Развитие математической памяти у младших школьников доклад

Обновлено: 28.06.2024

� 5. Развитие математической памяти.

Под математической памятью надо понимать способность человека запоминать математические объекты, понятия, отношения, рассуждения, действия и т.п. и воспроизвести их в необходимый момент. Без достаточно развитой математической памяти не может быть успешного изучения математики. Это можно подтвердить хотя бы следующим положением. Мышление на уроках математики, как функция мозга, предполагает оперирование математическими понятиями, представлениями, отношениями и т.д. А это возможно только в том случае, если последние сохранились в памяти.

Как известно из курса психологии, процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание. Зная это, учителю в процессе обучения необходимо учитывать некоторые закономерности запоминания:1) запоминание зависит от цели, которую поставил перед собой ученик; 2) запоминание зависит от способа и средства предъявления материала (в начальных классах - прежде всего от использования наглядности); 3) запоминание зависит от логической структуры изучаемого материала. Иногда изучение вопроса в той последовательности, как он изложен в учебнике, может оказаться менее эффективным, чем вариант изложения вопроса самим учителем; 4) запоминание зависит от рациональной организации повторения материала; 5) в запоминании должны участвовать все виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная; 6) в процессе запоминания большую роль играет самоконтроль: воспроизведение вслух, записями, рисунками, ответы на поставленные вопросы, вопросы самому себе и ответы на них и т.п.; 7) для улучшения запоминания полезно применять некоторые специальные приемы (см. ниже).

В процессе обучения одной из важных задач учителя является систематическая и целенаправленная работа по развитию памяти учащихся. Причем работа должна быть направлена не просто запоминанию определенного количества фактов, а, прежде всего, обучению приемам рационального запоминания с должной их мотивацией. Рассмотрим некоторые приемы, способствующие более рациональному запоминанию и повышающие его результативность.

1. Прием мысленного составления плана - составление плана в устной форме в процессе изучения материала. Это может быть составление плана наблюдения, плана решения задачи, примера и т.п. К данному приему относится также повторение перед решением примеров правил нахождения неизвестных компонентов действий, порядка действий. алгоритма вычисления и другие. В дальнейшем ученик должен работать в соответствии с составленным планом. Все это приводит к более внимательному изучению материала и к лучшему пониманию, следовательно и к лучшему запоминанию.

2. Одним из способов улучшения понимания и запоминания является соотнесение изучаемого материала с ранее изученным. Данный прием называют приемом соотнесения.

Рассмотрим некоторые примеры.

1) Изучение приема вычисления вида 42-5 соотносится с ранее изученным приемом 47+5 (см. аналогию). При этом самое главное: учащиеся должны понять, что при переходе от примера 47+5 к примеру 42-5 сохраняются принципы действия; "доведение" до разрядного числа, сложение и вычитание, используя состав числа 5. Отличие только в действиях: в одном случае сложение, а в другом - вычитание.

2) Изучение темы "Сложение и вычитание разрядных чисел (40+20, 50-30) в 1 классе, используя прием соотнесения можно провести так.

- Нам надо выполнить сложение 40+20. Нельзя ли этот пример свести к сложению 4 и 2, что мы уже умеем? (Можно, если 40 представить как 4 десятка, а 20 как 2 десятка.) Какой пример мы получим в этом случае?

(4 дес.+2 дес.=6 дес.) Теперь запишем 4 десятка и 2 десятка своими обозначениями и получим пример. (40+20=60).

Аналогично рассматривается вычитание 50-30.

Прием соотнесения является одним из видов аналогии � аналогии действия. При этом на основе изучения ранее известного примера 4+2 выводится способ решения изучаемого примера 40+20.

3. Прием реконструкции - преднамеренное равносильное, т.е. без искажения, изменение изучения необходимого для запоминания материала. Это может быть изменение порядка объяснения темы урока, изменение решаемой задачи, примера и т.д. Эти изменения в конечном итоге должны привести к тому же результату, который мы должны были получить и до реконструкции.

Одним из примеров применения приема реконструкции служит сочетание компактного и раздельного методов изучения математических предложений. При компактном методе изучается часть теории и выполняются упражнения, потом следующая часть теории и упражнения и т.д. При раздельном методе сначала изучается вся теория, потом выполняются упражнения. Конкретные примеры приводятся в главе 5, � 2. Другими случаями реконструкции являются обобщение материала, его конкретизация, поиск других вариантов объяснений и обоснований, формулировка некоторых положений своими словами и т.п.

4. Прием использования стимулирующих звеньев.

Последовательность мыслей (А, В) легче запоминается, когда между ними присутствует мысль М, т.е. последовательность приобретает вид (А;М; В). При этом мысль М называют стимулирующим звеном. Например, при решении примера 23�4 ученик после записи 23�4=(20+3)�4 повторяет правило умножения суммы на число и продолжает 20�4+3�4=92. В этом случае последовательность мыслей такова: 23�4 → правило → 92. Названное правило является стимулирующим звеном. Другим вариантом применения стимулирующих звеньев служит методика обучения учащихся свертыванию процесса рассуждения (см. данную главу, � 7).

В качестве стимулирующих звеньев при изучении математики могут выступать: 1) вспоминание по ходу решения задач, упражнений математических определений и правил; 2) применение полученных знаний в практической ситуации; 3) использование графических и схематических изображений; 4) работа учащихся с моделями, индивидуальными наглядными пособиями; 5) применение различных форм мышления, особенно аналогии.

Учителю надо научить учащихся тому, в каком месте, в какой момент вводится то или иное стимулирующее звено.

5. Прием выделения смысловых опорных пунктов.

В ходе чтения текст мысленно делится на логические части, каждый из которых получает краткое заглавие в виде отдельных слов или выражений. Такие заглавия, образы, слова и т.п. в психологии называют смысловыми опорными пунктами. По существу они представляют из себя как бы план изучаемого материала. После соответствующего их оформления можно получить так называемые опорные конспекты. В математике начальных классов данный прием используется в виде опорных схем при решении задач (гл. 6 � 1).

Одним из вариантов данного приема является прием запоминания с помощью символов, применяемый в опыте многих учителей. Например, для запоминания приема вычитания числа из суммы на первых порах учащимся помогает оформление записей в такой форме:

наглядно показывают порядок действий. Это особенно важно для средних и слабых учащихся.

Для развития математической памяти можно использовать специально подобранную систему задач. В частности, в начальных классах оправдывает себя применение следующих видов задач.

1. Задачи с лишними данными используются для обучения учащихся запоминанию отношений между числами - данными задачи. Учащиеся должны помнить, что означает "на . больше", "в . больше" и т.п. и как они связаны с данными задачи. Например, решая предложенную задачу с лишними данными (см. с.80), они должны помнить, что "на 3 грядки больше" обязательно должно быть связано с данными и проверить эту связь. Это даст им возможность обнаружить лишнее данное. Эта привычка воспитывается с трудом. Поэтому одну и ту же задачу полезно предлагать учащимся несколько раз с небольшими интервалами (через 2-3 урока) и проследить за их деятельностью. По мере того, как они научились уже до решения

отбросить лишнее данное, переходят к другим нижеперечисленным задачам.

2. Нереальные задачи развивают способности учащихся запоминать приблизительные значения числовых значений величин, встречающихся в жизненной ситуации (скорость пешехода, возраст животных и т.п.).

3. Задачи с несколькими решениями способствуют лучшему запоминанию конкретного смысла арифметических действий, связей между их компонентами, связей между величинами, способов решения задач и т.п. Например, решив задачу: "За 4 кг яблок уплатили 28 рублей. Сколько уплатили за 8 кг яблок?" двумя способами:

1 способ: 1) 28:4=7 (р.) - стоит 1 кг яблок.

2) 7�8=56 (р.) - стоит 8 кг яблок.

2 способ: 1) 8:4=2 (раза) - больше купили яблок.

2) 28�2=56 (р.) - стоит 8 кг яблок,

учащимся рекомендуем запоминать, что в одних случаях можно решить нахождением цены предмета, а в других - учитывая увеличение количества предметов в несколько раз.

С.И. Волкова и Н. Н. Столярова, в своей программе развития познавательных способностей учащихся, для развития памяти рекомендуют следующие виды упражнений (см.(19)-(25)). Заметим, что при их выполнении учитель заранее дает установку на запоминание и разъясняет ход дальнейших действий учащихся, в том числе и своей.

1. Математические слова . Учитель называет несколько слов: треугольник, отнять, восемь, столько же, пример, математика, четыре, получится и просит учащихся запомнить из них как можно больше. При проверке один ученик называет слова, другие добавляют. Анализируя количество названных слов, выясняют причины запоминания одних и не запоминания других.

2. Цепочка слов . Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т.д. Затем учитель снова называет первое слово, а второе и третье слова называют учащиеся по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче.

3. Повтори-ка! Учитель называет слово (например, пять). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (пять, квадрат). Следующий ученик перечислив ранее названные слова, добавляет свое (пять, квадрат, больше) и т.д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок - выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается, т.е. у кого лучше память.

4. Зрительный диктант . В течение одной минуты учитель показывает фигуры (рис.36) и просит их запомнить. Учащиеся, в свою очередь, внимательно смотрят, прорисовывают в воздухе, стараясь запомнить очертания фигуры, чтобы затем точнее нарисовать в тетради или на листе бумаги. После результаты проверяются.

В зависимости от класса все эти задания имеют разную степень трудности. Все они в основном предназначены для развития внимания, восприятия, зрительной и слуховой памяти.

Таким образом, развитие математической памяти должно быть целенаправленной работой. Учитель должен не только фиксировать умение запоминать а, прежде всего, должен обучать учащихся рациональной технологии запоминания и убедить их в том, что результаты будут не сразу, а постепенно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности.

Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших норм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. И одной из важных задач учителя является проведение систематической и целенаправленной работы по развитию памяти учащихся. Память слагается из трех процессов: запоминания, сохранения (или забывания) и воспроизведения того, что было запомнено. От того, как было организовано запоминание, зависят особенности и сохранения, и воспроизведения, то есть их прочность, полнота, точность. Как же организовать запоминание, чтобы учащиеся овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками? Над этой проблемой я работаю уже три года. И вся моя работа по данной теме была направлена не просто на запоминание определенного количества фактов, а прежде всего на обучение учащихся приемам рационального запоминания с их должной мотивацией.

Приемов развития памяти очень много. Я хочу поделиться теми приемами, которые способствуют более рациональному запоминанию и повышают его результативность.

- Нам надо выполнить сложение чисел 40 и 20. Нельзя ли этот пример свести к сложению 4 и 2, которые мы уже умеем выполнять? ( Можно, если 40 представить как 4 десятка, а 20 как 2 десятка).

- Какой пример мы получим в этом случае? ( 4 дес. + 2 дес. = 6 дес.)

- Теперь запишем: 40 + 20 = 60.

Прием соотнесения является одним из видов аналогии – аналогии действия. При этом на основе повторения ранее известного вычислительного случая 4 + 2 выводится способ решения для случая 40 + 20. Аналогично рассматривается вычитание 50 – 30. При таком подходе особенно важно выяснение цели соотнесения и его рациональности.

Следующий прием – прием реконструкции. Это преднамеренное равносильное, то есть без искажения, изменение необходимого для запоминания материала. Это может быть изменение порядка объяснения темы урока, изменение решаемой задачи, примера и т. д. Эти изменения в конечном итоге должны привести к тому же результату, который мы должны были получить и до реконструкции. Самый распространенный прием запоминания в начальной школе – прием запоминания наизусть путем многократных повторений. Этому способствует то, что заучивание часто требуется в начальной школе (таблицы сложения, умножения, все правила, стихи обычно дают заучить наизусть), и то, что ребенку легче пересказывать содержание фразами учебника, чем конструировать свои предложения. Поскольку материала для запоминания каждый раз не слишком много, то способ запоминания наизусть обычно приносит успех в начальной школе и поэтому не вызывает беспокойства у родителей. Привычка пользоваться таким способом запоминания скажется позднее, когда объем материала возрастет и сам материал усложнится, когда запомнить его путем механического заучивания станет невозможно и в результате уроки не будут выучиваться. Вот почему очень важно уже в самом начале обучения обратить внимание на то, какими приемами пользуется ребенок при запоминании. Запоминание путем многократного механического повторения приносит меньше всего пользы.

От чего же еще, кроме использования специальных приемов запоминания, зависит хорошая память? Наблюдения показали, что для запоминания и сохранения материала очень большое значение имеет режим занятий. Так, материал сохраняется в памяти лучше, если после запоминания ученик отдыхает или занимается чем-то совершенно иным. Если же ученик при подготовке домашних заданий готовит подряд сходные предметы (сначала природоведение, затем читает текст на историческую тему, потом художественный текст и т. д.), то это отрицательно сказывается на сохранении материала, забывание идет быстрее. Эту закономерность также надо учитывать при организации занятий детей и предусматривать перерывы между занятиями при подготовке домашних заданий.

Когда повторять изученное? Наиболее сильно забывание происходит в первые дни после заучивания. Отсюда следует, что необходимо возвращаться к материалу, повторять его. Повторение будет особенно эффективным, если проводить его вскоре после запоминания, предотвращая забывание. Нецелесообразно откладывать повторение на длительное время: если оно начинается только в четвертой четверти, то к этому времени некоторые материалы настолько забываются, что их приходится учить заново. Повторение должно производиться так же, как и запоминание: с выделением основной схемы, плана.

Развить память помогает также заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминанию. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Работая над темой, я выделила для учащихся несколько правил тренировки памяти:

Ставь цель запомнить надолго.

Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.

Заучивай с желанием знать и понимать.

Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки математики помогают развитию памяти. В данной работе мы рассмотрим комплекс заданий, направленный на развитие памяти младших школьников.

Было проведено исследование. Гипотеза исследования: процесс развития памяти младших школьников в процессе обучения математике будет проходить быстрее и эффективнее, если разработать комплекс заданий, включающий в себя:

игру на развитие памяти

Анкушева Алена Александровна, учитель начальных классов.

Научная статья на тему:

Развитие памяти младших школьников в процессе обучения математике

Память – это процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.

Сюда же включается и способность человека запоминать математические объекты, понятия, отношения, рассуждения, действия и воспроизводить их в необходимый момент. Без достаточно развитой памяти не может быть успешного изучения математики.

Память лежит в основе способностей ребёнка и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Есть дети, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. А есть, которые напротив, быстро запоминают, но зато также быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

В процессе обучения одной из важных задач учителя является систематическая и целенаправленная работа по развитию памяти учащихся. Причем работа должна быть направлена не, просто на запоминание определенного количества фактов, а прежде всего на обучение приемам рационального запоминания с их должной мотивацией.

Уроки математики помогают развитию памяти. В данной работе мы рассмотрим комплекс заданий, направленный на развитие памяти младших школьников.

Было проведено исследование. Гипотеза исследования: процесс развития памяти младших школьников в процессе обучения математике будет проходить быстрее и эффективнее, если разработать комплекс заданий, включающий в себя:

игру на развитие памяти

Анализ теоретических источников.

Методики изучения уровня сформированности памяти.

Количественная и качественная обработка данных.

В опытно-экспериментальной работе приняло участие 60 детей младшего школьного возраста, 30 из которых составили экспериментальную группу (А), а 30 – контрольную группу (В).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

Итак, после проведения методик по изучению памяти младших школьников был сделан вывод: у большинства учеников уровень сформированности памяти средний. Это касается и группы А, и группы В. Нужно так же заметить, что в контрольной группе В на одного ребенка больше с высоким уровнем сформированности памяти. Комплекс проводился только с детьми группы А на протяжении 15 уроков математики. В начале каждого урока после устного счета детям давалось одно из заданий. На последних двух уроках использовались первые 4 задания, по два на каждом уроке.

В начале были использованы упражнения, рекомендованные С.И. Волковой и Н.Н. Столяровой для развития памяти младших школьников. При их выполнении заранее дается установка на запоминание и разъясняется ход дальнейших действий учащихся Математические слова.

Ученикам называется несколько слов: треугольник, отнять, восемь, столько же, пример, математика, четыре, получится. Учащихся должны запомнить из них как можно больше слов. При проверке один ученик называет слова, другие добавляют. Анализируя количество названных слов, выясняют причины запоминания одних и не запоминания других.

Цепочка слов.

Детям зачитывается по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т.д. Затем снова произносится первое слово, а второе и третье слова называют учащиеся по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче.

Учитель называет слово (например, пять). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (пять, квадрат). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое (пять, квадрат, больше) и т.д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается, т.е. у кого лучше память.

Эта игра проводилась иногда и после уроков на продленке. В результате количество учеников, сумевших правильно повторить все слова увеличилось с 5 до 9.

Зрительный диктант.

В течение одной минуты детям показывается фигура. Учащиеся, в свою очередь, внимательно смотрят, прорисовывают в воздухе, стараясь запомнить очертание фигуры, чтобы затем точнее нарисовать в тетради или на листе бумаги. Результаты проверяются.

Эти фигуры предоставлялись детям в течение четырех дней. С каждой новой фигурой рисунки детей были точнее.

Игра на развитие памяти

Школьникам предлагается посмотреть на рисунки и постараться их запомнить. Затем нарисовать их по памяти и рассказать, как они их запомнили. ( Рисунок просматривается не более 5 секунд, затем закрывается)


Итак, чтобы развить память младших школьников, был разработан комплекс заданий, который должен использоваться в процессе обучения математике.

Сравнив результаты проведенных методик на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, получили, что на контрольном этапе детей с высоким уровнем сформированности памяти стало 6,что на 2 больше, чем на констатирующем этапе.

Количество детей с низким уровнем сформированности памяти на контрольном этапе уменьшилось на 4, что является хорошим показателем.

Что касается контрольной группы В, то результаты определения сформированности памяти у этих детей остались прежними.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что разработанный комплекс заданий, использованный в процессе обучения математике у экспериментальной группы А, помог развитию памяти младших школьников. Причем, процесс развития памяти проходил быстрее и эффективнее, чем в контрольной группе В, в которой комплекс заданий не использовался.

Значит, разработанный комплекс заданий, направленных на развитие памяти младших школьников в процессе обучения математике, действительно способствует быстрому и эффективному процессу развития памяти, что в свою очередь повышает общий уровень ее сформированности.

Память – это процессы, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.

Под математической памятью надо понимать способность человека запоминать математические объекты, понятия, отношения, рассуждения, действия и т.п. и воспроизводить в нужный момент. Без достаточно развитой математической памяти не может быть успешного изучения математики. Это можно подтвердить следующим положением. Мышление на уроках математики как функция мозга предполагает оперирование математическими понятиями, представлениями, отношениями т.д. а это возможно только в том случае, если последние сохранились в памяти. В противном случае нечем оперировать, следовательно, не будет и должного мышления.

I. Для памяти характерны: а) скорости запоминания, т.е. количество повторений, нужное для удержания информации в памяти; б) объем запоминания – характеристика количества материала, доступного для воспроизведения через некоторое время после его усвоения; в) скорость забывания – время, в течении которого запомнившееся хранится в памяти; г) длительность сохранения; д) точность.

Память классифицируется по:

1) времени сохранения материала: мгновенная (связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации); кратковременная (способ хранения информации в течение короткого времени); оперативная (рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней); долговременная (способность хранить информацию в течение практически неограниченного времени); генетическая (информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству);

2) материалу, преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения: двигательная (запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений); зрительная (связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов); слуховая (это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых); обонятельная; осязательная; эмоциональная (память на переживания);

3) характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала: непроизвольная (такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи) и произвольная (в этом случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий).

III. Особенности памяти младшего школьника:

1) память постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной;

2) преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание), возникающих в ходе учебной деятельности;

3) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ученика сведения и события его жизни;

4) непосредственная эмоциональная память постепенно оказывается недостаточной;

5) заинтересованность ученика в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти;

6) опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др.) превращают память младшего школьника в высшую психологическую функцию, память ученика из опосредованной и эмоциональной становится логической, смысловой;

7) основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры и средств запоминания;

8) ученики овладевают опосредованным запоминанием, используя письменную речь как знаковое средство.

IV. Приемы развития памяти

Как известно из курса психологии, процесс запоминания протекает в трех формах: впечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание. Зная это, учителю в процессе обучения необходимо учитывать некоторые закономерности запоминания:

1) запоминание зависит от цели, которую поставил перед собой ученик;

2) запоминание зависит от способа и средства предъявления материала (в начальной школе это прежде всего наглядность);

3) запоминание зависит от логической структуры изучаемого материала. Иногда изучение вопроса в той последовательности, как он изложен в учебнике, может оказаться менее эффективным, чем вариант изложения вопроса самим учителем;

4) запоминание зависит от рациональной организации повторения материала;

5) в запоминании должны участвовать все виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная;

6) в процессе запоминания большую роль играет самоконтроль: воспроизведение вслух, записи, ответы на поставленные вопросы, вопросы самому себе и ответы на них и т.п.;

7) для улучшения запоминания полезно применять некоторые специальные приемы.

В процессе обучения одной из важных задач учителя является систематическая и целенаправленная работа по развитию памяти учащихся. Причем работа должна быть направлена не просто на запоминание определенного количества фактов, а прежде всего на обучение приемам рационального запоминания с их должной мотивацией.

Приемов развития памяти очень много. Рассмотрим некоторые приемы, способствующие более рациональному запоминанию и повышающие его результативность.

1. Прием мысленного составления плана – это составление плана в устной форме в процессе изучения материала. Это может быть составление плана наблюдения, плана решения задачи, примера и т.п. К данному приему относится также повторение перед решением примеров правил нахождения неизвестных компонентов действий, порядка действий и др. В дальнейшем ученик должен работать в соответствии с составленным планом. Все это приводит к более внимательному изучению материала и к лучшему пониманию, следовательно, и к лучшему запоминанию.

2. Одним из способов улучшения понимания и запоминания является соотнесение изучаемого материала с ранее изученным. Данный прием является приемом соотнесения.

Рассмотрим на примере.

- Нам надо выполнить сложение чисел 40 и 20. Нельзя ли этот пример свести к сложению 4 и 2, которые мы уже умеем выполнять? (Можно, если 40 представить как 4 десятка, а 20 как 2 десятка.) какой пример мы получим в этом случае? (4 дес. + 2 дес. = 6 дес.) Теперь запишем 40 = 20 =60.

Прием соотнесения является одним из видов аналогии – аналогии действия. При этом на основе повторения ранее известного вычислительного случая 4 = 2 выводится способ решения для случая 40 + 20.

Аналогично рассматривается вычитание 50 – 30. При таком подходе особенно важно выяснение цели соотнесения (для получения новых знаний на основе ранее известных) и его рациональности.

3. Прием реконструкции – это преднамеренное равносильное, т.е. без искажения, изменение необходимого для запоминания материала. Это может быть изменение порядка объяснения темы урока, изменение решаемой задачи, примера и т.д. Эти изменения в конечном итоге должны привести к тому результату, который мы должны были получить и до реконструкции.

Одним из примеров применения приема реконструкции служит сочетание компактного и раздельного методов изучения математических предложений.

Раздельный метод заключается в том, что процессы запоминания математических предложений и формирование навыков их применения, т.е. их закрепление, происходят раздельно, не одновременно. При раздельном изучении математическое правило повторяется 2-4 раза с целью запоминания, после чего переходят к упражнениям.

Компактный метод – это способ порционного изучения материала, т.е. изучается часть материала и выполняется упражнение, потом выполняется следующая часть материала и снова выполняется упражнение и т.д.

Примером применения этого метода может служить обучение свертыванию рассуждений: ученик пишет пример по частям и в то же время проговаривает правило. Эту деятельность схематично можно представить так: пример ® часть правила ® часть решения примера ® часть правила ® часть решения примера и т.д. здесь происходит усвоения правила компактным методом. При этом главным требованием является строгое соблюдение последовательности рассуждений и умелое управление учителем этим процессом.

На первый взгляд обучение компактным методом требует больше времени, чем раздельным. Фактически же тратится одинаковое количество времени, ибо происходит замена последовательности видов работ. При компактном методе резко повышается уровень усвоения изучаемого материала. Учащимся дается возможность посредством упражнений как можно быстрее запомнить сначала одно правило, потом другое и затем сделать обобщение. Это особенно важно для слабых учеников. Даже если на это и потребуется больше времени, то более высокий уровень усвоения знаний на последующих уроках перекрывает эти затраты.

Применение раздельного и компактного методов изучения материала можно комбинировать. При такой комбинации полезно придерживаться следующих рекомендаций:

1)при изучении новых правил использовать практическую направленность обучения, организовать работу по рисункам учебника;

2)использовать рациональные приемы запоминания, например, запоминание с помощью символов;

3)целенаправленно работать над развитием математической речи;

4)правильно организовать работу по развитию тех или иных компонентов математических способностей.

Другими случаями реконструкции являются: обобщение материала, его конкретизация, поиск других вариантов объяснений и обоснований, формулировка некоторых положений своими словами, использование стимулирующих звеньев и т.п.

Рассмотрим подробнее прием использование стимулирующих звеньев. Последовательность мыслей (назовем их А и В) легче запоминается , когда между ними присутствует мысль М, т.е. последовательность приобретает вид (А => М => В). При этом мысль М называется стимулирующим звеном.

В качестве стимулирующих звеньев при изучении математики могут выступать:

1) вспоминание математических определений и правил по ходу решения задач и выполнения упражнений;

2) применение полученных знаний в практической ситуации;

3) использование графических и схематических изображений;

4)работа учащихся с моделями, индивидуальными наглядными пособиями;

5) применение различных форм мышления, особенно аналогии.

Учитель должен обращать внимание учащихся на то, в какой момент вводится то или иное стимулирующее звено.

4. Прием выделения смысловых опорных пунктов.

В ходе чтения текст мысленно делится на логические части, каждая из которых получает краткое заглавие в виде отдельных слов или выражений. Такие заглавия, образы слова и т.п. в психологии называют смысловыми опорными пунктами. По существу, они представляют из себя как бы план изучаемого материала. После их соответствующего оформления можно получить так называемые опорные конспекты. В математике начальных классов данный прием используется в виде опорных схем при решении задач.

Используя различные упражнения для развития математической памяти младших школьников, учитель заранее дает установку на запоминание и разъясняет ход дальнейших действий учащихся.

1.Математические слова. Учитель называет несколько слов: треугольник, отнять, восемь, столько же, пример, математика, четыре, получится – и просит учащихся запомнить из них как можно больше слов. При проверке один ученик называет слова, другие добавляют. Анализируя количество названных слов, выясняют причины запоминания одних и не запоминание других.

2.Цепочка слов. Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс минус, равняется; шесть четыре, два и т.д. затем учитель называет первое слово, а второе и третье слова называют учащиеся по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче.

3.Повтори-ка! Учитель называет слово (например, пять). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (пять, квадрат). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое (пять, квадрат, больше) и т.д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается, т.е. у кого лучше память.

4.Зрительный диктант. В течение одной минуты учитель показывает

фигуры и просит их запомнить. Учащиеся, в свою очередь, внимательно смотрят, прорисовывают в воздухе, стараясь запомнить очертания фигуры, чтобы потом точнее нарисовать в тетради. Результаты проверяются.

В зависимости от класса все эти задания имеют разную степень трудности. Все они в основном предназначены для развития внимания, восприятия, зрительной и слуховой памяти. Таким образом, развитие математической памяти должно стать целью работы учителя. Учитель должен не только фиксировать умение запоминать. Он прежде всего должен обучать учащихся рациональной технологии запоминания и убедить их в том, что результаты будут получены не сразу, а постепенно.

Читайте также: