Особенности организации статистического наблюдения в малых предприятиях доклад

Обновлено: 05.07.2024

В 1 квартале 2021 года все малые и средние предприятия и ИП должны сдать сведения в Росстат об основных показателях деятельности за 2020 год. С нового года в стране стартует обязательное для всех субъектов МСП сплошное статистическое наблюдение.

- Почему сплошное статнаблюдение будет проводиться именно в 2021 году – не самом простом году для малого и среднего бизнеса?

Акцентируем внимание на том, что сбор первичных статистических данных в рамках сплошного наблюдения будет проводиться за 2020 год. Срез 2020 года не отразит историю пятилетки, но он даст текущую, актуальную картину состояния малого и среднего бизнеса, что, как минимум, очень важно для принятия актуальных мер по его поддержке.

6 миллионов респондентов должны принять участие в сплошном статистическом наблюдении, по предварительной оценке Росстата.

- Какие цели преследует государство, делая срез по малому и среднему бизнесу?

- Все цели данного мероприятия прописаны законодательно. Для чего государству сплошное статистическое наблюдение СМП:

  • чтобы иметь более репрезентативный срез данных, чем тот, что позволяет получить выборочный метод наблюдения,
  • для определения доли малого и среднего предпринимательства в ВВП и ВРП страны,
  • для получения статистической информации в области малого и среднего предпринимательства по муниципальным образованиям,
  • для создания новых, актуальных программ поддержки бизнеса,
  • для корректировки планов госпрограммы по развитию малого и среднего бизнеса.

- Кто участвует в статнаблюдении?

- В сплошном статистическом наблюдении, в отличие от выборочного, участвуют все субъекты малого и среднего бизнеса. Участие является обязательным.

В наблюдении участвуют юрлица и ИП, которые относятся к трем категориям бизнеса: средние предприятия, малые предприятия и микропредприятия. Отнесение к той или иной категории строго регламентировано доходами предприятия и численностью его сотрудников.

  • средние предприятия – до 2 млрд. руб.,
  • малые предприятия – до 800 млн руб.,
  • микропредприятия – до 120 млн руб,
  • средние предприятия - от 101 до 250 работников,
  • малые предприятия - до 100 работников,
  • микропредприятия - до 15 работников.

Также сдать отчетность статистикам в рамках сплошного статистического наблюдения обязаны потребительские кооперативы, включенные в ЕГРЮЛ, главы фермерских хозяйств, самозанятые, хозяйственные партнерства.

- Какая информация интересует статистиков?

- В рамках наблюдения от предприятия требуются данные об основных результатах его деятельности за минувший год. На предстоящее сплошное статнаблюдение утвержден перечень форм для отчетности.

Формы сплошного наблюдения:

основные сведения о деятельности организации,

сведения о численности и заработной плате работников,

сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов,

сведения об объеме платных услуг населению,

сведения об автотранспорте и о протяженности автодорог необщего пользования,

сведения об инвестиционной деятельности,

сведения об инновационной деятельности организации,

сведения о выполнении научных исследований и разработок,

отчет о финансовых результатах БОО.

- Каким способом нужно представить данные статистикам?

- В рамках этого наблюдения респонденты могут выбрать любой удобный для них способ подачи отчетности в Росстат. Это может быть подача отчета как на бумаге, так и в электронном виде.

- В какие сроки будет проводиться сплошное статнаблюдение?

Этапы проведения сплошного статнаблюдения малого и среднего бизнеса:

до 1 апреля 2021 года - сбор данных от респондентов,

IV квартал 2021 года - создание базы согласованных данных и формирование предварительных сводных итогов сплошного наблюдения,

декабрь 2021 года - публикация сводных предварительных итогов сплошного наблюдения в электронном виде на официальном сайте Росстата и на публичных ресурсах в Интернете.

июнь 2022 года - публикация окончательных детализированных итогов сплошного наблюдения на сайте Росстата и в Интернете.

- Какие документы регламентируют проведение предстоящего статнаблюдения?

- По данным на середину декабря 2020 года приняты два документа, которые утверждают порядок проведения нового статнаблюдения.

- Что грозит субъектам МСП, которые не предоставят данные в Росстат.

Кроме того, наказание рублем предусмотрено и за предоставление недостоверных данных в статотчете. Штрафы за неточности также составляют десятки тысяч рублей. Избежать неточностей поможет СБИС Сверка. СБИС выполнит сверку данных с государственными органами оперативно и точно.

Если при заполнении нового отчета вам понадобится консультация, мы готовы оказать Услугу по сдаче отчетности. Поможем разобраться в новой форме отчета, заполнить, проверить на ошибки. Наши специалисты подготовят для вас любой отчет, который вызывает вопросы.

Подробнее о том, как с помощью сервисов СБИС привести отчетность в порядок и без проблем принять участие в российской переписи малого и среднего бизнеса, вам готовы рассказать наши специалисты.

Юридические лица и ИП должны представлять статистическую отчетность в госорганы. Данная обязанность регламентирована на законодательном уровне, а потому обязательна для исполнения. Существуют различные виды и формы статотчетности, непредставление которых влечет за собой применение административной ответственности к хозяйствующим субъектам.

Отмена сдачи бухотчетности в статистику в 2020

Безусловно, главное изменение в статистической отчетности в 2020 году заключается в том, что обязательный экземпляр бухгалтерской отчётности с бухотчета за 2019 год больше не нужно сдавать в территориальный орган Росстата, а только в налоговый орган, который можно сдавать с помощью сервиса 1С:Отчетность прямо из программы 1С.

  • чья бухотчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%

Сущность статистической отчетности

Статотчетность подразделяется в зависимости от периодичности ее представления на срочную, месячную, квартальную, полугодовую и годовую. Для их заполнения используется информация, содержащаяся в документах компании, т.е. они являются документальным подтверждением достоверности отраженных данных в отчетах.

В практике российской статистической деятельности отчетность подразделяется на две большие группы:

  • общая отчетность, содержащая одни и те же сведения для определенной сферы экономики и для хозяйствующих субъектов в целом;
  • специализированная отчетность, содержащая специфические показатели и сведения по отдельным отраслям экономики.

Обязанность хозяйствующих субъектов представлять статотчетность регламентирована Федеральным законом от 29.11.07 г. № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статучета закреплены в Постановлении Правительства РФ от 18.08.08 г. № 620.

Согласно данным нормативно-правовым актам сдача статотчетности - это обязательная процедура. Ее нужно проводить с использованием конкретных статистических форм, передаваемых в бумажном либо электронном виде.

Проведение статнаблюдения может быть, как сплошным, так и выборочным. При первом варианте респонденты отчитываются с определенной периодичностью в соответствии со сроками, установленными законодательством. При втором варианте наблюдение осуществляется в выборочной форме по конкретным параметрам, а потому не всегда хозяйствующий субъект попадает в конкретную выборку.

Кто должен сдавать статотчетность

Статотчетность должны подавать следующие субъекты:

  • юрлица, в том числе субъекты СМП;
  • ИП;
  • государственные учреждения;
  • филиалы и представительства иностранных предприятий, работающих в России;
  • нотариусы и адвокаты.

Согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. № 209-ФЗ субъектам СМП (к которым относятся многие предприниматели) разрешено подавать статотчетность в более простом порядке. Для отнесения субъекта к малому и среднему бизнесу установлено несколько критериев (по средней численности работников, выручке, доле участия в уставном капитале), а непосредственный их перечень содержится на сайте ФНС.

Формы статистической отчетности

Формы отчетности для заполнения компаниями при проведении статнаблюдения утверждаются и регламентируются Росстатом. В них включаются показатели и сведения по хозяйствующему субъекту, необходимые для дальнейшего анализа органами статистики.

Форм статистического наблюдения достаточно много, но какие именно нужно представлять для исследования - зависит от деятельности хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, принадлежности к малому предпринимательству и т.д. Наиболее распространенными формами отчетности являются сведения:

  • о деятельности предприятия (1-предприятие);
  • о финансовом состоянии организации (П-3);
  • о количестве, зарплате и движении сотрудников компании (П-4);
  • о неполной занятости и движении сотрудников (П-4 (НЗ));
  • о количестве и зарплате сотрудников (1-Т) - для компаний, не представляющих ежемесячную форму П-4;
  • о дополнительном профобразовании сотрудников компании (1-кадры);
  • об основных показателях деятельности малого предприятия (ПМ).

Информацию о том, какие именно формы необходимо сдавать хозяйствующему субъекту, можно найти на сайте Росстата. Также можно получить консультацию у специалистов территориального отделения органов статистики.

Формирование статотчетности в 1С

Статистическую отчетность проще формировать в программе 1С:Зарплата и управление персоналом 8, поскольку в этом случае информация будет представлена в соответствии с данными бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Специалисту потребуется меньше времени на формирование и представление документов, а информация в них будет достоверная и точная.

В типовой конфигурации 1С содержится обширный перечень различных форм статистической отчетности. Однако если какой-то формы не хватает из-за ее специфичности, можно дополнить программу, внеся соответствующие корректировки, или же использовать универсальный отчет статистики. Он предназначен для того, чтобы подготавливать форму статотчетности на основании XML-шаблонов, публикуемых Росстатом.

Для формирования универсального отчета необходимо открыть вкладку "Статистика" и перейти в раздел "Прочие формы". После выбора формы, которая имеется в перечне, нужно нажать на кнопку "Создать", и тогда откроется форма для заполнения отчета. Если же формы в перечне нет, то нужно зайти в "Шаблоны" и загрузить необходимый отчет, предварительно скачав его с сайта Росстата.

Преимущества формирования статистической отчетности в 1С заключаются в следующих моментах:

  • представление точной и полной информации по хозяйствующему субъекту;
  • автоматическое заполнение сведений и обязательных реквизитов отчетности;
  • быстрый сбор и анализ информации;
  • снижение затрат труда и времени работников;
  • простота и легкость заполнения отчетности;
  • формирование документа в электронном виде, необходимого для отправки по ТКС.

Ответственность за непредставление статистической отчетности

Если хозяйствующий субъект, обязанный согласно законодательству, подавать тот или иной вид статистической отчетности, не исполнит требование, он штрафуется согласно ст. 13.19 КоАП РФ:

  • 10 - 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 20 - 70 тыс. руб. для юрлиц.

При повторном нарушении данной нормы законодательства административная ответственность ужесточается:

  • 30 - 50 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 100 - 150 тыс. руб. для юрлиц.

Особенности формирования и сдачи статистической отчетности

Можно выделить такие особенности, связанные с формированием и представлением форм статотчетности:

Хозяйствующие субъекты в силу специфики их деятельности или организационно-правовой формы обязаны сдавать те или иные формы статистической отчетности. Документы проще и удобнее формировать в программе 1С, и тогда информация будет достоверной и актуальной на конкретную дату.

Непредставление статотчетности влечет за собой наложение административного штрафа, который вполне можно избежать, если настроить в 1С календарь напоминаний о сдаче отчетности в установленные законом сроки.

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку


В данной работе авторами рассмотрена проблема формирования статистической отчетности субъектами малого предпринимательства и его основные формы.

Ключевые слова: малое предпринимательство, статистическая отчетность, статистическое наблюдение, деятельность

Малое предпринимательство или малый бизнес — это деятельность малых фирм предприятий. Исходя из данных ООН, в мире малым предпринимательством занимаются около 50 % населения (53–55 млн. малых предприятий), тем самым малый бизнес дает 75 % новых рабочих мест.

В переходный период России к рыночной экономики в Российской Федерации начался процесс создания большого числа предпринимательских образований. Несмотря на имеющиеся проблемы, малый бизнес динамично развивается в России таким образом, рассмотрение темы особенности формирования статистической отчетности субъектами малого предпринимательства, является, на наш взгляд, актуальной на сегодняшнее время. По данным Росстата в России существует примерно 2103780 малых предприятий.

Наблюдение за деятельностью субъектов малого предпринимательства в РФ осуществляется следующим образом:

  1. выборочное статистическое наблюдение за деятельностью отдельных субъектов малого предпринимательства;
  2. сплошное статистическое наблюдение, один раз в пять лет.

Выборочное статистическое наблюдение проводиться:

В специализированные формы федерального статистического наблюдения включаются сведения о деятельности субъекта малого предпринимательства. Выборочное статистическое наблюдение определяется федеральной службой государственной статистики на основе представительной выборки по видам деятельности, таким образом, статистические формы представляют не все субъекты малого предпринимательства, а только те, которые попали в выборку.

Таким, образом отчетность малых предприятий не зависимо от выбранной системы налогообложения, должна представлять статистическую отчетность по следующим формам:

Статистическая отчетность представляется по перечню утвержденному органами статистики. Все сведения полученные органом статистики служат только, получение сводной статистической информации, не могут быть предоставлены другим коммерческим организациям.

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, статистическая отчетность, бухгалтерский учет, орган статистики, выборочное статистическое наблюдение, малый бизнес, Российская Федерация, государственная статистика, РФ, учетная политика.

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2022 году

Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2022 году.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии малого предприятия 2022: таблица

В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик становится субъектом малого и среднего предпринимательства.

Среднесписочная численность за предыдущий год

Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета

не более 15 человек

не более 120 млн руб.

  • не менее 51% капитала (акций) должно принадлежать физлицам, или другим СМП;
  • доля организаций, не являющихся СМП, не может быть больше 49%;
  • доля государства, субъектов РФ и (или) НКО — не более 25% (суммарно)

не более 100 человек

не более 800 млн руб.

не более 250 человек (для отдельных видов деятельности — до 1500 человек)

не более 2 млрд руб.

Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно. Их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса.

Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@ , письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).

Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2022 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2019, 2020 и 2021 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2022 году сохраняется.

Что дает статус субъекта малого предпринимательства

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Льготы для малых предприятий

Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.

Бухгалтерский учет и отчетность

Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.

Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ о бухучете).

Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).

Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ о бухучете).

Кассовые операции

Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.

Налоговые льготы

Налоговые преференции для СМП устанавливаются на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.

Трудовые отношения

Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.

Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление правительства РФ от 27.08.16 № 858).

Административная ответственность

Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.

Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Страхование вкладов

Статистическая отчетность

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

Государственный заказ

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а продавцы — субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт.

Особенности деятельности малого предприятия

Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.

Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически не будет отражена дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.

Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.

Читайте также: