Р декарт о материи движении космологии доклад

Обновлено: 15.05.2024

1936-1937 гг. был годом трехсотлетия великого события в истории интеллектуального развития. Триста лет назад были заложены рациональные основы современной науки. Именно тогда-то мировоззрение, которое лежит в основании наших современных университетов, было изложено в книге. Ее автор намеревался написать несколько обширных томов под гордым названием "Le Monde" ("Мир" - фр.). Но этот философ, Рене Декарт, из-за опасности столкновения с религиозными инстанциями отказался от опубликования их целиком и ограничил свою задачу знаменитым "Discours de la Methode" ("Рассуждения о методе" - фр.). В нем был сформулирован великий идеалистический постулат: "Cogito ergo sum" ("Мыслю, следовательно, существую" - лат.) и вместе с тем программа научного завоевания природы человеком. "Cogito ergo sum" Декарта расчистило путь тремстам годам неслыханного научного прогресса.

Когда Декарт выступил со своим "на удивление странным" рассуждением, схоластический тип университета уже давно находился в упадке. Декарт заменил принцип, которым средневековое мышление руководствовалось со времени "Credo ut intellegam" ("Верую чтобы знать" -лат.) своим "Cogito ergo sum". Из всех возможных оснований нашей способности разумения схоластика выбрала веру человека в способность Бога открывать себя. Декарт пришел этой вере на помощь со своей не менее парадоксальной верой в рациональный характер человеческого существования и природы. "Cogito ergo sum" из-за его соперничества с теологией было односторонним. Мы, послевоенные мыслители, менее озабочены основанным на Откровении характером истинного Бога или истинным характером природы, чем выживанием человеческого общества. Ставя вопрос об истинно человеческом обществе, мы еще раз ставим вопрос об истине, но нашим главным стремлением является живое осуществление истины в человеческом роду. Истина божественна и открылась нам, как богоподобная. Истина чиста и может быть установлена научно. Истина жизненно важна и должна быть представлена в обществе. Воспоминание человека о его собственном опыте образует фон всего нашего знания об обществе и о творении [5].

БИОГРАФИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИКИ ДЕКАРТА

Физика Декарта, в которой он выступал как мыслитель материалистического толка XVII века, занимает в его учении очень важное место. В физике он рассматривал, прежде всего, проблемы материи и движения, и стремился дать с механистических материалистических позиций всеобъемлющую систему природы. Однако материализм в физике Декарта страдал ограниченностью и непоследовательностью. Материей он считал все то, что имеет объем и занимает известную часть пространства, то есть отождествлял ее с протяженностью, наделяя исключительно механическими свойствами и геометрическими. Материя по Декарту, состоит из отдельных бесконечно делимых частиц, различающихся только величиной, фигурой и направлением движения. Декарт как представитель механицизма лишал материю качественного многообразия, сводил ее к голому количеству. Такие объективные качества, как теплота, цвет и т.п., он считал не качествами самих материальных тел, а лишь ощущениями человека, вроде щекотки или боли.

Математика для Р. Декарта - идеал научности, именно то, что недостает господствовавшим в то время учениям о Боге, природе и человеческой душе. Лишь она одна (математика) обладает той степенью очевидности, до которой другим разделам знания необходимо было еще дорасти. Поэтому естественной для Декарта будет точка зрения, согласно которой, степень математизации того или иного учения совпадает со степенью научности. Поднять же человеческое знание на высоту математического можно лишь тогда, когда оно будет связано одним общим методом, заимствованным от геометрии, к разработке которого философия должна приступить, опираясь на математическую дедукцию.

Декарт был одним из создателей новой науки. В механике Декарту принадлежит заслуга провозглашение законов сохранения и инерции движения. Установленная Декартом мера движения, как и сформулированный им закон преломления света, были вскоре оставлены позади дальнейшим развитием науки, не уменьшает их значения как относительных объективных истин, как необходимых ступеней в движении познания.

Новым в законе инерции Декарта было понятие инерции движения, наряду с инерцией покоя. Это понятие было значительным шагом вперед от учения о первичности покоя к учению о покое как частном случае движения, ибо Декарт впервые поставил здесь вопрос о покое как о прекращении движения, как о производном явлении, требующем нарушения инерции движения.

Наконец, гениальное открытие аналитической геометрии, основанное на понятии переменной величины, рассматривающей линии и фигуры в их становлении, вносило движение в математику, подготовляло диалектическое дифференциальное исчисление. Математических и физических открытий Декарта вполне достаточно, чтобы он занял достойное место в славной плеяде великих естествоиспытателей XVII столетия.

Все же не одними этими открытиями, как бы ни было велико их значение, определяется место Декарта в истории познания и его положение в ряду великих современников. Не в этих открытиях своеобразие его исторического значения. Специфическая заслуга Декарта в истории научного мышления, обусловливающая его особое историческое значение в развитии познания, состоит прежде всего в том, что он создал первую с и с те м у природы, базирующуюся на принципах новой науки. Именно он создал первую механистически-материалистическую, систему природы, воплощающую новое прогрессивное миросозерцание. XVII веку было еще далеко до того времени, когда перед наукой встала задача выбраться из лабиринта систем вообще. Противопоставить цельной системе схоластического миропонимания цельную и стройную механистически-материалистическую систему — было огромным достижением в борьбе против феодальной идеологии. Феодально-иерархической картине мира Декарт противопоставил цельную материалистически-механистическую картину, поскольку речь шла о физическом мире. Декартова система природы имела огромное пропагандистское и даже организующее значение для сторонников нового миропонимания. Она не только была развернутой платформой, но и перспективу новой науке, координировала открытия, намечала проблемы, обнаруживала (вольно или невольно) уязвимые места. Даже неудачные гипотезы, несостоятельны и преждевременные натурфилософские конструкции, неизбежно содержащиеся в такой системе, оказывались порой плодотворнее единичных, открытий эмпириков.

Физическое учение Декарта является материалистической системой природы, хотя и непоследовательно материалистической. В трех пунктах явственно обозначаются границы материализма физики Декарта, в трех пунктах отчетливо обнаруживается ее теологическая непоследовательность.

Второй теологической границей материализма картезианской физики является учение о внедрении богом движения в материю, учение о боге как общей причине движения. Подобно тому, как признание сотворения материи привело к различению двух видов субстанции, признание сотворения движения привело к различению двух видов причин. Кроме частных физических причин отдельных движений, Декарт допускает еще общую причину всех движений, которой является бог.

Физика Декарта не терпит иного движения, как перемещение, иного качества, как протяжение, иной субстанции, как протяженная. Вся природа есть только система перемещений частей единой и единственной протяженной субстанции.

Таковы общие контуры физической системы Декарта, классической системы механистического материализма, в течение двух веков служившей источником и прототипом всех материалистических систем природы. Система природы Декарта была антитезой схоластического миропонимания, подрывающей его до самых корней, до основоположных устоев. Физика Декарта дала развернутое антисхоластическое понимание природы как движения материи. Таково рациональное зерно, определяющее объективное историческое значение картезианской системы природы. Материалистическая физика Декарта односторонне развивает, универсализирует одну из форм движения материи — механическое движение. В этом ее революционная историческая сила и вместе с тем— историческая граница [3].

УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ

МЕТАФИЗИКА

ДУАЛИЗМ

Все те вопросы, необходимо вкрапливающиеся в текст, могут быть сняты и снимаются у Декарта, в конце концов, всемогуществом Бога. Понятно, что никакого вразумительного объяснения взаимодействия души и тела ожидать не следовало и логически (насколько подходит это слово для обращения к Создателю) необходимо было поручить Богу. Иными словами, проблема связи души и тела была отодвинута в темный угол, задрапированный тайной Бога.

Полная познаваемость мира была бы невозможной, если бы Декарт не мыслил его фактически независимым от бога. Бесконечность бога означает и всемогущество, неограниченность его свободной воли — эти качества божественной сверхъестественной личности у Декарта соответствовали христианско-августинианской традиции. Но последовательный рационалист переосмысливал эту традицию. Неограниченность свободы бога выражается и в его способности к самоограничению. Всесилие бога позволяет ему создавать огромное множество миров, фактически же он создает только наш космос. Принципиально важно при этом, каким образом реализуется это божественное творчество.

Файлы: 1 файл

космология Декарта.docx

Космология и космогония в учении Декарта о мире

Полная познаваемость мира была бы невозможной, если бы Декарт не мыслил его фактически независимым от бога. Бесконечность бога означает и всемогущество, неограниченность его свободной воли — эти качества божественной сверхъестественной личности у Декарта соответствовали христианско-августинианской традиции. Но последовательный рационалист переосмысливал эту традицию. Неограниченность свободы бога выражается и в его способности к самоограничению. Всесилие бога позволяет ему создавать огромное множество миров, фактически же он создает только наш космос. Принципиально важно при этом, каким образом реализуется это божественное творчество.

Социально-идеологическая ситуация эпохи заставила Декарта объявить себя правоверным христианином, который мыслит возникновение мира так, как оно описано в самом начале Ветхого завета. Читатель не раз встретится в произведениях Декарта с выражением креационистских воззрений. Но по существу во всех этих случаях мы имеем дело с формальным креационизмом, которому философ противопоставляет свою подлинную позицию, из соображений идеологической осторожности называемую им гипотетической.

Сформулированные Декартом законы механики, его идея вихреобразного движения частиц позволили ему объяснить суточное движение Земли вокруг своей оси и ее годовое движение вокруг Солнца. Но других особенностей нашей Солнечной системы, известных тогдашней астрономии, прежде всего законов движения планет вокруг Солнца, открытых Кеплером, они объяснить не могли. В целом космогония Декарта представляет собой систему своего рода умозрительной механистической натурфилософии, слабо осмысленной математически. Но тем не менее исключительно важна сама идея развития, составляющая теоретический стержень этой концепции, поразительно смелой для своей эпохи. Напомним, что более многосторонняя, обоснованная законами механики Ньютона и глубже осмысленная математически космогоническая концепция Канта — Лапласа появилась лишь через полтора века после картезианской.

Если Коперник — основоположник новой картины мира, если Галилей — создатель механики как учения о движении и равновесии в этом мире, то Декарт — основатель представления о мире, о вселенной как об огромной машине, однажды запущенной богом и продолжающей с тех пор вертеться по законам механики без всякой божьей помощи.

Отпрыск старинной французской фамилии, Рене Декарт начал свою учебу в коллегии иезуитов, по окончании которой согласно традициям поступил на военную службу. Шестнадцати лет он уже офицер, ведущий рассеянную жизнь современной ему молодежи.

Декарт блестяще владел математикой. И если до него геометрия служила лишь инструментом познания Эвклидова пространства и находящихся в нем объемов, если вавилоно-индийско-арабская алгебра существовала лишь как отдельная наука, то именно Декарт объединил их в аналитическую геометрию. Он ввел в практику систему прямоугольных координат х и у, которые позволили составлять алгебраические уравнения для любых кривых, что, в свою очередь, подготовило почву для создания в дальнейшем дифференциального исчисления.

Отвергнув взгляды классической философии, он пришел к представлению о существовании двух различных миров: мира материи с единственно реальными определяющими ее качествами — протяженностью и движением, и мира души и разума. Материю Декарт представлял себе мертвой, неодухотворенной, способной лишь механически обмениваться движением с другой материей при соприкосновении. Вдохнуть же первоначальную жизнь, дать первый толчок должен был бог. Декарт вовсе не хотел ссоры с церковью и потому постарался, чтобы его система не хуже Аристотелевой доказывала существование бога.

Безграничное пространство, заполненное материей и невидимым эфиром, находится первоначально в состоянии полного хаоса. Но вот возникают вихри. Вихри наподобие центрифуг сортируют материю: крупные зерна отходят к крупным, мелкие — к мелким. В дальнейшем из грубых форм образовались планеты и кометы. Из более мелких, сглаженных взаимным трением, — жидкости и небеса. Из самых мелких — Солнце и звезды.

Идеи Декарта настолько быстро распространялись в местных университетах, что протестантские профессора пришли в ярость. Главный пастор в Утрехте некто Воеций, читатель помнит это имя еще по делу Джордано Бруно, даже сделал карьеру на травле философов. Воеций был профессором Утрехтского университета, совмещая просвещение умов со службой богу. Он устраивает шумные демонстрации против взглядов Декарта, шествия студентов с криками, свистом и рукоплесканиями, которыми в те годы выгоняли со сцены провалившихся актеров.

Став ректором университета, Воеций сумел добиться вызова Декарта в суд. В Утрехте звонили колокола, а напечатанный текст вызова читали глашатаи и вывешивали на стенах домов. Декарт в суд не явился. Впрочем, Воеций все равно был доволен. Он готовился заочно осудить философа на изгнание из провинции, на штраф и уже собирал книги Декарта, чтобы развести костер.

Однако покоя в Голландии Декарту больше не было. И он принимает предложение шведской королевы Христины переехать к ней. Суровый северный климат оказался непригодным для слабого здоровья философа. Он простудился, заболел воспалением легких и умер на пятьдесят четвертом году жизни.

Первую универсальную физико-космологическую картину мира на основе гелиоцентризма попытался построить великий французский ученый — философ, физик, математик, физиолог Рене Декарт (в латинизированной транскрипции Картезиус, 1596—1650).

Рационалистические воззрения Декарта, отрицавшего первостепенное значение опыта, признававшего врожденность некоторых идей, на основе которых якобы вырабатываются аксиомы науки, — все это послужило в дальнейшем для развития идеалистического мировоззрения. Вместе с тем скептическое отношение Декарта к голому эксперименту, воспринимаемому вне определенной идейной атмосферы (т. е. вне картины мира!), выражало и глубоко верную идею о недостаточности для понимания сущности вещей одного только опыта, который не в силах отобразить действительность во всех ее деталях и полноте. Поэтому метод Декарта вошел в науку как дедуктивный метод познания.

Взаимодействие частиц Декарт представлял в виде давления или удара при соприкосновении частиц друг с другом и ввел тем самым в физику идею близкодействия. Эта идея, уходившая своими истоками в древнегреческую и древнеиндийскую атомистику, стала основной для физики и космогонической картины мира Декарта. Он развил возрожденную Коперником идею относительности движения, показав полное равноправие движущихся частиц. Из этих соображений Декарт заключил, что состояние движения ничем не отличается от состояния покоя, и более полно, чем Кеплер, сформулировал закон инерции, распространив его и на состояние движения. Окончательная (современная) формулировка этого закона позднее была дана Ньютоном.

Декарту принадлежит первая формулировка и другого важнейшего физического закона — сохранения общего количества движения при ударе тел. Согласно Декарту, тело при столкновении с другим телом теряет столько собственного движения, сколько сообщает его другому телу. Его теория удара была еще не вполне правильной: в ней не учитывалась неизвестная тогда возможность перехода энергии механического движения тела в энергию внутреннего движения частиц обоих тел (в теплоту). Но сама идея сохранения количества движения оказалась чрезвычайно глубокой и явилась исходным пунктом исследований, которые привели к установлению принципа сохранения и превращения энергии.

Механическим движением и взаимодействием элементарных частиц различных размеров и формы Декарт пытался объяснить все наблюдаемые физические явления и свойства тел: теплоту, свет, электричество, магнетизм, агрегатное состояние тела, тяжесть, сцепление и т. д.

На основе своей физики Декарт попытался построить первую механистическую эволюционную модель мира. Впервые небесные тела и их системы рассматривались в их развитии. Для XVII в., когда господствовало еще схоластически-религиозное учение о неизменности Вселенной, эта идея была необыкновенно смелой. Развивая возрожденную Кеплером античную идею космического материального вихря, Декарт пришел к мысли, что все небесные тела образовались в результате вихревых движений, происходивших в однородной вначале мировой материи — эфире 1 . Он полагал, что совершенно одинаковые элементарные материальные частицы, находясь в непрерывном движении и взаимодействии, меняли свою форму и размеры, что и привело к наблюдаемому богатству и разнообразию природы. Солнечная система, согласно Декарту, представляет собой один из таких вихрей мировой материи. Центральное светило в нем — Солнце — состоит из более тонкой мировой материи, а планеты и кометы — из более крупных частиц, отброшенных в процессе вращения к периферии. Планеты не имеют собственного движения — они движутся, увлекаемые мировым вихрем. Декарт внес и новую идею для объяснения тяжести: он считал, что в вихрях, возникающих вокруг планет, частицы давят друг на друга и тем вызывают явление тяжести (например, на Земле). Таким образом, Декарт первым в новое время стал рассматривать тяжесть не как врожденное, а как производное качество тел.

Однако если отбросить традиционный теологический момент в рассуждениях Декарта, то можно с полным основанием сказать, что его система природы — это первая, во всяком случае после Аристотеля, попытка построить научную физическую всеохватывающую, а главное, эволюционную космологическую концепцию мира. Уже самой постановкой такой задачи он опережал современную ему науку на столетия.

Рис. 19. Стадии образования структуры Земли по теории Бернета (1699)


Рис. 19. Стадии образования структуры Земли по теории Бернета (1699)

Большая часть XVIII в. в истории естествознания прошла под знаком борьбы картезианства и ньютонианства. Несмотря на то что ньютоново направление на том этапе развития науки было более прогрессивным, вернее, более эффективным для решения конкретных актуальных задач в науке, общие идеи Декарта продолжали оказывать серьезное влияние на формирование научных взглядов в XVIII и даже в XIX в.

Цель сайта — научить людей понимать космический разум как алгоритм равновесия вращающий Вселенную, создавший человечество и регулирующий его эволюционное развитие при соблюдении меры.

Отождествив материальную субстанцию с геометрической протяженностью, Декарт заложил в свою конструкцию фундаментальную нестыковку. Ведь в самом деле, философ отождествил пространство и материю: где есть одно, там необходимо должно быть и другое. Из этого проистекает, что в мире Декарта не может быть пустого пространства: оно не может быть помыслимо и потому не существует. С самого начала космология Декарта исходила из этого с далекоидущими последствиями.

Так как материю невозможно сжать, движение любого материального тела всегда будет требовать, чтобы другое, прилегающее тело сбилось с пути. Такая прилегающая порция материи должна будет, в свою очередь, испытывать давление другого сбившегося тела, и так далее. Так как мы не хотим представлять бесконечную цепочку тел, которые выстроились друг за другом, то, говорит Декарт, лучше представить такое преемство тел как круговое, вроде движения воды в водовороте.

Такое вихревое движение было главным понятием картезианской физики. Оно также сразу же непосредственно и эмпирически входило в ту картину мира, которую Декарт создавал философскими средствами. Тихо Браге отверг небесные сферы как физическую реальность и сказал, что планеты просто движутся по своим орбитам; то же самое сделал и Кеплер. Но Тихо Браге не считал, что замена понятия сферы понятием орбиты требует нового физического объяснения движения планет, тогда как Кеплер предположил особую динамику, более нигде не встречающуюся, которая и ведет планеты вокруг Солнца. Декарт проявил в этом отношении больше интуиции и постарался изменить сами физические представления: круговращение жидкой материи вокруг Солнца как центра несет в себе планеты, подобно щепкам в водовороте.

Прежде чем перейти к деталям физических объяснений Декарта, нам следует уяснить для себя когнитивный статус его концепции миросистемы — какого рода знание при этом производится? Будет ли это гипотетическое знание реального мира или знание только наших воображаемых конструкций? Будет ли это знание стоять на таких неоспоримых основаниях, что оно непременно будет отвечать способу действительного существования нашего мира просто потому, что наш мир может быть только таким и не может быть другим? Декарт отвечает на этот вопрос в соответствии со своей начальной установкой: только физико-математические объяснения могут считаться объяснениями в полном смысле:

Единственные начала, которые я принимаю и требую в физике, — это начала геометрии и чистой математики: они объясняют все естественные феномены и позволяют нам получить по ходу рассмотрения феноменов надежные доказательства.

Я сразу признаюсь, что не допускаю никакой материи в телесных вещах, кроме той, которую геометры называют количеством, и берут в качестве объекта своих доказательств, прилагая к ней все свои понятия разделения, формы и движения. Более того, мое видение материи не вмещает в себя ничего, кроме разделения, формы и движения, и, исходя из этого, я провозглашаю истинным только то, что выводится из несомненных общих понятий с такой убедительностью, что это можно считать математическими доказательствами. А так как все естественные явления могут быть объяснены таким способом, который мы еще проясним в последующем, я не думаю, что в физике можно допускать или желать каких-либо еще начал.

Но на самом деле мир не сводится к совокупности физико-математических явлений. Как мы говорили в первом параграфе этой главы, важной предварительной ступенью его аргументации было соотнести воспринимаемые нами качества и качества как свойства, заложенные в физических телах. Декарту оставалось только, чтобы сделать свою картину мира убедительной, перебрать большое число качественных характеристик вещей, из которых по большей части и составлен наш опыт восприятия мира — цвет, вкус, запах, звук и т.д., и переместить их из внешнего физического мира в наш человеческий аппарат восприятия. Теперь он мог утверждать, что корреляты этих качеств во внешнем мире не имеют никакого сходства с соответствующим нашим опытом (разве что сходство оказывается строго математическим, как в случае формы или размера тела). Тем самым Декарт открыл себе широкую дорогу для объяснения материального опыта: скажем, различие цветов он определял как различие степеней вращения предполагаемых мельчайших материальных шариков, которые и передают давление, воспринимаемое нашими глазами и ощущаемое потом нашим умом как цвет.


МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА Р. ДЕКАРТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Материальность у Декарта оказалась тождественной протяженности, поскольку протяженность имеет любое тело. Другим свойством материальных частиц является их движение. Движение заключается в перемене места и во взаимном обмене положений частиц. Декарт сформулировал законы природы, которые он приравнивал к законам движения материальных тел. Согласно первому закону вещь пребывает в том состоянии, в каком она находится. По второму закону тело движется прямолинейно, если что-нибудь не нарушает его движения. Третий закон говорит о том, что при встрече сильнейшего тела со слабейшим первое теряет количество движения, но столько же приобретает второе. На основе законов механики Декарт создал концепцию формирования космоса.

Согласно материалистической космогонической модели мира небесные тела рассматриваются в их развитии. Данное положение опровергало средневековые схоластические представления о неизменности Вселенной. Все небесные тела образовались в результате вихревых движений. Материальные частицы, которые находились в движении, меняли форму, размеры, что и породило такое разнообразие материальных тел. В процессе вращения более крупные частицы были отброшены на периферию. Впоследствии из них образовались кометы и планеты. Более мелкие частицы образовали Солнце. Имеют ли планеты собственное движение? На этот вопрос Декарт отвечал отрицательно. Планеты движутся по причине мирового вихря. Впервые Декарт стал рассматривать тяжесть как производное качество тел. Если во Вселенной все находится в движении, то и звезды меняют свое положение. Бог совершает только первый толчок, развитие затем происходит благодаря естественным законам механики.

Большое значение имеет положение Декарта о постепенном формировании мира из хаотического состояния, которое постепенно переходит к упорядоченности. Каким образом происходит эволюция космоса? Декарт отмечает, что частицы движутся вокруг собственного центра и вокруг общего центра. Таким путем они образуют столько вихрей, сколько в мире светил [2, с. 292-293]. Декарт обосновывает существование трех различных форм материи, участвующих в возникновении планет и звезд. Первая форма представляет собой осколки, отделившиеся от остальной материи. Они движутся с большой скоростью, поэтому неизбежно их дробление от столкновения с другими телами. Из первой формы материи образовалось Солнце и неподвижные звезды. Вторая форма представляет собой округлые частицы, гораздо меньшие по сравнению с теми телами, какие существуют на Земле [Там же, с. 396]. Из них образовались небеса. Некоторые частицы принадлежат к третьей форме материи. Они представляют собой очень грубые образования, которые с трудом подвержены свободному движению. Из этого вида материи образовались Земля, планеты, кометы. Солнце и неподвижные звезды излучают свет. Земля, планеты, кометы этот свет отражают. Идея Декарта о вихреобразном движении частиц материи позволила ему объяснить годовое движение Земли вокруг Солнца и суточное движение вокруг своей оси.

Таким образом, все небесные тела образовались в результате вихревых движений, происходивших в эфире. Его система – это первая после Аристотеля попытка построить научную космолого-космогоническую картину мира. Постановкой такой задачи он опережал современную ему науку на столетия. Идеи Декарта оказывали влияние на формирование научных взглядов ХVIII, ХIХ, и ХХ вв.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVII века. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1974. - 379 с.

2. Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Сочинения в 2 т. Пер. с лат и франц. Т. 1 / Сост, ред, вступ. Ст. В.В. Соколова. – М.: Мысль, 1989. - С. 297-422.

Читайте также: