Противоречие как источник развития доклад

Обновлено: 04.07.2024

Мы исходим из того, что противоречие представляет собой единство и борьбупротивоположностей. Именно противоречие в таком его понимании является конечной причиной развития всех вещей в мире.

[†] Селюнин В. Плановая анархия или баланс интересов? //Знамя. - 1989. -~ № 4. - С.209.

Нужно было отказываться от пролетарского социализма и начинать буржуазно-социалистическую революцию во

[‡] ЛевадаЮ. Испытательныйсрок: время пошло// НГ-СЦЕНАРИИ. №7. 12 июля 2000 - С. 10.

Из исторического прошлого России хорошо известно, что сильное государство не является и не умным, и не справедливым, и не демократическим и включает в себя: централизованную власть; мощные силовые структуры (армия, МВД, ФСБ и т.п.); диктатуру государственного закона; ограничение демократических свобод; регулирование экономических отношений в интересах сильного государства; социальное равенство и обнищание населения.

[§] Тишков В.А. Что есть Россия? // Вопросы философии. 1995, № 2. - С.9.

При таком понимании национальное сообщество (нация), национальные ценности дополняются политико-правовыми ценностями гражданского общества, основанного на языковых и духовных ценностях государствообразующей нации - русской. Русским, татарам, башкирам и другим народностям России предлагается постепенно превратиться в россиян - граждан, имеющих в истории русские, татарские башкирские и подобные этнические корни. Этому благоприятствует неразвитость русских, башкир, татар и других этносов (народностей, в советской терминологии) в полноценные нации. В случае такого пути российские этносы как исторические общности постепенно дополняются общностью гражданской (российской), а этническая природа наций образует содержание российско-гражданской.

Такой путь предполагает многочисленные социальные конфликты, которых нельзя допустить до стадии развертывания: их нужно урегулировать и разрешать на стадии становления. Анализ ситуации показывает, что национально- и регионально- сепаратистские тенденции в стране, в условиях ослабленного центра, еще не утихли, но такая политика встретит поддержку населения. Многочисленные жертвы национал-сепаратизма среди нас. Такой путь даст возможность русским продолжить свою государствообразующую и культурообразующую функции вместе с другими народами страны уже не в качестве старшего брата, а на равноправной основе.

В. Тишков в своей статье, написанной в 1995 г., когда развал социалистического строя, усугубленный ошибками номенклатурныхлибералов, был виден невооруженным глазом, писал:

Это утверждение можно использовать и для обоснования необходимости формирования российской нации, которая станет 1) и комфортным убежищем многим народам, в том числе и русскому, после наглядного процесса межнациональных конфликтов, всеобщего озверения и обнищания, и 2) формой массовой мобилизации и коллективного действия разных этносов.

Диалектика – утверждает, что все существующее может быть понятным лишь в развитии и, что последнее нужно рассматривать как саморазвитие, которое порождается внутренними импульсами и включает в себя не только постепенные изменения, эволюцию, а и перерывы постепенности, качественные скачки, появление нового.

Понятие действительности в развитии - важнейший аспект диалектического видения мира. Диалектика является учением о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. Знание законов развития разрешают людям целеустремленно изменять мир в связи с потребностями человечества.

Мысль о том, что окружающий мир находится в развитии - большое философское открытие. Тем не менее, разные философы по - разному видели это развитие:

Первые – считали, что развитие – это повторение прошлого.

Вторые – считали, что развитие – это цепь случайных, непредусмотренных скачков, которые разрывают связь со старым.

Третьи – трактовали развитие как прямое восхождение с низу вверх, а другие наоборот.

Развитие – это постепенный процесс систематического накопления за сравнительно длительный промежуток времени направленных и необратимых изменений.

Развитие указывает на то, что материя не просто существует и движется в пространстве и времени, но и изменяется в определенном направлении (это же касается и духовной жизни).

Время – необходимое условие качественного развития любой материальной системы.

Таким образом, развитие как свойство материи бесконечный процесс ее самообновления, появление качественно новых форм своего существования и движения.

Принципы развития:

1. Принцип целостности – каждый элемент состоит из многих частей, которые взаимодействуют между собой. Разным типам связи соответствуют разные типы целостности.

2. Принцип системности – это черты внутренней организации систем. Существуют неорганизационные совокупности (слабая внутренняя организация) и системные эффекты (устойчивая структура).

4. Принцип детерминизма – это такая концепция мира, которая базируется на принципах причинности и закономерности.

Противоречие как внутренний источник развития

Вопрос о противоречии - центральный в диалектике. Учение о единстве противоречий есть ее ядро, суть. Особая значимость проблемы противоречия определяется тем, что все, что происходит в мире, включает в себя противоречие.

Противоречие – это отношение между противоположностями, противоположными частями, свойствами, подсистемами.

Виды противоречий:

1) внутренние - внешние,

2) основные - не основные,

3) антагонистические – неантагонистические.

Противоположности входят в состав системы и внутри нее составляют единство. Борьба противоположностей является внутренним источником диалектического движения и развития.

Философы-метафизики допускают противоречия лишь как феномен мышления, возникающих из-за нарушений требований формальной логики. Противоречие не только признак глубокой мысли, а прежде всего выдающийся элемент объективной диалектики природы и общества. У человека как личности существуют противоречия между собственным и общественным опытом, желаниями и возможностями, умом и чувствами.

Противоречие – это единство взаимоисключающих противоположностей.

Отношение элементов противоположности, объектов реальности, их сторон и свойств, выражает присущее, всем явлениям действительности, разногласие. В противоречиях - импульсом самоизменения является источник развития, который изменяет вещи на что-то новое. Если бы предметы были бы постоянной тождественностью самим себе, без противоположностей, они были бы абсолютно неизменными.

Борьба противоположностей и их взаимоотрицание - побуждающий к качественным изменениям фактор. В борьбе противоположностей происходит их взаимодействие, т.е. происходит перемещение между ними веществ, энергии и информации. В силу борьбы противоположностей имеют место изменения отношений между ними, а тем самым - поэтапное развертывание и углубление противоречий. В результате взаимодействие противоположностей приводит к решению противоречия.

Форм разрешения противоречия:

1) переход противоположностей в друг друга;

2) переход к более высоким формам;

3) победа одной противоположности над другой;

4) исчезновение обеих противоположностей при полном изменении предмета.

Типы противоречий:

1) внутреннее противоречие – это единство противоположностей в самой сути предмета,

2) внешние – те, которые возникают между сосуществующими и взаимосвязанными явлениями,

3) онтологические – физические, биологические, химические, социальные противоречия,

4) гносеологические– познавательные:

а) когнитивные – возникают в познавательных действиях,

б) логические – возникают вследствие нарушения законов правильного мышления,

в) категориальные– противоположности типа возможности –

действительности, причины – следствия, качества – количества,

5) аксеологические – противоположности ценностных отношений между людьми,

6) праксеологические – экономические, политические, идеологические противоречия.

Зародыш диалектической концепции противоречия содержался в учении Канта об антиномиях чистого разума. Он поставил вопрос о необходимости различения антиномий от обычных логических противоречий и показал, что и структура и форма разрешения антиномий существенно отличны от содержания и формы разрешения логических противоречий. Как в тезисе, так и в антитезисе содержится истина, хотя и неполная, поэтому и разрешаться антиномия не может обычными логическими способами, основу которых составляет принцип: при истинности одного контрадикторного высказывания другое с необходимостью ложно. Из кантовского учения об антиномиях выросла концепция Фихте и Шеллинга о продуктивном, порождающем противоречии. По Шеллингу, универсальным свойством всего сущего является полярность свойств, признаков, сторон, а глубокое основание и источник полярности образуют противоречие.

В процессе материалистического переосмысления идеалистической диалектики немецких классиков возникла реальная проблема выявления специфики противоречий бытия и противоречий мышления. Поскольку противоречия мышления (назовем их гносеологическими противоречиями, чтобы не смешивать с логическими противоречиями) отображают предметные противоречия, постольку существует определенная общность между ними:

общность структур, форм проявления и т. п. Но эта общность предполагает существование различий между отмеченными противоречиями, выявление которых важно не только для решения позитивных задач разработки теории диалектики, но и для аргументированной критики критиков диалектики. Это необходимо потому, что отождествление Гегелем противоречий мышления и бытия дало противникам диалектики, начиная с Дюринга и кончая современными критиками (Г. Веттер, К. Поппер и др.), повод обвинять сторонников учения о диалектическом противоречии в отступлении от норм логики, в алогизме и иррационализме, в неправомерной экстраполяции логических форм на объективный мир.

Эта идея дает более глубокое обоснование представлению о нераздельности предмета и процесса. Предмет с необходимостью выступает как внутренне деятельный, самодействующий, самоизменяющийся, самодвижущийся, как предмет-процесс.

Существо диалектического противоречия выражается формулой: противоречие есть сущность самодвижения; самодвижение есть существующее противоречие, или способ существования и проявления противоречия. Эти определения (через категории сущности и существования), с одной стороны, характеризуют противоречие как процесс, с другой — позволяют раскрыть более непосредственную связь противоречия и самодвижения, выступающую как конкретное тождество противоречия и самодвижения.

Рассмотрение противоречия и самодвижения в их нераздельности позволяет существенно уточнить каждое из них. Анализ содержания предметного противоречия с точки зрения концепции самодвижения приводит к выделению специфического аспекта категории противоречия — противоречивости, вернее, самопротиворечивости, присущей всем предметам и явлениям. Понятие самопротиворечивости, самоотрицания позволяет определить самодвижение как способ существования и проявления предметного противоречия.

Итак, можно выделить следующие уровни определения противоречия.

1. В самом широком смысле противоречие — это отношение противоположностей (сторон, свойств предмета или высказываний о нем), обусловливающих и отрицающих друг друга.

2. Применительно к предметному противоречию это отношение выступает как взаимодействие противоположностей.

3. Необходимо отличать внешние противоположности от внутренних. Для внешних противоположностей характерна более или менее четкая разделенность, поляризация сторон отношения, для внутренних — свойственна пространственная совмещенность. Поэтому в предмете, в котором наиболее полно реализуется взаимопроникновение противоположностей, речь идет не о противоречии сторон, а о противоречии свойств, тенденций.

4. Понимание взаимодействия противоположностей доводится до понимания взаимоотношения предмета не только с другими предметами, но и с самим собой — до идеи самоотрицания, самопротиворечивости. Внутреннее сущностное противоречие выступает как самопротиворечивость предмета, т. е. как внутреннее взаимодействие, или взаимодействие с самим собой.

Критерий самодвижения позволяет внести ряд коррективов в логико-гносеологические определения противоречия. В частности, с позиций этого критерия более остро ставится традиционная проблема: могут или не могут в противоречии, и прежде всего в предметном противоречии, одновременно и в одном и том же отношении совпадать исключающие друг друга противоположности? Понятие, включающее в себя такую возможность, назовем понятием совпадающих противоположностей, а понятие, отрицающее совпадение, — понятием расходящихся противоположностей. Какое же из этих понятий (концепций) больше соответствует критерию самодвижения? Ответить на этот вопрос нельзя, не выходя за пределы чисто логических дефиниций. Для этого нужны исследования структуры объективных противоречий в контексте последовательной концепции самодвижения. Само исследование предметных противоречий должно осуществляться на основе не обыденных представлений, а философского анализа соответствующих конкретно-научных теорий.

Приведем пример. Одним из конкретно-научных воплощений диалектической концепции самодвижения (саморазвития) является дарвиновская теория эволюции. В противоположность ламаркизму в дарвинизме считается, что процесс эволюции (видообразования), будучи детерминирован сложным взаимодействием внешних и внутренних факторов, в своей основе является процессом эндогенным, т. е. определяется внутренними факторами (внутривидовой борьбой). Внутривидовая борьба выступает как биологическая форма внутренних противоречий, вернее, как форма существования, развертывания и разрешения внутренних противоречий.

[7. Противоречие между индивидами и условиями их жизнедеятельности как противоречие между производительными силами и формой общения. Развитие производительных сил и смена форм общения]

[7. Противоречие между индивидами и условиями их жизнедеятельности как противоречие между производительными силами и формой общения. Развитие производительных сил и смена форм общения] [60] Различие между индивидом как личностью и случайным индивидом – не просто

Противоречие как условие развития науки

Противоречие как условие развития науки Логическое противоречие – наличие взаимоисключающих определений в теоретическом выражении вещи – давно занимало философию. Не было и нет ни одного философского или логического учения, которое в той или иной форме не ставило и

Противоречие как принцип развития теории

2. ПРОТИВОРЕЧИЕ КАК ФАКТ НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ

2. ПРОТИВОРЕЧИЕ КАК ФАКТ НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ "Логическое противоречие" -- наличие взаимоисключающих определений в теоретическом выражении вещи -- давно занимало философию. Не было и нет ни одного философского или логического учения, которое в той или иной форме не ставило и

Послесловие Ноосферизм – форма социально-экономического развития России и ответ на поиск модели развития России

Послесловие Ноосферизм – форма социально-экономического развития России и ответ на поиск модели развития России Выбирая путь дальнейшего развития, выстраивая государственную экологическую политику, необходимо понимать, что совсем скоро определяющим критерием

1. Противоречие как источник развития

1. Противоречие как источник развития Проблема источника движения и развития всегда была одной из центральных в философии и науке. Наиболее глубоко к проблеме внутреннего источника развития в античной философии подходил Гераклит в учении о единстве и борьбе

2. Практические потребности – главный источник становления и развития науки

2. Практические потребности – главный источник становления и развития науки Важнейшее значение в понимании сущности и предназначения науки имеет выяснение факторов, которые сыграли решающую роль в ее возникновении. Вся история человеческой жизни свидетельствует, что

ТАЙНЫЙ ИСТОЧНИК

ТАЙНЫЙ ИСТОЧНИК Для любых передаваемых данных, информации или знания требуются: 1) источник или отправитель, 2) каналы распространения или средства массовой информации, куда передаются сведения, 3) получатель и, конечно же, 4) сами сведения. Начнем с отправителя. Когда по

Источник жизни

Источник жизни Один человек всю жизнь искал источник жизни. Он мечтал, что найдет его и поделится своей находкой со всеми людьми. Наконец, он отыскал источник жизни, жадно припал к нему и пил, пил, пил…Сначала он помолодел, но не остановился, а продолжал пить. Он становился

[7. Противоречие между индивидами и условиями их жизнедеятельности как противоречие между производительными силами и формой общения. Развитие производительных сил и смена форм общения]

[7. Противоречие между индивидами и условиями их жизнедеятельности как противоречие между производительными силами и формой общения. Развитие производительных сил и смена форм общения] [60] Различие между индивидом как личностью и случайным индивидом – не просто

3.2. Источник права

3.2. Источник права Проблема источника права - одна из актуальнейших в юридической науке. «С тех пор, как возникло право, проблемы источников его образования, форм его организации и существования постоянно привлекали к себе повышенное внимание исследователей-теоретиков,

ИСТОЧНИК ЮНОСТИ

ИСТОЧНИК ЮНОСТИ До сих пор я писал о вещах мудрых. Продолжение уже просится под заголовок моей книги.Апостолы умеренности смогли сколотить лишь кое-какой маленький лагерь. Человечество не претендовало на такую долгую жизнь, которую надо было влачить на мамалыге и

Противоречие

Противоречие Он был хорошо известным и авторитетным политическим деятелем, несколько высокомерным и из-за этого нетерпеливым. Будучи весьма образованным, он был довольно нуден и уклончив в представлении себя. Он не мог позволить себе быть остроумным, поскольку он был

35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета

35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета 35. Вызванные нашими требованиями к суду и изобличенные, все эти ереси, – появившиеся позже или современные апостолам (но равно противные их

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной Человек – мера всех вещей Протагор Данную главу нам необходимо начать со слов американского физика австрийского происхождения Фритьофа

Название работы: Противоречие как источник развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип антагонистической регуляции функций

Предметная область: Логика и философия

Описание: Принцип антагонистической регуляции функций Противоречие как источник развития диалектика Гераклита. О том что реальный процесс развития научного знания связан с этапами преодоления возникающих противоречий говорят многочисленные факты истории математики физики и др. Закон единства и борьбы противоположностей Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей.

Дата добавления: 2013-09-08

Размер файла: 28.5 KB

Работу скачали: 36 чел.

Противоречие как источник развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип антагонистической регуляции функций

Противоречие как источник развития, диалектика Гераклита.

Противоречие буквально означает редкое рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете. Запрет противоречия, начиная с античности, считается одним из принципов логического рассуждения. Согласно этому принципу, не может быть одновременно истинным некоторое предложение и его отрицание. Такие противоречия, издавна привлекающие внимание логиков, считаются нарушениями правил рассуждения. О том, что реальный процесс развития научного знания связан с этапами преодоления возникающих противоречий, говорят многочисленные факты истории математики, физики и др. наук. Критический пересмотр принципов математики в целом и отдельных ее ветвей всегда совпадал с периодами выявления и разрешения противоречий. Антиномия - острая форма постановки проблемы, требующей своего решения. Обнаружение антиномий и их разрешение -характерная черта диалектического мышления. Сами по себе антиномии, возникающие в познании, нельзя отождествлять с диалектическими противоречиями. Диалектика - не метод нагромождения противоречий. Дело диалектики - выяснение и разрешение противоречий. Разрешение антиномий-проблем подчиняется общему ритму, открытому еще в античности в ситуациях творческого диалога.

Гераклит не только возражает против слепого накопления знаний, не признанных светом постигающей философской мысли. Он также возражает против безотчетною следования традиции против некритического заимствования чужих взглядов, не следует перенимать что-либо некритически, догматически. По мнению Гераклита в принципе мышление -одно для всех людей. Однако, несмотря на это постоянное общение, люди, по убеждению Гераклита, в своем большинстве расходятся с "законом", или "разумом" (логосом). И Гераклит задается вопросом о том, почему это происходит. Объяснение Гераклита проливает свет на его взгляд относительно чувственного познания. Он говорит: "Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души." Фрагмент этот толковали в том смысле, будто Гераклит отвергает в нем чувственное познание как несовершенное, будто при помощи зрения и слуха мы не можем получить верного знания о природе. Но мысль Гераклита не такова. Он говорит, что влияние чувства не дает истинного знания только тем людям, у которых грубые души. Но чувства, по Гераклиту, не могут дать полного, окончательного знания о природе вещей. Такое знание дает нам только мышление. Мышление по Гераклиту, = познавательной деятельности. Основу Гераклит видит в сухом огненном веществе. Физике огня в психологии Гераклита соответствует учение об огненной "психее". Гераклит утверждает, что мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой характеризуется "сухим блеском". В истории Философии нового времени Гераклит, естественно, привлекал к себе внимание тех философов и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Гераклит в основных принципах своей философии - материалист, выводит все из огня.

Закон единства и борьбы противоположностей

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов" (Ленин В. И., "Философские тетради", М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.

Зародыш диалектической концепции противоречия содержался в учении Канта об антиномиях чистого разума. Он поставил вопрос о необходимости различения антиномий от обычных логических противоречий и показал, что и структура и форма разрешения антиномий существенно отличны от содержания и формы разрешения логических противоречий. Как в тезисе, так и в антитезисе содержится истина, хотя и неполная, поэтому и разрешаться антиномия не может обычными логическими способами, основу которых составляет принцип: при истинности одного контрадикторного высказывания другое с необходимостью ложно. Из кантовского учения об антиномиях выросла концепция Фихте и Шеллинга о продуктивном, порождающем противоречии. По Шеллингу, универсальным свойством всего сущего является полярность свойств, признаков, сторон, а глубокое основание и источник полярности образуют противоречие.

В процессе материалистического переосмысления идеалистической диалектики немецких классиков возникла реальная проблема выявления специфики противоречий бытия и противоречий мышления. Поскольку противоречия мышления (назовем их гносеологическими противоречиями, чтобы не смешивать с логическими противоречиями) отображают предметные противоречия, постольку существует определенная общность между ними: общность структур, форм проявления и т. п. Но эта общность предполагает существование различий между отмеченными противоречиями, выявление которых важно не только для решения позитивных задач разработки теории диалектики, но и для аргументированной критики критиков диалектики. Это необходимо потому, что отождествление Гегелем противоречий мышления и бытия дало противникам диалектики, начиная с Дюринга и кончая современными критиками (Г. Веттер, К. Поппер и др.), повод обвинять сторонников учения о диалектическом противоречии в отступлении от норм логики, в алогизме и иррационализме, в неправомерной экстраполяции логических форм на объективный мир.

Эта идея дает более глубокое обоснование представлению о нераздельности предмета и процесса. Предмет с необходимостью выступает как внутренне деятельный, самодействующий, самоизменяющийся, самодвижущийся, как предмет-процесс.

Существо диалектического противоречия выражается формулой: противоречие есть сущность самодвижения; самодвижение есть существующее противоречие, или способ существования и проявления противоречия. Эти определения (через категории сущности и существования), с одной стороны, характеризуют противоречие как процесс, с другой — позволяют раскрыть более непосредственную связь противоречия и самодвижения, выступающую как конкретное тождество противоречия и самодвижения.

Рассмотрение противоречия и самодвижения в их нераздельности позволяет существенно уточнить каждое из них. Анализ содержания предметного противоречия с точки зрения концепции самодвижения приводит к выделению специфического аспекта категории противоречия — противоречивости, вернее, самопротиворечивости, присущей всем предметам и явлениям. Понятие самопротиворечивости, самоотрицания позволяет определить самодвижение как способ существования и проявления предметного противоречия.

Итак, можно выделить следующие уровни определения противоречия:

Критерий самодвижения позволяет внести ряд коррективов в логико-гносеологические определения противоречия. В частности, с позиций этого критерия более остро ставится традиционная проблема: могут или не могут в противоречии, и прежде всего в предметном противоречии, одновременно и в одном и том же отношении совпадать исключающие друг друга противоположности? Понятие, включающее в себя такую возможность, назовем понятием совпадающих противоположностей, а понятие, отрицающее совпадение, — понятием расходящихся противоположностей. Какое же из этих понятий (концепций) больше соответствует критерию самодвижения? Ответить на этот вопрос нельзя, не выходя за пределы чисто логических дефиниций. Для этого нужны исследования структуры объективных противоречий в контексте последовательной концепции самодвижения. Само исследование предметных противоречий должно осуществляться на основе не обыденных представлений, а философского анализа соответствующих конкретно-научных теорий.

Приведем пример. Одним из конкретно-научных воплощений диалектической концепции самодвижения (саморазвития) является дарвиновская теория эволюции. В противоположность ламаркизму в дарвинизме считается, что процесс эволюции (видообразования), будучи детерминирован сложным взаимодействием внешних и внутренних факторов, в своей основе является процессом эндогенным, т. е. определяется внутренними факторами (внутривидовой борьбой). Внутривидовая борьба выступает как биологическая форма внутренних противоречий, вернее, как форма существования, развертывания и разрешения внутренних противоречий.

Читайте также: