Профессиональный рост требования к современному педагогу доклад

Обновлено: 05.07.2024

Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание.

Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладевать современными педагогическими технологиями. Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Но не каждый педагог может подняться до вершины новаторства или педагогического изобретения.

Но к творческому поиску оптимальных форм, методов, средств обучения может приобщиться каждый. С технологической точки зрения педагогическое мастерство – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, компетентность.

Способность к взаимодействию и сотрудничеству также является проявлением высокого мастерства, результатом постоянного совершенствования профессиональной деятельности, постоянной работы над собой. Взаимодействие предполагает развитую потребность в самопознании, самоанализе. Для этого каждому педагогу предлагается иметь портфолио. Он позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога.

Источником самообразования в современной методической работе д. с. в первую очередь становятся профессиональные печатные издания. На страницах журналов, газет представлены интересные творческие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, рекомендуются новые формы и методы проведения разных видов деятельности с детьми,

новинки инновационной теории и практики в дошкольном образовании.

Очень интересна такая форма самообразования, как презентация журналов и газет профессиональной направленности с использованием компьютерных технологий.

Наиболее эффективной формой повышения квалификации педагогов для обмена опыта и повышения уровня педагогического мастерства являются методы активного обучения. Они побуждают к мыслительной и практической деятельности. К наиболее популярным относят игровые: деловые и ролевые игры, игровые ситуации, игровые приёмы и процедуры,

тренинги. Продуктивна и эффективна в методической работе деловая игра.

При этом на успех внедрения методов активного обучения оказывает влияние ряд условий, а именно:

Организационно-педагогические - скоординированность всех внутрисадовских мероприятий, оптимальность нагрузки педагогов.

Морально-психологические - поощрение самообразования педагога.

Материальные условия – оснащение материально-технической базы д. с

Санитарно-гигиенические – охрана здоровья и труда педагогов, здоровья детей.

Эффективными и очень интересными в методическом отношении оказались дискуссии, педагогические ринги среди опытных воспитателей,

КВНы, викторины, проблемные семинары-практикумы, пед. чтения, творческие мастерские, коллективные просмотры занятий, разбор ситуативных задач, работа творческих групп, педсоветы, наставничество.

Проект включает в себя три этапа. Целью первого этапа является активное стимулирование мотивации педагогов. Вторым этапом становится работа по раскрытию новых возможностей.

К направлениям этой работы относятся:

- Оформление позитивного педагогического опыта, подлежащего распространению

- Мастер-класс по представлению и защите опыта на мероприятиях разного уровня.

- Подготовка фото и видеоматериалов.

- Помощь в подготовке презентаций творческих отчётов о результатах труда

- Представление материалов творческого труда на заседаниях педсоветов

- Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

- Участие детей в конкурсах образовательной системы разного уровня.

- Установление контактов с институтом повышения квалификации

- Проведение открытых мероприятий для педагогов районной, городской и областной образовательной системы

- Публикация материалов творческого труда в профессиональных изданиях на различных сайтах в Интернете

На третьем – заключительном – этапе проводится оценка результатов работы

Всех участников проекта

И, конечно, особая роль в самообразовании отводится персональному компьютеру и информационным технологиям.

Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки

информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Поэтому первостепенная задача сейчас – повышение компьютерной

грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети,

чтобы каждый мог использовать новые технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Для педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приёмы, при помощи которых он достигнут. Это:

- Педагогические мастерские и наставничество

- Недели педагогического мастерства.

Таким образом, постоянная работа над собой, изменение позиции по отношению к собственному опыту и опыту коллег даёт возможность добиваться больших результатов в работе.

Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога СЕМИНАР Тема: Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога. Цель: Повысить компетентность.

Индивидуальный план профессионального роста Приобрести методическую литературу по экологии для работы с детьми 1 и 2 младших групп. Организация работы с родителями воспитанников по.

Индивидуальный план повышения профессионального роста педагога План работы на 2014-2015 учебный год. № п/п мероприятия примерные сроки проведения 1 • Изучение литературы по теме самообразования «Развитие.

Индивидуальный план профессионального роста педагога План работы на 2014-2015 учебный год№ п/п мероприятия примерные сроки проведения 1 • Изучение литературы по теме самообразования «Организация.

Мониторинг профессионального роста педагогов Мониторинг профессионального становления педагогов – это процесс непрерывного отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов.

Профилактика профессионального выгорания педагога Профилактика профессионального выгорания педагога Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным.

Система непрерывного профессионального роста педагогов Одним из важнейших направлений деятельности в условиях модернизации системы образования является развитие кадрового потенциала. Приоритетность.

Постоянно изменяются не только содержание знаний и их объем, но и сами образовательные технологии также не стоят на месте. Поэтому современный педагог должен быть всегда в курсе всех новых и интересных методик в сфере преподавания и уметь использовать их в своей работе.

Как показывает практика, любые реформы, нововведения и инновации в системе образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если педагог, от которого в конечном счете и зависит их реализация, не обладает достаточным набором необходимых компетенций и уровнем профессионализма.

Поэтому учитель сегодня должен быть не только всесторонне развитой личностью с богатым внутренним миром, но и профессионалом, который постоянно стремится к самосовершенствованию.

Компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность – это качество человека, обладающего знаниями в какой-либо области и мнение которого является авторитетным [5].

Таким образом, если мы называем педагога профессионально компетентным, это значит, что он осуществляет свою деятельность на достаточно высоком уровне и демонстрирует стабильные положительные результаты. Основу его деятельности в первую очередь составляют сформированные педагогические компетенции: предметная, методическая, психолого-педагогическая, дифференциально-психологическая.

От профессиональной подготовки современных педагогов напрямую зависит и качество современного образования. Требования, предъявляемые сегодня обществом и социальным заказом родителей и будущих работодателей к современному выпускнику, очень высоки. Основные характеристики, которым должен соответствовать выпускник современной школы, прописаны в новом федеральном образовательном стандарте. Приведем в качестве примера некоторые из них.

Нынешний выпускник – это человек креативный и критически мыслящий, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [7].

Мир профессий сегодня также не стоит на месте. Постоянно наполняются новым содержанием не только уже известные нам виды профессиональной деятельности, но появляются и абсолютно новые виды профессий.

По расчетам специалистов Министерства труда и социального развития к 2030 году исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых, таких, как конструктор новых металлов, экоаудитор, метеоэнергетик, молекулярный диетолог, IT-медик, инфорстилист, биоэтик, проектировщик личной безопасности, архитектор живых систем, клинический биоинформатик, IT-генетик [2].

В таких условиях сегодняшний выпускник школы должен быть готов к тому, что ему придется постоянно переучиваться на протяжении всей жизни. А освоение новых профессий без высококвалифицированных педагогических кадров будет невозможно.

Однако профессия педагога имеет свою особенность: учитель работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

Какие же механизмы могут организовать деятельность педагога, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций?

Прежде всего, это грамотно выстроенная система методической работы в образовательном учреждении. При этом первоначальное выявление уровня профессиональной компетентности учителя через диагностирование, тестирование и пр. позволит определить пути совершенствования профессиональных навыков педагога. С первой минуты появления молодого педагога в школе необходимо предусмотреть помощь педагогов-наставников на этапах разработки учебных занятий, индивидуальные консультации, посещение учебных занятий, помощь в выстраивании корректных взаимоотношений с обучающимися, родителями и коллегами. Далее необходимо определить те самые механизмы развития профессионализма учителя. В рамках методической системы образовательного учреждения и муниципалитета предусмотрены различные мероприятия, позволяющие учителям изучить передовой педагогический опыт, представить свои разработки, посетить учебные занятия. Кроме этого, как правило, педагоги школы – это активные участники профессиональных сетевых сообществ. Организуемые и проводимые на различных площадках города тематические педагогические советы, конференции, круглые столы, мастер-классы, семинары-практикумы, предметные мероприятия, курсы повышения квалификации стимулируют рост учителя в профессии.

Не последнюю роль здесь играет и система материального стимулирования профессиональных успехов педагогических работников.

Один из действенных механизмов повышения профессиональной компетентности педагога – это самообразование учителя. Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: получение высшего образования или второй специальности, профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации, работа по индивидуальной образовательной траектории.

Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно отразятся на образовательном процессе.

Но каждая деятельность бессмысленна, если в результате нее не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Так и в личном плане самообразования учителя обязательно прописывается список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например, повышение качества успеваемости, разработка методических пособий, статей, доклады, выступления на мероприятиях различного уровня, разработка дидактических материалов и пр.

Трудно переоценить роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя. Это, прежде всего, повышение качества преподавания предмета, готовность к педагогическому творчеству, профессиональный и карьерный рост, создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника, соответствие учителя требованиям общества и государства.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это фундаментальное условие, непосредственно влияющее на качество образовательного процесса. Современный учитель – это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, это профессионал, мастерство которого определяется уровнем его профессионализма и саморазвития. Современный учитель должен стремиться к успеху. А успешный учитель обязательно воспитает успешного ученика.

Деятельность учителя – довольно непростой труд, требующий от человека высочайшей идейности, прочных знаний, стабильных интересов, отчетливо выраженного профнаправления, познания в законах детства, теории и практики обучения и воспитания.

При объединении данных качеств работа осуществляется целостно и последовательно, что и характеризует личность учителя.

Требования к современному преподавателю устанавливаются современным обществом, без которых его специальность невозможна. Они основываются на уже ранее сформированных, но утверждаются в новейших условиях. Оговариваются виды развития, как системы воспитания, так и становления общества в целом.

Профессиональная программа является характеристикой профессии или моделью специалиста. Ее основными составляющими считаются требования к знаниям и умениям, которые дают гарантию на высокую производительность труда, определенную рамками соответственной специальности.

Описание профессии имеет характеристики:

  • производственно-технические;
  • социально-экономические;
  • социально-психологические;
  • санитарно-гигиенические.

Профессиональная программа учителя – это качественно-описательная модель, квалификационная характеристика, определяющая объем и соответствие профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, возможностей, свойств личности, необходимых для преподавательской деятельности.

По В.А. Сластенину профессиональная программа учителя должна состоять из:

  • объема и состава особой подготовки;
  • характеристик и свойств, устанавливающих социальную, профессионально-педагогическую, познавательную направленность личности учителя;
  • запросов к психолого-педагогической подготовке;
  • содержания методической специализации согласно специальности.

Ученый говорит о том, что учительский труд основывается на профнаправленности, прочных знаниях, твердых интересах, высочайшей идейности и глубоких познаниях в теории, практике обучения и воспитания.

Концепция модернизации российского воспитания подчеркивает важность современных образованных и нравственных людей, способных решать серьезные вопросы. Если имеется ситуация, где следует выбирать, то они должны уметь работать в команде, быть ответственными за судьбу страны, отличаться мобильностью и энергичностью. Задача школы и преподавателя – формирование личности и будущего специалиста, способного принимать решения в сложных ситуациях.

Программа модернизации педагогического воспитания предусматривает обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей для подтверждения и углубления имеющихся умений и знаний, предъявленных ранее к кадрам. Учителя призваны становиться носителями идей обновления на базе не только хранения, но и наличия мирового опыта.

Это указывает на профессионализм и социально обусловленные требования к современному педагогу в качестве личности и специалиста.

Государственным образовательным стандартом высшего образования считается конкретный нормативно-правовой акт, описывающий минимум образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к знаниям и умениям педагога

Будущий специалист должен соответствовать определенным требованиям и обязан владеть:

  • системой познания в сфере воспитания, содержания, сути и структуре образовательного процесса;
  • знаниями возрастных и индивидуальных особенностей человека;
  • системой познания о человеке в качестве субъекта образовательного процесса;
  • умениями осуществления внеурочной деятельности учащихся;
  • соблюдением правил и свобод детей;
  • знаниями о системе образовательного учреждения с основами управления ими, организации исследовательских работ в области воспитания.

Требования к психолого-педагогической подготовке педагога

К преподавателю предъявляются определенные требования, соответствующие его психолого-педагогической подготовке. Рассматривают имеющиеся умения и знания.

Умения классифицируют на:

  • выявление уровня воспитанности и обучаемости ребенка;
  • анализирование ситуаций, возникающих в течение учебного процесса, планирование их решений и конструирование итогов;
  • формулирование определенной педагогической задачи;
  • продумывание выбора способов, форм и средств, улучшающих учебно-воспитательную работу;
  • планирования своей деятельности.

Знания подразделяют на:

  • регулярность социального формирования и закономерностей становления учащегося как личности;
  • методологические основы, категории педагогики;
  • индивидуальные и психологические закономерности характерных черт личности;
  • правильность становления учащихся по определенному возрастному промежутку;
  • понимание целей, задач способов и форм обучения.

К современному учителю предъявляется много требований, в том числе и мораль, высокая цивилизованность, требовательность, принципиальность, вера в способности детей, полная самоотдача, великодушие. Преподаватель должен быть заинтересованным, проявлять свои возможности и талант в специализации, сочетая с педагогическим опытом, с добавлением творческого отношения. Задача учителя – соблюдение интеллигентности, то есть служить примером меры культуры, соединенной с моралью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегративные характеристики личности педагога:

Интегративные характеристики личности педагога:

Личностно-профессиональная компетентность - способность и готовность человека к продуктивной жизнедеятельности в целом и к профессиональной деятельности; личностная зрелость человека.

Личностно-профессиональные компетенции – свойства личности, обеспечивающие успешное решение задач личностного и профессионального развития.

2. Педагогическая деятельность как поле возможностей для профессионально-личностного роста Полифункциональность педагогической деятельности:

2. Педагогическая деятельность как поле возможностей для профессионально-личностного роста

Полифункциональность педагогической деятельности:

Образовательная среда как система возможностей для…

Образовательная среда - система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин) –

УКЛАД ЖИЗНИ В КОНКРЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Компоненты ОС (В.А. Ясвин)

Компоненты ОС (В.А. Ясвин)

  • Пространственно-предметный — помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;
  • Социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);
  • Психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

НО. Характер влияний и условий может быть разным:

3. Профессионально-личностный рост

Профессиональное развитие – прогрессивно-регрессивный процесс, имеющий определенную стадиальность, сопровождающийся кризисами, предполагающий расширение сферы социального, профессионального и личностного опыта и приводящий к качественным изменениям личности

Основные аспекты развития:

Основные аспекты развития:

Этапы и кризисы профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)

1. Профессиональный выбор

Кризис профессионального выбора

2. Профессиональное образование

Кризис ревизии и коррекции профессионального выбора

3. Профессиональная адаптация

Кризис профессиональных экспектаций

4.Первичная профессионализация

Кризис профессионального роста

5.Вторичная профессионализация

Кризис профессиональной карьеры

6. Мастерство

Кризис профессиональной самоактуализации

Кризис утраты профессии

Кризисы профессионального развития – непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития (Э.Э. Сыманюк). В основе кризиса – противоречие между актуальными потребностями личности и объективными возможностями их удовлетворения.

Кризисы профессионального развития – непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития (Э.Э. Сыманюк).

В основе кризиса – противоречие между актуальными потребностями личности и объективными возможностями их удовлетворения.

Препятствия и проблемы профессионально-личностного роста Препятствия – объективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности (отсутствие поддержки близких, недостаток опыт, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкий уровень материальной компенсации и др.)

Препятствия и проблемы профессионально-личностного роста

Препятствия – объективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности (отсутствие поддержки близких, недостаток опыт, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкий уровень материальной компенсации и др.)

Проблемы – субъективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности (неадекватная самооценка, низкий уровень персональной ответственности, неадекватные ожидания и требования, стереотипы восприятия и ригидность мышления и др.)

Проблемы – субъективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности

(неадекватная самооценка, низкий уровень персональной ответственности, неадекватные ожидания и требования, стереотипы восприятия и ригидность мышления и др.)

Ресурсы профессионально-личностного роста- субъективные факторы, обеспечивающие человеку успешное решение проблем, преодоление препятствий, решение задач профессионально-личностного роста и, соответственно, повышение уровня его профессионально-личностной компетентности

Ресурсы профессионально-личностного роста-

субъективные факторы, обеспечивающие человеку успешное решение проблем, преодоление препятствий, решение задач профессионально-личностного роста и, соответственно, повышение уровня его профессионально-личностной компетентности

Ресурсы:

4. От чего зависит, будут ли реализованы возможности, потенциально содержащиеся в ОС для развития личности педагога?

Механизмы взаимодействия личности с образовательной средой (актуализации возможностей среды)

Задание: Разработать идеальную модель профессионально-личностного роста педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из сборника: Общие тенденции научно-исследовательской деятельности в образовательном пространстве: Материалы международного форума молодежи (г. Луганск, 11-12 апреля 2019 г.). – Луганск:, 2019. – 820с.

Юсупова-Вельгорская Л. А., Стрельченко Е.М., Сафонов Ю.Б.,

Аннотация: В статье предложено определение профессионального роста педагогического работника и выделены факторы, положительно и отрицательно влияющие на профессиональный рост педагогических работников техникума в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты.

Ключевые слова: факторы профессионального роста, среднее профессиональное образование, государственные образовательные стандарты

В современных условиях внедрения в систему среднего профессионального образования новых государственных образовательных стандартов актуальными остаются вопросы профессионального роста педагогических работников среднего профессионального образования.

Вопросы профессионального роста педагогических работников рассматривали Беленькая Е.В. [1], Довбыш С.Е. [2], Жабборова З. [3], Красношлыкова О.Г., Приходько Е.В. [4], Молодцова Т.Д., Едуш И.В. [5], Панова Н.В.[6], Щербаков А.В. [8] и др. исследователи.

Анализ теоретических разработок исследователей по вопросам профессионального роста педагогов позволяет сделать вывод о том, что сегодня много внимания уделяется познанию сущности профессионального роста, развития педагогического мастерства. Уровень профессионализма педагогов рассматривается как один из ведущих факторов обеспечения высокого уровня качества образования.

Красношлыкова О.Г., Приходько Е.В. понимают под профессиональным ростом поэтапное развитие личности, связанное с усвоением профессиональных ролей, мотивации, профессиональных умений и т.д., а также процесс самостоятельного осознанного (интуитивного) самосовершенствования, прямого/косвенного воздействия на личность профессионала с целью совершенствования его деятельности [4, с. 48].

Таким образом, на сегодняшний день нет единого понимания понятия профессионального роста педагогического работника, а также не выделены факторы профессионального роста педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты.

Принимая во внимание этапность овладения педагогическим работником профессиональной деятельностью, предложенную Пановой Н.В.(1-й этап - адаптация, 2-й этап профессиональная компетентность, 3-й этап – зрелость, самореализация, 4-й этап – стагнация) [6, с.101], под профессиональным ростом педагогического работника предлагаем понимать процесс его совершенствования как профессионала, включающий в себя совокупность поэтапных взаимосвязанных изменений, которые находят отражение в его профессиональной деятельности.

Все изменения в профессиональной деятельности педагогического работника вызываются определенными факторами.

Фактор – это движущая сила, причина какого-либо процесса или явления [7, с.110]. Под факторами профессионального роста педагогического работника предлагаем понимать движущие силы, которые положительно или отрицательно влияют на профессиональный рост педагогического работника.

Таким образом, положительные факторы выступают причинами, которые обусловливают стремление педагогического работника к профессиональному росту, а также создают для этого благоприятные условия, отрицательные факторы, напротив, обусловливают нежелание педагогическим работником профессионального роста и препятствуют созданию благоприятных условий для самореализации.

В качестве факторов, положительно влияющих на профессиональный рост педагогического работника в современных условиях, были выделены:

1) профессиональная гибкость, способность адаптироваться к переменам в образовательной отрасли;

2) личный интерес к работе;

3) перспектива повышения дохода;

4) возможность повышения признания в коллективе;

5) курсы повышения квалификации;

6) пример и влияние администрации;

7) методическая работа в техникуме, на территориальном и республиканском уровне;

8) занятия самообразованием;

9) благоприятные условия работы, возможность проведения инновационной и экспериментальной деятельности.

В качестве факторов, отрицательно влияющих на профессиональный рост педагогических работников в современных условиях, были выделены:

1) собственная инерция, косность, неготовность к переменам в образовательной отрасли;

2) неуверенность в будущем из-за нестабильной военно-политической ситуации в Донецкой Народной Республике;

3) нехватка времени;

4) отсутствие стимулов со стороны администрации;

5) негативный прошлый опыт;

6) неудовлетворенность личным состоянием здоровья;

7) негативные реакции коллег, плохо воспринимающих инновации и стремление к новому.

Анализ полученных результатов анкетирования показал, что опрошенные выделили больше положительно влияющих на профессиональный рост педагогического работника факторов, чем отрицательных.

Ответы респондентов можно разделить на две группы:

1-я группа - факторы, отражающие внутренние мотивы педагогических работников, в частности: профессиональная гибкость, способность адаптироваться к переменам в образовательной отрасли; личный интерес к работе; занятия самообразованием; собственная инерция, косность, неготовность к переменам в образовательной отрасли; неуверенность в будущем из-за нестабильной военно-политической ситуации в Донецкой Народной Республике; нехватка времени; негативный прошлый опыт; неудовлетворенность личным состоянием здоровья;

2-я группа - факторы, отражающие внешние влияния на педагогических работников, в частности: возможность повышения признания в коллективе; курсы повышения квалификации; пример и влияние администрации; методическая работа в техникуме, на территориальном и республиканском уровне; благоприятные условия работы, возможность проведения инновационной и экспериментальной деятельности; отсутствие стимулов со стороны администрации; негативные реакции коллег, плохо воспринимающих инновации и стремление к новому.

Исходя из выше изложенного, факторы профессионального роста педагогических работников выражают общий характер мотивации профессионального роста с учетом личностных ориентаций и предпочтений педагогических работников, а также наличия внешних стимулов и благоприятных для профессионального роста условий.

Таким образом, актуальными задачами техникума в направлении стимулирования профессионального роста педагогических работников должны стать создание благоприятных условий для инновационной, экспериментальной, научно-методической деятельности, а также эффективной системы поощрения и мотивации педагогических работников.

1.Беленькая, Е.В. Карьерный и профессиональный рост педагога в условиях учреждений дополнительного образования [Текст]/ Е.В. Беленькая// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – №22. – С. 270 – 275.

2. Довбыш, С.Е. Индивидуальная траектория профессионального роста педагога: постановка проблемы[Текст]/ С.Е. Довбыш//Управление образованием: теория и практика. – 2018. – №2 (30). – С. 5 – 10.

3.Жабборова, З. К вопросу об обеспечении профессионального роста педагогов[Текст]/ З. Жабборова//Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2013. – №11. – С. 327 – 328.

4.Красношлыкова, О.Г.Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях [Текст] / О.Г. Красношлыкова, Е.В. Приходько // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – N 2 (22). –С. 47–54.

6. Панова, Н.В. Профессиональное развитие личности педагога[Текст]/Н.В. Панова//Вестник ТГПУ. - 2012. - №2 (117) – С. 101-106.

7.Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 480 с.

8.Щербаков, А.В. Факторы профессионального роста педагога-воспитателя в образовательной организации [Текст]/ А.В. Щербаков// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.–2017. – №2 (31). – С. 113 –122.

Читайте также: