Факторы адекватности межличностного познания доклад

Обновлено: 30.06.2024

К данным механизмам относятся функционирование внутрен­ней структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм.

Механизм функционирования внутренней (имплицитной) структуры личности. Это устойчивое сформировавшееся представление о людях. Оно развивается и в основном заканчивается к 16—18 годам. Появля­ющиеся позже элементы описания человека встраиваются в гото­вые представления.

Влияние первого впечатления о наблюдаемом (механизм первичнос­ти или новизны). В литературе описаны 3 наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема за­пускается определенным фактором, так или иначе присутствую-

274 -0* Раздел II. Социальная психология

щим в ситуации знакомства: фактором превосходства, фактором привлекательности партнера и фактором отношения к наблюдающе­му.

Первая схема начинает работать в ситуации неравенства партне­ров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство наблюдае­мого по какому-то важному для него параметру — уму, росту, мате­риальному положению или др.). Человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, проис­ходит его общая личностная переоценка. Чем неувереннее чувству­ет себя наблюдатель в данный момент в данной ситуации, тем лег­че реализуется эта схема. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обста­новке.

Вторая схема связана с восприятием наблюдаемого как чрезвы­чайно привлекательного внешне. Здесь ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди склонны переоценивать и по другим важным для них психологическим и социальным пара­метрам. Так, более красивых людей по фотографиям оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, а красивых женщин мужчины склонны считать более заботливыми и порядоч­ными.

Наконец, третья схема восприятия партнера по общению запус­кается его отношением к наблюдателю. Ошибка восприятия состо­ит в данном случае в том, что людей, которые хорошо к нему отно­сятся или разделяют какие-то важные его идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям.

Механизм проекции — перенос на наблюдаемых психических осо­бенностей наблюдателя, приписывание как положительных, так и отрицательных свойств, которых в действительности нет. Напри­мер, те, у кого ярко выражены желчность, упрямство и подозри­тельность, значительно чаще отмечали особенности у наблюдаемо­го, чем те, кто не обладал такими качествами.

Механизм стереотипизации (категоризации) предполагает отне­сение наблюдаемого к одному из известных типов людей.

Механизм упрощения — неосознаваемое стремление иметь четкие и непротиворечивые представления о наблюдаемом, что приводит к сглаживанию реально существующих противоречивых психоло­гических характеристик личности.

Механизм идеализации. Его смысл заключается в наделении на­блюдаемого исключительно положительными качествами. При этом

Глава 16. Перцептивная сторона общения •♦■ 275

происходит не только завышение положительных черт, но и пре­уменьшение отрицательных.

Механизм этноцентризма — опасность завышения положитель­ных качеств наблюдаемого, если он принадлежит к той же нацио­нальности, что и наблюдатель, и наоборот.

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.047 сек.)

Характеристика явлений, способствующих познанию другого человека. Особенность факторов, которые мешают правильному постижению. Критерии анализа поведения. Суть когнитивного, аффективного и поведенческого измерений. Главный синтез правил обратной связи.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.06.2015
Размер файла 19,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Межличностное познание в общении

Явления, способствующие познанию другого человека:

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением -- эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия -- способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Выделяют три уровня развития: первый уровень -- низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень -- по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень -- отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей -- рефлексия; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия; но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом, ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Есть некоторые факторы, которые мешают правильному познанию:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его. познание когнитивный поведение связь

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

* постоянное поведение -- в сходных ситуациях поведение однотипно;

* отличающееся поведение -- в других случаях поведение проявляется иначе;

* обычное поведение -- в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем -- и ситуация проявляется более явно.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы -- привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем, скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

На восприятие людей влияют и предубеждения -- эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка -- это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

* когнитивное измерение -- мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

* аффективное измерение -- положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации,

* поведенческое измерение -- готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях;

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок. Помни: обратная связь -- это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

Подобные документы

Исследования установок в социальной психологии, которые можно отнести к социально-психологическим характеристикам личности. Структура социальной установки, состоящая из трех компонентов: когнитивного, аффективного (эмоционального) и поведенческого.

доклад [19,1 K], добавлен 26.05.2016

Изучение самовосприятия и обратной связи в деловом общении. Стереотипы организационного поведения. Организационно-культурный подход к подготовке менеджеров. Влияние психологического сопровождения профотбора. Исследование межличностного общения в тренинге.

реферат [22,9 K], добавлен 21.04.2010

Критерии оценки характерных черт поведения испытуемого. Сравнительное описание поведенческих портретов до и после систематического наблюдения (внешний вид, мимика, пантомимика, речь, поведение относительно себя и в общении с другими, вербальные шаблоны).

практическая работа [18,8 K], добавлен 02.06.2015

Изучение факторов возникновения атрибутивных характеристик у субъекта относительно другого человека при межличностном взаимодействии. Под влиянием защитных механизмов склонность опираться на отрицательные проявления человека, с которым вступают в контакт.

дипломная работа [64,0 K], добавлен 06.05.2011

Сущность понятия поведенческого сеттинга. Роль генотипа, фенотипа и среды в формировании различных психологических и психофизиологических моделей поведения человека. Наследование интеллектуальных и моральных качеств. Схемы и механизмы управления.

контрольная работа [36,6 K], добавлен 04.04.2016

Понимание, уважение, внимание как основные ценности каждой семьи. Соблюдение свободы воли другого человека как один из главных принципов этичного общения. Отношения между невестами и свёкрами. Характеристика основных правил поведения невестки с золовкой.

презентация [982,3 K], добавлен 20.04.2016

Исследование основных причин возникновения агрессивного поведения, факторов, способствующих его формированию и проявлению. Характеристика форм поведенческой активности животных и человека. Изучение категорий теории влечения, агрессивности и подражания.

Межличностное взаимопонимание, его способы и механизмы.

Психологическое мышление и типичные формы его проявления.

Фундаментальная ошибка атрибуции. Факторы точности межличностного познания.

Понятие межличностного познания

Межличностное познание включает в себя не только восприятие, но и понимание другого человека, поэтому оно связано не только с формированием образа другого, но и пониманием его личностных особенностей. Руководствуясь этим теоретическим положением, выделим в межличностном познании следующие моменты:

восприятие внешних признаков индивида;

соотношение их с внутренними, личностными характеристиками человека;

формирование целостного его образа, в котором выделены главные, второстепенные и не имеющие отношения к нему особенности;

Межличностное познание в отличие от познания физических объектов имеет свои специфические особенности, а именно:

1) объектом познания является другой человек, который оказывает сам определенное воздействие на познающего, пытаясь изменить в сознании последнего представление о самом себе;

2) тесная взаимосвязь процессов межличностного познания с эмоциями, что обнаруживает себя как переживание определенного отношения к тому, кого познают ( эмоциональная оценка личности);

3) выделение главных и второстепенных особенностей в образе партнера по общению (этап рациональной оценки личности);

4) тесная связь межличностного познания с уровнем развития самосознания субъекта познавательной деятельности, особенно его Я-концепцией и самооценкой. Так, уверенные в себе люди воспринимают других как доброжелательных, расположенных к ним, что отсутствует у лиц с заниженной самооценкой.

Итак, межличностное познание включает в себя:

Межличностное восприятие, его механизмы и эффекты

Межличностное восприятие – процесс систематизации и интерпретации чувственных данных о поведении и внешности человека. Процесс межличностного познания начинается с формирования первого впечатления о человеке, с восприятия поведения и внешнего его облика. С этого момента включаются в действие эмоциональные оценки. И происходит это потому, что эмоции обеспечивают быструю оценку происходящих с нами событий, обеспечивая формирование первого впечатления о человеке. Эмоции на этом этапе межличностного познания обнаруживают себя через механизмы и эффекты межличностного восприятия, к рассмотрению которых мы и приступаем.

Механизмы межличностного восприятия –это присущие человеческой психике спонтанно действующие алгоритмы восприятия и обработки информации о других людях, дающие максимально быструю оценку значимости последней. К механизмам межличностной перцепции, влияющие на адекватность формирования образа другого, относятся:

Идеализация – наделение объекта познания исключительно положительными качествами вне зависимости от реального поведения; этот механизм проявляется не только в завышении оценки позитивных особенностей личности, но и в преуменьшении негативных из них. Это имеет место в условиях первоначальной ограниченной информации о воспринимаемом.

Стереотипизация– это стремление строить выводы на базе ограниченной информации, когда образ другого заменяется штампом, т.е. обобщенным (причем обобщение осуществляется на основе несущественных признаков) и упрощенными представлением о нем с точки зрения его принадлежности к возрастным, этническим, профессиональным и иным социальным группам. И как только мы выяснили, к какой группе принадлежит наш партнер по общению (например, является преподавателем), в действие вступает соответствующий стереотип, имеющий определенное содержание и эмоциональную окраску.

Упрощение – это неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые представления о тех, кого мы познаем, что приводит к игнорированию проявлений полярных качеств и особенностей, когда человек оценивается или только положительно, или только отрицательно. Это в конечном счете снижает точность межличностного познания.

К возникновению ошибок в процессе познания другого ведут не только механизмы, но и эффекты восприятия.

Эффекты межличностного восприятия, в которых находит выражение эмоциональные отношения между партнерами по общению, что снижает точность межличностного познания. Остановимся на важнейших из них.

Межличностное восприятие и механизмы межличностного познания (часть 2)

Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего).

Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.


Межличностное восприятие и механизмы межличностного познания (часть 2)



Рассмотрение понятий восприятия человека человеком, межличностного познания наиболее эффективным представляется в рамках системного подхода, элементами которого являются субъект, объект и процесс познания человека человеком [62].

Субъект межличностного познания. Особенности воспринимающего зависят от его объективных и субъективных характеристик, которые влияют на глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека. Восприятие человека человеком затруднено (кроме прочего) тем, что мы реально редко воспринимаем людей объективно. Чаще всего наше восприятие других людей основывается лишь на впечатлениях, а также на их истолковании и оценке мотивов их поведения в зависимости от того, какие качества мы в них предполагаем и в какой ситуации они находятся.

Неслучайно в литературе выделяют объективный и субъективный типы восприятия [67]. Для субъективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

В связи с этим, несколько позже в нашем изложении мы остановимся на объективных и субъективных характеристиках воспринимающего, к которым относятся:

Говоря о человеке как объекте (предмете) познания, основополагающим понятием может быть внешний облик, который включает в себя физический и социальный аспекты.

Физический облик воспринимаемого человека включает в себя такие элементы как анатомические, физиологические и функциональные особенности, а также паралингвистические характеристики.

Социальный облик воспринимаемого включает социальное оформление внешности, проксемические особенности общения, речевые, экстралингвистические и деятельностные особенности.

При восприятии человека характеристики физического облика, по сравнению с социальными особенностями, более достоверны и проявляются раньше. В то же время наиболее информативны социальные особенности воспринимаемого объекта.

Процесс познания человека включает следующие механизмы:

- механизмы, влияющие на адекватность формирования образа воспринимаемого;

- механизмы межличностного познания;

- механизмы обратной связи от объекта восприятия;

- механизм учета условий, в которых происходит восприятие.

Особенность функционирования механизмов межличностного познания, влияющих на адекватность формирования образа воспринимаемого человека, заключается в том, что они в разной степени ограничивают возможность объективного познания людей. К данным механизмам относятся [109]:

– функционирование имплицитной структуры личности;

– влияние первого впечатления;

Суть влияния первого впечатления о воспринимаемом (механизма первичности или новизны) сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа о познаваемом. При первичном контакте у познающего проявляется ориентировочный рефлекс по отношению к воспринимаемому (Кто такой? Что можно ожидать от этого человека? и пр.). Первое впечатление, как правило, создается на основе характеристик физического облика (пол, возраст, фигура, экспрессия и т.д.), который, по сравнению с социальным, является относительно более стабильным.

Безусловно, что уже первый взгляд на человека позволяет сформировать какое-то представление о нем. Часто это первое впечатление играет наиболее важную роль в дальнейшей оценке воспринимаемого объекта. Однако замечено, что первое впечатление на самом деле никогда первым не бывает: на него сильно влияет прошлый опыт. Психологи, изучающие проблему восприятия, смогли обнаружить несколько типовых схем, по которым строится образ [97]. Знание этих схем может дать очень много для понимания того, как формируется первоначальный образ человека и поможет избежать ошибок социального восприятия (См. рис. 1).

Рис. 1. Ошибки социального восприятия при формировании первого впечатления о человеке

Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное представление о человеке приводит к переоценке, а негативное – к недооценке воспринимаемого объекта. Таким образом, эффект ореола заключается в том, что при восприятии незнакомого человека образ строится на некоторой уже имеющейся информации о человеке, создающей вокруг него так называемый ореол. Эффект проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется лишь минимальная информация о воспринимаемом объекте. Это некий набор положительных или отрицательных качеств, как правило, касающихся моральных свойств личности, якобы присущих человеку. Следовательно, ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное число либо позитивных, либо негативных качеств.

Механизм проекции – перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет. Например, люди, у которых ярко выражены желчность, упрямство и подозрительность, фиксируют названные особенности у оцениваемого человека значительно выше, чем те, кто не обладал ими; при описании людей с независимыми чертами характера они использовали лексику, близкую к названным особенностям. У людей, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность, механизм проекции выражен более сильно [10].

Механизм стереотипизации предполагает отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей. Он используется для быстрой ориентировки в ситуации и срабатывает в результате определения знаков групповой принадлежности. Естественно, стереотипизация может иметь два различных следствия. Во-первых, она, как и социальная установка выполняет когнитивную, защитную, приспособительную функции. Она упрощает процесс построения образа, сокращает необходимое на это время. Во-вторых, может произойти переоценка реальных свойств воспринимаемого человека или, напротив, возникнуть предубеждение.

Смысл механизма идеализации заключается в наделении познаваемого объекта исключительно положительными качествами. При этом механизм проявляется не только в завышении положительных черт, качеств, но и преуменьшении негативных психологических особенностей.

Суть механизма этноцентризма – пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни. В случае принадлежности объекта и субъекта к одной и той же национальности происходит завышение положительных особенностей воспринимаемого, а в случае принадлежности к другому этносу – занижение или объективная оценка.

Механизмы межличностного познания. При восприятии человека и его понимании субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Это зависит от подготовленности субъекта к общению с людьми. К механизмам межличностного познания относятся [109]:

– интерпретация воспринимающим своего опыта общения;

– рефлексия других людей.

Социальная установка представляет собой готовность, предрасположенность воспринимать, оценивать, относиться к социальным объектам определенным образом. Социальная установка включает в себя компоненты, к которым относят знание об объекте; эмоциональное отношение к объекту и программу действий по отношению к объекту. Установки выполняют познавательную, адаптивную и другие функции в процессе восприятия. Часто они отражают ценности и ценностные ориентации человека. В основе механизма интерпретации (соотнесения, отождествления) личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя (свою личность, поведение и состояние) с другими людьми. Механизму интерпретации принадлежит ведущее место в процессе межличностного познания. Функционирует данный механизм как осознанно, так и бессознательно. Чем больше сходства между воспринимающим и воспринимаемым, тем легче и быстрее данный механизм срабатывает.

Механизм каузальной атрибуции используется субъектом в случае, когда у него недостаточно информации для понимания истинных причин поведения объекта. Данный механизм предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.

Пытаясь определить черты личности другого человека на основании своих первых впечатлений, мы часто ищем причину его поведения либо во внутренних склонностях этого человека, либо, наоборот, в элементах той ситуации, в которой он оказался. Следовательно, поведение человека всегда можно объяснить либо внутренними, либо внешними причинами [27].

Понятие рефлексии в межличностном восприятии и познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом [4]. Результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе; отражен образ субъекта в понимании объекта и отражено представление объекта о субъекте. Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков обратной связи от объекта.

Обратная связь от объекта восприятия предполагает постоянное слежение за объектом межличностного познания в различных пространственно-временных и социальных условиях, коррекцию формирующего образа воспринимаемого. В отдельных случаях обратная связь выполняет не только осведомительную функцию об объекте восприятия, но и корригирующую, которая информирует субъекта о необходимости изменить свое поведение.

Условия восприятия человека человеком - ситуация, время и место общения. Ситуация восприятия может быть экстремальной и нормальной (как отдельно для субъекта, объекта, так и вместе для них). Психологические характеристики воспринимаемого образа в разных ситуациях могут совпадать и не совпадать. Время суток, когда происходит восприятие человека человеком, в разной степени влияет на самочувствие общающихся и может вносить информационный шум на межличностное познание. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. Адекватное понимание воспринимаемого формируется в непродолжительный по времени и узнаванию период знакомства. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинает проявляться снисходительность и фаворитизм (как к знакомым и друзьям) [11].

Читайте также: