Работа с архивами доклад

Обновлено: 07.07.2024

Целью написания реферата является изучение организации архива предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия об архивах.
2. Охарактеризовать структуру архива предприятия
3. Раскрыть порядок комплектования и использования документов архива.

Файлы: 1 файл

организация архива предприятия.doc

Один из важнейших резервуаров памяти человечества – архивы. Архивное дело с древнейших времён было делом государственным. Но когда возникли частные архивы, их документы служили главным образом правовым обоснованием при регулировании взаимоотношений с государством или при посредстве государства.

Архивы являются самой ценной частью социальной памяти, так как они долговечны, специально создаются для хранения документов и концентрируют информацию о наиболее глубинных сторонах жизни именно данного общества. Иначе говоря, архивы реализуют важнейшую социальную функцию – обеспечивают долговременную память общества. Одной из отличительных черт общественного сознания и научной культуры нашего времени, связанных с попытками осмыслить прошлое, создать объективную картину исторического развития и использовать опыт прошлого в практической деятельности, является интерес к архивам и ретроспективной документной информации.

Архивы призваны осуществлять следующие основные функции. Первая функция - сохранить документы. Вторая функция - обновлять эту память, то есть свежие документы о текущих событиях должны своевременно поступать в архивы. Третья функция - документы должны быть объединены в справочно-поисковые системы, чтобы можно было быстро найти интересующую информацию.

Наконец, четвертая функция - это иметь доступ к ним и использовать при необходимости.

Основной учетной единицей архива является дело, или единица хранения. Дело - это папка, в которой может быть от пяти до 300 и более листов. Они могут быть разными по объему.

Целью написания реферата является изучение организации архива предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия об архивах.

2. Охарактеризовать структуру арх ива предприятия

3. Раскрыть порядок комплектования и использования документов архива.

Ценными документами располагали архивы центральных учреждений.
Например, Коллегия иностранных дел имела два архива: в Петербурге хранились дела с 1720 г. и небольшая часть документов бывшего Посольского приказа, в Москве — основная часть дел Посольского приказа.

В конце 60-х годов XVIII в. был создан Межевой архив, хранивший документы генерального межевания, проводившегося с 1765 г. до середины XIXв. Документы двух видов — картографические и текстовые — закрепляли помещичье землевладение. Значительный интерес представляют документы министерств, созданных в 1802 г. вместо коллегий. Архивы их утратили свою самостоятельность и стали организовываться в каждом департаменте, что привело к распылению документов и ухудшило их сохранность. Однако во второй четверти XIX в. департаментские архивы министерств стали объединяться в общеминистерские.
Большинство документов ликвидированных учреждений использовались в работе Сената и коллегий мало, но стали все чаще использоваться учеными для написания исторических трудов. В связи с этим правительство издало Указ о создании исторических архивов. Первым из них стал Московский архив коллегии иностранных дел, хранивший документы бывшего Посольского приказа и документы по истории царской семьи.

На основе документов бывшего Разрядного приказа был создан Разрядно-Сенатский архив, хранивший документы по внутренней истории России. В начале 70-х годов XVIII в. были созданы Петербургский и Московский архивы старых дел, сосредоточившие дела ликвидированных в 60 — 70-е годы центральных и местных учреждений. В январе 1786 г. был создан Поместно-Вотчинный архив, хранивший документы о помещичьем землевладении.

Работа архива организуется в соответствии с положением об архиве, в котором фиксируются: правовой статус архива, источники его комплектования, состав документов поступающих на хранение, задачи и функции архива и его права, необходимые для их осуществления.

Положение о архиве согласовывается с соответствующим учреждением Федеральной архивной службы Российской Федерации, утверждается руководителем организации.

Руководитель архива назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации. Руководитель архива организует работу архива и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на архив задач.

На имеющиеся в архиве должности согласно штатному расписанию составляются должностные инструкции, в которых указываются виды работ, возлагаемые на работника архива, его обязанности и права.

Лицо, назначенное ответственным за архив предприятия, проходит инструктаж, а в необходимых случаях и стажировку в государственном архиве, в который передаются документы организации на государственное хранение.

На основе отраслевых нормативно-методических документов архив организации разрабатывает конкретные нормативно-методические документы по организации работы с документами и их хранению. Подготовленные архивом проекты нормативно-методические документы до их утверждения или подписания руководством организации или структурного подразделения, в составе которого функционирует архив, предоставляются на согласование в соответствующие учреждения Федеральной архивной службы России.

Архив учреждения в своей работе руководствуется законодательством РФ, законодательными актами по архивному делу, приказами, указаниями вышестоящих организаций, руководства учреждения, правилами и другими нормативно-методическими документами Росархива, методическими документами соответствующего учреждения Росархива, положением об архиве учреждения.

Основными документами, на основании которых ведется работа архива, являются:

    • положение об архиве;
    • инструкция о службе документационного обеспечения управления;
    • должностные инструкции сотрудников.
    • Работа архива также ведется на основании планов и отчетов.
    • К ним относятся:
    • план работы архива на год;
    • планы-графики приема дел от источников комплектования на год с поквартальной разбивкой;
    • планы-графики передачи дел на государственное хранение и представления сводных разделов описей в курирующий архив на год с поквартальной разбивкой;
    • отчет о выполнении годового плана;
    • дневник учета труда работников архива;
    • табель учета рабочего времени работника архива.

    Учет труда в архиве ведется в табеле учета рабочего времени и в дневниках учета труда.

    Архив проводит проверки состояния хранения документов и их организаций в делопроизводстве структурных подразделений не реже одного раза в год, как правило, перед передачей дел в архив.

    Архив для привлечения внебюджетных средств имеет право в установленном порядке выполнить платные работы и услуги, которые осуществляются без ущерба для реализации его основных функций.

    Архив предприятия может функционировать на правах:

      • Самостоятельного структурного подразделения. Общее руководство деятельностью архива предприятия возлагается на руководителя предприятия, а управление повседневной деятельностью архива - на руководителя самостоятельного структурного подразделения.
      • Структурного подразделения в составе службы ДОУ предприятия. Руководство возлагается на руководителя службы ДОУ и руководителя структурного подразделения.

      Организационная структура архива предприятия определяется исходя из объема и содержания, возлагаемых на него задач и функций, состава дела, подлежащих временному хранению, с учетом организационных и иных возможностей предприятия. Таким образом, архив может состоять из следующих подразделений:

      • отдел хранения управленческой документации на бумажных носителях;
      • отдел хранения научно-технической документации;
      • отдел хранения документации на электронных носителях;
      • отдел комплектования;
      • отдел учета;
      • отдел организационно-методического обеспечения;
      • администрация архива.

      К числу основных задач независимо от организационных особенностей предприятия, относятся:

          • комплектование делами, образующимися в деятельности предприятия и подлежащими временному хранению, в соответствии с установленным порядком;
          • учет и обеспечение сохранности дел в течение всего срока их временного хранения;
          • создание и поддержание в актуальном состоянии научно-справочного аппарата к делам, состоящим на временном хранении;
          • подготовка к передаче и передача дел, образующих Архивный Фонд РФ, на постоянное хранение в государственные архивные учреждения в соответствии с установленным порядком.

          При реализации функций по приему, учету, обеспечению сохранности и передаче дел на постоянное хранение, архив предприятия проводит соответствующие мероприятия, документирование которых, в целях обеспечения аутентичности (с гр. подлинный, исходящий из первоисточника) является обязательным.

          Временное хранение дел предприятия организуется и осуществляется обычно в его архиве. Если предприятие было подвергнуто процедуре реорганизации, вместе с делами, образовавшимися в процессе его работы, на временном хранении архива хранятся дела предприятия - предшественника.

          Временное хранение дел может быть, и организовано и вне предприятия.

          Для временного хранения документов состав которых обусловлен способом фиксации информации и типом носителя, на предприятии могут создаваться специализированные архивы на правах структурного подразделения либо структурного подразделения в составе архива предприятия.

          Основные направления повседневной деятельности архива предприятия:

          Планирование - деятельность по составлению планов, определяющих приоритетные задачи архива.

          Планы составляют в соответствии со структурой и штатами архива, поскольку запланированные мероприятия не должны превышать возможности имеющихся подразделений трудовых ресурсов.

          В архиве предприятия могут создаваться группы работников по направлениям деятельности под руководством специалиста. Штатная численность работников архива определяется, исходя из объема документов архива, хронологических границ, статуса архива и финансовых возможностей учреждения и государственного бюджета.

          Когда штаты и структура архива определены и утверждены директором архива, остается только обеспечить работой трудовой коллектив. Для того чтобы он трудился без авралов и без простоя, существуют планы.

          Планирование может быть текущим и перспективным. Перспективные планы составляются на долгосрочный период - 5, 10, 15 лет.

          Текущие планы составляются на период 1 год, 0,5 года, квартал, 1 месяц.

          Главным документом по планированию работы в архиве является план работы архива на год.

          План составляется на основе анализа отчетов за предыдущие годы, с учетом федеральных и региональных планов развития отрасли.

          План работы архива состоит:

            • из введения;
            • текстовой части - перечня разделов, основных направлений и видов работ с указанием объемов работы, сроков и исполнителей;
            • расчетной части;
            • предложений.

            Расчетная часть плана включает бюджет рабочего времени по наиболее важным показателям, контролируемым органом управления. Бюджет рабочего времени - это количество рабочих дней в году, которое необходимо затратить на работу по каждому направлению. Он рассчитывается, исходя из штатной численности и типовых норм времени и выработки.

            Самый важный отчетный документ - годовой отчет архива, который составляется в соответствии с разделами плана и также содержит расчетную часть. К годовому отчету архива могут прилагаться документы централизованного государственного учета: паспорт архива, сведения о состоянии хранения документов в организациях - источниках комплектования.

            Учет документов в архиве организации - это определение их количества состава в установленных единицах учета и регистрация принадлежности каждой единицы учета к определенному комплексу и общего их количества в учетных документах.

            Под учетным документом понимается документ установленной формы, фиксирующий поступление, выбытие, количество, состав и состояние архивных документов в единицах учета.

            Учет документов в архиве организации является одним из средств обеспечения их сохранности и контроля за их наличием.

            Учету подлежат все хранящиеся в архиве организации документы, в том числе неописанные и непрофильные для данного архива, а также страховые копии документов, копии фонда пользования и описи дел и документов.

            Учет производится путем присвоения архивным единицам хранения учетных номеров, являющихся частью архивного шифра.

            Архивный шифр - обозначение, наносимое на каждую единицу хранения с целью обеспечения ее учета и идентификации.

            К работе по планированию и отчетности в архиве предприятия привлекаются начальники структурных подразделений, а руководит ею заведующий архивом.

            Планирование работы архив осуществляет самостоятельно, на основе результатов предшествующей деятельности, с учетом региональных и отраслевых планов развития архивного дела, рекомендаций органов управления архивным делом соответствующего субъекта РФ. Как правило, планирование работы архива предприятия ведется на предстоящий год, однако могут разрабатываться и перспективные программы работы.

            Разработка проекта плана архива предприятия должна быть завершена к началу заключительного квартала года, предшествующего планируемому периоду. Проект плана включает пояснительную записку и приложения, в том числе основные показатели работы архива, графики приема дел на планируемый период, план научно-исследовательской работы архива.

            * Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

            Утилиты сжимающие один или несколько файлов в один меньший, сопутствуют персональные компьютеры с самого начала их возникновения. Малый объем носителей информации и невысокая скорость передачи информации в сетях этому очень способствовали.

            Несмотря на то, что со времени возникновения первых архиваторов места на дисках стало значительно больше, а скорости в Интернете возросли в тысячи раз, архиваторы не исчезли, а по прежнему остаются одними из самых используемых программ в арсенале любого пользователя компьютера.

            Архиватор — компьютерная программа, которая осуществляет сжатие данных в один файл архива для более легкой передачи, или компактного их хранения. В качестве данных обычно выступают файлы и папки. Процесс создания архива называется архивацией или упаковкой (сжатием, компрессией), а обратный процесс — распаковкой или экстракцией.

            К недостаткам 7-Zip можно отнести малое количество поддерживаемых форматов, (хотя тех, что есть хватает в 99 % случаев). Поэтому, если вам нужен более гибкий бесплатный архиватор — присмотритесь к IZArc. Это приложение умеет отрывать около 50 типов архивов включая многие редкие. Также он может архивировать и сохранять файлы в 12 различных форматах и обрабатывать многотомные ZIP-архивы.

            Рядом с IZArc можно поставить и другой мультиформатный архиватор — TUGZip. Хотя количество поддерживаемых им форматов значительно меньше, чем у предыдущего, TUGZip имеет некоторые специальные возможности, например восстановление поврежденных архивов ZIP и SQX.

            Если ни один из вышеуказанных архиваторов вам не понравился, то присмотритесь к еще одному — PeaZip. Этот небольшой, бесплатный архиватор с открытыми кодами, как и IZArc поддерживает множество форматов архивов, включая ACE, ARJ, CAB, DMG, ISO, LHA, RAR, и UDF. PeaZip работает как с 32, так и с 64-битнымы версиями Windows.

            Архивное копирование файлов - это сжатие файлов с целью уменьшения занимаемого пространства на машинном носителе информации (при этом размер файла уменьшается и с файлом нельзя работать). Процесс записи файлов в архивный файл называется архивированием, извлечение файлов из архива - разархивированием, а сам архивный файл - архивом.

            Программы, которые служат для сжатия файлов называют архиваторами. Одновременно эти программы предназначены и для разархивации файлов. Наиболее распространены программы-архиваторы: ARJ, RAR, ZIP для DOS и WinRAR, WinZIP для Windows. Имена архивных файлов обычно имеют следующие расширения .zip, .rar, .arj.

            Основные возможности архиваторов:

            помещение файла в архив;

            извлечение файла из архива;

            просмотр содержания архива;

            удаление файла из архива;

            обновление файла в архиве;

            оценить степень сжатия архивного файла;

            выбрать способ (метод) архивации;

            создание многотомного архива;

            создание самораспаковывающегося (SFX) архива.

            C помощью программы WinRAR можно создавать архивные файлы разных видов: обычный архив, саморазархивирующийся архив, многотомный архив, непрерывный.

            Обычный архив создаётся по умолчанию. Расширение архивных файлов .rar

            Саморазархивирующийся (самораспаковывающийся) архив создаётся путём установления флажка - создать SFX архив. Саморазархивирующийся архив имеет расширение .exe, т.е. представляет собой исполняемый файл, содержащий собственно архив и компактный разархиватор, который распаковывает архив и помещает извлечённые из него файлы в рабочий каталог.

            Многотомный архив создаётся путём указания размера одного тома. Размер обычно зависит от цели создания такого архива, от того, где этот том должен уместиться. Тома многотомного архива имеют расширения: .part1.rar, .part2.rar, .part3.rar и т.д. Для разархивации многотомного архива необходимо все тома разместить в одной папке и начать разархивацию с файла с расширением .part1.rar.

            Рис. 1. – Запуск мастера архивации

            Рис. 2. – Выбор режима работы мастера

            те же объекты для всех пользователей

            всю информацию на компьютере

            возможность самостоятельно указать объекты, для которых будет выполнена архивация

            Рис. 3. – Выбор файлов для архивации

            Рис. 4. – Завершение работы мастера архивации

            Рис. 5. – Выбор типа архивирования

            Помимо типа архивации, можно задать и ее способы. Например, произвести проверку данных после копирования.

            Рис. 6. – Установка дополнительных параметров архивации

            И производить архивирование, даже если в этот момент производится запись в файлы. Осталась пара шагов – выбрать режим замены, если файлы архивов уже существовали…

            Рис. 7. – Установка режима замены файлов

            и выбрать время выполнения операции – сейчас или позднее. Завершающий этап – собственно работа архиватора.

            Рис. 8. – Работа архиватора

            Рис. 9. – Мастер восстановления файлов

            Рис. 10. – Завершение восстановления файлов

            Необходимость в упаковке и распаковке (архивации и разархивации) возникает у любого пользователя с первых дней работы на компьютере, особенно если он скачивает файлы из сети Интернет. Скачав файл с информацией, в подавляющем большинстве случаев, при его просмотре приходится иметь дело с архивом (сжатым файлом).

            Связано это с тем, что файлы, предназначенные для передачи через Интернет, обязательно сжимают. Это уже стало неписанным правилом, т.к. позволяет сократить время скачивания, а соответственно трафик и расходы за него.

            Многие программы, которые мы устанавливаем, тоже имеют в своём составе архивы, которые часто распаковываются автоматически без нашего вмешательства, а иногда, прежде чем установить программу её надо распаковать. Ситуации бывают разные.

            Полезным архивирование может быть также в случаях резервного копирования важной информации. Это не занимает много времени, не требует больших усилий, но оказывается весьма кстати в случае выхода из строя жёсткого диска. Ценная информация не будет потеряна, если она хранится в виде архивов (резервных копий) на сменных носителях (CD или DVD).

            Существует множество различных форматов для упаковки файлов, а также множество программ, которые выполняют функции архивации и разархивации. Однако, несмотря на многообразие форматов, самыми популярными на сегодняшний день, являются форматы архивных файлов с расширениями zip, rar.

            Должностные обязанности архивариуса состоят из работы с исполненными документами, пришедшими на хранение. Выполняемые функции:

            • комплектование;
            • систематизация;
            • учет;
            • использование — постановка задачи поиска и его осуществление.

            Кто такой специалист архива

            Архивариус (специалист архива) — это профессия. Название должности и требования работодатель определяет сам, кроме случаев, когда он обязан применять профессиональные стандарты. Содержание, основная роль архивариуса в деятельности организации — управление сохраняемыми документами в учреждениях всех форм собственности. По ЕКС, занятость не требует высокой квалификации, должностные обязанности предполагают работу с бумажными документами, все работы выполняются вручную, с тех пор должностные обязанности и требования к архивариусу значительно изменились. Специалиста не следует путать с архивистом, использующим архивные данные в основной работе, — журналисты, писатели, историки и пр.

            Кто такой архивариус

            Рабочие места архивных специалистов находятся в учреждениях, аккумулирующих большие массивы информации и данных:

            • муниципальные и государственные хранилища;
            • фонды хранения видео- и аудиодокументов;
            • крупные организации и предприятия с большим документооборотом.

            Профстандарт архивариуса

            Регламентирующие законы и НПА

            Для определения профессионально-квалификационных требований, описания того, кто такой архивариус, и его обязанностей в государственных и бюджетных архивах следует использовать профстандарты. В архивном деле их два.


            • названия должностей;
            • какие требования предъявляются к сотрудникам государственных архивов;
            • юридическую базу подготовки и занятости;
            • основные практические аспекты развития архивного дела в РФ.


            Требования к квалификации

            Архивный работник занимается хранением и упорядочиванием сохраняемой документации. Основная цель вида профессиональной деятельности, в соответствии с новым профстандартом, — в разделе I.



            Должностные обязанности и инструкция

            При составлении текста ДИ, описывающего обязанности архивариуса, следует использовать:

            • положения гл. 43 ТК РФ;
            • устав;
            • требования профстандарта;
            • локальные акты компании.

            Эксперты КонсультантПлюс разработали инструкцию по охране труда для архивариуса. Используйте эти инструкции бесплатно.

            Обязанности сотрудника описываются одной обобщенной и пятью трудовыми функциями — раздел II код А.

            Обязанности архивариуса

            Структура должностной инструкции работника архива (архивариуса), подготовленной по методике сборника профстандартов, имеет небольшие особенности: трудовые функции перечисляются в отдельной части (2) и детализируются через действия в части 3. Необходимые знания и умения, требования в стандарте прописаны по каждой функции отдельно, а в тексте инструкции могут находиться и в общей части списком.

            Должностная инструкция архивариуса

            На основе подпунктов 3.1.1-3.1.5 раздела III формируется 3 часть ДИ — пофункционально перечисляются трудовые действия каждого подраздела.

            Если информационный массив большой, отдельному сотруднику делегируется только часть перечисленных для должности функций.

            Права и ответственность

            Права и ответственность необходимы архивариусу для эффективного выполнения обязанностей на любой должности. Их перечень — в самостоятельных разделах должностной инструкции. Заключительные положения фиксируют порядок ознакомления работника с ЛНА, использованные при его подготовке НПА, профстандарт и их реквизиты.

            Архивариус в рамках исполнения должностных обязанностей имеет право:

            4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности.

            4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

            4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию архивариуса.

            4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

            4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

            4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

            4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

            4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

            Архивариус несет ответственность за:

            5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

            5.2. Невыполнение требований, распоряжений и поручений директора Учреждения.

            5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков и требований к их исполнению.

            5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

            5.5. Причинение материального ущерба в связи с исполнением должностных обязанностей в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

            5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

            За вышеперечисленные нарушения архивариус привлекается, в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от тяжести проступка, к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

            Настоящая ДИ архивариуса разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации, профессионального стандарта 07.012, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.03.2021 № 140н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

            Вот некоторые возможные пункты такого плана.

            ■ Оценить организацию архивного хранения документов до момента создания специального архивного подразделения.

            ■ Установить единую, стандартную систему приема документов из подразделений организации на хранение.

            ■ Организовать прием на хранение не нужных для оперативной работы документов, рассованных по чердакам, подвалам, чуланам, шкафам и другим неожиданным местам.

            ■ Провести инвентаризацию всех документов организации.

            ■ Составить номенклатуру дел.

            ■ Ограничить доступ к хранилищу документов организации, наладить учет приема и выдачи документов.

            ■ Разыскать недостающие дела и документы.

            ■ Решить вопрос с организацией переплета дел.

            ■ Организовать учет всех выполняемых архивом работ.

            В организациях, использующих в делопроизводстве современные информационные технологии, помимо разбора бумажных завалов, возможно, придется решать еще более сложную задачу разбора завалов электронной информации и документов.

            Важно также получить информацию о том, какие информационные системы в организации используются в работе с документами и что они собой представляют. Возможно, наиболее распространенные из них вам придется осваивать для того, чтобы максимально автоматизировать работу архива.

            Рассмотрим пункты плана работ более детально.

            Оценка организации архивного хранения документов до момента создания специального архивного подразделения

            ● есть ли мокрые документы или сырость на стенах;

            ● не сложены ли документы поблизости от оголенных проводов, рядом с приборами;

            ● есть ли рассыпанные из ящиков, покрытые пылью документы;

            ● какая в хранилище дверь как она запирается;

            ● есть ли пожарная сигнализация и средства пожаротушения;

            ● что находится в соседних с хранилищем помещениях (мусор, баки с краской, с горючим, баллоны с пропаном и т.п.);

            ● не находится ли рядом с дверью хранилища помещение для курения.

            При посещении рабочих комнат нужно посмотреть, как организовано хранение документов. Есть ли папки, хранящиеся не в шкафах, а лежащие кучками на полу, в коробках от терминалов? Есть ли стопки неразобранных по папкам бумаг, уютно примостившиеся на подоконниках, стульях, а то и просто пылящиеся на полу в углу?

            Все эти моменты потребуют самых оперативных действий.

            Установление единой, стандартной системы приема документов из подразделений организации на хранение

            Требования к системе приема и к документам, предназначенным для сдачи в архив, следующие.

            1. Прием документов осуществляется только по актам.

            2. Вести учет поступивших документов желательно в электронном виде.

            3. Каждое дело вносится в акт как самостоятельная единица хранения. В акт вписывается точное название каждого дела по номенклатуре. Если номенклатуры дел еще нет, используется тот заголовок, который написан на самой папке (это необходимо для того, чтобы потом было проще составлять акты на уничтожение документов с истекшими сроками хранения).

            4. При приеме дел проводится экспертиза ценности документов. Например, если в папке имеются документы разного срока хранения или папка содержит одну из форм отчетности за несколько лет, нужно решить, сколько и каких дел следует сформировать из этой папки (в соответствии с нормативами и правилами работы).

            На первом этапе работы стоит начать свой рабочий день с посещения одного из подразделений организации. Главные задачи таких посещений:

            ■ Ближе познакомиться с сотрудниками организации.

            ■ Уточнить, какие документы у них имеются и что они хотели бы/могли бы сдать в архив.

            Прием на хранение не нужных для оперативной работы документов

            Принимать нужно все, что дадут. Полученные документы нужно разложить по годам и отделам, оформить их актами приема.

            Не бойтесь, если в актах вы не совсем точно указали состав документов в делах прошлых лет. Дела должны пройти экспертизу ценности документов и, возможно, потребуется их переформирование. Но это планы на будущее. Документы будут ждать своей очереди на обработку, т.к. главное – наладить оперативную работу с текущими документами.

            Если принятые документы аккуратно разложить по подразделениям и годам, то поиск необходимых бумаг в архиве будет требовать гораздо меньше времени и чаще завершаться успешно, чем поиск в грудах бумаг на рабочих местах. Убедившись в этом, сотрудники будут более активно сдавать дела на хранение. Лишь отдельные личности будут держаться за свои документы до последнего, твердо веря в то, что, сдав их в архив, они расстанутся с ними навсегда и больше никогда их не увидят. И, честно говоря, они совершенно правы! Опыт показывает, что документы организации старше двух лет самим сотрудникам практически не нужны, а выполнение справочной работы лучше возложить на архивную службу.

            При приеме на хранение бухгалтерских документов необходимо предварительно запастись календарями за прошлые годы (можно использовать соответствующие возможности и/или программное обеспечение). Вам необходимо точно знать, какие дни были рабочими в каждом из годов. По этим календарям можно будет, например, проверить полноту годовых комплектов сшивов и установить, чего не хватает.

            Если часть документов уже находится в хранилище, то их тоже необходимо принять по акту. Только с этого момента вы начинаете нести полную ответственность за документы организации.

            Проведение инвентаризации всех документов организации и составление номенклатуры дел

            Инвентаризация документов – очень важная работа, начинать которую нужно при составлении номенклатуры дел. Инвентаризация – это сбор данных о документах организации. Вам необходимо знать, что именно у вас есть на руках, чтобы этим управлять.

            Инвентаризация документов должна выявить следующие важные моменты:

            ● у кого хранится данный документ (наименование подразделения и ответственный сотрудник, его имя и должность);

            ● сколько документов этого вида создается в год (количество папок, количество погонных метров документов);

            ● способ формирования дела (по дате, по алфавиту, по теме и т.д.);

            ● сколько таких документов существует в данный момент и где они хранятся;

            ● относится ли документ к категории конфиденциальных, и если да, то по каким критериям;

            ● имеет ли документ историческую ценность для организации;

            ● относится ли документ к категории важнейших;

            ● сколько времени документ должен храниться;

            ● есть ли в организации документы, которые существуют только в электронном виде, и в каких информационных системах организации они хранятся.

            Особое внимание стоит обратить на инвентаризацию электронных документов. Важно также выяснить, какие документы в соответствии с требованиями законодательства не обязательно хранить на бумаге, но которые в вашей организации все-таки распечатывают, и не забыть внести их в номенклатуру дел.

            Ограничение доступа к хранилищу документов организации

            С самого первого дня установите правило, что ни один сотрудник организации без вашего сопровождения не может войти в хранилище, не может взять документы без вашего разрешения и тем более забрать их к себе на рабочее место без регистрации этого факта. Только строгая регистрация выдачи дел на руки поможет быстро обнаружить, у кого они находятся, а если документы не выдавались, то оперативно организовать их розыск в хранилище.

            Никто из сотрудников не должен получать документы, не относящиеся к его участку работы. Если такая необходимость все же возникнет, сотрудник должен представить соответствующим образом оформленное разрешение, которое должно быть приложено к акту выдачи дел.

            Ограничение доступа в хранилище и контроль доступа к документам – несложное, но очень эффективное средство сохранения конфиденциальности информации ограниченного доступа.

            Ограничением доступа к электронным документам обычно занимаются программисты. Стоит поинтересоваться, как они это делают, а заодно и узнать мнение службы безопасности.

            Розыск недостающих дел и документов

            В процессе передачи документов из подразделений сразу может выясниться, что чего-то не хватает. Заведите себе учетную тетрадь и записывайте туда все дела и документы, которые вам еще не сданы. Если же вы пользуетесь компьютером, то данные об отсутствующих делах лучше сразу занести в него. Не пугайтесь, когда вместо положенных за год 250 дел бухгалтерских документов или договоров подразделение вам сдаст только 240. Главное, что вы четко зафиксировали при оформлении акта приема документов в архив, какие документы вы приняли и за какие даты. В подавляющем большинстве организаций дела не пропадают, их порой просто очень трудно найти. Они, скорее всего, лежат в чьем-то столе или сейфе.

            Все сказанное относится также и к электронным документам, только разыскивать их гораздо труднее. Если это файлы в компьютере, то можно позвать на помощь программистов. А вот если нужно разыскать резервную копию какой-либо базы данных – это порой работа для Шерлока Холмса.

            Обратите внимание

            Решение вопроса с организацией переплета дел

            ■ Если кто-нибудь хоть раз видел, как рассыпаются документы из этих папок при случайном и неудачном падении и сколько времени стоит собрать вновь все документы и разложить их по порядку, тот поймет, почему я предпочитаю переплетать дела.

            ■ Объем папок обычно значительно превышает архивную норму дела объемом 150-200 листов. Вес папки с документами составляет 3 кг. При работе нужно будет ее поднять хотя бы 4 раза (снять с полки на тележку, снять с тележки на стол, снять со стола на тележку, поставить на полку), т.е. поднять придется 12 кг – в два раза больше, чем при работе со стандартным сшитым делом объемом 250 листов.

            ■ При архивном хранении в хранилище папки займут значительно больше места.

            ■ При архивном хранении в шкафах не получится хранить документы в стопках и делать связки. Количество шкафов для архивного хранения сократить за этот счет не удастся.

            ■ При выдаче дела во временное пользование придется либо пересчитывать документы, либо брать на себя ответственность за утерю документов в том случае, если кто-то забыл положить их на место.

            2. Комплектование и хранение документов в переплетенных делах. Имеется в виду помещение документов в картонные обложки и прошив их на четыре дырки. Минус такого хранения в том, что кто-то должен переплетать дела, и становится значительно труднее проводить выемку документов. Плюсов все же, как мне кажется, больше:

            ■ Вес дела объемом 250 листов – 1,25 кг.

            ■ При архивном хранении в шкафах можно запихнуть в шкаф в два раза больше дел, да и при хранении дел на открытых полках в хранилище тоже будет экономия места.

            ■ При выдаче дел во временное пользование возможность неумышленного изъятия документа практически сводится к нулю. Я в своей практике не видела никого, кто бы для снятия копии с документа расшивал все дело: его же придется опять сшивать, и кто же из сотрудников сможет это сделать самостоятельно? Конечно, угроза умышленного изъятия документов сохраняется, но из сшитого дела вытащить документ значительно труднее.

            Конечно, выбор за вами и за руководством вашей организации. Я предпочитаю работать с переплетенными документами. Если работы по переплету не проводились, и руководство согласится с вашими доводами, то архив нужно будет обеспечить переплетными приспособлениями (переплетная машина, мощные дыроколы на 4 дырки, большие иглы для сшивания дел) и расходными материалами (картон, клей, бумага, бечевка). Один сотрудник архива за день может сшить 25–30 дел по 150–200 листов. Кроме того, в настоящее время есть также возможность воспользоваться услугами специализированных организаций.

            Организация учета всех выполняемых архивом работ

            Все перечисленное выше придется делать практически одновременно. Это сложно, но для профессионала вполне по силам. Главное – постоянное и настойчивое продвижение вперед.

            Даже в небольшой организации сложно за один-два месяца наладить организацию хранения документов. Поэтому нужно так организовать свою работу, чтобы уже через месяц постепенное продвижение к совершенству было заметно невооруженным глазом не только вам, но и всем сотрудникам организации, и прежде всего ее руководителям.

            Читайте также: