Работа юриста в некоммерческих организациях доклад

Обновлено: 04.07.2024

У каждого из нас в определенный момент времени возникает необходимость в юридических услугах. При этом хочется, чтобы оказывающие услуги юристы были адекватными, знали свое дело, обладали нужным опытом и знаниями, были образцом клиентоориентированности и при этом недорогие. Как правило, есть мнение, что дешевые услуги априори некачественные, а дорогие хоть может и высококлассные, но ведь не всегда такие нужны в каждом возникающем деле. Поэтому подходит вариант средний. Не сильно дешевый, но и не дорогой.

Как кроме цены выбирать юриста непонятно. Поэтому подойдет вариант "спроси знакомых" (он же сарафанное радио), посмотреть кто и с кем работал ранее, посмотреть кто находится рядом. Затем можно посмотреть на опыт, знания, практику (всегда хочется максимально большое количество подходящего опыта). Затем можно обратить внимание на рекомендации других клиентов, публикации в профильных изданиях, выступления на конференциях, наличие команды юристов.

Что еще? Вроде ничего не забыли.

Если часть или всё перечисленное соответствует вашему представлению при поиске юриста, выборе юридических услуг, связанных с деятельностью некоммерческих организаций , то тогда вам к нам.

Описанное соответствует характеристикам деятельности нашей юридической фирмы "Ветров и партнеры". Начиная от знаний, опыта, наличия компетентных специалистов и заканчивая средними ценами на услуги, клиентоориентированностью каждого из сотрудников.

Юрфирма "Ветров и партнеры" подтверждает свою готовность и способность оказать клиентам запрашиваемую юридическую помощь, равно как и наличие специалистов, обладающих релевантным опытом и необходимой квалификацией при оказании юридических услуг по вопросам, касающимся некоммерческих организаций.

Наши юристы по сделкам, операциям и спорам, связанным с деятельностью некоммерческих организаций оказывают юридические услуги (сопровождение, обслуживание) в Новосибирске и иных городах России (в т.ч. Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Юридические услуги предоставляются одним из следующих способов:

1. Силами сотрудников юридической компании "Ветров и партнеры": лично в месте нахождения основного офиса, лично, находясь в командировке в месте нахождения Клиента, или дистанционно (почта, телефон, скайп, мессенджеры);

2. Силами партнерской юридической компании, с которой юрфирма "Ветров и партнеры" сотрудничает в месте нахождения Клиента;

3. Комбинация способа №1 и №2.

Обращайтесь к нам по следующим контактам:

Прежде чем Фирма расскажет о содержании и условиях предоставляемых услуг, предлагаем ознакомиться со следующими аналитическими материалами и судебной (арбитражной) практикой:

Для того, чтобы успешно управлять некоммерческой организацией, нормально наладить управленческий учет, прежде всего, следует уделить внимание юридическим аспектамдеятельности этой организации. Деятельность организации регулируется законодательством того государства, на территории которой эта организация действует.

В Российской Федерации существует многоуровневая система законодательного и нормативного регулирования, и многое зависит от того, на каком уровне принят тот или иной закон. Следует учитывать, что существующие нормативные акты находятся в определенной иерархической соподчиненности. Их градация по значимости определяет и силу действия их предписаний в сравнении с иными нормативными актами. Рассмотрим систему нормативного регулирования на примере:

1-й уровень. Федеральное законодательство

Конституция РФ

Конституционные Федеральные законы

Кодексы и другие Федеральные законы

Подзаконные нормативные акты:

Указы и распоряжения Президента

Постановления Правительства

Иные нормативно-правовые акты министерств и ведомств РФ

2-й уровень. Нормативные акты субъектов РФ

3-й уровень. Локальные правовые акты:

— регулируют внутренние и внешние отношения юридического лица.

Не секрет, что зачастую приходиться сталкиваться с противоречиями, содержащимися в различных правовых актах. Необходимо уметь справляться с подобной ситуацией. В рамках соподчиненности действующих нормативных актов применяется следующие правило трактовки противоречий в нормативах законодательства: документ более высокого статуса отменяет норму документа с более низким статусом. Противоречия могут иметь место и в предписаниях нормативных актов, обладающих одинаковым статусом. В таких случаях применяется следующее правило: Требования нормативных актов, изданных одной и той же инстанцией, предполагают отмену прежней нормы в пользу новой. Наиболее сложным является случай, когда друг другу противоречат нормы одного и того же официального акта. При этом применимо такое правило: в случае противоречия предписаний, содержащихся в одном и том же нормативном акте, одно из которых носит общий, а другое специальный характер, применяется специальная норма. Следует пояснить, что все предписания законодательных и нормативных актов можно разделить на два вида: общие и специальные нормы. Общие нормы регулируют общие вопросы, а специальные — узкие вопросы. Специальной нормой практически раскрывается смысл общей нормы по отношению к конкретной ситуации.

Дополнительные сложности возникают почти у всех некоммерческих организаций, получающих какие-либо иностранные пожертвования. Сторона, передающая пожертвования, как правило, выдвигает свои требования по учету целевых средств и составлению отчетности по ним. Зачастую очень сложно увязать требования законодательства Российской Федерации с требованиями грантодателей.

Руководителю некоммерческой организации необходимо знать положения Гражданского кодекса, потому что, во-первых, деятельность некоммерческих организаций достаточно подробно описана уже на этом уровне, а, во-вторых, основа хозяйственной деятельности юридических лиц — договор, и его виды также подробно описаны в этом документе. Далее, необходимо знать, какими федеральными законами регулируется благотворительность, деятельность некоммерческих и общественных организаций.

  • цель создания и деятельности организации;
  • целесообразность наличия (отсутствия) членов;
  • предпочтительный порядок формирования и полномочия руководящего органа;
  • желательный порядок управления имуществом.

Мы начали с того, что для руководства организацией, прежде всего, необходимо знать законодательство страны, на территории которой организация осуществляет свою деятельность. Необходимо понимать, что любая хозяйственная операция организации регулируется предписаниями различных отраслей законодательства. При этом одни и те же факты хозяйственной деятельности могут получать различное, очень часто прямо противоположное толкование. В юридической практике применяются следующие правила трактовки законодательства в конкретных случаях его применения: при решении какого-либо вопроса относительно его законодательного регулирования следует учитывать, с какой точки зрения и для целей какой отрасли права мы рассматриваем конкретную проблему. То есть, необходимо выяснить, с какой позиции расценивать последствия хозяйственной операции:

  • гражданского права и обязательств организации;
  • расчетов с бюджетом по данной операции;
  • исполнения ее работниками организации;
  • правил отражения данной хозяйственной операции (факта хозяйственной деятельности) в бухгалтерском учете.

Встречаются случаи, когда нормы, относящиеся к различным отраслям права, пересекаются, например, налоговое законодательство в определении какого-либо вопроса отсылает к Гражданскому кодексу, то Кодекс определяет правила ведения бухгалтерского учета. Тогда действует правило: если в нормативном акте какой-либо отрасли законодательства использован термин, специально не определенный данной отраслью права, и определение этого термина дается другой отраслью законодательства, следует пользоваться существующим определением.

Основные организационно-правовые формы негосударственных некоммерческих организаций

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

Опытных юристов в области НКО мало. Наталья Дроздовская, директор юридического управления проекта PHILIN, – о том, как найти хорошего юриста и о списке самых важных документов в работе НКО.


Наталья Дроздовская, директор юридического управления проекта PHILIN

PHILIN (Philanthropy Infrastructure) – проект социального инвестора и предпринимателя Рубена Варданяна. Одна из сфер его интересов – профессионализация НКО. С 2015 года PHILIN помогает благотворительным организациям наладить отчетность, финансовый и IT-менеджмент, кадровую политику и бухгалтерию, а также оказывает юридическую поддержку.

Как найти юриста

Как правило, в начале работы составлением всех договоров, балансов, контрактов занимается бухгалтер. Но в какой-то момент становится ясно – бумаги плодятся, и не факт, что они оформлены правильно. В случае проверки все будут переживать. Иногда попросту сложно найти нужный документ. Выходов три: взять юриста в штат, пригласить внештатника по договору или найти специалиста pro bono на безвозмездной основе.

Еще один вариант – выйти на связь с юристами pro bono в России. Эта практика бесплатной помощи пришла к нам из США и Великобритании, там она очень распространена. Юристы крупных международных компаний – обычно высококвалифицированные специалисты – предоставляют часть своего времени для клиентов бесплатно, не делая разницы между ними и коммерческими клиентами. Иногда это связано с тем, что дела pro bono громкие и могут принести имя и юристу, и фирме.

6 главных законов сектора


Фото: Павел Смертин

Что такое юридическое сопровождение НКО

Юридическое сопровождение НКО подразумевает помощь в документальном оформлении деятельности (речь идет о договорах, внутренних локальных актах, учредительных документах и т. п.), приведение деятельности и документации в соответствие с законодательством, а также консультационную поддержку.

Общий принцип работы простой: наличие подписанного договора во всех случаях лучше, чем его отсутствие. Например, договор пожертвования помогает доказать целевое расходование средств, плюс пожертвования не облагаются налогом. С волонтером тоже желательно оформить отношения, это полезно и ему, и НКО. В документе записаны права и обязанности, он ставит рамки для деятельности добровольца (за что он отвечает, с кем взаимодействует, какой результат должен принести).

С точки зрения ведения документации и кадровых вопросов НКО и коммерческие компании устроены похоже, но есть отличия, которые важно учесть юристам:

– деятельность НКО, помимо налоговой и трудовой инспекций, а также других контролирующих органов, инспектирует Министерство юстиции РФ. Именно это ведомство регистрирует НКО и курирует его работу, устанавливая определенные требования и нормативы.

– НКО не имеет права делать предпринимательскую деятельность основной, но может заниматься ею, если она служит реализации уставных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, охраны здоровья, развития спорта и т.д.

– у НКО свой набор специальных внутренних документов, характерных только для некоммерческой компании. В частности, положения, регулирующие деятельность и полномочия попечительского совета, а в крупных фондах – еще и экспертного совета; благотворительные программы, по каждой из которых осуществляется какой-либо вид уставной деятельности (например, помощь людям с определенным заболеванием); договоры пожертвования, договоры с добровольцами и т.д.

Список самых важных документов НКО

У НКО обычно не хватает времени и ресурсов для оформления различных протоколов, решений и тому подобного. Вот перечень юридических документов, которые обязательно должна иметь некоммерческая организация, – они гарантируют спокойствие сотрудников НКО во время проверок контролирующих органов и помогают эффективнее управлять организацией.

Во-первых, учредительные и иные уставные документы:

  • свидетельство о регистрации НКО;
  • свидетельство о внесении записи в Единый госреестр юрлиц;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • извещения и уведомления о постановке на учет во всех внебюджетных фондах;
  • свидетельство о госрегистрации НКО, выданное Министерством юстиции (Минюст ведет свой отдельный реестр НКО);
  • устав, который прошел регистрацию в Минюсте;
  • протокол собрания учредителя или решение единственного участника о создании;
  • приказ директора о вступлении в должность.

Во-вторых, документы органов управления НКО – протоколы заседаний совета, правления, попечительского совета и т. п.

За год в НКО должен быть издан как минимум один протокол от высшего коллегиального органа о принятии основных решений. Собрать заседание и составить этот документ нужно, например, если:

  • меняется состав руководства или формируется новый орган управления;
  • назначаются новые члены органов управления;
  • принимается или корректируется бюджет;
  • принимается решение о проведении аудита; и/или
  • утверждается или изменяется благотворительная программа.

Пропавший по какой-то причине документ нужно обязательно восстановить, иначе возникнут проблемы.

Анна Викулина

Контролировать работу юриста в штате проще, если есть должностная инструкция. Нужно регулярно актуализировать документ – тогда он поможет увеличить эффективность сотрудников. Разбираем, как упростить работу с должностными инструкциями юридического отдела

Задачи юриста в организации

Принято считать, что представлять интересы организации в суде – основная функциональная обязанность юрисконсульта. Но на самом деле, функций у юриста в компании больше:

  • отвечать за документацию, чтобы вся работа компании велась в рамках закона
  • отслеживать и пресекать нарушение законодательства, которое ведет к финансовым потерям
  • выстраивать сотрудничество с поставщиками, заказчиками, органами власти
  • использовать нормы права в интересах компании

Юрист – главный в компании по вопросам законодательства. От его компетенций напрямую зависит работа организации. Тонкости нормативно-правовых актов, изменения в законах, досудебные соглашения – за все эти вопросы должен отвечать юрисконсульт.

Также на юриста возлагается ответственность по подготовке всех юридических документов в организации. Важно это сделать быстро и без ошибок.

Должностные обязанности юриста

Служебные обязанности юриста включают в себя конкретный список задач:

  • актуализация правовой базы компании
  • составление договоров и сопровождение сделок
  • работа с внутренним документооборотом
  • визирование документов
  • управление рисками компании на уровне юридической службы
  • оформление лицензий и разрешений
  • составление исков и претензий
  • работа с органами власти
  • консультации сотрудников компании

Но не всегда юрист выполняет все задачи, которые он должен. Отслеживать эффективность работы руководителю отдела помогает должностная инструкция. Для чего юристу нужна должностная инструкция

Должностная инструкция в коммерческих организациях необязательна. На крупных предприятиях, в государственных и муниципальных структурах документ воспринимается как анахронизм. Но должностная инструкция юриста на предприятии – не формальность. Документ нужен по нескольким причинам:

  • это гарантия безопасного сотрудничества – в случае разногласий документ может стать доказательством в суде
  • в инструкции можно обозначить общие положения по работе штатного юриста
  • четко прописать права и обязанности, чтобы не было вопросов от сотрудников по выполнению задач
  • обозначить ответственность в случае ошибок
  • отслеживать выполнение задач, меняя документ в зависимости от потребностей компании

Система построена на базе Битрикс24 для ведения судебно-претензионной работы в юридических департаментах

Что включать в должностную инструкцию юриста

Составить должностную инструкцию можно по классической схеме. Обычно структура документа состоит из четырех базовых блоков.

Общие положения:

  1. В первом пункте надо прописать, к какой категории сотрудников относится юрисконсульт.
  2. Затем указать, на каком основании принимают на работу и увольняют сотрудника, а также кто заменяет его во время отпуска или больничного. Заменить сотрудника может специалист, у которого есть аналогичный опыт и тот же уровень профессионального образования.
  3. После этого следует отметить, какие требования есть к образованию, опыту работы, уровню квалификации юрисконсульта и кому он подчиняется.
  4. Следующий пункт – перечисление всех отраслей права и нормативно-правовых актов, которые должен знать юрист.
  5. Также в общих положениях указывают информацию о стандартах заполнения документов, о необходимости соблюдать правила охраны труда и пр.
  6. Список документов, на которые должен опираться юристконсульт в работе.

Обязанности юрисконсульта. Здесь надо максимально подробно расписать обязанности специалиста – выше о них мы писали.

Права юриста. В пункте указывают те правомочия, которые нужны для исполнения обязанностей: представлять интересы компании, запрашивать информацию в других отделах, подписывать документы, отслеживать и предлагать исправления в локальные договоры и акты, принимать решения в рамках полномочий, участвовать в развитии компании и пр.

Ответственность. В пункте прописывают, какие санкции и в каких случаях применяются к юристу. За что юриста можно привлечь к ответственности:

  • за игнорирование обязанностей
  • нарушение дисциплины и правил компании
  • нарушение закона
  • разглашение коммерческой тайны
  • порча имущества

В документе отдельно надо отметить, что за разглашение коммерческой тайны сотрудник будет привлечен к дисциплинарной ответственности и уволен.

Эти четыре пункта обычно включены в любую должностную инструкцию юриста организации. Но в реальности документ может содержать и другие пункты. Некоторые ООО в деталях прописывают обязанности, права и ответственность юриста, создавая дополнительные разделы.

Как правильно оформлять должностную инструкцию

Сверху надо написать название инструкции, а ниже – должность, имя и должность сотрудника, утвердившего документ, и дата утверждения. Затем идет основная часть.

В заключении подписи оставляет непосредственный начальник и сам юрисконсульт. Специалист должен оставить подпись под документом до начала работы – это гарантирует, что сотрудник познакомился с текстом инструкции и согласен с ним.

Важно регулярно обновлять инструкцию, иначе документ быстро устаревает и становится формальностью. Актуализировать информацию надо: при появлении новых бизнес-процессов, при реструктуризации компании или открытии филиалов. То есть, во всех случаях, когда функционал сотрудника меняется.

Работа с документами требует особой внимательности.

Образец должностной инструкции в программе Юрайт

Скачайте пустой бланк должностной инструкции юриста и заполненный образец должностной инструкции.

Пользу должностная инструкция принесет, если не будет пылиться в архиве кадрового отдела или дома у юриста. Идеальный вариант – доступ к быстрому просмотру на ИТ-ресурсах компании. Так, в корпоративный портал на SharePoint или в корпоративную Wiki на базе Confluence можно встроить должностные инструкции юристов, руководителя и регламент работы юридического отдела.

Рис.1 Должностная инструкция

Рис.1 Должностная инструкция

Подобные решения ускоряют адаптацию сотрудников и увеличивают прозрачность процессов в компании. Дополнительно эффективность можно отследить, если расписать KPI сотрудников и сроки выполнения задач.

Рис.2 Доска задач

Рис.2 Доска задач

Но чтобы должностные инструкции были не просто формальностью, нужна автоматизация процессов. Документ – это всего лишь план, а автоматизация – план-факт. Компания в динамике отслеживает любые изменения в штате, например, перераспределение обязанностей или реструктуризацию.

ИТ-решение помогает отследить четыре главных элемента должностной инструкции юриста:

  1. Общие положения. Базовая составляющая инструкции, где представлены справочники и структура системы, а также визуальная схема компании.
  2. Функциональный обязанности – раздел программы с отчетами, списками, задачами.
  3. Права юриста. Раздел предусматривает возможность ограничить уровни доступа сотрудника к программе. Например, запретить согласовывать документы или выполнять чужую задачу.
  4. Ответственность юриста. В разделе можно контролировать сроки выполнения задач и при желании – качество. Есть возможность создать план-факт по задачам и оценивать удовлетворенность, фиксировать инциденты с полной информацией о случившемся.

Программа подготовки должностной инструкции

Понятный интерфейс и приятный дизайн делают работу с программой простой и удобной. Даже неопытные пользователи ПК могут быстро разобраться с функционалом.

    Планирование. В софте есть планировщик, куда можно вносить любые события, например, заседания суда, встречи или совещания.

Рис.3 Планировщик

Рис.3 Планировщик

Рис.4 Согласование договора

Рис.4 Согласование договора

Рис.5 Исходящие претензии

Рис.5 Исходящие претензии

Рис.6 Список участников ООО

Рис.6 Список участников ООО

Рис.7 Электронная почта

Рис.7 Электронная почта

Рис.8 Сформированные отчеты

Рис.8 Сформированные отчеты

Читайте также: