Профессионально важные качества вожатого доклад
Обновлено: 19.05.2024
Профессионально-значимые качества вожатого, лидера детского коллектива
· Активность– умение действовать целеустремленно, энергично, напористо.
· Инициативность– творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.
· Организованность – способность планировать и конструировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
· Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность взаимодействовать с людьми.
· Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия.
· Настойчивость– проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.
· Самообладание – способность контролировать свои чувства, действия и поведение в сложных ситуациях.
· Наблюдательность–умение видеть малозаметные, но значимые детали.
· Самостоятельность– независимость в суждениях, умение брать инициативу и ответственность на себя.
Требования руководителей лагерей к вожатым и педагогам
· Позитивное представление о себе и способность реализовать свой потенциал.
· Вера в то, что вы можете оказать положительное влияние на жизнь детей.
· Способность плодотворно работать в непосредственном контакте с другими людьми.
· Способность принимать на себя ответственность и мотивировать других людей.
· Способность взаимодействовать с детьми различных возрастов и интересов.
· Уважительное отношение ко всем расам, культурам, религиям.
· Способность энергично браться за дело, идти вперед, преодолевая трудности.
· Понимание того, что из каждой ситуация можно извлечь урок.
· Готовность быть контролируемым близкими по возрасту коллегами.
· Готовность обходиться без домашнего комфорта и уюта и работать при недостатке сна.
· Способность хорошо себя чувствовать в условиях недостатка уединения.
· Способность не выносить личную жизнь на показ.
Саморефлексия вожатого
· о мотивах вашей деятельности в качестве отрядного вожатого;
· о трудностях в работе вожатого;
· о том, что такое детский отдых в условиях лагеря;
· о детях в ситуации летнего отдыха, об их ожиданиях, интересах;
· об индивидуальных проявлениях возрастных особенностей, детей в ситуации организованного летнего отдыха;
· о собственных педагогических возможностях в изменении жизни детей к лучшему;
· о собственной педагогической компетентности (педагогические и психологические знания, умения и навыки);
· о ваших, личностных качествах и их влияние на успешность вожатской работы;
· о ценностях, которые должны освоить дети, используя уникальность ситуации предстоящего отдыха в условиях детского оздоровительного лагеря;
· о продуктивных отношениях с администрацией и коллегами и способах установления таких отношений;
· о ваших опасениях (возможно, страхи) в связи с предстоящей деятельностью.
По окончании смены проанализируйте, насколько совпали ваши ожидания от собственной работы в качестве вожатого и действительность. Выявите динамику личностных изменений.
Успех вожатого зависит от того, насколько хорошо он может анализировать и оценивать свою работу, происходящие события; умеет ли он учиться на ошибках и извлекать пользу из промахов. Анализируя прожитый день (или проведенное дело), найдите ответы на следующие вопросы:
· что мне удалось и не удалось сегодня и почему?
· что отняло у меня слишком много времени?
· что я сделаю завтра для более рациональной работы?
Что следует фиксировать для осмысления проделанной работы?
· Свое поведение в разнообразных ситуациях собственной педагогической деятельности.
· Свое отношение к событиям и явлениям, мнениям и оценкам детей и взрослых.
· Свое эмоциональное состояние в различных по степени трудности педагогических ситуациях.
· Положительный и отрицательный педагогический опыт коллег-вожатых, свое понимание и непонимание мотивов детских поступков, скрытого смысла вопросов детей, их реакций на ваше педагогическое воздействие.
· Затруднения в деятельности и общении, испытываемые вами, вашими воспитанниками и коллегами.
· Незапланированные вами положительные и отрицательные эффекты в вашей работе.
Нормативно-правовые аспекты деятельности детского оздоровительного лагеря
Должностные инструкции
Четкое распределение функциональных обязанностей позволяет решать вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических сотрудников для работы в детском оздоровительном лагере.
Начальник (руководитель) лагеря (смены):
· вместе с педсоветом определяет стратегию развития лагеря;
· составляет штатное расписание, определяет должностные обязанности персонала;
· несет ответственность за жизнь и здоровье детей и сотрудников, за создание безопасных условий труда и отдыха, находящихся в лагере;
· организует планирование жизнедеятельности лагеря, направленной на оздоровление и развитие детей;
· отвечает за организацию учета детей;
· проводит инструктаж по технике безопасности с регистрацией в специальном журнале;
· контролирует выполнение персоналом должностных обязанностей и правил внутреннего распорядка;
· контролирует соблюдение педагогически целесообразного режима дня, разработанного и утвержденного педагогическим советом;
· осуществляет контроль и анализ эффективности проводимых мероприятий с учетом соблюдения принципа рационального сочетания разнообразных видов воспитывающей деятельности;
· несет ответственность за выполнение программы работы лагеря;
· оказывает методическую помощь воспитателям;
· следит за выполнением санитарно-эпидемиологических правил и несет ответственность за организацию и качество питания;
· составляет аналитический отчет о деятельности лагерной смены.
Старший воспитатель (педагог-организатор):
· проводит повседневную работу по созданию условий для оздоровления, воспитания и развития детей;
· планирует и организует воспитательную работу на основе учета возрастных особенностей детей и в соответствии с целями оздоровительной кампании;
· строит оздоровительную работу в соответствии с принципом рационального чередования разных видов деятельности: труда, активного отдыха, познавательной деятельности, игр, общения;
· несет ответственность за соблюдение педагогически целесообразного режима дня. разработанного и утвержденного педагогическим советом лагеря;
· контролирует организацию питания детей;
· ведет учет посещаемости детьми различных мероприятий;
· добивается соблюдения детьми требований охраны труда и техники безопасности;
· ведет индивидуальную работу с детьми;
· несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
· взаимодействует с родителями и лицами, их заменяющими.
Отрядный вожатый, отрядный воспитатель, отрядный педагог:
· несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность вверенных ему детей;
· несет материальную ответственность за сохранность имущества лагеря;
· выполняет сам и обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка лагеря;
· организует участие отряда во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях лагеря, а также обязан иметь план работы отряда, согласованный с администрацией лагеря;
· оказывает помощь в организации детского самоуправления;
· обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролирует соблюдение установленного порядка в жилых корпусах, столовой и на территории лагеря;
· осуществляет контроль за выполнением детьми правил поведения в столовой, за приемом пищи;
· организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
Инструктор по физической культуре:
· проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы и методы обучения;
· проводит инструктаж отрядных педагогов по вопросам организации спортивных мероприятий в отрядах;
· организует и проводит оздоровительные и физкультурно-массовые мероприятия, используя эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления;
· проводит ежедневную зарядку;
· осуществляет набор детей, не имеющих медицинских противопоказаний, в секции. спортивные группы оздоровительной направленности;
· принимает меры по физической реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье;
· ведет систематический учет посещаемости детьми секций и спортивных групп;
· несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей.
Медицинский работник:
· осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, разработанных для детских оздоровительных лагерей;
· оказывает первую медицинскую помощь при травмах, заболеваниях;
· обеспечивает транспортировку заболевших детей в лечебные учреждения;
· контролирует качество питания, чистоту пищеблока;
· осуществляет контроль за планированием и организацией спортивно-оздоровительных мероприятий с учетом состояния здоровья детей;
· осуществляет сопровождение детей на экскурсии и другие культурно-массовые мероприятия за территорией лагеря.
Педагог дополнительного образования (руководитель кружка):
· организует и проводит работу детских объединений по интересам;
· принимает участие в организации досуговой деятельности детей;
· вместе с другими педагогами планирует работу и корректирует планы учебно-воспитательного процесса;
· выявляет интересы, потребности, трудности и проблемы детей, оказывает им своевременную помощь и поддержку;
· способствует созданию комфортных условий и безопасности личности в лагере.
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере
ОГЛАВЛЕНИЕ
КАЧЕСТВА ВОЖАТОГО. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЖАТЫЙ?
Посредственный руководитель излагает.
1. Дисциплинированность и ответственность.
2. Работоспособность и организованность, трудолюбие.
3. Тактичность, вежливость, культура общения.
4. Умение держать себя в обществе.
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.
6. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь.
7. Разносторонняя образованность.
8. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость.
9. Знание практической психологии, этики.
10. Умение воспитывать детей, проявлять заботу.
11. Уважение к администрации лагеря, к персоналу.
12. Творческое отношение к деятельности в лагере.
13. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации.
14. Сознательность, вежливость, аккуратность.
15. Эмоциональная устойчивость.
16. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах.
17. Инициативность, самостоятельность.
18. Соблюдение демократических принципов.
19. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде.
20. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт.
После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере, проявить себя, стать более уверенным в своих возможностях, уверенным в себе.
Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Новая организация, новая социальная ситуация требует осмысления места и роли взрослого в детско-юношеской организации. А вот название педагога, практически забытое с начала двухтысячных, вновь становится актуальным, потому что старший вожатый – это не просто педагог и совсем не учитель – предметник. Старший вожатый – это в первую очередь лидер, за которым идут дети. Если рисовать образ старшего вожатого, то это обязательно активный, мотивированный на работу человек, у которого горят глаза, которому хочется сделать мир лучше и вести за собой детей. Это человек, который много знает, умеет, но готов учиться и делать это вместе с детьми, готов вместе с ними решать задачи, делать что-то полезное для окружающих и для группы детей, с которыми работает. С одной стороны, это человек, который профессионально выполняет работу по воспитанию детей, с другой – подвижник, вожак, член организации. Для такого взрослого важна внутренняя психологическая позиция. Источник этой позиции обязательно созвучен природе общественного объединения детей. Если взрослый намерен работать с детьми, которые хотят преобразовывать социум, то его активность должна быть направлена не на детей, а на преобразование этого самого социума. Именно тогда он и становится лидером детей, которые хотят направлять свою инициативу на решение значимых проблем. А если деятельность взрослого будет направлена на детей, то он не сможет быть ведущим в их помыслах и установках на обустройство и преобразование окружающей их жизни.
1.Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов.
2.Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений 3.Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений Трудовые действия
Организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания.
Для формирования профессиональной позиции лидера, активного, деятельного педагога, ориентированного на сотрудничество с детьми и взрослыми, старшему вожатому нужны не только знания, но и обязательная социальная практика, участие в общественно значимых проектах, опыт управления проектами.
Цель проекта: поздравить пожилых людей, постоянно проживающих в социальном отделении Ворсменской больницы, а также ветеранов и тружеников тыла своего села с Новым годом.
В ходе работы над проектом мы:
- выпустили стенгазету с новогодними поздравлениями;
- провели благотворительную акцию;
- приготовили подарки для пожилых людей, ветеранов и тружеников тыла;
- организовали концерт для пожилых людей, постоянно проживающих в социальном отделении Ворсменской больницы;
В этом проекте участвовало более 90 человек 89% учащихся.
Цель проекта: поздравить воспитанников Абабковского женского монастыря с праздником Рождества Христова.
В ходе реализации проекта ребята
- наладили связь и тесное сотрудничество с настоятельницей Абабковского монастыря Никоной (Марина Анатольевна Желякова)
- получили поддержку родителей для приобретения сладких подарков для детей.
- приготовили подарки для воспитанников Абабковского женского монастыря.
- организовали концерт и мастер – класс для детей.
- изготовили поздравительные открытки;
- провели благотворительную акцию;
- поздравить Корякина Романа и тружеников тыла с новым годом.
В ходе реализации всех проектов ребята сотрудничали с разными социальными партнёрами. Получили навыки делового общения. Научились
- работать в команде;
- работать с нормативными документами, интернет источниками;
По результатам тестирования было выявлено, что 94 % ребят считают проект нужным и полезным делом.
Деятельность по социальному проектированию способствовала формированию у детей:
- милосердия и толерантности;
- чувство личной ответственности за свою малую Родину;
- инициативы по оказанию добровольной и бескорыстной помощи;
- чуткость внимания, теплоту, заботливое отношение к людям старшего поколения.
Благодаря работе над проектами активизируется работа всего детского объединения, а также школьного коллектива. В результате педагогической деятельности по данной технологии с каждым годом возрастает количество учащихся заинтересованных проектной деятельностью. Эта деятельность позволяет расширить взгляды подростков на свои возможности, принять участие в социально-преобразовывающей деятельности, улучшить окружающую жизнь, реализовать естественную потребность быть полезным обществу. Проект поможет решить проблему сохранения традиций, духовности единой России, патриотического воспитания школьников и сохранения нашего села как единого культурного центра.
После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельность, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.
Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.
К вопросу о позиционировании вожатого.
Аналогично решается громадное количество вопросов.
С этой точки зрения, продуманное создание образа вожатого, который воспримет отряд, задача не менее важная, чем решение дисциплинарных, организационных и др. вопросов, решаемых в организационный период.
Каким образом происходит формирование образа вожатого у ребенка.
Здесь нужно понимать, что на вас работает множество факторов.
- Вы для него чистый лист и как вы себя представите, так он и будет вас воспринимать, если вы сами все не испортите.
- На ваш авторитет работает весь лагерь ( естественно я не беру патологический вариант)
- Дети-конформисты и как правила готовы принимать правила игры, которые вы предлагаете.
Первая встреча - я эффективен (не суетится, уверен в себе, в общение лоялен, доброжелателен, каждый имеет право на мое внимание, любые обострения снимаются шуткой). Цели - создание позитивного первого впечатления, закладываются основы личных отношений и авторитета.
Первая беседа (инструктаж, первое собрание) – я человек лагеря ( я здесь главный, правила лагеря - мои правила, я выполняю правила и законы , я готов бороться за их соблюдение, мы одна команда, я отвечаю за отряд и каждого ребенка, я решаю проблемы.) Цели - заявка на лидерство в отряде, формулирование законов совместного существования, приглашение к выстраиванию отношений, закладка этических норм отношений в отряде.
Первое мероприятие – я организатор ( то что я делаю я делаю хорошо, я яркий и умелый, со мной хорошо). Цели - заявка на успешность, решение первого дисциплинарного момента, подтверждение заявки на лидерство, выстраивание личных отношений, через совместное действие.
Вечерний разговор по палатам – я интересен вам ( я взрослый человек, общение со мной интересно, я честен с ними, готов честно отвечать на заданные вопросы, называю вещи своими именами). Цели – налаживание личных отношений, завоевание доверия, заявка себя, как личности (формирование легенды о себе), формулирование этических норм жизни в нашем отряде.
Здесь необходимо оговорить, что решая задачи по собственному позиционированию, одновременно оказывается помощь и поддержка в позиционировании своих напарников и всего лагеря.
2.Следующие два-три дня.
Представление отрядов – я творческая личность ( я предлагаю и реализую интересные идеи , работать со мной кайф, я верю в значимость того, чем мы занимаемся). Цель- подтверждение собственной успешности, введение отряда состояние успеха.
Личное общение – я твой старший друг ( мне можно доверять, я готов помочь решить твои проблемы, я честен с тобой, мой жизненный опыт может быть тебе полезен, ты мне интересен). Цели- выстраивание отношений, завоевание доверия, обозначение перспектив личностного роста (ребенок должен ощущать, что я воспринимаю его более интересным, чем он сам воспринимает себя , т.е. видеть во мне перспективу собственного роста).
Нужно понимать, что твой образ формируется и обсуждается всем отрядом, поэтому постоянно добавляется дозированная информация о себе (семейное и социальное положение, истории из жизни, армия, опыт работы в лагере).
Срыв отряда – я вожатый ( я тот, кого вы знаете). Цель- подтверждение лидерства, подтверждение того образа, который сформировался у детей.
Если мне удалось, за предыдущие дни сформировать у детей образ интересного, симпатичного, взрослого человека, поступкам и оценкам которого можно доверять, если они убедились, что то что мы делаем – здорово и т.д. , то задачи позиционирования выполнены.
Читайте также: