Проблемы жкх в россии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Проблемы в условиях реформирования ЖКХ

Реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации породило много проблем, которые в силу своей специфики и тотальности носят экономический и правовой характер. В первую очередь это связано с тем, что число граждан, вовлеченных в сферу ЖКХ, с каждым годом увеличивается, соответственно, проявляется масса проблем в данной сфере. Изменение тарифов на коммунальные услуги, введение социальных норм потребления электроэнергии и другие проблемы существенно отражается на уровне жизни населения. В настоящее время основным направлениями реформирования в комплексе жилищно-коммунального хозяйства выступает жилищное строительство, а так же жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание. 26 января 2016 года Распоряжением Правительства РФ № 80-р утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Стратегия).

Изучение Стратегии приводит к следующим выводам:

— в России отсутствует надлежащим образом сформированный институт активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих определенными правами, эффективными механизмами реализации этих прав, а также необходимым уровнем ответственности;

— одни цели Стратегии противоречат другим (например, заявляется об обеспечении профессионального управления многоквартирными домами путем лицензирования управляющих организаций и тут же предлагается создавать условия для развития самоуправления, в том числе путем создания ТСЖ);

— стратегия предполагает привлечение в ЖКХ частных инвестиций (в том числе – путем концессионных соглашений);

Рентабельное поддержание работоспособного состояния многофункциональной жилищно-коммунальной системы является одной из актуальных задач Российской Федерации.

Решение данной задачи осложняется следующими причинами:

— высокий износ основных фондов в отрасли;

— неэффективные технологические решения и схемы предоставления жилищно-коммунальных услуг;

— высокая бюджетная зависимость, недофинансирование;

— низкая инвестиционная привлекательности отрасли ЖКХ;

— отсутствие оборотных средств и средств на модернизацию фондов;

— недобросовестное исполнение своих обязанностей управляющими компаниями;

— несвоевременное проведение текущего и капитального ремонтов;

— длительная процедура переселения граждан из аварийного жилья;

— непрозрачность начисления платы за ЖКУ;

— социальная напряженность, связанная с недовольством населения качеством работы ЖКХ.

В настоящее время жилищно-коммунальная сфера городов функционирует в условиях: диспропорций в бюджетной обеспеченности регионов и больших разрывов в бюджетных доходах отдельных субъектов федерации, а значит, и в объемах финансирования инфраструктурных проектов и доходов домохозяйств; отсутствия сформированной финансовой системы длинных денег; дефицита квалифицированных кадров; высокого уровня криминальных проявлений, связанного экономически неустойчивой моделью функционирования отрасли.

Преступления в ЖКХ – это не какая-то абстракция, касающаяся качества предоставляемых услуг, а вполне конкретные действия. Среди типичных криминальных проявлений в сфере ЖКХ выделяют хищения бюджетных средств, выделяемых на нужды ЖКХ, присвоение средств, которые граждане платят за жилищно-коммунальные услуги, экономические преступления самого широкого спектра – от фиктивных банкротств до незаконного манипулирования их активами и фондами. В результате коррупционных схем и преступного сговора участников системы, деньги выводятся сначала из отрасли, а потом, зачастую, и из страны. В реконструкцию и техническое содержание коммунального хозяйства вкладывается значительно меньше, чем нужно, инфраструктура не модернизируется, ветшает и создает реальные угрозы для людей. То есть, те объемы средств, которые могли бы работать на благо граждан, разворовываются, и это приобретает масштаб стратегической проблемы – ставит под угрозу безопасное функционирование коммунальной инфраструктуры.

Проблема качества коммунальных ресурсов

Качество коммунальных ресурсов. В настоящее время нет утвержденных требований к качеству коммунальных ресурсов. Это серьезный пробел в законодательстве, последствиями которого являются:

— затруднения при попытках обязать РСО производить перерасчет стоимости коммунального ресурса, приобретенного УО/ТСЖ с целью предоставления коммунальной услуги, в случае несоответствия качества коммунальной услуги установленным требованиям, поскольку РСО не предоставляет коммунальную услугу, а поставляет коммунальный ресурс, требования к качеству которого не установлены;

— невозможность предъявления претензий к качеству коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД.

Проблема высоких расходов на администрирование в ЖКХ

Однако, тариф для потребителей на территории деятельности одной РСО должен быть одинаков и для потребителей, получающих коммунальные услуги от РСО, и для потребителей, получающих коммунальные услуги от УО/ТСЖ.

Проблема расчетов потребления коммунальных ресурсов

При этом до настоящего времени прямо не установлен порядок расчета объема этих коммунальных ресурсов, в том числе нет прямого указания, что, например, объем таких коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается в порядке, утвержденном для расчета объема коммунальных услуг на общедомовые нужды

Основные проблемы ЖКХ

Основными проблемами жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день являются: разрывы финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве, отражающиеся в неплатежах между различными экономическими агентами, участвующими в ресурсо- и энергоснабжении жилищно-коммунальной сферы и оказании коммунальных услуг; наличие сформированной экономико-правовой модели жилищно-коммунального хозяйства, по сути являющейся отраслевой экономикой со снижающейся деловой активностью, что подтверждается тем, что объем чистых внутренних инвестиций меньше нуля, то есть валовой объем чистых внутренних инвестиций в отрасли меньше общей суммы амортизационных отчислений, при этом сама модель с экономической точки зрения является неустойчивой; попытки генерации и законодательного закрепления дискриминационных, нелинейных систем ценообразования, с системами штрафов и пеней, нормативами потребления, связанных с монопольным и локально монопольным положением тех или иных экономических агентов, осуществляющих ресурсоснабжение, приводящие к ухудшению общих финансово-экономических показателей для национальной экономики в целом; дилемма перевода простого воспроизводства в отрасли в расширенное; а так же воспроизводство отраслью старых советских, вернее, позднесоветских экономических моделей жилищно-коммунального хозяйства, так как определенный тип институтов создает зависимость от предшествующего развития.

Современные методологические подходы к управлению проектами в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) развивают лишь отдельные направления отрасли, уделяя недостаточное внимание разработке и реализации концепции перехода ЖКХ на инновационную модель развития и использования системы управления проектами для повышения качества коммунального обслуживания населения в исследуемой сфере.

Энергоэффективность – это вектор, который должен объединить всех участников рынка энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Нормативная база энергоэффективности, по мнению экспертов, уже вполне действующая, хотя и требует доработки. При этом не меньше, чем законодательные и финансовые рычаги этой сфере нужен общественный заказ, иными словами, поддержка общества.

Задача повышения энергоэффективности была и остается в числе наиболее актуальных задач российской экономики и одним из приоритетов государственной политики. Более того, сегодня энергосбережение выступает в качестве одного из основных антикризисных инструментов (мер), а энергоэффективность прописана в качестве обязательной характеристики большинства инновационных технологий и материалов.

Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать следующие, основные выводы:

— сфера ЖКУ функционирует в условиях системного кризиса, причиной которого является низкая управляемость происходящими в нем процессами, не реализуемостью направлений по реформированию, низким уровнем конкуренции на рынке ЖКУ, концентрацией крупных УК на локальных муниципальных рынках. Одним из путей решения проблемы служит развитие сотрудничества органов государственной и муниципальной власти и бизнеса в рамках различных форм частногосударственного партнерства. Для эффективной реализации данного направления реформ следует преодолеть барьеры, связанные с формированием экономических принципов разделения полномочий партнеров; разработкой реальных форм государственной поддержки частных коммунальных предприятий; развитием бизнес-структур в сфере ЖКУ, создаваемых на условиях ЧГП.

В статье дается представление о современном состоянии жилищно-коммунального хозяйства России; обозначаются основные проблемы, которые возникают в данной сфере. Предлагается ряд перспективных направлений повышения эффективности развития сектора жилищно-коммунального хозяйства, которые позволят преодолеть названные в статье проблемы.

Ключевые слова

Текст научной работы

ЖКХ является одним из крупных секторов экономики каждой страны, в том числе и нашей страны. К основным составляющим российского ЖКХ можно отнести содержание и эксплуатацию жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и.т.д.В ЖКХ РФ сосредоточено примерно 25 % основных фондов государства, лишь коммунальной энергетикой потребляется больше 20 % электроэнергии и 45% тепловой энергии. И поэтому реформирование ЖКХ представляется весьма трудным, социально важными болезненным процессом, так как затрагивает все слои людей в стране. Наряду с этим , количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ является значимым индикатором нынешнего состояния общества.

Целью исследования данной работы является изучение и выявление острых проблем в ЖКХ и предложить основные пути его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можем с уверенностью отнести к сложным инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами появления и развития. Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самих жителей страны. К сожалению, за многие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ. Главной ошибкой в процессе реформирования ЖКХ считается отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, которые наглядно подтверждают целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

Неслучайно законы формирования инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, которые не прошли экспериментальные испытания. Мы предполагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов. Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине. На сегодняшний день сфера взаимоотношений в области ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из главных источников социального напряжения, а часто даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, которые уполномочены распоряжаться данной сферой.

А также перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, которые привлечены к управлению процессом реформирования данной отрасли, не соответствовали нынешним квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ.

Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения.

В чем же заключаются основные проблемы в сфере ЖКХ?

Ключевые пути решения проблем в сфере ЖКХ

  1. Государственный контроль.
    • Нужно пересмотреть систему тарифообразования. Она должна быть максимальна простая и ориентированная на жителей страны;
    • Правовая ответственность за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, формировать фиктивные ТСЖ и т.д.;
    • Нужен государственный контроль за качеством услуг, которые предоставляются жителям;
    • ликвидировать монополию на рынке организаций ЖКХ, формировать и поддержать конкурентную среды.
  2. Модернизация коммунальной инфраструктуры. Полное обновление систем коммуникаций повысит эффективность работы. Для снижения энерго потерь нужно установить систему энергосбережения в многоквартирных домах, и усовершенствовать приборы учёта. Обеспечить растущие потребности населения в энергоносителях смогут новые более мощные источники. Их создание экономически окупится менее чем за пять лет — привлекательный проект для инвестиций.
  3. Общественный контроль. Нужно создать общественные организация для осуществления контроля за проведением капитального ремонта, оценки качества и стоимости работ, запрашивания конкретных услуг (расширение парковки, детских площадок, озеленения и т.п.).

В таблице 1 мы привили рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России (по данным опроса второй половины 2016 года).


В статье анализируется текущее состояние сферы ЖКХ в России.

Ключевые слова: ЖКХ, экономика, государство.

Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из главных отраслей народного хозяйства России, включающей в себя многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в котором практически не ограничена.

Целью ЖКХ является удовлетворение потребностей населения и бизнеса в услугах, необходимых для жизни и деятельности.

Сегодня эта сфера убыточна и неэффективна. Такая ситуация связана с множеством проблем, которые требуют безотлагательного решения.

Стабилизация и развитие отрасли во многом определяются объемом финансовых ресурсов. Важной является и задача привлечения инвестиций, и создание конкурентной рыночной среды.

Жилищно-коммунальное хозяйство относится к компетенции органов местного самоуправления.

На сегодняшний день основной задачей ЖКХ считается нахождение путей уменьшения темпов подъема затрат. Снижение затрат на содержание ЖКХ зависит от правильной организации процесса эксплуатации. Существенная доля денег, которые акцентируются на обслуживание фондов ЖКХ, используется на текущие ремонтные работы. Для поддержания коммунальных фондов в технически требуемом состоянии нужно достаточное и своевременное субсидирование необходимых работ по текущему ремонту. Источниками доходности в секторах экономики ЖКХ считаются:

− плата за аренду;

− оплата коммунальных платежей;

− сборы с работодателей расходов на использование;

− прочие доходы.

ЖКХ расходует больше бюджетных средств чем вносит в него, поэтому данная отрасль является убыточной для государства.

ЖКХ, как хозяйственная отрасль, включает в себя ряд подотраслей:

− городской пассажирский транспорт;

− благоустройство населенных пунктов.

Источниками финансирования ЖКХ, средства которых направляются на покрытие расходов на развитие и содержание ЖКХ являются:

− средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции;

− средства предприятий, принадлежащих им объектов.

Ежегодно на ЖКХ выделяется около 14 % бюджетных средств. Практически все эти средства выделяются за счет территориальных бюджетов, 5 % расходов которых приходится на региональные бюджеты, 9 % — на местные бюджеты.

За счет бюджета полностью финансируется дорожное хозяйство, озеленение, освещение, уборка территорий населенных пунктов. Общественный транспорт, жилищное хозяйство и энергетика для отопления жилых домов, кроме того, дотируются из бюджетов вышестоящих уровней.

Выделение дотаций рассматривается как один из способов возмещения предприятиям их затрат на ЖКХ, что в конечном счете не способствует повышению заинтересованности в экономном расходовании материальных и финансовых ресурсов.

Жилищный сектор города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т. д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания. Сфера ЖКХ регулируется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).

Тарифы регулирует Федеральная Антимонопольная Служба.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

 частный фонд, принадлежащий гражданам или юридическим лицам: объекты ИЖС, квартиры, дома;

 государственный фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или управлении государственных учреждений;

 муниципальный фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

 общественный фонд, являющийся собственностью общественных объединений;

 коллективный фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Субъектами деятельности ЖКХ являются муниципальные, государственные и частные предприятия и организации.

Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность — необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн. рублей, это более 5,7 процента валового внутреннего продукта России. По данным Федеральной службы государственной статистики, объем жилищного фонда в Российской Федерации составляет 3,3 млрд. кв. м, в том числе многоквартирных домов — 2,4 млрд. кв. м (что составляет 72 процента общего объема жилищного фонда).

Согласно опросу, большинство граждан (55 %) считает несправедливой сумму, которую они платят за коммунальные услуги, 63 % опрошенных назвали стоимость коммунальных услуг завышенной, при этом более других ощущают дороговизну жилищно-коммунальных услуг жители небольших городов с населением от 50 до 100 тыс. человек (75 %).

Качество и надежность услуг ЖКХ определяются такими параметрами как:

− бесперебойное отопление, горячее и холодное водоснабжение;

− своевременный вывоз твердых бытовых отходов.

Необходимо стимулировать формирование интеллектуальных систем комплексного учета коммунальных энергоресурсов, позволяющих в первую очередь обеспечить удаленный учет коммунальных услуг, в том числе за счет постепенного изменения требований к приборам учета, оптимизации и продвижения наилучших решений по этому вопросу, а также создание на региональном уровне единого информационного ресурса, обеспечивающего организацию регулярного сбора и систематизацию достоверной и актуальной информации об объектах коммунальной инфраструктуры, об их технико-экономическом состоянии и имущественных правах на указанные выше объекты, о региональных потребителях коммунальных ресурсов (услуг).

В условиях ухудшения макроэкономической ситуации необходимо максимально использовать внутренние резервы для развития жилищно-коммунального хозяйства, связанные с оптимизацией текущих и инвестиционных расходов, энергосбережением. Одним из важных направлений повышения энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства является развитие рынка энергосервисных услуг.

Основными механизмами по повышению эффективности государственной бюджетной политики в области жилищно-коммунального хозяйства могут быть:

а) финансирование системы государственной поддержки инвестиционных проектов в жилищно-коммунальной сфере;

б) субсидирование за счет бюджетных средств инвестиционной деятельности, связанной с модернизацией систем коммунальной инфраструктуры;

в) привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации для финансирования проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры;

г) продвижение механизмов бюджетного софинансирования частных инвестиций, направляемых в проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры;

д) увеличение адресности предоставления льгот по оплате жилищного помещения и коммунальных услуг.

Основные термины (генерируются автоматически): жилищно-коммунальное хозяйство, жилищный фонд, коммунальная инфраструктура, Российская Федерация, средство, ведомственный фонд, жилищное хозяйство, Россия, содержание ЖКХ, сфера ЖКХ.

Сфера деятельности ЖКХ

Сфера деятельности ЖКХ

Основные проблемы ЖКХ

Главная особенность системы – это социальная значимость отрасли жизнеобеспечения. Назревшие проблемы ЖКХ традиционно волнуют каждого в ситуации, когда необоснованные цены становятся бременем непосильных платежей в условиях предоставления услуг низкого качества. Поговорка по две известные беды в России дополняется третьей – ЖКХ.

Выход из кризисной ситуации коммунальной сферы станет важнейшим показателем развитости не только отдельного региона, но и страны в целом.

Проблемы ЖКХ

В списке болевых точек системы ЖКХ следующие:

  1. Отсутствие единого порядка и прозрачности ценообразования услуг и, как следствие, невозможность потребителю проверить верность расценок и расчетов.
  2. Несоответствие уровня установленных платежей за коммунальные услуги и жилье реальным затратам на обслуживание. Переплаты и оплаты за не оказанные потребителю услуги – бич ЖКХ.
  3. Низкое качество выполнения услуг предприятиями ЖКХ. Ошибки персонала как проявление недостаточной квалификации специалистов отрасли. Несвоевременное устранение сбоев и неполадок. Отсутствие контроля и недостаточно эффективное внутреннее управление как одна из причин ухудшения работы отрасли.
  4. Проявление иждивенческих настроений собственников жилья, неправильная эксплуатация оборудования, запущенность и износ фонда недвижимости.
  5. Низкий уровень финансирования работ по модернизации системы и обслуживанию жилья.
  6. Дифференциация по регионам состояния оснащенности и качества предоставляемых услуг в ЖКХ.
  7. Изношенность основного отраслевого фонда ЖКХ, применение устаревших технологий, требующих больших финансовых вложений и ресурсов (тепла, газа, воды и т.д.). Энергоемкость оказанных услуг превышает аналогичные показатели стран Европы в 2,5-3 раза.
  8. Обслуживающее оборудование в состоянии физической изношенности и моральной неактуальности.

Требования к современной инфраструктуре ЖКХ и ее возможности

Требования к современной инфраструктуре ЖКХ и ее возможности

Какие меры устранения проблем ЖКХ актуальны сегодня

Социальная поддержка незащищенным гражданам

Социальная поддержка незащищенным гражданам

Государство признало критическим состояние коммунальной сферы и жилищного фонда. В настоящее время политический курс направлен на привлечение частного бизнеса в ЖКХ, формирование условий для его развития.

Постепенно проводится пересмотр цен на оказание коммунальных услуг с проведением социальной поддержки самым незащищенным гражданам. Государство предпринимает попытки сдерживать цены на услуги ЖКХ.
Решению накопившихся проблем ЖКХ может помочь постепенная модернизация всей инфраструктуры отрасли, реализация отдельных проектов по оптимизации применения природных ресурсов и качества услуг.

Подсчитано, что требуется около полутора триллионов рублей инвестиций. Государство не предоставит их в полном объеме. Финансовые притоки возможны только в рыночных условиях на основе здоровой конкуренции для реализации проектов и программ развития.

Нужна обновленная правовая и экономическая платформа для создания финансовой привлекательности отрасли и освоения внебюджетных средств.

Прозрачные тарифы для населения

Прозрачные тарифы для населения

Компании и частные фирмы, приходящие на рынок ЖКХ, вместе с государством должны преодолевать трудности и риски по развитию отрасли. Требуется постоянная поддержка системы обновления, поиска решений и подготовки квалифицированных кадров для работы в новых условиях.

Варианты решений текущих проблем ЖКХ видятся в следующем:

  • совершенствование жилищной политики с установлением льгот и привлечением лучших компаний для работы в сфере ЖКХ;
  • установление прозрачных и оправданных тарифов для населения, порядка в ценообразовании;
  • внедрение комплексной реконструкции микрорайонов или кварталов;
  • создание системы стимулов и должных условий для экономии энергопотребления, рационального использования ресурсов, снижения энергоемкости производств;
  • обновление организационных и управленческих структур ЖКХ;
    техническое переоснащение системы ЖКХ, внедрение новых технологий в обслуживании жилищного фонда.

Инертность многих участников системы ЖКХ объясняется сложными внутренними порядками и боязнью рисков. На текущий период не завершена инвентаризация имущества ЖКХ, что препятствует объективной оценке отрасли.

Нужны общие усилия по наведению порядка и выходу на новый уровень комфортности в вопросах текущего жизнеобеспечения.

На сайте можно найти материалы по различным вопросам обслуживания жилого фонда и решения правовых проблем с недвижимостью в сфере ЖКХ. Консультации и индивидуальные решения можно получить онлайн или по горячему номеру телефона.

Настоящая статья посвящена изучению и выявлению наиболее острых проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве и предложению основных направлений его реформирования. Авторами были выявлены и систематизированы современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства (нерациональное использование ресурсов, психологическая неготовность населения и представителей всех структур к эффективному реформированию отрасли, сильная изношенность основных фондов, неудовлетворительное состояние большого удельного веса жилых зданий, низкая энергоэффективность коммунальных сетей и жилищного фонда, низкое качество предоставляемых услуг, отсутствие прозрачности начисления платы, сложность производства перерасчетов, дополнительные поборы, невысокая конкуренция на рынке управляющих компаний). Предложена система мероприятий по совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства, включающая развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегнающих технологий, создание и внедрение современных инновационных технологий при строительстве и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, монетаризацию льгот, предполагающую предоставление льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг в денежной форме, увеличение конкуренции в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, внедрение автоматизированных систем управления, развитие государственно-частного партнерства и концессионных отношений и др.


2. Беляев М.К., Борисова К.В., Соколова С.А. Формирование бытовой культуры населения в целях ресурсосбережения страны // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 10–3. – С. 591–595.

3. Дмитриева М.С., Соколова С.А. Развитие государственно-частного партнерства в России в условиях кризиса // NovaInfo, 2016. – Т. 1. – № 40. – С. 77–81.

4. Мельникова Ю.В. Совершенствование природоресурсных платежей: комплекс ресурсно-рентных и косвенных налогов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 2011. – № 2. – С. 178–186.

5. Мельникова Ю.В., Шестак Д.А. Налог как социально-экономический инструмент управления современным обществом // Современность и наследие: экономические, образовательные и социально-культурные аспекты развития России: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, 2014. – С. 254.

6. Соколова С.А. К вопросу развития дорожной инфраструктуры в Волгоградской области // Развитие экономической науки на транспорте: скорость как экономическая категория: сборник докладов III Международной научно-практической конференции. – Киров, 2015. – С. 245–250.

8. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы современного менеджмента в условиях инновационного развития региона // Наука, 2014. – № 4–3. – С. 481.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из самых крупных секторов экономики любого государства. Не является исключением наша страна. К ключевым составляющим российского ЖКХ относятся содержание и эксплуатация жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и др. В ЖКХ России сосредоточено около 25 % основных фондов страны, лишь коммунальной энергетикой потребляется свыше 20 % электроэнергии и 45 % тепловой энергии. В связи с этим реформирование ЖКХ представляется очень сложным, социально значимым и болезненным процессом, поскольку затрагивает практически все слои населения. Наряду с этим количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ выступают важным индикатором современного состояния общества.

Цель исследования – изучение и выявление наиболее острых проблем в ЖКХ и предложение основных направлений его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можно с уверенностью отнести к сложнейшим инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами зарождения и развития. Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самого населения. К сожалению, за долгие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ. Одной из важнейших ошибок в процессе реформирования ЖКХ можно считать отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, наглядно подтверждающих целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

Неслучайно законы развития инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, не прошедшие экспериментальные испытания. Полагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов. Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине. На сегодняшний день область взаимоотношений в сфере ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из основных источников социального напряжения, нередко даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, уполномоченных распоряжаться этой сферой.

Кроме того, перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, привлеченные к управлению процессом реформирования этой отрасли, не соответствовали современным квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ. Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения. Всем нам неоднократно приходилось наблюдать, как в дождливую погоду дорожные службы ремонтируют дорожное покрытие. Это возмущает абсолютно всех, особенно водителей. Очевидно, что такой ремонт долго не прослужит и в следующем году снова придется ремонтировать эту же дорогу, затрачивая дополнительные бюджетные средства. Скорее всего, и рядовых работников дорожных служб это возмущает, поскольку приходится работать в ужасных условиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. При этом качество такого ремонта, конечно, очень низкое.

Считаем, если единожды сделать качественный и своевременный ремонт дорожного полотна, то в будущем можно избежать дополнительных финансовых затрат. Более целесообразно основательно отремонтировать меньший по площади участок дороги, но при этом создать качественные и безопасные условия на дорогах на длительное время, а также существенно улучшить внешний вид города или пригородной зоны [6, 8 и др.].

Достаточно часто у граждан возникают такие вопросы, как: почему коммунальные службы оказываются не готовы к холодам или выпавшим осадкам; где находится специализированная техника для очистки дорог; почему после всех проверок систем отопления происходят прорывы теплотрассы или отключают отопление и т.п. Безусловно, эти и подобные вопросы характеризуют неэффективность управления и низкое качество проводимых работ, которые, в свою очередь, потребуют привлечения дополнительных ресурсов (финансовых, трудовых и пр.) и, скорее всего, вызовут недовольство жителей.

К сожалению, на сегодняшний день несогласованность и необдуманность принятых решений в работе коммунальных, хозяйственных, дорожных служб нередко приводят к нерациональному использованию ресурсов. Если бы каждый руководитель при решении профессиональных вопросов применял экономические принципы, рассматривал рабочий процесс как возможность улучшения условий жизни населения, облагораживания внешнего облика города или пригородной зоны, пытался наиболее эффективно использовать ресурсы, то результаты могли бы быть другими. По нашему мнению, государство должно быть заинтересовано в воспитании граждан не только с ярко выраженной патриотической позицией, но и экономически грамотных на уровне бытовой экономики и в профессиональной сфере.

Увидев сформировавшиеся свалки, население начинает сетовать на чиновников, которые допустили скопление мусора, и на коммунальные службы, которые его не убирают. Но ведь чисто не там, где часто убирают, а там, где не сорят. Поэтому роль воспитания социально-адаптивного, культурного человека, понимающего и осознающего все последствия своих поступков, возрастает в современных условиях. К сожалению, примеры бескультурного поведения граждан во всех сферах жизнедеятельности общества встречаются часто. Важно осознавать, что с каждой выброшенной бутылкой или бумажкой не только наносится урон экологии, истощается почва, отравляется воздух гниющими свалками, но и тратятся собственные денежные средства граждан, полученные посредством налоговых отчислений в бюджет, на уборку и вывоз мусора. Отметим, что в настоящее время практически в каждом регионе России рассматривают новые законопроекты, позволяющие ввести дополнительный налог на вывоз и утилизацию мусора, что еще больше повлияет на финансы каждой семьи или отдельного человека.

Таким образом, несовершенство управления, легкомысленное или даже бескультурное поведение граждан вызывают многочисленные проблемы в ЖКХ. Среди наиболее важных современных проблем ЖКХ специалисты выделяют:

– нерациональное использование ресурсов;

– психологическую неготовность населения и представителей всех структур ЖКХ к эффективному реформированию отрасли;

– сильную изношенность основных фондов, неудовлетворительное состояние большого удельного веса жилых зданий и т.п.;

– низкую энергоэффективность коммунальных сетей и жилищного фонда;

– низкое качество предоставляемых услуг;

– отсутствие прозрачности начисления платы, сложность производства перерасчетов на практике, дополнительные поборы;

– невысокую конкуренцию на рынке управляющих компаний и др.

Самые острые проблемы ЖКХ, по мнению россиян, приведены на рис. 1.

sokol1.wmf

Рис. 1. Основные проблемы ЖКХ с точки зрения населения, % [7]

Как видно из рис. 1, наибольшую обеспокоенность населения вызывает начисление коммунальной платы (23,5 %). Снизить напряженность и, возможно, даже полностью решить эту проблему позволит применение онлайн-систем расчетов. Они детализируют осуществление расчета платежа не только по его конечной величине, но и конкретизируют применение той или иной формулы при многовариантных расчетах. Повышению прозрачности начисления коммунальной платы способствует использование личных кабинетов жильцов, в которых представляется полная информация о всех произведенных услугах и расчетах. Однако, несмотря на очевидное удобство, использование и внедрение подобных технологий не пользуется широкой популярностью среди населения.

Полагаем, что внедрение инновационно-информационных технологий может быть активизировано при повышении уровня следующих факторов:

– образованность и финансовая дисциплина населения в сфере коммунального хозяйства;

– квалификация специалистов в сфере ЖКХ;

– привлечение частных инвестиций или государственная поддержка при оптимизации стоимости инновационных технологий;

– прозрачность системы управления и ликвидация коррумпированности органов местной власти.

При этом большое значение приобретает формирование и развитие культуры экономического мышления населения (рис. 2).

sokol2.wmf

Рис. 2. Процесс формирования культуры экономического мышления населения

С нашей точки зрения, формирование и развитие культуры экономического мышления населения является особенно важным в сложившихся экономических условиях, поскольку это позволит не только расширить экономическое сознание людей, но и обеспечит совершенно новый уровень использования ресурсов, основанный на эффективности и бережливости [2, с. 595]. Наряду с этим для решения проблем в области ЖКХ целесообразно:

– развивать и внедрять ресурсо- и энергосберегнающие технологии в отрасли;

– создавать и внедрять современные инновационные технологии при строительстве и эксплуатации объектов ЖКХ;

– производить монетаризацию льгот, предполагающую предоставление льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг в денежной форме;

– совершенствовать конкуренцию в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, внедрять автоматизированные системы управления;

– развивать государственно-частное, а также муниципально-частное партнерство [3] и концессионные отношения и т.д.

Таким образом, реформирование жилищно-коммунального комплекса невозможно представить без эффективного использования качественно новых инновационных технологий, которые уже созданы в нашей стране [1] и могут быть успешно внедрены в практическую повседневную деятельность населения и управляющих (обслуживающих) компаний. Наряду с этим важно укреплять и развивать трехстороннюю интеграцию производства, науки и государства. Вузы призваны стать не только местом накопления, хранения и передачи знаний, но и местом производства инновационных технологий. Считаем, что студенты должны принимать непосредственное участие в разработке решений текущих экономических задач. При этом возможно ожидать социальный эффект в сфере образования, заключающийся в создании качественно новых управляющих компаний, высококвалифицированных и компетентных специалистов.

Полагаем, что образование и просвещение в сфере ЖКХ должно быть непрерывным, начиная распространение экономических знаний с детских садов, школ, ССУЗов, вузов. Это позволит сформировать и развить экономическое мышление и повысить бытовую культуру населения, а также сохранить и преумножить ресурсный потенциал страны. Кроме того, на сегодняшний день крайне важно развивать инвестиционную привлекательность отрасли жилищно-коммунального хозяйства посредством совершенствования законодательной базы [4, 5 и др.], закрепления прав и полномочий инвестора и т.п. Руководству нашей страны на различных уровнях управления следует поддерживать принцип честной конкуренции на рынке коммунальных услуг, что должно благоприятно отразиться на развитии этой отрасли.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и администрации Волгоградской области, проект № 15-46-02521.

Читайте также: