Доклад икт в работе педагога

Обновлено: 05.07.2024

Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества. В представленном докладе раскрывается значимость информационно-коммуникационных технологий в работе современного учителя, проанализированы методы и приёмы применения средств ИКТ в процессе обучения, преимущества использования их в образовательном процессе.

ВложениеРазмер
rol_ikt_v_deyatelnosti_sovremennogo_uchitelya.docx 29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ларина Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года основная цель подготовки педагогических кадров заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Переход к информационному обществу влечет за собой развитие информационной культуры всех членов общества. Педагогические исследования Бахтияровой Л.Н., Викулиной М.А., Кручининой Г.А., Кулик Е.Ю., Марковой С.М., Майоровой С.Н., Шевцовой Л.А., и др. показывают, что развитие информационной культуры обучаемых является заботой преподавателей всех предметных областей.

Под информационной культурой мы понимаем достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений [Ильина, Шилова, 2006, с. 120-123].

В связи с реорганизацией образования в России, деятельными процессами информатизации как одного из ведущих направлений модернизации образования, увеличения роли информации как важного ресурса, возрастает значимость подготовки учителя в области эффективного использования средств информатики и информационно - коммуникационных технологий.

Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества.

Современный учитель должен обладать базовыми качествами учителя - предметника (базовой ИКТ - компетентностью), то есть обладать знаниями и умениями, необходимыми для решения образовательных задач, с помощью средств ИКТ общего назначения. Учитель - предметник должен обладать предметно - ориентированной ИКТ - компетентностью, то есть осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержания того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.

Показать значимость информационно-коммуникационных технологий в работе современного учителя.

3.Раскрыть преимущества использования информационно-коммуникационных технологий.

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. (А.В.Хуторской)

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на вопросе формирования и развития ИКТ - компетентности учителей-предметников.

Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника мы будем понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:

  1. наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
  2. овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
  3. использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
  4. формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю рекомендуется

  1. участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
  2. участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
  3. использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
  4. обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
  5. формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  6. разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:

  1. ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.);
  2. учитель - предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы;
  3. для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы;
  4. учитель - предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы, применяя следующее ПО (в ОС Linux -Keduca, в ОС Windows - Delphi, Java Script,Turbo Pascal). Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков;
  5. учитель - предметник с помощью языка гипертекстовой разметки HTML или языка сценариев Java Script может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна;
  6. использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:
  1. дистанционное обучение;
  2. оn-line тестирование;
  3. участие в дистанционных олимпиадах;
  4. конференции;
  5. виртуальные экскурсии;
  6. поиск различной информации.

Компетентный учитель - предметник в области ИКТ должен вести поиск и отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет; применять различные компьютерные средства, представляя образовательную информацию; участвовать в различных on-line конференциях, с целью повышения своего профессионального уровня; создавать компьютерные тесты; создавать базы данных учебного назначения; применять мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях; создавать учебные пособия в электронном виде; а также управлять учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ .

ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, а компетентный учитель - предметник должен использовать ИКТ в образовательном процессе в системе.

Использование ИКТ в учебном процессе

Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.

Создание мультимедийных презентаций как педагогом, так и учениками, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.

Выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

Программы MS Power Point, MS Excel стали замечательным подспорьем в педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний.

Проверку усвоения материала можно быстро проводить путем фронтального или индивидуального тестирования с последующим разбором, отражая результаты в электронном журнале на компьютере учителя. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о состоянии процесса усвоения знаний по данной теме каждым учеником. Возрастает интерес учащихся к изучаемому предмету. Повышается мотивация познавательной деятельности учеников за счет мультимедийных возможностей компьютера.

ИКТ могут быть использованы на всех этапах урока:

информационные Интернет – сайты

информационные ресурсы на дисках

  1. При отработке и закреплении навыков:
  1. компьютерные обучающие программы;
  2. компьютерные тренажеры;
  3. ребусы;
  4. компьютерные игры;
  5. печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);
  6. печатный иллюстративный материал.
  1. На этапе контроля знаний:
  1. компьютерные тесты (открытые, закрытые);
  2. кроссворды (с автоматической обработкой результата).
  1. На этапе самостоятельной работы обучающихся
  1. цифровые энциклопедии;
  2. словари;
  3. справочники;
  4. таблицы;
  5. шаблоны;
  6. электронные учебники;
  7. интегрированные задания.
  1. Для исследовательской деятельности обучающихся:
  1. цифровые естественнонаучные лаборатории;
  2. Интернет.

В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.

Современные компьютерные технологии желательно использовать и во внеклассной работе. Например, при проведении различных викторин по предмету с применением презентаций, в которые включена и соответствующая музыка, и необходимые иллюстрации, вопросы викторины, задания для команд. Такие мероприятия интересны всем: и участникам, и болельщикам, и жюри.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

  1. развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
  2. усилить мотивацию учения;
  3. сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
  4. активно вовлекать обучающихся в учебный процесс;
  5. качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся;
  6. приобщение школьника к достижениям информационного общества.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Считаю важным заметить, что обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу обучающихся и учителей на более высоком творческом уровне.

ИКТ в образовательном процессе — это норма жизни современного учителя и ученика.

Использование ИКТ в образовательном процессе обязательно приводит к положительным результатам обучения, а именно: знания приобретают качества системности; умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях; усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учеников; более эффективно формируются их убеждения, достигается всестороннее развитие личности; усиливается оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности.

Современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.


Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способностей обучающихся.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), современный педагог, современные образовательные технологии, образовательный процесс.

Процесс смены ориентиров в системе современного образования требует поиска наиболее эффективных форм организации образовательного процесса, обеспечивающих качество образования в соответствии с современными требованиями общества. В настоящий момент система образования не может обойтись без инноваций, но для инновационного развития современной школе уже недостаточно традиционных инструментов организации урока, поэтому необходимо активное использование инновационных продуктов.

Современные образовательные технологии предполагают не только привлечение технологических устройств, использование тестирующих программ и компьютерных презентаций, они в первую очередь представляют совокупность методов и приемов, направленных на максимально эффективное развитие практических навыков, знаний и умственных способностей обучающихся. Использование современных образовательных технологий дает возможность повысить качество образования, наиболее эффективно использовать учебное время, а также время, отведенное обучающемуся на выполнение домашнего задания и педагогу на подготовку к уроку.

Технологии являются лишь инструментом, помогающим сделать обучение эффективным, но они не могут заменить педагога. Для создания инновационных продуктов необходим опыт и компетенции самих педагогов. В соответствии с профессиональным стандартом современный педагог должен обладать ИКТ-компетенциями как на уровне владения информационными технологиями, так и на уровне владения методами их применения в образовательном процессе. Поэтому система образования на современном этапе требует постоянного повышения квалификации педагога и его инновационной активности. Современный педагог должен успевать за развитием технологий и своевременно внедрять в образовательный процесс различные инструменты, позволяющие сочетать информационно-коммуникационные, личностно ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

В представленной в рекомендациях структуре компетенций выделяются шесть сторон (аспектов) работы педагога, такие как:

  1. понимание роли ИКТ в образовании;
  2. учебная программа и оценивание;
  3. педагогические практики;
  4. технические и программные средства ИКТ;
  5. организация и управление образовательным процессом;
  6. профессиональное развитие.

Данные рекомендации построены с учетом трех подходов к информатизации образовательной организации, которые связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде:

Пересечения трех подходов к обучению и шести аспектов работы задают структуру ИКТ-компетенций педагога, представленную в таблице 1:

Структура ИКТ-компетенций педагога

Шесть модулей в каждом из трех подходов

Применение ИКТ

Освоение знаний

Производство знаний

Понимание роли ИКТ в образовании

Знакомство с образовательной политикой

Понимание образовательной политики

Учебная программа и оценивание

Умения жителя общества знаний

Решение комплексных задач

Способность к самообразованию

Технические и программные средства ИКТ

Организация и управление

Традиционные формы учебной работы

Помощь и наставничество

Учитель как мастер учения

Рекомендации ЮНЕСКО подчеркивают, что современному педагогу недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у обучающихся. Современный педагог должен помочь обучающимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи [3].

Применение ИК-технологий позволяет педагогу проектировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося в соответствии с его личностными особенностями, создавая тем самым условия для их самореализации и саморазвития, повышая информационную грамотность всех участников образовательного процесса. Грамотно организованное обучение на основе ИК-технологий способствует поддержанию интереса обучающихся к изучаемому предмету, стимулированию их активной деятельности в процессе обучения, более эффективному усвоению знаний.

Основным средством ИКТ в образовательной организации является персональный компьютер с программным обеспечением, который позволяет педагогу создавать презентации, работать с интерактивной доской, ресурсами сети Интернет, обучающими программами и др.

Интернет-ресурсы не только создают условия для организации образовательного процесса, но и выступают площадками для самореализации, позволяя педагогам обмениваться опытом, создавать в процессе профессионального труда образовательный продукт, демонстрировать свои разработки и достижения коллегам, участвовать в профессиональных и творческих конкурсах.

Сегодня наиболее распространённой и удобной формой представления педагогом учебного материала является презентация. Она даёт педагогу возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал с учетом особенностей определенного класса, предмета, темы урока, что позволяет достичь максимального результата. Для усиления эффективности презентации педагог может использовать инструменты, способствующие привлечению и удерживанию внимания обучающихся, такие как звук и изображение. На сегодняшний день существует целый ряд приложений, такие как PowerPoint, Google Slides, Prezi, MindMeister и др., для создания презентаций не только с набором основных функций для работы над слайдами, но стильных онлайн-презентаций из текстового, графического, фото-, видео-, аудио контента, адаптированных под экраны различных компьютерных и мобильных устройств.

Для диагностики уровня знаний обучающегося, воспитания его внутренней дисциплины и мотивирования к активизации работы по усвоению учебного материала в современном образовательном процессе педагогами активно используется система тестовых заданий. Чтобы облегчить подготовку и проведение тестирования существуют различные онлайн-сервисы для создания разнообразных опросов и тестов с возможностью использования фото- и видеофайлов, выбора и изменения форматов заданий. Например, Mentimeter, Kahoot, ClassMarker, Google формы, Socrative и т. п.

В настоящее время в интернет-пространстве представлены инструменты и для совместной работы педагога и обучающегося. Существует множество образовательных платформ (Learnis, LearningApps, Quizizz, Classkick и др.), позволяющих за счет игровых технологий повысить мотивацию обучающихся. Например, используя содержание своей дисциплины, педагог может создавать различные интерактивные упражнения и задания, такие как интерактивные игры, викторины, ребусы, головоломки, кроссворды и т. п. В ходе выполнения подобных заданий осуществляется взаимодействие как между обучающимся и педагогом, так и непосредственно между самими обучающимися, тем самым прививаются навыки работать в команде, проявлять терпимость к иной точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства. Такие упражнения могут быть направлены как на закрепление уже изученного материала, так и на изучение нового, что предполагает самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.

Использование ИК-технологий в образовательном процессе требует от педагога постоянного поиска доступных современных электронных ресурсов, изучения их возможностей для создания необходимого контента и его внедрения в процесс обучения, а также прогнозирования возможных результатов и объективной оценки эффективности его применения. Все это приводит к повышению мастерства самого педагога и оказывает положительное влияние на инновационный потенциал педагогического коллектива в целом, его способность к саморазвитию и реализации новых идей, проектов и технологий.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, современный педагог, ИКТ, педагог, обучающийся, учебный материал, учитель способности, образовательная организация, образовательная политика, профессиональное развитие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок и занятие не возможны без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) – это всего лишь эффективные вспомогательные средства.

В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах, кроме того, стало осуществимым широкое использование графиков, рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить её понимание.

Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие активности, самостоятельного творческого мышления становится важнейшей задачей школьного обучения. Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:

- Получение информации

- Практическое применение

- Проверка полученных знаний и умений

Используя только традиционные методы обучения в школе невозможно обеспечить следующие возможности:

- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

- совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

- широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

- свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Модернизация невозможна без внедрения в учебно-познавательный процесс ИКТ. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.

Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.

- выступление с опорой на мультимедиа презентацию

- компьютерное тестирование;

- использование электронных сборников – тренажеров;

- работа с электронными энциклопедиями.

Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счет:

- активизации восприятия учащихся за счет использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакт с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

- большой объем информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведен на экране в формате, видимом всем учащимся;

- учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

Компьютерное тестирование.

Учитель, решивший воспользоваться тестовым методом, может самостоятельно создать текст, пользуясь соответствующей оболочкой – системой для создания тестов (такую возможность дает использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).

Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) дает возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Работа с электронными энциклопедиями.

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами. Работа с электронными детскими энциклопедиями дает возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе (например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Использование ИКТ на уроках естественных дисциплин позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.

Задачами использования ИКТ на уроках является:

- создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;

- осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;

- передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;

- повышение качества обучения.

Примеры использования ИКТ на уроках:

 Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.

 Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственны тестов, применяя тестовые оболочки.

 Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями, многие явления, недоступные для изучения в классе из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

 Обработка результатов эксперимента.

 Разработка методических программных средств.

 Разработка педагогических программных средств различного назначения.

 Разработка web – сайтов учебного назначения.

 Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:

 использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;

 многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;

 использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;

 автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.

Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, что может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех этапах обучения. Для большей убедительности приведу характеристику типов объектов, представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их использования на различных этапах.

Методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость.

Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать им приближенность к реальной жизни.

слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.

видеофрагменты - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофрагментам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличение отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками, создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)

3D рисунки и модели. Создание пространственного рисунка с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближение и удаление объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.

интерактивные рисунки - упрощенный вариант интерактивных моделей. При подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется подсвечиванием или изменением цвета и всплывает его название.

вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с мелом при проведении урока в компьютерном классе.

задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры - анализ числа или слова (словосочетания), введенного в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ.

тематические подборки заданий – реализуют техническую возможность сборки объектов по их характеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, рассчитанных на достижение педагогических целей за счет определенной последовательности их выполнения, привязки ко времени занятия, данной программе, выбранному учебнику.

задания с использованием фото, видео и анимации – такие задания переводят фото-, видео- и анимационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающихся материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах, т.е. для усвоения методов познания, включенных в образовательный стандарт по биологии.

интерактивные задания – задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа.

вспомогательный материал – справочные и обобщающие таблицы и т.п могут быть использованы и на этапе закрепления – если учащийся обращается к ним при выполнении заданий и ликвидации пробелов в знаниях.

тематические наборы текстовых заданий с автоматической проверкой – снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения, оценивание выполнения оставлено за учителем по рекомендациям автора.

контрольно – диагностические тесты – помимо протокола выполнения всех заданий содержат обоснованный анализ пробелов знаний по данной теме и рекомендации по их ликвидации.

Важным направлением в использовании ИКТ является Интернет – обучение школьников. В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных биологов в развитии науки, нет исторических справок об этапах развития естественных дисциплин, недостаточно материала о современных открытиях. Необходимую информацию можно найти в Интернете.

В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.

Применение учащимися Интернета дает следующие преимущества:

1. Значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется быстрее, чем, например, в библиотеке.

2. Повышается актуальность получаемой информации.

3. Учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Рассмотрим несколько направлений, как можно использовать Интернет в школе.

Использование Интернета на уроке для объяснения нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний, в Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов.

Дистанционное обучение. В настоящее время существует большое количество электронных учебников и дистанционных курсов по различным предметам. На многих дистанционных курсах имеются следующие инструменты получения информации и общения: доска объявлений, электронная почта, электронная конференция, обмен файлами, виртуальный класс, библиотека web – сайтов.

Дистанционные олимпиады, объединяющие конкурсы учащихся и обмен методическим опытом педагогов позволяют, не нарушая основного учебного процесса, принять участие в крупномасштабных конкурсных мероприятиях, найти единомышленников из других учебных заведений.

Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью современного учителя.

Работая над проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс, можно прийти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально-личностного отношения к природе.


Актуальность использования ИКТ в образовательной деятельности Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Содержимое разработки

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

применение ИКТ в работе педагога

Выполнила студентка группы 346А

Преподавание в начальных классах

Бровкина Лия Владимировна

Актуальность использования ИКТ в образовательной деятельности

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Цели и задачи применения ИКТ:

Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это то, для чего работает учитель. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:

Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства.

Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность в работе с информацией.

Изменение форм и методов учебной деятельности.

Интеграция учебной и творческой деятельности.

Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

- рационально использовать время учебного занятия;

- наглядно представить учебный процесс;

- повысить познавательную активность;

- усилить образовательные эффекты;

- осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

- быстро и качественно тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;

- поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, практических работ по предмету, проектно – исследовательских работ;

- создавать задания для проверки и контроля усвоения пройденного материала;

- повысить качество усвоения учебного процесса;

- ведение электронного журнала, электронная почта, составление отчётов, графиков, документации учителя и проведение родительских собраний, для проведения внеклассных мероприятий, участия в конкурсах, викторинах, олимпиадах различных уровней, развивающие игры по предметам;

- оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами;

- делать учебный процесс доступным и интересным для детей.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Интерактивная доска – это находка для школ, готовых работать с компьютерными технологиями. Освоение и применение на уроке интерактивной доски (ИД) - обязательный элемент ФГОС. Интерактивные доски на уроках в школе используются для преподавания различных предметов и используются во внеурочной деятельности. Её использование позволяет реализовать творческий потенциал детей, повысить качество образования, соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Использовать это чудо современной техники можно на каждом уроке в качестве наглядно- иллюстративного метода, как тренажёр. Готовить с классом праздники, классные часы, выступать с различной информацией на педсоветах, родительских собраниях и т.д. учащиеся могут одновременно видеть, слышать, читать, произносить, писать, играть, петь, смотреть фильмы, работать с различными дисками и многое другое.

Современные дети с большим удовольствием воспринимают информацию, полученную при помощи электронных источников. Использование на уроке интерактивной доски и образовательных ресурсов делает урок не только более интересным, но и эффективным.

Хочется отметить преимущества ИД как для педагогов, так и для учащихся:

- использование интерактивной доски на уроке делает уроки яркими, учителя выбирают различные стили обучения, работают с различными цифровыми образовательными ресурсами, ориентируются на потребности возрастных групп, возможность создавать и проводить опросы в режиме реального времени;

- учащиеся получают больше возможности для активного участия в учебном процессе; лучше понимают сложный материал, получают большие возможности для развития творчества и самостоятельности.

Мобильный компьютерный класс для школы – отличное решение, позволяющее не только хранить и доставлять компьютерную технику к месту занятий, но и быстро разворачивать беспроводную компьютерную сеть в любом учебном помещении. Мобильный класс даёт учителям возможность совершенствования форм подачи учебного материала. Учитель в данном случае выступает не только в статусе источника знаний, но и в роли координатора, наставника. Использование мобильного класса эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения.

Уроки с использованием мобильного класса базируются на следующих общедидактических принципах обучения; это:

· принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

· принцип системности и последовательности;

ИКТ существенно помогают педагогу в его работе, на уроках с применением информационных технологий, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Нужно обязательно помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.

Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.

ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса – проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

- повышению мотивации к учению;

- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

- развитие наглядно-образного, информационного мышления;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

- повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Компьютеры достаточно давно и прочно вошли в нашу жизнь. Они кардинально поменяли мир и возможности людей. С появлением компьютеров в школах изменилась и профессиональная жизнь учителя.

Использование компьютерных технологий в образовательной среде –это уже необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем жизни и техническим прогрессом.

Применение ИКТ в непосредственно организованной деятельности позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. На занятиях можно использовать компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети не только знакомятся с новыми знаниями, но и осваивают работу с компьютером. Например, когда даются новые знания, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Решая задачу, ребёнок осваивает и сам компьютер. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение. В своей практике также можно использовать компьютерные презентации - доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Для большей эффективности презентации построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222.

3. Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр. // Автореф. дис. канд. пед. наук. / М., - 2006.


-75%

Читайте также: