Доклад приоритет воспитания и образования принадлежит семье

Обновлено: 27.04.2024

Семья - это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.

В семье проходит важнейший период развития человека - детство. Она является той средой, в которой происходит первичная социализация ребенка, формируется и воспитывается будущий член общества.

Общая позиция современных социологических и психологопедагогических исследований позволяет утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов и социальных групп, оказывающих воздействие на формирование личности, семья является необходимым, глубоко специфичным, в высшей степени действенным компонентом воспитания детей (А. А. Абрамян, Т. В. Антонова, А. А. Бодалев, Т. П. Деусова, JI. В. Загик, В. К.Котырло, Т. А.Маркова, В. Е. Титаренко, В. В. Чечет и др.).

Основные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, сфера первичного социального контроля, сфера духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, сексуальная.

Значение семейного воспитания детей-дошкольников

Семья - наиболее благоприятная среда для ухода за ребенком и его воспитания. Ее уникальный характер как воспитательной среды выражается в том, что в семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает: для нормального развития ребенку необходимо активное общение с физически, социально зрелыми людьми. Дети, изолированные от мира взрослых, самое главное - от родителей отстают в своем развитии.

Без эмоционального развития невозможно нормальное взаимодействие ребенка с другими людьми вне семьи, с обществом и природой. Если у ребенка в семье превалируют отрицательные эмоции (страх, недоверие, мстительность), его вхождение в социальный мир может стать социально опасным.

В семье закладываются основы личности, физического, нравственного и духовного здоровья. В семье осуществляется подготовка к будущей семейной жизни, формируется культура поведения и внешнего вида, осуществляется развитие культурных интересов и потребностей.

Сила семейного воспитания связана с наличием трех специфических факторов:

1) интимный, доверительный характер нравственнопсихологического климата семьи, основанный на взаимных родственных связях и привязанностях, выражающихся в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям;

2) многоролевая структура семейного коллектива, обусловливающая многогранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния;

3) наличие естественных условий для включения детей в самые разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Приоритет семейного воспитания в формировании личности ребенка дошкольника

Приоритет семейного воспитания в формировании личности ребенка дошкольника

Приоритет семейного воспитания в формировании личности ребенка дошкольника


Цели и задачи собрания:
• Формирование устойчивых взаимоотношений в коллективе обучающихся и их родителей;
• установление дружественных отношений сотрудничества через совместную деятельность классного руководителя, обучающихся и родителей;
• улучшение семейных отношений детей и родителей через совместную позитивную деятельность;


Ход собрания.
1. Вступительное слово классного руководителя.

Наше родительское собрание я хочу начать с одной китайской притчи.

В китайском эпосе есть одна притча.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
-И все?
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.

По ходу чтения притчи на доску укрепляются 3 слова: ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ.


4 задание. Определить приоритеты семейного уклада. Каждая семья ранжирует следующие приоритетные направления характерные для них.
1. Воспитание детей.
2. Устройство быта.
3. Материальное благосостояние.
4. Отдых и развлечение.
5. Обучение.
Идет обсуждение ситуации.
5 задание . Конверт откровений. Каждый ребенок и родитель получает вопрос из конверта откровений и быстро отвечает на него.

Для родителей
Считаете ли Вы себя хорошими родителями? Почему?

Умеете ли Вы прощать своего ребенка?

Считаете ли Вы необходимым для себя вести доверительные разговоры со своим ребенком?

Какие методы наказания своего ребенка Вы используете?

Каким Вы видите своего ребенка в будущем?

Назовите лучшие черты характера своего ребенка.

Как ребенок воспринимает Ваши рекомендации?

Как Вы добиваетесь взаимопонимания?

Вся жизнь впереди! Назовите главное, что Вы хотите передать своему ребенку.

Какие жизненные цели Вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?

В чем разница между вашими целями и целями Вашего ребенка?

Дарите ли Вы своему ребенку книги?

Может ли школа стать причиной кризисной ситуации в жизни ребенка?

Как Вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?

Вместе со своим ребенком я провожу в неделю___________ времени.

Как Вы думаете, за что дети не могут простить своих родителей?

Ваше самое любимое совместное занятие с ребенком.

Чем объясняет Ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?

Приходится ли Вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?

Что бы Вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с Вашим ребенком?

Заключение. После собрания классным руководителем обозначаются проблемы, которые были выявлены в ходе собрания. В процессе взаимодействия с психологом, социальным педагогом, педагогами предметниками выстраивается индивидуально-коррекционная работа с семьями, имеющими проблемы в воспитании.


Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Для исследования процессов, происходящих в семье, очень важен анализ ее функций, то есть способов проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов [11, с. 88]. В научной литературе существуют различные подходы к выделению основных функций семьи.

Воспитание детей – главная функция семьи. Семья создает личность, дает изначальный опыт умения жить, который позволяет человеку легко войти в сложную жизнь. Она не имеет эквивалента: ничто, никогда не заменит ребенку тепло домашнего очага, родительской любви [19, с. 9]. Но в то же время следует заметить, что семья никогда не выступала единственным и самостоятельным агентом социализации, а всегда выполняла эту функцию как составная часть некоего более широкого целого и вместе с ним. Как институт социализации семья, осуществляет так называемый первичный уход. В ней нормативные основы сочетаются с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием. Затем подключаются дошкольные учреждения, школы, досуговые коллективы. Поэтому становится понятным, почему в семейном законодательстве РФ говорится о приоритете семейного воспитания детей: именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В научной литературе можно найти обоснование еще двух факторов: 1) постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день; 2) наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи [20, с. 59].

Таким образом, обобщая выше сказанное можно сделать следующий вывод: устройство в семью рассматривается как единственная и исчерпывающая мера государственной политики, позволяющая достичь конечного результата – предотвратить рост социального сиротства. Поэтому формы семейного воспитания, как видно, являются основными законодательно закрепленными формами, посредством которых достигается реализация принципа приоритетности семейного воспитания в отношении несовершеннолетних, лишённых по тем или иным причинам родительского попечения.

Лесгафт П.Ф . Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.

Социология: учебник. / Н . Ф. Осипова, В.Д. Водник, Г.П. Климова и др.; Под ред. Н.Ф. Осиповой.- К., 2007.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник. / Под ред. Ю. Г. Волкова.- М., 2007.

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. – М.: СПАРК, 1995.

Юркевич Н.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. - Минск, 1970.

Матвеев Г.К. Советское семейное право. - М., 1985.

Муратова С.А. Семейное право: Учебник. / И. В. Ершова, В. Л. Слесарев. – М.: Эксмо, 2006.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. И.М Кузнецовой. -М., 1996.

Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. - М., 2002.

Рясенцев В.А. Семейное право. - М., 1971.

Социология: учебник. / Н.Ф. Осипова, В.Д. Водник, Г.П. Климова и др.; Под ред. Н.Ф. Осиповой. - К., 2007.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. , Попов, А.В. Социология: учебник. / Под ред. Ю. Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.

Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. - М., 2000.

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. -М., 1964.

СЗ РФ. 1936. № 34. Ст. 309.

СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации.// Российская газета. 2010. 1 дек.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.

Спицын Н.П., Печерский М.С., Чарый Б.М. Семья: тысяча проблем воспитания. -Пермь, 1988.

Маркова Г.А., Зверев С., Ганичева А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -М., 2000.

Социология: учебник. / Н.Ф. Осипова, В.Д. Водник, Г.П. Климова и др.; Под ред. Н.Ф. Осиповой. – К., 2007.

Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М., 2000.

Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды. // Педагогика. 1996. № 6.

Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. / Отв. ред. О.А. Ганцкая, М.С. Кашуба, С.А. Токарев. - М., 1987.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, семейное воспитание, СК РФ, научная литература, союз лиц, брак, общество, отношение, попечение родителей.

Похожие статьи

Усыновление — приоритетная форма устройства детей.

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Право ребенка жить и воспитываться в семье | Статья в журнале.

ребенок, попечение родителей, приемная семья, СК РФ, Семья, лицо, родитель, попечительство, Воспитание, родительское попечение. Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства.

Особенности правового регулирования воспитательной.

ребенок, попечение родителей, приемная семья, СК РФ, Семья, лицо, родитель, попечительство, Воспитание, родительское попечение.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что каждый ребенок имеет право на семью. (Семейный кодекс РФ, Раздел IV.

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства.

Литература: Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, семья, усыновление

Усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, принимает в обществе.

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей.

Сравнительный анализ усыновления (удочерения) детей.

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Историко-правовой анализ несемейных форм устройства детей.

ребенок, попечение родителей, приемная семья, СК РФ, Семья, лицо, родитель, попечительство, Воспитание, родительское попечение. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних.

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне, каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам.

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В Конвенции подчёркивается, что ребенок имеет следующие права:

*на создание условий для развития способностей, талантов;

* на получение образования;

* на участие в играх, культурных, творческих, развлекательных мероприятиях.

С приходом ребёнка в школу роль семьи в воспитании не уменьшается, а наоборот возрастает- у ребёнка изменился статус, он стал школьником. Появляется много новых обязанностей, требований. Но важно, чтобы ребёнок не был только школьником, а был бы всесторонне развитой личностью. Кто как не родители сумеют найти время , желание подобрать секцию по интересам, систематически посещать занятия, организовать выезд на соревнования, турниры, поддерживать ребенка в его устремлениях.

Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования.

Хорошая семья – это семья, где супруги понимают друг друга, вместе радуются , переживают неудачи, где супруги умеют и вместе трудиться, и вместе отдыхать, воспитывать детей.

“Зачем клад, когда в семье лад” - говорят в народе.

1.Меня почти во всём поддерживают.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры с родителями.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе.

5. Меня во многом ограничивают.

6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

7. Мне дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.

только уверенность помогает ребёнку добиться в жизни успеха.

Замечательно сказал об этом В.Берестов

Люблю тебя без особых причин

За то, что ты-внук,

За то, что ты_ сын,

За то, что малыш,

Зато, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней.

Останется тайной опорой твоей.

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне, каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам.

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В Конвенции подчёркивается, что ребенок имеет следующие права:

*на создание условий для развития способностей, талантов;

* на получение образования;

* на участие в играх, культурных, творческих, развлекательных мероприятиях.

С приходом ребёнка в школу роль семьи в воспитании не уменьшается, а наоборот возрастает- у ребёнка изменился статус, он стал школьником. Появляется много новых обязанностей, требований. Но важно, чтобы ребёнок не был только школьником, а был бы всесторонне развитой личностью. Кто как не родители сумеют найти время , желание подобрать секцию по интересам, систематически посещать занятия, организовать выезд на соревнования, турниры, поддерживать ребенка в его устремлениях.

Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования.

Хорошая семья – это семья, где супруги понимают друг друга, вместе радуются , переживают неудачи, где супруги умеют и вместе трудиться, и вместе отдыхать, воспитывать детей.

“Зачем клад, когда в семье лад” - говорят в народе.

1.Меня почти во всём поддерживают.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры с родителями.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе.

5. Меня во многом ограничивают.

6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

Читайте также: