Психогенетические исследования темперамента в детском возрасте доклад

Обновлено: 17.05.2024

В статье рассматриваются особенности развития темперамента в подростковом возрасте, на который влияет социальная среда и генетика. Проведенные автором исследования показали, что учет темперамента является залогом успешной реализации воспитательной и обучающей работы.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде [1, с.68].

Академик И.П. Павлов изучал физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение– отражают деятельность головного мозга. В связи с этим учёный выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

И.Кант ввел четыре простых типа темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический [1, с.149]. В настоящее время психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными свойствами темперамента. К ним относятся:

  • Сензитивнoсть (повышенная чувствительность). О ней можно судить по наименьшей силе внешних воздействий, необходимой для того, чтобы вызвать какую-то психическую реакцию.
  • Реактивность, эмоциональность. Функция этого свойства определяется силой эмоциональной реакции человека на внешние и внутренние раздражители.
  • Резистентность – это сопротивляемость неблагоприятным условиям, тормозящим деятельность. Наиболее ярко такое свойство темперамента проявляется в сопротивлении стрессу, в отсутствии снижения функционального уровня деятельности при сильном нервном напряжении.
  • Пластичность – ригидность. Первое свойство характеризуется негибкостью приспособления к внешним условиям, второе свойство – ему противоположное, то есть человек с пластичным темпераментом легко и гибко приспосабливается к смене обстановки.
  • Впечатлительность – степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.
  • Эмоциональность – скорость, содержание, качество, глубина, динамика эмоциональных процессов и состояний.
  • Импульсивность – склонность человека действовать по первому зову, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.
  • Тревожность – повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни. Это понятие близко к понятию нейротизма [2, с. 244].
  • Экстравертированность–интравертированнoсть. О них можно судить по тому, от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений в данный момент (экстравeртированность) или, наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интравертирoванность).
  • Возбудимость внимания. Чем меньше степень новизны привлекает внимание, тем более оно возбудимо у данного человека [1, c.70].

Таким образом, темперамент определяется не каждым отдельным свойством, а их закономерным соотношением. У любого человека в той или иной мере проявляется каждое свойство характера и лишь определенное их соотношение выражается в данном темпераменте.

Приведенные выше свойства по-разному проявляются и в указанных выше типах темперамента [1, c. 71-72]. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление типов темпераментов условно. Достоверно лишь то, что темперамент определяет течение психической жизни человека, и, как следствие, динамику психической деятельности.

Доминирующий тип темперамента можно увидеть уже в детском возрасте. Судить о типе темперамента ребенка нужно на основе анализа его деятельности, внешнего поведения и реакций на различные воздействия. Причем чем старше ребенок, тем труднее будет эта классификация [3, c. 563].

Врожденные типологические свойства не определяют этическую направленность человека, т.е. тип нервной деятельности не определяет ни отдельных черт характера, ни характера в целом, но обеспечивает различные условия для формирования систем временных связей (динамических стереотипов), влияет на характер, благоприятствуя формированию его определенных черт [3, c.564].

Воспитание предполагает опору на врождённые свойства ребёнка. Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно. Так как характер развития темперамента обусловлен общим типом высшей нервной деятельности и понимается как генотип, то, по мнению В. С. Мeрлина, он проявляется не с момента рождения, а лишь тогда, когда созреют основные свойства нервной системы. Первые признаки темперамента у здорового ребенка проявляются в количестве криков за последние сутки. По интенсивности и быстроте сосательных движений можно определить степень координированности первых спонтанных движений [2, с. 248].

Постепенное развертывание темперамента заключается в том, что различные свойства его возникают и проявляются в различном возрасте. Так, например, тревожность в виде повышенной возбудимости и интенсивности реакции страха проявляется уже в первые месяцы жизни, импульсивность как индивидуальная особенность – в начале второго года жизни, агрессивность – в 2,5 года.

Следует также отметить, что далеко не все психические свойства определенного типа темперамента и обусловленные им индивидуальные психологические особенности, присущие взрослому человеку, наблюдаются в детском возрасте. Тип темперамента развивается в определенной последовательности. Эта последовательность обусловлена общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности и психики ребенка в целом. Но также оказывает влияние и специфические закономерности созревания определённого типа нервной системы. К специфическим возрастным особенностям нервной системы на протяжении подросткового и старшего школьного возраста относятся: слабость как возбудительного, так и тормозного процессов, их неуравновешенность, а также высокая чувствительность. Поэтому индивидуальные особенности темперамента, зависящие от слабости и неуравновешенности нервных процессов, не выделяются из общего возрастного фона и вообще редко проявляются в этом возрасте. Сходство нервной системы ребенка со слабым типом является возрастной особенностью и ярче выражено у младших детей, чем у старших[3, c.565].

Многие исследователи указывают на то, что с возрастом изменяется характер подвижности нервных процессов. Подвижность основных нервных процессов у ребенка зависит от возрастной слабости и неуравновешенности возбуждения и торможения, а также от своеобразного соотношения сильной и быстрой иррадиации с очень слабой и медленной концентрацией этих процессов [2, c.249].

В.Э. Чудновский подчеркивает, что на протяжении дошкольного детства изменяется баланс, соотношение основных нервных процессов, а вместе с ним меняется и соотношение возрастных и типологических особенностей ребенка. Поскольку в старшем дошкольном возрасте происходит усиление уравновешенности, то подросток с уравновешенным типом нервной системы более уравновешен, чем младший школьник, отличающийся типологической уравновешенностью [3, c.568].

В подростковом возрасте тип темперамента подвергается изменениям. Подросток начинает приспосабливаться с социумом, попадает в новую компанию и заводит друзей. Этот период переходного возраста приходит на 5-7 класс. Следовательно, в зависимости от возраста, темперамент ребенка меняется. Занимаясь исследованиями внутренней структуры темперамента, которая проявляется в переходном возрасте, Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын, пришли к выводу о том, что темперамент человека имеет три главных, ведущих компонента [5, с.143]:

Таким образом, в переходный возраст у ребенка проявляются следующие черты: характер взаимодействия с социумом, ведь подросток стремиться к самостоятельности, активный или пассивный; активность речедвигательного аппарата (быстрая речь или реакция, или наоборот медленная) и эмоциональная впечатлительность от происходящего (подросток чуток к эмоциональным воздействиям или наоборот, спокоен и отстранен). Можно сделать вывод о том, что если в детском возрасте темперамент ребенка имеет внешнее проявление (речь, внешние черты лица и т.д.), то в подростком возрасте начинают проявляться внутренние особенности темперамента: речь подростка не похожа на детскую, она более взрослее и интереснее; свои чувства подросток может скрывать, или показывать их очень редко, эмоции начинают проявляться по-другому, потому, что происходит кризис подросткового возраста, который характеризуется эмоциональной неустойчивостью, стремлением казаться взрослым и поднимается интерес к противоположному полу.

Следует обратить внимание на то, что И.П. Павлов в классификации типов высшей нервной деятельности различал уравновешенные и неуравновешенные подтипы в сильном типе нервной системы. А для подросткового возраста характерно сочетание неуравновешенности со слабостью обоих нервных процессов [3, с 568].

Таким образом, выделенные возрастные закономерности созревания свойств общего типа, который в детском возрасте характеризуется относительной слабостью, недостаточной инертностью, а в подростковом возрасте – неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения, дают основания считать, что существует специфический возрастной тип нервной системы.

Весьма важным является вопрос о соотношении наследственного и приобретенного в процессе взросления темперамента. В ряде исследований, направленных на изучение роли наследственности в формировании высшей нервной деятельности животных, получены многочисленные факты, прямо или косвенно указывающие на участие наследственного фактора в происхождении силы и инертности нервных процессов, а также их подвижности [5, с. 87].

Для изучения роли наследственности в происхождении темперамента обычно используют близнецовый метод. Данные, полученные при изучении свойств темперамента у однояйцевых и разнояйцовых близнецов, воспитывающихся в различных и одинаковых условиях, подтверждают участие наследственности в происхождении некоторых свойств темперамента (интроверсии–экстраверсии, нейротизма, эффективности). Имеются также факты, показывающие своеобразие генетического механизма свойств темперамента. Установлено, что основу наследственности темперамента составляет полигенный механизм. Носителем наследственности, комплекса свойств темперамента является сцепление взаимодействующих генов. Наследственный фактор существует, таким образом, не для каждого отдельного свойства, а для комплекса свойств [3, c.559].

Между тем ученые не отрицают факта изменчивости свойств типа нервной системы. Психологическая школа И.П. Павлова всегда уделяла внимание роли различных внешних условий в формировании и изменении свойств нервной системы.

Известно также, что большое значение в плане изменения природных свойств нервной системы И.П. Павлов придавал целенаправленной систематической тренировке нервных процессов. Учитывая это, воспитатель может направлять деятельность детей, способствовать тренировке у каждого подростка тех свойств нервной системы, которые в этой тренировке особенно нуждаются. Так, даже возбудимый тип, отличающийся сильными возбудительными процессами, при тренировке может развить способность к сильному торможению. В некоторых исследованиях обнаружены факты изменения свойств темперамента при резком ухудшении бытовых и материальных условий, после перенесенных тяжелых заболеваний, под влиянием трагических событий в семье, а также в результате воспитательной работы. Однако прижизненные изменения под влиянием внешних условий касаются лишь отдельных свойств, а не самого типа в целом [4, с. 263].

Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у подростков является высокая пластичность нервной системы. Тип высшей нервной деятельности в этом возрасте продолжает формироваться. Нервные процессы еще не укрепились, так как недостаточно выражена сила нервных процессов и в особенности активное корковое торможение. Это и определяет податливость типа нервной системы различным влияниям.

Психологической предпосылкой изменчивости темперамента можно считать повышенную впечатлительность подростков, их слабую опосредованность темперамента со сложившимися чертами личности, сформировавшимися в процессе их становления [там же, c.265].


Рис. Представленность результатов исследования типа темперамента у подростков

К темпераменту традиционно относят формально-динамические характеристики поведения человека, «характеристики индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е.

*** Для психогенетического исследования существенны несколько моментов. Во-первых, в разных возрастах компонентный состав тем­перамента оказывается разным, поскольку некоторые особенности поведения, характерные для маленьких детей (например, регулярность отправления физиологических функций, длительность сна и т.п.), либо отсутствуют, либо имеют совсем иной смысл в более старших возра­стах; во-вторых, методы диагностики динамических характеристик — вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, проек­тивные методики, наблюдение, как правило, имеют значительно мень­шую, чем, например, тесты IQ, статистическую надежность и часто дают разные результаты; в-третьих, существует традиционная для пси­хологии проблема соотношения темперамента и характера; хотя пос­ледний, в отличие от темперамента, часто связывается с содержа­тельной стороной личности, это не позволяет надежно развести про­явления одного и другого: динамические характеристики деятельности могут в конкретных случаях определяться не только чертами темпера­мента, но и, например, высокой мотивированностью к данной дея­тельности, т.е. собственно личностной чертой.

Наследование черт темперамен­та у детей и взрослых.

Одним из признаков темперамента является наследственная обусловленность. Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Одним из наиболее известных является Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента, выполненное под руководством А. Томаса и С. Чесс. Исследование было начато в 1957 г. Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации.

Авторами было выделено 9 свойств темперамента:

1) активность - уровень двигательной активности; 2) ритмичность - регулярность времени появления поведенческих реакций (ритмы сна-бодрствования, потребности в кормлении и т.п.); 3) приближение или удаление - реакция на новые стимулы; 4) адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке; 5) интенсивность реакций - уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.); 6) порог реактивности - интенсивность воздействия, необходимая для возникновения реакции; 7) преобладающее настроение; 8) отвлекаемость - возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов; 9) устойчивость внимания/настойчивость - склонность длительное время заниматься чем-либо и стремление продолжать деятельность при возникновении препятствий.

Помимо отдельных характеристик темперамента А.Томас и С.Чесс выделили 3 синдрома, объединяющих различные свойства. Это синдромы "легкого темперамента", "трудного темперамента" и "темперамента с длительным привыканием".

Например, синдром трудного темперамента характеризуется низкой ритмичностью, интенсивными реакциями, преобладанием негативного настроения, затрудненной адаптации.

Были получены очень высокие корреляции МЗ начиная с младенческого возраста и зачастую чрезвычайно низкие корреляции ДЗ. Как правило, такие соотношения коэффициентов корреляции нехарактерны для аддитивного типа наследования количественного признака. Следует также обратить внимание на увеличение наследуемости темперамента с возрастом, о чем свидетельствуют значительные различия коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов по большинству свойств темперамента в старших возрастах. Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента.

Еще одно крупное исследование темперамента было выполнено А. Бассом и Р. Пломином.

Авторами было выделено три основных свойства темперамента:

1) активность - проявление энергетического уровня в двигательной деятельности (темп движений, интенсивность и выносливость); 2) эмоциональность - проявление негативных эмоций гнева и страха; 3) социабельность (общительность) - стремление к контактам с людьми.

При сравнении МЗ и ДЗ близнецов по этим свойствам авторами также было отмечено высокое внутрипарное сходство МЗ близнецов и низкое - ДЗ близнецов.

ЛИТЕРАТУРА………………………….…………………..…..…16
ВВЕДЕНИЕ
Исследования темперамента и личности занимают заметное место в современной психогенетике [4]. Актуальность данной темы обусловлена тем, что психогенетические исследования (в том числе исследования темперамента) оказались необходимым средством для понимания человеческого поведения [3], позволили понять ряд закономерностей развития психики, которые долгое время оставались за рамками психологических и психофизиологических исследований, поскольку методами, используемыми в психологии и психофизиологии, они не выявлялись [6].

Люди отличаются друг от друга уже с момента рождения. И одно из различий - различие по темпераменту. Известно, что такой сложный психологический признак, как темперамент имеет генетически обусловленный характер [7]. Возникает вопрос, а что дают психогенетические исследования темперамента? Каков относительный вклад генотипа и среды в вариативность темперамента у людей, какие именно гены и кодируемые ими белки влияют на межиндивидуальные различия, какие психологические механизмы могут опосредствовать такое влияние [1] — эти и некоторые другие вопросы, касающиеся структуры индивидуальности, являются предметом большого количества психогенетических исследований.

Прежде чем приступить к изложению психогенетических исследований в этой области, остановимся на том, что такое темперамент с точки зрения психогенетики.

Темперамент – это формально-динамическая характеристика поведения (стиль поведения), связанная с биологическими структурами, проявляющаяся с раннего детства в широком спектре ситуаций, стабильная в онтогенезе [8].

История изучении индивидуальных различий поражает удивительным постоянством интереса исследователей к темпераменту человека [3].

I. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА
Концепции темперамента весьма разнообразны. Представление о темпераменте появилось еще в античной философии в IV в. до н.э. [3]. Гиппократ и его последователи первыми выделили широко известные четыре типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик), которые включают биологические составляющие в число параметров, определяющих свойства темперамента [4]. Такое гиппократовско-галеновское описание темпераментов представляло собой первую типологическую теорию [3].

По мере развития естественнонаучных представлений о строении человеческого организма менялись и представления о механизмах, лежащих в основе темперамента. В результате открытия системы кровообращения появилась типология темперамента П.Ф. Лесгафта, основанная на особенностях строения кровеносных сосудов [5]. В разные времена различия между типами темперамента видели в величине мозга и в морфологии нервов, в деятельности эндокринной системы и, начиная с XVII в., в разной чувствительности нервной системы человека [3].

В конце XIX – начале XX вв. в психологии начинаются систематические исследования темперамента. Благодаря исследованиям В. Вундта возникают типологии темперамента, основанные на обобщении клинического опыта [5].

В 80-ые и 90-ые годы еще больше возрастает интерес изучения темперамента. К темпераменту обращаются психологи, занимающиеся психологией личности и возрастной психологией, исследованием индивидуальных различий и поиском их психофизиологических оснований, анализом особенностей поведения детей в первые годы жизни и изучением их адаптации к социальным условиям [3].

В 90-х гг. началось изучение молекулярно-генетических основ отдельных свойств темперамента и личности. Поиск генов, участвующих в формировании психологических характеристик, осуществляется двумя методами: методом сцепления, который позволяет установить, с каким участком в определенной хромосоме может быть связан качественный признак, и методом ассоциаций, с помощью которого можно исследовать влияние отдельных форм гена на количественный признак [1].

Многовековая история развития представлений о темпераменте создала прочную базу для развития современных теорий темперамента [4]. Возможно, с этим связано относительное единодушие в определении критериев темперамента, существующее на сегодняшний день.


II. КРИТЕРИИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Анализируя темперамент, современные исследователи предпочитают описывать и исследовать его отдельные свойства [3]. Выбор тех или иных психологических особенностей к числу свойств темперамента, осуществляется на основании ряда критериев, в которых суммируются теоретические представления о темпераменте, сформулированные за долгую историю его изучения [8].


  • Формально-динамический характер или стиль поведения;

  • Связь с биологическими подструктурами;

  • Генетическая обусловленность;

  • Проявление в раннем детстве;

  • Онтогенетическая стабильность;

  • Проявление в широком классе ситуаций (кросс-ситуативность);

  • Проявление в максимально трудных для человека условиях [4].

Свойства темперамента в значительной степени зависят от биологической организации человека [3]. Во все времена теоретические представления о темпераменте исходили из предположения о различиях между людьми в свойствах темперамента, связанных с индивидуальными различиями в их биологических подсистемах [5]. В настоящее время можно говорить о том, что индивидуальные особенности связаны с психофизиологическими и нейродинамическими свойствами человека [3].

Обсуждая биологические основания темперамента, было выявлено, что свойства темперамента связаны с генотипом [4].

Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве [8]. Исключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, т.е. описывают особенности поведения, характерные для человека в течение длительных отрезков времени [3].

Говоря об онтогенетической стабильности свойств темперамента, необходимо помнить, что: 1). свойства темперамента изменяются с возрастом; 2). одни и те же свойства по-разному обнаруживают себя в разных возрастах и 3). чем старше становится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормы общества [8] и тем труднее становится определить особенности его темперамента.

Тем не менее диагностика темперамента у взрослого возможна. Дело в том, что свойства темперамента определяют динамику психической деятельности в самых разных ситуациях (кросс-ситуативные). Предполагается, что те динамические особенности психической жизни человека, которые наиболее для него характерны, обнаруживаются наиболее часто и свойственны ему в разных ситуациях, и являются проявлениями его темперамента [3].

Кроме того, свойства темперамента отчетливо проявляются в тех случаях, когда человек попадает в новую, непривычную для него или трудную ситуацию [8].

III. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА
Для выявления особенностей поведения, которые могут рассматриваться как свойства темперамента и удовлетворяющие перечисленные критерии, необходимо рассмотреть шесть исследовательских направлений.


  • в разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным;

  • методы диагностики динамических характеристик — вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, проективные методики, наблюдение, как правило, имеют значительно меньшую (чем, например, тесты IQ) статистическую надежность и часто дают разные результаты;

  • существует традиционная для психологии проблема соотношения темперамента и характера (хотя последний, в отличие от темперамента, часто связывается с содержательной стороной личности, это не позволяет надежно развести проявления одного и другого: динамические характеристики деятельности могут в конкретных случаях определяться не только чертами темперамента, но и, например, высокой мотивированностью к данной деятельности, т.е. собственно личностной чертой) [2].

    1. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента

    В начале 60-х годов в Нью-Йоркском университете под руководством А. Томаса и С. Чесс было начато лонгитюдное исследование темперамента, которые продолжается и в настоящее время [3]. Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации [4].

    На основании опросников и интервью авторами было выделено 9 свойств темперамента:

    1). активность - уровень двигательной активности;

    2). ритмичность - регулярность времени появления поведенческих реакций (ритмы сна-бодрствования, потребности в кормлении и т.п.);

    3). приближение или удаление - реакция на новые стимулы;

    4). адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке;

    5). интенсивность реакций - уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.);

    6). порог реактивности - интенсивность воздействия, необходимая для возникновения реакции;

    7). преобладающее настроение;

    8). отвлекаемость - возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов;

    9). устойчивость внимания/настойчивость - склонность длительное время заниматься чем-либо и стремление продолжать деятельность при возникновении препятствий [8].

    Таким образом, особенности темперамента, рассматриваемые в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, оказались онтогенетическим устойчивыми на протяжении многих лет, но в то же время их роль в адаптации оказалась тесно связана с условиями развития и воспитания ребенка [3].

    Используя описанный выше подход к исследованию темперамента, А. Торгерсен провела лонгитюдное прослеживание МЗ и ДЗ близнецов в течение 15 лет. Близнецы обследовались в возрастах 2 мес., 9 мес., 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы.

    Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента [4].

    Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт [8].

    Авторами было выделено три основных свойства темперамента:

    1) активность - проявление энергетического уровня в двигательной деятельности (темп движений, интенсивность и выносливость);

    2) эмоциональность - проявление негативных эмоций гнева и страха;

    3) социабельность (общительность) - стремление к контактам с людьми [4].

    В этом направлении исследования темперамента особое внимание уделялось анализу генотипических влияний и их роли в детерминации свойств темперамента [3].

    При сравнении МЗ и ДЗ близнецов по этим свойствам авторами также было отмечено высокое внутрипарное сходство МЗ близнецов и низкое - ДЗ близнецов. Психогенетические исследования темперамента велись в различных экспериментальных схемах, как за рубежом, так и у нас в стране. Исследователи, в зависимости от принимаемой ими концепции темперамента, выделяли и подвергали анализу различные свойства темперамента. Возраст и типы обследованных родственников также варьировали, однако основную массу составляли близнецовые исследования, проводимые на детях и подростках, включая младенческий возраст [4].

    Таким образом, свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, в значительной мере зависят от влияний генотипа [8].
    3.3. Психобиологическая модель темперамента
    Авторы этого подхода, М.К. Ротбарт и Д. Дерриберри, считают, что темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и в динамических (стилевых) особенностях поведения [3].

    К свойствам темперамента авторы относят:

    1). реактивность – результат реакции активации, проявляется в двигательной активности, эмоциональности, в деятельности нервной и эндокринной систем;

    2). саморегуляция – динамические особенности поведения, которые снижают или повышают активизацию и показатели реактивности. К числу таких особенностей относится приближение-удаление, т.е. желание поближе подойти к новому стимулу или же, наоборот, - избежать контакта с ним [4].

    Свойства темперамента совпадают с теми, которые выделяли авторы Нью-Йоркского лонгитюда и трехкомпонентной структуры темперамента [3].

    В рамках этого подхода также проводились близнецовые исследования. Существенные различия во внутрипарном сходстве М3 и Д3 близнецов обнаружены для уровня активности детей и для негативных эмоций [4].

    Таким образом, есть основания полагать, что показатели и реактивности (активность, эмоциональность), и саморегуляция (приближение и удаление), рассматриваемые в психологии биологической модели темперамента, обнаруживают связи с генотипом [3].
    3.4. Исследование заторможенности (Гарвардское направление исследования темперамента)
    Психологи Гарвардского (Дж. Кэган, Н. Снидман) и Йельского (Дж. Резник) университетов считают основными параметрами темперамента высокую или низкую заторможенность [3].

    При сравнении внутрипарного сходства близнецов по заторможенности М3 близнецы обнаружили большее сходство, чем Д3, во всех трех возрастах, что свидетельствует о генетической обусловленности заторможенности: наследуемость определяла более половины индивидуальных различий по заторможенности, несколько снижаясь с возрастом [4].

    Таким образом, в этом направлении исследований темперамента в качестве основного показателя темперамента называют заторможенность, связанная с реакциями ребенка на новую и незнакомую ситуацию, и продемонстрирована связь этой характеристики с генотипом [3].
    3.5. Луизвильское близнецовое исследование
    Исследование начато в конце 50-х годов Ф. Фолкнером и продолжается в настоящее время. Целью Луизвильского лонгитюдного исследования близнецов является выявление роли генотипа в физическом и психологическом развитии ребенка [3].

    В рамках Луизвильского лонгитюда было проведено первое генетическое исследование темперамента новорожденных близнецов. При сравнении внутрипарного сходства новорожденных М3 и Д3 близнецов оказалось, что нет ни одного показателя, по которому М3 близнецы оказались бы внутрипарно более похожими, чем Д3 близнецы. Такое соотношение внутрипарных корреляций М3 и Д3 близнецов указывает на то, что в первые годы жизни индивидуальные различия в темпераменте отражают особенности систематических и случайных средовых влияний и никак не связаны с различиями в генотипе. Но в более старшем возрасте влияние генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента проявляется достаточно отчетливо, независимо от того, какими методами диагностируется темперамент [3].

    Таким образом, данные Луизвильского лонгитюдного исследования показывают, что генотип влияет на формирование индивидуальных различий в свойствах темперамента с первого года жизни и что изменения и возрастная стабильность свойств темперамента в некоторой степени зависят от генотипических факторов [8].

    3.6. Исследования темперамента в отечественной психологии
    Основоположниками данного направления являются Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын [8].

    Б.М. Тепловым была разработана программа дифференциально-психологического исследования, цель которой состояла в том, чтобы подойти к пониманию и возможно более точному изучению некоторых индивидуально психологических различий людей, отправляясь от изучения типологических свойств нервной системы [3].

    Темперамент рассматривается В.Д. Небылицыным как характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. ритма, быстроты, темпа, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. В структуре темперамента он выделил два основных компонента [8] – активность (энергетический потенциал человека) и эмоциональность (особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений) [3].

    Также проводились исследования внутрипарных близнецов, после чего стало ясно, что генотип влияет на индивидуальные различия по активности и эмоциональности, однако динамические показатели активности, которые проявляются в ситуации общения, к подростковому возрасту оказываются связаны исключительно со средовым влиянием [8].
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    К темпераменту относятся те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом. Свойства темперамента обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях.

    Теоретическое и экспериментальное изучение темперамента в разных научных школах показало, что к свойствам темперамента относятся те динамические особенности поведения, которые связаны с активностью, эмоциональностью и общительностью.

    Исследования генетической обусловленности индивидуальных различий в свойствах темперамента продемонстрировало, что наследуемость определяет до половины индивидуальных различий в таких свойствах темперамента, как активность, эмоциональность и общительность и, что генетические влияния на темперамент имеют неаддитивный характер.

    Таким образом, психогенетические данные позволят разработать метод индивидуального прогноза, на основе наследственной информации человека. Что позволит выявить генетические сочетания, которые маркируют определенные черты темперамента, что в дальнейшем поможет оценить, например, устойчивость человека.

    В статье рассматриваются вопросы формирования темперамента в период раннего детства. Изучены психофизиологические механизмы развития темперамента у детей раннего возраста, а также выявлены ЭЭГ-корреляты характеристик темперамента у детей, воспитывающихся в семьях и доме ребенка.

    Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Боброва К.В.

    Взаимосвязь психологических и психофизиологических свойств личности с эффективностью ЭЭГ-БОС тренинга

    THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF TEMPERAMENT IN YOUNG CHILDREN

    This article deals with the study of the formation of temperament in early childhood. The psychophysiological mechanisms of temperament development in young childhood were studied, as well as EEG correlates of temperament characteristics in young children brought up in families and children's homes were revealed.

    ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования темперамента в период раннего детства. Изучены психофизиологические механизмы развития темперамента у детей раннего возраста, а также выявлены ЭЭГ-корреляты характеристик темперамента у детей, воспитывающихся в семьях и доме ребенка.

    Ключевые слова: темперамент, депривация, нейрофизиология, психофизиология, саморегуляция, корреляция.

    THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF TEMPERAMENT IN YOUNG

    Abstract. This article deals with the study of the formation of temperament in early childhood. The psychophysiological mechanisms of temperament development in young childhood were studied, as well as EEG

    correlates of temperament characteristics in young children brought up in families and children's homes were revealed.

    Keywords: correlation, deprivation, neurophysiology, temperament, psychophysiology, self-regulation

    Людей еще с древних веков интересовали различия в психике людей: чем предопределены эти различия, устойчивы ли они и в чем проявляются? В связи с замечаемыми отличиями выделяли различные типы темперамента. К настоящему времени накоплен большой опыт и создано множество разнообразных подходов (теорий). Темперамент рассматривается на основании типологических и факторных подходов. В то же время природа темперамента до сих пор остается недостаточно изученной.

    Одновременно существует и другой подход. В работах этого направления при определении темперамента врожденные признаки организма не упоминаются. Однако

    для ученых существует другая трудность: однозначно решить вопрос о круге конкретных свойств, которые следует отнести к темпераменту. Это приводит к смешению темперамента с характером и даже с личностью. И хотя темперамент и характер в психологии различаются, четкой границы между ними не проводится. По современным представлениям к темпераменту относят все наследуемые или приобретенные в раннем детстве, не изменяющиеся со временем черты.

    В настоящее время ученые сходятся во мнении, что темперамент имеет нейрофизиологическую и физиологическую основы, однако конкретные механизмы формирования темперамента остаются малоизученными [1]. Современные ученые интересуются вопросами темперамента и продолжают поиск все новых и новых теорий. Одной из таких теорий является теория M.K. Rothbart (2007). Данная теория рассматривает темперамент как индивидуальные различия в реактивности и саморегуляции. Темперамент анализируют в период от рождения ребенка. Разработаны опросники для всех возрастных групп. Однако психофизиологических исследований, которые могли бы обосновать данную теорию совершенно недостаточно.

    В особенности мало изучено формирование темперамента в период раннего детства. Лишь незначительное количество работ посвящены психофизиологическим особенностям темперамента в этом возрасте. Данный факт указывает на актуальность нашей дальнейшей работы.

    В результате исследований были выявлены особенности характеристик темперамента у детей-сирот. На рис. 1 представлена диаграмма значений уровней экстраверсии у детей контрольной (светлые столбики) и основной (темные столбики) групп.

    Рисунок 1. Диаграмма значений уровней экстраверсии у детей контрольной и основной групп.

    Уровень экстраверсии у детей-сирот,

    воспитывающихся в доме ребенка, значительно ниже, чем у детей, воспитывающихся в полных семьях. А именно, у детей основной группы средняя оценка уровня экстраверсии составила 3,54 ± 0,89, а у детей контрольной группы - 4,96 ± 0,82 балла.

    Как видно на рис. 2, уровень негативной эмоциональности у детей основной группы был значимо выше, чем в контрольной группе. У детей основной группы

    средний результат тестирования по шкале негативная аффективность составила 3,42 ± 0,9, а у детей контрольной группы - 2,49 ± 0,72 балла.

    Рисунок 2. Диаграмма значений уровней негативной эмоциональности у детей контрольной и основной групп.

    Рисунок 3. Диаграмма значений уровней саморегуляции повведения у детей контрольной и основной

    На рис. 3 представлена диаграмма значений уровней саморегуляции поведения у детей-сирот и детей, воспитывающихся в полных семьях. Значения уровня саморегуляции поведения практически не отличались в обеих

    группах испытуемых (основная - 4,49 ± 0,78, контрольная 4,47 ± 0,73)

    В результате проведенного исследования выявлено, что средние значения факторов темперамента у детей возрастом от 17 до 38 месяцев составляют: Негативная эмоциональность - 2,49±0,72; Экстраверсия - 4,96±0,82; Самоконтроль - 4,47±0,73.

    Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязи между ОМ ритмов ЭЭГ и факторами темперамента у детей из полных семей. На рис. 4. представлены диаграммы коэффициентов корреляций между ОМ ритмов ЭЭГ и уровнем Негативной эмоциональности. Были выявлены значимые отрицательные связи данного фактора с ОМ бета - и гамма-ритмов ЭЭГ.

    Рисунок 4. Диаграммы коэффициентов корреляций между относительной мощностью ритмов ЭЭГ и уровнем негативной эмоциональности у детей из полных семей.

    Были выявлены корреляции между ОМ ритмов ЭЭГ и уровнем экстраверсии у детей из полных семей (рис 5).

    Рисунок 5. Диаграммы коэффициентов корреляций между относительной мощностью ритмов ЭЭГ и уровнем экстраверсии у детей из полных семей.

    Как видно из рис. 5, уровень экстраверсии достоверно и положительно коррелировал с ОМ бета- и гамма-ритмов ЭЭГ. Вероятно, экстравертированные дети относились к процедуре записи ЭЭГ более положительно по сравнению с интровертированными, что сопровождалось более выраженным бета-ритмом.

    На рис. 6 представлены диаграммы коэффициентов корреляций между ОМ ритмов ЭЭГ и уровнем самоконтроля.

    Рисунок 6. Диаграммы коэффициентов корреляций между относительной мощностью ритмов ЭЭГ и уровнем самоконтроля у детей из полных семей.

    Выявлено, что негативная эмоциональность отрицательно, а экстраверсия положительно коррелировали с высокочастотными бета- и гамма-ритмами ЭЭГ. Указанные факты свидетельствуют о вкладе данных факторов темперамента детей в активацию когнитивных процессов. Однако наиболее часто и тесно ОМ ритмов ЭЭГ исследованных детей связана с фактором самоконтроль, уровень которого отрицательно коррелирует с тета- и положительно с альфа- и бета-ритмами. Вероятно, на данном этапе развития ребенка ключевым фактором формирования темперамента является созревание структур мозга, ответственных за способность контролировать свои эмоции.

    Для выявления нейрофизиологической природы особенностей формирования темперамента у детей-сирот был проведен анализ корреляций между показателями биоэлектрической активности мозга и выраженностью шкал темперамента.

    У детей-сирот результаты проведенного исследования значительно отличались. Этот факт связывается нами с тем,

    что дети в доме ребенка постоянно находятся в ситуации депривации основных потребностей.

    На рис. 7 представлены диаграммы коэффициентов корреляций между ОМ ритмов ЭЭГ и уровнем Негативной эмоциональности у детей, воспитывающихся в доме ребенка.

    Рисунок 7. Диаграммы коэффициентов корреляций между относительной мощностью ритмов ЭЭГ и уровнем негативной эмоциональности у детей-сирот.

    Были выявлены значимые отрицательные связи данного фактора с ОМ альфа-ритма ЭЭГ в правом заднем нижне-лобном, в центральных и в левом теменном отведениях. С остальными ритмами ЭЭГ данный фактор темперамента коррелировал положительно. С ОМ тета-ритма негативная эмоциональность значимо коррелировала в левом теменном отведении. С ОМ бета-ритма выявлены значимые положительные корреляции в правом заднем нижне-лобном, в правом средне-височном и левом задне-височном отведениях. ОМ гамма-ритма значимо коррелировала с негативной эмоциональностью в средне-височном отведении правого полушария.

    Множественные отрицательные корреляции негативной эмоциональности с альфа-ритмом, отвечающим за состояние расслабления и положительные с бета- и гамма-ритмом, подтверждают повышенный уровень тревожности у этих детей.

    На рис. 8 представлены диаграммы коэффициентов корреляций между ОМ ритмов ЭЭГ и уровнем экстраверсии у детей-сирот раннего возраста.

    Рисунок 8. Диаграммы коэффициентов корреляций между относительной мощностью ритмов ЭЭГ и уровнем экстраверсии у детей-сирот раннего возраста.

    Как видно из рис. 8, нами были выявлены связи данного фактора темперамента с ОМ тета-, альфа-, бета- и гамма-ритмов ЭЭГ. Однако статистически значимые корреляции уровня экстраверсии наблюдались только в одном случае. Выявлена положительная корреляция данного фактора с ОМ альфа-ритма в левом средне-височном отведении. Положительные корреляции экстраверсии с альфа-ритмом в целом согласуются с данными, полученными нами при исследовании детей, воспитываемых в полных семьях. Можно сказать, что более высокий уровень

    экстраверсии ребенка сопровождается его эмоциональной открытостью и стабильностью [2].

    Корреляции между уровнем самоконтроля и ритмами ЭЭГ у детей-сирот представлены на рис 9.

    Рисунок 9. Диаграммы коэффициентов корреляций между относительной мощностью ритмов ЭЭГ и уровнем самоконтроля у детей-сирот раннего возраста.

    В результате исследования нами было выявлено, что уровень самоконтроля значимо и отрицательно коррелировал с высокочастотными бета- и гамма-ритмами ЭЭГ во фронтальном отведении левого полушария. Такой результат также может быть связан с повышенной тревожностью детей, постоянно проживающих в доме ребенка, что может препятствовать достижению нормального уровня самоконтроля. Как уже было сказано, высокочастотные бета-и гамма-ритмы связывают с активацией процессов сознания -высоким уровнем произвольного внимания, а также с высоким уровнем развития когнитивных способностей [6].

    Выявлено, что негативная эмоциональность отрицательно, а экстраверсия положительно коррелировали с альфа-ритмом ЭЭГ. Указанные факты свидетельствуют о

    вкладе данных факторов темперамента детей в активацию когнитивных процессов. Уровень самоконтроля отрицательно коррелировал с бета- и гамма-ритмами. Это подтверждает наше предположение, что на данном этапе развития ребенка ключевым фактором формирования темперамента является созревание структур мозга, ответственных за способность контролировать свои эмоции.

    Значения показателей сургенсии и негативной аффективности в нашем исследовании отличались у детей-сирот по сравнению с детьми из полных семей, причем у детей, воспитывающихся в доме ребенка, уровень экстраверсии был ниже, а уровень негативной эмоциональности выше, чем у детей, воспитывающихся в полных семьях.

    Эти особенности могут быть обусловлены следующими причинами:

    неудовлетворение базовых человеческих потребностей приводит к неспособности тонко дифференцировать свои чувства, а также распознавать чувства других людей.

    Отмечается превалирование отрицательных эмоций над положительными, что нами и было выявлено;

    негативная эмоциональность у детей

    (соответствующая нейротизму), как и у взрослых, является фактором, определяющим предрасположенность к эмоциональным проблемам, связанным с отрицательными эмоциями - тревогой, депрессией, страхами и психосоматическими симптомами [3]. В последнее время высокочастотные бета- и гамма-ритмы связывают с активацией процессов сознания - высоким уровнем произвольного внимания, а также с высоким уровнем развития когнитивных способностей [5; 6]. Эмоции у взрослых в значительной степени осознаются, что и приводит к активации высокочастотных ритмов ЭЭГ. Логично предположить, что у маленьких детей эти процессы проходят менее осознанно, чем у взрослых, что и обусловливает отрицательные корреляции Негативной эмоциональности с ОМ бета-ритма ЭЭГ. Можно предположить, что у детей высокий уровень негативной эмоциональности препятствует адекватному развитию когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.). Уровень экстраверсии у детей из полных семей достоверно и положительно коррелировал с ОМ бета- и гамма-ритмов ЭЭГ. Для ОМ бета-ритма уровня значимости корреляции достигали в левом задневисочном отведении. Вероятно, экстравертированные дети относились к процедуре записи ЭЭГ более положительно по сравнению с интровертированными, что сопровождалось более выраженным бета-ритмом. Для ОМ гамма-ритма значимые положительные корреляции с уровнем экстраверсии были выявлены в височном и задневисочном отведениях левого полушария. Экстраверсия связана с поиском новизны и любознательности, что приводит к активации восприятия, внимания, мышления и других когнитивных процессов. В итоге это отражается в большей выраженности высокочастотных ритмов у более экстравертированных детей.

    Известно, что высокий тета-ритм связан с высоким уровнем тревожности и эмоциональными переживаниями, а высокий альфа-ритм - с состоянием расслабления [6]. В нашем исследовании отрицательные корреляции уровня самоконтроля с тета-ритмом, и положительные с альфа-ритмом ЭЭГ свидетельствуют о том, что чем выше у ребенка способность к контролю эмоций и поведения, тем менее он тревожен. Отрицательные корреляции с бета-ритмом свидетельствуют о том, что чем ниже самоконтроль, тем ниже уровень когнитивных способностей у ребенка. Отметим, что значимые корреляции между уровнем самоконтроля и ОМ ритмов ЭЭГ были наиболее частыми и тесными по сравнению с другими факторами темперамента. Вероятно, на данном этапе развития ребенка ключевым фактором формирования темперамента является созревание структур мозга, ответственных за способность контролировать свои эмоции.

    Таким образом, нами получены новые данные о связи индивидуальных особенностей темперамента с паттерном фоновой ЭЭГ у детей раннего возраста.

    1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб. : Ювента, М. : КСП, 1999. 464 с.

    2. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. М.: Инфра-М, 1997. 432 с.

    3. Колмагорова А.В. Адаптация русскоязычной версии опросника для изучения темперамента детей раннего возраста // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 6. С. 82 - 87.

    4. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.

    5. Benasich A.A., Gou Z, Choudhury N, Harris K.D. Early cognitive and language skills are linked to resting frontal gamma

    power across the first 3 years // Behavioural Brain Research. 2008. Vol. 195 № 2. Pp. 215 - 222.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Особенности проявления темперамента в детском возрасте

    Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности

    Черты темперамента у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого и могут поддаваться педагогическому воздействию.

    Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности. Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

    Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

    Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или сдержанности), говорливости (или молчаливости).

    Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности. Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

    Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность. Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувствительность), реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций.

    Чистый тип темперамента встречается редко. В большинстве случаев наблюдается смешение особенностей, характеризующих разные типы. В дошкольном возрасте наблюдается влияние сангвинических черт.

    Дети осваивают различные виды деятельности, развивают коммуникативные способности. Вся эта деятельность проходит в сопровождении взрослого, который побуждает к активности флегматика, поддерживает в общении меланхолика, пробуждает дружелюбие холерика. Поэтому в некоторые минуты любой ребенок может проявлять себя как сангвиник.

    Однако при продолжительном наблюдении становится заметным, какой темперамент проявляется у ребенка чаще и ярче. Приведем краткую психологическую характеристику детей с разными типами темперамента.

    1. Ребенок – сангвиник

    Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.

    Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.

    Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

    2. Дети холерики

    Энергичный активный ребенок имеет темперамент холерика. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.

    Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.

    3. Дети флегматического темперамента

    Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.

    Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.

    Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции — ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.

    4. Ребенок – меланхолик

    У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. Позвала мама есть – малыш не торопится откликнуться на приглашение. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.

    Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Точно таким же сложным испытанием станет умывание холодной водой. Этим детям нужна мягкость во всем. Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.

    Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником.

    При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:

    -у сангвиника – распыленность интересов;

    -у холерика – несдержанности, резкости;

    -у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;

    -у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

    Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

    У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

    Сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою первоначальную привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключается на другое. Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его неинтересной монотонной работой.

    Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

    В воспитании ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей.

    Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, то есть формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

    Читайте также: