Психология страха профилактика и коррекция доклад

Обновлено: 17.05.2024

В статье представлен обзор некоторых видов работы со страхами у детей. Раскрываются общие вопросы проблемы страха. Указаны выделенные в научных источниках причины возникновения, источники, виды, уровни, некоторые возрастные особенности страха младших школьников, основные приемы совладающего поведения детей начальной школы. В статье подчеркивается важность комплексного подхода к решению проблемы детских страхов, выделены ряд направлений работы: необходимости участия родителей, дополнительной работы с общей тревожностью детей, повышения самооценки, работы по обучению навыкам релаксации. В качестве видов работы в статье рассматриваются сказкотерапия, игровая терапия, драматизация, рисование. Выделены возможности использования мультфильмов в коррекции страхов. При рассмотрении сказкотерапии представлен общий алгоритм работы с коррекционной сказкой, приведены примеры сказок с различными вариантами совладающего поведения персонажей. Приведены алгоритмы работы со страхами, предложенные в контексте работы с эмоциональной сферой детей в целом и эмоцией страха в частности. Описан возможный вариант драматизации. Представлены возможности рисования в работе с детскими страхами. Приведены приемы работы с рисунком. В статье рассмотрены некоторые авторские приемы работы со страхом. Включена беседа с ребенком на начальном этапе работы.


5. Калацкая Н.Н. Детские страхи и способы их коррекции у детей школьного возраста // Вестник НЦБЖД. 2011. № 2. С. 44–47.

7. Гриднева С.В. Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9–10 лет: автореф. дис. . канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 24 с.

8. Саржанова А.С. Детские страхи и пути их преодоление // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7. С. 155–157.

12. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): автореф. дис. . докт. психол. наук. Самара, 2011. 52 с.

13. Акопян Л.С. Особенности преодоление страхов у детей младшего школьного возраста // Образование и саморазвитие. 2013. № 17. С. 214–218.

15. Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 1–14.

21. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М., 2016. 190 с.

23. Ковалевская А.А. Психологическая коррекция страхов младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 44. С. 75–81.

24. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990. 196 с.

26. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Экстренная психологическая помощь детям и подросткам. М., 2011. 172 с.

27. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-5.

Страх, как предмет исследования, получил рассмотрение в работах отечественных (А.И. Захаров, А.А. Фортунатов, А.И. Чистякова) и зарубежных исследователей (Г. Рибо, З. Фрейд, В. Штерн и др.).

В психологических и психиатрических словарях М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [1], В.М. Блейхера, И.В. Крука [2], А. Робера [3], А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского [4] страх определяется как эмоция, психическое состояние, чувство внутренней напряженности, эмоциональное состояние психики.

Статья носит обзорный характер, мы предприняли попытку описать основные виды работ с детскими страхами, предложенными в современных психолого-педагогических исследованиях. В качестве возрастной категории мы рассмотрели детский возраст, включающий два периода: дошкольный и младший школьный возраст.

Материалы и методы исследования

Материалом для нашей работы послужили современные отечественные публикации: монографии, сборники, статьи, диссертации. Основным методом работы выступил теоретический анализ.

В исследованиях страха отмечается, что он возникает в ситуации угрозы биологического и социального характера. В его основе лежит инстинкт самосохранения. Источниками страха являются реальные или воображаемые обстоятельства. Страх сопровождает человека на протяжении всей жизни, имеет динамику развития и обладает возрастными особенностями [5–7]. А следовательно, может выступать маркером возрастного развития. Выявлены гендерные особенности его проявления [5]. В работах А.С. Саржановой [8] описаны формы страха. А.И. Захаров выделяет уровни страха: обычный естественный, патологический [9, 10] .

В статье Т.П. Усыниной [11] экспериментально выделены ведущие страхи младшего школьного возраста, к ним относятся страх смерти родителей, страх собственной смерти, боязнь чудовищ, боязнь каких-либо людей, страх наказания, страх сделать что-либо плохое. Значительно отличаются по степени выраженности страх перед стихийными бедствиями, страх нападения.

В зависимости от особенностей возникновения А.И. Захаровым [9, 10] выделены виды страхов: внушенные (возникают в процессе общения с родителями и сверстниками), личностно обусловленные, ситуативные. Часто механизмы возникновения страхов сочетаются между собой.

Оптимальным временем коррекции страхов считается дошкольный и младший школьный возраст.

В работах А.И. Захарова [9, 10] указывается влияние родителей на формирование страхов у детей. Автор указывает на важность теплых, непосредственных и откровенных отношений родителей с детьми. Подчеркивается важность совместной деятельности, прогулок, различных игр, чтения сказок, рисования, спортивных мероприятий. Вслед за А.И. Захаровым Л.С. Акопян [12, 13] подтверждает связь между детско-родительскими отношениями и состоянием эмоциональной сферы детей. Анализируя влияние стилей семейного воспитания, Л.С. Акопян приходит к выводу, что большое количество страхов встречается у детей в семьях с гиперпротекцией, наличием большого количества требований-обязанностей, требований-запретов. Л.С. Акопян подчеркивает важность включения в коррекцию страхов у детей работу со значимыми взрослыми.

Наличие различных подходов к работе с детскими страхами делает актуальным их обобщение для максимально эффективного и комплексного применения в психолого-педагогической практике. В рамках ФГОС НОО указывается важность работы над эмоционально–волевым развитием младших школьников, сохранением психического здоровья, созданием условий для благоприятной, психологически безопасной образовательной среды, что подчеркивает актуальность нашего исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Сказкотерапия используется как метод работы с возможными психологическими проблемами детей и взрослых. Данный метод показал свою высокую эффективность в работе со страхами детского возраста. Разработан алгоритм работы с психокоррекционной сказкой. Специалист может подобрать готовую авторскую сказку или составить ее самостоятельно. Для этого необходимо придумать главного героя, похожего на ребенка, с которым предстоит работать. Проблема главного героя должна повторить проблему ребенка. Далее главного героя помещают в сложную ситуацию, которую он с успехом решает. Пример положительного решения проблемы в сказке обязателен.

Эффективность сказкотерапии возрастает, если вместе с ней используется рисование и драматизация. В процессе работы ребенку предлагают изобразить (драматизация) или нарисовать самый интересный для него эпизод сказки.

1. Первичное знакомство с чувством.

2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

3. Обучение пониманию относительности в оценке чувства.

Мы считаем, что данный алгоритм можно включить в коррекционную работу с детскими страхами на начальном этапе.

Рисование страха может быть самостоятельным вариантом работы с детскими страхами [23]. Стоит отметить, что рисование для большинства детей является любимым занятием, где можно выразить себя. Значение рисования в преодолении страха подчеркивается в работах А.В. Захарова [9, 10]. Детский рисунок помогает понять интересы, переживания ребенка, и, следовательно, может являться диагностическим инструментом в изучении детских страхов. В ходе рисования происходит отреагирование страха, есть возможность вывести страшное для себя наружу, изменить пугающую ситуацию, взять ее под контроль. В литературе предлагаются разные варианты использования рисунка в преодолении страхов. Перечислим некоторые: нарисовать свой страх, себя со страхом, вымышленного героя – победителя страха, себя в качестве героя – победителя страха, изменить пугающего персонажа, пририсовав ему смешные детали.

В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг [24] рассматривают детский страх, при нормальном развитии, как важный элемент регуляции поведения, обладающий адаптационным смыслом. Автор выделил копинг-стратегию преодоления страхов в детском возрасте – достижение объекта страха, его уничтожение или преобразование, чтобы он стал нестрашным. О.В. Хухлаева [21], опираясь на положения В.В. Лебединского, предложила свой алгоритм работы со страхом, который состоит из ряда этапов. Ребенку предлагается проявить страх вербально или невербально. Необходимо дать страху название. Далее вместе со взрослым подбирается способ уничтожения или преобразования объекта страха или ситуации для того, чтобы они перестали быть страшными. Автор подчеркивает важность ориентации ребенка на героический идеал. Важно, чтобы страшный объект был уничтожен через преодоление ребенком опасности и проявление собственной активности. Таким образом, выделяются два этапа в работе с детскими страхами. 1. Идентификация с объектом страха. Это включение объекта страха в себя, а следовательно, возникает возможность управления страхом. 2. Дистанцирование от объекта страха. Это отдаление от объекта или ситуации, внушающей страх. Это можно сделать, если представить страшный объект в необычной роли, преобразование в смешное (дорисовываем страху смешные элементы или представляем страшный объект в смешной ситуации), сопереживание объекту страха.

Мы присоединяемся к мнению О.В. Хухлаевой о необходимости комплексной работы по преодолению страхов, с обучением релаксации и повышению самооценки ребенка.

Описанные методы и приемы работы над детскими страхами могут быть рекомендованы в практическую деятельность педагогам и психологам.

Выводы

Анализ научных источников показал достаточную изученность проблемы детских страхов. В литературе представлен практический материал по коррекции детских страхов. В качестве основных методов коррекции используются игровая терапия, рисунок, драматизация, сказкотерапия, специальные приемы техники. Сделан акцент на комплексном подходе к решению проблемы: участие родителей [27], обучение детей навыкам релаксации, снижение общей тревожности, повышение самооценки. Несмотря на проработанность обозначенной темы, существует недостаток программ коррекции детских страхов, в которых используется обозначенный выше комплексный подход. Данное направление может быть дальнейшим этапом работы.

Страх

Человеку свойственно испытывать различные эмоции, сопровождающие практически любые изменения и действия в его жизни. Одной из базовых и самых сильных из них является страх. Страх имеет множество причин и проявлений и в некоторых случаях перестает быть нормальным, требуя медицинского вмешательства.

Что такое страх?

Страх — это внутреннее ощущение, отражающее защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности. В психологии относится к группе так называемых отрицательных или негативных эмоций — эмоций, которые основываются на неприятных переживаниях или внешних воздействиях.

Один из вариантов страха — фобия. Это иррациональный, плохо контролируемых страх объекта, живого существа или пребывания в определенных внешних обстоятельствах. При этом человек всеми силами пытается избежать контакта с источником своего страха, даже если тот не несет какой-либо объективной угрозы.

Причины страха

Страх является естественным ответом на ощущение опасности, он помогает избежать попадания в угрожающие здоровью и жизни ситуации.

В зависимости от вида страха, это могут быть внешние обстоятельства или внутренние переживания. Чаще всего эту эмоцию вызывают именно особенности окружения — замкнутое пространство, высота, темнота. Реже страх обуславливают переживания человека по поводу социального взаимодействия с родителями, близкими или деловыми партнерами.

Наиболее распространенными вариантами страхов и фобий являются:

  • Танатофобия — страх собственной смерти.
  • Страх сцены — боязнь выступления перед широкой публикой.
  • Кинофобия — страх собак.
  • Акрофобия — страх высоты.
  • Никтофобия — страх темноты.
  • Клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства.
  • Агорафобия — боязнь пребывания в местах, которые невозможно быстро и легко покинуть.
  • Арахнофобия — боязнь пауков.
  • Авиафобия — боязнь авиаперелетов.
  • Астралофобия — страх грозы.

Виды страха

В современной психологической практике используется классификация страхов по Щербатых Ю.В., которая включает:

  • Естественные или природные страхи, являющиеся реакцией на природные явления: молнию и гром, землетрясения, агрессию животных и т.д.
  • Социальные страхи, представленные боязнью ответственности, выступления перед публикой, перед экзаменом или важным разговором.
  • Внутренние или экзистенциальные страхи, которые создаются самим человеком, например: боязнь собственных мыслей и поступков.

Отдельно выделяются детские страхи, включающие в себя страх остаться одному, боязнь других людей, врачей, сказочных образов и т.д.

Признаки страха

Страх отражается как на физическом состоянии человека, так и на его поведении и самочувствии. Его проявления могут варьировать в зависимости от степени потенциальной угрозы от незначительной тревоги до паники.

Состояние и чувство страха

Страх сопровождается выработкой ряда гормонов — адреналина, норадреналина и кортизола. Они позволяют подготовиться к ответной реакции на угрозу, изменяя режим работы сердца, легких и системного метаболизма.

Выброс гормонов приводит организм в состояние повышенной готовности: усиливается кровоснабжение мышц, повышается уровень глюкозы крови, а мозг концентрируется только на потенциальной опасности. Все это сопровождается рядом соматических проявлений:

Психическая реакция на страх у людей индивидуальна и зависит от силы эмоции. Часто люди чувствуют только физические изменения и тревогу, своими действиями пытаясь избежать опасности. При резком, внезапном воздействии возможно состояние оцепенения и невозможность сделать что-либо.

Кратковременное ощущение страха безвредно. Однако при длительном пребывании в этом состоянии формируются негативные последствия, такие как:

  • Нарушение сна, бессонница.
  • Снижение либидо.
  • Чрезмерная раздражительность, агрессивность.
  • Частые головные боли.
  • Снижение работоспособности и утрата навыков планирования.

Почему люди стремятся испытать страх?

Эмоциональный ответ на страх очень индивидуален и часто воспринимается людьми по-разному. Страх также может вызывать и положительные реакции в человеческой ЦНС. В некоторых ситуациях чувство страха расценивается как развлечение, например — во время просмотра фильмов ужасов.

Также существуют люди, которые сами провоцируют у себя ощущение страха — так называемые адреналиновые наркоманы. Чаще всего это люди, увлекающиеся экстремальными видами спорта и другими занятиями, связанными с рисками для здоровья и жизни.

Панический страх

Иногда страх переходит границы физиологической реакции и становится чрезмерно сильным, а человек переходит в состояние паники, теряя контроль над собой и ситуацией. Если при этом причину появления столь сильного страха установить не удается, речь идет о панической атаке.


Паническая атака сопровождается крайне неприятными ощущениями. Фото автора Alex Green: Pexels

Зачастую паническим атакам предшествуют физические и эмоциональные перегрузки, реже — резкие изменения гормонального фона. Наиболее часто их связывают со следующими факторами:

  • Хронический стресс.
  • Сильное эмоциональное потрясение.
  • Длительные периоды недосыпания.
  • Чрезмерные физические нагрузки.
  • Тяжелые соматические заболевания, например — рак.
  • Беременность.

Также панические атаки могут быть симптомом психических расстройств, в том числе: депрессии, психопатий, ипохондрии, шизофрении, обсессивно-компульсивного расстройства.

При паническом страхе, в отличие от других его видов, могут возникать симптомы, напоминающие соматические заболевания. Довольно часто эта эмоция сопровождается:

  • Ощущением боли в груди.
  • Одышкой, затрудненным дыханием.
  • Чувством онемения конечностей.
  • Нечеткостью, затуманиванием сознания.
  • Потерей сознания.

Панические атаки длятся от нескольких минут до 1-2 часов, в среднем — порядка 30 минут. Также для них характерна периодичность, которая может варьировать от 1-2 приступов в месяц до нескольких за день.

Страх боли

Алгофобия или страх физической боли является одним из распространенных страхов, который зачастую связан с ранее пережитыми сильными болевыми ощущениями. В повседневной жизни он проявляется при посещении медицинских учреждений, стоматологических кабинетов.

В норме человек пытается избежать вреда своему здоровью, который часто сопровождается болевыми ощущениями. При алгофобии даже потенциальная возможность ощутить боль вызывает сильных страх со всеми его проявлениями. Пример — боязнь сдачи крови для проведения лабораторных анализов из-за боли, которой сопровождается прокол кожи скарификатором или иглой шприца.

Страх быть отвергнутым

Другим довольно распространенным страхом является боязнь быть отвергнутым социумом или конкретным человеком. Как правило, он формируется на фоне ранее полученного опыта болезненного разрыва с человеком или отвержения, например — в семье. Также существует гипотеза, что он связан с расстройствами аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера) и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).


Негативный опыт в прошлом может стать причиной страха быть отвергнутым людьми. Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Страх быть отвергнутым отличается особой чувствительностью к взаимодействию с другими людьми:

  • Постоянным ожиданием ухудшения взаимоотношений и подготовкой к этому.
  • Стойким ощущением неуважения, насмешек и критики в свой адрес.
  • Избыточно сильной реакцией на разрыв отношений с кем-либо. При этом ответной реакцией может быть как выраженная агрессия, так и депрессия.

Страх заболеть коронавирусом

Подпитывается такая боязнь постоянными новостями в СМИ о числе новых заболевших и умерших от этого заболевания, общим настроением в обществе и пониманием того, что эффективных лекарств против коронавируса SARS-CoV-2 еще не найдено.

Когда обратиться к врачу?

Страх не всегда оказывается полезен, и в ряде случаев рекомендуется обратиться за помощью к специалисту. Причинами обращения за медицинской помощью могут быть:

  • Панические атаки, в особенности — возникающие без видимой причины.
  • Невозможность заниматься работой или бытом и другой повседневной деятельностью из-за страха и фобий.
  • Постоянное пребывание в состоянии страха без видимой причины.
  • Сильное ухудшение физического состояния из-за испытываемого страха.
  • Появление страха на фоне других соматических (например — при бронхиальной астме) или психических (шизофрения) заболеваний.
  • Нарушения сна.

При фобиях, страхах конкретных вещей или обстоятельств, следует обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Также на консультацию к специалисту этого профиля рекомендуется обратиться при беспочвенных, но контролируемых страхах.

Перед визитом к доктору рекомендуется определенная подготовка и анализ своего состояния. Они позволят упростить процесс диагностики и выбора тактики лечения. Полезно заранее подготовить следующие данные:

  • Все симптомы, которые сопровождают чувство страха, даже если они кажутся не связанными с пережитыми эмоциями.
  • Триггеры — вещи, люди, факторы или внешние обстоятельства, провоцирующие ощущение страха и беспокойства.
  • Реакции и способы противодействия страхам и фобиям, в том числе — результаты их применения.
  • Ранее пережитые сильные эмоциональные потрясения или стрессовые периоды.
  • Перечень всех лекарств, пищевых добавок и витаминов, которые принимаются, а также их дозы.

Лечение страхов

Лечение и борьба с патологическими формами страха может включать в себя как психологические методики, так и медикаментозную поддержку. Целью проводимой терапии является снижение частоты необоснованных приступов страха и их тяжести, а также предотвращение негативных последствий для организма, контроль над фобиями.

Когнитивно-поведенческая терапия

Это один из вариантов разговорной психотерапии, при котором проводится поиск, анализ и прорабатывание мыслей и убеждений человека, потенциально вызывающих страхи и лежащих в основе фобий. Эта терапия основывается на подкреплении желаемых типов и особенностей поведения, что влечет за собой изменение эмоций и мышления, приводящих к развитию страхов.

В течение ряда сеансов психотерапевт помогает структурировано реагировать на ситуации и факторы, которые вызывают ощущение страха и более эффективно реагировать на них. Количество посещений доктора может варьировать от 5 до 20 в зависимости от тяжести симптомов, поддержки окружающих и личного прогресса.

Групповые занятия

Эффективным подходом в лечении страхов является групповая терапия, в которой общаются люди имеющие схожие проблемы. Считается, что знакомство с историями других, в особенности — если они успешно противостоят своим фобиям и уже добились определенных результатов, помогает более качественно бороться с личными переживаниями. Также это позволяет получить новые советы и узнать о новых тактиках лечения выбрать наиболее подходящий для себя вариант.

Медикаментозное лечение

Психотерапевтические подходы считаются наиболее эффективными. Медикаментозное лечение применяется при сильных симптомах тревоги и страха, которые невозможно побороть другими способами.

В зависимости от состояния человека и сопутствующих факторов, лекарства могут назначаться как кратким курсом в начале терапии, так и на постоянной основе. Для борьбы с чувством страха и его последствиями применяются следующие группы медикаментов:

  • β-блокаторы. Это лекарства, блокирующие воздействие на организм гормонов, которые выделяются во время переживания страха.
  • Транквилизаторы, преимущественно — бензодиазепины. Напрямую подавляют тревогу и чувство страха. В то же время способны вызывать привыкание и не рекомендуются к использованию при алкогольной и наркотической зависимости.

При появлении фобий и страхов на фоне психиатрических заболеваний также могут применяться снотворные, нейролептики и антидепрессанты. Однако такие средства не должны использоваться человеком самостоятельно — они назначаются только компетентным специалистом после комплексного обследования.

Как избавиться от страха?

Начать противостоять своим страхам и фобиям можно самостоятельно. С этой целью разработан ряд советов и рекомендаций. Однако не стоит ожидать быстрых результатов — это длинный путь, который всегда начинается с малого.

Техника AWARE

Одним из эффективных способов избавления от страха является его изучение и принятие. С этой целью используется специальная техника AWARE (осведомленность). Этот акроним расшифровывается следующим образом:

Правильное питание

Высокий уровень глюкозы в крови связан с повышенным чувством тревоги. Поэтому следует избегать большого количества углеводной пищи в рационе, отдавая предпочтение свежим фруктам и овощам.

Также рекомендуется ограничить употребление крепкого чая и кофе, поскольку они богаты кофеином, способным повышать уровень эмоционального возбуждения и беспокойства.

Отказ от алкоголя и курения

Занятия спортом

Спорт и упражнения заставляют человека концентрироваться, что позволяет отвлечься от страхов и беспокойства. Также пребывание в хорошей физической форме придает дополнительной уверенности в себе, что способствует борьбе со внутренними переживаниями.

Расслабление

Один из самых простых подходов в противодействии страху — техники релаксации. Даже обычные глубокий вдох и выход помогают собраться и взять ситуацию под свой контроль. Также можно попытаться представить себя в приятном, расслабляющем месте.

Многим помогает прослушивание любимой музыки. В длительной перспективе эффективными могут оказаться массаж, йога, тай-чи и медитация.

Заключение

Страхи помогали выживать нашим предкам и помогают нам избегать опасностей и по сегодняшний день. Но нужно правильно интерпретировать и контролировать их, а при патологическом происхождении таких эмоций и невозможности проживать полноценную жизнь из-за фобий — лечить при помощи различных подходов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

Страх - древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих.

«Большинство ученых полагают, что чувство страха присуще всем высшим животным и в гораздо большей мере свойственно человеку с его тонко развитой психикой. Животные страхи – страх уничтожения и страх неизвестного – в равной степени присущи и Homo sapiens. Но если животное может бояться лишь конкретных опасностей, то человек благодаря своему воображению и умению анализировать окружающую действительность, научился бояться загодя.

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

В своем первом значении страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Захаров А.И. также отмечает факторы, участвующие в возникновении страхов у детей дошкольного возраста:

1. наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

2. тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;

3. излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

4. большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

5. отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

6. конфликтные отношения между родителями;

7. психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

8. психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми

К наиболее часто встречающимся методам можно отнести арт-терапию –терапию искусством (сказкотерапию, куклотерапию) и игровую терапию. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка

игровая деятельность имеет особое значение в психическом развитии ребенка. Сюжетно-ролевая игра– ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Особое место в игровой деятельности детей, испытывающих различные страхи, занимает сюжетно-ролевая игра. Этот вид игры, по мнению М.Ш. Вроно, имеет важное воспитывающее значение, на ее основе, считает автор, можно моделировать различные реальные ситуации из жизни взрослых, воссоздавать положительный или отрицательный образ, воспроизводить объективную логику событий в определенной последовательности [2]. Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения. А. И. Захаров разработал методику игровой психотерапии, в том числе эффективную при работе с детскими страхами. Методика является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка, включающего и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией.

Игровая коррекция страхов. Захаров А.И. предлагает работу по коррекции детских страхов вести в несколько этапов. На первом этапе детям предлагается комплекс подвижных игр (5 + 5). В первую пятерку входят следующие игры:

поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки;

борьба-соревнование, сражения на саблях, метание мяча друг в друга;

лазание на перегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой взрослого), перепрыгивание веревки, небольшой ямки с песком;

прохождение по детским стульям, находящимся на расстоянии друг от друга, с тем, чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

Эти игры развивают быстроту реакции, уменьшают эмоциональное торможение и скованность. Следующие пять игр развивают достигнутые результаты и позволяют уменьшить страхи и неуверенность в себе:

Следующим этапом игровой коррекции страхов являются ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок. Знание психологии сказочных персонажей помогает содержательно построить игровые занятия – драматизацию известных сказок – с целью объединения детей, улучшения их взаимодействия, развития ролевых функций общения и преодоления страхов. Для чтения отбираются сказки, доступные возрасту, которые читаются через день в течение определенного времени. После знакомства со сказками выбираются те из них, которые представляют наибольший интерес для детей, главное в том, чтобы ребенок сыграл роль того сказочного персонажа, которого боится, т.е. был в его образе и тем самым отреагировал чувство страха перед ним

для преодоления травмирующих ребенка ситуаций программой рекомендуется использование различных методик:

1 – Рисование знакомых ребенку персонажей, героев сказок и мультфильмов, которые так же как ребенок, испытывают страх.

2 – Рисование-игра, когда сначала изображается объект тревоги, а затем его закрашивают.

3 – Изображения образа, страшащего ребенка, гуашью или акварелью на кафеле в ванной комнате.

4 – Изображение объекта страха, трансформируя и изменяя его облик.

5 – Гармонизация состояния ребенка, переживающего страх, путем использования красок различных цветов и различной насыщенности.

6 – Рисование на больших листах бумаги широкой кистью или руками.

Одним из эффективных методов психокоррекции является арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. «Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерного для арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Основные направления, выделяемые в арттерапии: музыкотерапия, танцевальная терапия, библиотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, проективный рисунок, сочинение историй. Эти направления применяются как самостоятельные методы терапии, так и включаются в комплексные психокоррекционные программы.

С помощью арттерапии возможно достижение следующих целей:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и ребенком.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

В детском возрасте эффективно применение рисуночной терапии, куклотерапии, сказкотерапии, сочинение историй


Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают уменьшить интенсивность переживаний. Дети же не всегда понимают, что с ними происходит и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает ребенка, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если ребенок жалуется, что он чего-то боится, это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ним, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при адекватной реакции взрослых и правильном отношении к ним, в скором времени бесследно исчезают.

Итак, что же такое страх?

Страх – это эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с угрозой или при ее ожидании ( Ю.Щербатых) .

Страх бывает полезным и вредным.

- Полезный страх предупреждает об опасности. В этом состоит главная функция страха. Такие страхи нам нужны и не стоит стремиться от них избавиться.

- Вредный (дисфункциональнй) страх часто мешает человеку проявить себя, тормозит его развитие, приводит к эмоциональному и физическому истощению, так как организм расходует слишком много энергии на постоянное переживание этих страхов. Именно такие страхи необходимо уметь распознавать и преодолевать.

У детей 7 – 11 лет чаще всего проявляются следующие страхи: смерти (своей или близких); каких-либо животных; кошмаров; пожара; темноты; потустороннего мира; школьные страхи (страх ответа у доски; страх перед контрольной работой; страх учителей; страх порицания).

Подростки чаще испытывают социальные страхи: перед общением с малознакомыми людьми, необходимостью оказаться в центре внимания, быть замеченным; страх выглядеть нелепо, беспомощно; страх, что другие заметят твой испуг.

1. Примите чувства ребенка , проговорите ему о том, что бояться – это нормально . Он может бояться чего угодно. Даже если вам кажется, что это пустяк, важно принять чувства ребенка и понять, что сейчас ему действительно страшно.

2. Поделитесь своим опытом , расскажите ребенку о том, чего вы боялись в детстве и как справились с этим страхом.

3. Меняйте установки: с трах, возникший к какому-то определенному объекту может распространять на все похожие объекты. Например, однажды испугавшись собаку, ребенок боится всех собак. В такой ситуации нужно постепенно менять у ребенка сложившийся образ на позитивный. Можно познакомить ребенка с маленьким добрым щенком, прочитать рассказ о преданной и доброй собаке. Со временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

5. Придумывайте истории про страх. Представьте с ребенком ситуацию, в которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее. Главным героем может быть сам ребенок, и в этой истории он сам справляется со страшной ситуацией. Возможен такой вариант, когда какой-то любимый персонаж приходит ему на помощь. Можно создать книгу, в которой написать или нарисовать придуманную историю.

6. Определите страх в теле ребенка. Попросите ребенка показать или сказать, где в теле у него сейчас находится страх. На что он похож, какой формы этот страх, какого цвета, какого размера. Затем попросите его глубоко подышать и почувствовать, как этот страх изменяется, например, измельчается в пыль, и выходит из тела. Предложите ребенку выдохнуть свой страх.

7. Используйте ритуалы для того, чтобы уменьшить страх. Это могут быть объятия, чтение, водные процедуры, ритуалы прощания. Главное, чтобы ритуал повторялся постоянно и стабильно изо дня в день.

8. Сделайте оберег от страха. Объясните ребенку, что оберег нужен для того, чтобы защищать человека от опасности. Такой талисман можно сделать из любых материалов и повесить в комнате ребенка или носить в виде кулона, браслета и т.д. В роли оберега может выступать игрушка или какой-то предмет, незнакомый ребенку ранее.

10. Представьте образ знакомого смелого человека. Это может быть папа, мама, бабушка, дедушка, друг, герой фильма и т.д. Подумайте вместе, чтобы сказал этот человек, как бы поддержал. Пусть ребенок представляет этого человека рядом с собой, когда это будет необходимо (во время контрольной, во время ответа у доски и т.д.).

12.Поговорите с ребенком о тех мыслях, которые провоцируют страх.

Взамен мысли, которая вызывает страх лучше придумать другую, которая придает подростку сил и спокойствия.

- Идеальных людей не бывает.

- Далеко не всем людям интересно как выглядят другие.

- Каждый имеет право на ошибку и я тоже.

- От меня требуется только рассказать то, что я и так знаю.- ü Через пять минут все уже будет позади. и т.д

Стараясь помочь своему ребенку в преодалении страха, помните, что на это может потребоваться время. Если не получилось с первого раза, пробуйте еще. Важно, чтобы ребенок почувствовал свою силу и то, что в его руках управление своими эмоциями. В ситуациях, когда вы не можете помочь ему сами, а страх продолжает владеть ребенком, обратитесь за помощью к психологу.

Читайте также: