Ранхигс цифровая трансформация доклад

Обновлено: 17.05.2024

— Сергей Оганович, как вы оцениваете текущую экономическую ситуацию в России?

— Положение в экономике на данный момент можно назвать стабильным, но при нынешних темпах роста на 0,5–2% в год нет возможности успешно реализовать приоритетные национальные проекты. Чтобы решить острые социально-экономические и экологические проблемы, в частности преодолеть бедность и высокую смертность, этот показатель должен составлять более 3-4%. При низких темпах роста экономики средств на развитие здравоохранения и образования хватать не будет, а основные имеющиеся ресурсы пойдут на оборону.

Для экономического роста нужны инвестиции. К сожалению, госмонополии и крупнейшие компании с государственным участием не вносят свой достойный вклад в инвестиционную копилку страны. Необходимо более энергично освобождать малый и средний бизнес от налоговых и административных перегрузок, обеспечить систему реальной защиты честных предпринимателей в стране. Существенного экономического роста в стране можно добиться, когда они станут уважаемыми гражданами и будут взаимодействовать с властью по принципу win-win, который подразумевает, что происходящим удовлетворена как одна, так и вторая сторона.

— Высшей школе корпоративного управления РАНХиГС недавно исполнилось 25 лет. Что она сегодня из себя представляет?

— ВШКУ РАНХиГС — это конкурентоспособная бизнес-школа полного цикла с высокой степенью устойчивости и эффективности. У нас есть ряд международных аккредитаций, в том числе АМВА. В настоящее время ВШКУ проходит аккредитацию AACSB.

Устойчивость школы достигается за счёт того, что мы последовательно внедряем принципы евроменеджмента и делегирования полномочий не только в компании наших слушателей, но и внутри неё. Как бизнес-школа мы в первую очередь представлены программами МВА (одна из старейших в стране), ЕМВА (ежегодно проводит семинары- стажировки на базе Академии экономики и управления afw в Германии) и DBA (первой в России получила аккредитацию АМВА). ВШКУ также располагает многообразием программ корпоративного обучения и проводит ряд президентских программ.

РАНХиГС: цифровая трансформация затронет все виды бизнеса

— Можно ли применить европейский опыт управления в России? И что такое система евроменеджмента?

— Наша бизнес-школа в течение 25 лет продвигает основы евроменеджмента в компаниях России и стран Евразийского экономического союза. Нам удалось издать 17 российско-немецких учебников, которые раскрывают главные аспекты современного менеджмента европейских (в первую очередь немецких) компаний. Соответствующие модули интегрированы во все программы ВШКУ, и мы проводим очень успешное дистанционное обучение на их основе. Практически все выпускники школы используют у себя в компаниях модель делегирования полномочий и ответственности. Мы проводим конкурсы по практике применения евроменеджмента в компаниях наших выпускников. Нам удалось провести более 60 стажировок в Германии с посещением лучших компаний как этой страны, так и Европы и мира в своей области специализации. Стоит отметить, что мы не сталкивались с фрустрацией наших слушателей при изучении учебников по евроменеджменту.

— Что можно сказать о состоянии бизнес-образования в России? Чему учат бизнесменов?

— В целом российское бизнес-образование выдержало все вызовы отечественной экономики и развивается успешно. Передовые российские школы получают международные аккредитации, вовлекаются в международные проекты и программы. Укрепляется сектор корпоративных университетов. С учётом налоговых преимуществ, очень быстро растут частные учебно-консультационные центры различных специализаций. Некоторые из них выходят на уровень бизнес-школ и проводят программы МВА. Есть ряд частных традиционных бизнес-школ, которые уже много лет присутствуют на рынке. Поэтому подобные образовательные учреждения при государственных университетах и академиях находятся под усиливающимся давлением более гибко работающих и менее регламентированных и не бюрократических частных учебных структур. Вторые побеждают в ценовой конкуренции.

ВШКУ РАНХиГС проводит реструктуризацию флагманских программ МВА, ЕМВА и DBA. В них появляются цифровой формат и новые модули, которые отвечают современным тенденциям трансформации бизнеса. Мы затрагиваем темы, которые выпадают из поля зрения корпоративных университетов, и к нам идут те, кто нуждается в учебно-консультационных услугах.

РАНХиГС: цифровая трансформация затронет все виды бизнеса

Пресс-служба РАНХиГС

Слушателями флагманских программ обычно являются люди, которые достигли определённого успеха в собственном бизнесе или же в качестве управленцев. Наша задача — помочь стать крайне успешными, раскрыть в полной мере талант, существенно повысить управленческие знания и навыки и в итоге стать более эффективными собственниками или топ-менеджерами.

— Понятно, что цифровая трансформация затронет все виды бизнеса и компании всех масштабов. Конечно, локомотивом построения цифровых экосистем становятся большие корпорации, у которых есть достаточные ресурсы. Однако выживут далеко не все. Как показывает исследование Гарвардской бизнес-школы, продолжительность жизни крупнейших компаний существенно сокращается. Теперь действует жёсткая альтернатива: меняешься и находишь место в новом цифровом пространстве бизнеса или уходишь с рынка навсегда. Конечно, если есть силы и средства, то компания может построить свою экосистему.

Однако на сегодняшний день создаются новые электронные средства для массового вхождения в новый мир цифровой экономики малых и средних компаний. Как предсказывает создатель Facebook Марк Цукерберг, на основе новой платформы, которую будет создавать его благотворительный фонд, молодые предприниматели и молодые учёные смогут успешно конкурировать с крупными компаниями и входить в эффективные экосистемы на равных с другими участниками или же создавать свои.

Хочу отметить, что в новых условиях наряду со специфическими профессиональными знаниями в цифровой сфере будут крайне востребованы навыки soft-менеджмента: умение управлять умными людьми, способность творческого и критического мышления, делегирование полномочий и командная работа.


Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС опубликовал исследование, в котором говорится об опыте перестройки организационной структуры ведомств и о работе команд цифровой трансформации в системе госуправления.

По итогам анализа как опыта других стран, так и российских государственных организаций авторы исследования сформировали рекомендации для создания и совершенствования организационно-штатной структуры подразделения, ответственного за цифровую трансформацию.

Документ подготовлен при содействии заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, ответственных за цифровую трансформацию (CDTO) в Федеральном казначействе, Счётной палате, министерстве труда и социальной защиты, министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и других организациях.

Анализ организационных структур управления цифровой трансформацией российских органов исполнительной власти позволил выявить общие сложности, которые исследователи разделили на три группы:

  • кадровые сложности (дефицит специалистов, отсутствие мотивации к развитию профессиональных компетенций в сфере цифрового развития у госслужащих, нехватка IT-специалистов в штате и системного обучения новым цифровым технологиям, методам управления имеющихся сотрудников);
  • нормативные и финансовые ограничения (штатное расписание не соответствует потребностям органа власти в IT-поддержке, низкий уровень оплаты специалистов-исполнителей, отсутствие сотрудников с компетенциями разработки технических документов для госструктур);
  • бессистемный подход к управлению цифровыми проектами (сотрудники участвуют в 5−10 проектах параллельно, ресурсы IT-подразделения тратятся на решение задач отраслевых ведомств, конфликт интересов, отсутствие автоматизации в управлении проектами и др.).

Материалы исследования предназначены как для руководителей, так и кадровых служб федеральных органов исполнительной власти, которым предстоит сформировать подразделение цифровой трансформации.

ЦБ РФ: USD 93.56 EUR 104.48


Центр подготовки руководителей цифровой трансформации (CDTO, Chief Digital Transformation Officer) на базе ВШГУ РАНХиГС опубликовал модель компетенций, которая используется Министерством цифрового развития РФ для тестирования кандидатов на пост заместителей руководителей федеральных ведомств, ответственных за цифровую трансформацию.

Модель компетенций представляет собой многоцелевой документ, в котором описываются требования к руководителю государственного цифрового проекта, а также к участникам команды цифровой трансформации. Модель используется для того, чтобы создавать различные продукты и инструменты как для HR-служб, так и для образовательных организаций в целях разработки образовательных программ повышения квалификации и профпереподготовки, а также для того, чтобы привлекать лучшие кадры из бизнеса на госслужбу и создавать условия для их профессиональной реализации.

Заместитель директора центра CDTO и один из ключевых авторов модели Наталья Гаркуша рассказала корреспонденту ComNews, что на данный момент модель компетенций используется только Минкомсвязью: на основе ее материалов уже были разработаны и применены тесты для оценки, через которые прошли заместители руководителей, недавно назначенные в Федеральное казначейство, Минздравсоцразвития, Минпромторг и Минкомсвязь. "В дальнейшем предполагается, что руководители команд цифровой трансформации и/или специалисты по кадрам будут пользоваться разработанными инструментами или создавать свои для формирования команд цифровой трансформации (то есть для оценки и найма сотрудников, в том числе из бизнеса). Концепция (сам доклад) размещена в открытом доступе. По сути, это инструмент не для "пользователя", а своего рода B2В-инструмент, разработанный профессионалами для профессионалов. Кадровые службы различных организаций могут использовать модель компетенций и описанные в ней профили разных ролей в команде цифровой трансформации для того, чтобы формировать собственные инструменты - тесты, чеклисты, кейсы и др. Сами инструменты оценки - это другой продукт, который сейчас находится в разработке. Вопрос использования их в других органах власти прорабатывается", - рассказала Наталья Гаркуша.

В феврале 2020 г. на основе модели компетенций Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Минкомсвязь России сформировала требования к кандидату на должность заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, ответственного за цифровую трансформацию. В течение февраля и марта на основе модели проведена оценка личностных и профессиональных компетенций 63 кандидатов на должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, ответственных за цифровую трансформацию. По итогам тестирования проведены назначения заместителей руководителей Министерства здравоохранения РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ответственных за цифровую трансформацию, остальные назначения ожидаются в ближайшее время.

"Модель компетенций представляет собой подробное руководство для руководителя команды цифровой трансформации и для специалиста, который формирует и реализует кадровую политику организации, - комментирует директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Ксения Ткачева. - Предполагается, что модель станет основой для формирования требований к специалистам, которые приходят из бизнеса на госслужбу: для того чтобы привлекать к сотрудничеству лучшие кадры, необходимо иметь верифицированный перечень требований и критериев, которыми можно руководствоваться как при поиске такого сотрудника -руководителя или участника цифровых проектов - на рынке труда, так и при проектировании образовательных программ для повышения квалификации имеющихся сотрудников". По словам Ксении Ткачевой, на сегодняшний день в нормативных и методических документах по отбору кадров для госслужбы отсутствуют инструменты, которые позволили бы привлекать к сотрудничеству высококвалифицированных специалистов из коммерческой сферы, где широко распространен "компетентностный" подход.

"Для того чтобы быть хорошим руководителем, недостаточно быть компетентным "предметником": хороший специалист в области ИT не всегда обладает управленческими навыками, - считает академический директор Центра Мария Шклярук. - На госслужбе достаточное количество людей умеют мыслить критически и аналитически. Однако для того, чтобы реализовывать трансформационные проекты, нужно обладать и креативным мышлением. Для того чтобы правильно работать с кадрами, необходимо создавать инструменты оценки и измерения не только профессиональных качеств, но и личностных характеристик. Именно для этого нужна модель компетенций, такие инструменты разрабатываются на ее основе. Публикация доклада - для нас важный шаг в дискуссии: последние шесть-семь месяцев дискуссия шла на экспертном уровне и в обсуждении со Счетной палатой Российской Федерации и Министерством цифрового развития, массовых коммуникаций и связи, большую помощь оказали лидеры цифровизации в бизнес-секторе, теперь необходимо обсуждать всем вместе не только компетенции руководителей, но и всей команды цифровой трансформации, а также главное - как привлечь ценные кадры в сферу госуправления".

Наталья Гаркуша объяснила ComNews, что актуальность концепции в том, что на сегодняшний день госслужба только начинает перенимать HR-практики из бизнеса, где они давно зарекомендовали себя. "Компетентностный" подход - одна из таких практик, он позволяет учитывать не только профессиональную квалификацию, но и личные качества руководителей и сотрудников, критически важные для внедрения и развития трансформационных проектов", - добавила она.

В дальнейшем на основе модели компетенций кадровые службы и рекрутинговые центры будут создавать инструменты оценки компетенций - например, анкеты, опросники, тестовые задания, кейсы и др., которые будут использоваться для выявления уровня компетентности у конкретного специалиста, который должен занять определенную позицию в команде цифровой трансформации. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС планирует ряд мероприятий с публичными обсуждениями модели компетенций, а также поддержку органов власти в ее имплементации.

Координатор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики национальной программы "Цифровая экономика РФ" Олег Подольский считает, что цифровая экономика начинается "с головы", которую необходимо правильно подготовить. Он пояснил корреспонденту ComNews, что программы для управленцев в федеральном проекте "Кадры для цифровой экономики" рассчитаны и на государственных, и на корпоративных служащих. "Лидеры должны правильным образом сориентировать и внутреннюю экономику, и политику, и соответствующие направления развития по всем направлениям экономики в соответствии с теми задачами, которые сегодня стоят перед государством, в том числе с использованием цифровых технологий. За 2019 г. 13 498 специалистов обучились в РАНХиГС по программам цифровой трансформации предприятий - CDTO (Chief Digital Transformation Officer - руководитель цифровой трансформации), включая руководителей региональных и федеральных органах исполнительной власти по вопросам цифровой трансформации (см. новость ComNews от 10 января 2020 г.) . В 2020 г. возможность бесплатно пройти обучение в РАНХиГС по программам CDTO получит 9,7 тыс. специалистов. К 2024 г. за счет субсидии федерального бюджета будет обучено 187 875 человек", - привел данные Олег Подольский.

Он напомнил, что цифровая экономика - это экономика данных, поэтому надо воспитывать правильную культуру принятия решений, основанных на данных. "В 2019 г. 5000 сотрудников органов власти, государственных компаний, бюджетных и иных организаций прошли обучение в 11 Центрах CDO по управлению на основе данных. В этом году обучатся уже 8000, а к 2024 г. - всего 30 тыс. человек. Программы для руководителей нацелены на конкретные задачи в области экономики, туризма, культуры, социальной политики. Простой пример: чтобы построить детский садик, понять, где его нужно построить, можно двигаться исключительно субъективным мнением или чутьем, а можно сделать анализ, основанный на данных, посмотреть, где концентрируется большее количество людей, где больший спрос на это здание и услуги такого рода, и в результате принять максимально взвешенное, правильное решение. Данные методические рекомендации разработаны специально для госслужащих, так как считается, что низкий уровень цифровых компетенций, в частности, государственных гражданских и муниципальных служащих, а также сотрудников подведомственных организаций и учреждений является одним из факторов, сдерживающих развитие цифровой экономики в России. Негибкая, зарегламентированная кадровая система государственной службы не позволяет быстро реагировать на динамичные изменения. Поэтому разработанная РАНХиГС модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления необходима как кадровым службам ведомств, так и самим управленцам для развития собственного профиля компетенций", - рассказал Олег Подольский.

"На данный момент перечень квалификационных требований к государственным гражданским служащим Минтруда России ограничивается общими знаниями применения персонального компьютера, навыками создания, перемещения и удаления файлов, печати документов, работой с текстовым редактором, электронной почтой и поисковиком в интернете. Очевидно, этих навыков в 2020 г. недостаточно для управленцев и, тем более, для руководителей цифровой трансформации - эта позиция вообще не описана в документе. Выпущенный документ представляет собой основу для независимой оценки компетенций руководителей нескольких уровней - руководителей цифровой трансформации (CDTO), руководителей по работе с данными (CDO), а также руководителей по цифровому проектированию и процессам (CTO) и главных ИТ-архитекторов (CA). Методическими рекомендациями и системой оценки могут пользоваться как кадровые службы, так и сами кандидаты для самооценки актуальности собственных компетенций и квалификации для соответствующей должности. Разработанная модель компетенций будет полезна прежде всего руководителям цифровой трансформации, кадровым службам, а также всем категориям госслужащих, специалистам, участвующим в разработке цифровых продуктов и услуг, читателям, интересующимся темой цифровой трансформации в государственном секторе", - рассказал корреспонденту ComNews Олег Подольский .

Цифровая экономика и цифровая трансформация остаются главными темами на повестке развития страны, как и вопрос подготовки кадров для их реализации.

В 2021 году по программам Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС — лидера в сфере компетенций по цифровой трансформации в России — прошли обучение 12 620 человек: служащие высшего звена (ФОИВ) и представители 85 регионов.

Во время обучения слушатели программы разработали 10 групповых проектов в сфере здравоохранения, обслуживания граждан и организаций, интеллектуальной поддержки бизнеса, социализации людей с ограниченными возможностями, пенсионного обеспечения, рыболовства и недвижимости. Некоторые из них уже запущены и работают в пилотном режиме.

В конце 2020 года во всех субъектах РФ были назначены региональные РЦТ, а также РЦТ каждого РОИВ, что стимулировало активное формирование новых цифровых команд и потребность в подготовленных кадрах. Кроме того, Минцифры установило показатель количества обученных государственных и муниципальных служащих для каждого региона.

Самое значительное превышение установленных значений показателя у Тульской (285% — обучено 248 человек при нормативе 87), Брянской (254,4%), Белгородской (почти 249%), Оренбургской (236%) и Тюменской (221,5%) областей.

По абсолютному количеству обученных лидерами стали Санкт-Петербург — 577 человек, Московская область — 505, Краснодарский край — 452, Челябинская область — 429, Ростовская область — 346.

Эти программы и курсы помогли слушателям стать частью цифровых команд и приобрести необходимые навыки и знания для участия в государственных проектах.

Практико-ориентированная образовательная траектория программы не только позволила обучить их необходимым профессиональным и личностным навыкам, но и дала возможность применить новые компетенции и знания во время командной работы над цифровыми инициативами, лучшие из которых получили возможность внедрения.

В этом году результат содействия в подборе специалистов для ФОИВ составил 95%: на 134 запроса были подобраны 126 специалистов цифровых команд.

Оценку компетенций прошли 3373 человека, в том числе 30 кандидатов на позиции РЦТ ФОИВ и 2165 кандидатов на позиции региональных РЦТ из 79 субъектов. Еще более 1000 человек вошли в кадровый реестр высококвалифицированных специалистов в области цифровой трансформации.

В следующем году Центр обучит 11 850 госслужащих. По словам Ксении Ткачевой, с каждым годом обучение проходят все более мотивированные и подготовленные госслужащие, они готовы реализовать на практике цифровые инициативы уже в самое ближайшее время и ориентированы на упрощение и улучшение жизни людей.

Читайте также: