Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе доклад

Обновлено: 02.07.2024

В секции корпоративных торгов по 223-ФЗ:

- аренда и продажа имущества хозяйствующих субъектов (не государственная или муниципальная/не полностью государственная или муниципальная собственность) на основании Гражданского Кодекса РФ, а также собственных регламентов продавцов имущества;
- сдача в аренду нестационарных торговых объектов, мест для рекламы, торговых площадей и ярмарочных мест (на основании законодательства о торговле, рекламе, а также региональных и муниципальных нормативных актов о проведении такого типа торгов);
- продажа непрофильных активов госкомпаний (Ростелеком, ВТБ и т.д.) на основании ГК РФ, предписаний Росимущества и регламентов госкомпаний;
- продажа залогового имущества банками (например, ВТБ).

2. Какие действия должен совершить продавец имущества/арендодатель для начала проведения торгов в электронной форме?

Алгоритм действий по продаже имущества следующий:

3. Какую электронную подпись должен иметь продавец имущества для размещения документов и информации?

6. Торги по аренде и рекламе тоже должны проходить в электронной форме, или могут быть на бумаге?

Это зависит от объекта аренды. Согласно приказу ФАС №67 – торги могут осуществляться и на бумаге, и в электронной форме. По аренде рекламных мест и площадей, аренде торговых точек – аналогично, но в настоящее время приоритет отдается электронной форме.

9. Где взять реквизиты расчетного счета, куда перечислять задаток участникам?

- денежные средства могут перечисляться на их расчетные счета;
- денежные средства могут вноситься претендентами самим себе на собственные лицевые счета на ЭТП, которые открываются после аккредитации.

Есть особенности внесения средств в счет оплаты акций по специализированным аукционам по продаже акций – средства вносятся при продаже федерального имущества- на счета, открытые специально для этих целей в территориальных органах Федерального Казначейства, а вот при продаже имущества региональных или муниципальных собственников – на счета продавца (п.55 ПП РФ 860), то есть формально продавец может задействовать и свой лицевой счет на электронной площадке, который ему открыли при аккредитации.

Имущественные торги, как и многие другие виды торгов, проводятся на основании Гражданского Кодекса РФ и отдельных законов.

Логика аукционов и конкурсов аналогична 44-ФЗ, но техника – зеркально противоположная.

При продаже имущества посредством публичного предложения предполагается, что имущество по каким-то причинам не смогли продать на аукционе или конкурсе (завышенная цена, неудачное местоположение и т.д.). В этом случае последовательность действий продавца и покупателя очень похожа на аукцион, но отличается сам механизм аукционных торгов.

Продажа без объявления цены – процедура, в которой продавец не указывает цену имущества, ее формируют сами покупатели. При направлении заявок они указывают, по какой цене готовы приобрести имущество, затем среди них выбирается предложение по наиболее выгодной стоимости. Как правило, проводится редко – если не удалось реализовать имущество предыдущими способами.

Специализированный аукцион проводится для реализации отдельных видов имущества (например, акций). Отличается особенностями внесения средств в счет оплаты акций задатков (см. вопрос 9), порядком подачи заявок и их рассмотрением. Сама техника торгов аналогична обычному аукциону.

Электронную форму заявки разрабатывает Организатор (продавец). ЭТП автоматизирует только согласие участника на участие в процедуре, в том числе согласие с условиями договора купли-продажи. Сама заявка и сопровождающие документы в сканированном виде прикладываются участником в виде архивного пакета при подаче заявки.

Форма не установлена, поэтому продавец в свободной форме направляет письмо на адрес ЭТП с просьбой о перечислении задатков на его счет. В перспективе ожидается открытие функционала перевода средств задатка победителя на расчетный счет продавца имущества через электронное обращение в личном кабинете продавца на ЭТП.

13. Есть ли уже документ, который будет регулировать ответственность площадок за возможные нарушения с их стороны при торгах?

14. Если торги пройдут некорректно со стороны площадки, площадка по аналогии с 44-ФЗ сама принимает решение о переносе даты торгов с рассылкой уведомлений?

15. Может ли продавец или покупатель отказаться от заключения договора?

Покупатель-победитель торгов отказаться может, но тогда ему не будет возвращен задаток. Что касается продавца, то здесь закон не регулирует этот вопрос, что, конечно, может вызывать определенные проблемы.

17. Кто может быть организатором торгов? Можно ли возложить функцию организатора на какое-либо учреждение регионального или муниципального уровня?

В настоящее время в подпункте 8.1 пункта 1 статьи 3 указано, что утвержден перечень организаций, которые могут организовывать продажу имущества от федеральных продавцов (Перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца, Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. N 1874-р). Пока что данный перечень и его редакция не позволяют применять его при продаже регионального и муниципального имущества. Поэтому, пока не будет уточнен перечень или порядок отбора лиц, которые могут быть продавцами на региональном и муниципальном уровне, передать полномочия нельзя. Также нельзя провести процедуру по отбору продавца. Таким образом, органы власти могут передать полномочия по продаже на иные органы власти в рамках региональных и местных администраций, но не на иные виды юридических лиц.

В том числе эту норму можно применить при отмене процедуры. Для этого, в частности, при проведении аукциона следует заложить не менее 3 дней между датой публикации протокола о рассмотрении заявок и признании претендентов участниками аукциона и датой проведения непосредственно торгов по аукциону. При необходимости, таким образом, продавец сможет отказаться от проведения процедуры, по которой уже прошел этап приема заявок.

В случае отзыва заявок продавец обязан вернуть задатки. При размещении задатков на счетах продавцов они делают это самостоятельно, при размещении на лицевых счетах участников на ЭТП электронная площадка разблокирует средства автоматически по факту отзыва заявки.

19. Какова гарантия, что, в случае размещения обеспечения заявок на счетах претендентов на ЭТП, они действительно будут обеспечены? Как проверить, что претендент внес задаток на ЭТП?

Таким образом, претендент, подавая заявку, должен ее также обеспечить задатком. Оба условия являются основанием для присоединения к публичной оферте. Электронная площадка проверяет (обязана проверять) выполнение этих условий, и, при отсутствии средств на лицевых счетах, не осуществляет допуск претендентов до процедуры.

20. Нужно ли размещать договор купли-продажи в составе документации по процедуре в электронной форме?

Да, потому что претендент должен быть изначально ознакомлен с условиями договора купли-продажи, и, при подаче заявки, он должен подтвердить свое согласие с условиями договора купли-продажи.

1. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

2. Аукцион является открытым по составу участников.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 июня 2019 г. - Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ

3. Предложения о цене государственного или муниципального имущества заявляются участниками аукциона открыто в ходе проведения торгов.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ пункт 4 статьи 18 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Признание претендентов участниками аукциона осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока приема указанных заявок. Аукцион проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками аукциона.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 июня 2019 г. - Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ пункт 6 статьи 18 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7. Утратил силу с 1 июня 2019 г. - Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ

Информация об изменениях:

8. Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 1 июня 2019 г. - Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 1 июня 2019 г. - Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ

10. Одно лицо имеет право подать только одну заявку.

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 1 июня 2019 г. - Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ

11. Уведомление о признании участника аукциона победителем направляется победителю в день подведения итогов аукциона.

12. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

13. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в пункт 14 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

14. В течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

Информация об изменениях:

Статья 18 дополнена пунктом 14.1 с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 273-ФЗ

14.1. Цена государственного или муниципального имущества, установленная по результатам проведения аукциона, не может быть оспорена отдельно от результатов аукциона.

15. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.

16. Не урегулированные настоящей статьей и связанные с проведением аукциона отношения регулируются Правительством Российской Федерации.

Аукцион — самый распространенный способ приватизации муниципального имущества.

Приватизировать на аукционе можно только то имущество, в отношении которого покупатель не должен выполнить каких-либо условий. Есть и другие важные условия для такой приватизации.

Вместе с заявками участники представляют задатки. Их нужно вернуть проигравшим, а победителю засчитать в счет оплаты.

За нарушения порядка аукциона на любой из его стадий вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Проводите аукцион, чтобы продать (пп. 1 п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона о приватизации):

  • недвижимость (кроме земельных участков без зданий);
  • движимое имущество, кроме обращенного в собственность муниципального образования или унаследованного им;
  • доли в ООО;
  • акции, если вы не собираетесь проводить специализированный аукцион.

Все это имущество можно выставлять на аукцион, только если покупатель не должен выполнить в отношении него никаких условий.

Чтобы можно было провести аукцион:

  • имущество должно быть в плане приватизации; должно предусматривать аукцион в качестве способа приватизации. Решением также определяется форма подачи предложений (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации).

не менее чем за 30 дней до аукциона. На это указано в п. п. 1, 2 ст. 15 Закона о приватизации, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909.

В этом случае нужно вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Принимайте заявки в двух экземплярах. К ним прилагаются документы с их описью. Они должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью претендента-юрлица на каждом листе (п. 2 ст. 16 Закона о приватизации).

На каждом экземпляре заявки поставьте ее номер, а также дату и время принятия. Один верните заявителю. Регистрируйте заявки в журнале приема заявок.

Примите задатки одновременно с заявками. При этом договор о задатке считается заключенным, когда претендент подал заявку и перечислил задаток (п. п. 6 — 9 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Если до конца приема заявок претендент отзовет свою заявку, верните ему задаток в течение пяти дней с даты отзыва. Если он отзовет ее после истечения срока приема, то верните задаток в течение пяти дней после окончания аукциона (п. п. 9, 13 ст. 18 Закона о приватизации).

Рассмотрите заявки в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока их приема. Оформите результаты протоколом о признании претендентов участниками аукциона. В него внесите (п. 11 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе):

  • перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов;
  • перечень отозванных заявок;
  • имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона и не допущенных к участию в аукционе с указанием оснований отказа.

За неправомерный отказ вас могут привлечь к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, а аукцион признать недействительным. Это означает, что и заключенный на нем договор тоже будет недействительным и придется вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167, ст. 449 ГК РФ).

Обратите внимание, что, если с документами, которые представил заявитель, нет описи, это не основание отказать в допуске, а вот если на документах претендента-юрлица нет печати, отказать можно.

Верните задатки в течение пяти дней с даты подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона. За просрочку предусмотрены пени (п. 16(1) Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Определяйте победителя по правилам п. 15 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

При закрытой форме подачи предложений аукционист не нужен, поскольку участники подают предложения о цене в запечатанных конвертах (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). Победителя в этом случае определяйте по правилам п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

Итоги оформите протоколом в двух экземплярах. В нем укажите итоговую цену. Один экземпляр вручите победителю в день аукциона (п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе). За нарушение этих требований вас могут оштрафовать по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Гост

ГОСТ

Имущество в экономике

Имущество – это материальный или нематериальный объект, принадлежащий экономическому агенту на праве собственности.

Владельцем может выступать как юридическое, так и физическое лицо. Выделают две больших категории имущества:

К первой категории относится все, что не закреплено законом, как недвижимое. Сюда относят не только транспорт и объекты, которые могут перемещаться, но так же деньги, финансовые инструменты, нематериальные активы. Все, что прочно связано с землей – это недвижимость. Перемещение этих объектов невозможно без их повреждения. Согласно российскому законодательству к недвижимости так же относятся морские и воздушные суда, объекты внутреннего и космического плавания.

Имущество делится на материальное, которое имеет физическое проявление, и нематериальное. Последнее регулируется особым сводом законов, так как границы владения данным типом имущества определить достаточно сложно. Информация тоже стала формой нематериального имущества.

Одним из самых распространенных типов оценки стала оценка недвижимости. Она необходима для совершения различных сделок и для расчета налоговых выплат.

Имущественный комплекс представляет собой совокупность объектов движимого и недвижимого имущества. Примером может послужить предприятие или кондоминиум. У предприятия помимо здания и прилегающих территорий есть еще инфраструктура, которая обслуживает производственные процессы. Жилые комплексы содержат различные обслуживающие помещения и коммуникации. Все эти элементы образуют имущественный комплекс.

Таким образом, имущество выступает важным ресурсом в экономической деятельности человека. С его помощью осуществляются различные процессы, совершаются сделки, достигаются определенные хозяйственные результаты.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственное имущество РФ

Имущество, находящееся в собственности у государственных органов власти, называется государственным. Это может быть движимое и недвижимое, материальное и нематериальное имущество. Относительно новой формой считается совместное владение имуществом частных и государственных лиц.

Объектами государственной собственности в России выступают:

  1. Природные ресурсы, которые охраняются или особым образом используются.
  2. Историко-культурные и художественные ценности.
  3. Объекты, обеспечивающие нормальное функционирование органов власти различных уровней.
  4. Оборонное производство.
  5. Отраслевое имущество, обеспечивающее жизнедеятельность экономики и безопасность населения.
  6. Инфраструктура федерального значения.
  7. Ресурсы континентального шельфа, заповедники, недра земли

Стоит отметить, что муниципальная собственность не относится к государственной. Объекты государственной собственности есть там, где нет возможности использовать все преимущества рыночной системы. Без государственного вмешательства нормальное функционирование данных объектов невозможно. Государственная собственность обычно менее эффективна, чем частная. Как правило, она передается на доверительное управление. Управляющий не может полностью распоряжаться имуществом, ему необходимо учитывать пожелания государственной власти. Отсюда более низкая эффективность эксплуатации.

Продажа государственного имущества на аукционе

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе происходит тогда, когда покупатели не обязаны выполнять какие-то условия. Право на покупку получит тот покупатель, который предложит самую высокую цену. Обычно аукционы с продажей государственного имуществ являются открытыми, то есть к торгам допускаются любые участники.

Предложение цены так же происходит открыто в ходе торгов. Если желающий совершить покупку только один, то торги считаются несостоявшимися.

Проведение подобных аукционов регулируется Федеральным законом РФ от 01 апреля 2019 года. Прием заявок на участие длится не менее, чем 25 дней. После того, как количество заявок будет набрано, аукцион проводится не позднее третьего рабочего дня.

Информация к аукциону содержит в том числе величину шага торгов. Претендент может внести задаток в размере 20% от начальной цены. Чтобы подтвердить платеж, он должен предоставить выписку со своего банковского счета.

К аукциону не допускаются участники:

  1. Не предоставившие полный пакет документов.
  2. Не имеющие полномочий на осуществление действий.
  3. Не подтвердившие поступление средств на счет.

Пока заявка претендента рассматривается, он имеет право отказаться от участия. В этот период он может вернуть задаток полностью. Если участник отказывается от торгов после того, как его заявку примут, то средства, которые он внес будут возвращены в размере, установленном законом страны.

Один участник может подать только одну заявку. Все задатки возвращаются участникам за исключением победителя. Возврат денег на счет происходит в течение 5 дней. Если покупатель отказывается от выполнения сделки, то средства ему не возвращаются. Договор купли-продажи так же заключается в течение пяти дней со дня проведения торгов. Передача имущества происходит в течение тридцати дней после оплаты.

Таким образом, проведение аукциона является одним из способов продажи государственного и муниципального имущества. Однако более распространенной формой считается приватизация, когда имущество переходит в частные руки в результате разгосударствления. В результате частные лица получают право собственности над объектами государственного имущества и могут распоряжаться им по своему усмотрению. Правила участия в подобных аукционах ничем не отличаются от участия в других аукционах, кроме подхода к уплате залога и его возврату.

Читайте также: