Пути и средства развития в себе эстетического чувства доклад

Обновлено: 17.05.2024

Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в “Стратегии модернизации Российского образования”. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть орудием воспитания личности.
Задача активного приобщения всех детей к сокровищнице мировой культуры, эстетическим ценностям обусловлена политическими, экономическими и социальными особенностями жизни развитого общества. В наше время в своей учебно-воспитательной работе школа уже не может обойтись без комплекса искусств. Кроме того, учащиеся ощущают его активное воздействие вне школы: это кино, театр, художественные музеи, филармонии, цирк, концерты художественной самодеятельности, телевидение. Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным. Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные; где нет искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его не по ненависти к злу, а из расчета. Сегодня нет школы, техникума, профессионально-технического училища, общественной детской и юношеской организаций, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена (например, такому развитию не способствует среда, в которой растет ребенок), степень необходимых усилий педагога значительно повышается, а результативность эстетического воспитания резко уменьшается. Практический опыт школ, ведущих работу по эстетическому воспитанию учащихся, показывает, что они своим творческим трудом эффективно решают основную задачу- формируют всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство (высокоразвитые духовно-практические, теоретические, эстетические способности), моральную чистоту и физическое совершенство. Именно поэтому в каждой школе эстетическое воспитание рассматривается сегодня, как важнейший элемент целостной системы формирования личности.

ВложениеРазмер
esteticheskoe_vospitanie_i_ego_vliyanie_na_razvitie_lichnosti_rebyonka.docx 33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в “Стратегии модернизации Российского образования”. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации . Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
Задача активного приобщения всех детей к сокровищнице мировой культуры, эстетическим ценностям обусловлена политическими, экономическими и социальными особенностями жизни развитого общества. В наше время в своей учебно-воспитательной работе школа уже не может обойтись без комплекса искусств . Кроме того, учащиеся ощущают его активное воздействие вне школы: это кино, театр, художественные музеи, филармонии, цирк, концерты художественной самодеятельности, телевидение. Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным. Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные; где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его не по ненависти к злу, а из расчета. Сегодня нет школы, техникума, профессионально-технического училища, общественной детской и юношеской организаций, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена (например, такому развитию не способствует среда, в которой растет ребенок), степень необходимых усилий педагога значительно повышается, а результативность эстетического воспитания резко уменьшается. Практический опыт школ, ведущих работу по эстетическому воспитанию учащихся, показывает, что они своим творческим трудом эффективно решают основную задачу- формируют всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство (высокоразвитые духовно-практические, теоретические, эстетические способности), моральную чистоту и физическое совершенство. Именно поэтому в каждой школе эстетическое воспитание рассматривается сегодня, как важнейший элемент целостной системы формирования личности.

Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребёнка.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию. Пусть мои воспитанники не станут музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, добрее.

У некоторых возникнет вопрос. Так ли важно эстетическое воспитание? Предположим, станут наши дети эстетически культурнее, поймут красоту природы, напишут художественные произведения. Что из того? Что это даст им в дальнейшем?
Человек развивается под влиянием самых разнообразных факторов, и потому трудно выделить, в нем именно скажется эстетическая культура.
Умение видеть цвет неба и наблюдать за полетом пчелы, внимание к форме цветка и удачно найденным поэтом слову - все это значит, что ребенок эмоционально чуток: радуется, грустит, сопереживает. Возрастает ценность всего существующего. А вместе с ним рождается ощущение полноты жизни, счастья. Эстетическая культура повышает общую эмоциональную культуру, что на определенном уровне вызывает цепную реакцию - рождается нетерпимость к безобразному, антиэстетическому. И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста о том, что “красота спасёт мир”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пути формирования и развития
эстетического чувства
младшего школьника

Веретенникова Елена Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 г. Юрги

Введение______________________________________________________________3
Пути формирования и развития эстетического чувства младшего школьника_____4

Пути формирования и развития эстетического чувства младшего школьника

Уже в древности люди задумывались о том, что сильнее всего влияет на формирование эстетического чувства человека. И по сей день этот вопрос продолжает оставаться в центре внимания учёных. Однако до сих пор нет единой точки зрения.

В глубокой древности выдвигался тезис об эстетическом чувстве, как о главном факторе эстетического воспитания. Он имеет многовековую историю. В дореволюционной России этот тезис обосновывался абсолютным большинством авторов. 1

Для понимания проблемы большое значение имеют исследования эстетической потребности. Её природа и связанное с этим определение эстетической потребности – один из наименее изученных разделов эстетической теории. Это качество личности рассматривается в целом ряде работ. В исследованиях этих авторов 6 показано, что эстетическая потребность – разновидность духовной потребности человека и продукт длительного использования исторического развития – возникшая и оформившаяся в процессе трудовой деятельности.

Таким образом, необходимо поставить в центр обучения душу ребёнка, его внутренний мир, воспитать человека-творца, живущего по законам красоты и добра, используя для этого потенциал всех уроков и внеурочной деятельности. Чтобы формировать эстетическое чувство, учителю необходимо знать теорию развития эстетического чувства. Формирование должно строиться на эмоционально-образном восприятии. Развитие эстетического чувства – процесс сложный. В нём должны принимать участие не только учителя, но и родители. Данная проблема является одной из основ успешного воспитания тонко чувствующего человека, поэтому учителям начальных классов рекомендуется на методических объединениях предавать большое значение этой теме: обмениваться опытом, изучать новинки методической литературы, применять на практике новые приёмы и методы по развитию эстетического чувства школьника.

И в целом только созданная атмосфера эстетического отношения к действительности дома и в школе может способствовать дальнейшему (бесконечному) развитию эстетического чувства человека.

Список литературы

Бегак Б. А. Воспитание красотой [Текст] М.: Просвещение, 1981.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] М.: Просвещение, 1991.

Гольдентрихт С. С. Предметная творческая деятельность – основной фактор эстетического развития. [Текст] М.: 1978.

Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. [Текст] М.: Педагогика, 1986

Лопатина Л., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. [Текст] М.: ИПЦ Русский Раритет, 1997.

Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. [Текст] М.: Просвещение, 1985

Мамонтов Я. Проблемы эстетического воспитания. [Текст] М.: 1914 (1954)

Разин А. В. Воспитание красотой. [Текст] М.: Просвещение, 1990

Разумный В. А. О сущности и методах эстетического воспитания. [Текст] М.: 1980

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст] М.: Просвещение, 1946

Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. [Текст] М.: Просвещение, 1959

Эренгросс Б. А. Удивительная наука и эстетика. [Текст] М.: Детская литература, 1977.

1 Арманд Л. О передвижных выставках художественных репродукций. Русская школа, 1915, т 9-10, с 119.

2 Мамонтов Я. Проблемы эстетического воспитания. М., 1914, с 63.

Юдин А. Н. Искусство в семье. СПб., 1909, с 8.

Покровский В. Поэзия как главный фактор эстетического развития. М., 1906, с 122.

3 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, с. 14.

4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, с. 21.

5 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991, с. 10.

6 Разумный В. А. О сущности и методах эстетического воспитания. М., 1980 г.

Гольдентрихт С. С. Предметная творческая деятельность – основной фактор эстетического развития. М., 1978 г.

Воспитание эстетического вкуса во все времена было неотъемлемой частью воспитательного процесса. Еще мудрые древние греки ставили его в один ряд с развитием интеллекта и физических возможностей, полагая, что всесторонне развитая личность может быть успешной только в том случае, если она умеет ценить окружающее ее прекрасное.


Современная педагогическая наука также придает большое значение возможностям эстетики. Развивать умение чувствовать, принимать и искать прекрасное во всех проявлениях повседневной жизни – важная задача, которую нужно решать сразу после рождения малыша.

Сущность определения

Эстетическое воспитание, базируясь на этом принципе, призвано научить детей распознавать внутреннее содержание красоты внешнего мира и искусства через его внешние проявления. Научить взрослеющую личность ценить, анализировать и творить прекрасное – главная задача этого направления воспитательного процесса.


Эстетическое воспитание – регулярное и целенаправленное воздействие на развивающуюся личность, в процессе которого происходит формирование познания и навыков восприятия прекрасного.

Специфика воспитания качеств эстетики заключается не только в пассивном восприятии лучших проявлений действительности. Нужно учить личность иметь активное отношение к действительности, принимая непосредственное участие в его создании.


Содержание эстетического воспитания всегда базируется на комплексном подходе. Его элементы включаются в процесс развития трудовых навыков, интеллектуальной деятельности, формирования нравственности. Рассматривать отдельно эстетику не имеет смысла: ощущение прекрасного должно сопровождать человека всюду.

Особенно тесная связь эстетического воспитания с нравственностью. Ведь оба направления педагогики связаны с условными разделениями жизненных ценностей на положительные и отрицательные. Испытанная гордость после хорошего поступка сродни ощущениям радости, которые испытывает человек, наслаждаясь красотой пейзажа или мастерски написанной картиной.


Эстетика сильна своими возможностями заставлять человека переживать сильные эмоции: восторга, радости, горя, сожаления или сочувствия.

Чувства патриотизма прививаются также под непосредственным воздействием эстетики: любовь к Родине развивается через восторг от красоты ее природы, силы и мужества людей, живущих в одной стране с воспитываемым.

С помощью художественно-эстетического восприятия мира у подрастающей личности закладываются основы зрительной, слуховой и ассоциативной памяти. Улучшается логическое и пространственное мышление через возможности анализа и синтеза полученной информации. Следовательно, можно утверждать, что интеллектуальное развитие непосредственно связано с эстетикой и ее направлениями.

Составляющие воспитания эстетики

Как и любое педагогическое определение, эстетическое воспитание имеет свои цели, задачи и структурные компоненты.

Его основная цель – воспитать в ребенке эстетическую культуру.

Культура воспитания эстетики включает в себя несколько компонентов, представленных в таблице.

  • В отношениях с людьми;
  • В наблюдениях за явлениями природы;
  • В искусстве;
  • В литературе;
  • В музыке;
  • В живописи.

Так как все представленные выше компоненты должны обязательно присутствовать в развитии эстетики у ребенка, содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений их использовать в практической деятельности и стойких навыков, базирующихся на чувствах, вкусах и идеалах.


Обязательным условием развития эстетического вкуса является привитие навыков к самостоятельному творчеству через осмысление творений гениев мирового искусства. С помощью творческой деятельности развивающаяся личность может выразить свои потребности и интересы, страхи и радости.

Задачи эстетического воспитания призваны максимально содействовать воплощению в жизнь главной цели:

  • Развивать способности видеть и оценивать красоту окружающего мира;
  • Стремиться к гармонии во всех ее проявлениях;
  • Уметь анализировать свои действия с точки зрения эстетических категорий.

Эстетика базируется на определенных категориях, которые должны учитываться при постановке целеполагания:

  • Красивое и уродливое;
  • Трагическое и комическое;
  • Духовное и низменное.


Проявления данных категорий видоизменяются с развитием общества и научно-технического прогресса. Тем не менее, каждая из них содержит неизменные, вечные ценности, которые служат базой для развития чувства прекрасного.

Средства и методы

Средства для формирования эстетического вкуса используют, комбинируя, на протяжении всего этапа обучения и воспитания. Все они являются неотъемлемой частью жизни любого человека. К ним относятся такие виды эстетического воздействия:

  • Природа;
  • Художественная литература;
  • Театр;
  • Кино;
  • Изобразительная культура;
  • Музыка;
  • Трудовая деятельность;
  • Межличностные отношения.


Средствами эстетического воздействия можно считать повседневную жизнь личности, которая умеет и хочет найти в ней лучшие проявления.

Для того чтобы ребенок смог научиться находить прекрасное во всем, педагоги используют главные инструменты воспитательного воздействия – методы.

Поговорим о самых эффективных методах эстетического воспитания.

Личный пример

Все, кто интересуется вопросами саморазвития и воспитания, знают, что личный пример является главным методом воздействия на ребенка. При этом важная роль в этом вопросе отводится семье: ни одно учебное или воспитательное занятие не заменит этого естественного метода воздействия.

Развитие ребенка проходит в социуме. Длительное время для малыша этим социумом является семья. Там, основываясь на неосознанном подражании, у ребенка закладывается прочный фундамент представлений о нравственной и эстетической позиции.

Родители могут тщательно готовиться к лекциям о том, что нужно быть аккуратным. Но если они не соблюдают сами свои установки, проявляя неряшливость в быту, вряд ли их старания будут оценены отпрыском по достоинству.


Неосознанный личный пример также важен на этапе формирования социально активной личности. Именно для этих целей образование предлагает широкий спектр эстетических знаний, овладевая которыми, ребенок может выбрать идеал для подражания в процессе своего развития.

Беседы, лекции, тренинги

Из трех рассматриваемых методов самым эффективным является последний. Мы уже упоминали о том, что одна из важных составляющих эстетического воспитания – внедрения полученных знаний и умений в повседневную жизнь.

Экскурсии, посещение театров, музеев, выставочных залов

Метод получения необходимых эстетических знаний и впечатлений. С их помощью дети познают красоту не только музейных экспонатов или памятников архитектуры, но и учатся распознавать окружающую естественную красоту.


Создание предметов искусства

Данный метод позволяет проявить творческие способности через призму полученных знаний, ведь создание произведений искусства – процесс всегда индивидуальный, творчески неповторимый.

Рождение эстетически значимой вещи может быть связано как с трудовой, так и с интеллектуальной деятельностью. В этом случае не имеет значения направление. Ребенок может ухаживать за растениями, рисовать картины, сочинять стихи или создавать макеты для учебных занятий. В любом случае подобные самостоятельные проявления, основанные на теоретических знаниях и небольшом практическом опыте, позволят развивающейся личности выразить свой, индивидуальный эстетический потенциал.


Структура процесса и оформление пространства

Эстетическое воспитание как процесс обязательно включает в себя несколько структурных компонентов, которые позволяют разносторонне воздействовать на личность.

  • Образование. Включает в себя получение необходимых теоретических знаний и умений;
  • Воспитание художественного вкуса;
  • Практическое использование полученных теоретических знаний на основе примеров классики мирового искусства;
  • Самообразование и саморазвитие. Желание совершенствоваться и развиваться в эстетическом направлении;
  • Формирование потребностей эстетического восприятия действительности.


Данные компоненты включаются в развитие ребенка с самого раннего возраста.

Мы уже подчеркивали необходимость личного примера для полноценного развития эстетического вкуса у ребенка. Чем раньше малыш будет вовлечен в процесс эстетического развития, тем лучше и быстрее проявятся результаты воспитательного воздействия.

При этом важно помнить, что воспитание не может быть жестко регламентировано. Несмотря на его целенаправленность и управляемость, данный процесс должен проходить непринужденно, без навязывания определенной точки зрения.

Правильно построенный процесс воспитания эстетики заключается в плавном и естественном привитии нужных ценностей малышу.


Для развития эстетического вкуса ребенка окружают красивыми вещами, которые всегда аккуратно размещены в комнате (кабинете, классе). Не менее важны ощущения психологического комфорта и взаимоотношения взрослых членов семьи (педагогов в школе, воспитателей в детском саду).

Перечислим обязательные требования, которые должны быть соблюдены при оформлении интерьера для развития эстетического вкуса у ребенка:

  1. Предметы, окружающие малыша, должны быть функциональными. Их размещение нужно отрегулировать их сферой применения и частотой использования.
  2. Вещи – находиться на своих местах, быть чистыми.
  3. Цветовое оформление – соответствовать возрастным особенностям, склонностям и полу ребенку. При этом важно соблюдать гармонию красок в оформлении помещения и в цветовом решении мебели и предметов интерьера.
  4. Обязательное наличие произведений искусства в виде картин, панно, статуэток, декоративных изделий из дерева, пластика или сухих растений.


Музыка должна звучать как можно чаще. В периоды домашнего отдыха, праздников, учебных или воспитательных мероприятий музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью развития эстетических качеств личности. На ранних этапах развития ребенка рекомендуется использовать произведения классической музыки или звуки природы.

Природа – лучший учитель, который научит видеть и наслаждаться прекрасным. Она воспитывает собой, демонстрируя естественную красоту и гармонию. Поэтому важно организовывать регулярные походы, экскурсии или обычные пешие прогулки.

Длительное нахождение на свежем воздухе не только укрепит здоровье малышей, но и научит восхищаться обыденными вещами. Смены времен года позволят увидеть разнообразие красок увядания и воскрешение живого, проследить закономерности жизненного процесса, научиться ценить и оберегать естественные богатства животного и растительного мира.


Несмотря на то, что вся учебная деятельность призвана содействовать всестороннему развитию личности, приоритетными в сфере эстетического воспитания остаются предметы гуманитарного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, история, биология.

На этих школьных занятиях ребенок может проявить потенциал зрительного и ассоциативного восприятия, полученный в естественной среде.

Возрастные особенности

Выбор методов эстетического воспитания напрямую зависит от возраста ребенка.

Дадим краткую характеристику методических принципов развития эстетики на разных возрастных этапах.


Методические принципы воспитания дошкольников:

  • Окружающая обстановка, соответствующая эстетическим требованиям;
  • Самостоятельная творческая деятельность;
  • Занятия под руководством взрослых: родителей и воспитателей.

Правила работы с младшими школьниками должны учитывать их умения строить логических цепочки и анализировать изученные факты:

  1. Школьные занятия по учебным предметам;
  2. Классные часы;
  3. Тематические праздники;
  4. Экскурсии;
  5. Конкурсы;
  6. Творческие викторины и конкурсы.


Методика работы со старшеклассниками по развитию эстетических норм является продолжением ранее начатой практики, так как основные понятийные ценности в этом возрасте уже сформированы.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что эстетическое воспитание, как и весь воспитательный процесс, – долгий и непрерывный путь. Его успешность во многом зависит от окружения подрастающей личности, которое включает в себя гармонию отношений, красоту внешнего вида и эстетические примеры.

Формирование эстетического воспитания и его развитие

Эстетическое воспитание – направление воспитания, задачей которого является обучение человека пониманию, навыкам оценки прекрасного, окружающего его.

“В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Такие слова А. П. Чехова определили необходимость развития эстетического воспитания, становления чувства прекрасного у каждого индивида.

Что значит “прекрасное”? Оно отличается от понятий “красота”, “красивый”. “Прекрасное” – описание, включающее тонкие понятия. Такие как гуманизм, духовность, совершенство, гармония, мораль. “Красота” – описывает внешнюю форму, которая способна изменяться в зависимости от исторического времени, моды, предпочтений конкретного общества.

Формирование эстетического воспитания

Художественно-эстетическое развитие

Эстетическое воспитание – часть культуры личности, необходимое направление любого развитого общества. Формирование личности ребенка, познание правильного отношения к красоте окружающего мира – сложный процесс, содержащий в основе гармоничное развитие чувств.

Эстетическое воспитание осуществляется совместно с трудовым, нравственным воспитанием. Оно проходит через все сферы жизни ребенка. Формирование моральных, умственных качеств (тонкость чувств, особенности мышления, характер, моральные ценности, установки) – основа формирования эстетических.

Сформированные способности подчеркивают индивидуальность каждого члена общества. Эстетически развитый человек всегда обладает высоким моральным, интеллектуальным уровнем.

Цели, задачи

Роль эстетического воспитания в развитии личности любого человека крайне важна. Оно ставит перед собой цель – развить у человека возможность воспринимать красоту в повседневной жизни и художественном искусстве, сформировать культуру личности, состоящую из компонентов:

  • Восприятие – способность замечать внутреннюю красоту;
  • Чувства – особенности эмоциональной оценки;
  • Потребности – желание “общения” с прекрасным;
  • Вкус – способность оценивать;
  • Идеалы – сформированные представления о прекрасном.

Содержание воспитания

При правильном воспитании у детей должно произойти:

  • формирование знаний о прекрасном;
  • освоение основных критериев: “возвышенное”, “низменное”;
  • освоение навыков оценки;
  • освоение категорий смешного, серьезного, комического;
  • формирование знаний элементарной художественной культуры;
  • приобретение первоначальных знаний и навыков (слушания музыки, наблюдения за явлениями, отделения индивидуальных, общих свойств, особенностей);
  • развитие стремления к творчеству, инициативности.

Средства, критерии

Эстетическое воспитания включает организацию разнообразной деятельности (художественной, трудовой, эмоциональной, оценочной, природоохранной).

  • Произведения искусства (скульптура, музыка, литература, живопись);
  • Природа;
  • Эстетика взаимоотношений, внутреннего мира человека;
  • Средства массовой информации;
  • Народные традиции.

Девочка с баранками у самовара

Критерии эстетической культуры:

  • потребность преображения действительности согласно законам прекрасного;
  • знание основ искусства, культурных традиций;
  • стремление созидания искусства, общению с природой;
  • умение принимать, понимать искусство, оценивать;
  • потребность самовыражения;
  • эстетизация отношений, труда.

Чтобы воспитание было успешных, необходима организация воздействия нескольких основных факторов:

  • Воздействие на ребенка произведений искусства;
  • осуществление воспитания в труде, деятельности;
  • организация направленного влияния окружающей предметной среды;
  • занятия художественной деятельностью;
  • теоретическое воспитание.

Развитие эстетического воспитания

Ребенок рисует

Эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными. Для их формирования требуется специальное воспитание. Чувства – особое отражение в человеке окружающего мира. Они не могут возникнуть, развиваться там, где в окружении отсутствуют формы, краски, звуки – образцы прекрасного.

Основное средство приобретения эстетических чувств, качеств – произведения искусства. Они способны формировать личностные идеалы, сформировать вкус, содействуют повышению чувствительности. Произведения искусства сочетают трагедию и комедию, низменное и возвышенное, красивое и прекрасное. Они – основной фактор эстетического воспитания.

Пассивное общение с произведениями культуры не так эффективно, как организация восприятия с моментом сотворчества, сопереживания читателя, слушателя. Понимание произведения, переживания, возникающие при его просмотре или прослушивании, вносит свой вклад в становление культуры человека.

Важные способы формирования – теоретические формы: уроки, лекции, посещение музеев, галерей, концертов, формирующих запас знаний о культуре.

Наилучший способ осознания прекрасного – творчество человека в искусстве, труде, спорте, другой деятельности.

Формирование правильного отношения к прекрасному невозможно только посредством красоты природы, приобщения к произведениям искусства. Обретая свободу в деятельности, человек соприкасается с источниками прекрасного в обществе. Эстетическое воспитание трудом – направление необходимое для формирования культуры личности как части общества.

Особое значение приобретает мода – сложное, многостороннее явление сознания.

Средства массовой информации вносят свой вклад в развитие чувства прекрасного. В них заложены неограниченные возможности воспитания.

Природа, лягушка в руке

Факторы, влияющие на формирование эстетических качеств неразрывно связаны друг с другом. Особенно важна мотивация человека к развитию, его потребность в приобщении к прекрасному.

Эстетическое воспитание и семья

Формирование чувства прекрасного начинается с самого раннего детства. Роль семьи, родителей в становлении этого чувства у ребенка на ранних этапах становления личности неоценима. Для ребенка мать, отец являются идеалами. Личный пример родителей, методы воздействия (применение песен, колыбельных, посещение культурных заведений, прочтение книг, рисование) формируют фундамент для развития эстетических качеств у ребенка.

Факторы влияния семьи:

  • внешний вид членов семьи;
  • семейная атмосфера, доверительность, взаимное уважение;
  • эмоциональность;
  • формы воздействия;
  • умение родителей выражать чувства;
  • эстетика быта (оформление детской комнаты, жилого пространства, цветы, чистота, порядок).

Все это оказывает положительный эффект при формировании внутреннего чувства прекрасного, находящего свое выражение в становлении личности ребенка в будущем.

Дети до школы начинают проявлять эстетические качества личности при рисовании, построении замков из кубиков, снега, песка. На этом этапе родителям важно помочь им не затормозить, а ускорить развитие этих качеств. На этом периоде формируется интерес ребенка к труду, желание понимать красоту.

Первоначальные чувства у ребенка вызывает красивая музыка, детские украшения (банты, яркая одежда, игрушка). Важно побуждать интерес к произведениям литературы. При слушании у детей развивается речь, чувство ритма, чувствительность слуха, эмоциональность голоса.

Поведение ребенка часто подражает взрослым. Важно, чтобы они видели около себя только хорошее, доброе.

Воспитание в дошкольном учреждении

Попадая в детский сад, ребенок окунается в новый мир. Вопросы прекрасного начинаются в нем с оформления помещения. Все, что окружает малыша, должно быть чистым, аккуратным. Помещение насыщено произведениями искусства: картинками, произведениями декоративного искусства. Особая роль отводится народному творчеству. Большое значение в детском саду приобретают занятия по музыке, рисованию, лепке, чтению.

Занятие в ДОУ на природе

Игры с пением, хороводами; сценки из сказок, детских книг, применение народных костюмов – лучшее средство развития нравственно-эстетической культуры ребенка.

Наиболее применимым средством является природа – источник разнообразных качеств. Прогулки, экскурсии учат замечать прекрасное в окружающем. Пение птиц, животные, цветы, шум деревьев – дают воспитанникам положительные эмоции от пребывания на улице. Важно также создание специализированных “уголков природы”.

Первые эмоционально – эстетические качества зависит от игры. Влияние художественно оформленных игрушек на ребенка доказано. Игрушки, выполненные в народном стиле, – отличное средство для развития уважения к народным традициям.

Воспитание и школа

Школа влияет на становление всех качеств ребенка. Особое значение имеют уроки русского языка, литературы, знакомящие детей с красотой родного языка, помогающие ценить произведения литературы. Занятия по музыке развивают голос, слух, приобщают к музыкальным произведениям мирового искусства, рисование способствует формированию художественного вкуса, приобщает к изобразительному искусству.

Внеклассные мероприятия разносторонне влияют на формирование разных качеств у школьников. Велико значение в формировании культуры понимания прекрасного досуговых, дополнительных учреждений образования: музыкальных, изобразительных школ, студий танцев и музыки.

Эстетическое воспитание крайне важно для развития ребенка. Его азы закладываются взрослыми после рождения. Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения играют семья, дошкольные учреждения, школа. Родителям, учителям необходимо постараться создать обстановку, в которой у ребенка как можно быстрее развивается чувство красоты, чистоты, аккуратности. Эти качества становятся определяющими при развитии чувства прекрасного и общей культуры личности.

Читайте также: