Программно целевой подход к управлению экономикой доклад
Обновлено: 04.07.2024
Содержание
Вложенные файлы: 1 файл
диплом Программно-целевой подход в управлении.doc
Федеральное агентство по образованию
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Кафедра управление развитием образования
Допустить к защите ВР
Зав кафедрой управления
Программно-целевой подход в управлении
(на примере конкретной организации)
Выпускная работа по специальности
слушателем группы ГиМУ-2
фио, к.п.н., доцент кафедры
управления развитием образования
Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода
1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности. 7
1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………. ……………………… ………..12
1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации………………………………………………… ……………………17
1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования
в условиях модернизации……………………………………………… …….…29
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД
2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38
2.2.Информационная справка о МОУДОД
2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД
2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД
Конец ХХ столетия и первые годы нового века обозначены глобальными переменами в жизни российского общества, которые не могли не отразиться на состоянии системы образования в целом и на системе дополнительного образования в частности.
В 21 веке изменилась парадигма управления образованием. В основе новой парадигмы лежит программно-целевое управление, взят курс на личностно-ориентированный подход в образовании.
Современные исследователи признают главным назначением управления – обеспечение целенаправленности и организованности совместной деятельности. Этому будет способствовать программно-целевой подход организации деятельности. Программно-целевой подход определяется как способ решения значительных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем [32].
Одним из инструментов этого подхода считается программа, которая представляет собой разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конкретной цели [17]. Разработка программы обусловлена также необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения какой-то общей комплексной задачи. [28]
Программно-целевой метод управления дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершать и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. С другой стороны и участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, что от них ждут и что произойдет в случае несвоевременного решения своих частных задач.
Организации и сферы деятельности могут различаться, но их управленческая деятельность строится на схожих принципах. То есть программно-целевой подход организации деятельности будет эффективным как в организациях коммерческой сферы, так и в учреждениях образования.
Под процессом изменений системы детских школ искусств Федеральное агентство по культуре и кинематографии понимает именно содержательные изменения, перемены в жизнедеятельности школ не могут быть целью, это лишь средство для ее развития в соответствии с требованиями времени. Особенно важной, жизненно необходимой становится деятельность школ по созданию программы развития- документа, определяющего цели и задачи на ближайшее будущее детской школы искусств. Сегодня создание программы развития - это определение конкретных действий школы по вхождению в новое социально-экономическое пространство, в котором очень важно быть необходимым социуму, сохраняя лучшие традиции, предлагая при этом уникальные образовательные услуги (концепция художественного образования).
Противоречие в том, что при глобальных экономических и политических изменениях в условиях деятельности школы остались старыми способы и средства управления.
Проблема исследования: Поиск средств и способов управления в условиях модернизации дополнительного образования.
Объект исследования: управление образовательным учреждением в режиме развития.
1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.
2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.
1.Теоретические (анализ литературы, систематизация, обобщение, моделирование).
2.Эмпирические (анализ школьной документации, анкетирование, наблюдение).
4.Организационные (создание проекта, подготовка технической базы, распределение управленческих функций и т.д.).
Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода к управлению
1.1. Особенности программно-целевого подхода организации деятельности
Программа (от греч. programma - публичное объявление, предписание, распоряжение) в самом общем смысле слова означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях [16]. Подобное определение может быть отнесено не только к программам осуществления комплекса мер по решению возникшей проблемы, но и к таким специфическим программам, как учебные, компьютерные и даже театральные, телевизионные, программы радиопередач, содержащие сведения о сценических действиях, времени их проведения, исполнителях.
Цель как универсальное понятие означает мысленно представляемый, ожидаемый, намеченный результат направленных действий. В то же время цель есть мотив осуществления деятельности и средство интеграции отдельных действий, составляющих деятельность, в единую целостную систему.
В широком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.
Для получения полного представления о программно-целевом подходе решения социально-педагогических проблем разного уровня и масштаба, А.М. Моисеев описал основные черты и признаки этого подхода [24].
Программно-целевой подход относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением насущных, масштабных, долговременных проблем и чаще всего используется в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы.
Программно-целевой подход подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение которых ориентировано проведение мер, действий, предусматриваемых программой. Система целей программы должна быть определена исходя, с одной стороны, из характера решаемой проблемы, а с другой — ресурсных возможностей ее решения с учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью ресурсного потенциала. Постановка целей должна осуществляться в непосредственной увязке с намеченными сроками выхода на заданный целевой уровень. Развитость целеполагания и целеобоснования относится к одному из определяющих признаков подхода, что следует из самого его названия. Углубленная проработка целей, выделение целевой стадии программирования находят конкретное проявление в следующих чертах, свойственных программно-целевому управлению:
• формирование отдельных целей и системы программных целей на основе анализа социальных, педагогических проблем. Анализ должен включать исследование общественных потребностей в динамике, принимая во внимание изменение структуры и масштабов государственных, общественных, личных потребностей;
• использование в процессе целеполагания научно обоснованных рациональных норм и других целевых нормативов;
• сочетание количественного и качественного подходов при формулировании целей и целевых задач, достижение высокого уровня количественной определенности в исходной постановке социальных целей развития;
Программно-целевой подход характерезуется еще и тем, что предусматривает постановку целей не только в виде главного целевого ориентира единственной цели. Этому подходу свойственно рассмотрение совокупности целей и целевых задач, образующих многоуровневую, иерархически построенную целевую систему, охватывающую все целевые элементы, достижение которых требуется для решения программной проблемы, рассматриваемой во всех ее аспектах, с учетом разных сторон.
Сердцевину программно-целевого подхода представляет переход от совокупности системно организованных целей и задач решения проблемы к системе программных действий, мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущему к ослаблению или снятию проблемы. При этом возникает необходимость обеспечить согласованность постановки программных целей и формируемых программных мер по их достижению в течение установленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.
Важно понимать также, что программно-целевой подход подразумевает не однонаправленное движение от заданных, заранее определенных целей к целереализующим мерам и от них к потребным ресурсам. В основу подхода положено представление о двунаправленном движении: от целей к средствам их достижения и от средств к целям, которые могут быть достигнуты посредством их использования. Цель первична лишь в том отношении, что она вытекает из программной проблемы и задает общую направленность программных действий, их ориентацию на решение проблемы. В то же время параметры цели в виде достигаемого уровня решения программных задач зависят от ресурсных возможностей программы, включая и такой ресурс, как время.
ГОСТ
Программно-целевой подход в регулировании национальной экономики – это специальный механизм реализации экономической политики, который опосредует процесс увязки целей и задач социально-экономического развития, экономического развития в конкретной сфере с наличествующими и привлеченными ресурсами, с ответственными субъектами и конкретными сроками реализации для повышения эффективности использования бюджетных ресурсов и повышения эффективности контрольных мероприятий в отношении расходования бюджетных ресурсов.
Значение программно-целевого подхода в регулировании национальной экономики
Благополучие населения в современных государствах во многом связано с развитием экономики таких государств, а также отдельных территорий, их образующих. Эффективно организованная экономическая система предполагает развитие малого и среднего предпринимательства и инновационного предпринимательства, что, в свою очередь, решает важнейшие задачи социально-экономического развития:
- обеспечивает баланс на национальном рынке труда, то есть высокий уровень занятости населения, в том числе за счет постоянного создания новых рабочих мест субъектами хозяйствования;
- обеспечивает рост налоговых отчислений в бюджетную систему страны и, соответственно, баланс в перераспределении финансовых ресурсов в обществе для поддержки наиболее социально уязвимых слоев;
- обеспечивает партнерскую модель взаимодействия государства и общества. Наличие финансовых и экономических ресурсов у малых и средних предпринимателей и крупных компаний является основой для их включения в систему публичного управления для совместного с государством на партнерских началах решения задач публичного управления.
В связи с тем, что в последние десятилетия в России осуществляется перестройка общественно-государственного устройства, в стране формируются:
- свободный рынок как функционирование равных экономических субъектов, самостоятельно определяющих взаимные права и обязанности;
- правовое государство, где в центре правовой системы находится личность, ее права и свободы, а субъекты публичного управления и частные субъекты в повседневной деятельности реализуют свои права и исполняют обязанности исключительно в соответствии с требованиями закона, принятого в рамках демократической процедуры;
- демократическое политическое устройство, которое предполагает, что система публичного управления создается и функционирует для обеспечения права личности.
Готовые работы на аналогичную тему
Именно поэтому усилия государства сегодня направлены на создание наиболее благоприятной административной, налоговой, социально-экономической, инфраструктурной среды для активного развития предпринимательства, в том числе для целей ее инновационного обновления.
Ввиду указанных причин в системе публичного управления сегодня ведется поиск и разработка новых механизмов, методов и инструментов реализации публичного управления, в том числе регулирования национальной экономики.
Программно-целевой метод регулирования национальной экономики является относительно новым для российской практики и широко используется в зарубежных развитых государствах. Названный метод позволяет обеспечить эффективность расходования бюджетных ресурсов посредством их увязки с конкретными целями и задачами стратегического развития за счет реализации регламентированных программными документами мероприятий под ответственность уполномоченных органов в утвержденные сроки.
Содержание программно-целевого метода в регулировании национальной экономики
Программно-целевой метод в регулировании национальной экономики в узком смысле можно рассматривать как разработку и реализацию целевых программ, однако более широко программно-целевой подход к регулированию национальной экономики предполагает, что воздействие субъекта управления на экономические отношения осуществляется посредством использования системного анализа, то есть средством достижения управленческих целей выступает планирование, системный анализ и пр.
Другими словами, программно-целевой подход позволяет решать комплексные межотраслевые управленческие проблемы посредством разработки специальных системных мероприятий.
С точки зрения использования бюджетных ресурсов программно-целевой метод делает бюджетное управление открытым и прозрачным, бюджетные расходы увязываются с четко обозначенными стратегическими целями и задачами социально-экономического развития на определенный срок, в свою очередь, очередь ответственность за реализацию мероприятий и, соответственно, за расходование бюджетных ресурсов несут уполномоченные органы.
Контроль при этом осуществляется:
- в отношении законности и эффективности реализации программы в целом и отдельного мероприятия;
- в отношении законности и эффективности расходования средств на отдельное мероприятие и в отношении законности и эффективности освоения всего объема бюджетных ресурсов, направленных на реализацию программы.
Функции программно-целевого подхода в регулировании национальной экономики
Сегодня программно-целевой подход используется на всех уровнях публичного управления в России на федеральном, региональном и местном для реализации социально-экономической политики. Применение программно-целевого подхода направлено на решение следующих задач:
- обеспечение целостности и единства территории страны, единства экономического пространства;
- преодоление дисбаланса в развитии региональных территорий и муниципальных территорий для обеспечения надлежащего уровня благосостояния всем гражданам независимо от места проживания;
- максимальная реализация потенциала территорий, входящих в состав Российской Федерации для обеспечения прогрессивного социально-экономического роста государства в целом;
- формирование необходимых условий для реализации экономического потенциала личности и перехода к самообеспечению органов публичного управления региональными и муниципальными территориями.
Значение программно-целевого метода для социально-экономического развития заключается в том, что оно позволяет эффективно использовать бюджетные ресурсы для системного воздействия на управленческую проблему и, соответственно, достижения социально полезных результатов в разных отраслях управления при реализации комплексных мероприятий.
Актуальность темы исследования. В современной системе управления сформировались определенные концептуальные основы программно-целевого управления и его применения в разных областях жизни и деятельности общества, существует некая программно-целевая идеология и даже парадигма управления.
В программно-целевом управлении осуществляется интеграция и синтез основных принципов управления и планирования: целевого (направленности на конечный результат), комплексности, связи целей и ресурсов, конкретности, единства отраслевого и территориального планирования (как преодоления местничества и ведомственности). Максимум достигнутого при минимуме затрат (интеллектуальных, материальных, трудовых и т.д.) - вот смысл применения программно-целевого управления.
Программно-целевое управление в разных контекстах и ситуациях может приобретать разные значения, которые не противоречат пониманию сути этого типа управления. При любом аспекте его рассмотрения сохраняются определенные общие и существенные признаки:
- системное понимание объекта;
- направленность на конечный результат;
- комплексный анализ проблем;
- комплексный подход к выбору целей и средств их достижения;
- увязывание воедино целей и ресурсов;
- создание для такого увязывания специального документа целевой программы;
- стремление к максимальной эффективности достижения целей при рациональном использовании ресурсов;
- интеграция усилий субъектов управления отраслью и территорией.
С усложнением задач развития и совершенствования производства материальных и не материальных благ роль программно-целевого управления возрастает.
Анализ степени изученности выбранной темы. Программно-целевое управление получило комплексное научное осмысление, и необходимо указать на существование работ, в которых велась разработка этого направления с самых разных позиций и направлений.
Поиском эффективных методов регулирования социально-экономического развития регионов занимаются такие учёные как П.И. Бурак, А.Г. Гранберг и др.
Разработкой теоретико-методологических основ программно-целевого планирования и управления, поиском механизмов его эффективного применения в системе государственного развития занимались такие ученые, как В.Н. Бурков, A.JI. Гапоненко, А.К. Еналеев, В.В. Кондратьев, Б.Г. Литвак и др.
Несмотря на значительное количество научных исследований, особенно советского периода, посвященных программно-целевому методу управления, проблемы использования этого метода в отрасли культуры, как правило, не выделялись и не рассматривались. К числу немногих современных научных работ, посвященных теоретическим вопросам программно-целевого управления в отрасли культуры относятся научные, методологические практические разработки Т.В. Абанкиной, Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, Г.М. Бирженюка, С.Н. Горушкиной, Е.Л. Игнатьевой, Л.А. Костиковой, А.П. Маркова, А.Я. Рубинштейна, Б.Ю. Сорочкина и др.
Проблема исследования. Специфика рассматриваемой проблемы заключается в том, что учреждения культуры, в рамках деятельности, которых происходит создание нематериальных благ, пользуются старыми и изжившими себя методами управления, а выход из сложившейся ситуации ориентирован на поиск средств и способов управления в условиях модернизации и системным подходом программно-целевому управлению и его ориентация на конечный результат.
Объект исследования управление деятельностью учреждений культуры в режиме развития.
Задачи курсовой работы, необходимые для достижения поставленной цели:
Теоретико-методологическая основа исследования. Метод анализа и синтеза имеющихся разработок других исследователей, теоретический метод моделирования ситуаций, например, сравнение и обобщение собранных данных по какому-либо вопросу, систематизация материала, его синтез и анализ.
Для решения задач и достижения поставленной цели будут использованы такие методы как анализ документов, индукция, дедукция, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка источников и литературы.
Список источников и литературы
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Проект: Оздоровительный лагерь для реабилитации нарко алкоголезависемых граждан на базе гостиничного комплекса
Проект: Экспорт услуг
Проект: Экспорт продукции АПК
Проект: Системные меры
Проект: Промышленный экспорт
Проект: Условия для бизнеса
Проект: Популяризация предпринимательства
Региональный аспект программно-целевого метода планирования в Российской Федерации и за рубежом
Автор:Сафиянов Денис Ринатович
Аннотация: в статье представлен накопленный опыт программно-целевого метода социально-экономического развития территорий России, а также зарубежная практика регионального аспекта программно-целевого метода планирования.
Ключевые слова: анализ, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, государственное и муниципальное управление. планирование, управление, бюджетирование, целевые программы, программно-целевой подход, программно-проектный подход.
Реформирование системы российского государственного и муниципального управления в последние годы сместило акцент с затратного управления на управление по результатам. Ориентация на результативное планирование и финансирование, внедрение программно-целевого подхода в управлении является одним из основных направлений развития в широком спектре принимаемых концепций и программ реформирования той или иной сферы государственного и муниципального управления. Целевые программы должны стать одним из инструментов реализации указанных подходов в практике управления государством.
Программно-целевой подход к управлению позволяет оптимально сочетать общегосударственные и территориальные интересы, проводя мероприятия, прямо связанные с состоянием конкретных объектов, расположенных на территории крупного города. Представляется целесообразным рассматривать как прямое, так и косвенное воздействие государства в рамках конкретных программ. Как правило, прямое регулирование в программировании связано со стратегическими ресурсами, финансово-кредитной системой, а также с установлением цен, тарифов и объемов производства государственного сектора экономики. Косвенное воздействие осуществляется преимущественно посредством разработки мероприятий по поощрению предпринимательской деятельности и создания условий для улучшения конъюнктуры рынка. Программно-целевой подход в управлении регионами определяется как исторически определенная совокупность методов, основанных на временной локализации управления процессами решения приоритетных проблем социо-эколого-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но их активное развитие началось в XX в., когда появилась необходимость более существенного вмешательства государства в экономику с целью регулирования рынка. Программно-целевая методология неуклонно проникает во все новые области деятельности людей, производственных и социально-культурных организаций, органов управления экономикой стран и регионов, находит применение в мировых экономических, социальных, природоохранных процессах. Основными причинами, обусловившими применение программно-целевого планирования в российской экономике, явились: во-первых, достаточно высокий уровень теоретической и методической разработки этой формы планирования, достигнутый в советский период (естественно, требуется адаптация этих разработок к условиям рыночной экономики, создание новых организационно-экономических и правовых механизмов); во-вторых, то обстоятельство, что программно-целевой метод планирования широко использовался в странах с рыночной экономикой, и практика показала высокую эффективность его использования. Объектом программно-целевого метода являются все основные элементы структуры хозяйства. Этот метод предполагает разработку плана с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. Перед программно-целевым планированием стоят также задачи непосредственного влияния на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.). Использованию программно-целевого метода управления в современной экономике в значительной степени способствует его применимость и действенность в условиях практически любой экономической системы. Программно-целевой метод управления использовался в централизованно управляемой советской экономике в той же мере, что и в рыночной экономике капиталистических стран в силу его относительной инвариантности применительно к типу, природе социально-экономических систем.
Программно-целевой метод — это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Сущность его заключается в выборе и обоснованию основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами. Этот метод планирования применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач. Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнением межотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельной отрасли, региона. Отраслевое планирование способствует ускорению научно-технического прогресса, но ведет к ведомственной разобщенности, тормозящей интеграцию. Территориальное планирование позволяет развивать региональную инфраструктуру, но имеет региональную ограниченность. Поэтому программно-целевые методы стали важнейшими методами планирования, а целевая комплексная программа - основным плановым документом, содержащим увязанный по срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач. В сочетании с отраслевым и территориальным планированием, а также применяя балансовый, нормативный и другие методы он позволяет увязать интересы отраслей и территорий и всего общества в целом. Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства. В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются федеральные, межгосударственные, программы субъектов РФ, региональные и местные целевые программы. На региональном уровне программно-целевой метод создает возможность преодоления специфических региональных проблем в сфере социально-экономического развития и формирования предпосылок к устойчивому экономическому росту.
Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что программно-целевое метод планирования – весьма эффективный инструмент управления функционированием региональных социально-экономических систем. Программно-целевое планирование предполагает разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение источников и объемов их финансирования. Основные направления реализации программно-целевого планирования, а также механизмы и инструменты ее проведения, индивидуальны для каждой страны и определяются специфическими для данной страны проблемами в развитии ее отдельных территорий.
Программно-целевой подход к стратегическому планированию - это один из видов стратегического планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных ранее целей. Любой метод стратегического планирования направлен на достижение каких-либо определенных целей. В данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение основных целей и их постановка, и лишь, затем подбираются пути достижения выделенных ранее целей.
Суть программно - целевого подхода к стратегическому планированию в любой сфере жизнедеятельности заключается в отборе приоритетных целей социального и экономического развития общества, разработке сочетающихся мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом их целевого использования.
В советское время задача планирования, особенно директивного, была возведена в ранг закона. Это обстоятельство обеспечивало высокую степень определенности и значительно облегчало задачу планирования. В условиях рыночной экономики обстоятельства меняются. Безусловно, роль, значение и принципы планирования в условиях рынка принципиально отличаются от тех, что были в условиях государственной плановой экономики. Однако именно в условиях рынка роль взаимосвязанного планирования, особенно территориального, значительно возрастает, как показывает зарубежный опыт. Наиболее целесообразно ориентироваться в основном на рамочные нормы, которые допускают большую гибкость на стадии реализации, и способствовать дальнейшему развитию системы стратегического и территориального планирования.
Стратегическое планирование должно использовать современный арсенал экономико-математического моделирования и прогнозирования, обоснования и расчетов сценариев перспективного развития.
Стратегическое планирование регионов должно опираться на теорию и практику институционализма, что дает возможность обоснования системы мер по формированию необходимых институциональных условий и механизмов реализации программных документов перспективного развития.
Стратегическое планирование должно базироваться на надежной информационной основе, построенной на современных принципах функционирования информационных систем, региональной диагностики и систем управления. Это концентрируется в системах межрегионального и регионального мониторинга, которые, должны входить важнейшей составной частью в систему стратегического планирования и регионального управления. Одно из важных направлений совершенствования регулирования экономики состоит в развитии методов комплексного решения крупных экономических, социальных, экологических, научно-технических и других проблем общегосударственного, межотраслевого и регионального значения и использовании программного подхода к их решению.Разработка целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ, а также программ отдельных регионов, в которых отражается основное содержание экономической политики по решению важнейших проблем развития экономики России в целом и регионов, имеет важное значение для обоснования социально-экономического развития, определения степени влияния прогнозирования на процессы экономического развития и выявление условий, при которых обеспечивается эффективное взаимодействие социальных и экономических мероприятий.
Целевая программа развития всего социально-экономического комплекса региона на долгосрочный период представляет собой научно обоснованную стратегию, определяющую важнейшие сферы роста экономики и наиболее сложные и острые проблемы, создающие кризисные ситуации в различных сферах деятельности. Задачи региональной стратегии комплексного характера должны заключаться в том, чтобы в рамках определенного периода создать условия и добиться конкретных результатов, как в вопросах подъема экономики, так и преодоления негативного влияния кризисных процессов, что в конечном итоге должно обеспечить устойчивое повышение качества жизни населения. Следует отметить особую роль прогнозов в определении целей и результатов реализации стратегии. В этой связи, учитывая роль прогнозных показателей, можно отметить, что и региональные целевые программы, как основной механизм конкретизации стратегий, по существу являются симбиозом элементов прогноза экономического и социального развития и набора инвестиционных проектов и мероприятий. Современные методологические основы регионального планирования в нашей стране практически сформировались, а основные требования к нему изложены в концептуальных и кодифицированных законодательных документах. Формирующийся комплекс предпосылок, основанных на решениях федеральной и региональной ветвей государственной власти и местного самоуправления, в целом способствует качественным сдвигам в обеспечении социально-экономического развития регионов, в том числе и посредством наполнения инновационным содержанием разрабатываемых планов, а также процесса их практической реализации. Следует учесть основные недостатки в части разработки федеральных целевых программ регионального развития такие, как: размытость целей и неконкретность задач, отсутствие конкурсных процедур отбора программных мероприятий и ответственности за исполнение программ; чрезмерное завышение заявок на бюджетное финансирование региональных программ, выходящее далеко за пределы возможностей федерального и региональных бюджетов; отсутствие четко выраженных приоритетов в финансировании ключевых проектов и мероприятий программ; низкий уровень контроля за реализацией региональных программ, ослабление управления программой и контроля за выполнением подпрограмм, проектов по мере выявления их значительного отставания во времени и срыва реализации.
Например, в США принятие решений по данному вопросу делегировано местной общине и связано с разработкой стратегических планов развития территории, которые включают в себя:– оценку допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду местной территории, занимаемой определенным сообществом людей;
– развитие системы местного самоуправления и добавление в нее новых работающих методов управления и развития;– участие жителей местной общины в принятии решений по основополагающим вопросам социально-экономического развития территории;
– определение потребностей общины и доступных ресурсов для их обеспечения. Таким образом, значительная часть вопросов планирования и прогнозирования лежит на местных общинах, которые более четко знают свои нужды, потребности и особенности региона, а потому смогут более точно спланировать направления развития и установить необходимую стратегию.
Также в США все органы исполнительной власти на уровне городов и штатов имеют агентства, специализирующиеся на вопросах экономического развития и подготовке целевых программ для повышения качества жизни общества. Профессионализация деятельности по стратегическому планированию социально-экономического развития территорий в США позволяет повысить качество разрабатываемых стратегий развития, а отсутствие административной власти у специалистов по развитию снижает вероятность злоупотребления полномочиями.Во Франции тоже поставлен акцент на работе структур, имеющих высококвалифицированные кадры и работающих над созданием и обоснованием программ и механизмов развития местных территорий.
Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что способы и алгоритм принятия плановых решений субъектами экономического развития при формировании стратегий регионального экономического развития могут существенно варьироваться. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что необходимо развивать современные формы и виды централизованного планирования. Нам нужно ввести такие процедуры согласования интересов, которые бы соблюдались участниками планирования общественного воспроизводства в России. Под эти процедуры требуется возродить плановые органы. Другой урок зарубежного опыта состоит в том, что в период выхода из кризиса и восстановления экономики усиливается прямое участие государства в целевых программах и отраслевых корпоративных планах. Важно учитывать опыт программно-целевого планирования других стран, но в тоже время нужно внедрять свой, при этом использовать специфику своей страны. Необходимо оперативно разработать эффективные документы в области программно-целевого строительства социально-экономического развития региона, согласно стратегии социально-экономического развития субъекта РФ учитывающая стратегии Российской Федерации, включающую комплекс мер по переводу экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста на основе опережающего развития нового технологического уклада и полномасштабного использования научно-производственного потенциала. Ключевое значение для достижения этих целей имеет защита прав собственности инвесторов, снижение торговых барьеров, борьба с коррупцией, создание условий для здоровой конкуренции и повышения качества продукции, а также активизация усилий по интеграции в мировую экономику, если это обеспечивает экономическую безопасность Российской Федерации. Подходы к организации стратегического планирования регионального экономического развития могут различаться по степени соответствия потребностям развития экономики, числу и составу субъектов, вовлекаемых в данный процесс, уровню агрегирования планово-аналитической информации, степени согласования ее структурных составляющих и целому ряду других параметров. Совершенствование этих механизмов неизбежно будет строиться на основе творческого осмысления отечественного и зарубежного опыта с учетом российской специфики. В современных условиях в основе управления социально-экономическим развитием региона, как процессом реализации его функций и достижения поставленных целей и задач, лежит совокупность способов, средств, формаций экономических и социальных процессов достижения намеченных целей управления хозяйственной деятельностью и организацией жизни общества определенного региона. Управление регионом следует рассматривать как систему с характерными признаками, к числу которых относят многообразие взаимосвязей и самоорганизации. Проблема адаптации системы управления экономикой региона напрямую зависит от структурной перестройки экономики региона, изменений производственных, финансовых, организационных, социальных, инвестиционных и других отношений.
В сегодняшних условиях регионы без применения методов программно-целевого планирования и управления не могут обосновать перспективы своего развития и определить бюджет финансирования. Программно-целевой подход к решению региональных проблем следует рассматривать как инструмент региональной экономической политики, обеспечивающий, с одной стороны, формирование этой политики в целом, а с другой - ее реализацию в виде конкретных программ разного уровня и назначения. Опыт использования механизмов реализации и форм применения инструментов программно-целевых методов в зарубежных странах кардинально отличается и во многом зависит от исторически сложившихся социально-экономических условий.
Читайте также: