Программы аранжировщики музыки доклад

Обновлено: 02.07.2024

Приоритет аранжировочно-исполнительской деятельности в классе клавишного синтезатора обусловлен нацеленностью художественного образования на решение двух ключевых задач: творческое развитие учащихся и приобщение их к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Выпускник ДШИ по классу синтезатора, безусловно, должен уметь выразить свою индивидуальность с помощью своего инструмента. Но он, также как и выпускник-пианист, скрипач, аккордеонист и др. должен иметь представление об особенностях музыки своего и других народов, стилистике Баха, Моцарта, Чайковского, Прокофьева и других великих композиторов прошлого и настоящего. Притом в своем полноценном виде данное представление обретается, прежде всего, на основе музыкально-творческой деятельности – исполнительской интерпретации этих произведений.

Исполнительская деятельность на синтезаторе, несомненно, имеет творческий характер. Его динамическая клавиатура (контроллер Velocity), ножные педали (Sustain, Sostenuto, Soft), звуковое колесо (Pitch Bender) и другие возможности манипулирования звуком в режиме реального времени обеспечивают возможность гибкой передачи нюансов исполнительского интонирования. Вместе с тем, эти возможности в настоящее время уступают тем, которыми располагают механические инструменты (правда, и хорошо играть на последних гораздо труднее). Но то, что теряется в интонировании на клавиатуре, с лихвой компенсируется с помощью средств электронной аранжировки. В этом плане искусство игры на синтезаторе продолжает многовековые традиции органного исполнительства, включающего наряду с игрой на инструменте регистровку – ту же аранжировку сочинений для конкретного органа.

Первая и всегда актуальная причина обращения к аранжировке в процессе исполнения музыкальных произведений обусловлена ярко выраженной специфичностью электронного инструментария. Это особенно очевидно при обращении к традиционному репертуару. Но и специально написанное для электронного инструмента произведение тоже требует переложения для конкретного синтезатора, которым располагает пользователь. Ведь все электронные инструменты разные (фирмы, модели, модификации), и то, что хорошо звучит на одном, требует коррекции, а порой и весьма значительной на другом.

Вторая причина обращения к аранжировке связана с желанием педагога или ученика обогатить учебный репертуар за счет произведения, изначально не предназначенного для детского исполнения. Скажем, понравившийся отрывок из оперы, симфонии или виртуозной пьесы требует иного, облегченного изложения, чтобы сделаться доступным для ребенка.

И, наконец, третья причина связана с жанрово-стилистической трансформацией музыкального оригинала. Каждый аккомпанирующий паттерн репрезентирует тот или иной жанр или стиль, и они могут оказаться весьма далекими от того, к которому принадлежит оригинал.

Обращаясь к аранжировке и исполнительству в качестве основных видов деятельности в классе клавишного синтезатора и обработке в качестве дополнительного, учащиеся получают значительно более широкое представление о музыкальном творчестве, чем их однокашники, занимающиеся по традиционным дисциплинам. Расширение фронта музыкальной деятельности определяет развитие более широкого круга их музыкальных способностей – композиторских, исполнительских и связанных с работой над звуком. Так преодолевается застарелый недостаток традиционной учебной практики – ее односторонняя исполнительская направленность и обеспечивается гармоничное музыкальное развитие учащихся.

Значительно рельефнее становится фактура при обращении к режиму Split, который предполагает разделение клавиатуры по регистрам на верхнюю и нижнюю части с присвоением каждой из них своего тембра. С помощью этого режима можно ярко экспонировать две контрастные фактурные функции, например, бас и средние голоса с мелодией, мелодию и сопровождение, два полифонически независимых пласта. Техника игры на синтезаторе начинает напоминать технику игры на двухмануальных инструментах – органе, клавесине, а звучание приближается к ансамблевому, состоящему из двух тембровых групп, например, бас-гитары и медных духовых, флейты и струнных, гобоя и фагота.Этот режим применяется, главным образом, при аранжировке произведений академических жанров, фактура которых отличается яркой индивидуальностью и, вместе с тем, зачастую отчетливо делится на два регистровых пласта. В силу чего применение режима Normal обеднит ее звучание, и еще более серьезные художественные потери возникнут при переводе изложения на язык стандартных ритмических формул автоаккомпанемента. Примерно ту же сферу применения имеет разновидность данного режима – режим Layer (Dual) + Split, с помощью которого клавиатура по регистрам делится на две части и на каждую из них назначается по два голоса. Одновременное звучание четырех разных голосов способствует еще большему обогащению фактуры.

В один момент наступает осознание, что музыке уже нечем дышать. Мы впихнули в нее столько идей, звуков, партий и голосов, что стало непонятно, что из этого всего – музыка.

Принцип контрастности лежит в основе любого вида искусства. Живопись, литература, музыка, кино – везде есть контрастные линии. Натюрморт – яркие фрукты на монотонном фоне. В фильмах и в романах – положительные и отрицательные герои, лирика и острота сюжета. Так и в музыке – про контрасты нельзя забывать.

Принцип развития

Не забывайте про Золотое Сечение, принципы которого наиболее четко сформулировал еще Леонардо да Винчи. Чтобы понять, как принцип золотого сечения реализуется в музыке – необязательно изучать творчество да Винчи (хотя, с точки зрения всесторонней развитости – весьма полезно). Достаточно понять, что эта самая точка находится примерно в третьей четверти вашей аранжировки. Примерно к этому моменту вы должны сделать все, чтобы подвести развитие к апогею. Именно в этой части чаще всего наступает кульминация, за которой следует спад длительностью примерно в четверть произведения.

Также не забывайте про постепенное развитие от куплета к куплету. Причем развитие – это совсем не обязательно уплотнение ткани или добавление других инструментов. Возможно, вы найдете свой собственный способ развития. Иногда развитие может быть почти незаметным. Допустим, можно добавить одну барабанную сбивку, или добавить delay, или ревербератор, или разовый спецэффект. В общем – сделать какой-то шаг с места.

Применение шаблонов

Используемые материалы из статей авторов:

информационные, аналитические, критические, учебные, методические и методологические материалы по музыкальной медиакультуре

Приложение к Электронному научному журналу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В учебном процессе ДМШ (ДШИ) существует разрыв между практикой современного музыкального искусства, новыми музыкальными устремлениями молодёжи и традиционным образованием и эстетическим воспитанием. Детское музыкальное творчество и образование на сегодняшний день базируется, прежде всего, на классическом искусстве, тогда как современный мир предъявляет всё новые требования к молодому музыканту (компьютеризация музыкального процесса, развитие новых цифровых технологий, музыкальные мультимедиа и пр.). Даже на средней и высшей ступенях обучения музыки в России проблеме современных тенденций практически стало уделяться внимание лишь в последнее время. А в детском образовании и, соответственно, в детском творчестве этого крайне не хватает до сих пор.

Российская система детского музыкального образования ныне сталкивается с такими принципиально новыми проблемами, без своевременного разрешения которых дальнейшее развитие музыкальной культуры в нашей стране становится просто немыслимым. И, прежде всего, необходимо организовать серьёзную пропаганду современного искусства, прививать учащимся навыки как аналитического музыкального мышления, так и практического воплощения своего творческого замысла, погрузить детское образование и творчество в сферу современного существования музыки и фантастических возможностей информационных мультимедийных технологий, обеспечить помощь и содействие талантливым ученикам в их профессиональном и творческом продвижении. Для современного музыканта, композитора, звукоинженера и мультимедийщика владение навыками работы с компьютером является совершенно необходимым условием успешной деятельности.

В настоящей образовательной программе представлен новый подход к развитию у детей, обучающихся на отделении компьютерной музыки, творческого воображения и освоению ими необходимых специальных музыкальных знаний, связанных с оркестровкой, аранжировкой, их историей, их богатейшими творческими и художественно-выразительными и возможностями, а также к приобретению учащимися навыков их применения в современной музыкальной практике, включая компьютерную музыку. Подход, основанный на законах музыкальной акустики и принципах развивающего обучения, всестороннем использовании художественного опыта лучших российских и зарубежных оркестраторов и аранжировщиков, новейшего компьютерного инструментария, цифровых программ и технологий, и, конечно, новых действенных рычагов формирования творческой личности. Этим подходом определяется и особая актуальность, и педагогическая необходимость данной образовательной программы.

Программа призвана решить следующие задачи:

  • превратить учебную деятельность в деятельность творческую и привлекательную как для ученика, так и для педагога;
  • развить творческое воображение и творческие музыкальные способности детей;
  • реализовать раннюю творческую и профессиональную ориентацию детей и подростков;
  • ввести принципы развивающего обучения в музыкальную педагогику;
  • разработать и осуществить комплексный проект обновления музыкального образования с помощью современных цифровых информационных технологий;
  • обеспечить знание детьми основных приёмов аранжировки, привить умение творчески использовать компьютерную технику, научить элементарным навыкам практической работы в области звукорежиссуры, видеомонтажа и создания мультимедийных проектов.

Сроки реализации образовательной программы: 3 года. Обучение осуществляется в три этапа, которые, в соответствии с образовательной программой, полностью совпадают с тремя годами обучения. Занятия проводятся в форме индивидуальных уроков. Время проведения уроков 1 час в неделю на одного ученика на первом году обучения, 2 часа на втором и третьем.

В результате осуществления настоящей образовательной программы учащиеся приобретают знание специфики и особенностей основных музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического (эстрадного, джазового) оркестра (ансамбля), техники их применения в художественных целях. Кроме того, результаты связаны с освоением истории стилей, основ аранжировки, наработке навыков работы с техникой (использование мультимедийной аппаратуры для реализации поставленных творческих задач). Поэтому большое значение для курса аранжировки имеет прослушивание музыкальных примеров и просмотр видео, которым на уроках отводится много времени.

Следует отметить, что индивидуальный подход к каждому ученику определяется в процессе работы. Каждый ребёнок в процессе обучения проявляет свои личные склонности: либо к композиции, либо к программному обеспечению и глубокому освоению мультимедийных приложений (в том числе и комбинированным аудио- и видеоредакторам), либо к звукорежиссуре, либо к аранжировке известных произведений и созданию, к примеру, слайд-шоу и видеоклипов. В зависимости от своего желания и возможностей ученики выпускного класса готовят соответствующие творческие экзаменационные работы. К концу данного трёхгодичного курса все выпускники обладают готовностью к дальнейшему освоению профессиональных основ деятельности композитора, аранжировщика, звукорежиссёра или специалиста музыкальных мультимедиа.

Имея в виду перспективы профессионального роста в области компьютерной музыки, можно заметить, что сегодня в данной области открываются всё новые и новые возможности. В образовательной сфере стало заметно устремление учреждений профессионального образования в области музыки, театра, кино, радио и телевидения, к введению у себя соответствующих специализаций. Назрела необходимость высококачественной и расширенной подготовки профессионалов — аранжировщиков, звукотехников и мультимедиа-специалистов на уровне динамично меняющихся творческих потребностей современной музыкально-художественной культуры. Между тем, следует понимать, что и в тех случаях, когда после прохождения курса обучения в отделе компьютерной музыки молодой человек не желает или не может позволить себе получить профессиональное образование, у него надолго остаются те базовые знания, умения, навыки, которые он всегда может применить на практике, самостоятельно занимаясь на компьютере. Такой человек не прекратит своего художественно-эстетического, творческого развития, как обычно бывает тогда, когда это общение сводится к обычному прослушиванию очередной порции музыки или просмотру видеоролика.

Область мультимедийного компьютера больше других способна оставить человеку возможность постоянно заниматься в своей жизни искусством — в бытовом ли и личностном плане самовыражения или в плане музыкально-предпринимательской творческой самодеятельности. И чем больше людей получат эту возможность, тем больше мы сможем надеяться на продолжение их духовно-эстетического роста и совершенствования.

Что отличает людей, прошедших данный курс и являющихся в какой-то степени профессионалами, от обычных пользователей синтезаторов с заложенными шаблонами и авто-аккомпанементом? — Их отличает возможность личностного творчества, ни на что и ни на кого не похожего, так как в силу своих знаний и навыков творческого мышления они не пользуются исключительно шаблонными путями и средствами, им раскрыты тайны звука (его программирования) и его творческой интеграции в мультимедийную работу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Работа с контроллерами MIDI. Треки.
  2. Цифровая звукозапись с помощью звуковой карты ПК и MIDI-клавиатуры.
  3. Работа с подключением микрофона.
  4. Микширование и панорамирование MIDI-треков. Нотатор. PIANO-ROLL.
  5. Компрессия и шумоподавление. Громкость звука.
  6. Использование звуковых эффектов: дилэй, флэнжер, фэйзер, хорус, реверберация.
  7. Использование виртуальных и внешних синтезаторов.
  8. Работа с огибающими амплитуды и модуляции. Звукоинженерия.
  9. Управление параметрами звука по MIDI. Тембр. Длительность. Звуковысотность. Динамика. Артикуляция.
  10. Работа с MIDI-синтезатором и его коммутация с компьютером.
  11. Редактирование в режимах: партитуры, ударных, клавиатуры, списка.
  12. Работа с партиями и треками. Оркестровая фактура.
  13. Работа с разными типами файлов. Конвертация.
  14. Создание и программирование фрагментов для партии ударных в различных стилях.
  15. Функции квантизации. Метроном.
  16. Объединение и разделение партий.
  17. Использование сгруппированных треков.
  18. Запись изменения темпа и силы звучания.
  19. Использование MIDI-микшера.
  20. Работа с глобальными операциями (вставка, вырезка, разъединение, копирование).
  21. Основы владения программным микшерным пультом, эквалайзером и другими встроенными средствами.
  22. Планирование и реализация основных параметров и деталей аранжировки конкретного произведения. Музыкальная форма.
  23. Основы владения мультимедиа-программами, создание слайд-шоу и видеоклипов.

Основной обучающей программой выступает BAND IN A BOX, получившая общее признание среди простых компьютерных программ для аранжировки. Для того, кто хоть раз пробовал работать с этой программой в качестве обучения, сразу становятся понятны все её преимущества. Это — демонстрация стилистики и жанров (от классики и фолка — до джаза и техно), инструментовка и классические приёмы аккомпанемента и аранжировки в любом жанре и стиле, современная система гармонического буквенно-цифрового обозначения аккордов, отличный стиль печати и т. д. Кроме того, в ней можно сразу создать простой, но звучащий набросок-план будущей аранжировки, подобрать стиль, ритм, темп, гармонию. Затем, как некую первооснову, всё это можно экспортировать в MIDI-формат и работать уже в более мощном редакторе (SONAR, CUBASE). В дальнейшем имеется возможность экспортировать этот материал в профессиональный синтезатор (здесь будет рассмотрен ROLAND FA-06) и уже в нём поработать со звуками и эффектами. Затем уже идет работа в видеоредакторе, может быть создан музыкальный видеоролик (слайд-шоу).

Фото нотных листов, очкки и ручка

Начинающим

Что такое аранжировка?

Аранжировка – это обработка первоначальной музыкальной идеи и ее подготовка к исполнению музыкантами.

Классический алгоритм создания музыкальной композиции выглядит следующим образом:

  1. Сочинение мелодии и гармонии
  2. Инструментовка
  3. Аранжировка
  4. Исполнение или запись

Задача аранжировки – привести песню в порядок. Добавить новые партии, убрать лишнее, правильно расставить акценты. После этого процесса песня приобретает законченный вид. Фактически она уже готова, и ее остается либо исполнить, либо записать.

Аранжируют не только новые композиции, но и уже существующие песни.

Зачем нужна аранжировка?

  • Кто будет исполнять композицию;
  • Какие инструменты будут задействованы;
  • Где будет исполнена композиция;
  • Будет ли осуществляться запись;
  • Какой формат записи (live или студийная запись) и т.д.

Все эти вопросы решаются в процессе аранжировки. Одну и ту же песню один и тот же исполнитель может сыграть совершенно по-разному.

Первый пример – акустическое исполнение собственных песен рок-группами.

Второй пример — исполнение классических музыкальных произведений.

Таким образом, аранжировка нужна, чтобы исполнителю было удобно сыграть музыкальное произведение, а слушателю было удобно его слушать.

Одна песня – разные аранжировки. Музыкальные примеры

Для лучшего понимания влияния аранжировки на музыкальное произведение обратимся к музыкальным примерам.

Рассмотрим разные переложения одних и тех же песен.

Пример 1

В переложении для фортепиано сохранена оригинальная гармония, но видоизменена структура песни и добавлены новые мелодические ходы.

Пример 2

Вот оригинальная запись:

Та же композиция в переложении Рика Рубина и Джонни Кэша звучит намного светлее. Настроение композиции изменилось кардинальным образом.

И вариант Леоны Льюис, в котором исходный материал исполнен в духе поп-музыки 90-х с характерным фокусом на голосе вокалистки. Песня потеряла свою уникальность и звучит безлико.

Оба примера наглядно показывают, что аранжировка является важнейшей частью создания песни. Именно на этом этапе происходит окончательное оформление музыкальной идеи в готовый продукт, который будет представлен слушателю.

Отличие аранжировки от других способов обработки музыки

Важный вопрос, с которым нужно разобраться, — это отличие аранжировки от инструментовки, оркестровки и ремикса.

Разница состоит в работе с оригинальной музыкальной идеей.

Аранжировка допускает вольное обращение с исходным материалом. Считается приемлемым добавление новых мелодических линий, видоизменение гармонии, темпа и длительности композиции.

Инструментовка – это подбор музыкальных инструментов для исполнения произведения. Она допускает минимальное вмешательство в исходный материал. Партии остаются нетронутыми. Представьте, что нотные листы раздали другим музыкантам. Это и есть инструментовка.

Оркестровка – это распределение музыкального материала между инструментами одной секции оркестра. Представьте, что у вас есть партия, которую может исполнить одна труба. В оркестровке эту партию распределяют между всей секцией духовых.

Ремикс – это изменение темпа и структуры звука музыкального произведения.

ВАЖНО! О количестве инструментов

Бывает так, что большое количество инструментов портит песню. Акценты теряются, звучание перестает быть сфокусированным, а интересные мелодические ходы размазываются.

Если настроение композиции лучше всего передается одним инструментом или только голосом вокалиста, то не нужно добавлять лишние звуки.

Специфика аранжировки

Аранжировка – это творческий процесс. Важно не гоняться за уникальным техническим решением, а раскрыть сущность композиции, донести изначальную мысль автора до конечного слушателя.

Для этого нужно работать с самыми разными аспектами музыкальной композиции:

  • Мелодией;
  • Структурой песни;
  • Звучанием инструментов;
  • Балансом звукового полотна;
  • Способом записи;
  • Микшированием записанного материала.

Аранжировка – это сложный процесс. В современной музыкальной индустрии труд хорошего аранжировщика стоит очень дорого. От результата его работы зависит не только удовольствие слушателя, но и прибыль музыкальных корпораций и гонорары артистов.

Кто такой аранжировщик и как им стать

Фото процесса работы над аранжировкой

Аранжировщик за работой

Аранжировщик – это человек, который доводит музыкальную идею до логического конца. Результат его труда — это готовая песня, которую осталось только записать.

Аранжировщик должен уметь играть как минимум на одном музыкальном инструменте. От него не требуется виртуозного исполнительского мастерства. Аранжировщику нужно точно осознавать области применения музыкальных инструментов и знать их возможности. Кроме того, аранжировщик должен иметь музыкальный вкус и большой запас отслушанного материала.

Можно научиться распределять партии между инструментами. Этому учат в образовательных учреждениях. Но научиться слышать песню и видеть ее идею можно только самостоятельно.

Как лучше аранжировать – вручную или на компьютере

Классический вариант аранжировки – это запись партий инструментов на нотные листы.

Такой подход требует от аранжировщика не только музыкального образования, но и колоссального опыта работы в оркестре. Нужно знать нюансы звучания и возможности каждого инструмента. Написанные партии нужно раздать музыкантам, потом собрать их вместе и оценить получившийся результат. Затем внести коррективы и повторить все заново.

С современными компьютерными программами аранжировщик может работать, не выходя из дома. Профессиональное музыкальное ПО предоставляет возможность полностью подготовить песню к записи одному человеку.

Среди наиболее популярных программ для работы с музыкой Cubase, Ableton, Logic Pro.

ВАЖНО. О подходе к работе и результате.

На самом деле неважно, как аранжировщик будет выполнять свою работу. Будет ли он работать по старинке или в секвенсоре на компьютере. Важен только результат его труда.

Вместо заключения

Если вы хотите аранжировать свои и чужие песни, то вам необходимо слушать очень много музыки. Нельзя зацикливаться на одном жанре. Иначе вы обязательно загоните себя в рамки клише и самоповторения.

Профессия аранжировщик песен

Кто такой аранжировщик и чем он занимается?

Проще всего разобраться в работе аранжировщика на примерах. Допустим, у вас есть музыка, написанная для гитары. Аранжировщик способен переложить музыкальное произведение для исполнения на другом инструменте и даже оркестра. Обработать классическое произведение для его исполнения в современном стиле. Создать из чернового варианта мелодии готовое произведение, способное стать хитом.

Посмотрите примеры песен до и после обработки аранжировщиком:

Аранжировщик – это очень интересная профессия для творческих людей, обладающих музыкальным слухом и стремлением выражать свои идеи в музыке. Данные специалисты работают с известными исполнителями, певцами, музыкальными коллективами, пользуются уважением в музыкальной среде.

Как аранжировщик обрабатывает музыку?

  • Вначале специалист обсуждает с заказчиком цель и задачи музыкального произведения, которое необходимо обработать. Например, нужно из чернового варианта сделать песню, способную стать хитом, запоминаться и долго не надоедать слушателям.
  • Аранжировщик подбирает инструменты, которые будут использоваться в песне, и пишет для каждого инструмента свою партию.
  • В процессе обработки музыки специалист может дописывать новые фрагменты, изменять вступление, концовку и другие части.

Сводит все партии в единую партитуру произведения.

Как правило, аранжировщики используют в работе специальные программы, которые могут воспроизводить звучание разных инструментов.

Плюсы и минусы профессии аранжировщика

Плюсы:

  • Творческая работа.
  • Возможность работать из дома, удаленно.
  • Общение с интересными людьми.

Минусы:

  • Необходимо образование для занятия аранжировкой песен на профессиональном уровне.
  • Сложность старта в профессии для новичков.
  • Невысокая зарплата на старте, пока нет опыта.

Зависимость доходов от известности аранжировщика.

Необходимые навыки и знания

  • Музыкальное образование.
  • Владение разными инструментами.
  • Знание стилей и направлений в музыке, в том числе – современных.
  • Знание композиции, гармонии.
  • Знать особенности музыкальных инструментов, их ритмические и мелодические особенности, диапазоны звучания.
  • Знание основ акустики, умение оптимально располагать инструменты на сцене.

Владение специализированными программами для аранжировки музыки и песен.

Сколько зарабатывают аранжировщики музыки?

Зарплата начинающего аранжировщика в студии звукозаписи может начинаться от 15-20 тыс. рублей в месяц. Профессионалы могут рассчитывать на доходы от 25-30 тыс. руб. в месяц.

Многие аранжировщики работают как фрилансеры, т.е. напрямую общаются с клиентами и получают гонорары за аранжировку конкретных песен. Стоимость аранжировки песни в Москве начинается от 9-10 тыс. рублей и доходит до 15-25 тыс. рублей и выше. Заработок частных аранжировщиков во многом зависит от их известности и востребованности у исполнителей.

Как стать аранжировщиком песен?

Чтобы заниматься профессией, необходимо образование. Например, аранжировке музыки можно обучиться в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, Российской академии музыки им. Гнесиных и ряде других учебных заведений.

Самостоятельно можно освоить основы аранжировки, однако для профессиональной обработки музыки данных знаний, скорее всего, не хватит.

Где искать работу?

Аранжировщики могут работать в студиях звукозаписи. Однако такие студии редко добавляют вакансии на сайты по трудоустройству. Вам будет проще узнать, какие студии звукозаписи есть в городе, и позвонить им с вопросом, нужны ли студии аранжировщики. Если вас интересует удаленная работа, можно поискать клиентов на биржах фриланса и профессиональных форумах и сайтах о шоу-бизнесе, музыкальной индустрии.

Читайте также: