Психотравмирующие ситуации в детском возрасте доклад

Обновлено: 16.05.2024

ПСИХОТРАВМА / ДЕТСКАЯ ПСИХОТРАВМА / ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СОБЫТИЯ / ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / КОГНИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / CHILDREN'S PSYCHOTRAUMA / PSYCHOLOGICAL TRAUMA / PSYCHOTRAUMATIC EVENTS / DEFORMATION OF PERSONALITY / COGNITIVE ATTITUDES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Е. А.

Проблема психотравм и их последствий на развитие личности в последнее время интересует исследователей. На данный момент проведен ряд медицинских исследований по этой проблеме, при этом существует недостаток психологических исследований, посвященных данному вопросу. Представленная статья посвящена изучению разновидностей психотравмирующих событий детства у взрослых людей. Подробно рассматриваются виды детских психотравм и варианты их негативного воздействия на личность взрослого человека. В статье представлены материалы эмпирического исследования детских психотравм у взрослых людей. Проводится анализ наиболее распространенных детских психотравм в нашем обществе.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Е. А.

Влияние детского травматического опыта на формирование психопатологической симптоматики взрослых людей

Использование метода Мюррей в работе по преодолению негативных последствий детских психотравм на личность взрослого человека

CHILDREN''S PSYCHOLOGICAL TRAUMAS: THE PROBLEM OF DELAYED INFLUENCE ON THE IDENTITY OF THE ADULT

The problem of psychotraumas and their consequences for the development of personality recently started to interest researchers. Currently there are several medical studies of the problem, but there is a lack of psychological research dedicated to this question. The following article is devoted to studying the kinds of childhood psychological traumas experienced by adults. Types of children's psychological traumas and variants of their negative impact on the identity of the adult are described in detail. The article presents the materials of the empirical study of psychological traumas experienced by adults during their childhood. An analysis of the most common children’s psychotraumas in our society is conducted.

ДЕТСКИЕ ПСИХОТРАВМЫ: ПРОБЛЕМА ОТСРОЧЕННОГО ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

CHILDREN'S PSYCHOLOGICAL TRAUMAS: THE PROBLEM OF DELAYED INFLUENCE ON THE

IDENTITY OF THE ADULT

Проблема психотравм и их последствий на развитие личности в последнее время интересует исследователей. На данный момент проведен ряд медицинских исследований по этой проблеме, при этом существует недостаток психологических исследований, посвященных данному вопросу. Представленная статья посвящена изучению разновидностей психотравмирующих событий детства у взрослых людей. Подробно рассматриваются виды детских психотравм и варианты их негативного воздействия на личность взрослого человека. В статье представлены материалы эмпирического исследования детских психотравм у взрослых людей. Проводится анализ наиболее распространенных детских психотравм в нашем обществе.

Ключевые слова: психотравма, детская психотравма, психотравмирующие события, деформация личности, когнитивные установки

The problem of psychotraumas and their consequences for the development of personality recently started to interest researchers. Currently there are several medical studies of the problem, but there is a lack of psychological research dedicated to this question. The following article is devoted to studying the kinds of childhood psychological traumas experienced by adults. Types of children's psychological traumas and variants of their negative impact on the identity of the adult are described in detail. The article presents the materials of the empirical study of psychological traumas experienced by adults during their childhood. An analysis of the most common children's psychotraumas in our society is conducted.

Keywords: psychological trauma, children's psychotrauma, psychotraumatic events, deformation of personality, cognitive attitudes

Травма это панцирь, заковывающий душу и тело в замороженные слезы.

Парадоксально, но это также главный вход, который может привести нас к осознаванию, пробуждению и свободе.

Всегда существует эмоциональный отклик личности на травму. Реакция на травмирующее событие может наступить не сразу, а через несколько лет или даже десятилетий.

Наша реакция на травматическое событие зависит от целого ряда факторов. В литературе выделяют следующие причины:

1. Само событие. Насколько сильно событие угрожает человеку? Как долго оно продолжается? Как часто оно повторяется? Чем интенсивнее и продолжительнее события, тем больше последствий они имеют.

2. Жизненные обстоятельства в момент травматического события. Наличие либо отсутствие поддержки со стороны близкого окружения оказывает огромное влияние на реакцию личности. Кроме того, реакция на травматическое событие зависит от ослабленного здоровья, хронических стрессов, переутомления и т. д.

3. Индивидуальные физические особенности. Некоторые люди в конституциональном (генетическом) отношении являются более устойчивыми к стрессовым событиям, чем другие. Сила, скорость и общая физическая форма в некоторых случаях также могут иметь большое значение. Дополнительные факторы — это возраст человека, уровень его физиологического развития и устойчивости.

5. Индивидуально переживаемое ощущение своей способности противостоять опасности. Некоторые люди чувствуют себя способными защититься от опасности, в то время как у других такого ощущения нет. Это переживаемое чувство уверенности в собственных силах имеет очень большое значение, и оно определяется доступными личности ресурсами,

Внешние ресурсы. Все то, что может предоставить нам окружающая среда в плане потенциальной защиты.

Внутренние ресурсы. Внутреннее ощущение человеком самого себя может быть подвержено влиянию сложной совокупности ресурсов. Они включают в себя психологические установки и переживания, сюда входят инстинктивные реакции, известные как природные планы действий, которые являются глубокой и неотъемлемой частью нашего организма. Они похожи на заданные программы, которые управляют всеми нашими базовыми биологическими реакциями.

Прошлый опыт. То, окажется ли человек в состоянии использовать свои ресурсы, в огромной степени зависит от его прошлых успехов или неудач в подобных ситуациях.

Психологическая травма часто определяется как состояние, обусловленное стрессовым событием, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта и которое могло бы явно причинить страдание почти любому человеку. Это определение включает в себя переживания особых ситуаций.

Наша жизнь переполнена травмами. Для того чтобы подтвердить наличие у взрослых людей психо-травмирующих событий в детстве, мы провели опрос. В нашем исследовании мы рассмотрели интенсивность психотравм и то, какие детские травматические события наиболее часто встречаются в нашей культуре и оказы-

— вербальное насилие (угрозы, оскорбления);

— физическое насилие (побои);

— отсутствие чувства защищенности, заботы;

— насилие со стороны матери;

— употребление психоактивных веществ членами семьи;

— наличие психических заболеваний у членов

— пребывание кого-либо из членов семьи в тюрьме.

В опросе участвовало 25 человек, 5 мужчин и 20 женщин, в возрасте от 29 до 45 лет. Выборка случайная, испытуемые психически здоровы, не пользуются услугами психологов.

Результаты опроса представлены на рисунке.

Как мы видим, наиболее частыми травмами являются: вербальное насилие, отсутствие чувства

1. Особенности психологического состояния детей при переживании психотравмы.

2. Психологические особенности детского горя.

3. Специфика, цели и задачи психосоциальной реабилитации детей.

4. Список литературы.

1. Особенности психологического состояния детей при переживании психотравмы.

При переживании ребенком психотравмирующей стрессовой ситуации у детей могут проявляться следующие реакции: агрессивность, пассивная жизненная позиция, виктимность (переживание себя жертвой) и т д.

Все эти образования на индивидуально-психологическом уровне могут проявляться в таких проблемных состояниях детей :

1. Чувство незащищенности и беспомощности

Дети могут воспринимать мир как источник непрогнозируемых и зловещих событий. Очень часто чувства беспомощности и незащищенности находят проявления в творчестве и фантазиях детей.

3. Стыд, низкая самооценка, чувство вины.

Из-за переживания ощущения беспомощности и недоверия к миру у детей часто развивается низкая самооценка, чувство попранного достоинства. Низкая самооценка детей может проявляться в виде страха самораскрытия и блокировки спонтанной активности. Им бывает трудно высказать собственное мнение, выразить себя. Данные чувства также проявляются в детском творчестве (детские рисунки могут дать очень много информации о переживаниях ребенка).

4. Гнев, агрессивность

У травмированных детей блокированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Подавление этих потребностей, вызывает ответный гнев, повышение уровня агрессии.

5. Отчуждение от социального окружения.

Часто дети, имеющие длительный опыт асоциального поведения, имеют очень низкий уровень социальной адаптации, что может проявляться в нарушении социальных связей, в трудностях при установлении контактов, бродяжничестве и т. д.

6. Невыплаканное горе

Невыплаканное горе и печаль являются важнейшими признаками травмы, всегда связанной с чувством потери – будь то потеря близкого человека, представления о себе, надежды и т. д. Главной помехой здесь становятся чувство стыда и беспомощности, желание сдержать агрессивный импульс и т. д.

7. Травматические игры и повторяющиеся действия

Травматические игры повторяют тот или иной эпизод травмы. В этих играх ребенок, как правило, олицетворяет самого себя. Такая игра значительно отличается от обычной имитационной игры следующим:

1. "Обыкновенная игра" сопровождается положительными эмоциями и задором, чего полностью лишена травматическая игра. Она характеризуется однообразием, приближается к сюжету травмы, вызывает страх и тревогу;

8. Деформация картины мира

Психотравма может значительно искажать картину мира человека. Ребенок с еще не сформировавшейся системой убеждений стоит перед опасностью образования у него под воздействием травмы изначально деформированной картины мира.

9. Проблемы внимания, памяти обучения.

Невыплаканный травматический опыт – это психологически незавершенное явление, поэтому он несет в себе тенденцию постоянной актуализации. Для ребенка, эта актуализация представляет собой довольно мучительный процесс, поэтому большая часть его жизненной энергии направлена на сопротивление этой тенденции.

11. Травматические сновидения и нарушения сна.

12. Психосоматические нарушения

У детей, переживших психотравму, могут проявляться такие психосоматические нарушения как логоневроз, энурез, бронхиальная астма, нейродермиты и др. Важно помнить, что за этими нарушениями может стоять травматический опыт ребенка, и, соответственно направлять работу не только на лечение этих симптомов, но и на переработку травматического опыта.

2. Психологические особенности детского

Детскому горю свойственны такие особенности, как отсроченность, неожиданность,скрытость, неравномерность. Ребенок может не проявить немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. Иногда настоящее осознание и переживание утраты ребенком приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события.

3. Специфика, цели и задачи психосоциальной реабилитации детей.

Главная цель психосоциальной реабилитации детей : помощь в преодолении травматического опыта, личностном развитии, успешной социализации.

Системный подход способствует не только переработке травматического опыта, но развитию дефицитарных умений, прояснению основных жизненно важных целей и становлению свободных от агрессивности и озлобленности личностей.

Поведение и навыки

Работа на этом уровне, прежде всего, должна быть направлена на преодоление деструктивных стереотипов поведения; на формирование поведения, ориентированного на сотрудничество и кооперацию; на выработку навыков последовательной деятельности посредством участия детей в организованных структурированных действиях. Требуется работа по усвоению важных навыков и умений, которые необходимы для эффективной коммуникации, творчества и самовыражения.

Здесь наиболее важно помочь детям в отреагировании собственного травматического опыта: выплакать горе, освободиться от агрессии, выразив ее; преодолеть скованность; разобраться в собственных эмоциях. При работе на этом уровне очень важно поощрение и развитие способности к эмпатии – эмоциональному сочувствию и сопереживанию другому человеку.

Здесь работа должна вестись в двух направлениях.

1. Развитие блокированных травматическим опытом познавательных функций: способности концентрации внимания, произвольной памяти, творческого мышления. Последнее особенно важно для того, чтобы дети научились рассматривать события под различными углами и тем самым расширять свой кругозор.

2. Коррекция представлений о мире и собственном месте в нем, чтобы ребенок увидел окружающую действительность, не как враждебную, а как включающую в себя возможность самореализации; чтобы ребенок осознал свободу выбора и личностную ответственность за него.

Система ценностей и установки

Важно представить детям подросткам возможность осознать, осмыслить, усвоить такие общечеловеческие ценности, как любовь, дружба поощрение, толерантность; приобщиться к национальному и мировому культурному наследию; вместе с тем не менее важно воспитание экологического сознания, снятия отчуждения от окружающей среды и выработка бережного к ней отношения.

В процессе реабилитационной работы должна создаваться безопасная атмосфера, которая способствует самовыражению детей и, на этой основе, лучшему постижению собственной сущности – развитию самосознания, адекватной самооценки и самоуважения. Важно, чтобы ребенок осознал, признал и принял свою личность, понял, что он уникальный, самобытный индивид, обладающий свободной волей и богатым личностным потенциалом.

• облегчение проживания утраты

• снижение психомоционального напряжения

• углубление взаимоотношений с близкими; эмоциональная поддержка друг друга;

• конструктивное освоение реальности смерти, расширение мировоззрения;

• приобретение важного жизненного опыта, выработка моделей поведения в случае смерти близкого человека;

• продолжение полноценной жизни, несмотря на испытание скорбью;

Некоторые методы работы с детьми

Психологическая поддержка

Методы активного воображения (зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые, звуковые, кинестетические представления)

Сказкотерапия (работа с метафорой)

Психогимнастика

Игра (ролевые игры, дидактические игры, деловые игры, игры-драматизации и др.)

Музыкально-рисуночная терапия и др.

1. Бермант-Полякова О. В. Пост-травма: диагностика и терапия. – СПб. : Речь, 2006. – 248 с.

2. Изнасилованные судьбы. Сборник №2. Методичесоке пособие по работе с несовершеннолетними жертвами психологического, физического и сексуального насилия. – СПб. : Комитет по труду и социальной защите, 2001. – 64 с.

3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб. : Питер. 2001. – 752 С.

5. Шефов С. А. Психология горя. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.

6. Сарджевеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., и др. Травма и психологическая помощь. – М. : Смысл, 2007. – 180 с.

Арт — терапия

Арт — терапия Коллективная работа воспитанников приюта "ДОРИС" г. Апшеронска (3-4 года). Рисование в технике " ладошки", рисование пальчиками. Нашей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Специфика психотравмы у детей.

Особенности психологического состояния детей при переживании психотравмы.

Психологические особенности детского горя.

Специфика, цели и задачи психосоциальной реабилитации детей.

Особенности психологического состояния детей при переживании психотравмы.

При переживании ребенком психотравмирующей стрессовой ситуации у детей могут проявляться следующие реакции: агрессивность, пассивная жизненная позиция, виктимность (переживание себя жертвой) и т д.

Все эти образования на индивидуально-психологическом уровне могут проявляться в таких проблемных состояниях детей и подростков:

чувство незащищенности и беспомощности;

стыд, низкая самооценка, чувство вины;

отчуждение от социального окружения;

травматические мифы и повторяющиеся действия;

деформация картины мира;

проблемы памяти, внимания, обучения;

различного рода страхи;

травматические сновидения и нарушения сна;

Рассмотрим индикаторы психологического состояния детей подробнее:

Чувство незащищенности и беспомощности

Пребывание в позиции жертвы субъективно переживается как беспомощность и неспособность изменить существующие обстоятельства, управлять своей жизнью. Дети могут воспринимать мир как источник непрогнозируемых и зловещих событий. Очень часто чувства беспомощности и незащищенности находят проявления в творчестве и фантазиях детей.

Стыд, низкая самооценка, чувство вины.

Из-за переживания ощущения беспомощности и недоверия к миру у детей часто развивается низкая самооценка, чувство попранного достоинства. Низкая самооценка детей может проявляться в виде страха самораскрытия и блокировки спонтанной активности. Им бывает трудно высказать собственное мнение, выразить себя. Чувство беспомощности и низкая самооценка также проявляются и в детском творчестве (детские рисунки могут дать очень много информации о переживаниях ребенка).

У травмированных детей блокированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Подавление этих потребностей, естественно вызывает ответный гнев повышение уровня агрессии.

Отчуждение от социального окружения.

Часто дети, имеющие длительный опыт асоциального поведения, имеют очень низкий уровень социальной адаптации, что может проявляться в нарушении социальных связей, в трудностях при установлении контактов, бродяжничестве и т. д.

Невыплаканное горе и печаль являются важнейшими характеристиками травмы, всегда связанной с чувством потери – будь то потеря близкого человека, представления о себе, надежды и т. д. Главной помехой здесь становятся чувство стыда и беспомощности, желание сдержать агрессивный импульс и т. д.

7. Травматические игры и повторяющиеся действия

Травматические игры могут повторять тот или иной эпизод травмы. В этих играх ребенок, как правило, олицетворяет самого себя. Травматическая игра значительно отличается от обычной имитационной игры следующим:

Прежде всего, обыкновенная игра сопровождается положительными эмоциями и задором, чего полностью лишена травматическая игра. Она характеризуется однообразием и настолько приближается к сюжету травмы, что вызывает страх и тревогу;

Деформация картины мира

Психотравма может значительно искажать картину мира человека. Ребенок с еще не сформировавшейся системой убеждений стоит перед опасностью образования у него под воздействием травмы изначально деформированной картины мира.

Проблемы внимания, памяти обучения.

Невыплаканный травматический опыт – это психологически незавершенное явление, поэтому он несет в себе тенденцию постоянной актуализации. Для ребенка, эта актуализация представляет собой довольно мучительный процесс, поэтому большая часть его жизненной энергии направлена на сопротивление этой тенденции.

Различного рода страхи.

Травматические сновидения и нарушения сна.

В работе с детьми, пережившими психотравму, специалисты отмечают такие психосоматические нарушения как логоневроз, энурез, бронхиальная астма, нейродермиты и др. В процессе психосоциальной реабилитации важно помнить, что за этими нарушениями может стоять травматический опыт ребенка, и, соответственно направлять работу не только на лечение этих симптомов, но и на переработку травматического опыта.

2.Психологические особенности детского горя

Детскому горю свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок, в силу своего возраста, может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты ребенком приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери,

Специфика, цели и задачи психосоциальной реабилитации детей.

Главная цель психосоциальной реабилитации детей: помощь в преодолении травматического опыта, личностном развитии, успешной социализации.

Системный подход способствует не только переработке травматического опыта, но развитию дефицитарных умений, прояснению основных жизненно важных целей и становлению свободных от агрессивности и озлобленности личностей.

Поведение и навыки

Работа на этом уровне, прежде всего, должна быть направлена на преодоление деструктивных стереотипов поведения; на формирование поведения, ориентированного на сотрудничество и кооперацию; на выработку навыков последовательной деятельности посредством участия детей в организованных структурированных действиях. Требуется работа по усвоению важных навыков и умений, которые необходимы для эффективной коммуникации, творчества и самовыражения.

Здесь наиболее важно помочь детям в отреагировании собственного травматического опыта: выплакать горе, освободиться от агрессии, выразив ее; преодолеть скованность; разобраться в собственных эмоциях. При работе на этом уровне очень важно поощрение и развитие способности к эмпатии – эмоциональному сочувствию и сопереживанию другому человеку.

Познавательные функции

Здесь работа должна вестись в двух направлениях.

Развитие блокированных травматическим опытом познавательных функций: способности концентрации внимания, произвольной памяти, творческого мышления. Последнее особенно важно для того, чтобы дети научились рассматривать события под различными углами и тем самым расширять свой кругозор.

Коррекция представлений о мире и собственном месте в нем, чтобы ребенок увидел окружающую действительность, не как враждебную, а как включающую в себя возможность самореализации; чтобы ребенок осознал свободу выбора и личностную ответственность за него.

Система ценностей и установки

Важно представить детям подросткам возможность осознать, осмыслить, усвоить такие общечеловеческие ценности, как любовь, дружба поощрение, толерантность; приобщиться к национальному и мировому культурному наследию; вместе с тем не менее важно воспитание экологического сознания, снятия отчуждения от окружающей среды и выработка бережного к ней отношения.

В процессе реабилитационной работы должна создаваться безопасная атмосфера, которая способствует самовыражению детей и, на этой основе, лучшему постижению собственной сущности – развитию самосознания, адекватной самооценки и самоуважения. Важно, чтобы ребенок осознал, признал и принял свою личность, понял, что он уникальный, самобытный индивид, обладающий свободной волей и богатым личностным потенциалом.

облегчение проживания утраты

снижение психомоционального напряжения

углубление взаимоотношений с близкими; эмоциональная поддержка друг друга;

конструктивное освоение реальности смерти, расширение мировоззрения;

приобретение важного жизненного опыта, выработка моделей поведения в случае смерти близкого человека;

продолжение полноценной жизни, несмотря на испытание скорбью;

Некоторые методы работы с детьми

Методы активного воображения (зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые, звуковые, кинестетические представления)

Сказкотерапия (работа с метафорой)

Игра (ролевые игры, дидактические игры, деловые игры, игры-драматизации и др.)

Музыкально-рисуночная терапия и др.

Бермант-Полякова О. В. Пост-травма: диагностика и терапия. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.

Изнасилованные судьбы. Сборник №2.Методичесоке пособие по работе с несовершеннолетними жертвами психологического, физического и сексуального насилия. – СПб.: Комитет по труду и социальной защите, 2001. – 64 с.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер. 2001. – 752 С.

Шефов С. А. Психология горя. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.

Сарджевеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., и др. Травма и психологическая помощь. – М.: Смысл, 2007. – 180 с.

Психологические травмы детства возникают практически у каждого человека, но для развития некоторых людей они не имеют сильного влияния, для других же являются фактором нарушений всех сторон психики. Глубина травмы зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, частоты и длительности воздействия негативных факторов и вида травмирующего события.

Серьезные психотравмы лучше всего корректировать со специалистом сразу после их возникновения или при первой возможности, даже если прошел десяток лет. Непроработанные психотравмы откладывают неприятные отпечатки на психике, поведении и состоянии человека: от застенчивости и депрессивности до агрессивности и деструктивного поведения.

Причины детских психотравм

Насильственные действия со стороны взрослых

Причиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:

Виды психотравм

Травма отвержения

Все психологические травмы в детстве можно разделить на 5 групп:

В эти группы попадают не все психологические травмы у ребенка, встречающиеся в жизни, но эта классификация является наиболее полной из существующих.

Симптомы психологической травмы

У каждого ребенка психологические травмы детства переживаются индивидуально, но все признаки можно разделить на две большие группы: психологические и физиологические.

Психологические симптомы

замкнутость ребенка

Это резко и внезапно появившиеся после психотравмирующего события изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.

Физиологические симптомы

нарушение сна у ребенка

Это изменения в поведении. Касающиеся физиологических процессов.

  • нарушения сна. Ребенок плохо засыпает, просыпается по ночам, страдает от кошмарных сновидений;
  • учащенное сердцебиение
  • повышенная утомляемость и сниженная работоспособность;
  • мышечное напряжение;
  • суетливость в поведении.

При наличии нескольких признаков одновременно стоит обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния малыша.

Последствия психологических травм

Последствия психологических травм

Психологические травмы, возникшие в детстве и не проработанные со специалистом, приводят к серьезным последствиям, некоторые из которых бывают весьма неожиданными.

Стадии переживания психотравмы

Гнев ребенка

Можно выделить 5 этапов переживания психологической травмы детьми:

Конечно, в представленном примере ситуация немного утрирована, а травма игнорированием наносится не за один раз, а при периодическом повторении. Но при любой травме ребенок проходит эти стадии. Чем серьезнее травма, тем дольше во времени растянуты стадии.

Чем опасны детские психологические травмы

сложности детской социализации

Любые травмы, независимо от вида оказывают серьезное негативное влияние на процесс детской социализации. У ребенка возникают трудности с обретением друзей, общением с новыми людьми, адаптацией к новым условиям и коллективу. У ребенка с психологической травмой психика склонна к формированию навязчивостей, страхов и социофобии.

Последствия детской психологической травмы у взрослых проявляются в высоком риске развития депрессий, при которых огромное чувство вины может разрушать все стороны их жизни.

Детские травмы во взрослой жизни, согласно психологии, в связи с пережитыми стрессами развиваются в обсессивно-компульсивные расстройства, характеризующиеся выполнением странных защитных действий под влиянием нелогичной навязчивости.

Как родители могут помочь ребенку

помощь родителей в психотравме ребенка

Главное, чем родители могут помочь ребенку при наличии у него психологической травмы – изменить стратегию своих воспитательных воздействий на более доброжелательную. Для этого необходимо самим прийти к достаточно высокому уровню психолого-педагогических знаний. Главная задача – создать для малыша комфортную обстановку, в которой он сможет полноценно развиваться и социализироваться, не испытывая тревогу и страх.

Для уверенности в правильности своих действий, а также для более специализированной помощи в том, как преодолеть детскую психологическую травму, необходимо обратиться к психологу или психотерапевту.

Методы психологической помощи ребенку при психотравме

арт-терапия для детей

Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:

  1. Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон. . Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
  2. Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
  3. Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
  4. Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.

Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.

Работа со взрослыми, пережившими детскую психологическую травму

Техника пустого стула

Часто к специалисту обращаются взрослые люди с разными симптомами, причиной которых при глубокой психотерапевтической работе оказываются полученные в раннем детстве психотравмы. В этом случае также возможна их проработка и, благодаря этому, повышение качества дальнейшей жизни человека.

Мои советы

Главное пожелание для родителей – беречь психику своего ребенка с самого раннего детства. Постараться выстроить с ним такую стратегию поведения, при которой малыш будет чувствовать себя комфортно:

  • чувствовать себя любимым и нужным;
  • не испытывать унижения;
  • не подвергаться психологическому и физическому насилию;
  • знать, что практически любую проблему можно решить совместно с близкими людьми.

Также стоит учить малыша безопасным способам выплеска негативных эмоций: почиркать на листе, порвать бумагу, побить подушку.

Если возникают вопросы о том, как правильно вести себя в случае возникновения психологической травмы у ребенка или о способах ее предотвращения, можно обратиться к психологу, например, находящемуся в штате образовательного учреждения, которое посещает ребенок или подросток.

Заключение

Психические травмы детства могут нанести серьезный ущерб психике ребенка. Они возникают в связи с разными факторами: неадекватным воспитанием, разводом родителей, проблемами со здоровьем и другими. Последствиями психотравмы могут быть трудности в общении и взаимодействии с людьми, низкая самооценка, обсессивно-компульсивные расстройства и даже преступное поведение. Для работы с ней лучше всего обратиться к психологу или психотерапевту — они смогут оказать адекватную помощь при детских психологических травмах и найти пути их преодоления, вне зависимости от времени, которое прошло после травмирующего события. То есть, детские травмы можно проработать и во взрослом возрасте.

Читайте также: