Психология массовых коммуникаций доклад

Обновлено: 08.07.2024

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Психологические проблемы массовых коммуникаций.

Массовые коммуникации (англ. mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию через средства массовой информации большим сегментам населения одновременно. Основные психологические характеристики массовой коммуникации.

Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:

  1. Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов.
  2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание.
  3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией.
  4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ и т.д.
  5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК).
  6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки.
  7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях.
  8. Формирование слухов с определенными целями.
  9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде).

Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Развитие коммуникаций в современном обществе включает в себя и такие пpоцессы, в ходе котоpых инфоpмация не только пеpедается, но и искажается, может самопpоизвольно возpастать или угасать. Т. о. массовая коммуникация - это специфическая фоpма человеческого общения. Сpедства массовой коммуникации выступают вещественным, матеpиальным компонентом масскоммуникативного пpоцесса и всегда выpажают собой способ пеpедачи, сохpанения, пpоизводства и pаспpостpанения определенной информации и заложенных в ней ценностей (ценностных ориентаций.

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонаправленный хаpактеp . Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.

В структуре коммуникативного процесса выделяются 3 группы:

  1. коммуникативные
  2. психологические
  3. социально ролевые

Код – это язык или его разновидность (сленг, жаргон) которую используют участники коммуникации.

---канал коммуникации- вид речевой коммуникации (письменная, устная речь)

Шумы- это помехи которые искажают информацию, блокирует коммуникацию (состояние партнеров)

Обратная связь – это реакция реципиента на высказывание

2. Психологические:

3. Социально-ролевые:

  1. Статусные и ролевые характеристики участников коммуникации – поведение, которое предписывается человеку его положением (статусом) и его ролью. Необходимо знание и учет статуса и роли в коммуникации, для того, чтобы выбрать манеру общения. Если собеседник не называет свой статус, то он определяется по внешним характеристикам.
  2. ситуативные роли участников коммуникации – позиция, которую человек занимает в общении. Если оба партнера выше, то это авторитарное общение. Если равны, то диалог. Если один подстраивается под другого, то комформное.
  3. стилевые приемы коммуникации – это привычные, устойчивые способы установления контактов и привычной ком стратегии. Это проявление индивидуальности человека в общении. Главная цель – установление взаимопонимания. Оно зависит от 2х важных факторов:

1. Некоторые особенности использования языка в коммуникации:

2. Коммуникативные барьеры - препятствия психологического характера, которые могут возникать на пути передачи информации.
Барьеры :

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Психология массовой коммуникации. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Базовые учебники: Антонова Н.В.Психология массовых коммуникаций. М., Юрайт, 2015. Дополнительные: Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М.-СПб.-Киев: Вильямс, 2004. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб: Прайм-Еврознак-М: Олма-Пресс, 2003 (2002). Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М: Аспект-пресс, 2008.

План лекции. Понятие массовой коммуникации. Виды СМК. Особенности массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации в современном обществе.

Определение МК Под массовой коммуникацией понимается общение больших социальных групп, которое имеет организованный характер и осуществляется при помощи технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории.

Виды СМИ. печатные Газеты, журналы, плакаты, билборды электронные Радио Телевидение Интернет Мобильная связь

Особенности массовой коммуникации. 1. аудитория СМИ велика и анонимна, а зачастую и очень гетерогенна 2. источниками коммуникации являются определенные институты и организации 3. основная экономическая функция большинства СМИ – привлекать и удерживать максимально возможную аудиторию в интересах рекламодателей.

Отличия между МК и межличностным общением: МК 1. Общение больших социальных групп 2. Опосредованность общения техническими средствами 3. Социальная направленность 4. Организованный характер общения (нет спонтанности) 5. Отсутствие или отсроченность обратной связи.

Модель коммуникации - абстрактное, речевое или графическое изображение процессов коммуникации, выражающее взаимосвязь между адресантом (коммуникатором), адресом, каналами коммуникаций, средствами коммуникации и адресатом (коммуникантом).

Актуальность данной темы заключается в том, что существует множество моделей коммуникационного процесса. И эти модели до сих пор изучаются и дополняются.

Основу исследования в данной сфере составляют работы таких авторов как: Конецкая В.П., Королько В., Кашкин В.Б., Гнатюк О.Л []. Из зарубежных исследователей можно выделить: Лассуэлл Г. Д., Шеннон К., Лазарсфельд П., Мертон Р., М. де Флер [].

Цель: изучить основные модели коммуникационного процесса.

1) изучить сущность массовой коммуникации;

2) определить понятие коммуникационного процесса;

3) рассмотреть модель Лассуэлла и модель Шеннона-Уивера;

4) рассмотреть модель М. Де Флера и модель ИСКП.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Психологические особенности массовой коммуникации

1.1. Психология и сущность массовой коммуникации

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. [] Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

- социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

- массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

- многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации;

- отсутствием непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения.

В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации []:

1) обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию;

2) корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь;

3) передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

В 1960 г. американский исследователь К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации - развлекательную. В начале 1980-х гг. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл назвал еще одну функцию массовой коммуникации - мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще - политических, реже - религиозных. Таким образом, можно определить следующие функции массовой коммуникации []:

1. Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

2. Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

3. Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в конечном счете способствует интеграции общества.

В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления []:

2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг.).

1.2. Психологические особенности коммуникационного процесса

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.) []. Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной и учебной литературе.

В коммуникационном процессе выделяют семь составных частей []:

1. Источник информации.

В организациях источником коммуникации обычно являются сотрудники со своими идеями, намерениями, информацией и целью коммуникации.

Дело в том, что изначальный замысел оратора, идею, которую он хочет донести до аудитории, нужно перевести на язык коммуникации, то есть язык, понятный конкретной аудитории. Если взять, например, речь политического деятеля, его исходная идея (замысел) может стать предметом переработки, интерпретации как минимум трех кодировщиков.

2) далее, написанная речь должна быть изложена (закодирована) в форме пресс-релиза. В таком случае кодировщик, а им может быть другой человек, например пресс-секретарь, выбирает из текста написанной речи то, что, по его мнению, является самым существенным, и передает это в средства массовой информации для публикации в сжатом виде.

3) редактор газеты может взять поданный пресс-релиз и, перед тем как напечатать, переработать его с учетом ментальности группы населения, имеющей наибольшее значение для данной газеты.

Таким образом, идею, которую изначально имел в виду политик, трижды передадут по цепочке и обработают, прежде чем она дойдет до настоящего получателя (аудитории, на которую рассчитывалась). И всякий раз конкретный кодировщик (спичрайтер, пресс-секретарь, редактор) внесет что-то свое, субъективное, в идею политика. В данном случае каждый акт кодирования в значительной степени зависит от профессионального опыта кодировщика

Каналы относятся к передаточным механизмам от источника коммуникации к получателю информации. В организациях это может быть устное обращение друг к другу, телефонные разговоры, неформальные связи, групповые собрания и др.

6. Получатель информации.

· изменить установки, то есть общую ориентацию человека на определенный социальный объект. Однако такое случается крайне редко, поскольку смена установок - процесс довольно сложный.

· кристаллизовать установки. Это наиболее распространенное последствие. Часто послание может повлиять на такое поведение аудитории, к которому она была внутренне готова, не доставало лишь дополнительного толчка извне.

· не вызвать никаких последствий. Нередко коммуникация заканчивается ничем.

Для процесса коммуникации особое значение имеет обратная связь. Коммуникатор должен знать реакцию адресата, чтобы убедиться, что его информация дошла, выяснить, какое она оказала влияние, и в случае необходимости изменить дальнейшую коммуникацию. Случается, что профессиональные коммуникаторы пренебрегают обратной связью. Это большая ошибка

7. Обратная связь.

Источник коммуникации надеется, что его сигнал будет иметь высокую степень точности. Поскольку точность сигнала редко совершенна, желательно обеспечение обратной связи в коммуникационном процессе. Односторонняя связь является более оперативной, чем двусторонняя. Однако двусторонняя связь гораздо более точная. Петля обратной связи обеспечивает канал для ответа получателя информации, что позволяет источнику коммуникации определить, был ли получен сигнал. С помощью обратной связи руководитель может оценить, насколько эффективно он осуществляет коммуникацию, а также повысить точность сигналов в будущих коммуникациях.

Помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала. В деятельности организации к ним относятся []:

2) неправильная интерпретация со стороны получателя или источника информации;

3) различные значения, придаваемые одним и тем же словам различными людьми (семантические проблемы);

4) статусное различие между руководителями, и подчиненными в восприятии организационной дистанции, вследствие чего расширяется коммуникационный разрыв между ними;

5) получатель информации слышит только то, что хочет услышать (ценностная оценка).

Можно добавить и случаи, когда не понят шифр; когда получатель не увязывает информацию с положением лица, посылающего ее; когда при передаче обнаруживаются так называемые шумы.

Глава 2. Коммуникационные модели

2.1. Модель Лассуэлла и модель Шеннона-Уивера

В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэлл предложил свою модель коммуникации, которая раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы []:

· по какому каналу?

· с каким эффектом?

4) анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийся жизненно важным для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекаются социологические службы, результаты деятельности которых используются профессиональными, вещательными корпорациями, рекламодателями и т.п.;

1. Кто говорит? - анализ управления коммуникативным процессом.

3. Кому? - анализ аудитории.

4. По какому каналу? - анализ средства.

5. С каким эффектом? - анализ результата: изменилось/не изменилось сознание и/или поведение реципиента.

Модель Шеннона—Уивера. По существу эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на аналогии с телефонной связью. Предположим, что два человека, проживающие в разных странах, говорящие на разных языках и плохо понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смоделировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).

В данной модели выделяют []:

· телефонный передатчик - кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы;

· телефонный провод - канал;

2) она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству;

3) коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Под модель с обратной связью в современной прессе также подходят конкурсы на лучшее письмо, фотографию или поздравление. После подводятся итоги, и публикуется ответ, который обращён, как ко всем участникам конкурса, так и к победителю, который впоследствии и получит приз.

  • средства массовой коммуникации,
  • межличностные каналы.

К средствам массовой коммуникации, как мы уже отмечали, относятся технические средства распространения информации (печать, радио, телевидение).

Получатель - это компонент, ради которого, собственно, и происходит коммуникация. Получателем может быть как индивид, так и группа индивидов, а также численно большие, рассредоточенные массовые аудитории.

Однако она обладает тем же недостатком, что и ряд моделей, описанных выше: она монологична, однонаправлена - ее нельзя считать полной без учета результата коммуникации и обратной связи.

В данной работе представлена попытка изучить основные модели коммуникационного процесса.

Конечно же, в данной работе представлены не все существующие модели, список можно расширить, но рассмотренные модели являются основными.

Модель Шеннона-Уивера представляет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на аналогии с телефонной связью. Эта модель также имеет свои отрицательные и положительные стороны. И они были рассмотрены в этой курсовой работе.

Модель М. де Флера является усовершенствованной моделью Шеннона-Уивера. В модели де Флера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера - отсутствие обратной связи.

Последняя модель, которая представлена в данной работе - модель ИСКП. Данная модель является, пожалуй, наиболее простой и удобной для знакомства с особенностями конкретного коммуникационного процесса, благодаря чему ее можно считать базовой при рассмотрении отдельных элементов коммуникационного процесса. Однако она обладает и некоторыми недостатками.

Данные модели активно используются в средствах массовой коммуникации и успешно функционируют в процессе общения между людьми.

Список использованной литературы

1. БерезинВ.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия-М.: РИП-холдинг, 2003 – с. 174

2. Володина Л.В. Деловое общение и основы теории коммуникации. – СПб.: СПбГУТ, 2002. – с. 62

3. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействиена массовое сознание. – СПб.: СКИФИЯ, 2008 – с. 416

4. Зуляр Ю.А. Массовые коммуникации в рекламе. – Иркутск : Оттиск, 2006 – с. 405

5. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – с. 175

6.Конецкая В. П. Социология коммуникаций. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 2004 – с.304

7. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М.: Рефл-бук, 2000. – с. 528

8. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: УРСС, 2002. – с. 240

9. Николаева Ж.В. Основы теории коммуникации. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – с. 270

10. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, 2001. – с. 656

11. Романов А. А. Массовые коммуникации. – М.: Инфа-М, 2009 – с. 240

12. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Перспектива, 2002. – с. 246

7. Почепцов Г.Г. Психологические войны. – М.: Рефл-бук, 2000. – с. 576

8. Пугачев В.П. Введение в политологию. – М.: учебное пособие, 2004. – с. 299

9. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – с. 368

10. Хлопьев А. Т. Средства массовой информации как источник информационно-психологической неустойчивости. – М.: РАН, 2002. – с. 100

Читайте также: