политико-дипломатической и финансовой деятельностью, а также разнообразными областями хозяйства. Наличие общего образования служило непременным условием для получения должности как в государственных, так и в церковных учреждениях.

Идеалом образованной личности в Византии считался человек, получивший традиционное эллинистическое образование, сочетавший христианско-православное мировоззрение с греко-римской литературно-гуманистической образованностью.

Византийская культура оказала очень большое влияние на последующий ход развития всемирной культуры, поскольку ученые - беглецы с Востока принесли на Запад не только сохраненное культурное наследие античного мира, но и христианско-античное понимание любви к человеку и истине, которое отразилось в идеологии европейского Возрождения.

1. Воспитание и образование в Византии

В Византийской империи высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко-римского мира. Если в простонародных семьях в основе лежало трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания определенного ремесла, а от матери дочери навыков домоводства, то в состоятельных и знатных семьях не только мальчики, но и девочки обучались грамоте.

Высокая культура домашнего воспитания - характерная черта византийской жизни. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети обучались письму и чтению, если грамотными были их родители. В знатных семьях мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка и учить его грамоте.

Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой. Источники позволяют сделать вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования, и школы могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ [3].

На первой ступени обучения - в школах грамоты - дети получали элементарное образование. Число таких школ могло сокращаться или увеличиваться, но сеть их была более широкой, чем в Западной Европе. Курс обучения длился 2-3 года, а дети начинали учиться с 5-7 летнего возраста.

Византийская школа грамоты являлась как бы христианизированным продолжением эллинистической элементарной школы. Произошли некоторые изменения в средствах обучения:

· свитки были заменены тетрадями;

· пергамент и папирус с 11 века вытесняется бумагой;

· палочка-стиль сменилась птичьим пером.

Однако в методике обучения грамоте сохранилась практика предшествующей эпохи: учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным произношением написанного вслух. Господствовала методика заучивания текстов наизусть [2].

В школьном обучении использовались традиционные учебные тексты античных школ, дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. В обучении счету изменений не было: сначала счет на пальцах, затем использовались камушки, потом - счетная доска - абак.

В отличие от античной и эллинистической традиции обучения в содержании начального образования отсутствовала физическая подготовка детей, а музыка заменялась церковным песнопением. Учителя начальных классов - дидаскалы - использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении - от простого к сложному, от известного к новому.

Элементарные школы для большинства детей были первой и последней ступенью организованного обучения. Были и такие начальные школы, где учились исключительно по библейским книгам и сочинениям христианских писателей.

Повышенное образование византийцы получали в частных, церковных и государственных грамматических школах. Почти все дети гражданской элиты проходили эту ступень обучения. Большое внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике, поэтике. Арифметику, геометрию, музыку, астрономию в Византии изучали немногие. Цель обучения в конечном счете состояла в формировании у юношества общей культуры и красноречия, развития мышления. Важным средством обучения считалось состязание школьников друг с другом в толковании текстов и риторике [1].

Школьное обучение имело своей целью научить детей активному владению речью, развить у них умение пересказывать, цитировать на память тексты, давать описания, импровизировать. Ученики составляли речи, комментарии к текстам, давали описания памятников искусства и т.д.

Учебный день византийского школьника начинался с молитв. Дидаскал с помощью старшего ученика в конце учебной недели проверял знания учащихся. Неуспехи в учебе и нарушение дисциплины по эллинистической традиции наказывались розгами. Создание высшей ступени образования - характерная черта византийской цивилизации.

2. Педагогическая мысль

В 4-5 веках в Византийской империи научную и учительскую деятельность осуществляли эллинистически образованные философы, риторы, которые перенесли в новую эпоху наследие греко-римской цивилизации в области педагогических знаний. По характеру своей образованности они мало отличались от своих предшественников - риторов античного мира. Отличия стали очевидными лишь в 6-7 веках. Специфика византийской педагогической мысли заключалась в слиянии и переплетении античных педагогических идей с представлениями о воспитании человека, деятелей и мыслителей восточной православной церкви. Эта двойственность педагогической мысли и всего мышления людей того времени - характерная черта тысячелетнего существования Византийской империи.

Христианские мыслители ранневизантийского периода были людьми с эллинистическим образованием, полученным в лучших школах Малой Азии, Сирии, Афин и Константинополя. Все античные воззрения на воспитание им были хорошо известны, как и практика эллинского воспитания. В то же время они продолжили линию педагогической мысли Климента Александрийского, Оригена и других христианских мыслителей римской эпохи [3].

Самыми известными отцами церкви христианского Востока того времени, высказывавшими много педагогических соображений, были Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.

В деле воспитания, считал Иоанн Златоуст, обращаться необходимо к самому божественному в человеке, к тому, что отражает Образ Божий - свободу Воли, нравственность. Вследствие такого подхода он порицал применение в воспитании методов авторитарного давления, принуждения и отдавал предпочтение увещеванию, совету, предостережениям.

Большое внимание вопросам воспитания уделял византийский патриарх Фотий, наставник Кирилла и Мефодия - славянских первоучителей - организатор школьного дела. Педагогические высказывания Фотия можно считать типичными для эпохи Средних веков.

Симеон Новый Богослов - византийский религиозный деятель мистического направления, философ и поэт - продолжил восточно-христианскую традицию в развитии педагогической мысли. В отличие от Фотия, он отрицательно относился к светской образованности, хотя сам получил блестящее образование в константинопольской школе, где светские и духовные знания не противопоставлялись. Симеон негативно относился ко всему светскому, отрицая эллиническую школу как образовательное учреждение и ратуя за монастырское обучение.

Крайностям монастырских форм религиозного воспитания и обучения противостоял философ Михаил Пселл. Признавая учение о двух природах человека - земной и небесной, он считал, что образование человека должно проходить два последовательных этапа: изучение наук и низшей природе, завершающееся усвоением элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии [3].

Наиболее видной фигурой последнего периода византийской философской и педагогической мысли можно считать Георгия Гемиста Плифона, в некоторой степени отходившего от идеалов христианства. Он родился в Константинополе, но его деятельность проходила в западной части Византийской империи - Мистре, бывшей древней Спарте, которая в 15 веке стала одним из центров византийской гуманистической культуры. Возникший вокруг Плифона кружок посещали и византийские, и малоазийские, и итальянские гуманисты. Цель воспитания - достижение совершенства, отклоняясь от которого человек впадает во зло. Образованность человека он тесно связывал с его воспитанием, считая, что путь победы зла в себе равен пути развития своих умственных способностей и душевных сил: достижение поставленной цели воспитания невозможно без усилий самого человека, без его стремления к самообразованию [2].

В последующую эпоху влияние Византии в той или иной степени испытала Персия, Закавказье, арабский мир, Восточная и Западная Европа. Одновременно и культура Византии продолжала подвергаться влиянию культур других народов. Переплетение разных ветвей культуры человечества придавало неповторимый колорит православной византийской цивилизации: античное миросозерцание, внимание к вопросам воспитания, сочетание светского элемента в образовании с христианским вероучением, которое исповедовали эллинистически воспитанные люди, подчиненность церкви и школы власти кесаря - все это было характерно для Византии [3].

византия христианский светский образование

Западноевропейскую цивилизацию и ее систему образования трудно понять вне учета византийского влияния. В Европе, как известно, образование длительное время строилось на основе изучения латинского и греческих языков. Традиции обучения по античным книгам, как реликт древнего мира, сохранялись на протяжении всего Средневековья и передавались Западу, прежде всего, через Италию, которая в 5 веке была провинцией Византийской империи.

Многие из византийских мыслителей стали видными учеными и профессорами древнегреческого языка, риторики, античной философии, пропагандистами греко-эллинистического наследия в итальянских и других европейских университетах. Непосредственное их общение с западноевропейскими гуманистами было необычайно плодотворным и своевременным. Для Западной Европы, знакомившейся с античностью по разрозненным текстам, добытым в глубинах монастырских книгохранилищ, встреча с живыми носителями античного наследия была очень важной.

Ознакомление с практикой образования и педагогической мыслью Византии оказало огромное воздействие на воспитание и обучение в средневековой Руси и в странах Восточной Европы, а также стимулировало развитие западноевропейской педагогической мысли в эпоху Возрождения.

Подобные документы

Средневековое воспитание и обучение в различных регионах мира. Основные этапы развития просвещения в Византии. Воспитание и образование в Византии, педагогическая мысль. Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения. Домашние формы воспитания.

реферат [31,6 K], добавлен 22.07.2011

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. Обучение детей и юношества в Афинах. Мысли Демокрита и других мыслителей о воспитании и их значение в истории педагогики. Мнение Платона о формирование в детях нравственности и добродетельности.

реферат [27,0 K], добавлен 01.07.2011

Предпосылки развития философско-педагогической мысли и педагогической практики Средневекового Востока. Воспитание и образование в Византии. Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения, основные методики, применяемые в современное время.

курсовая работа [51,3 K], добавлен 08.06.2014

Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе, в Древней Греции и Риме, в средние века в Западной Европе. Изучение педагогических теорий Яна Амоса Коменского. Взгляды английских и французских просветителей и материалистов XVIII в.

курсовая работа [88,4 K], добавлен 12.01.2013

Этапы развития педагогической мысли и просвещения Казахстана с древних времен до наших дней. Этнопсихологические особенности народа, формирование культуры, казахский фольклор. Народная педагогика: пословицы и поговорки. История овладения грамотой.

контрольная работа [38,1 K], добавлен 29.06.2010

История педагогической мысли и просвещения Казахстана. Мусульманские мектебы и медресе. Зарождение основ педагогической мысли в Казахстане IХ-ХIV вв. Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби, Ходже Ахмед Яссави. Идеи мыслителей казахской степи.

курсовая работа [76,0 K], добавлен 26.02.2014

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции и в Древнем Риме. Школа и развитие педагогической мысли в средние века, в Европе и в России. Обобщение опыта создания учебно-воспитательных учреждений. Особенности просвещения на белорусских землях.

Читайте также: