Развитие исторической науки в первой половине 19 века доклад

Обновлено: 02.07.2024

История как наука зародилась в России в начале XVIII в., что связано с деятельностью Петра I. К концу правления Петра I в Санкт-Петербурге была организована Академия наук, в рамках которой с 1725 г. началось систематическое изучение русской истории. В начале академического периода исследования проводили В.Н. Татищев и Г.З. Байер.

Г.З. Байер приехал в Россию в 1725 г. и стал основателем т.н. норманнской теории в российской историографии, согласно которой государство на Руси появилось с приходом князей-варягов (другое название варягов – норманны). Его взгляды разделили Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер.

К началу XIX в., благодаря просветительской деятельности Екатерины II, сбору древних книг, публикации летописей и документов, исторические исследования приобрели систематический характер. Однако русская история еще не была популярна, оставалась уделом узкого круга ученых и энтузиастов-любителей.

Занятия историей стали пользоваться большой популярностью. Книги и журнальные публикации о русской истории оказались ареной политической борьбы. Свои взгляды с переменным успехом пытались подтвердить ссылками на русскую историю сначала славянофилы и западники, затем либералы и консерваторы.

Дискуссия между славянофилами и западниками, имевшая место в 30-е – 40-е гг. XIX в., положительно сказалась на развитии отечественной исторической науки. Благодаря славянофилам – братьям К.С. и И.С. Аксаковым, И.В. и П.В. Киреевским, в стране стала усиленными темпами развиваться русская этнография, появились записи русских былин, сказок, описания обычаев и т.д. Славянофилы рассматривали русскую историю как исключительно самобытную, превозносили старые русские порядки. Они пытались использовать сведения о вече (народном собрании IX-XIII вв.) и Земских соборах (выборный орган власти XVI-XVII вв.) для агитации перехода к ограниченной монархии.

Западники отказались от идеализации русской патриархальной старины и развивали исторические исследования в контексте современных им европейских концепций. Они также поддерживали идею отказа от самодержавия, но основой будущей государственности полагали развитие правовой системы и в первую очередь закрепление законом неотъемлемых прав человека, то есть отмены крепостного права и принятия конституции.

В 1 половине XIX века впервые появляются исторические школы: скептическая школа московского университета и государственная школа.

Именно в этот период актуализировалась историософская составляющая восприятия истории. Происходит тесное переплетение с мировыми традициями. Погодин и Полевой вносят в историческую концепцию мировоззренческую составляющую.

Возникает размышление на тему относится Россия к Европе, или нет.

Новационная проблематика в концепциях русской истории
1820-х – 1840-х годов.

Выход в свет истории Карамзина. В 1819 в одном из частных писем, адресованных Вяземским Карамзину впервые на русском языке прозвучало слово народность. Именно труд Карамзина и новое понятие Вяземского - новая точка отсчета в развитии исторической науки в России

1) Федотов имел в виду прочность и обширность историографической традиции, на которую опирался Карамзин.

2) В основе карамзинского труда оптимистичная вера в силу разума, который способен подчинить своей власти все стихийное в человеке, природе и обществе.

3) Век классицизма в литературе сменился веком сентиментализма и романтизма, когда история стала восприниматься не идеалистически, а как бесконечная череда слепых случайностей, пестрых действий и явлений, которые вершатся не разумом а страстью. От подобного восприятия истории в Карамзине в романтическом стиле у Карамзина художественный стиль.

4) XVIII классицистический век насыщен пафосом национальных ценностей. Отсюда его обращение к формату общероссийской истории. Трудность размещения местных исторических сюжетов в общероссийских исторических повествованиях.

Научной задачей XIX века было увидеть историю народа в единстве местностей

1) Общеевропейский кризис рубежа XVIII-XIX веков, если искать его смысловые корны, был вызван попыткой приложить рационализм предшествующей эпохи просвещения к реальной исторической действительности.

2) Социально-политический опыт рубежа веков заставил по новому взглянуть на функции и содержание исторического знания. Поиск не только исторической преемственности, но и историчекой самобытности. Целью историка стало достижение не только духа времени, но и духа народа.

Поиск местного колорита в истории реализовывался в начале XIX века в сфере собирателей фольклора:

Романтическое учение о народности и местном самобытном колорите исторической жизни раздвинуло пределы традиционного круга источников, впервые позволило увидеть самостоятельную значимость местной исторической жизни. Именно во 2 четверти века провинция была открыта как объект изучения.

Историко-государственная и правовая проблематика
в трудах Иоганна Филиппа Густава Эверса.

Хороший желудок, злое сердце и отсутствие совести – залог счастья.

Государственная школа русской историографии.
Каверин и Чичерин.

Историческая проблематика в славянофильстве
Концепции местной истории.

Французские просветители XVIII века – Вольтер (Мари Аруэ), Дени Дидро, Шарль Монтескье – изменили отношение к истории в интеллектуальной среде общества. Если историки Средневековья (Гуго Сен-Викторский, Григорий Турский, Бэда Достопочтенный, Боэций, Исидор Севильский, Кассиодор и другие) были уверены в конечности Истории, завершающейся Судным Днем, явлением Мессии, то мыслители века Просвещения рассматривали историю как поступательное развитие человечества, его научный и гуманистический прогресс. Создатели Энциклопедии Дени Дидро и Д’Аламбер давали такое определение истории: это изложение фактов, приведенных в качестве истинных, в противоположность басне, которая является изложением фактов ложных. По их мнению, история событий делится на священную (церковную. – О.А.) и гражданскую историю. Последняя должна быть достоверной и опираться на факты . Этот пример свидетельствует о начале формирования истории как науки в конце XVIII.
Позже идею поступательного прогресса человечества развил Ф. Гегель и другие философы-идеалисты. Иного мнения придерживался современник Дидро, Гольбаха, Вольтера – философ Жак Жак Руссо. Прогресс не способствует развитию или улучшению цивилизации – считал философ. Здесь нужно отделять научный прогресс от развития гуманизма. Первый немало содействовал развитию европейской и отчасти исламской цивилизаций, второй повлиял в основном на западные страны, воспитав терпимость, свободу слова и выбора, закрепив права на частную собственность и вероисповедание.

В XX век История вступила, находясь в методологическом кризисе. Достижения немецких историков В. Дильтея, Т. Моммзена и И. Дройзена, продвигавших идеи реконструкции материальной и культурной жизни общества; историко-культурологические работы Я. Буркхардта, исследования народной культуры Ж. Мишле показали односторонность историзма и позитивизма как линейно-прогрессивных теорий развития цивилизаций и обществ.
Тем не менее, в исторической науке продолжает совершенствоваться методика изучения процессов и событий, в рамках Методической школы, возглавленной профессорами Сорбоннского университета Шарлем Сеньобоссом (1854-1942) и Шарлем Ланглуа (1863-1929). Помимо занятий исторической наукой, Шарль Ланглуа возглавлял Национальный архив Франции.

Попытки синтеза истории и гуманитарных наук

Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)

Первая половина XIX в.- яркий и сложный период в истории России, в том числе и в истории развития ее культуры. Подобно тому как во Франции накануне буржуазной революции конца XVIII в. появилась целая плеяда блестящих мыслителей и ученых, так и в России накануне падения феодализма выдвинулась плеяда великих ученых, писателей, художников. Своим творчеством они помогали народу найти путь в будущее, приближали это будущее, будили в народе новые гигантские силы.

Во всех отраслях науки шла упорная борьба против старых, обветшалых теорий, тормозивших развитие науки, против суеверий и предрассудков, против религии, которая сковывала человеческую мысль. Эта борьба принесла великие результаты.

Несмотря на гнет царизма, русский народ и другие народы России достигли в науке, литературе и искусстве крупных успехов. Русская культура заняла выдающееся место в мировой культуре. Главным ее содержанием была борьба за свободу и счастье народа, за социальное переустройство общества на началах равенства и братства, за раскрепощение человеческой личности. Передовая русская культура отличалась богатством идейного содержания, благородством и величием целей.

Наука

Но Лобачевский был не только гениальным математиком, прославившим отечественную науку, он был также крупным общественным деятелем, много сделавшим для развития просвещения и высшего образования в России. В течение 20 лет он возглавлял Казанский университет, который под его руководством стал крупнейшим научным и культурным центром страны.

Большую роль начинают играть химия и физика, особенно такие отрасли, как электричество, органическая химия и др. Эти науки помогали человеку овладевать силами природы, проникать в ее тайны, способствовали развитию экономики страны, росту техники. В развитие теоретической и прикладной химии крупный вклад внесли ученые Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров. Научные труды Николая Николаевича Зинина на многие годы определили направление развития органической химии во всем мире и послужили основой для развития фармацевтической промышленности, изготовления взрывчатых веществ и т. д. Зинин явился основателем школы русских химиков. Ученик и соратник Зинина Александр Михайлович Бутлеров был, так же как и его учитель, выходцем из Казанского университета. Он явился создателем теории строения веществ, основные положения которой не потеряли научного и практического значения до настоящего времени. Они лежат в основе современной теории строения органических соединений. Открытие Бутлерова имело мировое значение. В области физики открытия мирового значения сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров уже в начале века первым в истории мировой науки исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их применения на практике - для освещения, при плавлении металлов. Таким образом, он положил начало работам над практическим применением электричества в быту и народном хозяйстве. Он является первым в мире электротехником. Деятельность Петрова, достойного преемника великого русского ученого М. В. Ломоносова, -научный подвиг во имя любви к родине и своему народу.

Открытия в области практического применения электричества связаны с именем другого замечательного физика и электротехника - Бориса Семенович Якоби. Он провел крупнейшие исследования в области создания электрических машин, телеграфа, минной электротехники, электрохимии. Он открыл метод гальванопластики. Работы Якоби имели огромное народнохозяйственное значение уже в то время.

Русские путешественники

  • Маркизские и
  • Сандвичевы острова,
  • Китай,
  • Японские острова,
  • Сахалин и
  • Камчатка.

Одним из кораблей этой экспедиции командовал выдающийся русский мореплаватель Юрий Федорович Лисянский. Он самостоятельно проделал весь путь из Кронштадта до Аляски и сделал ряд крупных географических открытий.

Михаи́л Петро́вич Ла́зарев (3 [14] ноября 1788 года, Владимир — 11 [23] апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

В 1819-1821гг была предпринята русская кругосветная экспедиция в Антарктику. Ее возглавил знаменитый ученый и мореплаватель Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Русские корабли дважды подходили к побережью Антарктиды. Эта экспедиция, по существу, открыла материк на Южном полюсе - Антарктиду и, кроме того, множество островов, создала новые карты, провела важнейшие исследования в области океанологии и океанъграфии. Именем русского мореплавателя названо море в антарктическом бассейне (море Беллинсгаузена) и группа островов.

На одном из кораблей этой замечательной экспедиции командиром был Михаил Петрович Лазарев. Впоследствии он совершил несколько кругосветных плавяний. Велики заслуги Лазарева в создании и укреплении русского военно-морского флота. Он прославился как боевой адмирал, бесстрашный, мужественный, беспредельно любящий родину. Лазарев созвал целую школу военно-морского искусства и воспитал замечательных русских флотоводцев - будущих героев обороны Севастополя - Нахимова, Корнилова, Истомина.

  • открыто 12 островов и
  • собран огромный материал по океанографии, этнографии, зоологии и ботанике.

Литке основал Русское географическое общество, сыгравшее большую роль в развитии географической науки.

Важнейший вклад в изучение дальневосточных морей внес Геннадий Иванович Невельской. Он открыл устье Амура, пролив между материком и Сахалином и впервые доказал, что Сахалин не полуостров, как считали раньше, а остров.

Открытия русских моряков и ученых способствовали развитию мировую науки. Многие географические пункты, острова, проливы и сейчас носят русские названия (острова Кутузова, Суворова, Румянцева, Петра Великого, пролив Невельского и др.).

Развитие науки способствовало развитию техники - техническому прогрессу. Русские изобретатели сделали ряд важных технических открытий. Передовых русских ученых вдохновляла в их великом труде любовь к родине, к народу. Они были патриотами, и это помогало им преодолевать все невзгоды и препятствия. Царизм повинен в том, что многие изобретения замечательных русских ученых и инженеров не были внедрены в жизнь, не стали достоянием народа. Приоритет (первенство) многих изобретений не был закреплен. Для развития науки отпускались ничтожные средства.

Добавить комментарий

Читайте также: