Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания доклад

Обновлено: 13.05.2024

Психология – наука психических отражениях действительности в процессе деятельности человека. Психология БЖ изучает психологические (зависимые от человека) причины несчастных случаев и разрабатывает методы защиты от них.

Выделяют пять групп производственных стрессов, отрицательно действующих на современном механизированном и автоматизированном предприятии:

1. Интенсивность работы, давление фактора времени (срочная, аккордная работа)

2. Изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты рабочих между собой (операторы на современном предприятии).

3. Однообразная монотонная работа (работа на конвеере).

4. Недостаточная двигательная активность.

5. Различные внешние воздействия (шумы, вибрации, высокие температуры)

Таким образом, гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психологических состояний, называемых дестрессами (запредельными формами).

Особые психологические состояния

Можно выделить два типа запредельных психологических напряжений:

1. Тормозной, характеризуется скованностью и замедленностью движений ( специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия, снижается скорость ответной реакций, замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминания, проявляется рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные человеку в спокойном состоянии)

2. Возбудимый, характеризуется гиперактивностью, многословностью, дрожанием руки голоса (операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной конкретной потребностью, действия, они проверяют состояние приборов, опраляют одежду, в общении с окружающими обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, грубость, резкость, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение делятся на следующие группы:

1. Физиологический дискомфорт: несоответствие условий нормативным требованиям.

2. Биологический страх.

3. Дефицит времени.

4. Повышенная трудность задачи.

5. Повышенная значимость ошибочных действий.

6. Неуспех вследствие объективных обстоятельств.

7. Дефицит информации для принятия.

8. Недогрузка информацией.

9. Перегрузка информацией.

10. Конфликтные условия (условия, при которых выполнение одного из них невозможно)

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и, изменение которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение вызывается частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленным высокой плотностью потока проблематичных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение вызывается неоптимальными условиями деятельность сенсорных систем и возникающее в случае больших затруднений восприятия необходимой информации.

Монотония вызывается однообразно выполняемыми действиями, невозможностью переключения внимания, повешенные требования как концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония вызывается необходимостью переключения внимания в частых и неожиданных направлениях.

Физическое напряжение вызывается повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение вызывается конфликтными условиями, повышающими вероятность возникновения аварийной ситуации, неожиданным либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания вызывается необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях деятельности.

Мотивацонное напряжение связано с борьбой мотивов и выблром критериев для принятия решения.

Утомление связано с временным снижением работоспособности в связи с длительной работой.

По времени действия особые психические состояния можно разделить на следующие группы:

1. Относительно устойчивые состояния удовлетворенности работой, заинтересованностью трудом или безразличием к нему.

2. Временное состояние, возникающее под влиянием неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях рабочих.

3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовой деятельности: предрасположенность к работе, понижение готовности к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомляемость, сонливость, апатия, повышенная активность и др.

Появление особых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности и возникают спонтанно или под влиянием внешних факторов сильно изменяющих работоспособность человека – так называемые пароксизмальные расстройства сознания:

-психогенные изменения настроения

-состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов)

-группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки) характеризующиеся кратковременной (от секунды до нескольких минут) утратой сознания.

К числу постоянных факторов, повышающих индивидуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится употребление спиртных напитков. Даже незначительное употребление алкоголя увеличивает вероятность несчастных случаев в силу того, что алкоголь влияет на деятельность нервной системы и на поведение человека: нарушается управление движениями; при этом человек реагирует на внешние воздействия с меньшей быстротой и точностью или же, наоборот, слишком поспешно; колебания внимания становятся беспорядочными и менее управляемыми; нарушается широта и критичность мышления, человек делает поспешные выводы или принимает необдуманные решения.

С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкогольных напитков, она не только снижает работоспособность, но и ведет к снижению осторожности.

Под влиянием обиды, оскорбления, произвольных неудач может развиваться аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям относятся к категории повешенного риска травматизации и не должны быть допущены к ответственным работам.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

Конфликт – реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация часто возникает в области производства, когда необходимо либо с потребностями производства, либо со своей безопасностью.

Поведение срыва – при повторяющихся неудачах либо при чрезвычайных ситуациях человек может, в некотором смысле, отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него также будут проявляться реакции, похожие на смирение, апатию, пассивность, а, в некоторых случаях, на срыв.

Испуг – безусловно-рефлекторный внезапный страх. Боязнь, напротив, всегда связанная с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас – наиболее сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Паника – одна из форм страха. Ее биологическим механизмом является активно-оборонительный вид рефлекса; она также отрицательно сказывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия)

Рассматривая влияние панического состояния на поведение человека, следует выделить наиболее возможные ошибки:

1) Действие не совершается, то есть паническое состояние приводит к полной закостенелости поступков.

2) В автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, а человек совершает движения, лишние в данной ситуации.

3) Реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые, однако не соответствуют объективным требованиям защиты.

4) Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо изменений вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Состояние паники – это тот самый передаточный механизм, через который субъективные, индивидуальные факторы оказывают свое воздействие на сознание или развитие опасной ситуации.

Перечисленные выше факторы постоянно или временно повышают возможности появления опасной ситуации или несчастных случаев, но это не означает, что их воздействие всегда ведет к опасной ситуации или несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.

Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция – нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение.

Массовая паника – один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизации волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или объективно значимы общие цели, ниже сплоченность группы или авторитет ее лидеров.

Выделяются социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с общей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (наводнение, землетрясение, засуха и т. д.), общепсихологические условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способа противодействия), физиологические условия (усталость, голод, опьянение)

Мотивация или побуждение – это такие функциональные состояния организма, при которых человек стремится совершать действия, направленные на достижение определенных потребностей или результатов.

В деятельности человека проявляются пять основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность, нивелирование. Указанные мотивы нередко вступают в противоречие между собой, поэтому важно знать закономерности, которым подчиняется мотивация деятельности. Исследования показали, что при выполнении простейших заданий, где вероятность успеха была близка к единице, мотивация стремилась к нулю. Мотивация падала до нуля и тогда, когда сложность задания повышалась, а вероятность успеха резко снижалась и надежд на выполнение задания практически не было. Наибольшая мотивация возникала при выполнении задания средней трудности, где имелась достаточно высокая вероятность успеха, но где присутствовали и трудности, делающие такой успех привлекательным.

В действиях человека выделяют три функциональные части: мотивационную ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет нарушение действий в целом.

Человек нарушает требования безопасности по следующим причинам:

- незнание требование безопасности

- нежелание выполнять известные ему требования

- в связи с неумением выполнять требования

- в связи с невозможностью выполнить требования (по независящим от человека причинам)

В психологической характеристике возникновения несчастных случаев и опасных ситуаций выделяют три класса:

1. Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и/или техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и др.) и временным (состояние депрессии, алкогольного опьянения)

2. Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем, норм по безопасности труда и правил их выполнения.

3. Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических или физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с мотивационным нарушением, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация, несоответствие роста, габаритам обслуживаемого оборудования и т. д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

Эта классификация предоставляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть – пропаганда и воспитание; ориентировочная часть – обучение, отработка навыков; исполнительная – профессиональный отбор, медицинское обследование.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психологические основы безопасности жизнедеятельности в среде обитания Урок О.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Психологические основы безопасности жизнедеятельности в среде обитания Урок О.

Психологические основы безопасности жизнедеятельности в среде обитания Урок ОБЖ 10 класс

Вопросы для обсуждения • психические процессы и состояния человека; • антропо.

Вопросы для обсуждения • психические процессы и состояния человека; • антропогенные опасности, особые психические состояния; • экология психики личности, методы повышения безопасности.

Научная классификация причисляет человека к представителям животного мира. Уч.

Научная классификация причисляет человека к представителям животного мира. Учёные уже нашли около 1500 морфологических признаков, по которым можно сравнить человека и человекоподобных обезьян. Из них совпадает только треть признаков, более 300 признаков встречаются только у людей, остальные признаки имеют как сходство, так и специфические различия. Медико-биологические подходы рассматривают в основном физическое тело человека, функционирование которого (физиология) аналогично функционированию организма приматов.

Традиции древних культур разных народов в качестве важнейшего отличия человек.

Традиции древних культур разных народов в качестве важнейшего отличия человека от животного называют наличие души, которая способна болеть, плакать, петь, грустить, ликовать. Совершенствование души рассматривается как главная миссия человека в земной жизни. Именно душевная работа позволяет человеку жить по-человечески: быть милосердным, гуманным, добрым, поступать в жизни по совести, стараться созидать, творить добро в сложном и противоречивом мире людей. Именно совесть — главная нравственная основа душевной организации человека. В каждый момент жизни человек делает выбор: жить или не жить по совести.

Основные мировые религии называют тело человека храмом, в котором душа и разу.

Основные мировые религии называют тело человека храмом, в котором душа и разум должны быть едины, жить в гармонии и творить добро. Сильные переживания истощают душу и могут привести к болезням. Душу невозможно увидеть, поэтому её лечить труднее, чем тело. Во многих вероисповеданиях считается, что лечить нужно сначала именно душу, а затем тело. Прошедшее столетие дало жизнь науке психологии, которая выявляет законы жизни психики и разрабатывает способы психологической помощи людям.

В психологии выделены следующие отрасли знания: психолингвистика, психология.


Психическая деятельность человека (психика) — функция головного мозга, котора.

Психическая деятельность человека (психика) — функция головного мозга, которая формирует как непосредственное представление человека об окружающей действительности, так и опосредованное — на основе умозаключений и суждений (мыслительной деятельности). Психическая деятельность включает процессы чувствования (восприятия, ощущения) и мышления (память, внимание, волю, логику, интуицию). Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.

Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная орга.

Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех элементов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (через психику) с внешней и внутренней средой в конкретной ситуации жизнедеятельности. Различают следующие психические состояния: бодрость, усталость, агрессия, эйфория, скука, депрессия, апатия, переживание, печаль, радость и др. Своеобразие течения психических процессов определяется индивидуальными особенностями личности: наследственными и приобретенными в социальной адаптации. Психические состояния в конкретный момент могут положительно или отрицательно влиять на качество психических процессов и психической деятельности людей. Эго важно учитывать, чтобы эффективно управлять собой, своими психическим состоянием и состоянием других людей.

В середине XX в. американский психолог, нейрофизиолог Р. Сперри открыл явлени.

Определяющим фактором в развитии психики является осознанный труд и постоянна.

Определяющим фактором в развитии психики является осознанный труд и постоянная разнообразная мыслительная деятельность. Психология разрабатывает гигиенические рекомендации по экологии психики — экологической культуре управления чувствами и эмоциями, мыслительной деятельностью. Физиологические особенности работы нервной системы человека. Нервная система состоит из двух функциональных отделов: соматической и вегетативной систем. Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, а вегетативная нервная система работает автономно и не подчиняется воле человека. Она контролирует работу внутренних органов и обмена веществ. Её действие непроизвольно и основано на рефлексах. Работа этой системы наиболее ощутима при воздействии на очень стрессовые факторы. Оно проявляется в виде возбуждения, а после окончания действия стрессора – успокоения.

Что же может нарушить привычный жизненно важный порядок деятельности вегетати.

Теорию стресса разработал канадский учёный Г. Селье (1936). По теории Г. Сель.

Теорию стресса разработал канадский учёный Г. Селье (1936). По теории Г. Селье, развитие стресса проходит три стадии (фазы стресса): • фазу тревоги — мобилизации защитных физиологических реакций за счёт повышения активности симпатической нервной системы, регулирующей выброс гормонов; • фазу резистентности — повышения устойчивости организма к воздействию стрессора под действием гормонов; • фазу истощения — снижения уровня выработки гормонов, резкого ухудшения состояния организма, нарушения адаптации.

Адаптивность — это стойкость, выносливость, устойчивость организма человека к.

Адаптивность — это стойкость, выносливость, устойчивость организма человека к резким внешним (экзогенным) и внутренним (эндогенным) изменениям условий жизнедеятельности. Адаптивность — индивидуальная характеристика адаптационных (приспособительных) возможностей организма человека, поэтому ответ на воздействие одного и того же стрессора у людей разный. Люди, работающие в экстремальных условиях, должны соблюдать специальные правила, определяющие время и интенсивность труда, перерывов, отдыха, контроль состояния здоровья и утомления. Необходимое условие безопасности жизнедеятельности — контроль за психическим состоянием человека. Угрозу представляют особые психические состояния, которые не являются постоянными свойствами личности, но возникают спонтанно или под влиянием внешних факторов и сильно изменяют поведение, мышление и работоспособность человека. В медицине и психологии особые психические состояния называют пароксизмальными расстройствами сознания: резкая смена или снижение настроения, кратковременная потеря сознания (от нескольких секунд до нескольких минут), безразличие, вялость, заторможенность, нарушение координации.

Причиной психогенных изменений настроения (пароксизмов) может стать приём пси.

Причиной психогенных изменений настроения (пароксизмов) может стать приём психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков, наркотиков, сильнодействующих лекарств), проявление заболеваний головного мозга (травмы, эпилепсия, обморок и др.). Аффективные состояния могут быть вызваны обидой, неудачей, конфликтом, тревогой, страхом, внезапным испугом, паникой. В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение ресурса сознания и проявляется защитная агрессия, импульсивность или, наоборот, оцепенение, бегство (от реального или придуманного врага, опасности). Например, очень трудно спастись в толпе, особенно в условиях паники. Только здоровое сознание, здоровая адаптивная (способная к адаптации, приспособлению) психика человека — реальный фактор и условие его выживания в обстановке психической напряжённости, в экстремальной ситуации природного или социально-техногенного характера.

Домашнее задание п. 5 Психологические основы безопасности жизнедеятельности в.

Домашнее задание п. 5 Психологические основы безопасности жизнедеятельности в среде обитания . Прочитать, конспект


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

I. Теоретическая часть

1. Психологическая безопасность личности

1.1. Структура и критерии психологической безопасности личности

Психологическая безопасность личности необходима для сохранения жизни и здоровья человека, способствует его полноценному развитию и самореализации. Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности личности является основой успешности, благополучия в жизни и жизнестойкости в чрезвычайных ситуациях. Основные направления, рассматривающие безопасность человека (табл.1) 1 .

Направления анализа безопасности человека


Направление, рассматривающее человека как субъекта деятельности, обладающего мощным жизненным потенциалом, дающим возможность преодолевать трудности, обеспечивать безопасность в различных ситуациях, является наиболее значимым и перспективным для науки.

Психологическая безопасность — защищенность человека с учетом внешних и внутренних условий безопасности (опыт субъекта, способность и готовность идентифицировать, прогнозировать и уклоняться от опасностей, владение знаниями, умениями и навыками поведения в ЧС, уровень развития способностей, мотивация к обеспечению безопасности жизнедеятельности) 2 .

Структура психологической безопасности: система отношений субъекта, удовлетворенность жизнью, социальная активность. Психологическая безопасность дает возможность личности сохранять целостность, развиваться и реализовывать свои цели в процессе жизнедеятельности.

Критерии психологической безопасности:

1) индивидуально-психологические особенности человека;

2) индивидуальный опыт человека;

3) целостность личности;

4) развитие человека, его личностный рост;

5) самоактуализации личности;

6) гармония с самим собой.

Основным компонентом психологической безопасности является психологическое здоровье личности 3 .

Г. С. Никифоров в качестве критериев психологического здоровья выделяет психические процессы, состояния и свойства личности 7 .

Критерии психологического здоровья


1.2. Качества безопасной личности

Субъект, который строит свою жизнь в гармонии с обществом, природой, способный реализовать свой жизненный потенциал, имеющий смысловую регуляцию своей жизнедеятельности, обладает высоким уровнем психологической безопасности. Он способен сохранять свою безопасность благодаря преобразованию опасностей в фактор собственного развития. Личностный потенциал, включающий субъектность как основной компонент, представляет собой базу психологической безопасности человека.

Структура субъектности


Эмоциональная неустойчивость проявляется изменениями настроения, поведение импульсивное, непоследовательное, отсутствует самоконтроль, имеют место аффективные вспышки, чрезмерная раздражительность. Перечисленные проявления проявляются постоянно, независимо от ситуации. Высокий уровень эмоциональной неустойчивости используется для диагностики психических заболеваний.

Склонность к рискованному поведению может проявляться у человека под воздействием ситуационных факторов или благодаря наличию у него определенных индивидуальных качеств.

Сравнительный анализ качеств безопасной личности и личности, предрасположенной к опасности



Готовность к риску имеет возрастные (с возрастом уменьшается), половые (у женщин ниже, чем у мужчин), групповые (проявляется сильнее в группе) особенности проявления.

Самоуверенность (чрезмерная уверенность в себе) часто приводит к возникновению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека.

Виктимность — склонность субъекта к поведению жертвы.

Виктимные качества


2. Защищенность личности от негативных воздействий среды обитания

2.1. Информационно-психологическая безопасность личности в современном мире

Информационная безопасность личности — защищенность личности, которой не может быть нанесен ущерб в результате воздействия окружающего информационного пространства.

Информационно-психологические атаки могут приводить к негативным последствиям в различных сферах жизни общества. Например, могут негативно повлиять на работу социальных институтов, государственных и общественных организаций.

Источниками информационно-психологических воздействий являются: СМИ (печатные издания, радиовещание, телевидение); политические партии и движения, формирующие общественное мнение.

Источники угроз информационно-психологической безопасности личности:

2) внутренние (индивидуальные особенности личности 18 ).

2.2. Психологическая защита личности

Психологическая защита личности направлена на устранение чувства тревоги или сведение его до минимальных значений.

Психологическая защита как нейтрализация манипуляций в процессе межличностного взаимодействия рассматривается рядом исследователей (Г. В. Грачевым, А. А. Деркач, Е. Л. Доценко). Психологические защиты имеют сложное строение и обеспечивают личности психологическую защищенность от психологического внутреннего дискомфорта и внешнего психологического воздействия.

Виды психологической защиты


Индивидуально-личностная защита может проявляться в следующих формах (рис. 1):

Межличностная психологическая защита — деятельность личности для сохранения своей целостности с помощью изменения характера внешнего взаимодействия.

Таксономия межличностных психологических защит



Рис. 1. Индивидуально-личностные средства защиты

Индивидуальные стратегии поведения личности формируются в процессе ее социализации.

Стратегии поведения личности


В результате системного взаимодействия сфер психики человека формируется его индивидуальная стратегия поведения.

Поведение личности зависит от эмоционального восприятия и когнитивной оценки ситуации (первичной: оценка угрозы и вторичной: оценка своих возможностей при решении проблемы). В результате формируется стратегия поведения — коппинг, меняется оценка ситуации и самочувствие человека в позитивную сторону (рис. 2).


Рис. 2. Процесс формирования коппинг-поведения

Формы межличностной защиты



Основными факторами формирования внутриличностной психологической защиты являются проблемы семейного воспитания, акцентуации характера и проблемы адаптации.

Таксономия внутриличностных психологических защит



2.3. Психологическая безопасность и причины травматизма

В связи с проявлением высокого уровня производственного травматизма в ХХ в. ученые обратили внимание на изучение психологических и личностных причин несчастных случаев. Исследования данной проблемы показали, что из выборки испытуемых, работающих в одних и тех же условиях и осуществляющих одинаковую работу всегда можно выделить субъектов, которые вообще не имели травм, субъектов, у которых были от одного до двух случаев травмирования, и субъектов, травмирующихся часто.

Применение методов статистического анализа позволило исследователям сделать вывод, что имеет место индивидуальная предрасположенность к несчастным случаям у испытуемых. Карлом Марбе была разработана теория психологической предрасположенности к несчастным случаям, в которой он доказал, что вероятность травмирования человека можно вычислить с помощью статистических методов на основании числа несчастных случаев, которые были у данного субъекта ранее. Автор показал, что причиной несчастных случаев является общая предрасположенность человека к несчастным случаям, которая включает психологические и физиологические свойства субъекта.

К. Марбе считал, что люди с повышенной способностью переключаться (быстро адаптирующиеся к новым, неожиданно возникающим ситуациям) имеют высокую степень защищенности от несчастных случаев.

Пониженная способность субъекта переключаться является показателем его предрасположенности к травматизму. Данная предрасположенность является врожденной характеристикой.

Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №1
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №2
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №3
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №4
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №5
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №6
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №7
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №8
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №9
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №10
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №11
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №12
Психология безопасности жизнедеятельности, слайд №13

 Психология безопасности жизнедеятельности

Слайд 1

 Психология безопасности – это дисциплина, изучающая применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

Слайд 2

Психология безопасности – это дисциплина, изучающая применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

 При освещении данной проблемы практический интерес представляет изучение особенностей психических процессов и психических состояний человека, психологических причин возникновения несчастных случаев, методов и путей повышения психологической надежности безопасности антропогенной деятельности.

Слайд 3

При освещении данной проблемы практический интерес представляет изучение особенностей психических процессов и психических состояний человека, психологических причин возникновения несчастных случаев, методов и путей повышения психологической надежности безопасности антропогенной деятельности.

 Психологические процессы и их состояния Познавательные; Эмоциональные; Волевые психические процессы (ощущения, восприятие, память и т.д.).

Слайд 4

Психологические процессы и их состояния Познавательные; Эмоциональные; Волевые психические процессы (ощущения, восприятие, память и т.д.).

 Стресс Реакция организма на внешние воздействия в процессе жизнедеятельности постоянно меняется, так как человек , преодолевая возникающие трудности и опасности, стремится приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды. При этом возникает психическое состояние – стресс.

Слайд 5

Стресс Реакция организма на внешние воздействия в процессе жизнедеятельности постоянно меняется, так как человек , преодолевая возникающие трудности и опасности, стремится приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды. При этом возникает психическое состояние – стресс.

 Дистресс При превышении уровня стресса в организме развивается процесс гипермобилизации, которая влечет за собой нарушение механизма саморегуляции, и результаты деятельности ухудшаются вплоть до полного срыва – дистресс.

Слайд 6

Дистресс При превышении уровня стресса в организме развивается процесс гипермобилизации, которая влечет за собой нарушение механизма саморегуляции, и результаты деятельности ухудшаются вплоть до полного срыва – дистресс.

 В условиях современного технически насыщенного производства рабочим приходится сталкиваться с различными факторами (стрессорами), действующими отрицательно на функции центральной нервной системы и психику: Интенсивность выполнения производственных заданий; Давление фактора времени; Изолированность и недостаточные межличностные контакты людей при выполнении технологических операций; Однообразие и монотонность работы; Низкая двигательная активность; Комплекс внешних воздействий производственной среды (шум, вибрации, высокие или низкие температуры и т.д.).

Слайд 7

В условиях современного технически насыщенного производства рабочим приходится сталкиваться с различными факторами (стрессорами), действующими отрицательно на функции центральной нервной системы и психику: Интенсивность выполнения производственных заданий; Давление фактора времени; Изолированность и недостаточные межличностные контакты людей при выполнении технологических операций; Однообразие и монотонность работы; Низкая двигательная активность; Комплекс внешних воздействий производственной среды (шум, вибрации, высокие или низкие температуры и т.д.).

 В настоящее время выделяют два типа запредельного психического напряжения: Тормозной тип (скованность и замедление движений, снижение памяти, повышение рассеянности); Возбудимый тип (гиперактивность, многословие, дрожание рук, вспыльчивость, раздражительность).

Слайд 8

В настоящее время выделяют два типа запредельного психического напряжения: Тормозной тип (скованность и замедление движений, снижение памяти, повышение рассеянности); Возбудимый тип (гиперактивность, многословие, дрожание рук, вспыльчивость, раздражительность).

 Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение: Физиологический дискомфорт (несоответствие условий обитания); Биологический страх; Дефицит времени на выполнение поставленной задачи; Повышенная трудность задачи; Наличие релевантных помех; Перегрузка информации.

Слайд 9

Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение: Физиологический дискомфорт (несоответствие условий обитания); Биологический страх; Дефицит времени на выполнение поставленной задачи; Повышенная трудность задачи; Наличие релевантных помех; Перегрузка информации.

 Психологические причины возникновения опасностей Лень; Экономия времени; Адаптация к опасности или ее недооценка; Ориентация на идеалы; Сознательное игнорирование правил безопасного поведения; Привычка работать с нарушениями; Склонность к риску.

Слайд 10

Психологические причины возникновения опасностей Лень; Экономия времени; Адаптация к опасности или ее недооценка; Ориентация на идеалы; Сознательное игнорирование правил безопасного поведения; Привычка работать с нарушениями; Склонность к риску.

 Методы повышения психологической надежности и безопасности жизнедеятельности Выделяют три функциональные части: Мотивационная; Ориентировочная; Исполнительная.

Слайд 11

Методы повышения психологической надежности и безопасности жизнедеятельности Выделяют три функциональные части: Мотивационная; Ориентировочная; Исполнительная.

 Целенаправленные профилактические мероприятия против опасностей Создание психологического настроя на безопасность; Стимуляция безопасности жизнедеятельности; Обучение безопасности жизнедеятельности; Правила безопасности; Профессиональный отбор, контроль и оптимизация психофизического состояния.

Слайд 12

Целенаправленные профилактические мероприятия против опасностей Создание психологического настроя на безопасность; Стимуляция безопасности жизнедеятельности; Обучение безопасности жизнедеятельности; Правила безопасности; Профессиональный отбор, контроль и оптимизация психофизического состояния.

Читайте также: