Профессионально важные качества вожатого доклад

Обновлено: 19.05.2024

Профессионально-значимые качества вожатого, лидера детского коллектива

· Активность– умение действовать целеустремленно, энергично, напористо.

· Инициативность– творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.

· Организованность – способность планировать и конструировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

· Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность взаимодействовать с людьми.

· Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия.

· Настойчивость– проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.

· Самообладание – способность контролировать свои чувства, действия и поведение в сложных ситуациях.

· Наблюдательность–умение видеть малозаметные, но значимые детали.

· Самостоятельность– независимость в суждениях, умение брать инициативу и ответственность на себя.

Требования руководителей лагерей к вожатым и педагогам

· Позитивное представление о себе и способность реализовать свой потенциал.

· Вера в то, что вы можете оказать положительное влияние на жизнь детей.

· Способность плодотворно работать в непосредственном контакте с другими людьми.

· Способность принимать на себя ответственность и мотивировать других людей.

· Способность взаимодействовать с детьми различных возрастов и интересов.

· Уважительное отношение ко всем расам, культурам, религиям.

· Способность энергично браться за дело, идти вперед, преодолевая трудности.

· Понимание того, что из каждой ситуация можно извлечь урок.

· Готовность быть контролируемым близкими по возрасту коллегами.

· Готовность обходиться без домашнего комфорта и уюта и работать при недостатке сна.

· Способность хорошо себя чувствовать в условиях недостатка уединения.

· Способность не выносить личную жизнь на показ.

Саморефлексия вожатого

· о мотивах вашей деятельности в качестве отрядного вожатого;

· о трудностях в работе вожатого;

· о том, что такое детский отдых в условиях лагеря;

· о детях в ситуации летнего отдыха, об их ожиданиях, интересах;

· об индивидуальных проявлениях возрастных особенностей, детей в ситуации организованного летнего отдыха;

· о собственных педагогических возможностях в изменении жизни детей к лучшему;

· о собственной педагогической компетентности (педагогические и психологические знания, умения и навыки);

· о ваших, личностных качествах и их влияние на успешность вожатской работы;

· о ценностях, которые должны освоить дети, используя уникальность ситуации предстоящего отдыха в условиях детского оздоровительного лагеря;

· о продуктивных отношениях с администрацией и коллегами и способах установления таких отношений;

· о ваших опасениях (возможно, страхи) в связи с предстоящей деятельностью.

По окончании смены проанализируйте, насколько совпали ваши ожидания от собственной работы в качестве вожатого и действительность. Выявите динамику личностных изменений.

Успех вожатого зависит от того, насколько хорошо он может анализировать и оценивать свою работу, происходящие события; умеет ли он учиться на ошибках и извлекать пользу из промахов. Анализируя прожитый день (или проведенное дело), найдите ответы на следующие вопросы:

· что мне удалось и не удалось сегодня и почему?

· что отняло у меня слишком много времени?

· что я сделаю завтра для более рациональной работы?

Что следует фиксировать для осмысления проделанной работы?

· Свое поведение в разнообразных ситуациях собственной педагогической деятельности.

· Свое отношение к событиям и явлениям, мнениям и оценкам детей и взрослых.

· Свое эмоциональное состояние в различных по степени трудности педагогических ситуациях.

· Положительный и отрицательный педагогический опыт коллег-вожатых, свое понимание и непонимание мотивов детских поступков, скрытого смысла вопросов детей, их реакций на ваше педагогическое воздействие.

· Затруднения в деятельности и общении, испытываемые вами, вашими воспитанниками и коллегами.

· Незапланированные вами положительные и отрицательные эффекты в вашей работе.

Нормативно-правовые аспекты деятельности детского оздоровительного лагеря

Должностные инструкции

Четкое распределение функциональных обязанностей позволяет решать вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических сотрудников для работы в детском оздоровительном лагере.

Начальник (руководитель) лагеря (смены):

· вместе с педсоветом определяет стратегию развития лагеря;

· составляет штатное расписание, определяет должностные обязанности персонала;

· несет ответственность за жизнь и здоровье детей и сотрудников, за создание безопасных условий труда и отдыха, находящихся в лагере;

· организует планирование жизнедеятельности лагеря, направленной на оздоровление и развитие детей;

· отвечает за организацию учета детей;

· проводит инструктаж по технике безопасности с регистрацией в специальном журнале;

· контролирует выполнение персоналом должностных обязанностей и правил внутреннего распорядка;

· контролирует соблюдение педагогически целесообразного режима дня, разработанного и утвержденного педагогическим советом;

· осуществляет контроль и анализ эффективности проводимых мероприятий с учетом соблюдения принципа рационального сочетания разнообразных видов воспитывающей деятельности;

· несет ответственность за выполнение программы работы лагеря;

· оказывает методическую помощь воспитателям;

· следит за выполнением санитарно-эпидемиологических правил и несет ответственность за организацию и качество питания;

· составляет аналитический отчет о деятельности лагерной смены.

Старший воспитатель (педагог-организатор):

· проводит повседневную работу по созданию условий для оздоровления, воспитания и развития детей;

· планирует и организует воспитательную работу на основе учета возрастных особенностей детей и в соответствии с целями оздоровительной кампании;

· строит оздоровительную работу в соответствии с принципом рационального чередования разных видов деятельности: труда, активного отдыха, познавательной деятельности, игр, общения;

· несет ответственность за соблюдение педагогически целесообразного режима дня. разработанного и утвержденного педагогическим советом лагеря;

· контролирует организацию питания детей;

· ведет учет посещаемости детьми различных мероприятий;

· добивается соблюдения детьми требований охраны труда и техники безопасности;

· ведет индивидуальную работу с детьми;

· несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей в лагере;

· взаимодействует с родителями и лицами, их заменяющими.

Отрядный вожатый, отрядный воспитатель, отрядный педагог:

· несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность вверенных ему детей;

· несет материальную ответственность за сохранность имущества лагеря;

· выполняет сам и обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка лагеря;

· организует участие отряда во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях лагеря, а также обязан иметь план работы отряда, согласованный с администрацией лагеря;

· оказывает помощь в организации детского самоуправления;

· обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролирует соблюдение установленного порядка в жилых корпусах, столовой и на территории лагеря;

· осуществляет контроль за выполнением детьми правил поведения в столовой, за приемом пищи;

· организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

Инструктор по физической культуре:

· проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы и методы обучения;

· проводит инструктаж отрядных педагогов по вопросам организации спортивных мероприятий в отрядах;

· организует и проводит оздоровительные и физкультурно-массовые мероприятия, используя эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления;

· проводит ежедневную зарядку;

· осуществляет набор детей, не имеющих медицинских противопоказаний, в секции. спортивные группы оздоровительной направленности;

· принимает меры по физической реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье;

· ведет систематический учет посещаемости детьми секций и спортивных групп;

· несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей.

Медицинский работник:

· осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, разработанных для детских оздоровительных лагерей;

· оказывает первую медицинскую помощь при травмах, заболеваниях;

· обеспечивает транспортировку заболевших детей в лечебные учреждения;

· контролирует качество питания, чистоту пищеблока;

· осуществляет контроль за планированием и организацией спортивно-оздоровительных мероприятий с учетом состояния здоровья детей;

· осуществляет сопровождение детей на экскурсии и другие культурно-массовые мероприятия за территорией лагеря.

Педагог дополнительного образования (руководитель кружка):

· организует и проводит работу детских объединений по интересам;

· принимает участие в организации досуговой деятельности детей;

· вместе с другими педагогами планирует работу и корректирует планы учебно-воспитательного процесса;

· выявляет интересы, потребности, трудности и проблемы детей, оказывает им своевременную помощь и поддержку;

· способствует созданию комфортных условий и безопасности личности в лагере.

Методическое пособие для вожатых по работе в лагере


ОГЛАВЛЕНИЕ

КАЧЕСТВА ВОЖАТОГО. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЖАТЫЙ?

Посредственный руководитель излагает.

1. Дисциплинированность и ответственность.

2. Работоспособность и организованность, трудолюбие.

3. Тактичность, вежливость, культура общения.

4. Умение держать себя в обществе.

5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.

6. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь.

7. Разносторонняя образованность.

8. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость.

9. Знание практической психологии, этики.

10. Умение воспитывать детей, проявлять заботу.

11. Уважение к администрации лагеря, к персоналу.

12. Творческое отношение к деятельности в лагере.

13. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации.

14. Сознательность, вежливость, аккуратность.

15. Эмоциональная устойчивость.

16. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах.

17. Инициативность, самостоятельность.

18. Соблюдение демократических принципов.

19. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде.

20. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт.

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере, проявить себя, стать более уверенным в своих возможностях, уверенным в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Новая организация, новая социальная ситуация требует осмысления места и роли взрослого в детско-юношеской организации. А вот название педагога, практически забытое с начала двухтысячных, вновь становится актуальным, потому что старший вожатый – это не просто педагог и совсем не учитель – предметник. Старший вожатый – это в первую очередь лидер, за которым идут дети. Если рисовать образ старшего вожатого, то это обязательно активный, мотивированный на работу человек, у которого горят глаза, которому хочется сделать мир лучше и вести за собой детей. Это человек, который много знает, умеет, но готов учиться и делать это вместе с детьми, готов вместе с ними решать задачи, делать что-то полезное для окружающих и для группы детей, с которыми работает. С одной стороны, это человек, который профессионально выполняет работу по воспитанию детей, с другой – подвижник, вожак, член организации. Для такого взрослого важна внутренняя психологическая позиция. Источник этой позиции обязательно созвучен природе общественного объединения детей. Если взрослый намерен работать с детьми, которые хотят преобразовывать социум, то его активность должна быть направлена не на детей, а на преобразование этого самого социума. Именно тогда он и становится лидером детей, которые хотят направлять свою инициативу на решение значимых проблем. А если деятельность взрослого будет направлена на детей, то он не сможет быть ведущим в их помыслах и установках на обустройство и преобразование окружающей их жизни.

1.Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов.

2.Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений 3.Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений Трудовые действия

Организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания.

Для формирования профессиональной позиции лидера, активного, деятельного педагога, ориентированного на сотрудничество с детьми и взрослыми, старшему вожатому нужны не только знания, но и обязательная социальная практика, участие в общественно значимых проектах, опыт управления проектами.

Цель проекта: поздравить пожилых людей, постоянно проживающих в социальном отделении Ворсменской больницы, а также ветеранов и тружеников тыла своего села с Новым годом.

В ходе работы над проектом мы:

- выпустили стенгазету с новогодними поздравлениями;

- провели благотворительную акцию;

- приготовили подарки для пожилых людей, ветеранов и тружеников тыла;

- организовали концерт для пожилых людей, постоянно проживающих в социальном отделении Ворсменской больницы;

В этом проекте участвовало более 90 человек 89% учащихся.

Цель проекта: поздравить воспитанников Абабковского женского монастыря с праздником Рождества Христова.

В ходе реализации проекта ребята

- наладили связь и тесное сотрудничество с настоятельницей Абабковского монастыря Никоной (Марина Анатольевна Желякова)

- получили поддержку родителей для приобретения сладких подарков для детей.

- приготовили подарки для воспитанников Абабковского женского монастыря.

- организовали концерт и мастер – класс для детей.

- изготовили поздравительные открытки;

- провели благотворительную акцию;

- поздравить Корякина Романа и тружеников тыла с новым годом.

В ходе реализации всех проектов ребята сотрудничали с разными социальными партнёрами. Получили навыки делового общения. Научились

- работать в команде;

- работать с нормативными документами, интернет источниками;

По результатам тестирования было выявлено, что 94 % ребят считают проект нужным и полезным делом.

Деятельность по социальному проектированию способствовала формированию у детей:

- милосердия и толерантности;

- чувство личной ответственности за свою малую Родину;

- инициативы по оказанию добровольной и бескорыстной помощи;

- чуткость внимания, теплоту, заботливое отношение к людям старшего поколения.

Благодаря работе над проектами активизируется работа всего детского объединения, а также школьного коллектива. В результате педагогической деятельности по данной технологии с каждым годом возрастает количество учащихся заинтересованных проектной деятельностью. Эта деятельность позволяет расширить взгляды подростков на свои возможности, принять участие в социально-преобразовывающей деятельности, улучшить окружающую жизнь, реализовать естественную потребность быть полезным обществу. Проект поможет решить проблему сохранения традиций, духовности единой России, патриотического воспитания школьников и сохранения нашего села как единого культурного центра.

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельность, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

К вопросу о позиционировании вожатого.

Аналогично решается громадное количество вопросов.

С этой точки зрения, продуманное создание образа вожатого, который воспримет отряд, задача не менее важная, чем решение дисциплинарных, организационных и др. вопросов, решаемых в организационный период.

Каким образом происходит формирование образа вожатого у ребенка.

Здесь нужно понимать, что на вас работает множество факторов.

- Вы для него чистый лист и как вы себя представите, так он и будет вас воспринимать, если вы сами все не испортите.

- На ваш авторитет работает весь лагерь ( естественно я не беру патологический вариант)

- Дети-конформисты и как правила готовы принимать правила игры, которые вы предлагаете.

Первая встреча - я эффективен (не суетится, уверен в себе, в общение лоялен, доброжелателен, каждый имеет право на мое внимание, любые обострения снимаются шуткой). Цели - создание позитивного первого впечатления, закладываются основы личных отношений и авторитета.

Первая беседа (инструктаж, первое собрание) – я человек лагеря ( я здесь главный, правила лагеря - мои правила, я выполняю правила и законы , я готов бороться за их соблюдение, мы одна команда, я отвечаю за отряд и каждого ребенка, я решаю проблемы.) Цели - заявка на лидерство в отряде, формулирование законов совместного существования, приглашение к выстраиванию отношений, закладка этических норм отношений в отряде.

Первое мероприятие – я организатор ( то что я делаю я делаю хорошо, я яркий и умелый, со мной хорошо). Цели - заявка на успешность, решение первого дисциплинарного момента, подтверждение заявки на лидерство, выстраивание личных отношений, через совместное действие.

Вечерний разговор по палатам – я интересен вам ( я взрослый человек, общение со мной интересно, я честен с ними, готов честно отвечать на заданные вопросы, называю вещи своими именами). Цели – налаживание личных отношений, завоевание доверия, заявка себя, как личности (формирование легенды о себе), формулирование этических норм жизни в нашем отряде.

Здесь необходимо оговорить, что решая задачи по собственному позиционированию, одновременно оказывается помощь и поддержка в позиционировании своих напарников и всего лагеря.

2.Следующие два-три дня.

Представление отрядов – я творческая личность ( я предлагаю и реализую интересные идеи , работать со мной кайф, я верю в значимость того, чем мы занимаемся). Цель- подтверждение собственной успешности, введение отряда состояние успеха.

Личное общение – я твой старший друг ( мне можно доверять, я готов помочь решить твои проблемы, я честен с тобой, мой жизненный опыт может быть тебе полезен, ты мне интересен). Цели- выстраивание отношений, завоевание доверия, обозначение перспектив личностного роста (ребенок должен ощущать, что я воспринимаю его более интересным, чем он сам воспринимает себя , т.е. видеть во мне перспективу собственного роста).

Нужно понимать, что твой образ формируется и обсуждается всем отрядом, поэтому постоянно добавляется дозированная информация о себе (семейное и социальное положение, истории из жизни, армия, опыт работы в лагере).

Срыв отряда – я вожатый ( я тот, кого вы знаете). Цель- подтверждение лидерства, подтверждение того образа, который сформировался у детей.

Если мне удалось, за предыдущие дни сформировать у детей образ интересного, симпатичного, взрослого человека, поступкам и оценкам которого можно доверять, если они убедились, что то что мы делаем – здорово и т.д. , то задачи позиционирования выполнены.

Читайте также: