Процессуальные аспекты третейского разбирательства доклад

Обновлено: 05.07.2024

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

На Третейском, на стадии подготовки разбирательстве решается вопрос о языке, о принятие обеспечительных мер, о необходимости назначения и проведения и экспертизы.

На стадии разбирательства:

· Заслушиваются позиции сторон

· Разрешается дело по существу путем принятия решения. Также возможно прекращение производства путем принятия мирового соглашения

Оспаривание решений третейского суда.

Немогут быть предметом оспаривание постановления и определения третейского суда: 1. по процессуальным вопросам, в том числе и о признании компетенции судов; 2. решение о прекращении третейского разбирательства без вынесения решения по существу спора.

Порядок оспаривания решений третейских судов в арбитражный суд определяется арбитражно-процессуальным законодательством и установлен Главой 30 АПК РФ. Решение третейского суда не обладает законной силой.

При определении подсудности подачи заявления об оспаривании решения третейского суда следует учитывать правила подсудности определенные ч. 8 ст. 38 АПК РФ и ч. 3 ст. 230 АПК РФ. Подается в суд на территории которого принято решение третейского суда. Заявление об отмене подается в письменной форме в срок не больше 3х месяцев, со дня получения оспариваемого решения стороной.

Заявление оплачивается государственной пошлиной для заявления не искового характера.

Процессуальные особенности заключаются в следующем: 1. заявление рассматривается единолично без привлечения арбитражных заседателей в срок не больше 3х месяцев со дня поступления заявления в суд; 2. при подготовки дела к судебному разбирательству по ходатайству сторон судья может истребовать из третейского суда материалы дела.

Стороны извещаются судом о времени и месте заседания, неявка указанных лиц извещенных надлежащим образом не является препятствием для рассмотрения дела. По результатам рассмотрения выностится определение, которое обжалуется в суд кассационной инстанции. Отмена решения третейского суда не препятствует сторонам третейского разбирательства повторно обратится в третейский суд, если возможность обращения не утрачена. В случае если решение третейского суда отменено полностью или в части вследствие недействительности соглашения о третейском разбирательстве или оно было принято по спору, где не предусмотрено третейское разбирательство, стороны обращаются в суд в общем порядке.

При определение подсудности следует учитывать нормы ч. 8 ст. 38 АПК РФ и ч. 3 ст. 236 АПК РФ.

Ч. 3 ст. 236 АПК РФ такие заявления могут подаваться по месту нахождения, жительства, нахождения недвижимого имущества должника.

Заявления о выдачи исполнительного листа подается по правилам ст. 237 АПК, рассматривается судьей единолично без арбитражных заседателей в срок не более 3х месяцев.

При рассмотрении дела арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для выдачи исполнительного листа.

Основания для отмены и отказа в исполнении решения третейского суда.

Перечень оснований исчерпывающий расшириной трактовки не подлежит. 1. К ним относятся основания подлежащие доказыванию стороной которые на них ссылается; 2. Основания, которые устанавливаются судом независимо от указания на них сторонами.

К 1 основанию относится: недействительность третейского соглашения; существенное нарушение разбирательства; вынесение решения по спору не предусмотренным соглашением; несоответствие состава суда или процедуре разбирательства соглашению сторон.

Спор неможет быть предметом третейского разбирательства; решение нарушает основополагающие принципы российского права.

Рассмотрение дел о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

1. Право на судебное разбирательство в разумный срок.

ППВАС № 30/64 от 23.12.2010 г. Глава 27.1 АПК РФ.

Процесс – это предъявление искового заявления и вынесение решения по спору.

Критерии разумности процесса:

· Сложность дела (относительно его предмета);

· Поведение сторон (истца и ответчика);

· Поведение властей (также и административных, которые вмешались в процесс).

Ко второму: Не будут, принимается во внимание в связи с использованием сторонами процессуальных средств представляя законодательство для осуществления своей защиты – изменение исковых требований, изучения материалов дела, заявление ходатайства, обжалование вынесенных судебных актов.

К третьему: Высокая загруженность судебной системы, замена судьи по болезни, прекращение полномочий судьи, запаздывание с подготовкой и составлением текста судебного решения,

Основными факторами, влияющими на сроки рассмотрения дела:

· Сложность арбитражных дел;

· Степень юридической грамотности лиц, обращающихся в суд за защитой своих прав и интересов;

· Профессиональная квалификация судейского корпуса.

Следует рассматривать как субъективное процессуальное право представляющее собой законодательно предусмотренную возможность обращения взыскания на средства бюджета РФ, по средствам предъявления заявления о присуждении компенсации за нарушение разумных сроков судопроизводства и исполнения решения.

В соответствии со ст. 222.1 АПК РФ право на обращение в АС обладают лица полагающие, что государственным органам, органам МС, судом нарушено его право на судопроизводство в разумные сроки. Лица полагающие что гос органам, органам МС иным органом или должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта. К ним относятся граждане как РФ так и апатриды, организации являющиеся в судебном процессе 3ими лицами или стороной заявляющие самостоятельные требования, должники и иные заинтересованные лица.

2. право на обращение в АС.

3. ускорение рассмотрения дел.

4. процессуальный порядок рассмотрения дел.

5. решение АС по делам о присуждении компенсации за нарушение права судопроизводства в разумный срок.

Третейский суд представляет собой распространенный в мировой судебной практике судебный институт для разрешения споров между сторонами путем арбитража. В современном судопроизводстве понятие третейского суда прежде всего связано с основной задачей арбитража - разрешением споров среди как юридических, так и для физических лиц.

Виды третейского арбитража

В международной практике можно выделить два основных вида третейского арбитража. Арбитраж в рамках специального третейского разбирательства, в которых арбитры назначаются сторонами спора без надзирающего органа или учреждения. И институциональные арбитражные разбирательства - те, в которых арбитры назначаются (действуют) под руководством профессиональных третейских органов, обеспечивающих арбитражные услуги. Например, в Российской Федерации, таким судебным органом является Федеральный Арбитражный третейский Суд Города Москвы – постоянно действующий арбитражное учреждение с обширной судебной практикой рассмотрения споров в разных областях экономической деятельности.

Третейский суд – понятие широко используемое в современном российском судопроизводстве и основанное на законах Российской федерации. Прежде всего это Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации. В совокупности с положениями Гражданского и Арбитражного процессуальных кодексов Российской Федерации и рядом других законов и постановлений, они составляют правовые основы работы третейского суда.

Третейский суд является полностью нейтральным институтом судопроизводства и гарантирует конфиденциальность арбитража.

Арбитраж третейского суда

Для разрешение возможных будущих споров, возникающих по договору, договаривающиеся стороны включают арбитражную оговорку (третейская оговорка) в соответствующий договор. Существующий спор может быть передан в третейский суд посредством соглашения между сторонами. При этом, любая из сторон спора не может в одностороннем порядке отказаться от арбитража, а решение третейского суда является окончательным.

В международной правовой практике понятие третейского суда, профессиональный третейский арбитраж, является устоявшимся и широко используемым средством для прекращения споров. В отличие от судебного разбирательства в обычном суде, стороны могут до заключения договора выбрать в качестве арбитра авторитетный и профессиональный третейский суд, удовлетворяющий все стороны процесса. А затем, в случае возникновения спора и подачи иска в третейский суд, принять участие в слушании, на котором обе стороны могут представить доказательства и свидетельские показания.

Процедура арбитража в третейском суде имеет много преимуществ по сравнению с судебным разбирательством. Пожалуй, самым большим, является эффективность. Для всех сторон спора арбитраж в третейском суде проще, дешевле и быстрее. Судебный процесс обладает большую гибкостью, а опыт рассмотрения споров арбитрами третейского суда в конкретной области бизнеса, придает процессу большую профессиональность.

Понятие арбитра третейского суда предполагает не только квалификацию судьи, но и соответствующий опыт. Список судей Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы включает в себя не только профессиональных судей, владеющих экономическими и правовыми вопросов, но специалистов-практиков и экспертов, охватывающих весь правовой аспект разрешения споров в различных областях экономики.


Реализуя свое право на осуществление предпринимательской деятельности, коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели — заключают большое число гражданско-правовых договоров с другими участниками рынка. Принимая во внимание, имеющуюся возможность неисполнения либо ненадлежащего исполнения положений гражданско-правового договора в период его действия, любой договор, как правило, содержит раздел, посвященный порядку рассмотрения споров, которые могут возникнуть между его сторонами в процессе исполнения договорных обязательств. Чаще всего в данном разделе указывается, что возможные разногласия между контрагентами будут разрешаться путем переговоров, а в случае если это не принесет ожидаемого результата, хозяйственный спор передается на рассмотрение в соответствующий суд.

Но существует и альтернативный способ разрешения споров — третейское разбирательство.

Согласно действующему законодательству, в третейский суд по соглашению его сторон может быть передан практически любой спор, вытекающий из общественных отношений, перечень которых установлен статьей 2 ГК РФ.

Вместе с тем, законодатель установил отдельные категории дел, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

Несмотря на то, что законодатель наделяет третейские суды полномочиями по рассмотрению и разрешению гражданско-правовых споров, следует помнить, что третейский суд государственным органом не является.

В связи с тем, что рассмотрение гражданско-правового спора третейским судом осуществляется исключительно по соглашению сторон договора, юридическим основанием для передачи конкретного дела в третейский суд является арбитражное соглашение.

Как устанавливает статья 7 Федерального закона об арбитраже, арбитражное соглашение представляет собой соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением. При этом не имеет значения, носило такое правоотношение договорный характер или нет.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона об арбитраже, арбитражное соглашение может быть заключено несколькими способами, а именно либо в виде арбитражной оговорки непосредственно в договоре, либо в виде отдельного соглашения. Требованием закона является положение о том, что арбитражное соглашение заключается в письменной форме.

При этом данное требование считается соблюденным, если арбитражное соглашение было заключено путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами. К таким документам относятся, в том числе, электронные документы, переданные по каналам связи, которые позволяют достоверно установить, что документ исходит именно от контрагента (пункт 3 статьи 7 Федерального закона об арбитраже).

Кроме этого, арбитражное соглашение также признается заключенным в письменной форме, если оно заключается также путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

Действующее законодательство о третейских судах в нашей стране подверглось обновлению совсем недавно. Так, Федеральный закон об арбитраже, принятый в конце прошлого 2015 года, в Российской Федерации начал действовать с 1 сентября 2016 года.

С указанной даты, то есть с 1 сентября 2016 года не подлежат применению Федерального закона о третейских судах, за исключением третейского разбирательства, начатого и не завершенного до 1 сентября 2016 года.

Еще одним важным нововведением в законодательстве о третейских судах, на которое нельзя не обратить внимание, является прямой запрет на внесение записи в юридически значимые реестры (единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестр владельцев именных ценных бумаг и т. п.) на основании арбитражного решения (статья 43 Федерального закона об арбитраже).

Для исполнения решения третейского суда, требующего внесения записи в указанные реестры, необходимо предварительно получить исполнительный лист, который выдается на основании судебного акта компетентного суда.

Особый интерес представляет правовой статус арбитра (третейского судьи). Арбитр (третейский судья) — это физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Третейский суд может быть представлен либо единоличным арбитром либо коллегией арбитров.

В статье Федерального закона об арбитраже содержатся требования, предъявляемые к арбитру. Так, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора — председатель третейского суда), должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца, либо подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

В соответствии с законодательными предписаниями, арбитром не может быть лицо:

– не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;

– имеющее неснятую или непогашенную судимость;

– полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;

– которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.

Как устанавливает статья 18 Федерального закона об арбитраже, арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам.

В соответствии с законом, стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре арбитража. При отсутствии такой договоренности третейский суд может арбитраж таким образом, какой он посчитает надлежащим, в том числе в отношении определения допустимости, относимости и значения любого доказательства.

В юридической литературе третейское разбирательство рассматривается и оценивается различными авторами по-разному. Одни специалисты выделяют несомненные, по их мнению, преимущества арбитража, другие же, напротив, относятся к арбитражу, как к способу разрешения споров, с осторожностью.

Так, он выделяет следующие, по его мнению, основные преимущества третейского разбирательства:

  1. оперативность разрешения спора;
  2. конфиденциальность;
  3. право избрания (назначения) третейских судей спорящими сторонами;
  4. гарантии независимости третейских судей;
  5. определение правил третейского разбирательства.

Как указывает автор статьи, одним из основных преимуществ, благодаря которому третейское разбирательство значительно выигрывает, является его оперативность.

Таким образом, в стадии составления арбитражного соглашения стороны сами могут выбрать, будет ли их спор разрешен третейским судом оперативно.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона об арбитраже, если стороны не договорились об ином или иное не предусмотрено федеральным законом, арбитраж является конфиденциальным, а слушание дела проводится в закрытом заседании.

В этой же статье федерального закона законодатель предусмотрел и гарантии сохранения конфиденциальности рассмотрения какого-либо дела третейским судом. Так, устанавливается, что арбитры, сотрудники постоянно действующего арбитражного учреждения не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе арбитража, без согласия сторон (часть 2 статьи 21 Федерального закона об арбитраже). Закрепляется также, что арбитр не подлежит допросу в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе арбитража (часть 3 статьи 21 Федерального закона об арбитраже).

Как уже об этом говорилось, согласно статье 2 Федерального закона об арбитраже арбитр (третейский судья) — физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судов.

Исходя из положений закона, стороны свободны в избрании (назначении) судей, которые будут рассматривать их дело по существу. При рассмотрении дел в государственных судах стороны таким правом не наделяются.

Рассматривая такое преимущество третейского разбирательства, как гарантии независимости арбитров (третейских судей) следует подчеркнуть, что согласно статье 18 Федерального закона об арбитраже, устанавливающей принципы арбитража, арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам. Функцию арбитра (третейского судьи) может выполнять лишь лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

В частности, частью 2 статьи 12 Федерального закона об арбитраже обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости арбитра рассматриваются как основание его отвода.

Во-первых, третейские судьи, рассматривающие конкретное дело по существу, в отличие от судей судебной системы России, избираются (назначаются) при непосредственном участии обеих спорящих сторон.

Во-вторых, оплата деятельности третейских судей производится самими спорящими сторонами, а не государством: гонорар третейских судей входит в состав расходов, связанных с разрешением спора в арбитраже (статья 22 Федерального закона об арбитраже), и распределение таких расходов производится третейским судом между сторонами (часть 5 статьи 22).

Еще одним преимуществом третейского разбирательства, предоставляемым законом спорящим сторонам, является возможность устанавливать и согласовывать правила рассмотрения спора с их участием.

Так, согласно части 1 статьи 19 Федерального закона об арбитраже при условии соблюдения законодательных предписаний стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре арбитража. Часть 2 этой же статьи устанавливает, что при отсутствии договоренности третейский суд может с соблюдением положений требований законодательства осуществлять арбитраж таким образом, какой он посчитает надлежащим, в том числе в отношении определения допустимости, относимости и значения любого доказательства.

Институт третейского разбирательства в нашей стране в настоящее время развивается и совершенствуется. В связи с этим в Федеральном законе об арбитраже было предусмотрено создание при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти постоянно действующего органа — Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Из Положения следует, что Совет по совершенствованию третейского разбирательства создается при Министерстве юстиции Российской Федерации.

Основной задачей Совета является содействие созданию благоприятных условий для развития института независимого и профессионального арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации.

В состав Совета включаются от 20 до 40 членов, включая Председателя Совета, его заместителей и Секретаря Совета. Состав этот утверждается приказом Министерства юстиции Российской Федерации. При этом свои функции члены Совета выполняют на общественных началах.

В состав Совета включаются: лица, замещающие государственные должности, государственные служащие (не более 1/3 общего состава Совета); 2 представителя от общероссийских объединений предпринимателей; 2 представителя от торгово-промышленных палат из состава лиц, предложенных соответствующими общероссийскими объединениями предпринимателей и торгово-промышленными палатами; представители юридического, научного и предпринимательского сообщества и иные лица.

При этом примечательно, что не менее половины от общего представителей юридического, научного и предпринимательского сообщества, а также иных лиц, включенных в состав Совета, должны иметь ученые степени по юридическим наукам.

Основные термины (генерируются автоматически): третейское разбирательство, Российская Федерация, третейский суд, арбитраж, арбитражное соглашение, сторона, третейский судья, арбитражное решение, Единый государственный реестр, разрешение спора.

Читайте также: