Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями доклад

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей и успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями.

Проблема социализации ребёнка с нарушениями интеллекта – одна из наиболее актуальных. Социализация-это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта, путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

Дети специальной (коррекционной) школы-интерната с ОВЗ отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.

Начальный этап обучения и воспитания ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации. Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю. Для этого необходимо связывать теоретические понятия с окружающей действительностью. Практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений подтверждает, что ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии при правильном воспитании способен адекватно относиться к окружающему миру, самостоятельно жить и работать.

Работа педагогов по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к : 1. Подготовка к жизни в обществе;

2. подготовка к труду;

3. подготовка к общению с людьми;

4. подготовка к семейной жизни.

Полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В. В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения детей с ОВЗ.

Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - всё это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум.

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности ребёнка с ОВЗ на всех возрастных этапах.

В условиях специальной (коррекционной) школы-интерната необходима организация работы по социализации воспитанников по четырё м основным векторам воздействия: ребёнок, учитель, воспитатель (родитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях школы-интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.

Исходя из вышесказанного, можно выделить элементы современных технологий, которые применяются в воспитательной работе школы-интерната :

1. Обучение и воспитание в сотрудничестве.

2. Коррекционно-развивающие технологии.

3. Метод проектов.

4. Игровые технологии.

5. Информационно-коммуникационные технологии.

6. Нравственная технология.

7. Здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии.

Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности воспитанников осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания детей с ОВЗ, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в воспитательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать часы развития наглядными, динамичными, эффективными.

Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность детей, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

Нравственная технология.

Мы все отмечаем у детей с интеллектуальными нарушениями большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы. У них наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Поэтому систематичность и последовательность нашей работы в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.

Всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с интеллектуальными нарушениями, как на личность, которая неизбежно попадёт в среду общества. И все знания, умения и навыки, которые они приобретут в школе-интернате, им придётся применять на практике. Перед нами, воспитателями, ставится серьёзная задача-выработать у детей с ОВЗ общепринятые нормы поведения.

Нужно отметить, что в формировании личности ребёнка с нарушениями интеллекта первостепенную роль играет правильная организация его жизни, труда, физического и умственного развития и воспитания.

Формы работы в это направлении : совместная работа с классными руководителями, специалистами школы-интерната, проведение тематических часов развития и классных часов на темы нравственности, внеклассные мероприятия, индивидуальные беседы с ребёнком, родительские собрания.

Цель внеклассных мероприятий - помочь детям разобраться в нравственных нормах, доказать, что они необходимы в человеческом общении, что следовать им несложно и приятно.

Здоровьесберегающие технологии.

Эти технологии способствуют развитию познавательной активности детей с ОВЗ. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования.

В работе используются разнообразные стимулирующие приёмы здоровьесбережения, которые становятся средством активизации познавательных способностей детей, способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия.

( Это: прогулки и пешеходные экскурсии, физкультурные минутки под музыку, релаксационные паузы (слушание пения птиц, журчания ручейков и т. д., дыхательная гимнастика ( в игровой форме: сдуваем снежинку, листочек, погасим костёр, гимнастика для глаз, игровой логопедический массаж, элементы самомассажа.)

Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только при условии тесного взаимодействия всех специалистов школы-интерната (социальный педагог, медработник, психолог, логопед, музыкальный работник, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования).

В заключение хочется отметить, что основная цель воспитателя в работе с детьми с нарушениями интеллекта по социализации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций, применяя в работе современные педагогические технологии.

Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями Цель: Эффективное взаимодействие с родителями детей группы компенсирующей направленности. Задачи: Привлечение.

Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Учитель – дефектолог:.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании (ФГОС) Современные педагогические технологии в дошкольном образовании (ФГОС) В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей и успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями .

Проблема социализации ребёнка с нарушениями интеллекта – одна из наиболее актуальных. Социализация-это процесс , включающий в себя усвоение социального опыта , путём вхождения в социальную среду , систему социальных связей .

Дети специальной (коррекционной) школы-интерната с ОВЗ отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения , они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.

Начальный этап обучения и воспитания ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации . Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю. Для этого необходимо связывать теоретические понятия с окружающей действительностью. Практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений подтверждает, что ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии при правильном воспитании способен адекватно относиться к окружающему миру, самостоятельно жить и работать .

Работа педагогов по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к :

1. Подготовка к жизни в обществе (в том числе безопасность жизнедеятельности);

2. подготовка к труду;

3. подготовка к общению с людьми;

4. подготовка к семейной жизни.

Полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В. В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения детей с ОВЗ .

Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - всё это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум .

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке , но и на постоянном развитии социальных качеств личности ребёнка с ОВЗ на всех возрастных этапах.

В условиях специальной (коррекционной) школы-интерната необходима организация работы по социализации воспитанников по четырё м основным векторам воздействия : ребёнок, учитель, воспитатель (родитель, среда). Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях школы-интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса . Поэтому мы стараемся использовать все возможности обучающихся , развивать у них жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем, знать правила безопасности.

Исходя из вышесказанного, можно выделить элементы современных технологий , которые применяются в воспитательной работе школы-интерната :

1. Обучение и воспитание в сотрудничестве .

2. Коррекционно-развивающие технологии .

3. Метод проектов.

4. Игровые технологии .

5. Информационно-коммуникационные технологии .

6. Нравственная технология .

7. Здоровьесберегающие технологии .

8. Игровые технологии .

Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности воспитанников осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Информационно-коммуникационные технологии .

Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания детей с ОВЗ , способствуют развитию сенсорного восприятия , стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в воспитательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать часы развития наглядными, динамичными, эффективными.

Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность детей , создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

Нравственная технология .

Мы все отмечаем у детей с интеллектуальными нарушениями большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы. У них наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания . Поэтому систематичность и последовательность нашей работы в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.

Всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с интеллектуальными нарушениями , как на личность, которая неизбежно попадёт в среду общества. И все знания, умения и навыки, которые они приобретут в школе-интернате , им придётся применять на практике. Перед нами, педагогами , ставится серьёзная задача-выработать у детей с ОВЗ общепринятые нормы поведения.

Нужно отметить, что в формировании личности ребёнка с нарушениями интеллекта первостепенную роль играет правильная организация его жизни, труда, физического и умственного развития и воспитания .

Формы работы в это направлении : совместная работа с классными руководителями, специалистами школы-интерната , проведение тематических часов развития и классных часов на темы нравственности, минутки безопасности, внеклассные мероприятия, индивидуальные беседы с ребёнком, родительские собрания.

Цель внеклассных мероприятий - помочь детям разобраться в нравственных нормах, доказать, что они необходимы в человеческом общении, что следовать им несложно и приятно.

Здоровьесберегающие технологии .

Эти технологии способствуют развитию познавательной активности детей с ОВЗ . Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования.

В работе используются разнообразные стимулирующие приёмы здоровьесбережения, которые становятся средством активизации познавательных способностей детей , способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия.

(Это : прогулки и пешеходные экскурсии, физкультурные минутки под музыку, релаксационные паузы (слушание пения птиц, журчания ручейков и т. д., дыхательная гимнастика ( в игровой форме : сдуваем снежинку, листочек, погасим костёр, гимнастика для глаз, игровой логопедический массаж, элементы самомассажа.)

Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только при условии тесного взаимодействия всех специалистов школы-интерната ( социальный педагог , медработник , психолог, логопед, музыкальный работник , учителя, воспитатели , педагоги дополнительного образования).

В заключение хочется отметить, что основная цель педагога в работе с детьми с нарушениями интеллекта по социализации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций, применяя в работе современные педагогические технологии .

Клинические аспекты умственной отсталости. Причины возникновения нарушений умственного развития. Структура дефекта и основные симптомы. Педагогические основы образования и воспитания лиц с умственной отсталостью. Организация коррекционной работы.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.06.2014
Размер файла 57,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии

по дисциплине "Педагогика"

на тему: "Работа с детьми с нарушениями умственного развития"

студента группы 234

Ефимова Петра Олеговича

Проверила: Леонова О. В.

Содержание

    Введение
  • Глава 1. Клинические аспекты умственной отсталости
  • 1.1 Причины возникновения нарушений умственного развития
  • 1.2 Структура дефекта при нарушениях умственного развития
  • 1.3 Симптомы умственной отсталости
  • Глава 2. Педагогические основы образования и воспитания лиц с умственной отсталостью
  • 2.1 Специальные (коррекционные) дошкольные и школьные образовательные учреждения
  • 2.2 Особенности организации коррекционной работы с детьми с нарушениями умственного развития
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.

Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.

Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема умственной отсталости занимает основное место. Проблема эта тем более актуальна, что все большему числу детей уже на первом году жизни ставится диагноз "умственная отсталость".

Это общечеловеческая проблема, с которой встречались и встречаются родители любой страны мира. К сожалению, такие дети будут рождаться и в обозримом будущем. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, число детей с нарушениями умственного развития достигает примерно 1%.

Проблема умственной отсталости в настоящее время приобретает все большую актуальность. Это связано, прежде всего, с последними достижениями медико-биологических наук, которые способствуют все более тонкой клинической дифференциации различных форм умственной отсталости у детей.

Умственно отсталые люди не могут жить самостоятельно. Их можно научить обслуживать себя, самим ездить в транспорте и многому другому, но от этого их жизнь не станет более безопасной, особенно когда они останутся без родителей.

Если раньше умственно отсталый ребенок мог вызвать лишь сочувствие, то теперь в большинстве стран его считают равноправным гражданином.

Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей, находящихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения.

Главная задача коррекционной педагогики - изучение проблем компенсаторного развития аномальных детей и стремление интегрировать исследования по отдельным частным вопросам в общую систему дефектологических знаний для реализации основных подходов к формированию личности аномального ребенка.

Глава 1. Клинические аспекты умственной отсталости

Знание причин умственной отсталости важно не только для диагностики, но и для прогнозирования динамики заболевания у конкретного ребенка в дальнейшем, которое необходимо для решения вопросов его комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной интеграции.

В своей работе "Необучаемый ребенок в семье и обществе" Шипицына Л.М. говорить о том, что, не смотря на многолетнее изучение умственной отсталости, говорить о ее причинах у конкретного ребенка не всегда представляется возможным. Очень часто причинные агенты оказываются в сложном взаимодействии на различных этапах психического онтогенеза.

Она условно разделяет все причинные факторы на 2 группы: эндогенные и экзогенные

Шипицына делает акцент на то, что одной из частых причин глубокой умственной отсталости являются хромосомные аномалии (они составляют 15% от всех случаев).

"Хромосомные отклонения могут возникать при изменении числа или структуры как аутосом, так и половых хромосом. При аномалиях в системе аутосом умственная отсталость сильно выражена и часто сочетается с различными множественными пороками развития, включающими аномалии в строении лица, черепа, общую диспластичность телосложения, нарушения со стороны внутренних органов, костной системы, органов слуха, зрения. "

Так же она говорит о том, что неблагоприятные наследственные факторы могут выступать самостоятельно, но чаще в сложном взаимодействии с факторами внешней среды, то есть неблагоприятная окружающая среда может провоцировать наследственную предрасположенность к различным заболеваниям.

В пример экзогенных факторов она приводит "хронические заболевания матери во время беременности и в период кормления грудью (диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков, бронхиальная астма, эмфизема и другие заболевания, ведущие к гипоксии плода; приемы некоторых лекарственных препаратов, профессиональные интоксикации и др.), нарушающие развитие плода.

Патологически протекающая беременность (например, тяжелый токсикоз, угроза выкидыша и др.), патологические роды - все это может быть причинами умственной отсталости или других нарушений психофизического развития ребенка.

Перенесенные матерью во время беременности различные инфекции: вирусные (коревая краснуха, СПИД, цитомегалическаяинклюзионная болезнь, грипп), микробные (гноеродная инфекция, сифилис), заболевания, вызванные простейшими микроорганизмами (токсоплазмоз, бруцеллез, листериоз), - также могут приводить к умственной отсталости. "

Автор выделяет, что многие из названных причин умственной отсталости имеют значение и после рождения ребенка, примерно до трех лет его жизни.

Исаев Д.Н. в работе "умственная отсталость детей и подростков" пользуется другой классификацией.

Он разделяет факторы умственной отсталости на три группы: эндогенные причины, врожденные причины и приобретенные причины.

К эндогенным причинам он относит: изменение наследственных структур (мутации), эндокринные заболевания и метаболические дефекты, перезревание половых клеток, возраст родителей.

К врожденным причинам он относит такие причины как хронические заболевания матери, несовместимость по Rh - фактору и по фактору АВ0, внутриутробные инфекции, вирусные заболевания (краснуха, цитомегалия, врожденный сифилис, листериоз, токсоплазмоз), химические вредности, физические факторы, механические воздействия, острые или хронические эмоциональные стрессы, влияние недоношенности и переношенности

В качестве врожденный причин, по мнению автора могут выступать перинатальные вредности, энцефалиты, тяжелые интоксикации, черепно - мозговые травмы, состояние клинической смерти, социальные и культурные факторы.

1.2 Структура дефекта при нарушениях умственного развития

В настоящее время существует большое количество различных систематик. Только в англоязычных странах их насчитывается свыше 20.

В результате работ Марии Семеновны Певзнер, на основе клинического и психолого-педагогического изучения стало возможным понять структуру дефекта при олигофрении.

В частности, М.С. Певзнер выделила три формы дефекта:

1. неосложненная олигофрения;

2. олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики

При этом автор отмечает, что данный вид олигофрении может быть представлен несколькими вариантами: с преобладанием возбуждения над торможением, с преобладанием торможения над возбуждением, с выраженной слабостью основных нервных процессов

3. дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.

Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М.С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

1. неосложненная;

2. олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);

3. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;

4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

5. олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Одним из первых в России учитывал патофизиологические механизмы при создании классификации умственной отсталости С.С. Мнухин (1948, 1961). Используя клинико-физиологический анализ, он выделил 3 формы умственной отсталости:

1) астеническая

2) стеническая

3) атоническая

Критериями для их дифференциации послужили клинические проявления, а также конституциональные особенности высшей нервной деятельности ребенка.

В 1982 году Д.Н. Исаев подробно описал ее, но и выделил варианты других форм общего психического недоразвития:

Данная классификация включает в себя ряд форм и вариантов:

Астеническая форма включает в себя основной вариант, брадипсихический вариант, дислалический вариант, диспрактический вариант идисмнестический вариант.

Стеническая форма имеет уравновешенный вариант и неуравновешенный вариант.

Атоническая форма подразделяется на, аспонтанно-апатический вариант, акатизический вариант, мориоподобный вариант.

Так же автор выделяет дисфорическую форму.

На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью коррекционно-развивающей работы в воспитательном процессе является социальная адаптация воспитанников, их трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.

ГКОУ РО Колушкинская специальная школа-интернат

Коррекционно-развивающая работа в воспитательном процессе с обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

Чёсова Любовь Сергеевна

В настоящее время, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Так, например, детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, ежегодно становится больше на 3-5%.
Проблема воспитания и обучения детей с инвалидностью на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. И чтобы найти этот подход мы с вами должны выступать в нескольких ролях: воспитателя, учителя, заботливого родителя. Мы должны умело использовать формы, методы воспитательного воздействия. Различные социально-реабилитационные технологии, владеть педагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса.

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого воспитанника своего собственного стиля жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Целью коррекционно-развивающей работы в воспитательном процессе является социальная адаптация воспитанников, их трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.

Умственная отсталость - это стойкое снижение познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы, и в первую очередь, коры головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

Однако наши воспитанники развиваются в условиях такой социализации:
- где семья заменена учреждением;
- в условиях социального сиротства;
- в ситуации ограниченной социальной активности;

- недостаточного включения ребёнка в различные виды социально-полезной, значимой практической деятельности;
- в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.

Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребёнка.
Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся следующие:
а)бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;

б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;

в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает обида;

г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;

е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;

Исследования проблемы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью показывают, что при условии организованной, целенаправленной коррекционно-развивающей работы, используемой в воспитательном процессе, можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребёнка, компенсировать их.

Коррекционно-развивающая работа в условиях школы-интерната – это важная составляющая основного воспитательного процесса, способствующая коррекции недостатков его психического, физического развития ребенка, раскрытию и реализации его способностей, личностного потенциала в различных сферах.

Цель коррекционно – развивающей работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Условия коррекционно-развивающей работы:

создание положительной психологической атмосферы;

задания выполняются в игровой форме;

отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;

неоднократное выполнение заданий воспитанниками, но на более высоком уровне трудности;

создание ситуации успеха и похвалы;

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.

Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей.

Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

-формирования воспитательного пространства

- разработки коррекционно-развивающих упражнений

-овладения воспитателями технологиями воспитания, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Принципами коррекционно-развивающей работы и методами их реализации являются следующие:

Принцип мотивации

заключается в том, что задания, упражнения должны быть интересны ученику. Весь воспитательный процесс должен быть ориентирован на добровольное включение ученика в деятельность. Надо, чтобы он хотел это сделать; чтобы у него был интерес; чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствующие возможностям ребёнка.

Реализация принципа мотивации достигается следующими приемами и методами:

постановка проблемных заданий: детям демонстрируется картинка, слайд, где изображен мальчик, сбитый велосипедом. Почему это произошло? Кто виноват в ситуации?

или: на дискотеке стоит у стены неопрятная девочка. Почему она не танцует?

Детям предлагают соотнести буквы, расположенные в какой-то геометрической фигуре и вставить ее в название темы, оформленной в виде ряда геометрических фигур.

Это упражнение с одной стороны развивает аналитико – синтетическую деятельность мышления и стимулирует интерес детей, т.е. формирует мотивацию. А если к этому еще добавить текст:

Таким образом, идет развитие личности ребенка посредством формирования его мотивационной сферы.

3. Еще один прием – это аргументированная оценка, похвала, поощрение.

Речь идет об оценке проявления личности в процессе выполнения задания. Это мощное средство коррекции эмоционально-волевой сферы при условии знания соотношения сильных и слабых сторон личности каждого воспитанника. Воспитатель должен знать, как озвучивать оценочную информацию, применительно к каждому воспитаннику, оценивать сам процесс деятельности, а не полученный результат. Именно при оценке уровня притязаний и достижений личности, реальным становится организация ее в нужном направлении. Наша оценка деятельности ребенка проявляется в оттенках интонации, в том. Как мы спрашиваем. Как принимаем ответы и т.п.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы при условии:

-постановки проблемных заданий

-постановке познавательных задач

-аргументированной оценки (поощрение)

Следующий принцип - продуктивной обработки информации – т.е. создания воспитателем педагогической ситуации, где дети самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную воспитателем.

Реализация принципа продуктивной обработки информации достигается следующими приемами и методами:

Перенос показательного способа обработки учебной информации на своё индивидуальное задание.

Дозированная поэтапная помощь педагога.

Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации.

Вот так и создаются условия для учета индивидуального и дифференцированного подхода, без которого немыслима деятельность в коррекционном учреждении.

Принцип развития и коррекции высших психических функций –

предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого необходимо в содержание занятия включать на разных его этапах специальные коррекционные упражнения: для развития речи, зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр.

Реализация принципа развития и коррекции высших психических функций достигается следующими приемами и методами:

1.Включение специальных упражнений для коррекции недостатков личности ребёнка;

2.Включение заданий и упражнений для коррекции, с опорой на несколько анализаторов.

Для осуществления мыслительной деятельности необходима четкая, слаженная работа основных операций мышления: анализ-синтез, сравнение, классификация, суждения-умозаключения, обобщение. Это происходит при условии, что воспитатель включает специальное упражнение, направленное на исправление именно этой функции (операции).

Ребята не просто выполняют задание, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации – это настраивает детей на активную деятельность, включением в работу нескольких анализаторов. Очень сложно формировать коррекционную задачу по отношению к эмоционально-волевой сфере. Здесь необходимо очень четко представлять последовательность развития эмоций, чувств, воли. Традиционным является подход, рассматривающий эмоционально-волевую сферу в рамках индивидуального сознания представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Нравственное воспитание составляющая большинства воспитательных мероприятий. В основе коррекционных упражнений по развитию нравственности должны быть чувства, отражающие внутренний строй личности и отношение к другим, на развитие сопричастности, целеустремленности, решительности, инициативности, организованности и т.п.

Принцип динамичности восприятия – именно восприятие поставляет ребенку информацию об окружающем мире. Это опора на все органы чувств. Даже незначительные дефекты зрения, слуха, осязания являются причинами задержки наглядно-образного мышления детей.

Реализация принципа динамичности восприятия информации достигается следующими приемами и методами:

1.Включение заданий по степени нарастающей сложности;

2.Включение заданий со сменой доминантного анализатора (слушать, трогать, смотреть и т.д.)

Принцип динамичности восприятия предполагает построение занятия таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких вопросов, при решении которых у воспитанника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию различных психических функций в процессе обработки этой информации.

При этом мы должны учитывать, что динамика заданий - от простого к более сложному - должна обязательно предполагать активную работу различных комбинаций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный). Разнообразие заданий будет побуждать ребёнка к активному учебному поведению, что и заставит работать как отдельные психические функции, так и связи между ними.

Итак, принципы мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, динамичности восприятия – вот ряд закономерностей, реализация которых через систему заданий и упражнений воспитателя повысит эффективность коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса.

В своей работе, я как воспитатель использую следующие здоровье-сберегающие технологии:

1. Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.

3. Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

4. Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.

5. Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.

Умственная отсталость – сложное нарушение психофизического развития человека, имеющее в своей основе органическое поражение центральной нервной системы, в первую очередь, головного мозга.

Правильно организованная коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе для детей с умственной отсталостью может служить средством коррекции нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения наших детей, повышения мотивации к обучению, формирования качеств характера, необходимых для успешной социализации воспитанников.

Читайте также: