Проблемы повышения пенсионного возраста в рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации

Эссе участника второго тура

« XI Всероссийской олимпиады по финансовому

Средней школы №82

Решетова Виктория Андреевна.

2. Повышение пенсионного возраста - проблема сегодняшнего времени

2.2. Причины и проблемы развития

2.5. Парадокс в Китае

2.6. Раскрытие проблемы на примере города Ульяновск

4. Список литературы

Я, ученица 11 класса участвую в Олимпиаде уже не первый раз. Впервые принять в ней участие мне предложил мой учитель по экономике. В прошлом году я успешно прошла первый тур, ответила на вопросы теста, а во втором туре мне не хватило умения и опыта для того, чтобы набрать достаточное количество баллов и пройти в третий очный тур. Но меня так заинтересовала тема повышения пенсионного возраста в Российской Федерации, что я решила обязательно участвовать в Олимпиаде еще раз, потому что свою будущую профессию я связываю с социологией и политикой.

Когда я увидела полный список тем эссе, передо мной, как и перед другими участниками олимпиады встал вопрос выбора наиболее важной и интересной темы. Я долго думала, что исследовать, какую тему выбрать, ведь они все интересные и очень актуальные в настоящее время. Но именно проблема повышения пенсионного возраста в Российской Федерации привлекла мое внимание больше всего, ведь я уже думаю, в каком возрасте уйдут на пенсию мои родители, смогут ли они доработать до этого возраста, позволит ли им здоровье?

Выбранная тема является актуальной в связи с последними событиями в России, которые связаны с повышением пенсионного возраста.

Теперь я попытаюсь раскрыть данную тему, с помощью своих знаний, учебно-методической литературы, статистических данных и реальной обстановки в стране.

2. Повышение пенсионного возраста - проблема сегодняшнего времени

Чтобы разобраться в вопросах проблем повышения пенсионного возраста, обратимся сначала к раскрытию терминов, которые нам необходимы для дальнейшего понимания сложившейся ситуации. Пенсионный возраст – это возраст гражданина, установленный государством, по достижении которого он может претендовать на получение пенсии по старости. Достигнув пенсионного возраста, гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (налогов) в получателя пенсионных выплат из пенсионного фонда.

Многие министры сходятся во мнении, что сегодня в отношении соцподдержки граждан Российская Федерация намного щедрее СССР. Так, по статистике каждый третий гражданин получает всевозможные льготы и соцпомощь. Возникает необходимость изменения принципов их предоставления. Появилась острая потребность в разработке критериев нуждаемости, также социальная поддержка должна оказываться публично. Поэтому если кто-то ездит на дорогой иномарке, то люди должны знать о льготах, которые получает это лицо. Силуанов отметил, что сейчас в Российской Федерации количество граждан, которые получают соцподдержку и могут жить без нее, исчисляется тысячами.

Министр финансов отметил, что во время экономического кризиса необходимо точно определить, у кого действительно есть потребность в поддержке государства, и предоставлять ее только им. Это полностью оправданно по политическим и экономическим соображениями в современных условиях.

Также Силуанов обеспокоен избыточной занятостью в государственном секторе и компаниях. Он считает, что грамотно проведенная пенсионная реформа поможет создать условия для перехода работников в более продуктивные сферы экономики.

2.2. Причины и проблемы развития

Проблемы развития социальной политики в отношении лиц пожилого возраста в России становятся все более актуальными с каждым годом. Это обусловлено, с одной стороны, непрерывным процессом демографического старения общества и, как следствие этого увеличением численности лиц в возрасте старше 55 лет (приложение, схема 1). С другой стороны возникновением ряда социально-экономических проблем, появившихся в связи с вышеописанным демографическим процессом. Феномен сложившейся ситуации заключается в том, что лица пожилого возраста, а именно в возрасте от 55 до 72 лет, на современном этапе становятся наиболее многочисленной общественной когортой по сравнению с молодежью, детьми и лицами среднего возраста. Следовательно, от вектора решения их социально-экономических проблем напрямую зависит стабильность современного общества.

В кризисное время достаточно часто используется такая непопулярная и противоречивая мера, как повышение пенсионного возраста граждан. В частности, в России эта реформа действует регулярно. Власти объясняют это все возрастающим дефицитом бюджета Пенсионного фонда. Но какова же в действительности причина повышения пенсионного возраста?

На самом деле, все просто. Чем меньше россиян будут доживать до пенсионного возраста, тем меньше выплат придется производить Пенсионному фонду. Ведь фонд не имеет никаких обязательств перед родными пенсионера, только перед ним самим. Т.е. если человек умирает, то все его отчисления в Пенсионный фонд при жизни уходят государству.

Демографы подсчитали, что до 40% мужчин и порядка 10% женщин не доживают до пенсионного возраста (приложение, схема 2). Эти данные предоставлены заместителем гендиректора Института труда и социального страхования Валентином Роиком и директором Института демографии Высшей школы экономики Анатолием Вишневским.

Соответственно, государству выгодно, чтобы пенсионный возраст повышался. Ведь тогда придется выплачивать меньше пенсий гражданам. Подсчитано, что 30% людей, отчислявших взносы в Пенсионный фонд, не требуют их назад, поскольку попросту не доживают до пенсионного возраста.

При этом постоянно повышают еще и суммы взносов в Пенсионный фонд. Сегодня взносы в фонд составляют порядка 20% от заработной платы, а в 2011 г. они увеличились до 34%. Отчисления разделяются на страховую и накопительную части пенсии. Кроме того, граждане с 2009 г. получили возможность добровольно отчислять дополнительные деньги на накопительную часть пенсии. Только вот эти деньги пойдут все тому же государству, если человек по какой-либо причине недоживет до пенсионного возраста.

Минздрав же в ответ утверждает, что повышать пенсионный возраст не стоит, поскольку россияне и так отстают от жителей других развитых стран по длительности жизни. Соответственно, если человек и доживет до пенсии, то пенсионером он будет, скорее всего, недолгое время. Так, средняя продолжительность жизни россиян составляет 61,8 года у мужчин и 74,2 года у женщин (приложение, схема 3). Легко можно подсчитать, что в среднем женщины получают пенсию в течение почти 20 лет, а мужчины - в течение почти 2 лет.

Одним из сторонников повышения пенсионного возраста является Михаил Хромов, аналитик Центра структурных исследований Института Гайдара. Свою позицию он объясняет ускорением темпов роста количества граждан возрастом старше трудоспособного по сравнению с теми, кто пригоден к труду. Чтобы сохранить соотношение между средним пенсионным пособием и средней заработной платой, необходимо решиться на один из двух шагов: повысить пенсионный возраст в стране либо увеличивать отчисления в ПФР. Других способов решения проблемы не существует. Если повышать налоги, что приведет к росту теневого бизнеса и зарплат в конвертах. Поэтому данный метод вряд ли даст желаемые результаты. В результате Хромов видит одно единственное решение – увеличивать пенсионный возраст.

Если говорить о том, чтобы сделать равными пенсионные возрасты мужчин и женщин, то здесь нужно учитывать что представители сильной и прекрасной половины разные в физиологическом и эмоциональном плане. Поэтому было бы хорошо, чтобы пенсионный возраст у женщин был более низким. Неплохим решением была бы возможность его снижения с учетом количества рожденных детей. Это бы позволило получить определенный демографический эффект.

Пенсионная проблема появилась много лет назад. Реформа, начавшаяся в начале века, ставит целью сокращение напряженности, которая бы обязательно возникла в результате сокращения количества работающих и ростом численности пенсионеров. Именно поэтому были предприняты усилия введения накопительной части пенсии. В этом случае можно было бы избежать текущего положения дел, когда работающие делают отчисления на содержание нынешних пенсионеров. Безусловно, это решение не панацея и оно не сможет избавить от всех пенсионных проблем, но оно окажет поддержку пенсионной системе, а также поможет уменьшить нагрузку на работоспособное население.

Михаил Хромов привел еще один важный аргумент – благодаря научным достижениям увеличивается продолжительность жизни. В будущем такая тенденция, безусловно, сохранится, а это приведет к дополнительному росту нагрузки. Эксперт подверг критике отсутствие последовательности у правительства, которое на случай отказа от накопительной системы пытается ее дискредитировать. А ведь это верная дорога к повышению пенсионного возраста в России. Аналитик отметил, что решать проблему необходимо комплексно, возможно, принимая преимущества каждого из этих двух методов.

Также эксперт Центра структурных исследований Института Гайдара обратил внимание на еще один факт – относительно небольшой размер пенсионного пособия. Поэтому он выразил мнение, что пенсионеру придется в любом случае дополнительно работать, чтобы содержать себя. Поэтому большой разницы между возрастом выхода на заслуженный отдых – будь то в 60 лет либо в 65 – Хромов не наблюдает.

Категорическим противником увеличения пенсионного возраста в стране выступает финансовый омбудсмен Павел Медведев. Свое мнение он объясняет отрицательным социальным эффектом. При этом он понимает, что такая позиция вряд ли на что-то повлияет.

Специалист отметил, что пенсионная система, которая наблюдается сегодня, была введена Хрущевым. Однако в то время в СССР рождаемость детей была в два раза выше, чем сейчас, а вот количество пенсионеров было во столько же раз ниже. Конечно, нам может быть неприятно осознавать, что выходить на пенсию придется позже, но, кажется, никуда от этого не деться.

Павел Медведев сообщил свое видение решения проблемы. Можно было 10-15 лет назад сказать молодым людям, что они не смогут выйти на пенсию в 55 или 60 лет. Вряд ли это обернулось бы недовольством, поскольку 20-летние не думают о пенсии. Это бы позволило медленно увеличивать планку. Например, за 2-3 года поднимать пенсионный возраст на 6 месяцев. Такое бы решение не вызвало сильных недовольств. Однако в прошлое возвратиться невозможно, как и вернуть время. Теперь же времени на введение такого решения нет, это обернется явным недовольством граждан.

Причиной сегодняшних проблем он считает сильное затягивание пенсионного вопроса, что вынуждает решать его очень болезненно. С другой стороны, бюджет пенсионного фонда очень и очень дефицитный, решить трудности с ним за счет федерального бюджета просто не представляется возможным.

Проанализировав мнения и высказывания политиков, не остается сомнений в том, что повышение пенсионного возраста в России – это вопрос времени. От него никуда не деться, поскольку проблема дефицита ПФР стоит необычайно остро, а количество пенсионеров постоянно растет. Как будет проходить реформа? Будут ли в ней заложены основания для демографического эффекта или послабления для определенных социальных слоев? Время покажет.

2.5. Парадокс в Китае

Недавно я наткнулась на такую информацию, в которой было сказано, что в Китае не платят пенсию. Эта информация меня очень удивила, и я решила разобраться так ли это или нет? И на что тогда живут пенсионеры в Китае?

По общим стандартам ООН население страны считается старым, если число жителей старше 65 лет составляет 7%, а детей до 14 лет меньше 30%. По данным официальной китайской статистики, уже в 2007 г. в Китае проживало 8.1% лиц старше 65 лет. В марте 2011 г. министр трудовых ресурсов и социального обеспечения Китая Инь Вэйминь назвал цифру 12.8% (170 млн. человек). Китай вступил в активную фазу старения населения, несмотря на все усилия по реализации политики сбалансированной рождаемости в стране. По мере роста благосостояния китайцев продолжительность жизни будет расти, и тенденция старения населения усилится. Вместе с тем, на настоящий момент пенсионное обеспечение в Китае никак не соответствует уровню экономических достижений страны, особенно в последние несколько десятилетий. По закону о пенсионном обеспечении Китая пенсию могут получать мужчины с 60 лет и женщины с 50-55 лет (для разных категорий). Поощряется также более ранний уход на пенсию без финансовых потерь (приложение, схема 4). Однако на государственные пенсии могут рассчитывать только государственные служащие и лица, занятые в промышленности. Сельские жители не получают пенсию вообще. Но на что же они тогда живут? Все просто. Обязанность возложена на детей. Именно дети должны содержать своих родителей. Вернемся в Россию. А может ли наше население содержать своих родителей, если зарплата в стране очень низкая? Конечно же, нет. Но, если повысить заработную плату в нашей стране и принять решение о содержание своих родителей детьми, то ситуация стабилизируется. И, если пенсия не будет выплачиваться государством, но и количество налогов, выплачиваемое населением, уменьшится, так как часть налога уходит на вылечивание пенсии.

2.6. Раскрытие проблемы на примере города Ульяновск

Я живу в годе Ульяновке, в городе, который побил рекорд по рождаемости. Именно поэтому 2016 год в Ульяновской области объявлен Годом здравоохранения. С целью улучшения демографической ситуации 2016 год объявлен губернатором Ульяновской области Годом здравоохранения. В течение всего года будут проходить мероприятия, направленные на улучшение качества и доступности медицинской помощи населению. Главная цель Года здравоохранения – донести жителей Ульяновской области мысль о необходимости соблюдения здорового образа жизни, сформировать чувство ответственности за свое здоровье, в первую очередь перед своими родными и близкими. На примере своего города я хочу показать влияние повышения пенсионного возраста.

В 2005 году естественная убыль населения составляла –11 164, а по оперативным данным за 2015 год – 3 734, такие цифры приводятся в Статистическом ежегоднике за 2015 год, опубликованном Ульяновскстатом. В Ульяновской области, как и в целом по Российской Федерации, сложилась ситуация, характеризующаяся прогрессирующим старением населения. Так, в 2005 году удельный вес населения пожилого и старческого возраста в Ульяновской области составлял 20,2%, в 2009 году – 23%, в 2011 году – 23,8%, в 2014 году – 25,5%. По прогнозам демографической ситуации к 2020 году ожидается увеличение доли лиц данной категории до 30,6%. Среди регионов ПФО Ульяновская область занимает 4 место по количеству населения старше трудоспособного возраста.

Как мы можем наблюдать, даже Ульяновское население может не дожить до пенсионного возраста или насладится этим счастьем лишь считанные годы, а может даже и месяцы, не смотря на то, что Ульяновск стоит на первых местах про продолжительности жизни.

3. Заключение

-Да вы что, дармоеды, на покой собрались? Не выйдет, голубчики. Придется еще поработать.

- Так годы наши преклонные, пенсионные. (Приложение, иллюстрация 1).

Даже в застойные году многие боялись не только до пенсии, а до 50 не дожить:

- Верочка, будет вам тоже 50 лет, и вам соберем.

4. Список литературы

1. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. 10-11 класс. М.: Вита-Пресс, 2013


Пенсионный возраст — одна из важнейших характеристик пенсионной системы, показывающая на каком году жизни пенсионер может воспользоваться благами социального государства. На сегодняшний день, в России данный показатель установлен на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Жители северных регионов, а также сотрудники вредных и опасных производств могут выходить на пенсию гораздо раньше.

Активные дебаты о повышении пенсионного возраста начались после кризиса 2008–2009 годов. В 2010 году дефицит Пенсионного фонда России (ПФР) впервые превысил 1 трлн. рублей и составил 4,1% ВВП. [1]

За пять последних лет сбалансировать пенсионную систему так и не удалось. Собираемые страховые взносы не покрывают объем выплачиваемых пенсий. И решать вопрос приходится за счет бюджета. Как отмечает председатель совета директоров Европейского Пенсионного фонда Евгений Якушев, в 2015 году дефицит пенсионного бюджета составил 623 млрд. рублей. За последние шесть лет доля трансферта федерального бюджета в бюджете ПФР занимала от 62% в 2010 году и до 36% в 2015 году. [2] Примерно четверть расходов бюджета – это вынужденный трансферт в ПФР. По словам эксперта, разбалансировке пенсионной системы способствовали принятые ранее решения о валоризации пенсий (переоценка стажа, полученного в СССР), ускоренной индексации размеров пенсий, введении льготных тарифов страховых взносов для ряда отраслей, снижении ставок страховых взносов с 26 до 22%. Из гаранта стабильности пенсионной системы государство в какой-то момент незаметно превратилось в донора.

Проблема пенсионного возраста крайне дискуссионная. Экономические аргументы сталкиваются с социальными, поэтому неудивительно, что за повышение пенсионного возраста выступают в основном финансисты и экономисты – это Министерство финансов, первый вице-премьер Игорь Шувалов, глава РСПП Александр Шохин, бывший экс-министр Алексей Кудрин, руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

В группу же противников такого решения входят в основном политики и социальный блок правительства. Это Президент РФ Владимир Путин, глава Правительства Дмитрий Медведев, вице-премьер Ольга Голодец, министр труда и социальной защиты Максим Топилин, член Совета Федерации Валерий Рязанский, руководитель комитета Государственной Думы Сергей Исаев.

Министерство труда и социальной защиты предлагает начать поэтапное повышение пенсионного возраста с государственных служащих. Поэтапный вариант предполагает повышение пенсионного возраста на полгода в течение двух-трех лет, после чего пенсионный возраст начнет расти на год за год.

Финансово-экономический сектор в Правительстве совместно с Министерством труда и экспертным сообществом прорабатывают различные альтернативы:

Уравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин на уровне 60 лет;

Повышение до 58 лет у женщин, 63 у мужчин;

Более радикальное повышение до 60 и 65 соответственно.

Дискуссию о повышении пенсионного возраста реанимируют всякий раз, когда пенсионная система начинает испытывать дефицит средств, и необходимы рычаги, с помощью которых ее можно вернуть в состояние равновесия. Сторонники данного предложения приводят следующие аргументы:

1. В России один из самых низких пенсионных возрастов в мире, 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он был установлен в 1932 году на основе обследований рабочих, выходящих на пенсию по инвалидности, и с тех пор не повышался, хотя характер и условия труда заметно изменились.

2. Население России стареет: в 1939 и 1959 годах доля лиц 60 лет и старше составляла соответственно 6,7% и 9,0%, а в 2015 году — уже более 20%. [3]

3. Пятая часть всех пенсионеров работает. Среди пенсионеров по старости занят почти каждый четвертый, а среди тех, кто оформил пенсию недавно, работу имеют более половины. Это означает, что реальной утраты трудоспособности с достижением пенсионного возраста не происходит и его можно повысить.

Противники повышения пенсионного возраста утверждают, что, несмотря на финансовую привлекательность этого шага, есть весомые демографические, социальные и экономические доводы, свидетельствующие о том, что Россия к нему не готова. Вот самые распространенные из них:

1. Продолжительность жизни в сравнении с другими странами, имеющими сопоставимый уровень развития, крайне мала, особенно для мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин практически не изменилась с тех пор, как в стране появилось государственное пенсионное обеспечение. Не меньшее значение имеет и то, что в России фиксируется высокая смертность.

2. Западные страны озабочены сокращением численности трудоспособного населения и, в частности, проблемой ухода пожилых с рынка труда. Между тем в России, где пенсионный возраст значительно ниже, занятость людей в возрасте 55–59 лет довольно велика. При этом уровень общей безработицы остается достаточно высоким, создание рабочих мест отстает от темпов экономического роста, и вряд ли можно говорить о том, что экономике сейчас нужны дополнительные трудовые ресурсы.

Источник в администрации президента сообщил, что повышение пенсионного возраста в 2016 году не планируется. Противоположную позицию занимает Антон Силуанов, ратующий за его повышение и резкое снижение социальной нагрузки на бюджет. Депутат Ольга Баталина апеллирует к тому, что нынешний стандарт был установлен более 75 лет назад, стало быть, его пересмотр возможен. Глава Министерства труда Максим Топилин заявил, что на разработку мер и экономического обоснования повышения возраста уйдёт около года. Анализируя его высказывания, как профильного специалиста, приходим к выводу, что пенсии в 2016 году будут доступны с обычного возраста.

Согласно официальной версии, озвучиваемой не первый год, соотношение работающих россиян к количеству получающих пенсию планомерно приближается и должно сравняться к 2025-2030 годам. Продолжительность жизни в России растет, и по сведениям Федеральной службы государственной статистики сейчас достигла среднего показателя по стране в 70,93 лет.

Экспертное сообщество склоняется к тому, что повышение стоит ожидать в 2017-2018 году, когда кризисный период будет ещё ощущаться, а настроения в Правительстве не сменятся в пользу более социально-ориентированных. Возможно как общее повышение для обоих полов пенсионеров на 5 лет, так и упомянутое уравнивание женщин и мужчин. Последний вопрос обсуждается отдельно.

На самом деле, повышение пенсионного возраста в России — далеко не единственный способ свести бюджет. При этом он и не самый лучший, так как традиционно решение проблем подобным образом вызывает социальную напряженность.

В действительности увеличить поступления в бюджет можно разными путями, например, путем увеличения государственного долга. На сегодняшний день основной объем внешних заимствований приходится на крупнейшие корпорации. При этом долг государства остается на низком уровне. На международных рынках он составляет, по сведениям Министерства финансов, 54 млрд. долларов США. Еще на 5,37 трлн. рублей выпущено долговых обязательств внутри страны.[4] В целом необходимые 3 трлн. рублей на ближайшие три года можно собрать именно этим путем.

Целый ряд экспертов склонны считать, что такой подход решил бы одновременно две задачи: и финансирование бюджета, и стерилизацию денежной массы.

Тем не менее, вопрос о повышении пенсионного возраста в будущем, как бы не решилась проблема финансирования бюджетного дефицита сегодня, остается открытым.

Россия, как и другие страны с развитой системой пенсионного обеспечения и стареющим населением, нуждается в изменении условий пенсионного обеспечения, включая повышение границ пенсионного возраста, которые одновременно являются границами трудоспособности. При этом особенности демографического развития России таковы, что она не может позволить себе быстрое и радикальное повышение пенсионного возраста мужчин и женщин.

Стоит надеяться, что Россия, пережив трудные времена, сможет пополнить содружество подлинно цивилизованных, правовых и социальных стран, где права граждан в сфере социального обеспечения имеют первостепенное значение, как и права в иных сферах.

Пенсионный возраст — юридическая граница старости, отмечающая момент, когда гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (налогов) в получателя пенсионных выплат.

Таким образом, на макроуровне пенсионный возраст выступает одним из основных регуляторов соотношения между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионной системы, опосредованно воздействуя на ее сбалансированность и финансовую устойчивость. Поскольку получение пенсии по старости часто сопряжено с прекращением работы, этот возраст совпадает с верхней границей трудоспособности и нижней границей оплачиваемой нетрудоспособности, влияя на совокупное предложение рабочей силы.

Интерес к проблематике пенсионного возраста, возникший в мире в последнее десятилетие, связан с этими его двумя функциями в пенсионной системе и на рынке труда и обусловлен начавшимся старением населения, в результате которого предложение труда молодых сокращается, а пожилые живут на пенсии много дольше, чем столетие назад, когда государство впервые взяло на себя обязанности социальной защиты людей, утративших способность зарабатывать на жизнь.

Дискуссию о повышении пенсионного возраста реанимируют всякий раз, когда пенсионная система начинает испытывать дефицит средств, и необходимы рычаги, с помощью которых ее можно вернуть в состояние равновесия.

Повышение выглядит наиболее простым инструментом, сокращающим число пенсионеров и расходы пенсионной системы и увеличивающим предложение труда, а соответственно и налоговые поступления, включая те, что идут на выплату пенсий. Возникает соблазн максимально использовать этот ресурс, по возможности быстро повысив пенсионный возраст на пять и более лет.

Сторонники данного предложения приводят следующие аргументы:

1. В России — один из самых низких пенсионных возрастов в мире, 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он был установлен в 1932 году на основе обследований рабочих, выходящих на пенсию по инвалидности, и с тех пор не повышался, хотя характер и условия труда заметно изменились.

2. Население России стареет, растет и нагрузка на трудоспособное население. Как показывают прогнозы, спустя несколько лет эти процессы начнут развиваться еще быстрее.

3. Пятая часть всех пенсионеров работает. Среди пенсионеров по старости занят почти каждый четвертый, а среди тех, кто оформил пенсию недавно, работу имеют более половины. Это означает, что реальной утраты трудоспособности с достижением пенсионного возраста не происходит и его можно повысить.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Противники повышения пенсионного возраста утверждают, что, несмотря на финансовую привлекательность этого шага, есть весомые демографические, социальные и экономические доводы, свидетельствующие о том, что Россия к нему не готова. Вот самые распространенные из них:

1. Продолжительность жизни в сравнении с другими странами, имеющими сопоставимый уровень развития, крайне мала, особенно для мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин практически не изменилась с тех пор, как в стране появилось государственное пенсионное обеспечение. Сейчас значения этого показателя при рождении не достигают даже 60 лет — установленного законодательством возраста выхода на пенсию по старости.

Даже если мы используем показатель ожидаемой продолжительности жизни в возрасте 20 лет, исключив тем самым влияние детской смертности, которая в России остается более высокой, чем в странах Запада, ситуация все равно выглядит драматичной: из 100 мужчин, достигших двадцати лет в середине 90-х годов, 46 не доживут до шестидесяти. В таких условиях говорить о повышении пенсионного возраста для мужчин кощунственно, так как многие просто не увидят своей пенсии.

Не меньшее значение имеет и то, что высокая смертность идет рука об руку с плохим состоянием здоровья населения, так что к моменту, когда человек достигает пенсионного возраста, у него обычно есть букет хронических заболеваний, а нередко — инвалидность. Этот аргумент, как правило, остается за рамками обсуждения, хотя плохое состояние здоровья очень часто предопределяет прекращение работы в предпенсионных возрастах, а оформление пенсии по инвалидности становится значимым каналом досрочного выхода на пенсию. Поэтому повышение пенсионного возраста в стране с высокой смертностью населения чревато бурным ростом инвалидности.

2. Западные страны озабочены сокращением численности трудоспособного населения и, в частности, проблемой ухода пожилых с рынка труда. Между тем в России, где пенсионный возраст значительно ниже, занятость людей в возрасте 55–59 лет довольно велика. При этом уровень общей безработицы остается достаточно высоким, создание рабочих мест отстает от темпов экономического роста, и вряд ли можно говорить о том, что экономике сейчас нужны дополнительные трудовые ресурсы. Тем более что в последнее время численность молодых, вступающих на рынок труда, увеличивалась. К тому же за годы реформ заметно изменилась структура спроса: квалификация пожилых часто уже не отвечает требованиям работодателей. Поэтому в процессе реструктуризации предприятия заинтересованы в сокращении рабочей силы, в том числе через корпоративные пенсионные программы. Таким образом, в настоящее время российский рынок труда не испытывает потребности в увеличении занятости пожилых.

Основной изъян этих доводов состоит в том, что они относятся к нынешней ситуации или, в лучшем случае, к ближайшему будущему. Демографы же единодушно утверждают, что хотя ожидаемая продолжительность жизни может остаться на нынешнем уровне или незначительно повыситься, уже в ближайшие годы начнется быстрое сокращение абсолютной численности населения в трудоспособных возрастах. В лучшем случае падение составит к 2025 году 5 млн чел., к 2050 году — 12 млн, а в худшем — соответственно 16 и 39 млн. Относительная доля пожилых при этом увеличится. При нынешних параметрах пенсионной системы и рынка труда это означает резкое увеличение пенсионной нагрузки, ложащейся на трудоспособное население, что негативно скажется не только на финансовом состоянии пенсионной системы, но и на перспективах экономического развития страны в целом.

Повышение пенсионного возраста

  1. В России один из самых низких пенсионных возрастов в мире.
  2. Население России стареет, растет и нагрузка на трудоспособное население.
  3. Пятая часть всех пенсионеров работает. Реальной утраты трудоспособности с достижением пенсионного возраста не происходит и его можно повысить.
  1. Продолжительность жизни в сравнении с другими странами, имеющими сопоставимый уровень развития, крайне мала, особенно для мужчин. Повышение пенсионного возраста будет сопровождаться ростом инвалидности.
  2. Российский рынок труда не испытывает потребности в увеличении занятости пожилых.

Список использованных источников

Синявская, О. Как повышать пенсионный возраст в России[Текст] // Отечественные записки. 2005. №3

Изучение проблемы пенсионного возраста. Определение доли трансферта федерального бюджета. Ознакомление с планами Министерства труда и социальной защиты. Рассмотрение доводов, свидетельствующих о том, что Россия не готова к повышению пенсионного возраста.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 29.03.2019
Размер файла 17,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФБОУ ВО РГЭУ РИНХ

Federal budget educational institution of higher education RSUE

Проблема повышения пенсионного возраста в России

The problem of raising the retirement age in Russia

Пенсионный возраст -- одна из важнейших характеристик пенсионной системы, показывающая на каком году жизни пенсионер может воспользоваться благами социального государства. На сегодняшний день, в России данный показатель установлен на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Жители северных регионов, а также сотрудники вредных и опасных производств могут выходить на пенсию гораздо раньше.

За пять последних лет сбалансировать пенсионную систему так и не удалось. Собираемые страховые взносы не покрывают объем выплачиваемых пенсий. И решать вопрос приходится за счет бюджета. Как отмечает председатель совета директоров Европейского Пенсионного фонда Евгений Якушев, в 2015 году дефицит пенсионного бюджета составил 623 млрд. рублей. За последние шесть лет доля трансферта федерального бюджета в бюджете ПФР занимала от 62% в 2010 году и до 36% в 2015 году. [2] Примерно четверть расходов бюджета - это вынужденный трансферт в ПФР. По словам эксперта, разбалансировке пенсионной системы способствовали принятые ранее решения о валоризации пенсий (переоценка стажа, полученного в СССР), ускоренной индексации размеров пенсий, введении льготных тарифов страховых взносов для ряда отраслей, снижении ставок страховых взносов с 26 до 22%. Из гаранта стабильности пенсионной системы государство в какой-то момент незаметно превратилось в донора.

Проблема пенсионного возраста крайне дискуссионная. Экономические аргументы сталкиваются с социальными, поэтому неудивительно, что за повышение пенсионного возраста выступают в основном финансисты и экономисты - это Министерство финансов, первый вице-премьер Игорь Шувалов, глава РСПП Александр Шохин, бывший экс-министр Алексей Кудрин, руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

В группу же противников такого решения входят в основном политики и социальный блок правительства. Это Президент РФ Владимир Путин, глава Правительства Дмитрий Медведев, вице-премьер Ольга Голодец, министр труда и социальной защиты Максим Топилин, член Совета Федерации Валерий Рязанский, руководитель комитета Государственной Думы Сергей Исаев.

Министерство труда и социальной защиты предлагает начать поэтапное повышение пенсионного возраста с государственных служащих. Поэтапный вариант предполагает повышение пенсионного возраста на полгода в течение двух-трех лет, после чего пенсионный возраст начнет расти на год за год.

Финансово-экономический сектор в Правительстве совместно с Министерством труда и экспертным сообществом прорабатывают различные альтернативы:

Уравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин на уровне 60 лет;

Повышение до 58 лет у женщин, 63 у мужчин;

Более радикальное повышение до 60 и 65 соответственно.

Дискуссию о повышении пенсионного возраста реанимируют всякий раз, когда пенсионная система начинает испытывать дефицит средств, и необходимы рычаги, с помощью которых ее можно вернуть в состояние равновесия. Сторонники данного предложения приводят следующие аргументы:

1. В России один из самых низких пенсионных возрастов в мире, 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он был установлен в 1932 году на основе обследований рабочих, выходящих на пенсию по инвалидности, и с тех пор не повышался, хотя характер и условия труда заметно изменились.

2. Население России стареет: в 1939 и 1959 годах доля лиц 60 лет и старше составляла соответственно 6,7% и 9,0%, а в 2015 году -- уже более 20%. [3]

3. Пятая часть всех пенсионеров работает. Среди пенсионеров по старости занят почти каждый четвертый, а среди тех, кто оформил пенсию недавно, работу имеют более половины. Это означает, что реальной утраты трудоспособности с достижением пенсионного возраста не происходит и его можно повысить.

Противники повышения пенсионного возраста утверждают, что, несмотря на финансовую привлекательность этого шага, есть весомые демографические, социальные и экономические доводы, свидетельствующие о том, что Россия к нему не готова. Вот самые распространенные из них:

1. Продолжительность жизни в сравнении с другими странами, имеющими сопоставимый уровень развития, крайне мала, особенно для мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин практически не изменилась с тех пор, как в стране появилось государственное пенсионное обеспечение. Не меньшее значение имеет и то, что в России фиксируется высокая смертность.

2. Западные страны озабочены сокращением численности трудоспособного населения и, в частности, проблемой ухода пожилых с рынка труда. Между тем в России, где пенсионный возраст значительно ниже, занятость людей в возрасте 55-59 лет довольно велика. При этом уровень общей безработицы остается достаточно высоким, создание рабочих мест отстает от темпов экономического роста, и вряд ли можно говорить о том, что экономике сейчас нужны дополнительные трудовые ресурсы.

Источник в администрации президента сообщил, что повышение пенсионного возраста в 2016 году не планируется. Противоположную позицию занимает Антон Силуанов, ратующий за его повышение и резкое снижение социальной нагрузки на бюджет.

Депутат Ольга Баталина апеллирует к тому, что нынешний стандарт был установлен более 75 лет назад, стало быть, его пересмотр возможен. Глава Министерства труда Максим Топилин заявил, что на разработку мер и экономического обоснования повышения возраста уйдёт около года. Анализируя его высказывания, как профильного специалиста, приходим к выводу, что пенсии в 2016 году будут доступны с обычного возраста.

Согласно официальной версии, озвучиваемой не первый год, соотношение работающих россиян к количеству получающих пенсию планомерно приближается и должно сравняться к 2025-2030 годам. Продолжительность жизни в России растет, и по сведениям Федеральной службы государственной статистики сейчас достигла среднего показателя по стране в 70,93 лет. пенсионный бюджет социальный

Экспертное сообщество склоняется к тому, что повышение стоит ожидать в 2017-2018 году, когда кризисный период будет ещё ощущаться, а настроения в Правительстве не сменятся в пользу более социально-ориентированных. Возможно как общее повышение для обоих полов пенсионеров на 5 лет, так и упомянутое уравнивание женщин и мужчин. Последний вопрос обсуждается отдельно.

На самом деле, повышение пенсионного возраста в России -- далеко не единственный способ свести бюджет. При этом он и не самый лучший, так как традиционно решение проблем подобным образом вызывает социальную напряженность.

В действительности увеличить поступления в бюджет можно разными путями, например, путем увеличения государственного долга. На сегодняшний день основной объем внешних заимствований приходится на крупнейшие корпорации. При этом долг государства остается на низком уровне. На международных рынках он составляет, по сведениям Министерства финансов, 54 млрд. долларов США. Еще на 5,37 трлн. рублей выпущено долговых обязательств внутри страны.[4] В целом необходимые 3 трлн. рублей на ближайшие три года можно собрать именно этим путем.

Целый ряд экспертов склонны считать, что такой подход решил бы одновременно две задачи: и финансирование бюджета, и стерилизацию денежной массы.

Тем не менее, вопрос о повышении пенсионного возраста в будущем, как бы не решилась проблема финансирования бюджетного дефицита сегодня, остается открытым.

Россия, как и другие страны с развитой системой пенсионного обеспечения и стареющим населением, нуждается в изменении условий пенсионного обеспечения, включая повышение границ пенсионного возраста, которые одновременно являются границами трудоспособности. При этом особенности демографического развития России таковы, что она не может позволить себе быстрое и радикальное повышение пенсионного возраста мужчин и женщин.

Стоит надеяться, что Россия, пережив трудные времена, сможет пополнить содружество подлинно цивилизованных, правовых и социальных стран, где права граждан в сфере социального обеспечения имеют первостепенное значение, как и права в иных сферах.

Список литературы

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ

Подобные документы

Функции Пенсионного фонда Российской Федерации. Контроль за начислением и поступлением страховых взносов. Средства федерального бюджета. Расходы по государственному пенсионного обеспечению. Роль Пенсионного фонда РФ в социально-экономическом развитии.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 24.03.2011

История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России. Значение и основные функции Пенсионного Фонда Российской Федерации. Анализ формирования и использование средств Пенсионного Фонда РФ. Проблемы пенсионного обеспечения населения.

курсовая работа [55,2 K], добавлен 14.02.2015

Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения. История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России. Правовые основы пенсионного обеспечения в России. Зарубежный опыт функционирования пенсионных систем.

курсовая работа [62,1 K], добавлен 14.03.2009

Проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ в соответствии с проводимой реформой. Работа Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат. Формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда, порядок формирования и расходования средств.

курсовая работа [71,8 K], добавлен 07.10.2010

История возникновения и развития пенсионного страхования в России. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации. Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ. Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров.

дипломная работа [85,2 K], добавлен 28.03.2004

Изучение истории развития пенсионного страхования в России и раскрытие социально-экономической сущности Пенсионного форда Российской Федерации. Анализ состава и структуры доходов Пенсионного фонда РФ и совершенствование системы расходования его средств.

курсовая работа [914,6 K], добавлен 31.08.2013

Предпосылки формирования и становление пенсионного обеспечения в России, обоснование необходимости его реформирования. Сравнение практики пенсионного обеспечения в России и за рубежом. Перспективы дальнейшего развития пенсионной системы государства.

Читайте также: