Прокуратура в современной россии доклад

Обновлено: 17.05.2024

Аннотация : В статье рассмотрены основные функции прокурорского надзора, цели и задачи, рассматривается роль прокурорского надзора в современной Р o ссии. Изучены отрасли прокур o рского надз o ра, рассм o трены принципы организации и деятельности прокуратуры. В статье мы попытались рассмотреть основные направления, приоритетные направления и участки прокурорской деятельности. На сегодняшний день прокуратура — это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно-распорядительную базу, подготовленные кадры, материально-технические и иные условия для своей деятельности. . Проведен опрос среди 29 студентов ФГБОУ ВПО им. К. Минина на тему "Прокурорский надзор", в результате которого мы пришли к выводу, что этой темой мало кто интересуется.

Abstract: the article describes the main functions of the Prosecutor's supervision, discusses its role in modern Russia. Studied industry prosecutorial supervision, the principles of organization and activity of Prosecutor's office. In this article we have tried to consider the main directions, priorities and areas of prosecutorial activities. To date, the Prosecutor's office is a multifunctional organ of supervision of the execution of the laws, having the necessary legal and administrative base, trained staff, material-technical and other conditions for their activities. . A survey among 29 students of FGBOU VPO them. K. Minin on the subject "Prosecutor's supervision", in which we came to the conclusion that this theme few who are interested.

Ключевые слова: Прокуратура, прокурорский надзор, отрасли прокурорского надзора, протест, постановление, прокурорская деятельность

Keywords: Prosecutor, Prosecutor supervision, industry prosecutorial supervision, protest, decision, prosecutorial activities.

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Помимо осуществления вышеприведенных надзорных возможностей, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных настоящим процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 37 УПК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 25.11 КоАП РФ), рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан.

В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение, постановление. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

По нашему мнению основными целями и задачами прокурорского надзора в Российской Федерации являются:

1. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В этом направлении прокурорский надзор осущ e ствляется за исполн e нием Конституции РФ и законов. Специфика этого направл e ния определяется сферой правовых отнош e ний, связанных с правами и свободами граждан.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющих Оперативно Розыскную Деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, административных мест содержания задерж заключенных под стражу.

5. Участие прокуратуры в рассмотрении дел в суде. Это самостоятельное направление в деятельности прокуроров состоит из надзорной и иной (ненадзорной) деятельности.

Функции прокуратуры — это основные направления ee деятельности, отражающие ее сущность, и направленны e на осуществление стоящих перед ней целей.

Функции прокурорского надзора:

1) надзор за исполнени e м законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исп o лнительными органами субъектов Российской Фед e рации, органами м e стного самоуправления, органами во e нного управления, органами контр o ля, их должностными лицами, а такж e органами управления и руководителями к o ммерческих и некоммерч e ских организаций[4, с. 156];

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятeльность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением закон o в судебными приставами;

5) надзор за исполн e нием закон o в администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые суд o м меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Таким образом, главное значение современног o прокурорского надзора как усматривается в обеспечении единого законодательного пространства федеративного государства методом использ o вания надзорных и правоохранительных методов, а также в o зможностью участия в качестве представителя государства в возникающих правовых спорах (прав oo тношениях).

По итогам опроса были получены следующие данные:

hello_html_m56e60ba1.jpg

Здесь пр e дставлены диаграммы, показывающие каких позиций придерживаются люди по каждому вопросу.

Развитие российской правовой системы в последние годы идет по пути повышения правоохранительной и правовосстановительной роли суда, усиления гарантий личности. Судебная реформа ориентируется на приоритет суда в системе правоохранительных органов РФ, предполагается, что суд будет выполнять роль арбитра при разрешении гражданских, уголовных и арбитражных дел, судебные органы, получая все больше полномочий по вопросам защиты прав личности в соответствии с законом, перестают выполнять задачи борьбы с преступностью и правонарушениями, уголовного преследования.

В связи с этим неуклонно растет роль прокуратуры в деле осуществления борьбы с нарушениями закона, охраны правопорядка, надзора за соблюдением прав и свобод человека.

По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности един. Это единство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор, и особенностями, различием субъектов, исполняющих это законодательство и, вследствие этого, различием в полномочиях прокуроров.

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре выделяются следующие отрасли прокурорского надзора.

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов.

Более подробно в Законе о прокуратуре характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы. Хотя и здесь многочисленность и разнообразие этих субъектов позволили ограничиться перечислением только их видов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре ими являются: а) федеральные министерства; б) государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти; в) представительные (законодательные) и исполнительные органов государственной власти субъектов РФ; г) органы местного самоуправления; д) органы военного управления; е) органы контроля; ж) должностные лица перечисленных органов; з) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Нет нужды еще раз подчеркивать многочисленность этих субъектов, их разнообразие и специфику их деятельности.

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на практике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в сфере исполнения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д. названное направление отрасли прокурорского надзора осуществляется в двух формах. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре прокурорский надзор осуществляется не только за соблюдением конституции РФ и исполнением законов, но и за соответствием законам издаваемых перечисленными в этой статье субъектами правовых актов.

Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов, Закон о прокуратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым должны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами исполнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты порождающие, прекращающие или изменяющие правовые отношения.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральным министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.

В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих права и свободы граждан и исполнение большого числа законов, объединенных сферой регулирования прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций и их органы управления.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в области защиты прав и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключительной важностью для каждого гражданина и государства деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее регулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот почему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важность.

Данная отрасль прокурорского надзора призвана обеспечить на только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступлений, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок управления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, своевременного и полного расследования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского надзора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, о чем на практике иногда забывается.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу. Выделение этой отрасли из единого прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти законы. Режим законности распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законодательством. Соблюдение этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание, не менее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового государства прокурорский надзор в этом направлении приобретает особо актуальное значение, ибо отражает политику государства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, в случае их задержания или заключения под стражу. Так как пи этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурорский надзор должен выступать гарантией законности осуществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора – обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства.

Объектами данного надзора являются подразделения службы судебных приставов. К ним относятся: департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, служба военных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов.

Перечисленные субъекты и объекты надзора относятся к системе Министерства юстиции РФ, это объединяет их с администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера.

Определенным исключением из этого является деятельность службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, чья деятельность определяется не только вышеназванными законами, но и федеральными конституционными законами об этих судах.

Основной задачей рассматриваемого прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные акты.

5. Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами. Согласно Закону о прокуратуре (ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Это направление состоит из надзорной и иной, ненадзорной деятельности прокурора. В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции. Первая – он принимает непосредственное участие в производстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам. С учетом положений судебной реформы и принятого на ее основе нового процессуального законодательства о состязательности судебного процесса в этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника, со стороны уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства.

Вторая функция прокурора состоит в прокурорском надзоре за законностью решений, приговоров, определений и постановлений суда. Реализация этой функции, закрепленной в п.1 ст.36 Закона о прокуратуре, предполагает право и обязанность прокурора опротестовать или обжаловать установленном порядке указанные акты в случаях выявления их незаконности или необоснованности.

Осуществление указанных функций прокурором преследует решение нескольких задач. Наиболее важные из них: защита прав и свобод человека и гражданина, защита охраняемых законов интересов общества и государства, защита предприятий, организаций и иных юридических лиц.

Решение поставленных задач в процессе участия прокурора в рассмотрении конкретных дел или осуществлении надзора за законностью издаваемых судом правовых актов осуществляется путем применения предоставленных прокурору законом полномочий.

В п. 4 ст. 35 Закона о прокуратуре сказано, что полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ. К сказанному следует добавить, что полномочия прокурора, не участвующего в судебном рассмотрении дел, но проверяющего законность решений суда по этим делам (например, в порядке надзора), также регламентируется процессуальным законодательством.

Помимо этого ряд полномочий прокурора прямо предусмотрен в самом Законе о прокуратуре. Так, в соответствии со ст. 35 названного Закона прокурор имеет право:


Ключевые слова: прокуратура, государственная власть, правоохранительные органы, конституция РФ, надзор, демократическое государство, судебная система, контрольная власть,прокурорский надзор, механизм государства

Необходимо отметить, что прокуратура Российской Федерации — самостоятельный государственный правовой институт, который не может относиться ни одной из ветвей власти.

В условиях современного демократического общества прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное место. Имея неопределенный правовой статус, не входя ни в одну ветвь государственной власти, она способствует грамотному функционированию государственных органов традиционных ветвей власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами.

Если рассматривать органы прокуратуры в наши дни, то стоит выделить основную их функцию — выявлять нарушения закона и принимать меры по их устранению, что не содержит антидемократического характера и соответствует высоким стандартам правового государства.

При Петре I произошло создание органов прокуратуры и, в соответствии с Высочайшим Указом от 12 января 1722 года, закрепление их в составе Российской Империи в качестве надзорного органа, осуществляющего свою деятельность в большей степени в отношении действий сената. С течением времени перечень полномочий и основные задачи в деятельности правоохранительного органа расширялись и регламентировались в зависимости от законодательства и указов, надзор осуществляется по сей день от имени государства. [1]

На основе Федерального закона и Конституции Российской Федерации, одно из основных направлений деятельности прокуратуры — соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Исходя из статьи 2 Конституции Российской Федерации, с помощью органов власти государство обеспечивает и признает права и свободы человека и гражданина. [2] В условиях современного демократического государства, для данной деятельности необходимы органы надзора, таковым является прокуратура, цели которой: обеспечение верховенства закона и его единства, охрана интересов общества и государства, надзор за исполнением закона органами государственной власти и управлениями, органами местного самоуправления и иными органами, негосударственными структурами, и иные направления деятельности, определенные Федеральным законом.

В настоящее время существуют разные точки зрения по этой проблеме. Существенная часть из них придерживается за принадлежность прокуратуры к одной из ветвей власти.

Придерживающиеся реформаторской идеи специалисты считают, что сама реформа должна быть взвешенной, не должно быть допущено ослабление защиты прав или ущемления государственных интересов [11].

А. Мыцыков напротив, считает, что никакая реформа в системе органов Прокуратуры РФ не должна быть допущена, так как данный орган является консервативным. Речь лишь должна идти о средствах, повышающих результативность надзора. [4]

По мнению Ю. А. Шульженко, включение единственной статьи о прокуратуре в главу, посвященную судебной власти, решение не самое удачное, поскольку органы прокуратуры являются самостоятельной системой и не относятся к судебной власти вовсе [10].

Целесообразно было бы выделить некоторые черты в поддержку данного мнения:

Ерёмина Н. В. отмечает, что современная прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, и ее роль заключается в том, что она представляет необходимый механизм в рамках формирующейся системы разделения властей, и является важным элементом системы сдержек и противовесов. Независимость прокуратуры — это необходимое условие для успешного ее функционирования в сфере надзора за исполнением законов. [7]

Есть мнение об отнесении Прокуратуры РФ к законодательной ветви власти [6]. Но по словам профессора В. В. Клочкова, общий надзор осуществлять может лишь законодательная власть, к которой и должны относиться органы надзора. Законодательной же инициативой обладает Федеральное собрание, в соответствии со статьей 94 Конституции Российской Федерации.

Есть правоведы, ученые и профессора, немалая часть которых считает, что прокуратура в качестве органа надзора должна входить в организационные структуры Министерства юстиции, или в судебную систему в роли органа, возбуждающего уголовное преследование и поддерживающего государственное обвинение.

Весомая часть правоведов России утверждают, что прокуратура по своему статусу является особым механизмом по отношению ко всем остальным ветвям власти. Так, профессор А. Д. Бойков считает, что прокуратура является органом государства по надзору за законностью, деятельность свою ведущий в равной степени как по отношению к законодательной, исполнительной, так и к судебной ветви власти [8]. То есть все три ветви власти необходимо дополнить механизмами контроля и сдерживания одной из них. Данную роль в России призваны выполнять органы прокуратуры, устанавливающие и принимающие меры по устранению любых нарушений закона.

Следует обратить внимание, что прокуратура некорректно отнесена к судебной власти по мнению большей части ученых и специалистов, прокуратура взаимодействует с исполнительной властью как самостоятельный государственный институт, обеспечивающий исполнение законов, принятых законодательной властью. Но при этом органам прокуратуры не свойственны признаки исполнительной власти.

Разумеется, мнения по этому вопросу представляют большой интерес и являются актуальными, при условии неопределенного правового статуса Прокуратуры РФ, но к общему знаменателю в данном вопросе прийти практически невозможно.

Стоит отметить, что вышеуказанные варианты определения места Прокуратуры РФ показывают целесообразность проведения исторического анализа условий возникновения, становления и развития прокуратуры в России.

Если проанализировать положения всех Конституций России, можно заметить, что прокуратура никогда не была выделена отдельна, с уверенностью можно сказать, что система органов надзора ни разу не занимала своего соответствующего места, а была привязана к судебной системе. Отнесение прокуратуры к главе 7 действующей Конституции РФ, скорее закономерное явление, чем случайное. По мнению академика, О. Е. Кутафина, Петр I учреждал прокуратуру, как представительный орган прежде всего императорской власти и надзор, исполняемый по отношению к Сенату, осуществлялся от ее имени власти императора [12].

Таким образом, законодателю действительно пора определить правовое положение и статус Прокуратуры России вместе с ее местом в системе государственной власти, как органа надзора. При этом, данное необходимое решение должно быть обдуманным и не спонтанным.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган, орган прокуратуры, судебная система, законодательная власть, Конституция РФ.

Структурное разделение прокуратуры РФ

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в которой присутствует подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору.

Во главе системы прокуратуры стоит Генеральный прокурор, в подчинении которого находятся прокуроры всех рангов. Помимо этого в систему входят прочие прокурорские служащие и структурные подразделения.

Генеральная прокуратура — это высшее звено прокурорской системы РФ. Она возглавляется Генпрокурором, который назначается на данный пост на 5 лет Советом Федерации согласно представлению Президента. Также Советом Федерации, но уже согласно представлению Генпрокурора, назначаются его первый и прочие заместители. Все остальные служащие штата Генпрокуратуры и ее структурных подразделений, а также старшие прокуроры назначаются непосредственно Генпрокурором.

К среднему звену прокурорской системы относятся прокуратуры субъектов государства. Их глав назначает Генеральный прокурор страны при наличии согласия государственных органов власти этих субъектов. Заместителей главных прокуроров также назначает Генпрокурор, но для этого уже не требуется согласие указанных органов власти. Все остальные прокурорские служащие субъектов государства назначаются прокурорами этих субъектов.

Третье звено прокуратуры РФ состоит из районных и городских прокуратур, а также из прокуратур территориальных объектов, приравненных к ним. Прокуроров всех этих прокуратур назначает Генпрокурор, их заместителей, старших помощников и обычных помощников — прокуроры субъектов государства, к которым эти прокуратуры относятся.

Помимо этого к структуре прокуратуры Российской Федерации относятся такие прокуратуры, как: военная, транспортная, природоохранная и прочие, которые относятся к специализированным прокуратурам, обладающим статусом прокуратур субъектов государства или районных. Штат таких прокуратур назначается по принципу назначения работников территориальных прокуратур и не требует каких-либо согласований.

Функции прокуратуры РФ

Прокуратура выполняет надзорную функцию, распространяющуюся на соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, которые действуют на территории государства.

Помимо этого, к функциям прокуратуры РФ относятся:

  • уголовное преследование лиц, которые совершили правонарушение;
  • регулирование деятельности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • участие прокуроров согласно процессуальному законодательству в делах, рассматриваемых Конституционным Судом, а также конституционными/уставными судами субъектов государства и прочими судами, действующими в стране;
  • выдвижение протестов прокурорами касательно решений, которые противоречат закону, а также подобных приговоров, постановлений и прочего;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • сотрудничество Генпрокуратуры и нижестоящих прокуратур на международном уровне с соответствующими иностранными органами, а также международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях органов исполнительной и законодательной власти;
  • рассмотрение/разрешение жалоб и прочих обращений;
  • проведение антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов;
  • обращение Генпрокурора в судебные Пленумы с представлениями о предоставлении судам разъяснений касательно вопросов судебной практики;
  • обращение Генпрокурора в Конституционный Суд по различным вопросам касательно нарушения прав/свобод, гарантированных Конституцией;
  • разработка Генпрокуратурой вместе с различными министерствами/ведомствами систем/методик учета, а также статистической отчетности по уровню преступности, раскрываемости дел, работы следственных подразделений, прокурорского надзора, включая установление единого порядка формирования и представления отчетности.

Системообразующая функция прокуратуры — это прокурорский надзор за законным ведением деятельности объектами, которые ей поднадзорны.

Исходя из многоотраслевого характера законодательства существует разделение на следующие отрасли надзора:

  • за исполнением законов, то есть, общий надзор;
  • за соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
  • за исполнением законов оперативно-розыскными органами;
  • за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;
  • за законностью действий судебных приставов;
  • за исполнением законов администрациями органов/учреждений, которые исполняют наказания и судебные меры.

К последнему пункту также относятся администрации мест, в которых содержатся заключенные и задержанные.

Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Читайте также: