Пространство и время в искусстве доклад

Обновлено: 04.07.2024

Для раскрытия вопроса о пространственно-временных видах искусства необходимо понять, что такое искусство. Искусство - это то, что создано человеком, в отличии от того, что дает природа. По словам Карла Маркса, искусство – это образное отражение действительности.
Разные виды искусства – живут, распространяются, транслируются, либо в пространстве, либо во времени. Либо может быть совокупность пространства и времени, тогда искусство относится к пространственно-временным. Временные искусства – это те виды искусства, которые распространяются во времени, а именно: музыка, танец, мимика. Время не имеет никакого отношения ни к скульптуре, ни к архитектуре, ни к живописи, так как они относятся к группе пространственных искусств.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

Реферат на тему:

Пространственно-временные виды искусства

Выполнила

Писаренко Евгения.

2013 год.

Для раскрытия вопроса о пространст венно-временных видах искусства необходимо понять, что такое искусство. Искусство - это то, что создано человеком, в отличии от того, что дает природа. По словам Карла Маркса, искусство – это образное отражение действительности.

Разные виды искусства – живут, распространяются, транслируются, либо в пространстве, либо во времени. Либо может быть совокупность пространства и времени, тогда искусство относится к пространственно-временным. Временные искусства – это те виды искусства, которые распространяются во времени, а именно: музыка, танец, мимика. Время не имеет никакого отношения ни к скульптуре, ни к архитектуре, ни к живописи, так как они относятся к группе пространственных искусств.

Временные искусства – литература и музыка, их еще называют динамическими искусствами. В отличие от вещности и предметности пространственных искусств, временные искусства обладают большей степенью ассоциативности. Временные искусства непосредственно выявляют и воссоздают изменчивость человеческих состояний, динамику чувств и настроений. Временные искусства могут передавать характер человеческого общения, его ритуальность или фамильярность, взаимное тяготение или равнодушие.

Пространственные искусства осваивают мир с точки зрения его вещной составляющей. Вечная природа пространственных искусств тесно связана со способами деятельности того или иного типа культуры.
К пространственным видам искусства следует относить те виды искусства, которые живут в пространстве, распространяются в пространстве. Это прежде всего изобразительное искусство, графика, архитектура, скульптура, и т.д.

Театр- род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Театр-вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Эстрада-вид сценического искусства, объединяющий малые формы драмы, комедии, музыки, а так же пение, художественное чтение, хореографию, пантомиму и т.д.

Кино- род искусства, произведение которого создается с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

Внимание современной науки все чаще начинают привлекать проблемы взаимосвязи ритма, времени и пространства с наиболее характерными особенностями творческого процесса художника, их роль при изучении специфики художественного произведения, а также общая методология исследования этих категорий применительно к литературе, театру, живописи, кинематографу и т. д.

Целый ряд докладов был посвящен диалектико-материалистическому обоснованию проблем ритма, времени и пространства.

В. Свидерский (Ленинград) указал, что диалектико-материалистическое понимание и изучение в этом свете универсальных свойств пространства и времени (материальности, абсолютности, относительности, противоречивости, мерности и др.) должно сводиться ко все более глубокому анализу диалектической природы этих категорий применительно ко всем аспектам познания и творчества, включая искусство и литературу.

Ленинградские философы А. Мостепаненко и Р. Зобов в совместном докладе рассмотрели вопрос о видах пространства и времени в искусстве. Каждое произведение искусства может быть локализовано в трех различных пространствах – временах: физическом (как материальный объект), концептуальном (как некоторая модель определенного класса реальных ситуаций), перцептуальном (как художественный образ). Н. Гей (Москва) поставил своей целью выяснить роль ритма, времени и пространства в системе художественного познания. М. Каган (Ленинград) заострил внимание участников симпозиума на необходимости, по его мнению, придерживаться в своих трудах концепции о разделении видов искусства на пространственные и временные. П. Антокольский посвятил свое выступление характеристике обрааа времени в поэтическом творчестве. Он показал, какие коррективы внесла поэзия XX века в манеру трактовки образа времени и какие еще далеко не использованные возможности таятся здесь. В. Иванов (Москва) поделился с участниками симпозиума некоторыми соображениями относительно представления о времени как объединении мифологических противоположностей. Е.

У греческого бога Аполлона было девять муз, семь из которых покровительствовали различным жанрам литературы, музыке, театру…Но ведь есть еще такие виды искусства, как архитектура,скульптура, живопись. Что отличает один вид искусства от другого? Их отличает отношение к пространству, времени и особенности языка каждого вида искусства.

Какие же отношения у искусства с пространством и временем?

Звучит музыка…Занимает ли она место в пространстве? Именно музыка, а не музыкальные инструменты?Нет.Чтобы услышать музыку, нужно время. Мелодия во времени изменяется, меняются звуки, иначе не будет музыки, будет один протяжный звук. Следовательно музыка- явление, живущее во времени, а не в пространстве.

Мы читаем в книге стихотворение, рассказ, пьесу. То содержание, о котором мы узнаем, само по себе существовать не может. Книга- да, а вот то, о чем рассказывается в ней, в реальном мире не существует. Литература- искусство временное.

А.Рублев . Троица

Возможно со временем мы поменяем свое отношение к картине, но сама по себе картина не изменится. Живопись —искусство пространственное. Скульптура и архитектура, декоративно-прикладное искусство- тоже пространственные виды искусств.

А вот кино и театр искусства и пространственные и временные. Театр и кино еще называют синтетическими видами искусства, так как созданы они соединением раннее автономных искусств.

Синтез искусств- это союз равноправных видов искусства, приведших к появлению новых художественных ценностей.Такое соединение привело к появлению новых видов искусства. Например, соединение музыки и театра привело к появлению музыкального театра в разнообразных его формах. Архитектурное пространство повлияло на выбор его оформления. Благодаря синтезу живописи и архитектуры появилась монументальная живопись.

Таким образом все виды искусств делят на три группы.

Пространственные виды искусств:

изобразительное исскуство;
декоративно — прикладное искусство;
архитектура;фотография.

Их так называют потому, что для этой группы искусств главное- пространственное построение в раскрытии различных художественных образов. Их еще называют пластическими видами искусств,так как они пред­мет­ны, вы­пол­ня­ют­ся пу­тём об­ра­бот­ки ве­ще­ст­вен­но­го ма­те­риа­ла, свойства фор­мо­об­ра­зо­ва­ния ко­то­ро­го значительно оп­ре­де­ля­ют ха­рак­тер их об­раз­но­го строя.
Временные или динамические виды искусств :

Для них ключевое значение для раскрытия образа получает развертывающаяся во времени композиция .
Пространственно – временные виды искусств :

хореография;
театральное искусство;
киноискусство.

Их так называют потому, что они в раскрытии образа одновременно демонстрируют как пространственные так и временные качества. Пространственно – временные виды искусства иногда называют зрелищными или синтетическими.

раньше, в начале XX в., интересовавшую таких рус. поэтов, как А. Белый, М. И. Цветаева и Маякоеский, разработавших особые графические приемы расположения частей стихотворной строки (столбиком или лесенкой). Технические изобретения способствуют распространению новых средств передачи информации (напр., документальное кино или прямая телевизионная передача), к-рые в принципе позволяют фиксировать события в реальном хронотопе. Именно развитие новых видов иск-ва со всей остротой ставит проблему эстетической сущности категорий П. и в. в и., позволяет нетрадиционно и углубленно осознать отличие реального и психологического П. и в. от П. и в. в и.

Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .

Полезное

Смотреть что такое "ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ в искусстве" в других словарях:

ПРОСТРАНСТВО — П., будучи одним из важнейших элементов мифопоэтической архаичной модели мира, осмысливалось в рамках этой модели совершенно отлично от того, как оно представляется современному человечеству под воздействием научных взглядов (особенно после… … Энциклопедия мифологии

Время и пространство вискусстве — философские универсалии, охватывающие обширную сферу социокультурной жизни художественных произведений, в том числе и область функционирования художественных образов и всей системы искусств. Философские предпосылки построения культурных… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Время — в кино. Время в кино, как и в других видах искусств, — не только объект изображения, но и средство выражения. Кинематографическое художественное время по своей структуре в общих чертах повторяет строение временной конструкции, характерной… … Кино: Энциклопедический словарь

время — 1. Каждая цивилизация обладает собственным отношением ко В.ени. Оно представляет собой существеннейший аспект картины мира. Коренные установки средневековья относительно В.ени определялись преимущественно христианской религиозностью. Ею… … Словарь средневековой культуры

Негативное пространство — Ваза Рубина оптическая иллюзия, которая из за негативного пространства вокруг вазы кажется то бокалом, то двумя лицами Негативное пространство в искусстве пространство между или вокруг объекта / объектов рисунка. Негативное… … Википедия

БЫТИЕ И ВРЕМЯ — ’БЫТИЕ И ВРЕМЯ’ (‘Sein und Zeit’, 1927) основная работа Хайдеггера. На создание ‘Б.иВ.’, как традиционно полагается, повлияли две книги: работа Брентано ‘Значение бытия согласно Аристотелю’ и ‘Логические исследования’ Гуссерля. Первая из них… … История Философии: Энциклопедия

Гост

ГОСТ

Понятие художественного пространства

Художественное пространство – это совокупность всех мелочей, в которых живет персонаж произведения.

Пространство и время, соединяясь логически, формируют хронотоп. У каждого поэта и писателя свои любимые хронотопы. Этому времени подчиняется все – и предметы, и герои, и словесные действия. На первом плане всегда находится главный герой. Чем крупнее поэт или писатель, тем интереснее ими описываются время и пространство, каждый автор использует свои определенные художественные приемы.

Основными признаками пространства в литературном произведении являются:

  • Отсутствие непосредственной материальной плотности, чувственной достоверности, наглядности;
  • Ассоциативная воспринимаемость читателем.

Художественная литература в первую очередь имеет тесную связь с временем, а не с пространством, поэтому в художественном произведении присутствовать пространственная неопределенность. Также в произведении пространственно-временная картина всегда представляется в символико-идеологическом аспекте. Ценностная осмысленность присуща уже древнейшим моделям пространства и времени. Такие ориентиры, как открытое-замкнутое, низ-верх, большое-маленькое, правое-левое, близкое-далекое имеют определенное нравственное и мировоззренческое значение.

Такая ценностная наполненность открытого и замкнутого типов пространства существует и у других писателей.

Готовые работы на аналогичную тему

Во многих мифологиях левое и правое являются символами женского и мужского начал.

Конкретное художественное пространство является локальным, оно не только привязывает описанный мир к каким-либо топографическим реалиям, но и оказывает влияние на суть изображаемого. Наиболее распространенными конкретными местами действия являются деревня и город. Например, Париж является местом действия и одновременно символом во многих произведениях Э. Золя и О. де Бальзака. Деревня – это архетип в отечественной литературе, который появляется в творчестве многих классиков.

Художественное время

Художественное время – это последовательность, порядок действия в художественном произведении.

Основными признаками времени в художественном произведении являются:

  • Стремление автора к сближению реального и художественного времени;
  • Непосредственная достоверность и большая конкретность;
  • Соотнесенность настоящего, прошлого и будущего;
  • Представления о неподвижности и движении.

В разных системах знания – разные представления о времени: научно-физическое, научно-философское, бытовое, теологическое и т.д. Такая множественность подходов к выявлению феномена времени обусловили неоднозначность его толкования. В культурном сознании исторически сформировалось два представления о времени: линейном и циклическом.

Понятие о циклическом времени восходит еще к эпохе античности. Оно воспринималось как ряд последовательных однотипных событий, источником которых являлись сезонные циклы. Завершенность и повторяемость событий считались характерными признаками, как и не различение начала и конца, идея возвращения. После утверждения христианства время стало восприниматься в человеческом сознании в виде прямой линии, направленной от прошлого к будущему. Такой тип времени характеризуется непрерывностью, одномерностью, упорядоченностью, необратимостью, а движение рассматривается в виде последовательности и длительности состояний и процессов окружающей действительности.

Но существует еще и субъективное восприятие времени. Оно, как правило, зависит от ритмичности происходящих событий, от особенностей психоэмоционального состояния. В этой связи выделяется объективное время, которое относится к сфере объективно существующей действительности, и перцептуальное время, которое относится к области восприятия реальности отдельным человеком. Например, прошлое кажется человеку более длительным в том случае, если оно богато события. В то же время в настоящем все наоборот – чем его заполнение содержательнее, тем быстрее и незаметнее время протекает. Время ожидания какого-либо желательного события кажется томительно длинным, а нежелательного - наоборот сокращается.

Таким образом, время оказывает большое воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека и определяет течение его жизни.

Читайте также: