Профессия тренер по каратэ доклад

Обновлено: 18.05.2024

Спортивный тренер – это специалист по воспитанию спортсменов и подготовке их к соревнованиям. В спорте обучение проходит в процессе тренировок. Тренер обучает своих воспитанников и помогает им в совершенствовании мастерства. Даже талантливые олимпийцы и опытные спортсмены своими успехами во многом обязаны своим тренерам.

Почему я хочу быть именно тренером? Еще с первого класса я не только понял, что хочу быть тренером, но и уже знал, по какому виду спорта. С 6 лет я хожу в секцию самбо. Благодаря нашим замечательным тренерам, наша область не один раз была призером всероссийских соревнований по самбо. Именно тренеры подают мне пример не только в спорте, но и в жизни.

Профессия тренера была и остается уважаемой. Достижения спортсменов и успех всей команды в целом во многом зависят от мастерства и профессионализма их руководителя. Основная задача спортивного тренера состоит в выявлении и раскрытии способностей своих воспитанников, а также в обучении их использовать все ресурсы и возможности своего организма на максимальном уровне. Чтобы тренировки были более эффективными, необходимо подбирать нужные упражнения и правильно распределять нагрузки воспитанника. Наставник учит его управлять не только своим телом, но и эмоциями. Тренер готовит спортсмена и психологически, настраивая его на победу и внушая веру в свои силы.

Работа тренера связана не только с большими физическими нагрузками, но и с эмоциональными нагрузками. Чаще всего наставник является для своих воспитанников не просто тем, кто совершенствует их мастерство, но и настоящим другом, переживающим и болеющим за них.

Самбо довольно популярный вид спорта среди подрастающего поколения. В обязанности тренера по самбо входит формирование и подготовка к соревнованиям сборные отделения самбо, контроль всех тренировочных процессов, организация различных турниров. Кроме того, важно помочь самбисту разработать оптимальный режим и научить правильно питаться. А чтобы облегчить победу своего подопечного, тренер учит спортсмена видеть все слабые места своего противника.

Тренерский состав состоит преимущественно из бывших спортсменов, которые не желают бросать любимое дело. Однако не каждый спортсмен может переквалифицироваться в тренера. Ведь тренер – это прежде всего педагог. Следовательно, у него должны быть специальные педагогические навыки, позволяющие осуществлять подготовку спортсменов. Кроме того, он должен владеть знаниями в области медицины, психологии и основ физиологии. Для получения этих знаний и навыков педагогической деятельности я планирую поступить в один из вузов физической культуры. В первую очередь это наше смоленское учебное заведение – Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ). Запасными вариантами у меня являются Российский государственный университет физической культуры, спота, молодежи и туризма в Москве и Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафиа в Санкт-Петербурге. Я уже выяснил особенности поступления в эти учреждения и особенно внимание уделяю предметам, которые будут необходимы для сдачи ЕГЭ: русский язык и биология. Также готовлюсь к сдаче физических нормативов, теста по теории физической культуры и пристально слежу за своим здоровьем.

Лучшей наградой за свою работу большинство тренеров считают высокие результаты своих подопечных. Во время любых соревнований они переживают за свою команду или конкретного спортсмена и иногда радуются победе больше, чем сами участники. Они любят спорт и получают большое моральное удовлетворение от возможности быть его частью.

Сложно стать хорошим тренером, если нет необходимого опыта. Одного образования здесь недостаточно, нужно также иметь собственные достижения в спорте и стремление передать свой опыт и навыки новому поколению спортсменов. Зачастую успех в этой сфере деятельности приходит уже в зрелом возрасте.

Уже сейчас я делаю первые шаги навстречу своей профессии. Надеюсь, что у меня все получиться!



Тренер по каратэ: профессия или призвание?

Вы никогда не задавались вопросом, почему все великие мастера каратэ кроме всего прочего ещё и отменные учителя? И почему их называют мастерами, учителями, сенсеями, но, ни в коем случае не тренерами или инструкторами?

Тренер по каратэ сегодня - не то же самое, что учитель. Дело в том, что ещё в начале 20-го века произошло разделение этого боевого искусства на каратэ боевое, традиционное, берущее начало на Окинаве и собственно спорт. А где спорт - там чемпионаты, медали, кубки. А соответственно, тренировки, а не занятия, клубы, а не школы, тренер, а не учитель.

Учитель в каратэ должен дать своим ученикам не только умение проводить приёмы и уходить от ударов. Также задача его заключалась в том, чтоб передать мудрость поколений мастеров каратэ каждому достойному ученику. Это было призванием, долгом, миссией.

В спорте нет места философии. В спорте есть график, расписание, сборы, соревнования. Тут уж не до растолковывания азбучных истин и прививания моральных ценностей. Главное - чтобы спортсмен не потерял форму. А для этого его нужно тренировать.

Не учить. Не воспитывать, не обучать, а именно тренировать. То есть помогать одерживать физическую форму. Вот это уже не призвание, а работа. Вот и получается, что тренер по каратэ - это профессия.

Не нужно, конечно, считать, что тренер по каратэ есть нечто менее значимое, нежели учитель. Просто играют они, так сказать, на разных площадках. Учитель - это глава школы, и его ученики - его последователи.

Тренер по каратэ - это представитель стиля, и его ученики - последователи стиля, его представители. В этом вся разница.

Для сенсея каратэ всегда персонифицировано, и он, как носитель знаний и опыта, обязан поделиться ими с теми, кто верен ему и кто готов их перенять. Тренер по каратэ заботится больше о спорте как институте, престиж которого и повышают его воспитанники.

Каким должен быть тренер по каратэ для детей?

Отдавая ребёнка в секцию для занятий боевыми искусствами, в частности каратэ, всегда обращайте внимание на инструктора. Этот человек станет наставником для Вашего ребёнка. Ему он будет подражать. Его авторитет может стать для ребёнка первоочередным. Присмотритесь. Хотите ли Вы, чтобы тренер по каратэ Вашего ребёнка был именно таким?

На вопрос о том. Каким должен быть тренер по каратэ для детей, однозначно ответить, увы, нельзя. Этот собирательный образ должен быть обязательно положительным.

Тренер по каратэ для ребёнка - это тот же учитель, начальник. То есть от того, как сложатся отношения между ребёнком и тренером, во многом зависит то, как ребёнок будет вести себя с людьми в дальнейшем.

Естественно, тренер по каратэ должен быть строгим. Иначе никак. Дети непоседливы, активны, им сложно удерживать внимание на чём-то дольше 15 минут. Если проявлять излишнюю мягкость и податливость, делая скидку на возраст учеников, в итоге их так и не удастся ничему обучить. Тренер по каратэ обязан уметь заставить детей соблюдать дисциплину. Это, кстати, тоже еще не раз пригодится ребёнку во взрослой жизни.

Однако, тренер по каратэ ни в коем случае не должен быть тираном. Излишняя жёсткость также недопустима - она может навсегда отбить у ребёнка желание заниматься спортом вообще.

Нужно учитывать. Что сознание взрослого человека и сознание ребёнка - понятия довольно различающиеся. То, что взрослому можно объяснить, уповая на умение анализировать и мыслить логически, ребёнку нужно объяснять только образами. Дети не воспринимают никакую информацию, если она содержит методические указания и доносится до ребёнка менторским тоном.

Тренер по каратэ для детей должен обладать хотя бы минимальными педагогическими склонностями и уметь найти такое объяснение. Чтобы ребёнок запомнил, и у него не возникало трудностей с выполнением упражнений. Желательно, чтобы этот человек обладал хорошо развитой фантазией.

А ещё тренер по каратэ должен излучать хорошее настроение. Ничто так не угнетает в детях желание учиться и познавать, как ощущение того, что это в тягость их учителю. Дети гораздо более чутки к настроению других людей.

И последнее. Тренер по каратэ обязательно должен быть профессионалом, ведь без этого главная задача - научить ребёнка каратэ так и останется невыполненной.

Николай Георгиевич Озолин.

Ваша профессия — тренер

Вы тренер. Преподаватель спорта. Воспитатель. Учитель спортивной молодежи. Вы дарите ей не только радость от достигнутых спортивных успехов, но и большое, ни с чем не сравнимое удовлетворение от чувства силы, выносливости, ловкости, от приобретенного отличного здоровья и высокой работоспособности, от сознания развитой воли.

Тренером высокой квалификации может стать человек, посвятивший свою жизнь этой профессии. Не обязательно, чтобы раньше он имел успехи в спорте. Но всегда важно будущему тренеру пройти путь овладения избранным видом спорта, чтобы иметь о нем достаточно конкретные представления. Ваш путь к профессиональному мастерству может продолжаться не один год. Но пока у вас будут силы и не иссякнет желание воспитывать молодежь, вы будете постоянно повышать свои знания, приобретать все больший опыт, все перспективнее будут ваши планы, значительнее успехи учеников. И тем интереснее, увлекательнее будет ваша работа. Вы можете сказать — желание-то есть, труда не боюсь, да и ребят люблю, да вот нет стадиона, нет бассейна, нет манежа. и вообще, ничего нет для занятий! Но с нуля начинали многие тренеры. Самое главное для начала — желание заниматься — ваше и ваших учеников.

Конечно, вам придется учиться читать специальную литературу, познавать на практике методику обучения и тренировки, вникать в индивидуальные особенности ваших подопечных, творчески применять систему подготовки. Поэтому и говорят, что современный тренер, даже самого высокого ранга, постоянно учится и должен иметь обширные знания. В первую очередь надо знать общие положения теории и методики спортивной подготовки, которые помогут правильно строить занятия с учениками, успешно воспитывать и приводить их к высоким спортивным результатам. В настоящее время с полным основанием можно утверждать, что современная, научно обоснованная и проверенная практикой система спортивной подготовки (ССП) должна применяться в любом коллективе занимающихся. Такая система нужна всем — от новичков до спортсменов высшей квалификации. Другое дело, что гибкость системы позволяет работать в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся (пол, возраст, характер, уровень подготовленности). Главное, что изменяется в системе, это нагрузка на организм и психическую сферу занимающегося. Неизменным в системе подготовки любых спортсменов остается ваша роль, роль тренера, наставника спортивной молодежи. Поэтому в первом разделе этой главы я считаю необходимым говорить о вашей роли, о том, каким вы должны быть.

На всю жизнь у меня остался в памяти приход в нашу школу, где я учился в 1920 г., двух инструкторов физкультуры, окончивших курсы Всевобуча. Нас, мальчишек, они учили выполнять упражнения на гимнастических снарядах, ходить на лыжах, бегать и прыгать. Эти молодые, стройные люди, так ловко показывающие различные упражнения, казались нам необыкновенными. С обожанием и безграничным доверием глядели мы на них, ловили каждое слово, хотелось им подражать, походить на них, быть такими же, как они, — ловкими, подтянутыми. Сегодня, много лет спустя, когда я вижу того или иного заслуженного тренера в окружении юных учеников и молодых людей, я меньше думаю о плеяде подготовленных ими спортсменов, а больше — о том хорошем, что они им дали как воспитатели.

Конечно, тренер должен вести учеников к высотам спортивного мастерства, физического совершенствования и здоровья. Но как важно не упустить из виду первейшую нашу задачу — задачу воспитания человека. К вам, будущему тренеру, предъявляются очень высокие требования. Вы – педагог, воспитывающий нравственность, психолог, формирующий у нее волевые качества, гигиенист, определяющий режим спортсменов, физиолог, понимающий процессы, происходящие под влиянием тренировочных нагрузок. Вы должны отлично знать теорию своего вида спорта, технику и тактику, методику обучения, средства и методы воспитания силы и выносливости, быстроты и ловкости, смелости и решительности, планирования, определения величины нагрузки и многое другое. Особые знания нужны, чтобы подготовить спортсмена или команду к состязаниям, чтобы в нужный день и час они могли достичь наивысшей спортивной формы. Вы должны знать, что каждый тренер, влюбленный в свою профессию и целиком отдающийся благородному делу воспитания молодежи, может достигнуть высшего результата — подготовить мастеров международного класса, дать пополнение в сборную команду страны. Это подтверждается расширяющейся географией высшего спортивного мастерства, новыми именами прославившихся тренеров, все большим представительством республик и городов в олимпийских командах. Система спортивной подготовки, о которой рассказано в этой книге, не рецепт. Только творческое осмысление теоретических положений, применительно к индивидуальным особенностям спортсмена, к возрасту и полу, характеру, физической и технической подготовленности, дает свои результаты. Вы просто обязаны постоянно изучать своих учеников, их поведение и функциональные возможности, знакомиться с условиями жизни, работы и учебы, находить оптимальное соотношение тренировочной работы и отдыха.

Вы должны быть в курсе всех интересов и устремлений своих питомцев. Если к этому добавить, что система спортивной подготовки не стоит на месте, а постоянно совершенствуется, что все возрастает поток научной и методической литературы, а тренеру необходимо постоянно учиться, то станет ясно, насколько сложна и многообразна деятельность спортивного педагога.

Вы должны знать, что стремительное повышение спортивного мастерства обусловлено многими факторами. Тут и развитие массовости, и поиск одаренной молодежи, и организация специальной подготовки сильнейших спортсменов и многое другое. Но главную роль в этом играет система спортивной подготовки. Чем она совершеннее, тем эффективнее ее применение, тем выше у спортсменов достижения. Вот почему во всем мире тысячи ученых, тренеров, медиков, спортсменов и других специалистов постоянно работают над проблемами системы тренировки. Практическое применение этой системы — дело тренера, ваше дело.

Вам будет помогать врач. Желательно и участие ученых. Но вы главный, незаменимый носитель научных и методических знаний, педагогического учения и практического опыта. Вы вооружаете учеников техникой и тактикой, даете им силу и выносливость, обогащаете знаниями и опытом. Вы учитель, друг и советчик спортсмена. И каких бы высот он ни достиг (на этом пути спортсмен тоже приобретет большие знания и опыт), вы — наставник для него, всегда опора, всегда более знающий. Я не устану повторять, какую важную роль играют ваши знания в области теории и методики спорта. Они — фундаментальная основа для более глубокого понимания принципов и положений методики, для более эффективной реализации ее в практике.

В этой книге вы найдете многое из того, что вам нужно в вашей работе. Но это не значит, что вы должны остановиться на этом уровне. Надо постоянно совершенствовать подготовку ваших спортсменов, выводить их на новые результаты, овладевать новыми рубежами нагрузок, сочетать их с оптимальным восстановлением, улучшать технику и тактику, многое другое.

Вам надо постоянно изучать статьи и книги по вашей спортивной специализации. В них есть очень важные для вас особенности техники и тактики, методики развития качеств, соответствующих виду спорта. И есть величина нагрузок, выраженная в цифрах, и конкретные сроки планирования и многое другое. Там же идет речь о специальной тренировке, о выборе для нее средств, методов и нагрузок, приводятся примеры подготовки сильнейших атлетов и команд. К области ваших знаний относится и владение арсеналом технических средств, используемых в современном спорте. Вы должны умело владеть средствами измерения действий и перемещений спортсменов. Бесспорно, вам очень понадобится умение пользоваться различной аппаратурой для фиксации техники движений, измерения скорости, силы и выносливости, получения кинематических и динамических характеристик, для определения эргометрических затрат и других показателей. Тренеры в современном спорте все шире используют электронную аппаратуру, не только фиксирующую и контролирующую, но и накапливающую в персональном компьютере данные о спортсменах и прогнозирующие их потенциал. В дальнейшем я не раз буду говорить о различных устройствах и аппаратуре, используемой в процессе обучения и тренировки. Здесь же я только заострил ваше внимание на необходимости постепенно обзаводиться соответствующей аппаратурой и учиться работать на ней. Вы должны также знать устройство и возможности инвентаря, снарядов и тренажеров, требующихся в вашем виде спорта.

Как видите, во всех вопросах спортивной подготовки вам не обойтись без научного подхода. Вы все более будете убеждаться, как важно опираться не только на теорию и методику спортивной подготовки, но и на смежные науки: анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, психологию. И никогда не теряйте возможности прочитать книги по педагогике. Широкий научный кругозор непременно будет способствовать возникновению новых мыслей и идей, направленных на улучшение процесса воспитания и спортивной подготовки ваших учеников. Это ваше творчество и его надо всемерно развивать.

Не избегайте разработанных вами новых путей и средств, но всегда оставайтесь на прочной основе научно и практически обоснованных положений системы спортивной подготовки. Не забывайте, чтобы творить новое — надо хорошо знать созданное ранее. Как видите, требования к знаниям тренера очень высоки. Но не огорчайтесь. Ведь даже самые великие тренеры начинали с нуля. Было бы желание и трудолюбие, а успех в воспитании ваших учеников не заставит себя ждать!

Тренер — спортивный педагог и наставник, имеющий влияние на своих учеников нередко более значительное, чем школа и родители. Однако во всех случаях тренер должен работать с ними в контакте. Но, думая о влиянии на учеников, вам следует начинать с самого себя. Вы — непререкаемый авторитет для ваших учеников, и будьте всегда для них примером. Вы должны всегда следить за своим внешним видом. Подогнанная по фигуре, чистая спортивная форма на занятиях обязательна и для вас. Ученики не простят вам появления хотя бы раз в неряшливом виде. Даже вне занятий. И, конечно, вы не должны курить, употреблять спиртного.

Хочу дать вам несколько советов о вашей дисциплинированности, подтянутости, манерах. Держите правильную осанку — прямая спина, развернутые плечи, слегка приподнятая голова. Прекрасный пример — тренеры по спортивной гимнастике и сами гимнасты. Обратите внимание на свою походку — она должна быть легкой и естественной. Избегайте размашистых жестов — пусть они будут скупы, но достаточно выразительны. Разумеется, при показе упражнений — амплитуда движений соответственна. Разговаривая, не утрируйте мимику, не смейтесь слишком громко. В манерах не будьте вычурными, не старайтесь походить на кого-либо. У каждого есть свои особенности, и вы будьте самим собой. Столь же значима ваша речь, ее обороты, интонация. Разговаривайте с учениками доброжелательно, как со своими детьми, не будьте многословны. Умейте выслушать, вникните в сказанное и тогда отвечайте. Торопливость — плохой помощник в вашем общении с учениками. Будьте сдержанны. Никогда не повышайте голос, не кричите и не стращайте. Не применяйте жаргонных слов и оборотов. Прекрасный русский язык — это тоже ваше сильное педагогическое оружие.

Мне в свое время очень понравилось решение спортивного руководства ГДР, когда по окончании Олимпиады оно устроило прием для неудачников и, проанализировав их подготовленность и участие в соревнованиях, пожелало им успеха в дальнейшей. В своей работе вы сами должны чувствовать, как воодушевленные вами ученики с еще большим упорством ведут тренировку.

Кстати сказать, моя общественная пятнадцатилетняя работа в качестве председателя Государственного тренерского совета при Госкомспорте СССР дала богатые возможности близко познакомиться с тренерами и их работой в разных видах спорта. Поэтому мои советы и рекомендации отражают не только мой личный опыт, но и обобщенный опыт ведущих отечественных тренеров. Да, труд тренера нелегок. До позднего вечера вам придется заниматься разработкой тренировочных планов, записывать контрольные материалы в журнал, просматривать новейшую методическую литературу, готовиться к очередным занятиям, пытаться отыскать новые пути к прогрессу своих учеников. И так изо дня в день, из месяца в месяц. И почти без выходных. Ведь по субботам и воскресеньям обычно проводятся или состязания, или контрольные прикидки. Но, поверьте, это не в тягость. Наоборот, если вы трудитесь честно, творчески, плодотворно, то все заботы сразу же забываются, стоит лишь ученикам вашим добиться хотя бы маленьких успехов, подняться в своем мастерстве еще на одну ступеньку.

Любовь к молодежи, желание помочь ей стать сильной, умелой и выносливой — вот что ведет тренера к трудовому подвигу! А что может быть прекраснее, чем видеть ощутимые результаты своего труда, видеть, как физически слабые, угловатые мальчишки и девчонки превращаются, как глина в руках искусного ваятеля, в красиво сложенных, крепких и смелых молодых людей! Вот почему так горды тренеры-ветераны своими питомцами, показавшими в годы Великой Отечественной войны не только отличную физическую подготовленность, но и большую моральную силу, мужество и героизм. Вот почему так горды нынешние тренеры своими учениками, добивающимися больших успехов на производстве, в науке, в учебе.

Энтузиазм, беспредельная влюбленность в свою профессию — вот что сделает вас настоящим учителем!

Еще с советских времен появилось такое явление как тренер по каратэ. В некоторых кругах он назывался сэнсэем, в других проходил как инструктор по каратэ. Во времена запрета каратэ многие преподаватели называли себя инструктора по рукопашному бою. В начале 90-х, после снятия запрета на преподавание каратэ в некоторых ВУЗах начали преподавать специализацию по каратэ и соответственно набирать студентов в эти группы. Нетрудно догадаться, что в самых продвинутых с точки зрения инфраструктуры городах (Москва, Санкт-Петербург) в институте им. Лесгафта и в ГЦОЛИФКе тоже появились преподаватели по каратэ. Мало кто из них в те времена имел хорошее академическое спортивное образование или хорошую степень от японских мастеров. Но это все можно было списать на издержки того времени.

В действительности со временем появились очень хорошие центры со своей уникальной методической базой. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Тюмени, Екатеринбурге, на Дальнем Востоке и Сахалине. И это касается не только вида спорта каратэ, но и таких направлений как асихара и кекусин каратэ. Например, ярким представителем этих направлений является известный мастер каратэ, преподаватель Сергей Степанов из Екатеринбурга. Кто они тренеры по каратэ сегодня? Не секрет, что многие из них увидев объявления в метро и подземных переходах, имеют возможность купить диплом о высшем физкультурно-спортивном образовании и тем самым получают возможность преподавать дисциплину каратэ в клубах и секциях и даже в учебных заведениях. К великому сожалению, даже не все тренеры сборной имеют специальное физкультурно-спортивное образование. Не все взяли пример с Сергея Криваковского, который в свое время понял всю полноту ответственности за то, что он сопричастен к такому предмету, как каратэ и просто обязан идти по пути совершенствования. Тем самым он получил прекрасное физкультурно-спортивное образование в Санкт-Петербурге, что позволило ему преподавать каратэ на другом, более качественном уровне. Тренер по каратэ это не просто преподаватель. Каратэ это составная часть каратэ-до (пути, познания предмета). Внешний вид преподавателя по каратэ должен говорить сам о себе, говорить о том, что каратэ это образ жизни данного инструктора. Если Вы посмотрите на Игоря Ревенко или Олега Цоя, на их прекрасную физическую форму, то можно сразу определить, что они сопричастны боевым искусствам. И в целом все мастера боевых искусств как правило отличаются прекрасной физической формой и сильным и уверенным внутренним состоянием. Есть конечно и "ходячие шашлыки", называющие себя тренерами внешне, но внутренне никакого отношения к данному предмету не имеющие. Оговоримся, речь может идти о хронических заболеваниях у тренера, которые могут привести, например, к наличию лишнего веса. Но при этом он может оставаться прекрасным наставником.

К великому счастью появляется все больше и больше центров (клубов, союзов и федераций), которые воспитывают прекрасных спортсменов, впоследствии получающих хорошее физкультурно-спортивное образование и имеющих опыт прохождения технических семинаров в Японии и других странах. В итоге появляется тренер по каратэ, понимающий что такое каратэ как боевое искусство и способный проводить занятия на хорошем профессиональном уровне в спортивных клубах и секциях с целью подготовки начинающих спортсменов и их дальнейшего участия в соревнованиях по каратэ различного уровня.


Кто учит спортсмена всему, что умеет? Кто ведет его к победе, а сам остается в тени? Тренер — это не просто профессия или хобби, это стиль жизни. Какой же он — тренер мужского сурового вида спорта — каратэ? Я решила познакомиться с одним из них. И каково же было мое удивление, когда придя в один из клубов нашего города, увидела перед собой невысокую молодую красивую девушку Анастасию Молостову.

— Настя, а со скольки лет занимаетесь каратэ? Вы помните тот первый день, когда пришли?

— Да, конечно. Меня привела мама за ручку. Помню, как я обрадовалась, когда увидела своего одноклассника в этой же секции. Так и осталась в каратэ. Занимаюсь с 10 лет и по сей день.

— А что такую хрупкую девушку привлекло в этом виде спорта?

— Каратэ шотокан, которым я занимаюсь, можно сказать, из всех видов восточных единоборств очень подходит девочкам. Ведь в каратэ важна не только сила удара, но и пластика, скорость. А это свойственно прекрасному полу.


— В каких соревнованиях вы участвовали? Каковы успехи?

— Во-первых, это было первое место на области, когда очень радовалась. Первая планка. Затем выше — соревнования округа. Потом уже международные турниры, чемпионаты России. Также я побывала на чемпионате мира, но, к сожалению, ничего не заняла. А так, в принципе, все пьедесталы, первые места, были мои.

— А как вы считаете, кто вам помог? Может быть, первый тренер или кумир?

— Ну как первый, не первый, а единственный тренер. Это Наталья Александровна Нагибина, которая вырастила и знает меня, наверное, лучше моих родителей. Все только благодаря ей, и собственному упорству.

— Я знаю, что вы тренируете младшую группу (с 4 до 12 лет). Вы вообще любите детей?

— Ну конечно. И если не нравилось, то ушла бы. Сначала просто наблюдала — заинтересовалась, получила педагогическое образование и уже 5 лет как тренирую.

— Может, расскажите какие-нибудь интересные случаи?

— Так сразу и не припомнишь. Но расслабляться не приходится, потому что знаешь, что тебе пятилетний ребеночек, что-нибудь да выкинет.

— А много ребят у вас занимается? Больше мальчиков или девочек?

— Мальчиков, конечно, больше. Но в последнее время как-то мне все девочек приводят и приводят. Я не знаю, с чем это связано, может, с тем, что я сама тренер-девушка, может, просто среди прекрасной половины популярностью стало пользоваться каратэ. Я думаю, уже пора отдельную женскую секцию открывать.


— У вас уже есть как у тренера успехи?

— Недавно у нас реорганизация произошла, сейчас я преподаю только у младшей группы — первая ступень. А до этого, я тренировала еще и сборников. И могу даже похвастаться чемпионами области Петром Мокеевым, Максимом Герасименко. А Марина Геляжединова — чемпионка России!

— Расскажите, какие эмоции вы испытываете, выходя на бой?

— Паника, безумное волнение… Но это не передать словами: там ничего не слышишь, не видишь, не помнишь даже, что происходит в тот момент. Это потом приходит осознание, что все как будто запланировано было.

— Когда к вам приходит новый воспитанник, вы сразу видите, может ли он стать чемпионом?

— Есть ребята, которых видно сразу, а есть такие, которые раскрываются спустя даже не один год, не два, а много-много лет. Поэтому тут нужно присматриваться индивидуально к каждому. Одним дано, но нет стремления, они долго не задерживаются в секциях. Выигрывают те, которые упорно трудятся.

— А как родители относятся к тому, что вы занимаетесь каратэ?

— Положительно. Поддерживают. Мама гордится, медали мои всем показывает.

— И никогда не хотелось уйти и бросить все?

— Был момент — уходила сама на полгода, но потом вернулась — не смогла без этого.

— Многие считают каратэ мужским тяжелым спортом. Что вы можете на это ответить?

— Абсолютно нет. Если посмотреть по статистике, это раньше, в 2000 году (когда я только пришла), у нас в области было 2-3 девочки-каратистки, а сейчас даже на чемпионатах России по численности женские категории не уступают мужским.

— Вот, допустим, познакомились вы с молодым человеком, какая его первая реакция, когда он узнает, что вы занимаетесь каратэ и уже достигли таких успехов? И вообще как к этому относятся ваши друзья?

— Ну они почему-то не верят. Не верят, что я, такая маленькая хрупкая могу еще быть кандидатом в мастера спорта по каратэ. А в общем, положительно.

— И что вы пожелаете начинающим спортсменам?

— Если заниматься серьезно, то конечно, упорства, выносливости, старания. Ведь только через пот, слезы и кровь можно добиться победы, никак иначе. Просто так к вам в карман медалька не попадет. Всем желаю высоких достижений и красивых побед!

Читайте также: