Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения доклад

Обновлено: 05.07.2024

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, ежедневно получая большой объем информации. Интернет, телевидение, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

- резко возросла информированность детей;

- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной системы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование универсальных учебных действий и не пробуждает потребности в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Как же нужно построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов.

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

  • анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;
  • определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;
  • выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);
  • проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия “Новые образовательные стандарты”. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.

Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. Где это прописано? Это прописано в системе требований, предъявляемых ФГОС к ООП

1. Требования к достижению планируемых результатов.

2. Требования к структуре ООП ООО.

3. Требования к условиям реализации ООП ООО.

ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.

Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. Где это прописано? Это прописано в системе требований, предъявляемых ФГОС к ООП

1. Требования к достижению планируемых результатов.

2. Требования к структуре ООП ООО.

3. Требования к условиям реализации ООП ООО.

ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Как достичь планируемых результатов? Как обучать?

Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход.

В ФГОС ООО прописано, что системно-деятельностный подход обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), — с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы:

-приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.

-проблематизация прежнего опыта его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата.

-формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способностями.

-тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный контроль и коррекция.

-итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.

Ученик в ходе учения, должен изменять себя, приобретать новые знания, умения и способности – именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, умение учиться – это значит самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и оценивать.

Если кратко охарактеризовать сущность деятельностной теории учения, то ее можно выразить тремя положениями:

1. Конечной целью обучения является формирование способа деятельности.

2. Способ деятельности может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью.

3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям:

Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.

Комплексный подход к планированию результатов урока.

Обновление форм организации учебных занятий.

Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные.

Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения.

Систематическое использование технологий.

Рассматривая современный урок, мы увидели с вами, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Характеризуя уровень профессионального мастерства современного педагога, учёные выделяют следующие компетентности: предметно-методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, акмеологическую, в области валеологии образовательного процесса, в сфере трансляции собственного опыта.

Но особенно значимы для учителя две компетентности:

компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Именно эти компетентности учителя раскрываются в ходе проектирования урока.

Процесс реализации нового стандарта будет проявляться главным образом в перестройке содержания уроков и организации деятельности обучающихся. Поэтому моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал.

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока

Продумать форму подведения итогов урока.

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Требования к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

тщательного планирования каждого этапа деятельности;

максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты.

Но даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Структура урока ОНЗ.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

Как же построить урок, чтобы реализовать требованияСтандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.012)

Автор: Панкратова Галина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок в свете стандартов второго поколения
Раздел: начальное образование

Современный урок в свете стандартов второго поколения

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

В.А. Сухомлинский

( П р е д и с л о в и е )

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются

цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии

обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и

главной формой обучения.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет

ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это –

н о р м а л ь н о .

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он

современен в самом широком понимании этого слова.

прошлым, одним словом – актуальный.

современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня

Помимо этого, если урок – современный, то он

обязательно закладывает основу для будущего.

Всем известно, что с 1 сентября 2011 года вступили в силу стандарты

деятельности современного учителя.

ученика, каким мы его видели раньше. И главное отличие состоит в том, что

меняется роль учителя и ученика в учебном процессе, меняется стиль их

Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий, который умеет

контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же исполняет роль

успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все

перечисленные выше мыслительные операции.

Слайд 3. В настоящее время все более актуальным в образовательном

умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть

Признанным подходом в обучении выступает

Исходя из требований времени, меняется подход к современному

структурой урока на фоне активного применения собственных творческих

наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания

учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

р а с с м о т р и м методические

современного

п р и н ц и п о в

я в л я е т с я

субъективизация.

образовательного процесса. Когда-то педагог наш Ушинский сказал, что

процесс обучения двусторонний: учитель – учит, а ученик – учиться. И от

равных усилий того и другого зависит конечный результат обучения.

это метапредметность, которая заложена в

формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

Деятельностный подход современного обучения заключается в том,

что знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими

в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

Коммуникативность предполагает умение учащегося обмениваться в

ходе обучения информацией, взаимодействовать с другими учащимися на

Рефлексивность заключается в том, что ученик ставится в ситуацию,

когда ему необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

Импровизационность –

учителя) учитель должен быть готов на уроке к изменению и коррекции

своего плана и хода урока в процессе его проведения.

Слайд 5. Отсюда и вытекают и требования к современному уроку,


Ключевые слова: системно-деятельностный подход, субъектность, учебная субъектность, федеральный государственный образовательный стандарт.

Требования Стандарта к образовательным результатам обучающихся, находят своё отражение в не только в социальной, но и в экономической сфере современного российского общества. Отличительными чертами портрета выпускника образовательных организаций является сформированность таких компетенций, как: способности к анализу больших объёмов информации, планированию и организации деятельности в условиях неопределённости, принятию решений в условиях минимальных временных границ, полноте ответственности, за принятые решения. Вышеперечисленные качества личности в большинстве социальных наук относят к категории субъектных. А свойство личности выступать в качестве субъекта, по отношению к процессу собственной жизнедеятельности определяется как — субъектность.

На современном этапе развития отечественной психологии, системно-деятельностный подход выступает в качестве одного из основных подходов к объяснению, изучению и формированию психики человека. Содержание системно-деятельностного подхода базируется на трудах известных отечественных философов, психологов и педагогов: Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Б. Г. Ананьева, В. Д. Шадрикова и др. Принципы системно-деятельностного подхода нашли своё отражение в содержании федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, и как следствие в основных образовательных программах, самостоятельно разрабатываемых образовательными организациями, а также в программах внеурочной деятельности, рабочих программах педагогов. Реализация системно-деятельностного подхода предусматривает практическое воплощение в учебно-воспитательном процессе следующих положений:

Применительно к учебной деятельности, работа в зоне ближайшего развития обучающихся реализуется посредством постановки учителем учебных задач и проблемных, наводящих вопросов в ходе решения последней. Деятельность обучающихся в рамках собственной зоны ближайшего развития обеспечивает деятельностный процесс организации обучения, в условиях которого, обучающиеся под руководством учителя используют вспомогательные источники информации.

Реализация Стандарта — задача, решаемая не только учителем, достижение заявленных результатов возможно только в случае организации командной работы всего педагогического коллектива. Одной из форм подобной работы является организация в образовательной организации психологической поддержки формирования метапредметных и личностных универсальных учебных действий и субъектности личности обучающихся.

Реализуемая нами модель психологической поддержки развития учебной субъектности в младшем школьном возрасте реализуется по трём стратегическим направлениям: проведение развивающих занятий с обучающимися, просветительская работа с родителями, а также активное взаимодействие с педагогами (определение технологий формирования УУД, экспертиза развивающего потенциала заданий УМК с точки зрения формирования отельных видов УУД).

Результаты проведённого нами эмпирического исследования процесса развития атрибутивных характеристик учебной субъектности младших школьников в учебной деятельности, а также динамики их изменений в условиях психологической поддержки их развития выявили высокий уровень корреляции между уровнями развитости атрибутивных характеристик субъектности и уровнями сформированности компонентов учебной деятельности у обучающихся экспериментальной группы. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что целенаправленная организация психологической поддержки развития учебной субъектности в условиях образовательной среды, является фактором академической и личностной успешности обучающихся, становления обучающегося как полноценного субъекта учебной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, свойство личности, активное взаимодействие, обобщенный способ действий, обучающийся, подход, психологическая поддержка развития, учебная задача, активная позиция обучающихся, ближайшее развитие.

Читайте также: