Развитие этнологии за рубежом доклад

Обновлено: 05.07.2024

План:
1.
Эволюционизм.
2. Диффузионизм.
3. Функционализм.
4. Социологическая школа.
5. Американская школа исторической
этнологии.
6. Этнопсихологическая школа.
7. Структурализм.
8. Культурный релятивизм.
9. Неоэволюционизм.
10. Развитие этнологии в России.

Эволюционизм
Формирование этнологической теории
эволюционизма началось в середине
XIX века.
Основные идеи эволюционизма:
в природе существует единство
человеческого рода, поэтому все люди
имеют одни и те же умственные
способности и в одинаковых ситуациях
будут принимать примерно аналогичные
решения;

Эволюционизм
в человеческом обществе имеет место
непрерывный прогресс; те процесса перехода от
простого состояния к более сложному; культура
как часть общества также развивается от низшего
к высшему путем непрерывных постепенных
изменений, количественного увеличения или
уменьшения;
развитие любого элемента культуры изначально
предопределено, тк его поздние формы
зарождаются и формируются в более ранних
формах,
при
этом
развитие
культуры
многоступенчато и происходит в соответствии со
стадиями и ступенями, едиными для всех культур
в мире;

Эволюционизм
в соответствии с универсальными законами
человеческих культур одинаковые стадии
развития разных народов и их культур дают
одинаковые результаты;
общественное развитие подчиняется законам
эволюции, свойственным для живой природы,
где источником развития служат межвидовая
борьба за существование, выражающаяся в
наслоении одного элемента на другой или в
замене старого новым; в результате этой борьбы
различные
элементы
культуры
соответствующим образом взаимосвязаны друг
с другом.

Суть концепции
Начало культуры – появление на
земле
полуцивилизованной
расы
людей, ее развитие пошло двумя
путями: назад – к обществу дикарей и
вперед – к цивилизованным людям.
Возможны регрессивные изменения в
культуре вследствие исторических и
природных
катаклизмов,
однако
магистральное направление в истории
человечества

эволюционное
прогрессивное развитие культур.

Эволюционизм
Морган предпринял попытку первой
универсальной периодизации истории
человечества:
эпоха дикости;
эпоха варварства;
эпоха цивилизации.

Диффузионизм
Основные идеи диффузионизма:
культура
является живым организмом,
рождающимся
и
развивающимся
в
определенных
географических
условиях;
каждый элемент культуры возникает в
конкретном
регионе
и
оттуда
распространяется по всему земному шару;
основными факторами развития культуры
являются заимствования, переносы, смещение
культурных элементов; перемещение культу
затрагивает
не
только
предметы
материального быта, но и духовные явления:
мифы, культы, обычаи и пр;
у
каждой культуры есть свой центр
зарождения и распространения, найти эти
центры культуры – главная задача этнологии.

Суть концепции:
Явления
культуры – признаки
связи
народов:
расы
смешиваются, языки меняются
и
исчезают,
самосознание
народностей меняется и только
культурные
предметы
сохраняют свою форму и ареал
бытия, поэтому важнейшая
задача этнологии – изучать
распространение
предметов
культуры.

Диффузионизм
Предметы материальной культуры
дольше удерживаются, сохраняют свою
форму и ареал своего распространения
по сравнению с другими явлениями
культуры. Человек - лишь носитель
этнографических предметов.

Диффузионизм
Два способа перемещения элементов
культур:
полный и быстрый перенос не отдельных
предметов,
а
всего
культурного
комплекса в целом (аккультурация);
перемещение
отдельных
этнографических предметов от одного
народа к другому, при этом одни
предметы
(украшения,
одежда,
наркотики) легко передаются от народа к
народу, а другие (упряжь, изделия из
металла) перемещаются вместе с их
носителями.

Функционализм
культура служит нуждам индивида: базовым
(пища, жилище, одежда), производным
(разделение труда, защита, социальный
контроль), интегративным (психологическая
безопасность, социальная гармония, религия,
искусство и тп);
ключевая роль в культуре принадлежит
обычаям, ритуалам, моральным нормам,
которые являются регуляторами поведения
людей, а выполняя эту функцию, они
становятся
культурными
механизмами
удовлетворения
жизненно
важных
потребностей людей и их совместного
существования;

Суть концепции
Культура
рассматривается
как
целостное образование, состоящее из
взаимосвязанных элементов, частей,
вследствие чего, важнейшим методом
функционализма
становится
разложение культуры на составные
части и выявление зависимости между
ними. Главное – раскрытие механизмов
действия и воспроизводства социальных
структур. Каждый элемент культуры
исследуется,
как
выполняющий
определенную задачу, функции в
социокультурной общности людей.

Функционализм
Культура есть продукт биологических
свойств человека, тк человек – животное,
вынужденное
выполнять
свои
потребности, для чего добывает еду,
изготовляет одежду, строит жилье, тем
самым преобразуя окружающую среду и
создавая
производное
окружение,
которое и есть культура. Различия
между
культурами
обусловлено
различиями в способах удовлетворения
элементарных
человеческих
потребностей.

Социологическая школа
в каждом обществе существует
комплекс
коллективных
представлений,
которые
обеспечивают устойчивость общества;
функция культуры состоит в том, чтобы
солидаризировать общество, сближать людей;
переход
от одного общества к другому
представляет собой трудный процесс и
осуществляется не плавно а рывками;
Человеческое общество не может быть сведено
к простой сумме индивидов. Общество – это
система нравственных (моральных) связей
между людьми, которые как бы навязывались
им и обладали принудительной силой.

Американская
школа
исторической этнологии
Основные идеи:
этнология должна изучать конкретно и
всесторонне
каждый
народ
в
отдельности:
язык,
культуру
и
антропологический тип;
взаимодействие
культур
разных
народов создает их культурную общность
в
определенных
географических
ареалах, в их границах следует искать
конкретные формы взаимного влияния
народов,
диффузию
отдельных
культурных элементов;

Суть концепции:
Предложил заново создать этнологию,
накапливая новые этнографические
данные,
постепенно
вырабатывая
новые методы и теории. Цель науки о
человеке
– создание
целостного
представления
об
истории,
основанного на изучении каждого
отдельного народа, его языка и
культуры.

Этнопсихологическая школа
высказана и обоснована идея о существовании
определенных
психологических
особенностей,
характерных для представителей той или иной
культуры;
впервые было показано действие психологических
защитных механизмов применительно не к
индивиду, а к обществу;
были
начаты исследования национального
характера
и
национальных
культур
с
психологической точки зрения, в ходе которых
было доказано, что национальный характер
отражает
психологические
особенности
представителей той или иной нации;
была
выдвинута важная для последующего
развития этнологии идея о том, что национальный
характер может быть описан как особый способ
распределения и регулирования внутри культуры
ценностей или поведенческих моделей.

Этнопсихологическая школа
М. Мид (1901-1978).
Маргарет
Мид

представитель
этнопсихологической
школы,
доминирующей
темой которой становится
изучение
национального
характера.

Суть концепции:
Акцент на изучение национального
характера.
Три аспекта исследований:
сравнительное
описание
некоторых
культурных конфигураций, характерных
для той или иной культуры,
сравнительный
анализ
ухода
за
младенцами и детского воспитания;
изучение присущих
тем или иным
культурам
моделей
межличностных
отношений
(между
родителями
и
детьми, между родственниками).

Этнопсихологическая
школа
М.
Мид выделяла три типа культур:
Постфигуративная культура – классический
вариант
современного
общества.
Любое
изменение протекает медленно и незаметно,
прошлое взрослых – схема будущей жизни их
детей.
Конфигуративная культура –преобладающей
моделью поведения людей является поведение
их современников. Идеал - не прошлое, а
настоящее.
Префигуративная культура
- появляется в
середине
XX
века,
отличается
неопределенностью развития будущего. Способ
передачи – дети передают знания родителям.

Структурализм
культура
рассматривается как
совокупность
знаковых
систем
(язык, наука, искусство, религия и
тп)
необходимо искать принципы и
способы культурной организации
человеческого
опыта
существования, совместной жизни
и деятельности, понимаемого как
построение
знаковых
и
символических систем.

Структурализм
Все
многообразие
структуры
нашего мира – есть модификации
некой исходной единой модели,
ее раскрытие; поэтому все они
могут быть строгим образом
систематизированы
и
классифицированы, между ними
можно
установить
связи
и
соответствия.

Культурный релятивизм
все культуры имеют равные права на
существование, независимо от уровня их
развития;
ценности каждой культуры относительны и
обнаруживают себя только в рамках и
границах данной культуры;
европейская культура является лишь одним
из путей культурного развития, другие
культуры уникальны и самобытны из-за
собственных путей развития;
для
каждой
культуры
характерны
различные
этнокультурные
стереотипы
поведения, которые составляют основу
системы ценностей данной культуры.

Неоэволюционизм
Основные
идеи неоэволюционизма:
культура
является
результатом
адаптации общества к окружающей
среде;
культурная
адаптация

процесс
непрерывный,
поскольку
ни
одна
культура не приспособилась к природе,
чтобы превратиться в статичную;
основу любой культуры составляет ее
ядро,
которое
определяется
особенностями природной среды, в
которой
происходит
культурная
адаптация;

Неоэволюционизм
Л. Уайт (1900-1975). Лесли Элвин
Уайт – представитель теории
неоэволюционизма в США.
Культура – независимая система,
функция и цель которой делать жизнь
безопасной и пригодной для
человечества. Культура имеет
собственную жизнь и управляется
собственными принципами и
законами.

Развитие
этнологии в
России.
В России интерес к этническим проблемам
появился во второй половине XVIII века,
когда впервые в русской общественной
мысли были поставлены вопросы о месте и
роли России среди других народов, об
исторических корнях русского народа, об
особенностях русской культуры и тд.
Значительную роль в постановке и решении
этнических проблем в русской культуре
сыграло движение славянофилов.

Развитие
этнологии в России
Особое место в истории русской науки о
народах занимает научная деятельность
Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился
доказать единство человеческого рода,
физическую и психическую равноценность
всех рас и народов, обосновать идею о том,
что все различия между народами вызваны
природными и социальными условиями их
жизни. Исследование материальной и
духовной культуры, психологии и
социальных отношений папуасов Новой
Гвинеи и народов Океании позволили
ученому обоснованно отрицать сущность
расистских теорий.

Развитие
этнологии в России
В советский период развития отечественной
этнологии особой сферой исследований были
межнациональные
отношения.
Как
правило,
они
изучались
на
основе
статических
данных
повседневного
поведения и конкретных поступков людей.
Так, дружба народов оценивалась по
количеству
участников
представителей
различных национальностей в крупных
общесоюзных стройках или по количеству
межнациональных браков.

Развитие
этнологии в России
Наконец, на рубеже 70-80 х годов XXвека
заметным явлением в развитии
отечественной этнологии стала теория
этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой
автор дает объяснение механизма
появления и развития этносов.
В настоящее время основным научноисследовательским центром отечественной
этнологии является Институт этнологии и
антропологии Российской академии наук,
руководителем которого является В.А.
Тишков.

Список литературы:
Основные этнологические школы.
1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.
3. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
4. Майерс В. Советская этнография: охотники или собиратели.
//Ab Imperio. №3, 2001. С.9-43.
5. Мид М. Культура и мир детства. М., 1998.
6. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.: Высшая
школа, 1978.
7. Этнологическая наука за рубежом: проблемы,
поиски,
решения. М., 1991.
8. Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.
9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.
10. Крысько В.Г. Этнопсихология межнациональных отношений.
М.: Экзамен, 2002.
11. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

Ранняя история науки.Ещё в Древнем Египте были те или иные этнографические исследования, где были описаны соседние народы (Палермский камень, записи на гробницах и др.), позже появляются наблюдения из Месопотамии и раннебиблейских текстов. Но, первым исследователем применившим метод непосредственного наблюдения, а также честно описавшего на основании их народы, следует считать Геродота:

Геродот описывает одну за другой страны, подвластные персидскому царю, говорит об их народах, добросовестно пересказывая все, что ему о них известно: их происхождение (главным образом по легендам), образ жизни, религия, обычаи… В целом Геродот, и как историк, и как географ, и как излагатель обильных этнографических сведений, знаменует собой некий переходный этап — от стиля наивно безыскусственного летописания к научному исследованию; от доверчивого пересказывания мифов — к рационалистической их критике[4].

Впоследствии труды об этнографии дополняются такими исследователями как Фукидид, у которого материал более скуден, а также упоминается лишь с теми или иными событиями связанными с Элладой, Ксенофонт и другие.

Что же касается вялости духа и трусости, то наибольшей причиной, почему азиаты менее воинственны, чем европейцы, и отличаются более тихим нравом, суть времена года, которые не производят больших перемен ни к теплу, ни к холоду…[5]

Очень важные работы оставил Г. Ю. Цезарь, так, например, в Записках о Галльской войне, полководец, рассматривая военный потенциал кельтов, сравнивает их с германскими племенами[6].

Публий Корнелий Тацит

После падения Западной Римской империи (476 г.), центр науки перемещается на восток — к Византии, менее затронутой и пострадавшей от набегов. Данный период знаменуется произведениями таких авторов как Прокопий Кесарийский, который оставил ценнейшие источники о славянах[9], где даёт описание быта и культуры антов и склавинов, их расселение и внешний вид[10]. В дальнейшем важные источники по истории оставили Иордан, Константин Багрянородный, Анна Комнин и другие.

Отдельно следует отметить русского путешественника Афанасия Никитина, оставившего после путешествия по Индии и Персии путевые записи, известные сегодня как Хожение за три моря.

Эпоха Великих географических открытий

Важным является, как отмечает С. А. Токарев, что несмотря на то, что в данный период появляется много известий о народах, которые раннее были или полностью неизвестны, либо данные по ним были скупы, многие европейские путешественники и миссионеры рассматривали туземцев крайне предвзято, а также, как, например, Диего де Ланда, уничтожали их культуру и письменность, считая языческой.[11]

Развитие этнографической науки в XVIII—XIX вв. Мифологическая школа

Целый этап связан с Якобом и Вильгельмом Гримм, собирателей сказок, которые они рассматривали с точки зрения индогерманизма, а также выделяли особенные немецкие сказки, например, о животных, считая их присущим только данном народу[13]

Воззрения братьев Гримм были первыми, которые обозначили зарождавшееся направление — Мифологическую школу.

1. Культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному.

2. Существующие различия между народами не имеют отношения к расовым различиям, а отражают лишь достигнутый уровень культурного развития.

3. Все конкретные элементы культуры у каждого народа либо изобретены самостоятельно, либо заимствованы у соседей, либо унаследованы от прошлых эпох[15].

Также видными представителям этой школы были Дж. Фрэзер, Л. Морган, И. Я. Бахофен, Г. Спенсер и др.

Культурно-историческая (Культурно-антропологическая), диффузионизм

Основная статья: Диффузионизм

Лео Фробениус. Один из основателей теории культурных кругов.

На волне критики теории эволюционистов возникли многие другие мнения.

Выделяются следующие школы этого направления:

Племенному родству, которое является кровным родством, мы противопоставляем этнографическое родство, которое может опираться на чисто внешнее соприкосновение, скажем на сношения[17]

На основе теории Ф. Ратцеля возникают новые учения: Фрейбургская (или Баденская) и Марбургская школы. Из Баденской школы выделяются культурно-историческое направление и сторонники культурных кругов.

Французская социологическая школа

Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию.[20]

Главным её представителем был Эмиль Дюркгейм. Несмотря на то, что первым законы об обществе начал рассматривать Огюст Конт, Дюркгейм был первым, кто применил их при этнографическом исследовании.

Школа Франца Боаса

С начала 30-х годов возникает новая этнографическая школа — американская школа исторической этнологии, её основоположником и создателем является выдающийся ученый Франц Боас.

Франц Боас считал, что нужно составить историю человечества, для чего надо сначала изучить историю каждого отдельного народа, открытие законов управляющих деятельностью человеческого ума, а также реконструкция человеческой истории и культуры:

Мы всегда мыслим в терминах, свойственных окружающей нас среде, но виды деятельности человеческого ума представляют у народов, населяющих мир, бесконечное разнообразие формы[23]

Из школы Боаса вышли в основном все американские этнографы (антропологи) первой половины XX в. Ученики Боаса — А. Кребер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Л. Уайт.

Функциональная школа. Функционализм

Несмотря на то, что данная этнографическая школа начинает быть популярной в 20-е года, огромное воздействие на неё оказал французский социолог Э. Дюркгейм. В основе направления лежит идея культуры как целостного и единого образования, в которой каждый элемент играет важную роль, а разрушение одного из них, может её нарушить.[24]

Задача этнографа заключается не в том, чтобы выяснить историю происхождения тех или иных институтов, а чтобы показать их значение в данном обществе и показать это с определенной целью, не ради большей точности описания, но чтобы научить колониальные власти и предпринимателей, имеющих дело с этим народом, как нужно обращаться с ним для более удобного достижения своих целей[25].

Б. Малиновский, Основы этнографии

Основоположниками данной концепции являются Б. Малиновский(культура служит нуждам индивида) и А. Рэдклифф-Браун(культура служит всему обществу). Бронислав Малиновский выделяет три вида основных человеческих потребностей: базовые (пища и др.); производные (распределение продуктов жизнедеятельности, в защите поселений, контролю рождаемости), интегративные (законы, религия и др.).

Психологическая школа. Теории З. Фрейда и К.Юнга

Данное направление обозначает целый ряд течений, которые довольно значительно отличаются одно от другого. Основоположником являлся известный психиатр Зигмунд Фрейд, первым попытавшимся исследовать народы с точки зрения психоанализа, сравнивая психологию первобытных народов с ребёнком, где важную роль играл Эдипов комплекс, выведенный им же.[26][27]

Следующий этап связан с учеником, позже отделившемся от Фрейда, известным психиатром и психологом Карлом Юнгом, который помимо индивидуального бессознательного выдвинет ещё и коллективное бессознательное, следствием чего станет становление такого понятия как архетип[28].

Также представителями данной школы являлись: К. Кереньи, М. Элиаде (иерофания), Ж. Лакан, Г. Рохейм (культура — защитная система против младенческого страха отделения от матери, вся цивилизация — невроз) и другие[29].

Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии

Учение, возникшее после Второй мировой войны, одной из главных идей которого было признание обособленности каждых народов, их культурная идентичность. Представители теории — Т. Норсроп и М. Херсковиц.

Этнопсихологическая школа в США

Несмотря на то, что до 30-х годов XX в. в США доминировала школа Франца Боаса, выделяется и новое направление. Главной причиной являлось несоответствие отрицания Ф. Боасом любых закономерностей в развитии той или иной области культуры (точнее — более детального их изучения, а не переноса всех теорий на все народы).

Часть исследователей попытались найти закономерности, но в отличие от эволюционистов не в быте (общности материальной культуры), а в психологии. Так и зародилась новая школа — этнопсихологическая. Где основными понятиями этого учения были:

Главным понятием является индивид — личность. Именно с него и следует начать изучать те или иные народы. Не с социума в целом, а с индивида в частности.

В настоящее время данная школа представляет лишь историографический интерес.

Этнологию с достаточным основанием можно отнести к одной из
древнейших отраслей научного знания. Известная нам история человечества с периода возникновения родов и до наших дней свидетельствует, что у людей возникала потребность в знаниях не только о жизни, традициях и обычаях своего рода-племени, но и о быте и культуре окружающих народов. На протяжении тысячелетий накапливались сведения и данные об этнической стороне жизни многих народов мира. С течением времени они углублялись и расширялись, составляя все более полную картину этнического образа народов.

Дальнейшее расширение и развитие научных знаний в области этнологии было обусловлено практическими потребностями жизни. Большой интерес к этнической истории и жизни народов проявился в эпоху так называемого Великого переселения народов (IV — VI вв.), когда образовался ряд королевств — вестготов, вандалов, остготов, бургундов, франков, лангобардов.

Еще одним крупным импульсом к развитию этнических знаний стали Великие географические открытия XV — XVIII вв. В связи с этим возникла потребность изучить и объяснить различия в
культурном развитии народов, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа, раскрыть механизмы формирования и особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий народов, установить взаимосвязь этнических особенностей и социально-экономического развития и т. п. В этот период появилось большое количество миссионерских донесений и рассказов о тех народах Северной и Южной Америки, Африки и Азии, с которыми им приходилось встречаться.

В эпоху европейского просвещения, главным образом в XVIII в., место простого описания уже занимает критическое рассмотрение этих данных и попытка привести их в некоторую систему. Стали возникать теории и концепции, создаваться научные направления и школы, занимающиеся этими вопросами и закладывающие основы единой науки о народах — этнологии. И только XIX в. дал возможность этнологии сложиться как науке.

Середина XIX в. стала временем интенсивного развития этнологии в ряде западных стран. Как отмечалось, это обусловливали потребности колониальных держав, поработивших сотни народов, имеющих различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимы были знания об их культурах, традициях, обычаях, ритуалах верованиях, психологии и т. п. Эти и другие сведения могла дать наука этнология, и поэтому она пользовалась поддержкой официальных властей. В связи с этим нужно отметить, что первоначально этнология развивалась как наука об отсталых народах Азии, Африки, Австралии, Америки.

В России с середины XVIII в. стали уделять большое внимание этническим проблемам. Связано это было не только с расширением Российского государства и вхождением в его состав многих
народов, но и с возросшим интересом к судьбе русского народа, его историческим корням, особенностям русской культуры и т.д. В XIX в. интерес к этническим проблемам возрос под влиянием движения славянофилов, которые ставили своей задачей развитие национального самосознания русского народа, сохранения его национальной самобытности.

У истоков этнологической (тогда еще именовавшейся этнографической) науки России были русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин, которые в 40 — 50-х гг. XIX в. сформировали основные принципы этнологической (этнографической) науки. Большую известность в истории русской науки о народах приобрела научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который исследовал материальную и духовную культуру, быт и обычаи папуасов Новой Гвинеи и народов Океании.

После Октябрьской революции создавались новые учреждения по изучению народов России. В 1918 г. был организован этнографический факультет Географического института в Петрограде, в 1919 г. — университетские этнографические центры в Петрограде и Москве. В 1925 г. факультет общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930 г. Активизировала свою деятельность созданная до революции Комиссия по изучению племенного состава России и сопредельных стран, было создано Центральное этнографическое бюро Наркомнаца СССР. В 1924 г. были образованы Комитет по изучению языков и этнических культур народов Востока СССР, в 1930 г. — Институт народов Севера и т. д. В 1933 г. на основе Музея антропологии и этнографии был создан Институт антропологии, археологии и этнографии, позднее преобразованный в Институт этнографии Академии наук СССР. Стали возникать этнографические центры также на Украине, в Белоруссии, в республиках Кавказа, Средней Азии и других регионах.

В 90-е гг. проблемы, относящиеся к этнологии, изучались во мно-гих научных учреждениях и учебных заведениях Российской Федерации. Для этого созданы соответствующие институты, Центры, подразделения. Функционируют Институт этнологии и антропологии РАН, Институт диаспоры и ближнего зарубежья, Институт региональной политики, кафедры и лаборатории при вузах, многие другие учреждения, специализирующиеся по проблемам межэтнических, межнациональных отношений. Вопросы, рассматриваемые в этих научных и учебных подразделениях, относятся к этнологии как научной дисциплине в широком значении.

В этот день:

Дни рождения 1871 Родился Сергей Константинович Богоявленский — русский и советский историк, археограф и источниковед, археолог. Доктор исторических наук (1943), профессор (1922), член-корреспондент Академии наук СССР (1929). Ученик В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова. 1919 Родился Дмитрий Борисович Шелов — крупнейший исследователь в области античной истории и археологии Северного Причерноморья. 1945 Родился Алексей Владимирович Чернецов — главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии, специалист по археологии Древней Руси. доктор исторических наук

Наибольший вклад в российскую этнологию внесли Л. Н. Гумилёв (см. Пассионарная теория этногенеза) и академик Ю. В. Бромлей.

Школы и направления в этнологии

В процессе развития этнологии (культурной и социальной антропологии) и смежных с нею дисциплин возникали различные направления и концепции, некоторые из них к настоящему моменту полностью потеряли своё влияние в науке, другие, наоборот, и сегодня являются актуальными. Концепции некоторых школ и направлений не противоречили друг другу, а рассматривали различные аспекты существования, развития, возникновения этносов, другие же, наоборот, являлись несовместимыми.

Школы и направления в этнологии, этнографии, культурной и социальной антропологии и т.д.

· расово-антропологическая школа (или антропосоциология);

· американская школа исторической этнологии;

· марксистское направление (советская школа этнографии)

· школа социальной биологии;

· остальные концепции в этнологии (манчестерская школа неофункционализма, концепция социального структурализма, герменевтическая антропология);

Предмет этнологии

На рубеже столетия этнология становится университетской наукой, и ее начинают преподавать как учебную дисциплину. Благодаря этому обстоятельству в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, сменившее основоположников-практиков. В связи с этим в этнологии стали меняться представления о предмете науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. По представлениям молодой генерации ученых, так называемые первобытные народы, как и европейские, имеют свою историю, не являются более ранней ступенью развития человечества и так же удалены от первобытности, как и мы. В определении их как первобытных верным является лишь то, что они в ходе своей истории сформировали иное отношение к окружающему миру.

Исторические события и процессы XX в. привели ученых к убеждению, что любой народ имеет право на самостоятельную жизнь, на самобытную культуру, право быть равным в сообществе народов. Среди этнологов господствующим стало убеждение об отсутствии "отсталых" и "передовых" народов — все народы равноправны.

Культуры народов могут быть оценены лишь функционально — по отношению к своей общности, т,е. с позиций того, насколько эффективно они упорядочивают, направляют, наполняют смыслом существование того или иного народа. Данный принципиально новый методологический подход в последние десятилетия вновь заставил ученых обратиться к вопросу о предмете этнологии. Многочисленные диаспоры мигрантов и беженцев в Европе и Северной Америке, образовавшиеся в результате различного рода конфликтов, существенно изменили этнический состав многих развитых государств, так как привели к образованию устойчивых этнических меньшинств среди коренных этносов. Интеграционные процессы стран Западной Европы также порождают проблемы этнического характера. Из них наиболее актуальны сегодня совмещение типов поведения разных народов, взаимодействие и сосуществование различных типов культур, взаимная адаптация психологических особенностей в условиях устойчивых межкультурных контактов, развитие этнического сознания в нетрадиционных условиях, особенности экономического поведения представителей какого-либо этноса в другой хозяйственной культуре и т.д.

Новые исторические обстоятельства и общественные проблемы вновь значительно расширили предметную область этнологии. К традиционным этнологическим областям знания добавляются новые, что позволяет ученым выделять внутри этнологии относительно самостоятельные сферы и направления. Так, в западноевропейской этнологии четко оформились и успешно развиваются хозяйственная (экономическая) этнология, социальная этнология, правовая этнология, политическая этнология, религиозная этнология. Процесс дифференциации этнологических исследований еще далек от завершения, и в ближайшие два десятилетия следует ожидать появления новых направлений в этнологической науке.

Таким образом, предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкое определение этой науки. Поэтому в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое количество определений, основанных на различных методологических подходах, которые подчеркивают, по мнению их авторов, наиболее существенные черты этнологической науки,

Разные определения предмета исследования этнологии являются выражением частично различных постановок вопросов, а частично и различных теорий и конструкций. В совокупности все эти определения предмета, постановки проблем, объяснения и описания составляют этнологию как науку в целом, даже когда отдельные исследовательские направления или отдельные ученые занимаются тем или иным аспектом этой науки.

В этой ситуации динамичных изменений предметного поля этнологии мы не берем на себя смелость дать еще одно определение этнологии. Однако для более строгого и систематизированного изложения следующих тем данного учебника и для обстоятельного изучения этнологии студенческой аудиторией необходимо дать рабочее определение этнологической науки. Не претендуя на универсальный и единственно верный подход, мы считаем, что антология - это наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Предметное поле современной этнологии очень широко, и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близкими, родственными науками. Особенно это касается таких наук, как этнография, культурологии, социология, психология, антропология, политология.

Этнография Детства

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 2

План: 1. Эволюционизм. 2. Диффузионизм. 3. Функционализм. 4. Социологическая школа. 5. Американская школа исторической этнологии. 6. Этнопсихологическая школа. 7. Структурализм. 8. Культурный релятивизм. 9. Неоэволюционизм. 10. Развитие этнологии в России.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 3

Слайд 4

Эволюционизм Формирование этнологической теории эволюционизма началось в середине XIX века. Основные идеи эволюционизма : в природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения;

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 5

Эволюционизм в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс; те процесса перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также развивается от низшего к высшему путем непрерывных постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения; развитие любого элемента культуры изначально предопределено, тк его поздние формы зарождаются и формируются в более ранних формах, п ри этом развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире;

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 6

Эволюционизм в соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты; общественное развитие подчиняется законам эволюции, свойственным для живой природы, где источником развития служат межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым; в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим образом взаимосвязаны друг с другом.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 7

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 8

Суть концепции Начало культуры – появление на земле полуцивилизованной расы людей, ее развитие пошло двумя путями: назад – к обществу дикарей и вперед – к цивилизованным людям. Возможны регрессивные изменения в культуре вследствие исторических и природных катаклизмов, однако магистральное направление в истории человечества – эволюционное прогрессивное развитие культур.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 12

Эволюционизм Морган предпринял попытку первой универсальной периодизации истории человечества: эпоха дикости; эпоха варварства; эпоха цивилизации.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 13

Диффузионизм Основные идеи диффузионизма : культура является живым организмом, рождающимся и развивающимся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару; основными факторами развития культуры являются заимствования, переносы, смещение культурных элементов; перемещение культу затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и пр ; у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения, найти эти центры культуры – главная задача этнологии.

Слайд 14

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 15

Суть концепции: Явления культуры – признаки связи народов: расы смешиваются, языки меняются и исчезают, самосознание народностей меняется и только культурные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия, поэтому важнейшая задача этнологии – изучать распространение предметов культуры.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 16

Диффузионизм Предметы материальной культуры дольше удерживаются, сохраняют свою форму и ареал своего распространения по сравнению с другими явлениями культуры. Человек - лишь носитель этнографических предметов.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 17

Диффузионизм Два способа перемещения элементов культур: полный и быстрый перенос не отдельных предметов, а всего культурного комплекса в целом (аккультурация); перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому, при этом одни предметы (украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, а другие (упряжь, изделия из металла) перемещаются вместе с их носителями.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 18

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 19

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 20

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 21

Функционализм культура служит нуждам индивида: базовым (пища, жилище, одежда), производным (разделение труда, защита, социальный контроль), интегративным (психологическая безопасность, социальная гармония, религия, искусство и тп ); ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, моральным нормам, которые являются регуляторами поведения людей, а выполняя эту функцию, они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей людей и их совместного существования;

Слайд 22

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 23

Суть концепции Культура рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов, частей, вследствие чего, важнейшим методом функционализма становится разложение культуры на составные части и выявление зависимости между ними. Главное – раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждый элемент культуры исследуется, как выполняющий определенную задачу, функции в социокультурной общности людей.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 24

Функционализм Культура есть продукт биологических свойств человека, тк человек – животное, вынужденное выполнять свои потребности, для чего добывает еду, изготовляет одежду, строит жилье, тем самым преобразуя окружающую среду и создавая производное окружение, которое и есть культура. Различия между культурами обусловлено различиями в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 25

Социологическая школа в каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивость общества; функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей; переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно а рывками; Человеческое общество не может быть сведено к простой сумме индивидов. Общество – это система нравственных (моральных) связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 26

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 27

Американская школа исторической этнологии Основные идеи: этнология должна изучать конкретно и всесторонне каждый народ в отдельности: язык, культуру и антропологический тип; взаимодействие культур разных народов создает их культурную общность в определенных географических ареалах, в их границах следует искать конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов;

Слайд 28

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 29

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 30

Суть концепции: Предложил заново создать этнологию, накапливая новые этнографические данные, постепенно вырабатывая новые методы и теории. Цель науки о человеке – создание целостного представления об истории, основанного на изучении каждого отдельного народа, его языка и культуры.

Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Слайд 31

Этнопсихологическая школа высказана и обоснована идея о существовании определенных психологических особенностей, характерных для представителей той или иной культуры; впервые было показано действие психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу; были начаты исследования национального характера и национальных культур с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной нации; была выдвинута важная для последующего развития этнологии идея о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей.

Читайте также: