Развитие цифрового бизнеса в евросоюзе доклад

Обновлено: 17.05.2024

В феврале 2020 года Европейская комиссия приняла первый прикладной документ в рамках реализации европейской цифровой повестки – Стратегию Европейского союза по данным. В нём заложены барьеры для работы транснациональных компаний на территории ЕС. Этот подход может стать прецедентным для других сфер европейской повестки и заложить основу для европейского изоляционизма, пишет Севак Саруханян, консультант Фонда цифровых инициатив ЕАБР.

Как и на протяжении последних 5 лет, Европейский союз и в 2020 году продолжил относиться к цифровой повестке как к основному новому источнику экономического роста и укрепления своего потенциала. Однако именно в прошлом году, когда мир и сам ЕС столкнулись с существенным кризисом, вызванным пандемией коронавируса, Брюссель предпринял существенные шаги в направлении развития своей цифровой повестки.

Самым важным шагом Европейского союза в этой области является принятие в феврале 2020 года Стратегии Европейского союза по данным (EU Strategy for Data). Она носит фундаментальный характер и, вероятно, является первым по-настоящему прикладным документом, когда-либо принятым Европейской комиссией в рамках реализации европейской цифровой повестки.

Этот новый – барьерный – феномен, который начал играть важную роль в европейской цифровой трансформации, пока ещё не вполне оценён с точки зрения его долгосрочного и стратегического влияния. Последнее в какой-то момент может переступить за рамки цифровой повестки и стать прецедентным для других сфер европейской повестки, тем самим закладывая основу для возможного европейского изоляционизма.

Все прежние программы Европейского союза, направленные на поддержку роста конкурентоспособности европейских компаний, не принесли Союзу желаемого результата. С одной стороны, Комиссия создавала хорошие условия для роста европейских стартапов, с другой стороны, растущие на территории ЕС компании поглощались и продолжают поглощаться – прежде всего американскими гигантами. В течение последних нескольких лет ведущими игроками из США были приобретены либо поглощены такие успешные европейские стартапы как Momondo (Дания), Beddit (Финляндия), SensoMotoric Instruments (Германия), Regaind (Франция), Shazam (Великобритания), Fayteq (Германия), Limes Audio (Швеция), Simplygon (Швеция), Goo Technologies (Швеция), Strong.codes (Швейцария) и т. д.

Стратегия Европейского союза по данным должна эту картину изменить, так как она предполагает облегчение доступа к европейским данным со стороны европейских компаний и осложняет условия доступа к ним со стороны иностранных компаний. То есть создаёт чёткие и ясные цифровые барьеры, цель которых заключается в концентрации европейских данных в Европе. Руководство Европейской комиссии своё отношение к принятой стратегии не скрывает. «Данные, данные и снова данные, – заявила после принятия Стратегии председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. – Мы все знаем, что чем больше у нас данных, тем умнее наши алгоритмы. Это очень простое уравнение, и поэтому так важно иметь доступ ко всем этим данным".

Однако Стратегия не является единственным шагом Европейского союза по созданию барьера для американских и китайских цифровых гигантов.

Сам управленческий подход европейцев к цифровой экономике и трансформации с новым составом Комиссии серьёзно изменился. За цифровую трансформацию в новом составе отвечает вице-президент Маргрет Вестагер. В прошлом она, курируя в Еврокомиссии конкуренцию, своими расследованиями и штрафами создала головную боль для американских технологических гигантов Apple и Facebook. Она известна как борец за конкуренцию и поклонник жёсткого антимонопольного регулирования. И если Стратегия по данным создаёт условия для того, чтобы данные оставались в Европе и для Европы, то проект Закона о цифровых рынках, представленный осенью 2020 года Вестагер и комиссаром по внутренним рынкам Тьерри Бретоном, предвещает изменение характера работы самих иностранных гигантов на внутреннем европейском рынке.

Закон, в частности, предполагает регулирование, согласно которому такие компании, как Apple, Amazon и Google, обязаны бесплатно передавать европейским рекламодателям и издателям показатели производительности своих платформ – источник построения тех самих алгоритмов. То есть они должны лишиться важнейшей монополии на данные и на источник их первичной переработки, которая фактически обеспечивает доминирование американских компаний не только на европейском, но и на мировом рынке. Несоблюдение этого требования может привести к штрафам в размере до 10% от мирового годового оборота компаний. Это астрономические размеры, с которыми ни одна транснациональная корпорация до сих пор не сталкивалась.

Закон о цифровых рынках, который является важнейшим практическим дополнением к Стратегии по данным, создаёт ещё один существенный барьер для сохранения и укрепления транснациональными гигантами своего доминирующего положения в Европе.

Насколько эффективными будет барьерный подход Европейской комиссии в отношении цифровой трансформации, на сегодняшний день сказать трудно. Ведь цифровая сфера сама активно меняется и может начать расти в таких сегментах, которые не регулируются принятыми документами. Однако можно с полной уверенностью сказать, что в старом формате цифровая повестка ЕС была обречена на провал, лучшим показателем чего была растущая зависимость европейского рынка от американских платформ.

В феврале 2020 года Еврокомиссия представила европейскую стратегию в области данных. Ее реализация является частью инициативы по цифровой трансформации Европы. Изучив стратегию, TAdviser подготовил краткое изложение на русском языке.

Содержание

Стратегия в области данных (скачать) предполагает ряд шагов, включая изменения законодательства, которые позволили бы европейским игрокам бросить конкурентный вызов глобальным технологическим компаниям, владеющим огромными объемами данных и зарабатывающим на них, а также стать ролевой моделью общества, извлекающего максимальную выгоду из данных для принятия решений в бизнесе и госуправлении.



У Европы есть потенциал достичь успеха в экономике, основанной на данных, и с точки зрения технологий, и с точки зрения квалифицированных кадров. Но конкуренты, такие как США и Китай, быстро создают инновации и проецируют на весь мир свои концепции доступа к данным, говорится в документе.

Межотраслевая система управления оценкой и использованием данных

Предполагается ввести законодательные изменения, позволяющие управлять общими европейскими пространствами данных. Срок внесения таких изменений обозначен в документе 4 кварталом 2020 года.

Инициатива предполагает укрепление на уровне ЕС и входящих в него стран механизмов управления, имеющих отношение к межотраслевому использованию данных. Это включает, в том числе, приоритет выполнения работ по стандартизации, по упрощению решений, какие данные, для чего и кем могут использоваться. Последнее особенно актуально для чувствительных данных, которые содержатся в государственных базах.

В рамках этого же блока предполагается работа, направленная на то, чтобы сделать более доступными качественные данные, которые есть у госсектора, для инновационного сектора. С этой целью планируется разработать нормативный акт о высокоценных наборах данных, которые предоставлялись бы бесплатно в машиночитаемом формате через API.

Кроме того, требуется изучить законодательство на предмет необходимости внести изменений в те его области, которые затрагивают взаимоотношения между сторонами основанной на данных экономики. Эти изменения должны способствовать обмену данными бизнеса с государством и бизнеса с бизнесом. Ключевые положения об обмене данными могут быть вынесены в отдельный закон о данных – Data Act, выход которого предварительно запланирован на 2021 год.

Еврокомиссия планирует предоставить больше методической поддержки игрокам рынка, чтобы их взаимодействие по обмену данными и соглашения об объединении соответствовали закону о конкуренции. Теоретически это может способствовать тому, что европейские организации путем объединения могли бы создать крупных игроков, чей бизнес построен на данных, которые составили бы конкуренцию крупным глобальным игрокам.

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы для хранения, обработки и интероперабельности

В период 2021-2027 гг. Европейская комиссия в рамках отдельного проекта планирует инвестировать в европейские пространства данных и инфраструктуру, включая инструменты, с помощью которых можно делиться данными, разработку архитектур, механизмов управления данными. По задумке авторов стратегии, проект будет базироваться на европейской инфраструктуре с акцентом на облачные технологии, которая учитывала бы отраслевую специфику в ЕС.

В ЕС ожидают, что проект принесет выгоду и будет способствовать развитию экосистемы компаний, связанных с данными, и поддержит цифровую трансформацию бизнеса и государства.

Еврокомиссия готова выделить финансирование до 2 млрд евро на эти цели через различные программы, рассчитывая, что страны-члены ЕС и бизнес тоже инвестируют в этот проект. За счет этого совокупный объем финансирования может составить порядка 4-6 млрд евро.

Касательно облачной инфраструктуры в 3 квартале 2020 года Еврокомиссия планирует подписать соглашения о намерениях со странами-членами ЕС, в первую очередь с теми, где уже существуют облачные объединения и инициативы по совместному использованию данных.

А ко 2 кварталу 2022-го Еврокомиссия планирует подготовить сборник нормативных актов, касающихся облачных сервисов. На его основе планируется выработать стандарты и требования к закупкам облачных сервисов для госсектора.

Отдельно запланирована работа, чтобы обеспечить стыковку спроса и предложения в области сервисов для обработки данных, в особенности предоставляемых по моделям PaaS и SaaS, следует из документа. Для этого задумано создание к 4 кварталу 2022-го маркетплейса облачных сервисов для пользователей из ЕС.

Расширение возможностей людей, инвестиции в развитие навыков и СМБ

Создание пространств данных в стратегических отраслях и областях общественного интереса

Еврокомиссия планирует поддержать создание ряда единых европейских пространств данных в стратегических областях. К ним относятся те, в которых использование данных будет оказывать систематическое воздействие не только на всю экосистему, но и на граждан. К таким областям в стратегии данных относятся:

В них должны быть доступными крупные пулы данных, равно как и наличие инфраструктуры, обеспечивающей обмен данными и их использование, и соответствующие механизмы управления. Несмотря на то, что нет единого подхода к управлению данными, который подходил бы для всех и сразу, некоторые общие управленческие модели и концепции могли бы быть применены во всех указанных отраслях, полагают разработчики документа.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен EPA-EFE/OLIVIER HOSLET

БРЮССЕЛЬ, 19 февраля. /ТАСС/. Еврокомиссия (ЕК) приняла цифровую стратегию Евросоюза, включающую принципы разработки правовых норм для развития и внедрения искусственного интеллекта. Об этом сообщила в среду глава ЕК Урсула фон дер Ляйен, представляя новую цифровую стратегию Евросоюза, целью которой является достижение ЕС мирового лидерства в сфере создания искусственного интеллекта. Эта стратегия стала первым юридическим документом, который прописывает принцип наличия контроля человека над искусственным интеллектом в вопросах регулирования этих разработок.

Siri и

"Еврокомиссия приняла новую цифровую стратегию. Она должна гарантировать, что цифровые технологии, включая развитие искусственного интеллекта, обеспечат мощный подъем европейской экономики, и гарантируют выполнение климатических целей Еврокомиссии", - отметила фон дер Ляйен.

По ее словам, ЕС "будет вкладывать по €20 млрд в развитие искусственного интеллекта по меньшей мере до 2030 года".

"Мы будем привлекать в эту сферу европейское, государственное и частное финансирование, - подчеркнула она. - Мы намерены создать процветающую цифровую экономику, которая гарантирует экономическое благополучие Европы".

По ее словам, сегодня в цифровом рынке стран ЕС заняты 5,7 млн специалистов, а через пять лет их количество возрастет до 11 млн человек, которые являются квалифицированными специалистами в сфере цифровых технологий.

Главный принцип развития искусственного интеллекта в ЕС будет требовать, чтобы человек сохранял полный контроль над всеми критическими решениями этих систем, отметила глава ЕК.

"Мы хотим, чтобы люди верили в новые технологии, и мы хотим, чтобы применение новых технологий заслужило уважение пользователей. Технологии сами по себе нейтральны, важно то, как мы их применяем", - заявила фон дер Ляйен.

"Мы хотим гарантировать, чтобы при развитии искусственного интеллекта в центре внимания стояли потребности человека, особенно в таких отраслях, как рынок труда, медицина, правоохранительная сфера. Человек всегда должен контролировать все критические решения с высокой степенью риска. Любые системы искусственного интеллекта, которые потенциально могут затрагивать права человека [включая право на жизнь], должны быть тщательно испытаны и сертифицированы", - заявила она.

По ее мнению, такая сертификация не отличается принципиально от сертификации новых автомобилей или опасных химикатов.

В свою очередь замглавы Еврокомиссии Маргрете Вестагер, которая изложила подробности новой стратегии ЕС, отметила, что ЕК намерена создать разные регуляторные и сертификационные нормы для разных систем искусственного интеллекта в зависимости от потенциального риска, который эти системы могут представлять при их применении.

Вестагер также добавила, что со среды ЕК запускает публичные консультации, которые продлятся 12 недель, и в ходе которых все заинтересованные лица и организации могут высказать о предложениях по новым нормам в сфере развития систем ИИ.

В настоящее время Евросоюз активно привлекает на работу иностранных специалистов в сфере IT-технологий, в том числе из России, страны СНГ, Китая и других государств.

Виртуальная коммуникация

Скорости интернета в каких странах можно только позавидовать? Где быстрее зарегистрировать компанию онлайн и обзавестись местным мобильным номером? Где легко заниматься бизнесом, не выходя из дома или за столиком кафе? Устами местных жителей рассказываем о тех странах, где цифровое будущее уже наступило.

Коммуникационные возможности влияют на культуру стран мира, изменяют ее, и во многих регионах цифровой элемент уже врос в повседневную жизнь.

Высокоскоростной интернет, постоянная доступность онлайн благодаря мобильным устройствам и безналичные платежи двигают вперед глобальную экономику. И некоторые страны более других устремлены в цифровое будущее, постоянно улучшая и развивая онлайн-услуги и их общедоступность.

Для того, чтобы показать, какие страны находятся в авангарде продвижения к коммуникациям нового поколения, глобальное сообщество экспатов InterNations недавно опубликовало доклад Digital Life Abroad ("Цифровая жизнь за границей"), в котором выстраивает по ранжиру государства, наиболее удобные для приезжающих работать высококвалифицированных иностранцев - с точки зрения развитости и качества онлайн-услуг.

Мы поговорили с жителями некоторых из стран, занявших высокие места в рейтинге, включающем в себя пять категорий. Они рассказали нам, каково это - жить в обществе, стоящем одной ногой в будущем.

Эстония

Место в общем рейтинге - первое

В рейтинге InterNations эта страна занимает общее первое место, лидируя в категориях "свободный доступ в интернет" и "госуслуги онлайн". С тех пор как Эстония провозгласила независимость и вышла из СССР, здесь серьезно инвестируют в развитие цифровой инфраструктуры.

Спонсируемая правительством программа e-Estonia позволяет голосовать онлайн на выборах, предоставляет услуги онлайн-банкинга, онлайн-здравоохранения и даже позволяет получить e-residency (виртуальное гражданство для неграждан Эстонии, дающее возможность, например, зарегистрировать свою компанию как эстонскую).

Программа e-Estonia сегодня привлекает к себе внимание "цифровых кочевников" и иностранных бизнесменов возможностью зарегистрировать свою фирму в стране Евросоюза, что, безусловно, идет на пользу эстонской экономике.

Автор фото, Getty Images

Начиная с 1991 года, Эстония серьезно инвестирует в развитие цифровой инфраструктуры - в том числе здравоохранения

"Здесь, в Эстонии, доступ в интернет рассматривается как одно из основных прав человека. Даже на островах, таких как живописный Сааремаа, есть интернет", - рассказывает австрийский предприниматель Александра Нима, которая сейчас живет в столице страны Таллинне.

"Здесь всё - от регистрации в качестве резидента до открытия компании (естественно, онлайн) - настолько быстро, насколько это вообще возможно".

Такие коммуникативные возможности делают устаревшими даже телефонные звонки. "Для меня куда проще попросить что-то через чат, - рассказывает житель Таллинна Тармо Аннус, разработчик платформы для криптовалюты Obyte. - Вместо того чтобы звонить в магазин и узнавать, открыт ли он в праздничные дни, я просто пишу им в "Вайбер".

Впрочем, такая тотальная цифровизация несет и некоторые опасности. Так, в 2007 году Эстония стала первой в мире страной, подвергшейся кибератаке.

Читайте также: