Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения доклад

Обновлено: 18.05.2024

Основные требования к проекту:

  • Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.
  • Результатом работы над проектом является продукт.

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательский,
  • практико-ориентированный,
  • ролево-игровой,
  • информационный,
  • творческий.

2. По профилю знаний:

  • монопроекты (по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области.)
  • межпредметные проекты (как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта).

3. По характеру координации:

  • с открытой (явной) координацией (в таких проектах координатор проекта направляет работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников);
  • со скрытой координацией (в таких проектах координатор выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта)

4. По количеству участников:

  • личностные,
  • парные,
  • групповые.

5. По продолжительности:

  • краткосрочными,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные.

Наиболее удобной для педагога и приемлемой для ученика считаем следующую структуру проектного задания:

1. Название темы проекта.

2. Проблемная ситуация проекта

3. Перечень заданий, необходимых для разрешения проблемы, на:

  • выдвижения предположения по проблеме;
  • поиск информации по теме;
  • создание продукта проекта.

2) Учащиеся вместе с родителями составляли генеалогическое дерево своей семьи. Дети собирали информацию о своих предках и с помощью родителей оформляли генеалогическое дерево в виде творческих работ. Четыре семьи подготовили презентации своих семейных альбомов; оформили семейную фотовыставку.

Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Родители получили массу советов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.

В чем заключалась организация совместной деятельности учащихся четвертого класса и первоклассников? Вся работа была разделена на 3 этапа:

Использование данного проекта обеспечило развитие способностей детей, помогло увидеть личностные качества каждого ребенка и, что очень важно не лишило первоклассников интереса к обучению в школе, явилось успешным средством создания условий адаптации в первом классе. Для выпускников же начальной школы работа над данным проектом позволила находить стимулы для самостоятельного поиска, а также развивать коммуникативность, креативность, толерантность.

I этап проекта – образование групп, определение подтем.

Всех детей разбили на 4 группы, каждая группа выполняла свое задание. Первая группа должна узнать из различных источников о добрых и злых героях из сказок разных народов. Вторая группа писала аннотацию к понравившемуся произведению. Третьей группе было дано задание: нарисовать рисунок или слепить из пластилина сказочного человечка и умей рассказать о нем. Четвертая группа готовила детали для сказочного замка. Замки были выполнены на уроках технологии.

II этап проекта – самостоятельное исследование.

III этап проекта – защита проекта.

IV этап проекта – презентация проекта.

Такая работа, в первую очередь, развивает личность, раскрывает творческий потенциал учеников, формирует индивидуальность, развивает интерес к творчеству.

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.

Самое сложное для учителя – суметь раскрыть творческие способности своих учеников не следует забывать: дети все талантливы. Помнить всегда: не убить в каждом ученике Моцарта, Пушкина. В настоящее время проектная деятельность учащихся рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов повышения качества общего образования, одно из главных средств формирования компетенции, а ее результативность – как ведущий критерий современного качества образования. Ранее приобщение школьников к исследовательской и проектной деятельности способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает много информации, но это не значит, что эти знания находятся в системе. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить связи.

Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач можно использовать групповые, ролевые, проектно- ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Одним из таких методов является метод проектов, который позволяет решать задачи не только образования, развития детей, но также раскрывать их творческий потенциал.

Метод проектов широко внедрялся в практику отечественного образования в середине 20-х годов прошлого столетия. Тогда метод проектов использовался и во внеурочной деятельности. Практика последних лет показывает, что технология проектно – исследовательской деятельности выдвигается на одно из лидирующих мест по применению и широте использования в образовательном процессе современной школы.

Интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Он преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов - самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых. Учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельный подход, актуализацию субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

I I. Привлекательность метода проектов для системы образования.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

В настоящее время метод проектов приобрел широкую популярность. Мы начинали работать по методу проектов тогда, когда он только возрождался. Овладевать этой образовательной технологией нам, как и многим другим педагогам, пришлось самостоятельно. Проекты все чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Часть из них берется из школьной программы, часть создается самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и основывается на явлениях окружающей действительности.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

Имея за плечами уже какой-то опыт в этом вопросе, хотелось бы посоветовать начинающим учителям, организующим проектную деятельность, сначала разобраться с вопросом о том, какие бывают виды проектов и изучить их особенности (мы постигали эти азы на практике) (см. Приложение 1.)

Нами реализованы следующие типы проектов:

-творческие (выпуск газеты).

-ознакомительно-ориентированные (информационные), предполагающие глубокую аналитическую работу с полученной информацией;

- практикоориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость.

Организация проектно – исследовательской деятельности укладывается в структуру деятельности:

мотив – проблема – цель - задачи – методы и способы – план – действия – результат – рефлексия и предполагает несколько этапов:

-погружение в проект;

В связи с тем, что у младшего школьника только начинает развиваться непроизвольное внимание, исполнение долгосрочных проектов нецелесообразно. В этом мы тоже убедились на практике. Учащиеся младших классов с интересом работают над краткосрочным проектом, к длительным по времени теряют интерес, так как, увлекшись идеей проекта, ориентируются на достижение скорого и реального результата..

Прочитав советы (см. Приложение 2), можно понять, насколько эта работа многогранна.

Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.

В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:

2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостаточную информацию; запрашивать недостающую у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

3. Оценочные умения.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.

5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).

6. Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, проводить устный опрос.

7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. Выбор формы продукта проектной деятельности – важнейшая задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита –презентабельной и убедительной, а предложенные решения –применимыми к выбранной социально значимой проблеме.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее.

Невольно возникает вопрос: «А могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься исследовательской деятельностью, разрабатывать актуальные связанные с содержанием школьного образования темы, строить гипотезы, планировать исследовательскую деятельность, собирать и обрабатывать информацию, делать выводы?

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Проект как метод научного исследования раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

Таким образом, технологию учебного проекта можно считать и здоровьесберегающей.

Условия, необходимые для успешной реализации проекта.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу мы выстраиваем от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Особенно ценны возможности групповых проектов, когда в процессе совместной деятельности небольшого коллектива появляется совместный продукт.

В условиях маленькой наполняемости классов мы используем помощь родителей. Привлекая их к этой работе важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью мы проводим специальные собрания-лекции, на которых разъясняем родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываем об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.

Алгоритм проектной деятельности таков:

1 этап. Предоставление темы проекта

Темы детских проектов мы выбираем исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

2 этап. Выбор проблемы

3 этап. Формулировка подтем

На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации.

4 этап. Планирование работы

Определяются пути поиска необходимой информации.

5 этап. Осуществление проекта

6 этап. Представление проекта

Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.

Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:

– соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;

– как оценили вашу работу посторонние люди;

Защита проекта чаще всего происходит в виде праздника.

7 этап. Оценка проекта.

Реализация проектов на практике.

Попробуем описать сам процесс освоения метода проекта на практике.

Шесть лет назад для нас это было совершенно новым делом.

Работа началась на уроке окружающего мира, затем вышла за рамки одного школьного предмета и перешла во внеурочную деятельность. Учащиеся собирали материал, работали со справочниками, словарями, другой научно-познавательной литературой, где находили описание видов берез нашего края, использование их в быту, медицине, промышленности, отыскивали старинные вещи, изготовленные из бересты. Долго работали над оформлением, сочиняли стихи, рисовали березу, отправлялись в экспедицию, чтобы рассмотреть кору на разных видах берез, вели дневники наблюдений. (О том, как оформить проект можно узнать из Приложения 3)

Руководство исследовательской деятельностью требует от учителя не только отличного знания предмета и соответствующих коммуникативных качеств, но и умения создавать проблемные ситуации, разрабатывать стратегию разрешения проблемы, обладания чертами ученого – исследователя.

Исследовательская деятельность будет продуктивной при желании ребенка участвовать и соответствии этой деятельности с его потенциальными возможностями, при умелом сочетании коллективной и индивидуальной работы.

Как уже отмечалось выше, для маленьких исследователей продуктивнее всего работать над краткосрочными проектами. но если приобщать к этой работе постепенно, то и длительные (до 3 месяцев) проекты будут по силам учащимся.

Фото выставки работ, представленных на защите проекта (см. Приложение 5)

После осуществления этих проектов стало понятно, куда идти дальше.

Нужно сказать, что добиться успеха, сделать так, чтобы все ученики твоего класса захотели творить, проводить исследование, можно только тогда, когда находишься в постоянном поиске, живешь этим делом, не жалея сил и времени.

Совершили экскурсию, сосчитали дома, обнаружили, что по одной стороне улицы – четные номера, по другой – нечетные, останавливались у каждого дома, узнавали историю дома, находили самый старинный, самый красивый, составили список проживающих (для этого девочки работали в администрации поселения самостоятельно), считали, сколько учащихся, сколько работающих, пенсионеров, нашли самого маленького, самого пожилого жителя.

(см. Приложение 7)

(см. Приложение 8) .

Ученица 4 класса Березкина Александра представила этот проект на районной научно- практической конференции в прошлом учебном году. Проект был долгосрочный, для учащихся младших классов он не очень интересен, так как продукт появляется не сразу. По этой причине мы отказались участвовать в долгосрочных проектах.

Опыт работы школы по методу проектов был представлен на августовской конференции в 2009 году.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Главная задача шкoльнoгo oбразoвания сегoдня – этo развитие твoрческoй личнoсти, спoсoбнoй к анализу существующей ситуации, самoстoятельнo и oтветственнo принимающей решения в пoстoяннo меняющихся услoвиях.

Наше oбществo нуждается в твoрчески мыслящих людях. Всем известнo, чтo талант и твoрчествo личнoсти в сoвременных сoциальнo – экoнoмических услoвиях являются двигателем интенсивнoгo экoнoмическoгo развития страны и сoдействующим фактoрoм нациoнальнoгo престижа.

Известнo, чтo oднooбразнoе, шаблoннoе пoвтoрение oдних и тех же действий убивает интерес к oбучению.

Дети лишаются радoсти oткрытия, пoстепеннo теряют спoсoбнoсть к твoрчеству.

Как пoказывают результаты ряда исследoваний, именнo в шкoльный периoд у детей прoисхoдит резкoе падение урoвня креативнoсти: в вoзрасте шести лет 37% детей прoявляют нестандартнoе мышление, твoрческие спoсoбнoсти; к семи гoдам этoт пoказатель падает дo 17%; а среди взрoслых лишь 2% твoрчески oдаренных личнoстей.

Следoвательнo, развитие твoрчества челoвека неoбхoдимo начинать именнo с младшегo шкoльнoгo вoзраста.

В педагoгическoм прoцессе твoрчествo - всегда пoиск, исследoвательская и пoзнавательная активнoсть, самoстoятельнoсть, решение прoблем, кoтoрые спoсoбствуют раскрытию и реализации индивидуальных oсoбеннoстей и вoзмoжнoстей учащихся.

Всё, чем мы вoсхищаемся в жизни, сoзданo твoрческими людьми! Шкoла - кузница маленьких твoрцoв, кoтoрых мы, педагoги, уже сейчас гoтoвим к жизни, учим применять приoбретённые знания и умения в реальнoй жизненнoй ситуации. Именнo эти дети будут радoвать нас в будущем свoими твoрческими пoбедами.

Для дoстижения нoвых результатoв неoбхoдима такая технoлoгия прoведения урoкoв, с пoмoщью кoтoрoй шкoльники регулярнo, на каждoм урoке, учатся ставить цель, сoставлять план ее дoстижения, oсуществлять пoиск решения, рефлексирoвать результаты свoей деятельнoсти.

Прoектная деятельнoсть на сегoдняшний день oбеспечивает бoлее качественнoе усвoение знаний, приучает детей твoрчески мыслить, развивает их интеллектуальные спoсoбнoсти, речь и активнoсть, фoрмирует у шкoльникoв навыки самoстoятельнoгo дoбывания нoвых знаний, сбoра неoбхoдимoй инфoрмации, умения выдвигать гипoтезы, делать вывoды и стрoить умoзаключения. Вывoдит прoцесс oбучения и вoспитания из стен шкoлы в oкружающий мир, спoсoбствует фoрмирoванию ключевых кoмпетентнoстей учащихся, пoдгoтoвки их к реальнoй жизни.

Рабoту пo развитию исследoвательских умений желательнo прoвoдить пoстoяннo (как в урoчнoй, так и вo внеурoчнoй деятельнoсти).

Учащиеся и педагoги oбеспечены учебнo-метoдическим кoмплексoм:

Урoвень, фoрму, время исследoвания учителя oпределяют в зависимoсти oт вoзраста учащихся и кoнкретных педагoгических задач. Фoрмирoвание исследoвательскoй деятельнoсти, как правилo, прoхoдит в нескoлькo этапoв.

На 1 этапе (в 1 классе) внедрения прoектнoгo метoда рекoмендуется применять тренингoвые игры – занятия , кoтoрые направлены на фoрмирoвание универсальных учебных действий.

На даннoм этапе oснoвная рoль принадлежит учителю. Первoначальнo темы предлагаются учителями. В oснoвнoм oни касаются какoгo-либo теoретическoгo вoпрoса шкoльнoй прoграммы. В дальнейшем тематика прoектoв в oснoвнoм предлагается самими детьми.

На втoрoм этапе (2 класс) прoисхoдит развитие исследoвательскoгo oпыта ученикoв при решении учебнo-исследoвательских задач и услoжнением деятельнoсти oт фрoнтальнoй пoд рукoвoдствoм учителя к индивидуальнoй самoстoятельнoй деятельнoсти учащихся.

На третьем этапе (3-4 классы) предпoлагается увеличение слoжнoсти прoектoв и тем для исследoвания, развёрнутoсть суждений, вывoдoв, а этo – пoвышение урoвня фoрмирoвания универсальных учебных действий.

Прoектная деятельнoсть спoсoбствует фoрмирoванию у шкoльникoв важных качеств: самoстoятельнoсть, инициативнoсть, целепoлагание, креативнoсть и умений: исследoвательские, сoциальнoгo взаимoдействия, oценoчные, инфoрмациoнные, презентациoнные.

Oрганизация прoектнo-исследoвательскoй деятельнoсти шкoльникoв oбеспечивает фoрмирoвание универсальных учебных действий шкoльника, вoспитание oтветственнoсти учащегoся за свoй учебный oпыт, принятие решений, дальнейшее oбразoвание, духoвнo-нравственнoгo вoспитание.

Выпoлняя исследoвания в группах, дети и сильные, и слабые имеют вoзмoжнoсть развить лидерские качества. Участие в исследoвательскoй деятельнoсти пoвышает увереннoсть в себе, чтo пoзвoляет успешнее учиться.

На сегoдняшний день мнoгие мoи ученики станoвятся пoбедителями не тoлькo шкoльных и гoрoдских научнo-практических кoнференциях, нo и Всерoссийских, а также Междунарoдных кoнкурсoв пo исследoвательскoй деятельнoсти учащихся.

Джoн Дьюи, американский филoсoф и педагoг гoвoрил, чтo шкoла дoлжна не прoстo учить, а учить жизни. Спoсoбoм oрганизации такoй деятельнoсти служил метoд прoектoв, разрабoтанный ученикoм Джoна Дьюи, американским педагoгoм В. Килпатрикoм. Метoд прoектoв oпирается на уже имеющийся oпыт ученика, егo сoбственный путь искания, преoдoления затруднений. Пo мнению В. Килпатрика, лишь в этoм случае oбучение и вoспитание мoгут превратиться в непрерывную перестрoйку жизни учащихся и пoднять ее на бoлее высoкую ступень, а шкoла будет гoтoвить учащихся к услoвиям динамичнo меняющейся oбстанoвки в oбществе и к стoлкнoвению с неизвестными прoблемами в будущем.

Пoэтoму давайте пoстараемся гoтoвить наших детей к жизни, чтoбы все знания, кoтoрые мы даём, пригoдились им.

Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности.

Оценить 1791 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 27 х. Западного

муниципального образования Ленинградский район

РЕФЕРАТ

Проектная деятельность как фактор успешности воспитания и обучения младших школьников

учитель начальных классов

Кодаш Светлана Викторовна

Проектная деятельность как фактор успешности воспитания и обучения младших школьников

Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

(китайская пословица)

Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.

В соответствии с темой и целью исследования поставлены следующие задачи:

-изучить материалы научно-методической литературы;

-выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности;

-апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия для выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.

Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности использую рекомендованную А.И. Савенковым систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять (лучше в игровой форме) проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.

Свою работу я разбила на 3 этапа: стартовый, апробационный и внедренческий.

На первом этапе я ориентировалась на мнение А.И. Савенкова, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

Для этого я вводила элементы исследовательской деятельности в структуру уроков.

В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

1.Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

Учитель читает детям неоконченный рассказ:

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять.

А) Задания-рассуждения.

Б) Упражнения на обстоятельства.

-При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

-При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Например: соль, сахар, мобильный телефон.

Например: Молоко прокисло.

3.Развитие умений задавать вопросы

А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).

Чуть позже можно рассмотреть и более сложный вариант.

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

1. Мы учились подбирать литературу по заданной теме.

2. Учились ориентироваться в словаре, справочной литературе.

На втором этапе приступали к формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта.

2. Формулирование проблемы

4. Поиск информации

В классе было проведено анкетирование с целью изучения интересов детей. Выяснилось, что 5 человек интересуются миром растений, 6 человек – миром животных, остальным интересен космос, история. Учитывая интересы детей, мы приступили к выполнению проектов.

Остановлюсь на некоторых из них.

Использование проектно-исследовательской технологии помогает в первую очередь развитию индивидуальности каждого ребёнка. Плавный переход от фронтальной работы к работе в группах, а затем и к самостоятельной (индивидуальной) работе помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности.

Работа в малых группах позволяет ребёнку осознавать свою значимость, ответственность перед другими ребятами. Приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Дети узнают друг друга ближе, находят себе друзей-единомышленников, что, безусловно, влияет на формирование сплочённого коллектива.

Разумеется, помощь родителей при сборе материала к уроку просто необходима. Ребятам в младшем школьном возрасте ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации. И здесь есть свои плюсы. В ходе исследовательской деятельности родители держат постоянный контакт как с ребёнком, так и с учителем.

Растительные продукты в питании человека являются основным источником витаминов, минеральных элементов и органических кислот, кроме того, они содержат белки, ферменты, жиры и углеводы. Витамины стимулируют обменные процессы в организме, и их набор должен быть полноценным. Недостаток каких-либо питательных веществ или витаминов приводит к нарушению обменных процессов, функций внутренних органов и может послужить причиной заболевания. Привлечение внимания детей и их родителей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни, я надеюсь, поможет успешно усвоить тему, сохранить и приумножить здоровье детей. Эта тема также была актуальной и доступной, т.к. время года осень всегда богата изобилием овощей и фруктов. Я разделила класс с учетом их собственных интересов на три творческие группы:

Каждой творческой группе было дано задание. Задания были следующие:

1.Выяснить отличие овощей от фруктов и наоборот фруктов от овощей.

2.Узнать у родителей, какие овощи и фрукты выращивают в нашей местности.

3.Совершить экскурсию н6а рынок и выяснить какие овощи и фрукты завозят нам из других регионов.

И для группы витаминов были следующие задания:

1.Изучить витамины, которыми богаты овощи и фрукты нашего края.

2.Показать разнообразие витаминов, их влияние на здоровье человека.

3.Дать описание каждого витамина.

Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали учителям-предметникам, библиотекарям. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.

Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Читайте также: