Развитие эргономики в россии доклад

Обновлено: 28.06.2024

достижения результатов или демонстрации определенного качеств а работы.

Работники выполняли четко поставленные задания. Если кто-то уходил с

работы, замена находилась очень быстро, и вновь прибывший получал точно

такие же задания, как его предшественник. Мнения не учитывались,

проявление индивидуальности не поощрялось. Строгое соответств ие

сложившимся стереотипам ценилось очень высоко. К сожалению , такую

картину мы наблюдаем и сегодня во многих (особенно не

мультинациональных) компаниях, и не только в Украине. Изм ере ние и

анализ результатов работы и самой работы как процес са был очень прост:

количество, качество и скорость работы оценивались в зависимости от

объема произведенной продукции, количества брака и времени

производства. Аналогично очень просто анализировали и оценивали роль

рабочего места. Если изменения в нем замедляли производство — они

В современном офисе, где люди заняты интеллектуальным трудом, каждый

сотрудник играет гораздо более динамичную и влиятельную роль.

Вклад индивидуальности в бизнес определяет ее це нн ость для компании.

Цель менеджмента — стимулировать активность и профессионализм для

Поскольку замена ценного сотрудника является сложной (а иногда и

неразрешимой) проблемой в течение длительного времени, возник ает новая

С другой стороны, анализ работы интеллектуального пер сонала должен

основываться больше на качественных показателях, чем на механических и

сухих измерениях, применявшихся при оценке рабочих заводов период а

индустриальной цивилизации. Сегодня анализ дея тельности сотрудника

должен быть привязан к общим результатам бизнеса, так им как

прибыльность, доля рынка и, несомненно, удовлетворенность клие нта.

Таким образом, оценка работы интеллектуального персонала является

важным и в то же время проблемным компонентом анализа рабочего

пространства. Люди, занятые интеллектуалным трудом (а это от 70% до 90 %

персонала современных офисов), в своей работе часто зависят от

сотрудничества со своими коллегами, без чего достижение позитивного

результата невозможно. Они должны вместе анализировать пробле мы и

создавать оригинальные решения. Они требуют гибкости и мобильности

для выполнения широкого спектра различных задач. Удовлетворение всех

этих нужд очень тесно связано с рабочей средой, организация которой

имеет огромное влияние на качество и скорость работы. Современный

бизнес вышел на качественно новый уровень конкурентной борьбы. Поэтому

все большее количество компаний анализируют, как организация и диза йн

рабочего пространства влияют на конечный результат, т.е. на пр ибыль.

Подобный анализ строится на данных науки о функциональных

возможностях человека, выявляющей возможности оптимальных условий

для труда, как физического так и интеллектуального, изучающей проблемы

возникающие в системе «человек-орудие труда-предмет труда-

трудовой деятельности человека – эргономики . Официально термин

1949 году, когда группа английских ученых положила начало организации

Эргономического Исследовательского Общества. В СССР в 20-е годы

названия данной науки и спользутеся термин, предложенный в Англи и.

Научное изучение трудовой деятельности связыв ают с именем

американского инженера Ф . Тейлора и его учеников. В результате и х

исследований была создана и внедрена в производство концепция

инженерного проектирования методов работы и положено начало

эргономике, хотя т ейлоризм рассматривал человека к ак часть машины ил и

Дальнейшее развитие производства вызвало необходимость учет а

психологической с тороны процесса т руда. Поэтому были и сследованы

психологические свойства человека в процессе труда: восприятие, память,

мышление, способность кон центрировать внимание и др., а также

разработаны некоторые психодиагностические методы отбора ра бочей силы

для реализации определенных трудовых процессов. Выполненные

исследования составили следующий важный этап в становлении э ргономики

и способствовали все большему приспособлению машины к челов еку.

В конце XIX и в начале XX веков в промышленно развитых странах мира

(США, Англии, Ге рмании, Японии и др.) организуются с пециальные

лаборатории, к афедры и и нституты, и зучающие влияние трудовых

процессов и производственной среды на организм человека. В это время

бурно развивались психология, физиология и гигиена труда. Результаты

исследований этих наук нашли свое применение в промышленном

производстве – как, например, концепция методов работы инженерного

проектирования Ф.Тейлора на заводах Форда при организации конвейерного

Российские ученые сформулировали в 20–З0-е годы принципиально другой

подход к органи зации труда – проектирование и создание технических

средств и технологических процессов , обе спечивающих человеку

нормальные условия работы, охрану труда и здоровье работающих. Они

предложили создать новую научную дисциплину – эргологию (учение о

работе человека) или эргонологию (учение о законах ра боты). Однако эта

идея н е была о существлена, и СССР в области этих разработок был

“успешно” отодвинут на вторые позиции в мировой эргономической науке.

К 40-м годам нашего столетия во многих областях техники, физиологии,

биологии, п сихологии и других наук были дос тигнуты выдающиеся успехи,

использованные в годы второй мировой войны для создания оружия и

сложной военной техники, в которой производительность системы “человек-

машина” была ограничена возможностями человека, а не машины. Этот

новый п одход к решению проблем потребовал привлечения к совместной

работе специалистов различного профиля: инженеров, анатомов, физиологов

После Второй мировой войны начались работы по обобщению достигнутого

опыта и применению его к решению индустриальных проблем. Важным

шагом в этом направлении было образование в 1949 г. в Англии

Эргономического научно-исследовательского общества. Так возникло

объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы

по решению общих проблем в проектировании эффективной трудовой

деятельности человека, использующего в процессе работы технические

средства и системы. Для обозначения н овой научной области был

использован те рмин “эргономика” впе рвые предложенный еще в 1857 г.

польским ест ествоиспытателем Войтехом Ястшембовским, опубликовавшим

работу “Очерки п о эргономии, или науке о труде, основанной на

Название “эргономика” было выбрано в связи с тем, что новая область

знаний не принадлежала полностью ни к одно й и з известных наук. новая

научная дисциплина возникла в результате двух одновременно действующ их

процессов: дифференциации и интеграции научных знаний.

Дифференциация нашла отражение в выделении эргономики из науки о

трудовой деятельности человека, а интеграция – в исполь зовании областей

знаний, смежных с трудовой деятельностью человека. Таким образом,


эргономика развивается в тесном контакте с другими науками. Эти

междисциплинарные связи носят двусторонний характер, обогащая

Прежде всего, необходимо заметить, что эргономика опирается на комплекс

базовых дисциплин (но дисциплин чрезв ычайно разнородных), которые не

поддаются непосредственной стыковке друг с другом (рис. 1.).

Кроме того, следует выделить междисциплинарные связи эргономики с

группами общественных, естественных и технических наук. Взаимосвязь с

общественными дисциплинами проявляется в том, что в основе

теоретических положений эргономики лежит представление о труде как

особой фундаментальной сфере человеческой деятельности, понимание того,

что она не с водится к совокупности чисто механических операций, а

представляет собой форму реализации и развития способностей индивида

как личности. С естественнонаучными дисциплинами эргономика связана

учетом физиологических, биофиз ичес ких, биомеханических,

психологических закономерностей трудовой деятельности. Взаимосвязь

эргономики с техническими науками обусловлена тем, что она возникла на

базе современной техники и тех разнообразных требований, которые

технические средства предъявляют к взаимодействующему с ними человеку .

Возникновение эрго номики – это процесс взаимопроникнове ни я н ескольких


Для обеспечения оптимальных условий работы, наибольшего удобства обращения с машинами и приборами было привлечено множество ученых из таких разных дисциплин как, биология, медицина, математика. Они занимались в области трудовой деятельности людей. Изучали их возможность, а также психологические и физические ресурсы.

Так, в пятидесятые годы прошлого века, стала появляться новая наука, эргономика. Основой ее изучения стали возможности работников, правильное оборудование рабочей среды и создания наиболее удобных в работе орудий труда.

Когда мы говорим о задачах эргономики, мы говорим о комплексе задач. Для решения одной из важнейших задач, оптимизации условий труда, изучаются особенности и возможности работников различных уровней, полученные результаты учитываются для дальнейшего проектирования рабочего места. Также эргономика в последнее время разнимается и проблемой реабилитации людей, утративших свою работоспособность.

К основным задачам разработок этой дисциплины мы можем отнести: разработка теории проектирования деятельности работника, составление и проверка гипотез о перспективах труда и связанных с ним технических систем, различные информационные процессы: переработка, оценка данных.

Истоки этой науки мы можем увидеть еще в первобытном обществе, которое сознательность изготавливало орудия труда и придавало им удобную для работы форму, то есть тем самым, расширяя возможности человека. В те времена точное соответствие орудия труда потребностям человека было вопросом жизни и смерти.

Эргономика — это наука, изучающая трудовые процессы и оптимизирующая условия труда. Все это ведет к увеличению эффективности труда, а также сохраняет силы и здоровье работника. Первые исследования в области этой дисциплины можно связать с двадцатыми годами прошлого века. Тогда в США, Японии и многих других странах учеными различных дисциплин изучался процесс трудовой деятельности для максимального использования человеческих ресурсов.

Развитие отечественной эргономики началось в тридцатые годы двадцатого века и связано с возникновением научной организации труда. Ее участники разработали первую концепцию эргономики на основе изучениях отдельных видов труда и назвали эргология, а также сформулировали основые положения и задачи этой дисциплины. В советском обществе работник рассматривается как творческая личность. Поэтому и задачи отечественной эргономики не только в повышении эффективности труда, но и в сохранении здоровья и жизни человека и развитии личности.

Технический прогресс привел к механизации и автоматизации производственного процесса. Это вызвало необходимость развития новой дисциплины — эргономики.

На примере Международной эргономической ассоциации мы видим, что в начале шестидесятых годов данная дисциплина развивалась во множестве стран. Действительно, в ассоциацию эту ступило более тридцати стран, а раз в три когда проводились международные конгрессы.

Эта дисциплина развивалась и в других странах, таких как Франция, Италия, Швеция и других развитых странах.

1. Абрамов А. А. Основы эргономики: Учебное пособие. — М.: РГОТУПС, 2001. — 264 с.

2. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 349 с.

3. Система стандартов безопасности труда 12.1 012. / Под ред. Б. Л. Николаева. — М., 2001.

4. Смирнов Е. Л. Справочное пособие по НОТ. — М.: Экономика, 1981. — 408 с.

5. Эргономические основы проектирования производственной среды / Редколл: Д. Джоунз, Д. Бродбент, Д. Вассерман и др. — М.: Мир, 1991. — 500 с.

6. ГОСТы. Система стандартов безопасности труда // Охрана труда. Техника безопасности: URL:

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплина, прошлый век, эргономика, возможность человека, наука, отечественная эргономика, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Эргономика и ее значение для оптимизации трудовой.

Эргономика как наука изучает контакт человека с различными предметами в процессе трудовой деятельности. Разработка формы предметов и их взаимодействие с человеком с максимальным удобством для него при использовании.

Трудовая деятельность как основная категория эргономики

Методологические основы педагогической эргономики

В.Паронджанов определил эргономику как отрасль науки, изучающую человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

Концептуальные основы изучения эргономики в России

Эргономика — это наука, изучающая функции человеческих возможностей в повседневных и трудовых процессах, обнаруживающая

Активизировалась деятельность эргономических институтов и организации, в их числе центр эргономических разработок и исследований.

Анализ эргономических параметров рабочих мест работников АПК

Рубрика: Технические науки.

На современном этапе развития эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность.

Эргономическая биомеханика для оборудования рабочего места

Эргономика осуществляет системный подход к трудовым процессам и оперирует эргономическими показателями

Актуальность темы обусловлена современным стремительным развитием жизни и деятельности человека, как дома, так и на работе.

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения.

- физиологические, отражающие энергетические возможности человека по реализации трудовых задач в различных условиях деятельности

2011. № 3. С. 61. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими.

Информационное взаимодействие в обучающих системах.

Это свойство обусловлено целенаправленной деятельностью человека, способностью его планировать

Однако этим не ограничивается круг задач, решаемых этой дисциплиной.

Данилов О. Е. Эргономика обучающих человеко-машинных систем / О. Е. Данилов.

Похожие статьи

Эргономика и ее значение для оптимизации трудовой.

Эргономика как наука изучает контакт человека с различными предметами в процессе трудовой деятельности. Разработка формы предметов и их взаимодействие с человеком с максимальным удобством для него при использовании.

Трудовая деятельность как основная категория эргономики

Методологические основы педагогической эргономики

В.Паронджанов определил эргономику как отрасль науки, изучающую человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

Концептуальные основы изучения эргономики в России

Эргономика — это наука, изучающая функции человеческих возможностей в повседневных и трудовых процессах, обнаруживающая

Активизировалась деятельность эргономических институтов и организации, в их числе центр эргономических разработок и исследований.

Анализ эргономических параметров рабочих мест работников АПК

Рубрика: Технические науки.

На современном этапе развития эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность.

Эргономическая биомеханика для оборудования рабочего места

Эргономика осуществляет системный подход к трудовым процессам и оперирует эргономическими показателями

Актуальность темы обусловлена современным стремительным развитием жизни и деятельности человека, как дома, так и на работе.

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения.

- физиологические, отражающие энергетические возможности человека по реализации трудовых задач в различных условиях деятельности

2011. № 3. С. 61. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими.

Информационное взаимодействие в обучающих системах.

Это свойство обусловлено целенаправленной деятельностью человека, способностью его планировать

Однако этим не ограничивается круг задач, решаемых этой дисциплиной.

Данилов О. Е. Эргономика обучающих человеко-машинных систем / О. Е. Данилов.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Эргономика. Развитие эргономики. Презентация на заданную тему содержит 36 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Эргономика как научная дисциплина базируется на синтезе достижений: социально-экономических, технических естественных наук. Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека, приведены ниже.

Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают степень опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению объектом.

Антропометрические факторы обусловливают соответствие структуры, формы, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделий анатомической пластике человеческого тела.

Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.

Психофизиологические факторы обусловливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям

Гигиенические факторы предопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в том числе радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению

Антропометрические требования к изделиям (оборудованию) Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. Древние народы, да и во всей Европе вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут — англ. — ступня и т. д.). Строители, архитекторы возводили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные размеры самих построек были сомасштабны людям. Художники и скульпторы, руководимые желанием получить простые средства для воспроизведения фигуры без непосредственного обращения к натуре, а также стремясь к созданию гармоничного образа человека, предлагали и пользовались системами пропорций — канонами.

В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции (2-ая половина V века до н. э.), за единицу принималась ширина ладони, и голова составляла 1/8 длины тела, а лицо 1 /10 и т. д.. В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции (2-ая половина V века до н. э.), за единицу принималась ширина ладони, и голова составляла 1/8 длины тела, а лицо 1 /10 и т. д.. Римский зодчий 2-ой половины I века до н. э. Витрувий в учении о пропорциях принимал следующие соотношения частей тела: голова — 1/8, лицо— 1/10, расстояние от верхушки головы до сосков — 1/4 длины тела, размах рук равен высоте фигуры. Видоизмененный квадрат древних стал каноном Леонардо да Винчи (1452—1519). По его канону фигура с приподнятыми и разведенными руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, центр которого — пупок. Немецкий скульптор Готтфрид Шадов (1764—1850) на основе морфологических исследований установил метрические данные и предложил систему пропорций мужской и женской фигур в зависимости от возраста.

В современной практике предпочитают пользоваться антропометрическими характеристиками человека. Антропометрия (от греч. antrbpos — человек и . метрия) — составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека); она является системой измерений человеческого тела и его частей, морфологических и функциональных признаков тела. В современной практике предпочитают пользоваться антропометрическими характеристиками человека. Антропометрия (от греч. antrbpos — человек и . метрия) — составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека); она является системой измерений человеческого тела и его частей, морфологических и функциональных признаков тела. Различают классические и эргономические антропометрические признаки. Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологической характеристики различных групп населения. Вторые — при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические.

Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела и габаритные, т. е. наибольшие размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и пр. Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела и габаритные, т. е. наибольшие размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и пр.

Динамические антропометрические признаки – это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещения­ми (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону и т. д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т. п. Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц, в которых приводятся среднее арифметическое значение признака М, среднее квадратичное отклонение В и значения признака, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям. Динамические антропометрические признаки – это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещения­ми (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону и т. д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т. п. Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц, в которых приводятся среднее арифметическое значение признака М, среднее квадратичное отклонение В и значения признака, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям.

Перцентиль — это сотая доля объема измеренной совокупности, выраженная в процентах, которой соответствует определенное значение признака. Площадь, ограниченная кривой нормального распределения значений признака, делится на 100 равных частей, или перцентилей, каждый из которых имеет свой порядковый номер. Так, 5-й перцентиль ограничивает слева на кривой нормального распределения 5% численности лю­дей с наименьшими значениями признака, 95-й — 5% справа, а 50-й соответствует среднему арифметическому значению признака М. Систему перцентилей используют для определения необходимых границ интервалов, минимальных и максимальных значений антропометрических признаков. Зная М и а, можно установить значения признаков, которые соответствуют значениям его заданного интервала. Перцентиль — это сотая доля объема измеренной совокупности, выраженная в процентах, которой соответствует определенное значение признака. Площадь, ограниченная кривой нормального распределения значений признака, делится на 100 равных частей, или перцентилей, каждый из которых имеет свой порядковый номер. Так, 5-й перцентиль ограничивает слева на кривой нормального распределения 5% численности лю­дей с наименьшими значениями признака, 95-й — 5% справа, а 50-й соответствует среднему арифметическому значению признака М. Систему перцентилей используют для определения необходимых границ интервалов, минимальных и максимальных значений антропометрических признаков. Зная М и а, можно установить значения признаков, которые соответствуют значениям его заданного интервала.

При проектировании изделий, оборудования, организации интерьеров и рабочих мест необходимо помнить, что удобство их эксплуатации должно обеспечиваться для 90% работающих или отдыхающих. Поэтому в практике проектирования чаще используют значения антропометрических признаков, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям, а также 50-му. Например, если необходимо определить высоту или ширину прохода, высоту пространства под крышкой стола (для размещения ног сидящего), то надо принимать значения соответст­вующих признаков, равные 95-му перцентилю, а при опреде­лении высоты сиденья — значения, соответствующие 50-му перцентилю. В таком случае принятые габаритные размеры пространства или изделия будут удовлетворять максимальное число людей. При проектировании изделий, оборудования, организации интерьеров и рабочих мест необходимо помнить, что удобство их эксплуатации должно обеспечиваться для 90% работающих или отдыхающих. Поэтому в практике проектирования чаще используют значения антропометрических признаков, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям, а также 50-му. Например, если необходимо определить высоту или ширину прохода, высоту пространства под крышкой стола (для размещения ног сидящего), то надо принимать значения соответст­вующих признаков, равные 95-му перцентилю, а при опреде­лении высоты сиденья — значения, соответствующие 50-му перцентилю. В таком случае принятые габаритные размеры пространства или изделия будут удовлетворять максимальное число людей. Антропометрические признаки определяются с учетом возрастных, половых, этнических (территориальных) и других факторов, так как существенно от них зависят. Для определения размеров элементов и изделий для детей пользуются антропометрическими признаками, сгруппированными по ростовым группам. При использовании числовых значений антропометрических признаков, приведенных в приложении, необходимо иметь в виду, что они даны для обнаженного тела.

Читайте также: