Развитие информационных технологий в россии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: Предпосылки быстрого развития информационных технологий. Этапы развития информационных технологий. Тенденции развития ИТ. Развитие ИТ и организационные изменения. Развитие ИТ и организационные изменения в организации.

Введение

Наиболее характерная черта нынешнего развития мировой экономики — колоссальные успехи и достижения в области техники и технологии, развитие наукоемких производств. Высокие темпы развития науки и технологий, а главное масштабы и темпы их внедрения в производство и общественную жизнь, превратили научно-техническую революцию в естественный процесс, она стала перманентной. Благодаря развитию коммуникаций и росту уровня образования, "ноу-хау" сейчас практически сразу после изобретения становятся общечеловеческим достоянием. В условиях динамичного развития рынка, усложнения его инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические.

Старая истина гласила, что "тот, кто владеет золотом, то владеет миром". Сегодня это не так ? миром владеет тот, кто владеет информацией. Но реальную власть дает не сама информация как таковая, а умение её извлекать, собирать, анализировать и с пользой применять. А это означает, что важные для бизнеса данные необходимо использовать с целью получения максимальных выгод. И, если получаемые в результате преимущества велики, то это дает все основания считать такую информацию одним из ключевых бизнес-активов предприятия. Если компания будет пренебрегать этими возможностями, то она рискует быстро оказаться на обочине рынка.

Современные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать данные и информацию, обеспечивать эффективные способы представления информации, стали важным фактором конкурентоспособности и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной жизнедеятельности. Уровень информатизации является сегодня одним из главных факторов успешного развития всякого предприятия.

Менеджер любого уровня при принятии решений основывается лишь на доступной ему информации о предмете управления, поэтому от качественных характеристик этой информации таких, как адекватность , полнота , достоверность , своевременность, непротиворечивость и т. п., непосредственно зависит эффективность его работы. В современных условиях информационные технологии и системы играют и будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей компаний. Это влечет за собой новые требования к информационным системам и их функциям. Они не могут оставаться просто инструментом, обеспечивающим обработку информации для отделов и конечных пользователей внутри предприятия. Теперь они должны давать новые изделия и услуги, основанные на информации, которые обеспечат бизнесу конкурентное преимущество на рынке.

Используемые на предприятии информационные технологии поддерживают реализацию деловых решений менеджеров. Однако, в свою очередь , новые системы и технологии диктуют свои специфические условия ведения бизнеса, изменяют компании. И каких бы консультантов в этой области руководитель не привлекал, окончательные решения необходимо принимать ему лично. Менеджер должен уметь извлекать максимальную выгоду из потенциальных преимуществ информационных технологий. Он обязан обладать достаточными знаниями для того, чтобы осуществлять общее руководство процессом применения и развития информационных технологий в компании и понимать, когда требуются дополнительные затраты ресурсов в этой области или помощь сторонних специалистов.

Основная цель этого курса — дать общее системное представление об информации, методах ее хранения, обработки и передачи, о современных информационных технологиях и системах, истории их развития, влиянии на общество и бизнес, методологиях их применения в деятельности предприятия. Поскольку каждая из рассматриваемых в курсе тем представляет собой достаточно большую и самостоятельную предметную область применения современных информационных технологий в управлении бизнесом и информационного менеджмента, то разные темы курса можно рассматривать как вводные в соответствующие дисциплины.

1. Развитие информационных технологий

Информационные технологии (ИТ) являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени ИТ прошли несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом техническим прогрессом, появлением новых технологических средств поиска и переработки данных. Последний по времени этап, часто называемый новым, характеризуется изменением направленности ИТ с развития технических средств на создания стратегического преимущества в бизнесе.

1.1. Предпосылки быстрого развития информационных технологий

До недавнего времени информация не считалась важнейшим активом для компании. Процесс управления деятельностью организации в большой степени зависел от персонального воздействия первых лиц компаний без обширного процесса координации усилий менеджеров и анализа данных. Деловые решения принимались первыми лицами компаний чаще всего на основе опыта и интуиции, и лишь в небольшом числе случаев — на основе специально подготовленной информации, содержащей варианты решений и оценку вероятности их осуществимости. Лишь мощные компании могли позволить себе иметь аналитические центры, готовившие материал для принятия решений. Развитие вычислительной техники кардинально изменило окружающую среду бизнеса. На рис. 1.1 показаны главные предпосылки развития ИТ, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

 Предпосылки развития ИТ

Глобализация и интегрированное развитие индустриальных экономик значительно расширяет возможности бизнеса. Информационные технологии и информационные системы (ИТ/ИС) обеспечивают мобильный доступ и аналитическую мощь, которые удовлетворяют потребности в проведении торговли и руководстве предприятиями в масштабе стран и континентов. Это создает угрозы национальным и региональным фирмам: глобальная связь и системы управления доставляют потребителю информацию о предложениях, качестве и ценах и позволяют совершать сделки и заказы в течение 24 часов в сутки в любом месте, где есть доступ в сеть.

В таблице 1.1 приведены основополагающие факторы, необратимо изменившие к концу ХХ века деловую среду.

Таким образом, мировой рынок становится открытым, ни одна из фирм не может чувствовать себя в безопасности. Чтобы стать эффективным участником этого рынка, компании нуждаются в мощной информационной поддержке и современных системах связи.

1.2. Этапы развития информационных технологий

Существует несколько возможностей классификации развития ИТ с использованием компьютеров, которые определяются различными качественными признаками деления на этапы. Основной целью применения ИТ становится удовлетворение корпоративных и персональных информационных потребностей. Ниже приводится несколько таких классификаций.

Проблемы, стоящие на пути информатизации общества

Современный этап развития современных информационных технологий, начавшийся с начала 90-х годов, характеризуется созданием больших ИС, локальных, региональных и глобальных сетей. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

  • выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерных разработок и телекоммуникаций;
  • необходимость разработки распределенных ИС;
  • организация доступа к стратегической информации;
  • организация защиты и безопасности корпоративной информации.
Задачи и процессы обработки информации

Задачи обработки информации на современном этапе состоят в создании ИТ, направленных на решение стратегических задач, и реализацию информационных систем управления процессами (ИСУП) и поддержки принятия делового решения (ИСППР).

Преимущества применения компьютерных технологий

Преимущества применения компьютерных технологий на современном этапе связаны с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используются как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

Преимущества применения компьютерных технологий на современном этапе связаны с той ролью, которую они играют в бизнесе, и основаны на достижениях телекоммуникационных технологий и распределённой обработке информации. ИС имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу, а создание высокоэффективного производства. Применяемые ИТ должны помочь компании выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

Инструментальные технологические средства

Основными инструментальными технологическими средствами современного этапа развития ИТ стали "Internet/Intranet (новейшие)" технологии. Широко используются в различных областях науки, техники и бизнеса распределенные системы, глобальные, региональные и локальные компьютерные сети. Развивается электронная коммерция. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменением подвергаются технические средства связи, средства бытового, культурного и прочего назначений.

1.3. Тенденции развития ИТ

При традиционном подходе к организации, когда специализированные функции включаются в дело одна за другой, как в эстафете, высокая эффективность недостижима. Быстрота реагирования на внешние изменения требует постоянного сотрудничества между разными специализированными отделами и службами. Постоянно общаясь и обмениваясь информацией, они могут действовать быстро, согласованно и одновременно в самых разных направлениях.

 Изменение стиля ведения бизнеса в современной компании

Информационные технологии исключительно полезны в случае такого координированного процесса. Применение ИТ позволяет радикально изменить стиль управления и сами бизнес-процессы и значительно улучшить основные показатели деятельности компании (рис. 1.2). Прежние правила ведения бизнеса стремительно устаревают. Компании, которые не в состоянии "увидеть" значимость этих изменений, рискуют сильно отстать (табл. 1.2).

В последние несколько лет практически все направления развития бизнеса в России подверглись серьезной экономической "болезни" - кризису. К оздоровительным процедурам, регулярно проводившимся в этот период, можно отнести использование услуг как бизнес-консалтинга, так и ИТ-консалтинга, которые оказывали профилактическое воздействие и в более спокойные времена.

По мнению американского специалиста в области управления Г. Поппеля, под информационными технологиями (ИТ) следует понимать использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни. ИТ рассматривают и как часть (или элемент) информационного бизнеса — его некоторую технологическую основу, и как отдельный сектор инфраструктуры, часто развивающийся автономно.

Информационные технологии в России

После кризиса все компании из отрасли ИТ-консалтинга столкнулись с тем, что за каждый заказ нужно бороться. Конкуренция на рынке усилилась. Это, в свою очередь, привело к повышению квалификации исполнителей. С другой стороны, стало гораздо больше клиентов, которые хорошо разбираются в данной области и понимают, для чего это им нужно. Именно этими факторами и обусловлено развитие рынка ИТ-услуг. Таким образом, в настоящее время для данного сегмента актуальны две основные тенденции: рост конкуренции и повышение профессионализма, как заказчиков, так и исполнителей. Подобное положение дел значительно повысило вероятность успешного выполнения тех проектов, которые реализуются сейчас в России. Есть одна тенденция - мода на тендеры.

Данная отрасль является одной из самых высококонкурентных. Компании стараются выстраивать долгосрочные отношения с каждым клиентом. Предоставить заказчику весь спектр услуг - начиная с бизнес-консалтинга и заканчивая внедрением сложных информационных систем. Проводят диагностику сложившейся ситуации, выявляют проблемы, пути их решения. Такой подход дает очень большое конкурентное преимущество.

Конечно, от соревнований никуда не деться. Сейчас бизнес стремится проводить тендер чуть ли не по каждому незначительному вопросу, но это вполне нормально. Более того, в настоящее время развивается другая тенденция - тендеры продолжаются, но заказчики начинают понимать, что выбирать исполнителя можно не только по цене, как это было в один из прошлых периодов, когда стоимость проекта фактически предопределяла победу. На текущий момент многие клиенты уверены, что "получение ничего за недорого" не относится к большим преимуществам. Сейчас не имеет значения, сколько платит клиент, - важно, что он за это получает.

В период кризиса и после него отношение многих компаний к вопросам вложения средств и реализации крупных проектов изменилось. Специфика текущего момента заключается в том, что заказчики перестали тратить деньги бездумно, только потому, что это модно, или чтобы освоить бюджет. Подобный подход в негосударственном секторе исчез. Сейчас все расходы должны быть исключительно оправданными.

Наибольшим спросом сейчас пользуются системы класса Business Intelligence - это корпоративные хранилища данных и разнообразные системы отчетности, построенные на их основе. Популярность таких решений понятна - прибыльность компаний упала, что повлекло за собой необходимость определить, где они зарабатывают и на чем теряют деньги, а также понимать в деталях все нюансы бизнеса. Проекты очень сложны. Они часто требуют инжиниринга многих процессов непосредственно у клиента, их нельзя решить внедрением одной системы. Тем не менее, задачи интересны и, самое главное, востребованы.

Современные информационные технологии и качество управления

Глобальная конкуренция заставляет компании формировать свои стратегии, уделяя все большее внимание качеству продуктов и услуг. До недавнего времени о качестве обычно говорили либо с точки зрения производителя, либо с точки зрения потребителя.

Что касается потребителя, то он трактует понятие качества значительно шире. Во-первых, он заинтересован в физическом качестве продукта, его сроке действия, безопасности, легкости установки и использования. Во-вторых, потребитель требует определенного качества услуг, связанных с использованием продукта: точность и правдивость рекламы, гарантийное обслуживание продукта и поддержка его в эксплуатации. Наконец, потребитель весьма чувствителен к психологическим аспектам: он ценит вежливость при продаже, репутацию продукта и т.п.

Существенную роль в повышении качества управления играют информационные технологии. Они помогают предприятиям достигать поставленных целей, автоматизируя производственные процессы, обеспечивать выполнение стандартов, совершенствовать продукты на основе анализа спроса потребителей, снижать время изготовления продукции, сокращать сроки разработки проектов.

Несколько лет назад американская компания Carrier Corporation столкнулась с сокращением своей доли на рынке. Основная причина состояла в том, что частота ошибок в системе заказов составляла 70%. Этапов обработки заказа было так много, что ошибки становились, практически, неизбежны. Иногда их можно было обнаружить только в конце производственного цикла, когда на контроле выяснялось, что в изделие вставлены не те комплектующие, которые нужны. В результате компания пошла на внедрение всеобщей системы управления качеством, в которой ИТ играли большую роль: помогли сократить количество этапов обработки заказов, число ошибок резко пошло на убыль, издержки производства сократились и отношения с потребителями наладились.

Чтобы эффективно использовать информацию о стандартах, специалисты в области ИТ привлекают сотрудников других подразделений предприятия к анализу функционирования существующих и проектированию новых информационных систем.

Тенденции развития информационных технологий

Тенденцией развития информационных технологий является глобализация информационного бизнеса. Чисто теоретически любой человек (или фирма) является сегодня возможным потребителем информации. Поэтому возможности информационного рынка по-прежнему являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким как США, Япония, Франция, Великобритания и ФРГ, в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Корен, Тайваня, Сингапура и др. Одной из главных причин интенсификации мировой конкуренции является распространение спроса на конкретные виды ИТ в мировом масштабе. Можно сказать, что, несмотря на различие рынков, продукция, пользующаяся спросом в Америке, фактически аналогична той продукции, на которую существует спрос в Японии и Европе.

Наличие пяти основных факторов обуславливает этот процесс:

- различный уровень знаний в области ИТ, определяющий темпы ее распространения, которые варьируют в широких пределах в зависимости от сферы применения и от особенностей страны;

- соотношение "стоимость — эффективность" ИТ;

- сравнительные достоинства сосуществующих и взаимозаменяемых технологий.

Прогноз “реального” рынка с учетом анализа динамики развития индустрии информационных технологий позволяет выделить следующие основные области ИТ.

1) Услуги связи—реализуются посредством таких сетей общего пользования, как телефонная передача данных, передачи изображения и звуковых сигналов, а также традиционных методов доставки, например по почте.

2) Информационные услуги — представлены различного рода публикациями, осуществляемыми как традиционными методами, так и посредством электроники; пакетами прикладных программ, заказными программными средствами, компьютерной обработкой данных, рекламой и другими видами профессиональных услуг.

3) Развлечения—обеспечиваются за счет создания информационного продукта: музыкального, художественного, юмористического и игрового характера, распространения его в виде печатных изданий, пластинок, кассет, дискет и т.д., а также посредством радио- и ТВ-трансляции, кабельного телевидения, театров и др.

4) Потребительская электроника—представлена стандартными устройствами и системами, обеспечивающими потребности частных лиц в информации и развлечениях. Например, телефонная, аудио- и ТВ-аппаратура, такие новейшие системы, как бытовые компьютеры и лазерные проигрыватели, которые хранят и воспроизводят информационно-развлекательные передачи.

5) Конторское оборудование — охватывает широкий круг устройств и систем: от простейших автономных устройств для перенесения с носителя на носитель (копировальные и пишущие машины) до сегодняшних—с сетями персональных компьютеров, телефонных аппаратов и других видов АРМ, которые хранят, обрабатывают и передают информацию.

6) Системы обеспечения бизнеса. К ним относятся системы общего назначения для обработки, хранения и передачи информации (например, универсальные компьютеры с соответствующим программным обеспечением), а также устройства и системы специализированного назначения (коммутаторы для сетей связи, устройства сбора технологической информации, роботы, средства автоматизированного контроля и управления технологическими процессами, “электронные киоски”, автоматические кассовые аппараты и системы продажи бензина). Между сегментами ИТ потенциального рынка и прогнозом “реального” рынка происходит эффект наложения, который в будущем будет определять конъюнктуру рынка.

Поиск новой интегрированной продукции и необходимость быстрой конвергенции вызывают стремление к всестороннему сотрудничеству фирм в области ИТ. Успех здесь во многом зависит от четырех обстоятельств.

1. Компании должны стремиться к конвергенции с близкими или родственными предприятиями, что усиливает так называемое “стратегическое ядро”.

2. Фирмы должны стремиться к достижению прочного и долговременного положения на рынке, которое может быть обеспечено совместными усилиями.

3. Компании должны подходить к выбору перспективных партнеров со стратегических позиций.

4. При наличии потенциально-стратегического партнера поставщик ИТ до совершения сделки должен четко представлять, какие условия партнерства обеспечат максимальные преимущества.

Области бизнеса, наиболее эффективно использующие достижения информационных технологий

В промышленности системы моделирования позволяют обходиться без дорогостоящих испытаний, сокращают время создания продукции. Системы автоматизированного проектирования ускоряют проектирование сложной продукции, делают возможным более тесное использование потенциала рабочих групп. Система электронной передачи данных позволяет более эффективно управлять предприятием, вести быструю переписку между партнёрами, позволяет создавать рабочие группы внутри корпорации, не объединённые территориально, и даже за счет разницы часовых поясов расширить время работы над проектами.

В банковской системе возникают новые платежные системы, карточные системы, электронные кошельки, электронные клиринговые системы на основе достижений ИТ. Первоначально карточки использовали принцип магнитной ленты, в дальнейшем удалось создать микросхемы, Обладающие миниатюрностью, большими возможностями и лучшей защитой.

По отношению к России можно сказать следующее. Хороший (устойчивый) банк должен работать с клиентами по комплексу сервиса, лучшая форма работы — это перманентный доступ пользователя к его счету, который обеспечивает пластиковая карточка. Однако для этого требуется большие вложения, поэтому банки вынуждены объединяться в различные платежные союзы.

Новые ИТ позволяют расширить сферу услуг, ускорить платежи, удешевить стоимость денежного оборота.

На первый взгляд не происходит ничего сверхестественного — информационная индустрия является новой отраслью технологий, она всегда бурно развивалась, ускорения чередовались с относительно плавными периодами. Происходящее сегодня сопоставляют с такими вехами, как появление персональных компьютеров в эпоху властвования больших ЭВМ и повсеместное объединение персональных компьютеров в локальные сети. Соглашаясь с этим сравнением, отметим, однако, эволюционный характер явления. Просто когда люди хотят отразить важность какого-либо момента, они называют его революционным — это из области маркетинга.

Никто не может игнорировать новые технологии, широко распространяющиеся в нашей жизни, не говоря уже о той непосредственной выгоде, которую из них могут извлекать потребители уже сегодня. Результаты этих усилий уже воплощаются в реальных проектах.

В результате развития информационных технологий и большой прибыльности проектов в отрасль привлечено множество фирм. В результате создалась ситуация совершенной конкуренции. Результатом сегодняшней обостренной конкуренции будет совершенствование ИТ, появятся новые отрасли, рынок предложения станет прозрачнее.

Рыночная экономика. В 3-х т.—Т.2— "Основы бизнеса" в 2-х частях.—М.: Соминтек, 2009.

Введение в информационный бизнес: О.В. Голосов, С.А. Охрименко, А.В. Хорошилов и др.; Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова — М.: Финансы и статистика, 2005.

Информационные системы в экономике: Под ред. Дика. — М.: Финансы и статистика, 2006.

Боб Льюис. Семь смертных грехов специалистов по ИТ. 2010.

Журнал "Банки и технологии"

Майкл Эрл. Директор информационной службы. Computerword Россия, № 9, 2000.


В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в самом недалеком прошлом человек и понятия не имел о них. В нашу жизнь они вошли прочно, применяются информационные технологии во всех сферах жизни человечества, выполняя особо значимую двойственную роль. Информационные технологии представляют весь накопленный опыт человечества в форматизированном виде, пригодном для прикладного использования. И в нем сконцентрированы научные знания и материалистический опыт для осуществления общественных процессов, при этом экономятся затраты труда, времени, энергии, вещественных средств. И с каждым днем с непомерной силой роль эта увеличивается. Это явление объясняется свойствами, которыми обладают информационные технологии.

Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации. [1, с.10]

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Кроме того, они упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. [2, с.34]

В информационном обществе огромную роль и значение на сегодняшний день играют системы распространения. Существуют межрегиональные и международные системы связи, позволяющие обмениваться информацией на больших расстояниях и территориях. Выросло и постоянно растет количество профессионально занятых людей сбором информации, ее переработкой и хранением. Чисто теоретически любой человек или же любая фирма являются потребителями информации. И это касается как коллективов людей, так и отдельных личностей. Перед тем как что-либо предпринять, нужно провести работу по сбору, переработке, анализу информации. И найти наиболее подходящее решение. Может потребоваться обработка больших объемов информации, и это порой окажется не под силу человеку без использования специальных машин. Компьютеры во всех сферах человеческой деятельности:

 ускоряют обработку информации в производственной и социальной сфере;

 помогают в принятии наиболее правильных, лучших одним словом — оптимальных решений;

 избавляют человека от скучной и рутинной работы.

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста. Кроме того, одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

 совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков, данных научно — педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

 совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

 создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

 создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.[3, с.26]

Сегодня наиболее распространенной разновидностью информационных технологий является Интернет, самый массовый и оперативный источник информации. В рядах стран с каждым годом значительно увеличивается число пользователей услугами Интернет. Например, по данным Internet World Stats, количество интернет — пользователей среди населения стран СНГ и Балтии представлено на рисунке 1.

C:\Users\4K-1314113927-309k\Desktop\Безымянный.jpg

Рис. 1. Проникновение интернета — доля людей, пользующихся интернетом среди населения страны

Многим людям на сегодняшний день невозможно представить свою жизнь без компьютера, да еще и подключенного к интернету. Существуют разные оценки этому. Одни поддерживают развитие виртуального мира — Интернета, а другие предупреждают о неизвестных последствиях. Но эти произошедшие в жизни изменения, повлияли и очень изменили жизнь человечества. Огромное множество полезной информации можно найти в интернете, практически не затрачивая на это времени. Сегодняшнее время — время огромных потоков информации, которую необходимо обрабатывать и хранить, эти вопросы решают компьютеры. Сидя за компьютером сегодня можно получить абсолютно любую информацию. Однако все хорошее имеет и так называемые обратные стороны — плохое. Глобальная сеть общедоступна. И у всякого имеется такая возможность, как залезть, или же влезть в чужую информационную систему. Сейчас в виду этого развивается законодательство, которой должно будет следить авторством информации, стоять на страже собственника информации. [5, с.17]

Информационные технологии сейчас проникают во все сферы производственной деятельности и делают возможным строить эффективную систему управления, обеспечивающее дальнейшее увеличение выполняемых работ, сокращения сроков, и также повышение качества работ. Под процессом понимается совокупность определенных действий, направленных на достижение какой-либо цели. Процесс определяется выбранным человеком путем, т. е. стратегией и реализовываться с помощью различного набора средств и методов. Основным технологическим средством процесса переработки информации является персональный компьютер, который отчетливо повлиял на концепцию построения технологических процессов и их использования, и на качество информации в результате. Информационная технология — это процесс, который состоит из регламентированных правил выполнения операций, действий над данными, которые хранятся на компьютерах. Главная цель в информационных технологиях — получение нужной, необходимой человеку, т. е. пользователю информации путем направленных действий по переработке информации. Информационная система является средой, составляющие элементы которой это компьютеры, программные продукты, компьютерные сети, базы данных, технические средства связи и т. д. Основная цель информационной системы состоит в следующем это организация хранения и передачи информации.

В XXI веке образованный человек — это человек, хорошо владеющий информационными технологиями. Ведь сейчас все в большей степени деятельность людей зависит от их информированности, и способности эффективно использовать информацию. Современный специалист любого профиля в информационных потоках должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других средств. Основную роль в скором времени будет играть система распространения, хранения и обработки информации. Техника, благодаря которой многим людям стало гораздо легче — современные информационные технологии. [4, с.204]

Таким образом, информационные технологии в своем развитии вышли на более качественный уровень. Информационные технологии на основе новейшей компьютерной техники способствуют высокоэффективной организации управления на предприятии, в учебном заведении; помогают снизить временные затраты на различные операции.

Подводя итоги отметим, что значение информационных технологий для современного человека весьма велика, потому как сейчас все больше и больше самых разных процессов в жизни человека происходит не без участия в них информационных технологий. И многие работодатели сегодня требуют от будущих потенциальных работников — новых кадров знание устройства ПК и умение пользования информационной средой.

Основные термины (генерируются автоматически): обработка информации, интернет, информационная система, информационное общество, информационное управление, информация, компьютер, компьютерная техника, передача информации, процесс, развитие, система распространения.


Без сомнения, информационные технологии на сегодняшний день играют важнейшую роль в современном мире. Они занимают уникальное положение в нашем обществе и не просто оказывают влияние на его экономические и социальные институты, но и является двигателем глобального экономического роста, проникая во все сферы производственной деятельности и позволяя строить эффективные системы управления. Тем самым происходит увеличение объемов выполняемых работ, сокращение сроков проектирования и повышение качества проектных работ.

Данная тема сейчас как никогда актуальна, так как информационное общество предполагает широкое применение различных информационных технологий во всех сферах нашей деятельности. Например, на данный момент в нашем обществе огромную роль играют системы распространения, хранения и обработки информации, которые основываются на работе компьютеров. Все больше образуется межрегиональных и международных связей, позволяющее обмениваться информацией на больших расстояниях за кратчайшие сроки. Помимо этого, количество людей, профессионально занятых сбором, хранением и обработкой информации, растет с каждым днем.

Этапы развития информационных технологий

Для того, чтобы заглянуть в будущее и установить тенденции развития информационных технологий, нам необходимо для начала выявить, какого же современное состояние информационных технологий, и какие этапы этому предшествовали.

Нам известно, что информационные технологии являются неотъемлемой составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему моменту они прошли несколько эволюционных этапов, смена которых определяется, как и развитием научно-технического процесса, так и появлением новых технических средств переработки информации. Как и любые другие технологии, информационные технологии развиваются неравномерно, то есть какие-либо новые решения появляются непостоянно, а периодически. На сегодняшний день существует несколько возможностей классификации этапов развития информационных технологий. Ниже будет представлен один из вариантов классификации:

1-й этап (до конца 60-х гг. ХХ века) характеризуется, как начало развитие информационных технологий, который связан с появлением первых информационных систем 1 . На данном этапе основным направлением развития явилась автоматизация операционных рутинных действий человека и разработка автоматизированных систем управления производством и управления технологическими процессами. Однако, существовали проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей программно-аппаратных средств. Кроме того, на данном этапе присутствовала и психологическая проблема, которая выражалась в трудном взаимодействии пользователей, для которых создавались эти информационные системы, и разработчиков вследствие различия их взглядов, и понимания решаемых проблем. Именно поэтому создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, не использовали в полной мере, не смотря на их большие возможности. Стоит отметить, что на этом этапе появляются так называемые "электрические" технологии, которые включают в себя большие ЭВМ, электрические пишущие машинки, телетайпы (телексы), ксероксы, портативные диктофоны. В связи с этим акцент в информационных технологиях начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связан с распространением ЭВМ серии IBM/360 и созданием автоматизированных систем управления и информационно-поисковых систем, которые были оснащены широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Акцент технологий еще больше смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, в особенности на организацию аналитической работы. Характерной проблемой этого этапа являлась возможность использования больших универсальных ЭВМ (Mainframe) только мощными корпорациями ввиду их дороговизны и сложности эксплуатации.

3-й этап (с середины 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, так как появляются первые персональные компьютеры, меняется и подход к созданию информационных систем. Поскольку, ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя, ИС становятся средством поддержки принятия решений. Благодаря этому, информационные технологии могли быть доступными для конечного пользователя. Теперь он заинтересован в проводимой разработке, поэтому налаживается контакт с разработчиком и возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. Проблемы этого этапа связаны с необходимостью максимального удовлетворения потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде, а также разработка приложений для корпоративного и индивидуального пользования.

4-й этап (с начала 90-х гг.) основан на достижениях телекоммуникационных технологий и распределенной обработке информации, то есть это развитие современных технологий создания больших информационных систем, локальных, региональных и глобальных сетей. Данный этап дал нам возможность реализовывать непрерывный обмен информацией через глобальные сети. Теперь целью информационных систем является не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь пользователю, а создание высокоэффективного производства. Универсальный доступ к информации, хранимой в электронной форме, кардинально изменил методы работы, образования, управления и характер использования свободного времени.

Современное состояние ИТ

На данный момент информационные технологии широко применяются для повышения качества образования и медицинского обслуживания, а также для развития информационной и телекоммуникационной структуры. Уже сейчас западные компании умеют объединять все отрасли производства в одну систему, и управлять ею при помощи современных информационных технологий. Многие западные специалисты считают, что тот, кто владеет информацией, владеет и всем миром. Именно поэтому они акцентируют свое внимание на управлении информацией. По мнению некоторых отечественных специалистов, в России информационная структура также совершенствуется быстрыми темпами, хотя и существенно отстает в развитии по сравнению с западными странами. Так, в 2015 году Россия на 9 позиций улучшила свой показатель индекса развитости информационно-коммуникационных технологий и заняла 41-е место из 143 стран. На данный момент существует несколько тенденций, характеризующих состояние информационных технологий:

наличие большого количества баз данных, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества;

создание технологий, которые обеспечивают интерактивный доступ обычного пользователя к этим информационным ресурсам;

увеличение функциональных возможностей и создание локальных, многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей;

включение в информационные системы различных технологических средств и специализированных интерфейсов пользователя для взаимодействия с экспертными системами.

Тенденции развития ИТ

На данный момент выделяют 5 основных тенденций в развитии информационных технологий:

усложнение информационных продуктов и услуг. Информационный продукт в виде программно-аппаратных средств, баз и хранилищ данных постоянно развивается и усложняется. Еще вчера невозможно было представить большинство предлагаемых сегодня услуг для персональных компьютеров, телевидения и систем защиты. Наряду с этим интерфейс информационных технологий при всей сложности решаемых задач постоянно упрощается, тем самым делая интерактивное взаимодействие пользователя и системы все более комфортным;

способность к взаимодействию. С ростом значимости информационного продукта возможность провести оптимальный обмен этим продуктом между компьютером и человеком или между информационными системами приобретает статус ведущей технологической проблемы. Также эта проблема касается совместимости технических и программных средств, обработки, передачи и формирования требуемой информации. Современные программно-аппаратные средства и протоколы обмена данными позволяют решать их в нарастающем объеме;

ликвидация промежуточных звеньев. Развитие способности к взаимодействию однозначно ведет к упрощению доставки информационного продукта до потребителя. Посредники становятся не нужны, если есть возможность размещать заказы и получать необходимое непосредственно с помощью информационных технологий;

глобализация. Различные компании сейчас могут с помощью информационных технологий вести дела на мировом рынке, то есть где угодно, немедленно получая исчерпывающую и всю необходимую информацию. Поэтому возможности информационного рынка становятся беспредельными. Происходит интернационализация программных средств и рынка информационного продукта. Глобализация рынка информационного продукта нацелена на получение как можно больше выгоды за счет распределения постоянных и полупостоянных информационных расходов на более широкий географический регион. Это становится необходимым элементом стратегии для большинства компаний;

Заключение

Таким образом, мы видим, что информационные технологии непрерывно развиваются, открывая для нас принципиально новые возможности в различных сферах деятельности (будь то управление предприятием, поддержка принятия управленческих решений, медицина или образование). Главными стимулами их развития являются социально-экономические потребности общества. Сейчас активно развиваются межрегиональные и международные системы связи, начинает формироваться глобальное сетевое сообщество, и при этом формируется рынок информационных услуг. От того, насколько активно мы будем использовать информационные технологии, зависит и качество нашей жизни.

Список используемой литературы

Информационные системы в экономике: Под ред. Дика. — М.: Финансы и статистика, 2006 г.

1  Информационная система - система сбора, хранения, обработки, преобразования, передачи и обновления информации с использованием компьютерной и другой техники.

2  Конвергенция ИТ – стремление и процесс сближения разнородных электронных технологий в результате их быстрого развития и взаимодействия.

2020: ВШЭ разработала стратегию развития российской ИТ-отрасли до 2036 года

17 марта 2020 года стало известно о разработке Высшей школой экономики (ВШЭ) стратегии развития российской ИТ-отрасли до 2036 года. Согласно проекту, доля рынка информационной технологий в национальном ВВП вырастет с 0,9% в 2019 году до 4%, и появятся 10 компаний с рыночной капитализацией в размере от $1 млрд.



Высшая школа экономики (ВШЭ) по заказу Минкомсвязи разработала стратегию развития российской отрасли до 2036 года

Президент InfoWatch Наталья Касперская высказала сомнения относительно объема венчурных инвестиций в ИТ-стартапы, который авторы стратегии обозначили в $10 млрд к 2036 году (в 2018 году этот показатель составил $409 млн).

По словам члена экспертного совета по российскому ПО Ильи Массуха, в представленном проекте стратегии развития отрасли информационных технологий в России импортозамещение фигурирует лишь в одном подпункте, тогда как президент своим указом сделал этот вопрос одним из приоритетных.

Также в ключевых параметрах стратегии говорится о доле отечественного ПО в затратах на закупку и аренду софта, тогда как правильнее говорить о доле использования отечественных технологий, чтобы исключить манипуляции показателем, добавил Массух. [1]

2018: Проект стратегии на 2019-2025 годы

Содержание документа

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в конце декабря 2018 года подготовило проект обновленной стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ, охватывающей период 2019-2025 гг. с перспективой до 2030 года. Это было сделано во исполнение поручения зампредседателя правительства Максима Акимова по актуализации стратегии 2014-2020 гг., которое он дал в августе 2018 года.

Как и исходная версия документа, утвержденная в 2013 году [2] , стратегия определяет цели и основные направления развития ИТ-отрасли, а также механизмы и способы достижения поставленных целей. При ее разработке учитывался ряд правовых и нормативных актов, появившихся за последние пять лет.

Также реализация стратегии должна способствовать снижению зависимости экономики страны от сырьевого экспорта за счет увеличения экспорта продукции отрасли ИТ, повышению уровня образования и производительности труда за счет ускоренного внедрения ИТ в важнейшие сферы экономики и улучшению общего инвестиционного климата в России.

Наконец, развитие отрасли необходимо для перехода к новому постиндустриальному технологическому укладу, который базируется на широком внедрении достижений ИТ во всех секторах экономики, говорится в документе. Выполнение мероприятий стратегии поможет поддержать средний темп роста отрасли ИТ на уровне, значительно превышающем средний темп роста ВВП - не менее чем в 3 раза за весь период, рассчитывают авторы проекта. Такое же ожидание было прописано и в стратегии версии 2013 года, однако тогда помимо этого было указано, сколько конкретно высокотехнологичных рабочих мест ожидается в России к конечному сроку стратегии.


Государству отводится большая роль в формировании облика отрасли в 2019-2025 гг. и перспективе до 2036 года. Предусматривается обеспечить благоприятные условия для работы компаний по наиболее конкурентоспособным направлениям, включая кадровое обеспечение. В условиях осложнения международной обстановки на первый план вышли вопросы разработки и внедрения импортозамещающих технологий.

  • обеспечение преференций для отечественной конкурентоспособной продукции, такой как бизнес-приложения, антивирусное ПО и программное обеспечение ИБ, интернет-сервисы, применяемые в корпоративной среде;
  • поддержка коллективной разработки ПО в сегментах рынка, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Акцент делается на клиентские и мобильные ОС, серверные операционные платформы, СУБД, способы управления облачной инфраструктурой, пользовательское и офисное ПО;
  • оказание помощи в разработке программного обеспечения, связанного с отраслевой спецификой. Например, разработка ПО для промышленности (PLM, CAD, CAM, CAE), топливно-энергетического комплекса, строительства (BIM, CAD, CAM), здравоохранения, финансового сектора, транспорта;
  • устранение технологической зависимости от использования иностранных продуктов госорганами и госкорпорациями в критических областях, в частности в области общесистемного и инфраструктурного ПО.

Основные направления реализации стратегии включают развитие кадрового потенциала и образования отрасли ИТ, стимулирование работы высококвалифицированных специалистов. Для этого надо, в том числе, создать благоприятные условия для привлечения в Россию таких специалистов из-за рубежа, считают авторы проекта стратегии. В числе таковых - необходимость разработать условия упрощения получения высококвалифицированными специалистами временного вида на жительство и разрешения на работу в России.

В список основных направлений также включены популяризация ИТ как сферы деятельности, улучшение институциональных условий развития отрасли, международное сотрудничество и поддержка экспорта.

К ключевым направлениям развития отнесена исследовательская деятельность в области ИТ. Здесь в числе приоритетов обозначен широкий спектр технологий, включая блокчейн, большие данные и интернет вещей.

Важным направлением является и поддержка развития малого бизнеса. В числе обозначенных вариантов - льготное кредитование и субсидирование российских заказчиков ИТ при закупке отечественной продукции и осуществлении проектов по миграции своих информационных систем с зарубежных на отечественные решения.

Другими направлениями реализации стратегии являются стимулирование появления лидеров отрасли информационных технологий мирового масштаба, информатизация экономики и долгосрочный заказ на ИТ со стороны государства, обеспечение ИБ, повышение грамотности населения в области ИТ.

Оценка объемов финансирования реализации стратегии в документе не указана. Его планируется осуществлять за счет госпрограмм, программ институтов развития, связанных с развитием инновационной экономики и отрасли, бюджетов субъектов и внебюджетных средств по модели ГЧП.

Мнения руководителей ИТ-компаний о проекте стратегии

Ряд руководителей российских ИТ-компаний поделились с TAdviser мнениями о проекте стратегии развития ИТ-отрасли. В ней отмечаются как положительные направления, так и наличие недоработок. Президент компании Docsvision Владимир Андреев считает, что в целом документ полезный и формулирует правильные задачи. К ним относятся:

  • Амбициозные показатели опережающего роста по сравнению с другими отраслями (втрое), среди них еще более опережающий рост – разработка ПО;
  • Прямая связь задач роста отрасли с импортозамещением и конкретная роль государства в этом процессе;
  • Ориентация на экспорт ИТ продуктов и услуг как стратегию для мирового рынка;
  • Амбициозные планы по повышению доли ИТ-специалистов среди занятых и создание для них преференций для работы, жилья и развития;
  • Понимание что преференции для ИТ – одно из направлений глобальной междустрановой конкуренции;
  • То, что на первом месте поставлено развитие человеческого капитала;
  • Включение бизнес-приложений как одного из приоритетных рынков ПО для отечественных разработчиков;
  • Хорошо, что ОКВЭД предложили уточнить, так как в области ПО он выглядит явно архаически.

С другой стороны, для реализации задач предложенных мер недостаточно, а часть направлений сформулировано в слишком неконкретном виде, отмечает Владимир Андреев.

Кроме того, считают в компании, не хватает задачи повышения скорости и качества законо- и нормотворческой деятельности в области ИТ. Например, отсутствие нормативной базы для безбумажного документооборота (базовая задача цифровой трансформации) тормозит развитие внутреннего рынка автоматизации, а развитие внутреннего рынка – главный драйвер развития отрасли в целом сегодня, отметил Андреев в разговоре с TAdviser.



Акцент в проекте стратегии сделан на отечественном рынке, в первую очередь, на потребности госсектора, а меры по стимулированию экспортного потенциала обозначены декларативно, мало конкретики, указывает президент Docsvision.

Кроме того, необходимо повышение реальной конкурентности в ИТ. Есть риск, что регулирование отрасли будет снижать конкурентность в отрасли, необходимы меры по снижению этого риска, отмечает президент Docsvision.

Еще одно замечание Алексея Смирнова касается связки аппаратной и программной составляющей в области импортозамещения.

Также в приоритетных технологиях появились программно-определяемые системы для обработки и хранения данных, что полностью соответствует современным мировым трендам, добавил Владимир Рубанов.

2012: АП КИТ и McKinsey разработали Стратегию развития ИТ-отрасли России

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) вместе с McKinsey закончили осенью 2012 года разработку стратегических приоритетов развития российской ИТ-индустрии. В документе помимо текущего состояния отрасли даются возможные сценарии ее развития и определяется, какую господдержку участники рынка хотели бы получить. Собственно, такое консолидированное мнение рынка и формулировалось для общения с правительством.

Со стороны российской ассоциации в рабочую группу проекта входят:

Членами управляющего комитета проекта также являются и руководители других компаний-членов ассоциации:

Читайте также: