Рациональное питание доклад 4 класс

Обновлено: 17.05.2024

Данная разработка знакомит учащихся 2-4 классов с основами рационального питания. Через разнообразные приёмы, формы работы (игра, работа с таблицами и наглядным материалом) учащиеся узнают об основных полезных и неполезных продуктах, компонентах, входящих в рациональное питание. В ходе мероприятия у учащихся формируются знания об основах правильного питания, которые помогут им в сохранении своего здоровья. Презентация оформлена, ярко. красочно.

ВложениеРазмер
pravila_rats._pitaniya.pptx 2.68 МБ
pravila_rats._pitaniya.docx 19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Основные правила рационального питания Андреева Мария Николаевна Учитель начальных классов МОБУ СОШ 30 Г. Таганрога

Человеку необходимо питаться.

1.Завтрак (дома). 2. Завтрак (второй в школе). 3. Обед. 4. Полдник. 5. Ужин.

То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным. Общее мнение такое, что на завтрак надо обязательно есть кашу . Каша. Хлеб с маслом. Чай сладкий.

Хороший завтрак - это не значит наесться так, чтобы потом нельзя было встать со стула. Хороший завтрак подразумевает оптимальное сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужны организму после сна. Котлета (рыбная, мясная), гуляш и т.д. 2. Пюре. 3. Сок, компот, напиток, чай. 4. Хлеб.

Обе́д — как правило, второй или третий приём пищи в день (обычно после первого либо второго завтрака). Как правило на обед подается горячая пища 1. Суп, борщ, щи. 2. Биточки, котлеты, гуляш и т.д. 3. Пюре. 4. Компот из сухофруктов. 5. Хлеб.

Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком или молоком.

Ужин – последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки творог омлет кефир простоквашу

Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков и витаминов.

Белки Жиры Углеводы В продуктах животного происхождения В мясе, молоке, сале, в маслянистых растениях В крупах, муке, крахмале

Витамины Овощи, фрукты

Хлеб Колбаса Молоко Сахар Яйцо Лук Яблоко Свинина Свекла Огурец Продукты животного происхождения Продукты растительного происхождения

красивый ловкий статный крепкий сутулый бледный стройный неуклюжий сильный румяный толстый подтянутый

Главное – не переедайте. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать. Мойте фрукты и овощи перед едой. Перед приемом пищи мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. И конечно, тех, кто приготовил вам еду.

Предварительный просмотр:

  • сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия;
  • помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни;
  • работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания;
  • развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
  • воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.

3. Зачем человек ест? (ответы детей)

5. Вывод: человеку необходимо питаться.

Каждому человеку для нормальной работы организма необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода, которые должны поступать вместе с пищей.

Режим питания тоже большую роль в рациональном питании. С самого рождения мы живем в определенном ритме, наше сердце сокращается с определенной частотой, существует ритм дыхания, ритм выделения пищеварительных соков – это работают наши биологические часы. Так пищеварительные соки вырабатываются с 13 до 14 часов и с 18 до 19 часов в максимальном количестве, а небольшом количестве каждые 1,5 часа. Поэтому прием пищи в определенное время считается наиболее физиологичным.

Нарушение режима питания играет отрицательную роль в здоровье человека. Оно проявляется в уменьшении количества приемов пищи в день с четырех – пяти до двух, неправильном распределении суточного рациона питания, так в ужин съедается до 65 % от всей пищи, положенной на день, а ведь самым плотным должен быть завтрак, затем обед и лишь 20 % должны принадлежать ужину.

7-8. Давайте построим пирамиду здорового питания, разработанную НИИ Питания РАМН, состоящую из пяти групп пищевых продуктов.

Важно помнить два принципа:

  1. Ежедневно организм должен получать все необходимые пищевые вещества.
  2. Количество пищевых веществ должно соответствовать индивидуальной суточной потребности человека в энергии.
  • Жиры, масло, сахар, кондитерские изделия – ограниченное потребление;
  • Мясо, рыба, птица, яйца, бобовые, орехи – 2 порции в день;
  • Молочные продукты – 2-3 порции в день;
  • Овощи – 3-5, фрукты – 2-4 порции в день;
  • Зерновые – 5-7 порций в день.

Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы:

11. Сколько раз в день необходимо питаться? (ответы детей)

  1. Завтрак (дома).
  2. Завтрак (второй в школе).
  3. Обед.
  4. Полдник.
  5. Ужин.

То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным. Общее мнение такое, что на завтрак надо обязательно есть кашу.

13. Второй завтрак (в школе):

Хороший завтрак - это не значит наесться так, чтобы потом нельзя было встать со стула. Хороший завтрак подразумевает оптимальное сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужны организму после сна.

Обед — второй или третий приём пищи в день (обычно после первого либо второго завтрака). Как правило на обед подается горячая пища

Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком или молоком.

Какие вы знаете молочные продукты? (ответы детей)

16. Пора ужинать:

Ужин – последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.

17. Рациональное питание:

Рациональное питание - одна из главных составных частей здорового образа жизни и факторов продления активного периода жизнедеятельности.

В нашей школе строго соблюдаются основные условия физического развития ребенка - рациональное питание , режим дня, прогулки на воздухе.

Рациональное питание быстро растущих детей, особенно подростков, определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем.

Надо отметить, что рациональное питание школьников не сводится только к "дробному" употреблению углеводов. Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков и витаминов.

18. Белки, жиры и углеводы.

Ученые установили, что примерно половину всей пищи, которую человек съедает за день, должны составлять продукты, содержащие углеводы . Это хлеб, крупы, картофель, овощи, зелень. Третью часть дневного рациона должны составлять белки – это мясо, рыба, молоко, яйца. А шестую часть жиры – сливочное и растительное масло.

Питание должно быть разнообразным – разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в организм необходимых веществ.

Пища должна тщательно пережевываться – пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельченная пища легче переваривается.

Не допускать переедания – с избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется. Последний прием пищи должен быть не позднее 2-х часов до сна.

Не торопиться во время приема пищи – продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30-40 минут – при двух. Так достигается насыщение без переедания.

Недостаток витаминов всегда дает о себе знать. Многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних гиповитаминозов — состояний, вызванных недостатком витаминов. Это — быстрая утомляемость, раздражительность, плохой аппетит, трещинки в углах рта, сухость и шелушение кожи. Все это — следствие серьезных изменений в обмене веществ, то есть внешнее проявление предболезни, которая может перейти в болезнь.

Важный путь улучшения обеспеченности организма витаминами — увеличение потребления овощей и фруктов. Но овощи, увы, поставляют нам в основном витамин С. Хоть он и очень важен, но ведь организму нужны и другие: витамин A необходим для зрения, нормального состояния слизистых покровов, в частности дыхательных путей; D — обеспечивает всасывание в кишечнике кальция; E — защищает ткани от разрушения под воздействием кислорода; K — участвует в процессе свертывания крови; витамины группы B и другие входят в состав ферментов, необходимых для управления обменом веществ.

Хлеб, колбаса, молоко, сахар, яйцо, лук, яблоко, свинина, свекла, огурец.

27. Выберите слова для характеристики здорового человека:

красивый ловкий статный крепкий

сутулый бледный стройный неуклюжий

сильный румяный толстый подтянутый

ВЫВОД: КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ. ВЕДЬ НИКТО НЕ ПОЗАБОТИТСЯ О ТЕБЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ТЫ САМ.


P_SH.jpg

Важнейший период жизни человека - школьный возраст (от 7 до 17 лет) - время физического, интеллектуального, нравственного становления и активного развития. В современном мире именно школьники принимают на себя и вынуждены перерабатывать все возрастающее давление информационного потока, воздействующего на них не только в школе, но и дома. Помимо школьной программы многие дети и подростки дополнительно занимаются в кружках, спортивных секциях. Для формирования и сохранения физического, психического здоровья и полноценного усвоения школьной программы важно грамотно организовать питание школьника.
Многие родители считают, что в деле устройства питания школьника достаточно положиться на собственную интуицию и здравый смысл. Однако, важно знать и понимать принципы рационального питания, и правила гигиены питания, соблюдение которых имеет ключевое значение в сохранении здоровья ребенка.

Наиболее распространённые ошибки в организации питания школьника.

  • Отказ от завтрака. Отсутствие полноценного завтрака недопустимо для школьника. Зачастую учащиеся мотивируют свой отказ от завтрака отсутствием аппетита и ограничивают утреннюю еду чашкой чая. Но отсутствие аппетита утром возможно только при нарушении режима дня или питания. Возможно, ужин был слишком поздним или излишне плотным и калорийным. Другая ситуация - ребенок лег спать слишком поздно, и утром предпочитает уделить время сну, пожертвовав завтраком.
  • Питание преимущественно полуфабрикатами. Конечно, готовые блюда, которые нужно только разогреть в микроволновой печи существенно облегчают жизнь родителям. Но, такие блюда перенасыщены солью, животными жирами, ароматизаторами, что не может считаться полезным не только для детей, но и для взрослых. Использование полуфабрикатов допустимо эпизодически, но основой домашнего питания должна быть свежеприготовленная пища.
  • Использование в качестве перекуса высокоуглеводистых продуктов. Красочно оформленные сладости (шоколад, жевательный мармелад, вафли, печенье) или картофельные чипсы, соленые орешки являются привлекательными для детей в силу своей ценовой доступности и насыщенного вкуса. Совершая самостоятельный выбор при приобретении перекуса, дети чаще всего отдают предпочтение именно этим продуктам. Важно не только информировать ребенка о принципах здорового питания, но и показать ему здоровую альтернативу вредным снекам, например, сухофрукты, орехи.
  • Дефицит употребления рыбы. В среднем российский школьник ест рыбные блюда не чаще двух раз в месяц. Желательно есть рыбу не менее двух раз в неделю, для обеспечения организма полноценным белком и йодом.
  • Недостаточное употребление овощей и фруктов. Желательно ежедневно употреблять не менее 300 г. фруктов и 400 г. овощей в день для обеспечения организма достаточным количеством растительной клетчатки и витаминов.
  • Употребление кофеин содержащих энергетических напитков. Часто этим грешат старшие школьники, используя такие напитки в качестве стимуляторов умственной активности при подготовке к экзаменам. Сочетание сладкой газированной воды и кофеина губительно воздействует на слизистую оболочку желудка, вызывая развитие эрозивных изменений, что может закончиться формированием гастрита и язвенной болезни. Выраженное стимулирующее действие кофеина на центральную нервную систему не только повышает психическую возбудимость, но может стать причиной развития судорожного синдрома.

Питание школьника при грамотной организации должно обеспечить организм обучающихся всеми пищевыми ресурсами, способствовать полноценному развитию растущего организма в условиях интенсивных интеллектуальных нагрузок.


Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому к вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. В нашей статье Вы узнаете, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.

Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к полезной еде.

Принципы здорового питания:

  • в течении дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка;
  • рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам (биологически значимые элементы);
  • учитывать индивидуальные особенности организма ребенка;
  • минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения;
  • количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира;
  • быстрые углеводы (сладости) должны составлять до 10-20 % всех углеводов;
  • режим приема пищи, важно чтобы ребенок питался регулярно;
  • в рацион школьника должны входить: хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия лучше готовить на муке грубого помола;
  • один-два раза в неделю в рацион должна быть включена рыба, а так же минимум 1 раз в неделю красное мясо;
  • бобовые рекомендуется включить в рацион 1-2 раза в неделю;
  • должно присутствовать пять порций овощей и фруктов, под одной порцией понимается:
      • апельсин,
      • яблоко,
      • банан,
      • другой средний фрукт,
      • 10-15 ягод или виноградин,
      • 2 небольших фрукта (абрикос, слива),
      • 50г. овощного салата,
      • стакан натурального сока,
      • столовая ложка сухофруктов,
      • 3 ст. л. отварных овощей;
        • 30г. сыра,
        • стакан молока,
        • один йогурт;

        Потребности ребенка-школьника

        Потребность в энергии (в ккал на 1 кг веса)

        80 (в среднем 2300 ккал в сутки)

        75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)

        65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)

        Потребность в белках (г в день)

        Потребность в жирах (г в день)

        Потребность в углеводах (г в день)

        Молоко и молочные продукты

        Сахар и сладости

        Из них ржаной хлеб

        Крупы, макароны и бобовые

        Режим питания

        В зависимости от того в какую смену ребенок будет учиться, то следует соблюдать более подходящий режим питания:

        • завтрак дома примерно 7-8 часов;
        • перекус в школе в 10-11 часов;
        • обедает дома либо в школе в 13-14 часов;
        • ужинает дома ориентировочно в 19 часов.


        Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того как он отправится спать.

        Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течении дня.

        Способы приготовления пищи для школьника

        Готовить пищу школьникам можно любым способом, но все увлекаться жаркой не рекомендуется, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира.

        Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

        Ограничения по продуктам питания

        Следует ограничить в меню ребенка следующие продукты:

        • сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса;
        • продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие);
        • Маргарин;
        • Не сезонные фрукты и овощи;
        • сладкую газировку;
        • продукты с кофеином;
        • майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства;
        • острые блюда;
        • фастфуд;
        • сырокопченые колбасы, грибы;
        • блюда, которые готовятся во фритюре;
        • соки в пакетах;
        • жвачки и леденцы.


        Рекомендуемые жидкости в рационе ребенка

        Самые оптимальные напитки – это вода и молоко.

        Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует давать во время прима пищи, либо разбавлять водой.

        На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, то давайте больше воды или молока.

        Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам такие напитки допустимо давать, но стоит обратить внимание, что во время приема пищи их следует огранить, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

        Как правильно составить меню для ребенка

        • на завтрак следует включить в меню 300г. основного блюда (каши, запеканки, сырники, макароны, мюсли), а так же 200мл. напитка (чай, какао, цикорий).
        • в обед следует включить в меню овощной салат или другую закуску в объеме до 200г, первое блюдо в объеме до 300 мл., второе блюдо в объеме до 300г. (мясо или рыбу и гарнир) и напиток объемом до 200мл.
        • на полдник следует включить в меню запеченные или свежие фрукты объемом 100г., чай кефир, молоко или другой напиток объемом 200 мл. с печеньем или домашней выпечкой объемом 100г.
        • на ужин следует включить в меню 300г. основного блюда (легкое белковое блюдо, либо блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы), а так же 200мл. напитка.

        К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150г. пшеничного хлеба и до 25г. ржаного.

        ВАЖНО! Рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.



        Обсуждайте и составляйте меню на всю неделю вместе, если уверены, что капризничать при этом ребенок не будет. Приветствуется и вовлечение ребенка в процесс приготовления еды.

        Пример правильного меню на неделю

        День недели

        Сырники с яблоками и сметаной (300 г)

        Бутерброд (100 г)

        Салат из капусты и моркови (100 г)

        Котлета из кролика (100 г)

        Картофельное пюре (200 г)

        Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл)

        Омлет с зеленым горошком (200 г)

        Настой шиповника (200 мл)

        Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)

        Бутерброд (100 г)

        Салат из свеклы (100 г)

        Бульон с яйцом (300 мл)

        Биточки из говядины (100 г)

        Тушеная капуста с кабачками (200 г)

        Яблочный сок (200 мл)

        Булочка с творогом (100 г)

        Яблоко свежее (100 г)

        Картофельные зразы с мясом (300 г)

        Чай с медом (200 мл)

        Омлет с сыром (200 г)

        Рыбная котлета (100 г)

        Бутерброд (100 г)

        Баклажанная икра (100 г)

        Картофельный суп с клецками (300 мл)

        Тушеная печень (100 г)

        Кукурузная каша (200 г)

        Фруктовый кисель (200 мл)

        Запеченное яблоко (100 г)

        Овсяное печенье (50 г)

        Блины с творогом и изюмом (300 г)

        Гречневая молочная каша (300 г)

        Бутерброд (100 г)

        Салат из редиса и яйца (100 г)

        Рассольник домашний (300 мл)

        Куриная котлета (100 г)

        Цветная капуста отварная (200 г)

        Гранатовый сок (200 мл)

        Пирожок с яблоками (100 г)

        Запеканка из вермишели и творога (300 г)

        Чай с вареньем (200 мл)

        Творожные оладьи с медом (300 г)

        Чай с молоком (200 мл)

        Бутерброд (100 г)

        Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)

        Бульон с лапшой (300 мл)

        Бефстроганов с тушеными овощами (300 г)

        Компот из винограда и яблок (200 мл)

        Фруктовое желе (100 г)

        Простокваша (200 мл)

        Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)

        Овсяная каша с ягодами (300 г)

        Бутерброд (100 г)

        Кабачковая икра (100 г)

        Свекольник (300 мл)

        Запеченная рыба (100 г)

        Картофель отварной с зеленым горошком (200 г)

        Персиковый сок (200 мл)

        Молочное желе (100 г)

        Булочка с изюмом (100 г)

        Омлет с помидорами (200 г)

        Цикорий с молоком (200 мл)

        Пшенная каша с тыквой и морковью (300 г)

        Чай с медом (200 мл)

        Бутерброд (100 г)

        Салат из огурцов и помидор (100 г)

        Суп-пюре из овощей (300 мл)

        Биточки из кальмара (100 г)

        Отварные макароны (200 г)

        Томатный сок (200 мл)

        Творожное печенье (50 г)

        Картофельные котлеты со сметаной (300 г)



        Пищу следует принимать вместе с ребенком за общим столом, таким образом Вы будете показывать как правильно нужно питаться.

        Возможные проблемы

        Что делать если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

        У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, но настаивать в таких случаях не стоит, поскольку из-за отвращения и неприятия такое поведение может еще больше усугубиться. Стоит готовить нелюбимые продукты разными способами, либо привлечь ребенка к приготовлению таких продуктов.

        Если же это не помогло то все не стоит настаивать на употреблении какой-либо пищи, поскольку питание ребенка можно назвать разнообразным, если в него будут включены продукты:

        • 1 вид молочных продуктов;
        • 1 вид овощей;
        • 1 вариант мяса или рыбы;
        • 1 вид фруктов;
        • 1 вид блюд из злаков.

        Эти группы продуктов обязательно должны быть в меню ребенка.

        Быстрые перекусы в школьной столовой

        Отсутствие аппетита из-за стресса


        Во время учебы многие дети испытывают серьезные психологические нагрузки, что может сказываться на аппетите. Поэтому в период школьных нагрузок родителям следует более внимательно относится к детям, чтобы вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.

        Таким образом, следует внимательно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают физические нагрузки (спортивные секции, походы на природу, катание на велосипеде, роликах). Поддерживайте ребенка и чаще говорите с ним по душам.

        Отсутствие аппетита, как симптом болезни.

        Снижение аппетита как признак заболевания можно определить по следующим факторам:

        • ребенок худеет, малоактивный и вялый;
        • появились проблемы со стулом;
        • Бледный вид, кожа ребенка очень сухая состояние волос и ногтей ухудшилось;
        • жалуется на периодическое появление болей в животе;
        • на коже появились высыпания.

        Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. Если из рациона ребенка следует исключить какой-либо вид продуктов (например сладости) — то в таком случае запрет будет распространяться на всех членов семьи, что бы для ребенка не было искушения. Кроме того он может это расценивать как неправомерные запреты и употреблять такую пищу тайком.

        В случае когда Вы обращаетесь к диетологу, то следует что бы ребенок один его посетил, таким образом он легче воспримет советы врача и будет более ответственно к ним относится. По словам специалистов, переедание является признаком психологического неблагополучия — такое как одиночество. Потому так же имеет смысл посетить психолога.

        Неправильное питание и стресс — самые частные причины повышенного веса ребенка.


        Советы родителям ребенка-школьника.


        Рациональное питание – от латинского слова rationalis – разумный.

        Разумное питание – залог здоровья, силы и красоты человека. Однако многие из нас подвержены вредным привычкам и легкомысленно относятся к питанию, недопонимая огромное значение этого фактора человеческого существования.

        Одни считают, что рациональное питание определяется только количеством продуктов, другие просто полагаются на свой аппетит, забывая при этом, что пища является не только источником энергии, но и важнейшим строительным материалом для формирования сложных структур организма.

        Рациональное питание – это своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные для него питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса и т.п.

        Основой жизнедеятельности человеческого организма является постоянный обмен веществами с окружающей средой. Из нее человек получает кислород, воду и пищу. Если пищевые продукты наилучшим образом обеспечивают все физиологические потребности организма, значит, характер питания сбалансирован с состоянием организма и внешними условиями.

        К пищевым веществам, необходимым для обеспечения жизненных процессов, относятся, прежде всего, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины.

        Питание только тогда может считаться рациональным, когда в нем кроме калорийности предусмотрено и оптимальное соотношение основных пищевых веществ, биологическая роль которых охарактеризована выше.

        Под режимом питания понимается кратность приемов пищи в течение суток, соблюдение определенных интервалов между отдельными ее приемами и распределение суточного рациона по отдельным приемам.

        Нарушение режима питания приводит к нарушению нервной и гормональной регуляции сложных биохимических и физиологических процессов, лежащих в основе пищеварения. А как небрежно мы порой относимся к питанию, принимая пищу поспешно, не прожевывая, как следует, не распределив рацион на соответствующие части в течение дня, не обращая внимания на физиологическую ценность еды. Последствия же этого непременно сказываются, пусть иногда и не сразу, а спустя какое-то время.

        В развитии многих заболеваний, в том числе и желудочно-кишечных, не последняя роль отводится именно нарушениям режима питания.

        Особенно вредно есть на ночь. Переполненный желудок давит на диафрагму, затрудняет нормальную работу сердца.

        На основании экспериментальных исследований и многолетних наблюдений врачей рекомендуется трех- или четырехкратный прием пищи в течение суток. Распределение количества пищи и набор блюд по отдельным приемам зависят от возраста, характера трудовой деятельности, а также от того, в какое время суток человек работает. Если работа протекает в первую половину дня, то калорийность питания распределяется следующим образом: первый завтрак – 25-30%; второй завтрак – 10-15%; обед – 40-45%; ужин – 25-10%.

        При работе во вторую половину дня суточный рацион распределяется с учетом введения полдника с горячим напитком (чая, кофе).

        Для лиц, занятых в ночной смене, предусматривается прием пищи в течение работы, и калорийность его должна составлять не менее 25% общей калорийности суточного рациона, причем обязательны горячие напитки (кофе или какао, менее желателен чай).

        По разным причинам, но большинство людей все же питается только три раза в день. В любом случае распределять пищу нужно, следуя правилу: сытный завтрак, плотный обед и легкий ужин. Не рекомендуется есть на ночь острые мясные блюда, пить кофе, какао, крепкий чай и т.п. Перед сном полезно выпить стакан кефира.

        Запивать каждый кусок еды водой здоровому человеку незачем. Пить воду можно только перед едой, и то при жажде: в пустом желудке вода не задерживается. В заполненном желудке, наоборот, вода задерживается и, разбавляя его содержимое, замедляет пищеварение.

        Читайте также: