Расположите в хронологической последовательности доклад о культе личности и его последствиях

Обновлено: 05.07.2024

  1. в 1949 г.
  2. в 1956 г.
  3. в 1959 г.
  4. в 1962 г.

А-2. Какое событие связано с началом политики десталинизации?

  1. XIX съезд КПСС 1952 г.
  2. XX съезд КПСС 1956 г.
  3. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г.
  4. посещение Н.С.Хрущевым выставки в Манеже в 1962 г.
  1. с укрупнением колхозов
  2. с частичной децентрализацией управления экономикой
  3. с освоением целинных и залежных земель
  4. с усилением государственного контроля за экономикой
  1. первый визит руководителя СССР в США
  2. вывод советских войск из Германии
  3. подписание соглашений с США об ОСВ-1 и ОСВ-2
  4. разрыв отношений с Югославией

А-5. Прочтите фрагмент из выступления Г.М.Маленкова на Пленуме ЦК КПСС. Когда происходили эти события?

  1. в 1948 г.
  2. в 1953 г.
  3. в 1956 г.
  4. в 1961 г.

А-6. Что стало причиной венгерских событий 1956 года?

Сталин виноват в массовых репрессиях

в репрессиях виноват только КГБ

Сталин присвоил себе единоличную власть в государстве

в репрессиях виноваты соратники Сталина

невинно арестованных людей подвергали пыткам

Сталин действовал правильно до 1936 г.

Укажите верный ответ.

1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры

2) отмена государственной цензуры

3) возможность развития всех направлений искусства

4) публикация произведений о заключенных ГУЛАГа

1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) полёт Ю.А. Гагарина в космос

Б) проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов

В) подавление выступления рабочих в Новочеркасске

Г) XX съезд КПСС

2. Установите соответствие между датами и событиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) смещение Н.С.Хрущева

2) запуск первого искусственного спутника Земли

3) испытание первой советской атомной бомбы

5) события в Новочеркасске

3. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР и напишите его фамилию.

4. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

– Знание дат, периодов наиболее значительных событий и процессов;
– Знание факторов – мест, обстоятельств, участников, результатов событий;
– Знание исторических терминов и понятий;
– Знание причин и следствий событий;
– Соотнесение единичных фактов и общих явлений;
– Установление последовательности исторических событий;
– Указание характерных, существенных признаков событий и явлений, систематизация исторического материала;
– Сравнение исторических событий и явлений, анализ исторической ситуации, анализ исторических оценок;
– Установление принадлежности источника;
– Поиск информации в источнике

Виды заданий на:

– хронологию событий
– систематизация фактов
– знание основных понятий и терминов
– анализ исторической ситуации
– анализ исторических оценок и версий
–создание исторического портрета

Закрепляемые умения и навыки:

– Соотносить общие и исторические процессы и отдельные факты
– Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, анализировать её
– Группировать исторические явления и события по заданному признаку
– Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам
– Выявлять существенные черты исторических процессов, событий и явлений
– Представлять результаты историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения

Часть А.

I вариант

А1. И.В.Сталин умер в:

А2. Лидером КПСС с сентября 1953 г. был избран:

1 – Н.С.Хрущёв
2 – Л.П.Берия
3 – Л.М.Каганович
4 – Г.М.Маленков

1 – искренне стремление преодолеть последствия сталинизма;
2 – намерение демонтировать тоталитарную систему
3 – боязнь политических разоблачений со стороны жертв репрессий
4 – расширение прав и свобод личности

А4. Какое из названных событий произошло раньше других

1 – А.И.Солженицын
2 – А.В.Сафронов
3 – М.А.Шолохов
4 – А.Т.Твардовский

А6. Прочтите отрывок из документа и укажите, когда происходило это событие?

1 – в 1953 г.
2 – в 1951 г.
3 – в 1956 г.
4 – в 1961 г.

А7. Кто является лишним в ряду? Соперники Н.С.Хрущёва в борьбе за власть после смерти И.В.Сталина:

1 – Г.М.Маленков
2 – Н.А.Вознесенский
3 – Л.П.Берия
4 – В.М.Молотов

А8. Какая из экономических реформ не относится к реформам Н.С.Хрущёва?

1 – сокращение нерентабельных предприятий
2 – развитие атомной энергетики
3 – внедрения принципа планирования снизу
4 – повышение закупочных цен на колхозную продукцию

А9. Назовите причину ухудшения положения в сельском хозяйстве в начале 60-х гг.

1 – развитие рыночных отношений
2 – сокращение посевных площадей
3 – появление фермерских хозяйств
4 – списание долгов с колхозов

А10. Что не относится к основным направлениям социальной политики Н.С.Хрущёва?

1 – широкомасштабное жилищное строительство
2 – рост заработной платы в промышленности
3 – курс на снижение цен на продукты питания
4 – сокращение продолжительности рабочей недели

А11. Освоение космоса связано с именем

1 – Б.Л.Лысенко
2 – П.Л.Капицы
3 – И.В.Курчатова
4 – С.П.Королёва

Часть В

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а – Запуск первого в мире искусственного спутника
б – События в Новочеркасске
в – Смерть И.В.Сталина
г –Ввод войск стран ОВД в Венгрию

В2. Какие три события из перечисленных ниже относятся к эпохе Н.С.Хрущёва?

а – Семилетний план развития народного хозяйства
б – межнациональный конфликт в Фергане
в – Проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
г – XXII съезд КПСС. Принятие новой программы партии.

В3. Соотнесите термины и их значения

В4. Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М.Бурлацкого и напишите фамилию военачальника, о котором идёт речь

В5. Кто является лишним в ряду?

Д.Шостакович, С.Прокофьев, Р.Фальк, В.Шебалин

В6. Напишите пропущенное слово

Обожествление представителей власти, приписывание им замечательных человеческих качеств, наделение их необычайной мудростью, способностью предвидеть будущее называется ________________________________________.

В7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента

1. И.Эренбург, В.Панова, А.Твардовский и др.
2. Г.Маленков, Л.Берия, Н.Хрущёв
3. Карибский кризис
4. март 1953 г. – март 1958 г.
5. октябрь 1962 г.
6. июль 1961 г.
7. Возведение Берлинской стены

Часть С

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из доклада Н.С.Хрущёва

1 Н.С.Хрущёв; 2 А.И.Солженицын; 3 С.П.Королёв

Вариант № 2

Часть А

А1. Кто стал председателем совета министров сразу после смерти И.В.Сталина?

1 – В.М.Молотов
2 – Л.П.Берия
3 – Н.С.Хрущёв
4 – Г.М.Маленков

А2. Когда состоялся XX съезд КПСС?

1 – в 1956 г.
2 – в 1959 г.
3 – в 1961 г.
4 – в 1963 г.

А3. Какое из событий произошло раньше остальных?

А4. Одним из соперников Хрущёва Н.С. за власть в 1953 – 1957 гг. был

1 – Л.Д.Троцкий
2 – Г.М.Маленков
3 – А.А.Жданов
4 – Л.И.Брежнев

А5. Какие черты общественно-политической жизни СССР появились после XX съезда КПСС?

а – преследование инакомыслящих
б – политический плюрализм
в – освобождение политических заключённых
г – возникновение гражданского общества
д – реабилитация некоторых репрессированных народов
е – увеличение числа издаваемых журналов

А7. Что является лишним в ряду?

А8. Какая реформа была проведена в период руководства Н.С.Хрущёва?

1 – перевод всех предприятий на самоокупаемость
2 – принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности
3 –ликвидация МТС и передача их материальной базы колхозам
4 – отмена государственной монополии на внешнюю торговлю

А9. В 1950-е гг. Нобелевской премии был удостоен советский учёный-химик

1 С.П.Королёв
2 И.В. Курчатов
3. М.В.Келдыш
4 Н.Н.Семёнов

А10. В каком году в Москве был подписан Договор между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

1 – в 1953
2 – в 1963
3 – в 1972
4 – в 1982

А11. Первый в мире полёт в космос Ю.А.Гагарина был совершён на космическом корабле-спутнике:

Часть В

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события

а – Подписание Белградской декларации о нормализации отношений между СССР и Югославией
б – Первый полёт в космос женщины-космонавта В.В.Терешковой
в – Первый визит главы правительства СССР в США
г – Передача по инициативе Н.С.Хрущёва Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР

В2. Какие три события из перечисленных ниже относятся к эпохе Н.С.Хрущёва?

В3. Соотнесите понятия и их значения:

В5. Кто является лишним в ряду?

М.Калатозов, А.Вознесенский, А.Косыгин, Б.Пастернак

В6. Напишите пропущенное слово:

Учение, научная теория, руководящий политический принцип, политическая система называется ________________________________.

В7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента

1. Демократическая антисталинская революция
2. Н.С.Хрущёв, И.Надь, Эрнё Герё, Г.Жуков и др.
3. Карибский кризис
4. 12 – 13 августа 1961 г.
5. Эрих Хонеккер, Никита Хрущёв и др.
6. октябрь – ноябрь 1962 г.

Часть С

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи Н.С.Хрущёва

Из статьи Б.Поклада

С2. Как Б.Поклад характеризует события Карибского кризиса? Как он аргументирует своё мнение? (приведите не менее трёх аргументов)

С3. Что объединяет оценку карибских событий, данную обоими авторами? Назовите основные отличия во взглядах авторов на последствия Карибского кризиса?

С4. Раскройте особенности культурной, духовной жизни в СССР во второй половине 1950-х – первой половине 1960 гг.

С5. Выберите из предложенных вариантов одного исторического деятеля и напишите его исторический портрет

1 – Г.К.Жуков; 2 – Г.М.Маленков; 3 – А.Тарковский

Выводы учителя:

Домашнее задание:

1. Взять интервью у родных и близких, живших в годы руководства страной Н.С.Хрущёва. Выяснить, какие наиболее яркие воспоминания о периоде оттепели сохранились в их памяти, какие изменения в жизни людей того времени им запомнились больше всего.

2. Синквейн по темам (по выбору):

– Оттепель в духовной жизни;
– Внешняя политика Н.С.Хрущёва;
– Внутренняя политика Н.С.Хрущёва.

Ключи

Вариант №1

Часть А

Часть С

С2. Последствия культа личности Сталина Н.С.Хрущёв видит в:
– вопиющих нарушениях революционной законности;
– страданиях ни в чём неповинных людей;
– физическом уничтожении оппонентов;
– произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей вызывали страх и даже озлобление.
Н.С.Хрущёв не критиковал действий партии, формы и методы социалистического строительства, так как он сам и его соратники были активными участниками всех событий и несут персональную ответственность за все последствия культа личности Сталина.

С3. Осуждение культа личности Сталина вызвали глубокие перемены в общественном сознании, началось разрушение системы страха, начался процесс либерализации общественно-политической жизни не только в СССР, но и во всех социалистических странах начался процесс реабилитации репрессированных партийных и государственных деятелей, началась массовая реабилитация миллионов советских людей и целых народов.

С4. Содержание ответа:

– Международная обстановка – противостояние капиталистического и социалистического блока
– Идеологические основы внешнеполитического курса – подход с позиций марксистской теории
– Партийное руководство внешней политикой
– Стремление к снижению международной напряжённости, к нормализации отношений с Западом
– Подавление попыток изменения политических систем в социалистических странах (в 1956 году – в Венгрии, в 1968 году – в ЧССР)
Черты сходства определялись сущностью советской системы.

В период руководства Н.С.Хрущёва

– Выдвижение концепции мирного сосуществования государств с разными общественно-политическими системами
– Борьба за мир и разоружение (1963 г – договор о запрещении ядерных испытаний в 3-х средах)
– Карибский кризис и его преодоление.

В период руководства Л.И.Брежнева

Вариант №2

Часть А

Часть С.

С3. Оба автора рассматривают Карибский кризис как составную часть холодной войны, как противоборство 2-х систем – социалистической и капиталистической.
Основные отличия во взглядах авторов на последствия Карибского кризиса заключаются в следующем:
– Н.С.Хрущев оценивает кризис положительно.
– Б.Поклад видит в нем только отрицательные стороны.
Думаю, что кризис научил многому правительства и США, и СССР – он научил их искать компромисс. После него наметился процесс улучшения отношений между капиталистическими и социалистическими странами – в августе 1963 г. был подписан договор ядерными державами (кроме Китая) о запрещении испытаний атомного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

Вывод: в рассматриваемый период развитие культуры носило противоречивый характер.

А-2. Какое событие связано с началом политики десталинизации?

1) XIX съезд КПСС 1952 г.

2) XX съезд КПСС 1956 г.

3) Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г.

4) посещение Н.С.Хрущевым выставки в Манеже в 1962 г.

1) с укрупнением колхозов

2) с частичной децентрализацией управления экономикой

3) с освоением целинных и залежных земель

4) с усилением государственного контроля за экономикой

А-5. Прочтите фрагмент из выступления Г.М.Маленкова на Пленуме ЦК КПСС. Когда происходили эти события?

А-6. Что стало причиной венгерских событий 1956 года?

1) обострение отношений между СССР и США

2) неконтролируемое распространение ядерного оружия

4) активизация демократических сил в странах Восточной Европы после смерти И.В.Сталина

Сталин виноват в массовых репрессиях

в репрессиях виноват только КГБ

Сталин присвоил себе единоличную власть в государстве

в репрессиях виноваты соратники Сталина

невинно арестованных людей подвергали пыткам

Сталин действовал правильно до 1936 г.

Укажите верный ответ.

1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры

2) отмена государственной цензуры

3) возможность развития всех направлений искусства

4) публикация произведений о заключенных ГУЛАГа

Часть В.

1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) полёт Ю.А. Гагарина в космос

Б) проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов

В) подавление выступления рабочих в Новочеркасске

Г) XX съезд КПСС

2. Установите соответствие между датами и событиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) смещение Н.С.Хрущева

2) запуск первого искусственного спутника Земли

3) испытание первой советской атомной бомбы

5) события в Новочеркасске

3. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР и напишите его фамилию.

4. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

Восстановите в хронологической последовательности следующие события.

XX съезда КПСС, осуждение культа личности Сталина

Обвинение в шпионаже и расстрел Л. Берия

Этапы политических изменений

борьбы охватил период с лета г. по февраль 1955 г. он характеризуется борьбой за власть между Г. М. Маленковым и Н.С. Хрущевым. Противостояние завершилось смещением с поста главы правительства . Его назначили министром электростанций , а пост главы правительства занял , министром обороны стал .

События 1953 года

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Арест и обвинение в адрес Л.П.Берии

27 марта 1953 г.

Исторические личности

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали исторические личности связанные с борьбой за власть после смерти Сталина.

  1. Занял пост главы МВД после смерти Сталина.
  2. Генеральный секретарь ЦК КПСС до 5 марта 1953 г.
  3. Пост секретаря ЦК КПСС после смерти Сталина занял.
  4. Председателем Совета Министров в марте 1953 г. был.
Доклад XX съезда КПСС

Вставьте пропущенные слова.

Начинается политика - отход от режима , процесс освобождения общественного сознания от идеологии сталинизма. В докладе содержались собранные комиссией Петра Николаевича сведения о массовых расстрелах невинных людей.

Десталинизация
Смена власти

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие:

Участники внутрипартийной борьбы

С лета 1953 г. по февраль 1955 г. на вершине власти оказалось два человека. Подчеркните их фамилии.

Начало изменений в политической сфере
Преодоление культа личности И.В. Сталина

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова:

1. Как называется процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина?

3. Какое министерство возглавлял Берия в 1953 г. (аббревиатура)?

4. Кто занимал пост председателя Совета Министров в 1953 г.?

Внутрипартийная борьба

Расположите в хронологической последовательности события.

Избрание Председателем Совета Министров Н.С.

Снятие с поста главы правительства Г.М. Маленкова

Изменения после смерти И.В. Сталина

Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:

События 1953-157 гг.

Какие три из названных событий произошли в период внутрипартийной борьбы после смерти Сталина?

Читайте также: