Доклад о развитии человеческого потенциала в российской федерации 2008

Обновлено: 16.06.2024

Главная задача социально ориентированного государства – обеспечить условия для гармоничного развития человека, включая их материальные и гуманитарные составляющие. Усиление внимания к содержанию жизни людей, повышение ее качества в различных сферах породило многочисленные исследования в области человеческого развития, достижение определенного уровня жизни людей.

В социально-экономической литературе достойная жизнь и свободное развитие человека чаще всего характеризуются уровнем жизни. При этом под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей. В свою очередь, благосостояние – это мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования.

Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.


  • Человеческий потенциал является важнейшим фактором реформирования государства и общества, стремящихся включиться в мировые потоки современных технологических, инфраструктурных, институциональных, социально-гуманитарных и других преобразований.

  • Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

  • Индекс человеческого развития (ИЧР) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

  1. дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США на душу населения;

  2. образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);

  3. долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

  • Очень высокий ИЧР (от 0.8 и выше)

  • Высокий ИЧР (от 0.7 до 0.8)

  • Средний ИЧР (от 0.55 до 0.7)

  • Низкий ИЧР (ниже 0,55)

Я думаю, к индексу развития человеческого потенциала относится и качество жизни. Качество жизни – это понятие, характеризующее эффективность всех сторон жизнедеятельности человека, уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, уровень интеллектуального, культурного и физического развития, а также степень обеспечения безопасности жизни. Показатели, при помощи которых оценивается качество жизни, подразделяются на две большие группы: качественные и количественные.

Качественными показателями являются степень удовлетворенности уровнем жизни, доверие в действующей власти, чувство счастья и т.д.


  • ВВП,

  • уровень рождаемости,

  • уровень бедности,

  • заболеваемость,

  • продолжительность жизни,

  • показатели, характеризующие социальную безопасность и т.д.

Рассмотрим индекс человеческого развития в России. В Российской Федерации между различными регионами наблюдается сильный разрыв в уровне индекса развития человеческого потенциала. В наиболее благополучных городах, как Москва, Санкт-Петербург, жизнь сопоставима с Чехией, Польшей и странами Балтии, в самых бедных же регионах, например, Ингушетия, качество жизни можно сопоставить с Таджикистаном. Существенный разрыв между регионами замедляет развитие страны в целом.

При этом, невозможно объективно оценить человеческий потенциал, поскольку присутствует внутрирегиональное неравенство населения по доходам, сильная неоднородность внутри региона.

Другой серьезной проблемой является несбалансированность отдельных компонентов ИЧР – дохода, образования, долголетия. В частности, в России высоким является индекс образования (0,910), а индекс долголетия составляет всего лишь 0,671, при этом индекс дохода равен 0,703.

Только в трети регионов наблюдается относительная сбалансированность, в половине худшими остаются показатели сбалансированности дохода, а в экспортно-сырьевых районах данный показатель завышен. При этом, ИЧР динамично и устойчиво растет во всех регионах России.

Так, около 20% россиян проживают в благополучных районах, а 10 – в депрессивных.

На данный момент Россия занимает 52 место среди 189 государств мира в рейтинге по индексу человеческого развития, который составляет 0,824 и остается в группе с очень высоким показателем ИРЧП.

В заключение можно сказать, что независимо от уровня социально-экономического развития общества, проблемы изучения уровня жизни населения являются актуальными для всех стран.

Комплексный подход к изучению проблемы уровня общественного развития, достигнутого той или иной страной, связан с попытками разработки обобщающих показателей, связывающих демографические и экономические процессы.

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2004

Вниманию читателей предлагается очередной национальный доклад о развитии человеческого потенциала. Подобные доклады издаются по инициативе Программы развития ООН (ПРООН) во многих странах мира. Выходят также ежегодные мировые доклады, содержащие обозрения по странам мира в целом. Доклады готовятся группами независимых экспертов.

Для высшего управленческого персонала, ученых-политологов, преподавателей, научных работников и студентов высших учебных заведений.

НА ПУТИ К ОБЩЕСТВУ, ОСНОВАННОМУ НА ЗНАНИЯХ

Предисловие Общий обзор

ВВЕДЕНИЕ Что такое экономика, основанная на знаниях? Образование и информационные ресурсы в обществе знаний Измерение экономики, основанной на знаниях

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА — ОСНОВА ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ РОССИИ Международные сравнения структуры создания и использования знаний Инновационные процессы в отраслях экономики Государственная политика в инновационной сфере

ГЛАВА 2. К ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ Основные факторы торможения развития экономики знаний в России Оптимистические ожидания — возобновление движения к экономике, базирующейся на знаниях Стимулирование развития экономики знаний Тематическая вставка. Экономическое развитие, основанное на знаниях: шведский опыт

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ДОХОДЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Эскиз российской социальной пирамиды Динамика доходов населения на этапе экономического роста: политические альтернативы Средние классы в современной России

ГЛАВА 4. МОГУТ ЛИ ЗНАНИЯ ЗАМЕНИТЬ ЛЮДЕЙ? Россиян становится все меньше Низкая рождаемость делает невозможным рост населения Пока знания не помогают россиянам снизить смертность Старение населения требует новых подходов к обновлению знаний Включение в систему международных миграций — еще один вызов российской системе воспроизводства и использования знаний Тематическая вставка. Социальные аспекты здравоохранения Тематическая вставка. Защита интеллектуальной собственности в здравоохранении в России

ГЛАВА 5. ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА Тенденции спроса на третичное образование Предложение на рынке третичного образования Третичное образование и рынок труда Тематическая вставка. Общество и профессиональное образование: количественные оценки

ГЛАВА 6. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ РОССИИ Индекс развития человеческого потенциала в регионах России в 1979—2001 гг. Социальные и экономические факторы человеческого развития в регионах России Экономическое развитие, основанное на знаниях, в регионах России Тематическая вставка. Наукограды России — точки роста или стагнации?

ГЛАВА 7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ Структура интеллектуального капитала Измерение интеллектуального капитала

ГЛАВА 8. ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ЗНАНИЮ Общее отношение к образованию Значение получения образования для россиян Отношение к школе и среднему образованию Образовательные и профессиональные ориентации после школы Значение обучения в вузе для студентов Система образования и рынок труда Непривлекательность научной карьеры Отношение к науке в обществе

Читайте также: