Проведение земельной реформы в рф доклад

Обновлено: 17.05.2024

Цели, задачи и содержание земельной реформы определены земельным законодательством. Конституция Российской Федерации устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Содержание работы

Введение 2
I. Теоретическая часть
1.1. Писцовые межевания и Генеральное межевание. 4
1.2. Реформа1861года. 8
1.3. Столыпинская реформа. 11
1.4. Земельные преобразования Октябрьской революции. 13
1.5. Земельная реформа в Российской Федерации. 16
II. Практическая часть 21
III. Заключение 26
IV. Используемая литература 28
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая 3.1..doc

по дисциплине “Экономическая оценка земли”

тема: “Земельные реформы в России”

студент 3 курса 31 группы

Абуязидов Ислам Ильясович

Преподаватель: Прудникова В.С.

I. Теоретическая часть

1.1. Писцовые межевания и Генеральное межевание. 4

1.2. Реформа1861года. . . 8

1.3. Столыпинская реформа. . 11

1.4. Земельные преобразования Октябрьской революции. 13

1.5. Земельная реформа в Российской Федерации. 16

II. Практическая часть 21

III. Заключение 26

IV. Используемая литература 28

Россия богата земельными ресурсами. Общая площадь ее территории — 1709 млн. га, в том числе пахотных угодий — 132,3 млн. га, сенокосов и пастбищ — 87,8 млн. га. Это национальное богатство способно обеспечить привольную жизнь и успешное развитие всех народов, проживающих на ней.

Но административно-командные методы руководства сельским хозяйством, монополия государственной собственности на землю, однообразие форм хозяйствования, отторжение крестьянина от земли привели к острому продовольственному кризису в стране, крупным социально-экономическим издержкам, тяжелым экологическим последствиям. Это отрицательно сказалось на состоянии земель. За последние двадцать лет площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 8,0 млн. га. В Нечерноземной зоне 6,5 млн. га пашни заросли лесом, кустарником или заболотились. Прогрессируют процессы деградации почв, увеличиваются площади эродированных земель, падает плодородие пашни, уменьшается продуктивность естественных сенокосов и пастбищ. Все эти обстоятельства потребовали коренного преобразования земельных отношений путем проведения земельной реформы.

Земельная реформа — это совокупность правовых, экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих в результате их комплексного осуществления переход к новому земельному строю, соответствующему характеру рыночной экономики.

Земельная реформа проводится длительный период, затрагивает интересы практически всех социальных групп населения и требует упорной работы огромного числа специалистов самого различного профиля.

Успешное проведение земельной реформы невозможно без учета исторического опыта. Земельная реформа в России проводились не раз и при этом одновременно с другими общественными преобразованиями.

Например, писцовые межевания (XVII век) преследовали цель закрепления земель за землевладельцами и одновременно закрепления земледельцев за землевладельцами. Это был самый длительный реформенный период (XVII — XIX века), закончившийся генеральным и специальным межеванием. Земельная реформа 1861 года была вызвана освобождением крестьян от крепостной зависимости, а основной целью столыпинской реформы было уничтожение остатков феодализма, разрушение общины и утверждение на селе капиталистических отношений.

Коренные изменения в земельных отношениях произошли после Октябрьской революции. Декретом о земле отменялась помещичья собственность на землю, а Законом о социализации земли отменялась всякая собственность на землю, воду, леса, земля передавалась в пользование трудового народа. Основные положения этих законов были развиты и уточнены в Земельном Кодексе РСФСР 1922 года. В нем определялись понятия трудового землепользования, крестьянского двора и регламентировались различные стороны новых земельных отношений.

Цели, задачи и содержание земельной реформы определены земельным законодательством. Конституция Российской Федерации устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

1.1. ПИСЦОВЫЕ МЕЖЕВАНИЯ И ГЕНЕРАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ

Обширность и малонаселенность областей России вызывали постоянное стремление населить их. Князья давали своим подданным большие земельные участки и льготы тем из них, кто привлекал на эти участки население из чужих областей. Происходило переманивание крестьян с одних земель на другие.

Земля и земельные отношения становятся основой феодальной системы. Великий князь, в последующем царь, был самым богатым человеком. Ему принадлежали земли, а земля земледельческого государства, при неразвитости торговли и промышленности, составляет единственное богатство. Оно дает возможность правителю утвердить свое могущество путем раздачи поместий — земель во временное владение за службу. В последующем поместья также становятся вотчинами. Несмотря на обширность территории, уже трудно было найти поместья в населенных и хорошо защищенных от внешних врагов местах. Из-за земли и из-за прикрепленных к ней крестьян между вотчинниками и новопоместными людьми стали происходить междоусобицы, потому что для землевладельца земля не имела значения без крестьянина, который бы ее обрабатывал. Появилась необходимость в окончательном постоянном прикреплении к ней и, следовательно, к ее владельцу крестьян-крепостных. Средством проведения такой реформы послужили писцовые межевания.

Историки часто называют их писцовыми описаниями, но первое название более полно отражает сущность проводимых работ, которые включали не только описание, но и обозначение на местности границ владений межевыми знаками. Писцовые межевания осуществлялись особыми комиссиями. Этих комиссии должны были производить записи в границах уездов, волостей и станов о землях поместных и вотчинных, землях сел и деревень, по видам землевладений, перечислить в каждом селе количество дворов, поименно людей в них, за кем они закреплены, отдельно дворы заброшенные, сроки и причины заброшенности.

За сокрытие от писцов используемых земель в пользу царя изымались поместье и доход в двойном размере.

Из наказа видно, что его авторы стремились к системному подходу. В нем можно увидеть: учетно-статистические, правовые, кадастровые, межевые задачи.

Сводными документами писцовых межеваний были писцовые и межевые книги. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам: город, уезд, стан, волость. Отдельно описывались каждое село и деревня. В писцовых книгах описаны пахотные земли, сенокосные угодья и лесные участки. Каждая писцовая книга заканчивалась сводными итогами.

Генеральное межевание можно считать логическим завершением писцовых межеваний. В XVIII веке в России начинает применяться так называемый геометрический метод межевания, при котором довольно точно определялись как общая площадь владений, так и площадь всех угодий. Генеральное межевание было начато с обнародования Манифеста о генеральном размежевании земель всей Империи от 19 сентября 1765 года. К Манифесту прилагались Генеральные правила, данные межевой комиссии для составления по ней межевой инструкции и Инструкция землемерам, к генеральному всей Империи земель размежеванию.

В инструкции землемерам, к генеральному всей Империи земель размежеванию были изложены цели и правила проведения размежевания, а именно:

    • развести всех владельцев в спорах по их земляному владению;
    • государственному и экономическому правлению получить обстоятельные сведение, и планы всем состоящим в Империи земляным дачам и урочищам;
    • при генеральном размежевании на каждом участке должно было быть по два землемера, один из которых состоял в подчинении старшего;
    • межевание они должны были проводить таким образом, чтобы один обходил по окружной меже, а другой снимать внутреннюю ситуацию;
    • каждые два землемера при отправлении от Межевой канцелярии или Конторы снабжались Инструкцией землемерам, к генеральному всей Империи земель размежеванию, сведениями о тех землях, которые из-за споров следует межевать по-новому и т.д.

    Генеральное межевание проводилось со второй половины XVIII века по первую половину XIX века. Им было охвачено 35 губерний России, в которых насчитывалось 188264 владений площадью всех земель 300,8 млн. га.

    В 1799 году для подготовки высококвалифицированных кадров в Москве была основана землемерная школа при межевой Канцелярии. С 1819 году она становится Константиновским землемерным училищем, а с 1835 года — Межевым институтом, на основе которого позднее были образованы Московский институт инженеров землеустройства и Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии, преобразованные в настоящее время в государственные университеты.

    1.2. РЕФОРМА 1861 ГОДА

    Проведение этой реформы было вызвано многими обстоятельства ми. С одной стороны, крепостнические отношения затруднили развитие производительных сил не только сельского хозяйства, но и промышленности. Это понимала русская общественность, включая высшие сферы управления. С другой стороны, поражение в Крымской войне вызвало нарастание крестьянского движения. 30 марта 1856 года Александр II сказал, что лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу.

    19 февраля 1861 года был подписан Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

    В Положениях было указано следующее:

    1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с ним изданных, Положениях и Правилах;

    2. Крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу;

    3. Помещики, сохраняя право собственности, на все принадлежащие им земли, предоставляют в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях указанных в Местных Положениях;

    4.Крестьяне, за отведенный надел, обязаны отдавать, в пользу помещиков повинности: работой или деньгами;

    5. Наделение крестьян землей и другими угодьями осуществляется преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:

      • размер надела, предоставляемого крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта должен был быть не менее размера, определенного в Местных Положениях;
      • повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работой, определяются не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (продлять такие договоры в случае желания обеих сторон не запрещается, но также временно, не долее как на трехлетний срок);
      • заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не должны противоречить общим гражданским законам и ограничивать личных и имущественных прав;

      6. Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность свою усадебную оседлость, путем внесения определенной выкупной суммы;

      История земельных реформ в России

      Реформы Ивана Грозного

      Первой аграрной реформой на Руси считается реформа, проведенная Иваном Грозным в 1551-1556 гг. С целью увеличения денежных средств в казне, подчинения бояр и удельных князей великому князю московскому и всея Руси, появления новой системы землепользования – государственной поместной системы, был проведен ряд реформ. Вследствие проводимых Иваном Грозным реформ были: построена и укреплена централизованная система государства, реорганизована и увеличена численность армии. В связи с тем, что земли у вотчинников – бояр отбирались и перераспределялись среди служивого дворянства, помещиков, то это способствовало тому, что бояре стали преданно служить государству, поддерживать центральную власть.

      Во время правления Ивана Грозного земли государства значительно расширились. Было присоединено Поволжье, освоена Сибирь. Территория государства Российского увеличилась почти вдвое с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км.

      Реформы Петра I

      Земельные реформы XIX-XX вв.

      1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.
      2. Наделение крестьян землей и определение крестьянских повинностей.
      3. Выкуп крестьянских наделов.

      Земельные преобразования Советской власти

      В 1918 г. в Конституции РСФСР был закреплен принцип социализации земли, отмены частной собственности, земля стала общенародным достоянием и предоставлялась гражданам бесплатно, на общих правах.

      90-е гг. XX столетия (Перестройка)

      Аграрная реформа в России позволила развиваться крестьянским (фермерским) хозяйствам, был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы земельных отношений, введена плата за землю. Наряду с крестьянско-фермерскими хозяйствами создано значительное количество личных подсобных хозяйств, которые, в отличие от КФХ, не надо регистрировать (так как производимая и реализуемая ими продукция не подлежит налогообложению в связи с тем, что урожай выращивается для собственного потребления и излишки можно реализовать черезторговые сети или на рынке).

      Аграрный вопрос сегодня

      Цели и задачи земельной реформы в России на современном этапе

      Земельная реформа – важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной и муниципальной собственности на землю; укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю; создание механизмов регистрации прав на землю в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

      • понятие крестьянского (фермерского) хозяйства$
      • отношения между крестьянским хозяйством и государством;
      • правила создания и регистрация новой формы хозяйствования;
      • земельные и имущественные отношения;
      • членство в хозяйстве;
      • деятельность и формы хозяйствования.

      Земельный кодекс РФ был принят 25 октября 2001 г. Он является основным документом, определяющим земельные отношения в России. Кодексом прописаны правила владения землей, арендные отношения, охрана и использование земли.

      Земельный кодекс РФ устанавливает такие основные понятия, как:

      • охрана земли;
      • сельское и лесное хозяйство;
      • возникновение, изменение и прекращение права владения землей;
      • оценка, мониторинг и землеустройство.

      Земельные отношения в России регламентированы и иными законодательными актами, которые дополняют и уточняют отдельные статьи ЗК РФ.

      Автор статьи

      Кузнецов Федор Николаевич

      Кузнецов Федор Николаевич

      Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

      Читайте также: