Психогигиена и умение управлять своими эмоциями обж доклад

Обновлено: 02.07.2024

Психиогигиена - это отрасль прикладной психологии, отвечающая за сохранение достигнутого, поддержку и укрепление психического здоровья человека и общества.

Люди, прошедшие психиатрическое лечение, реабилитацию или психотерапию, в большей степени нуждаются в специализированных техниках психогигиены, собственно для них и была создана эта отрасль в 1900 году. Для каждого случая из всех методов и вариантов подбирается свой коктейль. Например, у клиентки возникла проблема с ревностью, которая довела её до невротического состояния. На последней консультации после успешно проведенной работы, когда проблема невроза и доверия в текущих отношениях была уже решена, мы подробно обсудили вопрос, что она планирует делать дальше, чтобы снова не впадать в такое эмоциональное состояние.

В процессе работы мы внимательно изучили, как от мелких и незначительных вопросиков и уколов чувств она дошла до бессонницы и нервной астении, и завершая работу, выработали ряд мер, которые можно предпринимать заранее, уже зная такую особенность своего характера. Например, своевременное обсуждение возникшего вопроса со своим партнёром или с самой собой поможет ей не копить неосознанные тревоги, а решать многие из них на месте.

Осознанная концентрация на текущем моменте поможет адекватно воспринимать его значимость в сравнении с туманным прошлым. Планирование собственных, независимых от партнёра дел и увлечений укрепит ее внутренний баланс и даст и практическое понимание того, что досуг врозь - не причина тревоги.

Возможность заниматься чем-то своим в его доме позволит чувствовать себя более уверенно в отношениях с ним, что снизит общий уровень тревожности. Конечно, с каждым клиентом разговор идёт не в общих словах и банальных фразах, а о том, что конкретно именно вы можете сделать, как именно вы можете применить этот постулат, эту идею, чтобы это, во-первых, было реализовано, а не осталось просто красивой фразой, и, во-вторых, работало как надо.

Однако и людям, никогда не обращавшимся за какой бы то ни было психологической помощью, некоторые навыки и знания будут полезны – чтобы и впредь никогда за ней не обращаться!

Многие из этих навыков вы знаете, но давайте соберём их в некую систему, ведь знания всегда лучше работают, когда их применяют комплексно и осознанно.

Заботясь о своём психическом здоровье и о том, чтобы у вас под рукой всегда был нужный ресурс, вам следует равно уделять внимание и телу, и разуму и эмоциональной составляющей.

Поэтому если вы задумались о сохранении у себя хорошего настроения, внимания, работоспособности и способности к хорошему качественному отдыху, чтобы у вас было терпение воспитывать детей, мудрость сохранять отношения в браке и делать его счастливым – не забывайте о правильном рационе и приёме витаминов. Это очень просто и реально при любом бюджете.

Также, одной из важнейших мер будет адекватная физическая активность. С точки зрения баланса гормональной системы организма для женщин наилучшим средством поддержания не только формы, но и психики является бег. Или его суррогаты – велосипед, скакалка, степ-аэробика. Для мужчин – вертикальные нагрузки, такие как подъём веса, приседания, подтягивания.

И, что должно вас порадовать, для достижения психического результата вам не понадобится так много времени, как для достижения результата физического – нетренированному организму достаточно той, нагрузки, которую он может осилить. Первая пробежка, длинной в один квартал, который вы еле осилили, даст такой же заряд для НС, как получасовая, для тренированного подтянутого тела.

Кроме того, прекрасно действует на организм обливания холодной водой или контрастный душ.

2. Разум - важный инструмент и в плане психогигиены мы применяем его для рационализации тревог, осознания потребностей и формулирования желаний. Чем более осознана ваша жизнь, тем более вы успешны и стабильны в личностном плане.

Простой пример – жена тревожится из-за предстоящих крупных перемен в жизни, переезда, значительных трат и рисков. Не осознавая причин своего состояния, она начинает цепляться к мужу и ребенку, пытаться всё контролировать, влезать во все мелкие аспекты дел. Неосознанная тревога выражается во всём, расплывается в повседневной деятельности, накрывая все её части. Поняв, что причина тревоги находится локально в одном аспекте текущей жизни, конечно, жена не перестанет тревожиться, но сможет, во-первых, удерживать свою тревогу в адресной зоне, не чувствуя её во всём подряд и, соответственно, не мучая ею свою семью, и во-вторых, может более эффективно её выпускать, нейтрализуя тревогу вместо того, чтобы ее накапливать.

Вместо того, чтобы неосознанно тревожась, контролировать и критиковать мужа, она может пожаловаться ему на свои чувства и попросить помощи. Кто скорее получит эмоциональную поддержку – жена-пила или напуганная девочка?

Делайте свою жизнь максимально осознанной, заведите привычку фиксировать (не зацикливаться, а просто фиксировать) свои эмоции, ощущения, желания, чтобы с помощью мозга разбираться с ними, иначе они автоматически попадают в хорошо известное всем место, чтобы потом огрести себе проблем.

Это особый навык, и его можно у себя развить – ловить себя на неосознанных стремлениях. Почувствовали что-то непонятное – не отмахивайтесь, не сбрасывайте со счетов. Попробуйте зафиксировать и понять, что это, к чему относится, актуально ли оно сейчас для вас, если актуально – что вы можете сделать, а чего не можете.

Другое важное направление работы разума в деле нашего психического здоровья - это токсичное мышление, точнее борьба с ним. Токсичное мышление в той или иной степени свойственно нам всем – это обдумывание и прокручивание в голове (с привлечением эмоционального реагирования) неприятных ситуаций, настоящих или вымышленных, разговоров и идей.

Планирование и разбор ситуации с поиском ошибок отличается от токсичного мышления. В отличие от первого токсичные мысли имеют навязчивый характер и не приносят никакой пользы. Борьба с токсичными мыслями - важный пункт психогигиены. И это очень большая тема, которой стоит уделить отдельное место в нашем журнале, вкратце же можно сказать – ловите себя на псевдодиалогах с людьми и пресекайте эту мыслительную деятельность, заменяя какой-то другой, любой другой.

Если же ваша токсичная мысль лежит в области продумывания ситуаций – сделайте этот процесс эффективным, осознайте свою текущую задачу, поставьте конечную цель мыслительного процесса – что вы хотите в итоге придумать, и думайте в этом направлении. Мыслительная деятельность, как и любая другая, может быть хаотичной и бесцельной, а может быть целенаправленной и эффективной. Хаотичная только съедает ресурс, который у нас с вами не бесконечен. Целенаправленное потребление ресурса в процессе при достижении результата возвращает его обратно и часто с прибылью.

Кроме вышеперечисленного, хорошим приёмом психогигиены является освежение в памяти приятного, важного, главного. Чаще вспоминайте о хорошем в вашей жизни и семье. С удовольствием рассказывайте приятные эпизоды из прошлого.

Возьмите себе за правило регулярно вспоминать первую, романтическую фазу ваших отношений с мужем, женой, регулярно выводить на поверхность то хорошее, что вы видите в этом человеке, в ваших отношениях. Именно на поверхности мышления, а не где-то интуитивно, напоминать себе о ваших целях и приоритетах в построении отношений с близкими и с детьми. Ведь если пустить дело на самотёк, то более мелкие, но ежедневные, ежесекундные вещи заслонят собой более важное и крупное в вашей жизни, и тогда оно может исчезнуть.

3. Один из важнейших пунктов эмоциональной психогигиены - это своевременный выход эмоций , как положительных, так и отрицательных. Самый мощный источник наших эмоций – общение с близкими. О важности своевременного и максимально адекватного выражения негативных эмоций мы знаем, эта тема на слуху.

Но мало внимания обращается на то, что не менее, а может даже и более, важно свободно выражать позитивные чувства, благодарность, признательность, радость и любовь. На первый взгляд, кажется, что это не проблема. Но подумайте – всегда ли вы легко выражаете свои чувства? Не гасите ли вы их из-за страха, неловкости, неумения, ранимости?

В ходе консультирования или проведения тренингов нередко оказывается, что у многих людей есть большие затруднения в выражении благодарности и признательности, хотя потребность выразить эти чувства есть.

О вопросе психогигиены можно говорить много и подробно в разных аспектах, мы обязательно вернёмся к этой важной теме в других публикациях. А пока надеемся, что то направление мысли, которое задано в этой статье, будет для вас полезно и наведёт вас на конструктивные, осознанные и позитивные мысли.

Психогигиена – одно из направлений гигиены, науки о здоровье. Это самостоятельная дисциплина и наука на стыке психологии и медицины. Она имеет свою цель, задачи и методы, а также несколько подразделов.

психогигиена

Что такое психогигиена

Цель и задачи

Цель науки – выявление негативных факторов и разработка мероприятий по их устранению.

В задачи психогигиены входит следующее:

  • изучение природы человеческого здоровья и саногенного потенциала личности;
  • определение направлений и правил практической работы;
  • разработка профилактических основ.

Особое внимание уделяется пропаганде здорового и оздоравливающего образа жизни, распространению информации о том, как нужно заботиться о психике. Эту и другие виды психогенной работы проводят не только психологи и психотерапевты, но также социальные работники, педагоги, медики. В широком смысле в этом должна быть заинтересована вся власть на национальном, государственном, областном, городском уровне.

Разделы психогигиены

В структуру психогигиены входят следующие разделы:

  • возрастная психогигиена (забота о здоровье в соответствии с возрастом человека, например, разработка режима дня для школьника);
  • психогигиена быта (профилактика аддикций, планирование быта для людей с уязвимой нервной системой);
  • психогигиена труда и обучения (забота о психическом здоровье в процессе профопределения, обучения, работы, профилактика конфликтов, выгорания, монотонии, переутомления и других негативных психологических явлений на производстве и в образовательном учреждении);
  • психогигиена семьи и секса (забота о благоприятном психологическом климате в семье и гармонии в отношениях партнеров);
  • психогигиена коллективной жизни (забота о психологической совместимости, профилактика конфликтов и других трудностей в межличностных отношениях).

В отдельную категорию выделяют медицинскую психогигиену (психогигиену больного). Это еще один раздел, который пришел из психиатрии (1948 год). Этот раздел изучает психическое здоровье медработников и пациентов. Сюда входит и забота об отношениях между больными и персоналом, и забота о создании благоприятной атмосферы в больницах, и о профилактике конфликтов в коллективе, истощения и т.д. Успех лечения во многом зависит от психического состояния больного и врача, характера их взаимоотношений, отношения каждого из них к болезни.

Направления

Как и в большинстве наук, в психогигиене можно выделить три направления: теоретическое, практическое и прикладное. Им соответствуют следующие описания:

  1. Теоретическое направление изучает общие вопросы формирования и охраны психического здоровья. Рассматривает цели и задачи, принципы работы по формированию, развитию и охране психического здоровья.
  2. Прикладное направление разрабатывает и изучает конкретные методы, способы, техники по формированию, развитию и охране психического здоровья. Это направление ищет практическое применение теории в различных условиях.
  3. Практическое направление подразумевает непосредственное применение найденных методов. Однако практика может существовать и вне теории, в этом она похожа на житейскую психологию. То есть люди (профессионалы и непрофессионалы) интуитивно находят способы охраны здоровья или пользуются альтернативными практиками, например, медитацией.

Уровни практического направления

Психогигиеническая работа (практическое направление) реализуется на нескольких уровнях:

  1. Национальный. Укрепление здоровья нации через государственную политику и работу социальных институтов. Основной инструмент – информирование о методах психологической помощи или самопомощи. Сюда же относится контроль над СМИ.
  2. На уровне организации. В детских садах, школах, техникумах, университетах, на предприятии руководство, директора должны заботиться о здоровье своих подопечных и коллектива как единого организма.
  3. На уровне семьи. Речь идет об отношениях между мамой и папой, другими членами семьи, а также о детско-родительских отношениях и стиле семейного воспитания. Семья – основной социальный институт, который влияет на становление личности, поэтому важно уделить этому отдельное внимание.
  4. На уровне личности (психогигиена личности). Подразумевает самопомощь человека или помощь одного субъекта другому в условиях взаимодействия. Учитывает особенности конкретной личности и специфику окружающей среды. Притом особое внимание уделяется принципам и методам самопомощи, так как ни один другой человек или институт не может помочь индивиду настолько, насколько он сам может помочь себе.

Результат психогигиены

Как мы уже говорили, информирование и просвещение – основные средства психогигиены. Поэтому ее результатом считают психогигиеническую компетентность людей. Она состоит из следующих элементов:

  1. Убеждения на оздоровление и сохранение здоровья, отношение к здоровью как к высшей ценности, мотивация вести здоровый образ жизни.
  2. Знания, умения и навыки, помогающие справляться со стрессогенными факторами и минимизировать влияние психотравм.
  3. Ориентация на саморазвитие, изучение и раскрытие личного потенциала, обучение самоконтролю и саморегуляции.
  4. Практические действия, нацеленные на оздоровление, развитие саногенного мышления, коррекцию образа жизни.

Психогигиена и психопрофилактика

Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. В задачи последней входит профилактика развития психических расстройств и предупреждение перехода психических заболеваний в хроническую форму.

Психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной. Каждая из них имеет свои особенности:

  1. Первичная профилактика предполагает предупреждение развития болезней у здорового населения. Это работа с группами риска: те, кто трудятся на опасном или тяжелом производстве, люди с соматическими заболеваниями, родственники больных, люди низкого социального уровня и другие.
  2. Вторичная психопрофилактика подразумевает раннее выявление и устранение заболеваний, предотвращение их перехода в хроническую форму, предупреждение рецидивов.
  3. Третичная психопрофилактика подразумевает работу с тяжело больными людьми для предотвращения их инвалидизации, предупреждение развития осложнений.

Отдельно выделяют психопрофилактику детского и подросткового возраста, позднего возраста, семьи и сексуальной жизни.

Психогигиена и управление эмоциями

Под управлением эмоциями подразумевается способность понимать, проговаривать, рационально выпускать свои эмоции, прорабатывать их и отпускать. Речь ни в коем случае не идет о подавлении эмоций, речь идет об их принятии и адекватном восприятии. Умение управлять эмоциями помогает бесконфликтно взаимодействовать с другими людьми и жить в гармонии с собой, способствует сохранению психического здоровья.

Мы приготовили общий план по развитию осознанности и навыка управления эмоциями:

В современное время состояние психического здоровья является одним из основных показателей здоровья общества и поэтому выбранная мною тема психогигиена и психопрофилактика очень актуальна на сегодняшний день.
Каждый день абсолютно здоровые люди подвергаются стрессам, психическим расстройствам, а вследствие этого и психическим заболеваниям.

Содержание

1 Введение
2. Психогигиена
3. Возрастная психогигиена
4. Психогигиена быта
5. Психогигиена семейной жизни
6. Психогигиена трудовой деятельности и обучения
7. Психопрофилактика
8. Режим дня. Сон и его гигиена
9. Заключение
10. Литература

Работа содержит 1 файл

Копинг.doc

  • 1 Введение
  • 2. Психогигиена
  • 3. Возрастная психогигиена
  • 4. Психогигиена быта
  • 5. Психогигиена семейной жизни
  • 6. Психогигиена трудовой деятельности и обучения
  • 7. Психопрофилактика
  • 8. Режим дня. Сон и его гигиена
  • 9. Заключение
  • 10. Литература

В современное время состояние психического здоровья является одним из основных показателей здоровья общества и поэтому выбранная мною тема психогигиена и психопрофилактика очень актуальна на сегодняшний день.

Каждый день абсолютно здоровые люди подвергаются стрессам, психическим расстройствам, а вследствие этого и психическим заболеваниям.

Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а так же облегчения острых психотравматических реакций (психогений).

В своем реферате я рассмотрю разделы психогигиены, определение понятия психопрофилактики, а также режим дня и гигиену сна.

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно- психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. В психогигиене выделяют следующие разделы:

1) возрастная психогигиена,

2) психогигиена быта,

3) психогигиена семейной жизни,

4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.

Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом.

Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.

Психогигиена семейной жизни

Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного воспитания детей.

Психогигиена трудовой деятельности и обучения

Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии- ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы .выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.

В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный срыв, особенно часто наступающие в период экзаменов. Остановимся на этом подробнее. В охране здоровья подрастающего поколения ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку почти все дети учатся на протяжении 10 лет, и учение составляет эти годы приходятся 2 опасных .кризиса (7-8 лет и пубертатный период -13-15 лет), когда растущий организм особенно реактивен и наиболее подвержен невротизирующим влияниям.

Задачи психогигиены учебных занятий следующие;

1) способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей;

2) стремиться к тому, чтобы учение приносило детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, что в свою очередь, явится залогом психического здоровья;

3) избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей;

4) предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.

В проблеме сохранения психического здоровья детей очень часто существенен начальный период обучения. С поступлением в школу на ребёнка обрушивается масса новых впечатлений и требований:

строгое соблюдение правил поведения;

длительное пребывание в относительно неподвижной позе;

интенсивная умственная деятельность;

включение в многоликий коллектив сверстников;

появление нового непререкаемого авторитета учителя и т. д.

Так или иначе, процесс адаптации к новым условиям социального существования у многих детей протекает болезненно, ему сопутствует период неадекватных реакций. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, на переменах нарушают нормы поведения, кричат, бегают или наоборот, замкнуты, пассивны. При контакте с педагогом они смущаются, при малейшем замечании плачут. У некоторых детей появляются признаки невроза, они теряют аппетит, плохо спят, капризничают. У большинства детей адаптация к школе полностью наступает лишь к середине первого года обучения. У некоторых она значительно затягивается. Здесь велика роль школы. Правильное поведение педагога - его терпение и доброжелательность, постепенное включение детей в учебную нагрузку с соблюдением гигиенических норм - облегчает период адаптации.

Длительность и трудность урока - это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют на всех, но не в равной степени вызывают (да и не у всех одинаковое) утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип высшей нервной деятельности ученика, степень утомления, с которой он приступил к работе, психическое состояние от предшествующих факторов. Снижение утомительности урока в первую очередь зависит от его длительности и трудности изучаемого материала. Опыт показывает, что в последние 10 минут урока внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Психогигиенической регламентации подлежит длительность отдельных учебных операций. Установлено, что продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 15 минут, а в первом классе -10 минут. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект. Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе - чрезвычайно существенного элемента психогигиены. Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основы психогигиены и психопрофилактики

Понятие о психогигиене

Психогигиена – это прикладное направление психологии, в котором разрабатываются и применяются меры, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей.

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. Психогигиена сестринского персонала.

· удовлетворенность содержанием и результатами своей деятельности;

· оптимальные условия труда (добиться труднее всего);

· возможность релаксации (сон, отдых в течение рабочего дня, индивидуальные способы расслабления);

· распределение ответственности между всеми членами коллектива;

· микроклимат в коллективе.

Психогигиена сестринского персонала

Обеспечение следующих психогигиенических условий необходимо для сохранения физического и душевного здоровья медработников:

удовлетворение содержанием и результатами своей деятельности;

оптимальные условия труда (как правило, этого добиться тяжелее всего);

возможность релаксации (сон, отдых в течении рабочего дня, индивидуальные способы расслабления и концентрации);

распределение ответственности между всеми членами коллектива;

комфортный микроклимат в коллективе, когда взаимоотношения с коллегами определяются общей целью, доверием и взаимопомощью.

ПСИХОГИГИЕНА ПАЦИЕНТА

К физическим факторам можно отнести санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ (инфекционная безопасность, температура воздуха в палатах, процедурных и других помещениях, шум, запах, освещённость, цвет стен, белья, мебели, одежды персонала и пациентов, питание и т.д.).

Психические факторы – психологический микроклимат самого лечебного отделения (стиль отношения между медработниками), а также взаимоотношения пациента с персоналом, другими пациентами или близкими людьми.

К социальным факторам относятся различные материальные проблемы, связанные с помощью лечения, реабилитации, профилактики осложнений и т.д.;

Духовные факторы – возможность чтения, рисования, музицирования, общения с близкими по духу людьми, и т.д.

Психогигиена взаимоотношений сестринского персонала и пациента имеет ведущее значение при лечении и уходе.

В психогигиене выделяют следующие разделы:

1. Возрастная психогигиена

2. Психогигиена быта

3. Психогигиена семейной жизни

4. Психогигиена трудовой деятельности и обучения.

Возрастная психогигиена включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся, прежде всего, к детскому и пожилому возрасту.

Основными условиями воспитания являются:

развитие и тренировка процессов торможения,

обучение преодолению трудностей.

Так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка.

Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка стереотипа.

Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.

Выделяют следующие возрастные периоды:

младенчество — до 1 года

детство — до 11 лет

отрочество — 12—15 лет

юность — 16—21 год

зрелость — 22—50 лет

обратное развитие — 51—70 лет

старость — 70 лет и старше.

Психогигиена быта

Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению.

И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.

Психогигиена семейной жизни

Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие.

Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного воспитания детей.

Психогигиена трудовой деятельности и обучения

Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду.

Выбор профессии - ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.

4. Ятрогения

Ятрогения – (греч. iatros – врач, genes – порождающий)

Профессиональные оценки ятрогении отличаются еще большим разнообразием:

«Сущность ятрогении может быть описана тремя группами слов:

1) описывающими механизм возникновения ятрогении (действие, вмешательства, влияния, поведение, поступки, высказывания, ошибки);

3) и, наконец, дающими качественную оценку свершившихся событий (неблагоприятные, негативные, отрицательные, вредные, нежелательные, побочные).

Здесь следует отметить, что изначальная трактовка ятрогении, как ни странно, не содержит ни оценки последствий деятельности врача (благоприятные или неблагоприятные), ни объекта приложения его знаний и опыта.

5. Типы медицинских работников

Психологи выделяют разные типы поведения медсестер и реакции больных на их поведение. Примером может служить один из вариантов такой типологии, описанный Иштваном Харди (1981)

Практический тип. Медсестры этого типа отличаются точностью и педантизмом в работе, но могут забывать о человеческой сущности больного. В крайних случаях их действий могут доходить до абсурда (например, будят спящего больного, чтобы дать назначенное снотворное)

Артистический тип. Такая сестра старается порой без чувства меры произвести впечатление на больного, быть важной.

Нервный тип. Медработники этого типа раздражительные, капризные, обидчивые, могут сознательно и неосознанно уклоняться от некоторых обязанностей. Больные рядом с ними не чувствуют себя спокойно.

Мужской тип. Обычно это женщина крупного телосложения, решительная, уверенная, энергичная, последовательная. Может иметь хорошие взаимоотношения с больными. В неблагоприятных случаях склонна проявлять агрессивность, деспотичность.

Сестры-специалистки. Они работают в диагностических кабинетах, операционных, манипуляционных и нередко проявляют превосходство над другими сестрами и больными. Это также может послужить причиной напряжения и ятрогении.

6. Понятие о психопрофилактике и ее виды

Психопрофилактика - это раздел общей профилактики, включающий совокуп- ность мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилак- тику личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и рас- пространения нервно-психических заболеваний.

Согласно классификации ВОЗ, психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной.

Первичная психопрофилактика включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств. Здесь особо значима психогигиена: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. Очень важное значение имеет определение групп риска - лиц с повышенной угрозой заболевания (подростки, люди с наследственными заболеваниями, с риском профессиональных заболеваний и т.д.). Сюда же относится психогигиена семьи и беременных женщин.

Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на профилактику хронизации заболеваний, уменьшение их патологических проявлений, раннюю диагностику. Здесь ведущую роль играет фармако- и психотерапия. Третичная профилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболеваний, их рецидивов и трудностей с последующим трудоустройством больного. Здесь основное значение приобретает социальная реабилитация. Задачами профилактики любых заболеваний и расстройств, включая психические, являются:

1) предотвращение действия на организм болезнетворных факторов;

2) предупреждение развития заболевания путем ранней диагностики и лечения;

3) предупредительное лечение и проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы болезней и переход их в хронические формы.

Основные виды психопрофилактической помощи:

воспитание психологической грамотности, просветительская работа, касающаяся вопросов стресса, его последствий и методов психопрофилактики;

обучение общедоступным методам преодоления стрессовых состояний;

отработка навыков освобождения от негативных привычек, девиантных форм поведения;

изменение нарушенных межличностных отношений (групповая, семейная психотерапия);

освоение приемов саморегуляции (аутогенной тренировки, методов релаксации, регулирования сна и др.).

Читайте также: