Психология жизненного пути доклад

Обновлено: 02.07.2024

Личность человека - это его жизненный путь, его деятельность на этом жизненном пути, деятельность, которая способна изменить не только жизнь человека, но и мир вокруг него. Личность - это индивидуально-активный человек, строящий условия жизни и свое отношение к ней; субъектом жизни человек становится, если начинает ответственно подходить к самой жизни и ее выборам; жизненный путь должен заканчиваться стремлением вверх - к нравственным, этическим ценностям.

Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.

В настоящей работе будут рассмотрен общий теоретический подход психологии к проблеме жизненного пути. В частности такие вопросы как варианты жизненного пути и поиск смысла жизни. Так же будут представлены взгляды отечественных и зарубежных психологов на данную проблему.

Жизненный путь человека как проблема психологии

Б. Г. Ананьев 2 обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву — онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. В этой целостности, однако, Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.

К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни Абульханова-Славская видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека: "Последняя проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию" 6 Абульханова-Славская (вслед за Рубинштейном) предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Термин "жизненная стратегия", предложенный Абульхановой-Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни. (Абульханова-Славская рассматривает нравственные ценности, этические ценности). 7

В заключении скажем о сходствах и различиях экзистенциальной психологии и ее отечественного варианта – психологии жизненного пути. Экзистенциальная психология с присущей ей проблематикой все активнее завладевает умами российских психологов. Положения экзистенциальной психологии и психологии жизненного пути сближаются в следующих основных моментах. 8

1. В психологии жизненного пути, равно как и в экзистенциальной психологии, личность рассматривается как субъект, который собственными выборами строит индивидуальный жизненный путь. Методологическое расхождение психологии жизненного пути с экзистенциальной психологией – в объеме свободы, которым наделяется личность как субъект жизни. Экзистенциальные психологи утверждают волюнтаризм (своеволие) и индетерминизм поступков личности, а в психологии жизненного пути принята более умеренная диалектическая позиция по данному вопросу.

2. В психологии жизненного пути, равно как и в экзистенциальной психологии, психологические особенности и способности личности трактуются как производные от ее реального взаимодействия с жизненными обстоятельствами.

3. В психологии жизненного пути, равно как и в экзистенциальной психологии, преодолевается разрыв между личностью как субъектом и ее жизнью как объектом.

4. В психологии жизненного пути и экзистенциальной психологии поднимаются и решаются схожие проблемы, но с различных методологических и теоретических позиций.

2. Варианты жизненного пути

Это значит, что у человека нет нужды напрягаться ради достижения жизненных целей, силиться преодолеть обстоятельства, беспокоиться о том, как идут дела. Львиную долю жизни отнимают занятия, направленные на растрату времени.

Это может быть более завуалированная форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция и жесткое соперничество.

Данный вариант жизни в своих крайних формах распространен в милитаризованных обществах или обществах с низким уровнем экономического развития.

3. Поиск смысла жизни

1. Поиск смысла жизни является психическим процессом, который включает когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы.

2. Поиск смысла жизни подразумевает потребность в смысле жизни, которая активизирует и направляет индивида.

3. Поиск смысла жизни переходит в практическую реализацию найденного смысла, которая предполагает расчленение смысла на жизненные цели, задачи, планы и программы.

4. Поиск смысла жизни преимущественно является когнитивным процессом по реконструкции смысла реального жизненного пути.

5. Поиск смысла жизни имеет внешние проявления и может быть психометрически измерен.

Основные виды понимания личностью смысла жизни в юности. 13

1. Терминальный вид. В целом личность смысл своей жизни видит в конечной реализации жизненных целей, осуществлении сокровенных мечтаний и покорении определенных жизненных высот.

4. Аксиологический вид. Это такое понимание личностью смысла жизни, когда сам смысл жизни выступает в качестве одной из главных человеческих ценностей («смысл жизни можно считать одной из величайших ценностей человека).

6. Аскетический вид. Содержание данного вида составляют утверждения о необходимость ограничения человеком своих потребностей, обуздания страстей и непрерывного самосовершенствования.

7. Эвдемонический вид. В данном случае понимание личностью смысла жизни сводится к стремлению обрести и сохранить счастье.

8. Глористический вид. Существование личности в данном случае наполнено смыслом при условии осознания своей значимости и почтенности.

9. Деонтологический вид. Деонтологическое понимание смысла жизни основано на твердом убеждении о наличии тесной связи между предназначением личности и ее жизненным.

Поиск смысла жизни является полимотивированной активностью личности. Его побудительная регуляция не сводится к одной лишь потребности в понимании смысла жизни, а является многокомпонентной системой, отражающей неповторимые условия жизненного пути личности.

Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении своего варианта жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.

Смысл жизни сугубо индивидуален и нет универсального смысла, одинаково пригодного для жизни всех людей. Сколько существует людей, столько должно быть и вариантов смысла жизни. Индивидуальный смысл жизни является наиболее адекватным для данного конкретного индивида, поскольку отражает специфику его жизненного опыта и актуальной жизненной ситуации.

Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т. д.— вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.

Список использованной литературы

Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.— М., 1980.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.— Л., 1969.- 337с.

Анцыферова Л. И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. – № 1. – С. 3–15.

Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. – 135 с.

Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.

Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С. 156–172.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 4-изд. - СПб.: Питер, 2004. - 678 с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. – 190 с.

1 Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С. 156–172

2 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - Л.: ЛГУ, 1968.

3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 4-изд. -СПб.: Питер, 2004. –С. 641.

5 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: "Мысль", 1991. – С.28.

6 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: "Мысль", 1991. – С.67.

8 Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – с. 49

9 Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. – С.12

10 Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000.- С.76.

11 Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – С.156

13 Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – С.157.

14 Рубинштейн С.Л. Человек и мир - М.: "Наука", 1997. – С.104-105.

Похожие страницы:

Жизненный путь и сочинения И. Канта

Жизненный путь личности в работах Эрика Эриксона

Жизненный путь личности

. биография, своего рода история его "жизненного пути". Недаром в биографию человека включают, прежде . традиционной, сугубо созерцательной, интеллектуализированной психологией, в частности психологией ассоциативной, которая изображала психическую жизнь .

Жизненный путь человека. Возрастная периодизация

Жизненный путь Э.Дюргейма

Жизненный путь человека-проблема психологии. Закономерности жизненного пути. Варианты жизненного пути. Поиск смысла жизни. Понимание личностью смысла жизни Изучение биографических явлений. Разрыв между личностью как субъектом и ее жизнью как объектом.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.09.2008
Размер файла 27,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Юность как психологический возраст. Развитие личности в раннем юношеском возрасте. Жизненный путь человека как проблема психологии. Основные виды понимания смысла жизни в юношестве. Исследование ценностных ориентаций и направленности юношей и девушек.

курсовая работа [429,1 K], добавлен 07.04.2016

Принципы исследования личности как субъекта жизнедеятельности по Ананьеву. Понятие жизненного пути. Переживания, рефлексивные черты характера. Сущность понятия "событие". Личностный уровень организации времени. Представления о судьбе как о жизненном пути.

реферат [30,3 K], добавлен 03.01.2012

Семейная проблематика в психологической науке. Теоретико-методологический анализ проблемы психологии внутрисемейных взаимоотношений. Основные типы семей. Влияние наличия детей в семье на синхронизацию планирования жизненного пути партнерами по браку.

курсовая работа [88,6 K], добавлен 05.10.2014

Предыстория смысла как объяснительного понятия в психологии: психодинамические теории личности. Понимание смысла в деятельностном подходе. Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация в исследованиях Д.А. Леонтьева. Методы изучения смысла жизни.

курсовая работа [648,9 K], добавлен 23.09.2016

Эмоции как психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений. Значение проблемы душевных волнений в жизни человека, физиология и общие закономерности чувств. Особенности развития эмоций в учебной деятельности школьника.

курсовая работа [75,4 K], добавлен 05.05.2011

Кризис методологических оснований в психологии. Разрушение основополагающих и в предыдущий период весьма четких бинарных оппозиций. Интерес к проблеме смысла. Введение А.Н. Леонтьевым понятия смысла. Построение общепсихологической концепции смысла.

презентация [5,6 M], добавлен 31.08.2013

Совокупность социальных, приобретенных качеств человека как личности. Отличительные черты личности. Роль деятельности в жизни человека. Созерцательная психология. Жизненные цели и психологическое овладение средой. Интеллектуальный акт выбора смысла жизни.

Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.

Понятие самоосуществление по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то как переживание завершения детства (12-18 лет); то как самореализация (25(30)-45(50) лет); то как самозавершенность (65(70)-80(85) лет).

Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые адекватны его внутренней сути., эта способность-самоопределение (чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Бюлер, выступает как условие сохранения психического здоровья.

Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Изучению в биографиях подвергались три аспекта:

1. Внешний, объективный ход событий жизни

2. История творческой деятельности человека

3. Возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Обнаружено и описано 5 фаз жизни:

Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.

• Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.

В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Жизненный путь – это индивидуальный, уникальный опыт каждого человека. Обычно мы называем это судьбой. Но с точки зрения психологии, это цели, действия, мировоззрение, система ценностей личности, трудовая, личная жизнь. Как узнать свое предназначение, свой жизненный путь – вопрос, который задает себе каждый из нас. Давайте же узнаем, что такое жизненный путь человека, как его найти.

Жизненный путь

Что такое жизненный путь: понятие и определение

Жизнь проходит по трем линиям:

  • объективная логика, то есть череда внешних событий,
  • субъективная логика, то есть череда переживаний, связанных с этими событиями;
  • результаты деятельности.

Вслед за Бюлер французский психолог Пьер Жане стал изучать феномен. Согласно ему, жизненный путь личности в психологии – это эволюция личности, череда возрастных этапов развития, этапов биографии.

Среди отечественных психологов вклад в изучение феномена внес Сергей Леонидович Рубинштейн. Психолог полагал, что жизненный путь – это не просто развитие организма, а сложение человеком своей истории. Путь отражает сущность личности. По мнению Рубинштейна, только того, у кого есть своя историю, можно назвать личностью. Жизненный путь человека состоит из событий – конфликтные моменты (переломные моменты), разрешение которых в общих чертах определяет ближайшее будущее личности.

Жизненный путь, время жизни, жизненный цикл

В чем разница этих понятий? Иногда их отождествляют, но с научной точки зрения это неправильно.

Дадим определение всем трем понятиям:

  1. Время жизни – это жизнь человека как биологического организма (период от появления на свет до смерти). В этом контексте не рассматривается суть, содержание жизни.
  2. Жизненный цикл – это отдельные, повторяющиеся интервалы развития. Принято выделять такие циклы: биологические (онтогенез), социальные (социализация, адаптация), биосоциальные (смена социальных ролей вместе с этапами взросления, то есть смена поколений). Отдельно выделяют циклы семейной, трудовой жизни.
  3. Жизненный путь – это прогресс, развитие отдельной личности.

Отличие цикла от пути в том, что в первом случае последовательность стадий, цель, суть цикла заранее строго определена. Жизненный путь личности имеет массу вариантов, сценариев, развилок и зависит от самого человека.

Единственное, в чем похожи жизненные пути разных людей, это сенситивные ( критические) периоды, в которые человек становится более уязвимым для влияния социальных, биологических факторов. Это поворотные пункты, которым предшествуют серьезные социальные изменения, например, поступление в школу, женитьба, уход в армию. Такие периоды называют возрастными, нормативными кризисами. Психическая перестройка, происходящая в этот момент, играет важную роль.

Этапы жизненного пути

Шарлотта Бюлер определила этапы через развитие основных сфер личности: социальная, психологическая, трудовая, семейная, профессиональная. Психолог выделил 5 этапов:

  1. От рождения до 16-20 лет. Человек еще не начал работать, не построил семью, поэтому чаще этот этап не включают в описание сценария.
  2. От 16-20 до 30 лет. Человек активно выстраивает любовные, семейные отношения, начинает работать. Появляются мечты, цели, планы. Человек ищет себя. Решительность парадоксально сочетается с неуверенностью личности.
  3. От 30 до 50 лет. Период зрелости. Человек находит цель и смысл жизни, выбирает профессию, создает семью. Активно формируется самооценка личности.
  4. От 50 до 70 лет. Все сферы жизни постепенно угасают. Дети выросли и уехали, работа сменилась пенсией. Человек подводит итоги, анализирует свои достижения, ищет новый вид социальной активности. Особенность этого этапа – тяга к ностальгии.
  5. От 70 лет. Человек сосредоточивается на отдыхе. Новых планов почти нет, больше внимания уделяется анализу прошлого. Если реальность совпадает с теми целями, которые человек ставил в молодости, то индивид испытывает удовлетворение. Если реальность не совпадает с целями, то человек испытывает сильнейшее разочарование.

Эта классификация отличается от классификации возрастного развития личности или от аналогичной классификации других авторов. Например, Э. Эриксон выделил 8 этапов. Каждый из них связан с кризисом, через который проходит личность.

Этапы развития личности по Эриксону:

  1. Конфликт доверия-недоверия. От рождения до 1,5 лет. Если родители проявляют ласку, теплоту, заботу, то ребенок доверяет им и миру. В противном случае появляется недоверчивое отношение.
  2. Конфликт самостоятельности и стыда. От 1,5 до 3-4 лет. Активность, самостоятельные действия создают ощущение независимости, приносят удовлетворение. Но если родители часто ругают ребенка, то у него возникает хроническое чувство стыда. Он начинает сомневаться в своих силах, отказывается от самостоятельности.
  3. Инициатива и чувство вины. От 3-4 до 6 лет. Любознательность ребенка помогает строить первые планы, представлять, каким ребенок хочет быть. На фоне этого он проявляет инициативу. Если родители блокируют любознательность ребенка, называя его навязчивым, то вместо инициативности появляется чувство вины.
  4. Трудолюбие и комплекс неполноценности. От 6 до 11 лет. Ребенок старается организовать трудовую, учебную деятельность, заслужить внимание, признание. Если родители постоянно критикуют, сравнивают в негативном ключе с другими детьми, то вместо тяги к труду у ребенка появляется чувство неполноценности.
  5. Идентификация и неопределенность. От 12 до 18 лет. Подросток ищет себя, примеряет на себя разные образы, роли. Человек должен понять, кто он есть, где находится, куда идет. Если возникают проблемы с самоопределением, то человек страдает от неопределенности. Он не знает, кто он, чем хочет и может заниматься, каким хочет и может быть.
  6. Социальное взаимодействие и изоляция. От 20 до 45 лет. На этой стадии человек выстраивает близкие отношения, ищет того, кого будет любить, о ком будет заботиться. Если не получается построить отношения, то он остается в одиночестве.
  7. Альтруизм и эгоизм. От 45 до 60 лет. Человеку нужно решить, интересна ли ему жизнь других поколений, готов ли он заботиться о других людях, учитывать их интересы. Или же ему важнее свой комфорт, жизнь в свое удовольствие.
  8. Удовлетворенность жизнью и отчаяние. От 60 лет. Человек или ощущает целостность, полноту, важность его жизни, свой вклад в развитие общества или страдает от осознания бессмысленности пройденного пути. Если индивид решает, что его жизнь прошла не зря, то он спокойно ждет смерти. Если человек впадает в отчаяние, то его мучают страхи, в том числе боязнь смерти.

Проблема жизненного пути до сих пор актуальна, ее продолжают рассматривать с разных точек зрения.

Жизненный путь и индивидуальность

С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев рассматривали жизненный путь как становление индивидуальности личности. В психологии это называют персоногенезом. В рамках этой теории психологи рассматривают личность как субъект выбора. То есть сначала человек рассматривается как объект, на который влияют социальные нормы, культура общества и другие факторы, а потом он становится субъектом общества. Сам влияет на его культуру, историю. Чем больше человек раскрывает индивидуальность, зреет как личность, тем чаще возникают ситуации выбора. Иногда ему приходится сталкиваться с противоречивыми мотивами, решать конфликты внутри себя. На каждом из таких этапов он сам определяет свой жизненный путь.

Проблема выбора жизненного пути

Изучением жизненного пути личности занимаются психотерапевты-биографы. Каждое жизненное событие должно быть оценено с объективной и субъективной точки зрения. Важно учитывать возраст человека на момент события, исторические особенности общества и времени, в котором случилось событие, субъективный смысл этого события для человека, когортные показатели личности, влияние микро и макро общества.

Проблемой жизненного пути занимались многие авторы. Рассмотрим наиболее популярные теории подробнее.

По С.Л. Рубинштейну

По А.Н. Леонтьеву

По мнению Леонтьева, жизненный путь человека формирует в результате практической деятельности. То есть важны только те виды деятельности, которыми занимается сам человек. Притом это тесно связано с историей общества. Только включенность в жизнь общества обеспечивает развитие личности.

По Б.Г. Ананьеву

По мнению Ананьева, главный фактор формирования жизненного пути – происшествия, которые случаются с человеком. Психолог делит происшествия на две группы: те, что обусловлены поведением человека, и те, что случаются независимо от действий личности (влияние среды, социума). Группы взаимосвязаны.

По К.А. Абульхановой-Славской

Человек выстраивает жизненный путь согласно нормам и особенностям того общества, в котором он живет. Индивид анализирует окружающие условия, сравнивает свое поведение с нормами общества. Выбор жизненного пути – это проблема. Нельзя допускать стихийного развития. Сам человек и общество – активные участники формирования индивидуального жизненного сценария отдельного человека.

Абульханова-Славская определила структуру жизненного пути:

  • жизненная позиция (выбор образа жизни, поведения);
  • жизненная линия (потенциал личности, его раскрытие);
  • смысл жизни (цель жизни, построение всего пути согласно этой цели).

Жизненный путь личности зависит не только от особенностей человека, его желаний, интересов, способностей, но и от ряда психологических, возрастных, социальных факторов. Например, в одном обществе пропагандируют ранние браки, родители находят партнера своему ребенку, а в другом обществе право выбирать, когда и на ком жениться/выходить замуж, оставляют за самим человеком.

Прежде всего, осознайте, что вы хозяин жизни, только на вас лежит ответственность за то, что с вами происходит. Научитесь анализировать неудачи, вычленять свою долю ответственности, проводить работу над ошибками

Прежде всего, осознайте, что вы хозяин жизни, только на вас лежит ответственность за то, что с вами происходит, научитесь анализировать неудачи, вычленять свою долю ответственности, проводить работу над ошибками.

Как найти свой жизненный путь

Профессиональное самоопределение

По-другому это можно охарактеризовать так:

  • то, что люблю делать;
  • то, что могу делать, в том числе потенциально;
  • то, что вознаграждается (хороший доход и (или) общественное одобрение).

Если не удается сделать это при помощи самоанализа и анализа, то можно воспользоваться психологическими тестами:

После этого сравните список того, что вам подходит со списком востребованных профессий, вакантных мест в вашем регионе. Изучите рынок труда и выберите то, что не только подходит, но и может приносить хороший, стабильный доход.

Личная и социальная жизнь

Чтобы определить свой жизненный путь, нужно составить концепцию того, кто вы как личность, профессионал, человек. В первом случае вы должны познать и принять свой характер, темперамент, прочие индивидуально-психологические особенности. Во втором случае речь идет о поиске призвания. В третьем случае нужно понять, какое положение в обществе вы хотите занимать, какие социальные роли выбираете. А также концепция социального Я должна включать в себя установки, убеждения, средства достижения цели, способы самовыражения, представления о том образе жизни, который поможет достигнуть цели. Проще говоря, вы должны понять, что хотите и можете взять от мира, что можете и хотите ему дать.

Как понять, в чем смысл вашей жизни, найти цель:

При поиске своего пути не нужно пытаться кому-то подражать, копировать чей-то успех. Помните, что каждый человек уникален. Мы все хотим быть счастливыми, но путь к счастью у каждого свой. Нет даже двух одинаковых, похожих жизненных путей.

Какие качества нужно развивать

Говоря о поиске жизненного пути, мы имеем в виду самоактуализацию личности, то есть максимальное раскрытие и использование талантов, способностей, возможностей. Для этого нужно верить в себя, иметь адекватную Я-концепцию и самооценку, обладать навыками саморегуляции. Самопознание и самоуважение – база, которая поможет вам найти свое место в мире.

Портрет самоактуализированного человека по А. Маслоу:

  • любовь к себе и самопринятие;
  • принятие других, мира, природы;
  • адекватное восприятие реальности;
  • естественность и открытость;
  • независимость;
  • способность объективно оценивать реальность;
  • чувство сплоченности с другими людьми;
  • построение глубоких межличностных отношений;
  • разграничение средств и целей, добра и зла;
  • демократизм в характере;
  • адекватное чувство юмора, самоирония.

Читайте также: