Психология и логика доклад

Обновлено: 02.07.2024

Мышление является предметом изучения не только психологии, но также — и даже прежде всего — диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логикиявляется вопрос об истине, опознавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологииявляется протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем теснейшим образом связаны друг с другом. Различные стороны или аспекты мышления не могут быть оторваны друг от друга; мышление как предмет психологического исследования не может быть определено вне отношения мысли к бытию. Психология поэтому также берет мышление не в отрыве от бытия, но изучает как специальный предмет своего исследования не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивидав специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.

Основа для разрешения вопроса о соотношении логического и психологического, позволяющая вскрыть связи между ними, заложена уже в наших исходных положениях. Поскольку психическое, внутреннее определяется опосредованно через отношение свое к объективному, внешнему, логика вещей — объектов мысли — в силу этого входит в психику индивида заодно с их предметным содержанием и более или менее адекватно осознается в его мышлении. Поэтому логическое, никак не растворяясь в субъективно психологическом (в духе психологизма) и не противостоя извне всему психологическому (в духе антипсихологизма), входит определяющим началом в сознание индивида.

Психология мышления не может быть сведена, таким образом, к логике, но вместе с тем психологическая трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной сущности мышления в логике. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной философской, логической, методологической концепции.

Эта связь психологии с логикой и теорией познания, с философией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы — из идеалистической философии гуссерлианства; трактовка психологии мышления в американской литературе у Дж. Дьюи определялась философией прагматизма. Наша, советская, психология мышления исходит из диалектической логики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Логика

Логика Имеется задача узника, которому известно, что один охранник всегда говорит правду, а второй всегда лжет. Узник не знает, кто из них кто, а также какой из двух путей ведет к выходу. В силу каких-то причин узник вправе задать всего один вопрос. Как он поступит? Это

Психология и логика

Психология и логика Мышление является предметом изучения не только психологии, но также — и даже прежде всего — диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой

ГЛАВА 1 ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА И ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГЛАВА 1 ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА И ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1.1. КАК ДВАЖДЫ ДВА Мужчина может сказать, что дважды два – не четыре, а пять или три с половиною, а женщина скажет, что дважды два – стеариновая свечка. И.С. Тургенев Мужчины – другие. У них другая психика, они живут по другим

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях

Логика абсурда

Логика

Логика Главный прием мышления – это логика. Логика – это тот же детский конструктор, только в роли болтов и гаек выступают тезисы и выводы.Подросток понимает, что он должен мыслить не просто так, а по определенным правилам. Любой тезис нуждается в доказательстве.

Логика и чувства

Логика и чувства Аргументация должна обращаться не только к логике, но и к эмоциям. Нельзя недооценивать эмоциональную сторону случившегося. Эмоции часто заставляют нас принять ту или иную сторону в споре и заранее настроиться на обвинение или оправдание подсудимого. Об

Любое психологическое объяснение заканчивается тем, что опирается на логику. Некоторые исследователи издавна стремились связать психические явления с логикой. Развилась тенденция, которая заключается в использовании логических и математических отношений для анализа высших интеллектуальных функций. Оставалось только ответить на вопрос, сможет ли сама логика, которую понимают как нечто выходящее за пределы экспериментально-психологического объяснения, стать основой для истолкования данных психологического опыта как такового. Логика, или логистика, является аксиоматикой состояний равновесия мышления, ареальной наукой, соответствующей этой аксиоматике, может быть только психология мышления. При такой постановке задач психология должна, разумеется, учитывать все достижения логики, но последние никоим образом не могут диктовать психологу его собственные решения. Логика ограничивается лишь тем, что ставит перед психологом проблемы.

Актуальность работы обусловлена тем, что основа соотношения, раскрывающая связь между психологией и логикой заложена в наших исходных положениях, так как обе науки изучают мышление и все, что с ним связано.

Цель данной работы проанализировать логику и психологию.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть определение и сущность логики;

2) раскрыть определение и сущность психологии;

3) охарактеризовать синтез в психологии и логике;

4) Рассмотреть интерпретацию учеными взаимосвязи логики и психологии.

Структура и содержание работы обусловлены ее целью и поставленными

задачами. Реферат состоит из введения, двух глав, двух параграфов, заключения и списка использованных источников.

1. Определение понятий логика и психология

1.1 Определение и сущность логики

Логика на древнегреческом языке означает речь, мысль и разум. Данное понятие представляет собой совокупность ряда наук о законах и формах мышления, о методах познания и условиях его истинности. Объектом логики выступает мышление, являющееся достоянием только человека. Предметом логики является соотношение между познавательными результатами, продуктами, возникающими в процессе мышления. В любой науке логика служит одним из основных инструментов. Помимо философии, логика также является подразделом математики. Интересно, что кроме обыкновенного, естественного языка, логика использует специальный, искусственный язык: логические символы, формулы, геометрические фигуры, таблицы, буквенные и др. знаки. Они нужны для сокращенного и однозначного выражения мыслей, их многообразных связей и отношений.

Содержание

Логика и психология мышления…………………………………………………3
Список использованной литературы…………………………………………11

Прикрепленные файлы: 1 файл

Логика и психология мышления.docx

Логика и психология мышления

Логика и психология мышления…………………………………………………3

Список использованной литературы…………………………………………11

Логика и психология мышления

Логика - это наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются способы доказательств и опровержений.

Логика изучает логические формы мышления - понятия, суждения и умозаключения1.

Суждение представляет собой отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. При установлении различных связей и отношений между понятиями, суждения считаются высказываниями кого-либо о чем-либо. Суждения утверждают или отрицают отношения между предметами, явлениями, событиями действительности. Суждения бывают нескольких видов:

Суждения формируются с помощью 2 основных способов:

1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается людьми;

2) опосредствованно, с помощью умозаключений или рассуждений.

Во втором варианте, с помощью рассуждения из одних суждений получают другие суждения. Например, Менделеев Д.И. на основании открытого им периодического закона только с помощью умозаключений вывел и предугадал некоторые свойства еще неизвестных в то время химических элементов.

Таким образом, умозаключение является некой связью между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений можно получить иное суждение, при извлечении его из содержания исходных суждений.

На основе таких способов и формул рассуждения имеется возможность сопоставления друг с другом тех или иных понятий и суждений, которые использует человек в своей мыслительной деятельности. По мере данного сопоставления происходит проверка всех основных мыслей, которые возникают в процессе обдумывания пошагово решаемой задачи. Истинность, правильность каждой мысли получается в таком случае строго обоснованной и доказательной. Итак, весь процесс доказательства строится, в конечном счете, как цепь силлогизмов, которые соотносят друг с другом различные суждения, понятия и т.д.

Таким образом, силлогизм и другие логические формы очень нужны для нормального протекания мыслительной деятельности. С их помощью, любое мышление становится доказательным, непротиворечивым, убедительным, и это правильно отражает объективную действительность. Поэтому формальная логика, которая специально исследует такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение, изучает весьма существенные закономерности мыслительной деятельности.

Закономерности, которые изучаются формальной логикой, совсем недостаточны для полного, всестороннего, глубокого объяснения человеческого мышления, хотя и необходимы.

Предмет формальной логики представляет собой не все мышление, а только одну его сторону. Формальная логика рассматривает как бы готовые, уже имеющиеся, или возникшие мысли - понятия, суждения и т.д. – и назначает определенные соотношения (формулы) между ними. Силлогизм – вот что является одним из примеров такого соотношения или такой формулы.

Формальная логика отвлекается, абстрагируется от непосредственных условий возникновения и развития тех или иных мыслей. Она полностью отвлекается также и от взаимосвязи мышления с чувственным познанием. Проще говоря, она совсем не исследует то, как точно возникает и обогащается содержание нашего мышления на основе ощущений, восприятий и представлений, в отличие от психологии.

В логических формулах, например в силлогизме, соотносятся друг с другом уже как бы законченные, полностью четко и до конца сформулированные мысли, т.е. результаты, готовые продукты мышления.

Существует также и иная, не менее существенная сторона мыслительной деятельности – это сам мыслительный процесс, в ходе и в итоге которого у определенного человека появляются результаты, продукты мысли в виде понятий, суждений и т.д. Эта вторая, тоже очень важная сторона мышления изучается уже не просто формальной логикой, а психологией. У каждого индивида, когда он думает (т. е. в ходе обучения и усвоения знаний, в процессе общения с другими людьми, в ходе трудовой или игровой деятельности, во время размышления над какой-либо задачей или прочитанной книгой, в процессе художественного и научного творчества), появляются и развиваются новые мысли, догадки, предположения, замыслы, планы.

Таким образом, предмет логики является соотношением между познавательными результатами, продуктами, возникающими в процессе мышления; а психология изучает закономерности протекания мыслительного процесса, приводящие к познавательным результатам, которые удовлетворяют требования логики. И логика и психология исследуют одну и ту же познавательную деятельность, но с разных сторон, в разных качествах: логика со стороны результатов (продуктов мышления – понятий, суждений, умозаключений), а психология – со стороны процесса. Поскольку процесс мышления и его результаты (понятия, знания и т.д.) взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, то психология и логика тесно взаимосвязаны и дополняют одна другую в исследовании мышления.

Психология изучает процесс мышления индивида, т.е. она исследует, как и почему появляется и развивается определенная мысль.

Следует отметить, что опосредованное мышление не может исказить окружающую нас действительность, а, наоборот, позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем. Например, опираясь на чувственное восприятие, но выходя за его пределы, в процессе мышления мы в состоянии познать прошлое Земли, развитие растительного и животного мира. Благодаря мышлению мы в состоянии с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению3.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

Например, А.А. Смирнов, при рассмотрении проблемы мышления, говорит о необходимости различия мышления и ассоциативного течения интеллектуальных процессов. В мыслительной деятельности широко пользуются ассоциации, потому что они могут оказать достаточно существенную помощь при решении мыслительных задач. Например, очень часто мы специально восстанавливаем в памяти из прошлого опыта случаи, которые похожи на те, с которыми мы столкнулись в настоящее время. В данном случае появляющиеся ассоциации применяются для решения нашей мыслительной задачи. Они не избавляют нас от нее, а помогают приблизить к ответу. Такие ассоциации входят в общую цепь, и каждая из ассоциаций является ступенью для следующей ассоциации или следующему за ней умозаключению. Таким образом, ассоциации, которые используются в процессе мышления, контролируются нашей волей, а их воспроизведение происходит с конкретной целью.

При ассоциативном течении интеллектуальных процессов дело обстоит немного по-другому. Главным отличием является то, что в этом случае мы не ставим перед собой никакой цели, потому что мы не можем решить никакой задачи. В этом случае один процесс приходит на смену другому только из-за того, что связан с ним ассоциативно. В зависимости от того, какие ассоциации появляются, мысли и представления могут осуществляться в самых разных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта. Ярким примером, который подтверждает это, является исследование П.П. Блонского.

Ассоциативное течение интеллектуальных процессов довольно часто наблюдалось в тех случаях, когда человек был утомлен и хотел отдохнуть. Бывало такое, что временами, перед тем как заснуть, у в голове у человека пролетали различные мысли, при этом одна сменялась за другой. Эти мысли и назывались определенными ассоциациями. Но бывали также случаи, когда ассоциативное течение интеллектуальных процессов могло наблюдаться и в нормальном состоянии человека. При разговоре об одном, под воздействием возникающих ассоциаций люди начинали говорить о другом и постепенно вообще могли уйти от темы начатого разговора.

Исключительно важная особенность мышления состоит в неразрывной связи с речью. Тесная связь мышления и речи выражается, в первую очередь, в том, что мысли всегда приходят в речевую форму, даже в таких случаях, когда речь не несет звуковую форму, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, без произнесения слов. Таким образом, специальные приборы регистрации мышечных сокращений выявляют в течение протекания у человека мыслительного процесса существование незаметных для человека движений голосового аппарата.

Стоит сказать, что речь считается орудием мышления. Взрослые и дети намного лучше решают задачи, если они формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык, т.е. зажимался зубами, качество и количество решенных задач становилось намного хуже. В данном случае мысли облекаются в словесную форму все равно, а затруднение в решении задач связано с тем, что при фиксации языка могли возникнуть затруднения в движениях речевого аппарата. Можно говорить о том, что процесс мышления происходит тогда, когда мысль проявляется в словах.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно сказать, что логика и психология мышления играют очень важную роль в жизни чловека.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Суждения образуются двумя основными способами:

  • непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
  • опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений.

На основе, подобных способов и формул рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности. По мере такого сопоставления осуществляется проверка всех основных мыслей, возникающих в процессе обдумывания постепенно решаемой задачи. Истинность, правильность каждой мысли становится тогда строго обоснованной и доказательной. По существу, весь процесс доказательства (например, математической теоремы) строится в конечном итоге как цепь силлогизмов, соотносящих друг с другом различные суждения, понятия и т.д.

Таким образом, силлогизм и все остальные логические формы совершенно необходимы для нормального протекания мыслительной деятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым и, значит, правильно отражает объективную действительность. Поэтому формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение, тем самым изучает весьма существенные закономерности мыслительной деятельности.

Закономерности, изучаемые формальной логикой, хотя и необходимы, но совершенно недостаточны для полного, глубокого, всестороннего объяснения человеческого мышления.

Предмет формальной логики – это не все мышление, а только одна его сторона, хотя, как мы видели, и весьма существенная (логические формы мышления).

Формальная логика исследует как бы готовые, имеющиеся, уже возникшие мысли — понятия, суждения и т.д. – и устанавливает определенные соотношения (формулы) между ними. Силлогизм и является одним из примеров такого соотношения или такой формулы. Тем самым формальная логика отвлекается, абстрагируется от непосредственных условий возникновения и развития этих мыслей — понятий, суждений, умозаключений.

Формула силлогизма, как и всякая другая формула формальной логики, не выражает процесс мышления, не указывает, как конкретно протекает процесс возникновения и развития данной мысли. Например, в силлогизме вначале стоит обычно большая, т.е. общая посылка, затем следует меньшая, т.е. частная посылка, и только потом делается вывод из обеих посылок. Но это не значит, конечно, что в живом, действительном, реальном процессе мышления сначала появляется только общее положение (общее суждение) и лишь потом возникает какое-то частное суждение. Общее и частное всегда выступают в неразрывной взаимосвязи. Более того, в реальном мышлении посылки силлогизма или любого другого умозаключения никогда не бывают даны сразу уже в готовом виде. Их надо выявлять, добывать, вычленять с помощью мышления.

Формальная логика отвлекается, абстрагируется от непосредственных условий возникновения и развития тех или иных мыслей. Она полностью отвлекается, в частности, и от взаимосвязи мышления с чувственным познанием. Иначе говоря, она вовсе не исследует, в отличие от психологии, как конкретно возникает и обогащается содержание нашего мышления на основе ощущений, восприятий и представлений. В логических формулах, например в силлогизме, соотносятся друг с другом уже как бы застывшие, законченные, полностью четко и до конца сформулированные мысли, т.е. результаты, готовые продукты мышления.

Но есть еще и другая, не менее существенная сторона мыслительной деятельности — сам мыслительный процесс, в ходе и в итоге которого у того или иного человека возникают результаты, продукты мысли в виде понятий, суждений и т.д. Эта вторая, тоже очень важная сторона мышления изучается уже не формальной логикой, а психологией. У каждого индивида, когда он думает (т.е. в ходе обучения и усвоения знаний, в ходе трудовой или игровой деятельности, в процессе общения с другими людьми, во время размышления над какой-то задачей или прочитанной книгой, в процессе художественного и научного творчества), возникают и развиваются новые мысли, догадки, предположения, замыслы, планы.

Психология изучает процесс мышления индивида, т.е. она исследует, как и почему возникает и развивается та, или иная мысль.

Таким образом, предмет логики — это соотношение между познавательными результатами, продуктами, которые возникают в процессе мышления. Психология же изучает закономерности протекания мыслительного процесса, которые приводят к познавательным результатам, удовлетворяющим требования логики.

И логика и психология исследуют одну и ту же познавательную деятельность, но с разных сторон, в разных качествах: логика преимущественно со стороны результатов (продуктов мышления – понятий, суждений, умозаключений), а психология – со стороны процесса. Поскольку процесс мышления и его результаты (понятия, знания и т.д.) неразрывно взаимосвязаны и не существуют друг без друга, психология и логика тесно связаны и дополняют одна другую в исследовании мышления.

психология и логика борьба

Мышление как физиологический процесс может рассматриваться с двух положений. Первый вариант – это классический процесс, законы которого рассматриваются психологией. Именно эта наука изучает, как происходит процесс мышления. Во втором случае мышление является инструментом, позволяющим достигнуть истинной правды. В этом варианте используется логика . Она определяет, какими законами руководствуется мышление, ведущее к истине как результату мыслительной процедуры.

Отличие между психологией и логикой относительно процесса мышления выражается по-разному. Психология анализирует все разнообразие мыслительной деятельности: философские суждения гения, нелепости умственно отсталого, процесс мышления ребенка с которым учим таблицу умножения и просто общаемся. Все это для психологии как научной деятельности является единым целым, поскольку изучается непосредственно, как происходит процесс самого мышления.
Логика как дисциплина изучает предпосылки, при которых мыслительный процесс движется в правильном направлении. В такой случае логика максимально приближается к грамматике, поскольку именно она определяет правила, которые регулируют речевую деятельность. Итогом логики является выбор свода правил, которые определяют мыслительную деятельность, приводящих к истинно верным результатам.
С точки зрения логики в человеческой деятельности присутствуют события, которым не требуются доказательства и полностью описывают состояние человека. Например: я слышу мелодию, я передвигаюсь, у меня чувство голода и прочее. В основном к очевидным фактам относятся те положения, которые воспринимаются у человека органами чувств . Все события прошедшего и будущего периодов способны познаваться человеком исключительно посредственно. Например, ночью выпал снег. Это факт посредственного сознания , достигнутое путем умозаключения . А именно, если застать тот период, когда происходило непосредственное событие, то оно бы получило статус неоспоримого с точки зрения логики.

В результате посредственное знание становится истинным при использовании знаний непосредственных. Завершающий этап является доказательством. Поэтому в человеческой деятельности присутствуют факты, являющиеся аксиомой, другими словами, не требующими доказательств, и факты, которые должны подкрепляться неоспоримыми доказательствами.

Читайте также: