Проблема снижения мотивации к учению и пути ее решения доклад на педсовет

Обновлено: 02.07.2024

3. Цель проекта

Способствовать осознанию учителями
педагогической проблемы формирования мотивации
учения как важнейшей из определяющих
результативность образовательной деятельности
Определить стимулирующую роль учителя в
развитии познавательного интереса у школьников.
Рассмотреть приемы и методы, развивающие
познавательные интересы учащихся.
Формировать у педагогов установку на
использование методов и приемов повышения
учебной мотивации школьников

4. Задачи проекта

5. Этапы проведения :

Внешние мотивы в обучении:
Отметки;
Вынужденный долг;
Учёба ради престижа, лидерства,
материального вознаграждения;
Избегание наказания.
Учеба как вынужденное поведение;
Процесс учебы как привычное
функционирование;
Внутренние мотивы в обучении:
Удовлетворение от самой деятельности;
Прямой результат деятельности;
Стремление к успеху,
Понимание необходимости для жизни;
Учение как возможность общения.
Собственное развитие в процессе учения;
Действие с другими и для других;
Познание нового, неизвестного.

11. Уровни учебной мотивации

• Очень высокий – есть познавательный мотив,
стремление наиболее успешно выполнять все
предъявляемые школьные требования;
• Высокий – учащиеся успешно справляются с учебной
деятельностью;
• Нормальный – положительное отношение к школе, но
школа привлекает таких детей внеучебной
деятельностью;
• Сниженный – посещают школу неохотно, допускают
пропуски занятий;
• Очень низкий – негативное отношение к школе,
школьная дезадаптация.

12. Начальная школа

13. Среднее звено

16. Что является демотивирующими факторами?

Сети Интернет
Телевидение
Родители (авторитарный стиль воспитания,
непринятие взглядов ребёнка и т.д. )
Расхождение реальности с содержанием образования

Задание для I
группы:
• Задание для II
группы:
•Составить список
мотивирующих факторов
(глазами ученика)
• Составить список
мотивирующих факторов
(глазами учителя)

Установки и действия педагога:
• совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей
деятельности и постановке учебных задач;
• выбор средств, адекватных цели;
• учет возрастных особенностей школьников;
• выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
• использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
• нестандартная форма проведения уроков;
• создание ситуации успеха;
• создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
• использование групповых и индивидуальных форм организации учебной
деятельности;
• эмоциональная речь учителя;
• использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
• применение поощрения и порицания;
• вера учителя в возможности ученика;
• формирование адекватной самооценки учащихся;
• стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию
разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
• оценка деятельности ученика не только по конечному результату
(правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

21. Что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться?

Памятка
"Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего"
2. Не более одного недостатка в минуту
3. "За двумя зайцами погонишься…"
4. Хвалить исполнителя, критиковать
исполнение
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с
его собственными вчерашними неудачами
6. Не скупитесь на похвалу
7. Техника оценочной безопасности
8. Ставьте перед учащимися предельно
конкретные и реальные цели
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки
10. Сравнивайте достижения

25. Итоги

• В практике педагогической деятельности использовать
разнообразные методы и приемы повышения учебной
мотивации школьников с целью повышения эффективности
познавательного процесса.
• С целью ознакомления с положительным опытом работы по
заявленной теме руководителям школьных методических
объединений спланировать и организовать проведение
открытых уроков, в том числе с привлечением родителей.
• Администратору школьного сайта подобрать методический
материал по вопросам формирования мотивации учения
школьников, а также о возрастных особенностях
подросткового возраста и сделать его доступным для
педагогов на web-сайте школы.
• Включить в рабочую программу по предметам
разнообразные формы проведения уроков.

26. ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС

• Он же Любопытство.
• Он же Удовольствие.
• Он же Внутренняя мотивация
(самая честная,
верная,
настоящая!)


Идея: систематизировать теоретические знания, определить дальнейшие задачи в этом направлении деятельности педагогического коллектива.

Выявление проблем снижения мотивации

Осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных причин снижения учебной мотивации.

Проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха на уроках.

Формирование навыков коллективной творческой и поисковой деятельности педагогов.

Ход педагогического совета

Один человек часто ходил по делам через кладбище и днём и ночью, и это не вызывало у него негатива. Как-то поздним вечером он свалился в свежевырытую могилу. Накрапывал дождь, и после нескольких неудачных попыток выбраться, он решил подождать до утра, когда придут землекопы. Сел в уголке и уснул. Проснулся в полной темноте, оттого, что ещё кто-то свалился в эту же могилу и пытается выбраться. Первый и говорит: " Бесполезно, приятель, отсюда не выбраться!" В ответ он услышал топот быстро убегающего человека. В отличие от первого, у того была сильная мотивация.

Обоснование актуальности темы, целей и задач педсовета

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

Вопрос 1 группе: Что такое мотивация?

Вопрос 2 группе: От чего зависит мотивация?

Вопрос 3 группе: Какие бывают виды мотивации, по какому принципу они делятся?

Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.

Мотивация зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, соперничество, уровень притязаний, боязнь наказания, приобретение каких- либо льгот и т.п.

Виды мотивации:

1.внешняя мотивация, лежащая вне учебной деятельности: она бывает положительная и отрицательная. Положительная определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) или определяется узколичными мотивами (одобрение окружающих, путь к личному благополучию).

2. внутренняя мотивация, лежащая в самой учебной деятельности. Она связана непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) и заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей)

(2 слайд)1.Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

внешние (поощрения, наказания).

Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.

2.Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению. Выделяется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения (3слайд):

положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное ).

3. На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивого до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной.

Признаки положительного отношения

· Активность учеников в учебном процессе

· Умение ставить перспективные цели

· Умение отстаивать свое мнение

· Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности

· Умение преодолевать трудности на пути достижения цели

· Поиск нестандартных способов решения учебных задач

· Гибкость и мобильность способов действий

· Переход к творческой деятельности

· Увеличение доли самообразования.

(5 слайд) Для отрицательного отношения школьников к учению характерны

· Бедность и узость мотивов

· Слабая заинтересованность в успехах

· Слабая нацеленность на оценку

· Неумение ставить цели, преодолевать трудности

· Отрицательное отношение к школе, учителям

(6 слайд) Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

4. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов (7 СЛАЙД)

во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

во-вторых. - организацией учебного процесса;

в-третьих. - особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

в- четвёртых, - особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;

в-пятых. -спецификой учебного предмета.

5. Существует много различных причин снижения мотивации учении. Перечислим некоторые. (8СЛАЙД)

Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:

· неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;

· невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием,

· неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом:

· особенности личности учителя, не всегда уделяют должного внимания мотивации учащихся.

(9СЛАЙД) Причинами снижения мотивации зависящими от ученика, являются:

· низкий уровень знаний:

· несформированность учебной деятельности, и. прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний:

· реже - несложившиеся отношения с классом;

· в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.

6. (10СЛАЙД) Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. (11СЛАЙД)

7.Для того, чтобы правильно организовать процесс мотивации и управлять им необходимо знание ведущих мотивов учения школьников по возрастам. Рассмотрим характеристику мотивации по Немовой.(12 СЛАЙД)

8. Наиболее значимыми в работе по формированию мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя. (13-14 слайд)

· учет возрастных особенностей школьников;

· создание ситуации успеха;

· выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

· вера учителя в возможности ученика;

· использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

· формирование адекватной самооценки у учащихся;

· совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

· использование коллективных и групповых форм работы;

· эмоциональная речь учителя;

· применение поощрения и порицания;

· создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

· нестандартная форма проведения уроков;

· использование игровых технологий.

9. (15СЛАЙД) Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

интересоваться делами, учебой ребенка;

помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;

объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);

чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Для формирования у детей учебной мотивации требуется колоссальная работа, и особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы. Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.

Важнейшая задача в нашей работе – это создание условий для успешного учения школьников. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность учащихся, совместная деятельность педагога и учеников. Мы должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.

Часто родители, чтобы детей настроить на учёбу, поощряют их материально, то жестко наказывают, лишают материальных и иных ценностей, но это только приводят к снижению мотивации учения школьников. А если у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, тогда он активно сопротивляется учению. Дети могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология, т.к. в этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова "учиться" в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками. Таким образом, у них постепенно формируется мотивация.

Работа в группах.

Карточки с названиями предметов: Математика Русский язык Литература Иностранный язык История Обществознание География Биология Информатика

Физика Химия Физическая культура Технология ИЗО

Вывод: Ученик обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке

Работа в группах

Один из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы, Щукина Галина Ивановна, считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

Личность учителя (даже самый скучный материал, объясняемый любимым учителем хорошо усваивается).

Содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета).

Методы и приемы обучения.

Если второй пункт не всегда в нашей власти, то первый и третий пункты – это поле для творческой деятельности любого учителя.

Фотография на слайде – счастливый, творческий, интересующийся ребенок. Ребенок, который испытывает радость от учебы в школе. Радость в любом виде труда школьника – это источник его движения вперед. Таким образом, главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы быть успешным самому и создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Решение педсовета:

Педагогическому коллективу школы использовать в работе принцип обучения и воспитания успехом

Учителям школы использовать разнообразные методы и приемы обучения, проектировать позитивные программы действий для создания ситуаций успеха школьника.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех.

2 Цель педсовета: Повышение компетентности учителей по вопросам формирования и развития у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС.

3 Задачи: Проанализировать и определить теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации учащихся; Используя практический опыт учителей выявить наиболее эффективные методы, формы, приемы формирования учебной мотивации в процессе организации образовательного процесса. Определить перспективы работы педагогов по развитию у учащихся мотивации обучения и стимулированию учебно-познавательной деятельности.

6 МОЩНОЕ АКТИВНОЕ ПОЛЕ (ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ) Классный коллектив НЕЙТРАЛЬНОЕ ИЛИ ИНЕРТНОЕ ПОЛЕ (СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ)

8 Мотивация или стремление учащегося к учебе - важнейший фактор, обеспечивающий успешное преподавание и высокую результативность качества обучения. Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. Мотив конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

11 Ответы к заданиям творческих групп Смысл учения, мотив учения: Совместная работа школьников; Совместная с обучающимися работа по осмыслению и восприятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Создание ситуации успеха; Вера учителя в возможности ученика (сравнение с ним вчерашним); Форсирование адекватной самооценки у обучающихся; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Постановка целей: Совместная с обучающимися работа по осмыслению и восприятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание ситуации успеха.

12 Ответы к заданиям творческих групп Эмоции: Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Использование игровых технологий и др. Интерес: Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Нестандартная форма проведения урока; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания;

13 Классификация мотивов С позиций личностного смысла учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности. Ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов; ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов, на приобретение дополнительных знаний. СОЦИАЛЬНЫЕ Связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердить свой социальный статус; стремление занять определенную должность в будущем, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд)

14 Классификация мотивов Отношение к самой деятельности ВНУТРЕННИЕ мотивы, связаны с деятельностью: удовлетворение от самой деятельности; прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения. ВНЕШНИЕ мотивы, не связаны с деятельностью: отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.

15 Факторы внешней и внутренней привлекательности цели обучения Внутренняя привлекательность возникает тогда, когда результат: 1. обеспечивает самостоятельность мыслительной работы и деятельности 2. открывает путь собственного развития; Внешняя привлекательность возникает тогда, когда результат: 1. позволяет добиться авторитета в группе; 2. повышает престиж; 3. обеспечивает самовыражение; 3. обеспечивает безопасность; 4. вызывает чувство удовлетворения от правильно выполненного задания; 5. удовлетворяет потребность в самоактуализации и самореализации; 4. увеличивает возможность социально - психологических контактов; 5. обеспечивает материальное благополучие; 6. создает чувство самоценности 6. обеспечивает социальное признание

16 Классификация мотивов: Две тенденции к достижению успеха - постановка перед собой позитивных целей; - активный поиск средств, - свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием. к избеганию неудачи - не уверены в себе; боятся критики, - с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. - Мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

17 Какие мотивы преобладают у учащихся 5-6 классов

18 Анализ основных мотивов учения учащихся 5-6 классов Внут.мотивация Внеш. мотивация

19 Анализ основных мотивов учения учащихся 5-6 классов Уровень мотивации высокий средний низкий

20 В мотивации учения важную роль играют: содержание учебного материала организация учебной деятельности: формы, методы, приемы

28 Доминирующие мотивы деятельности На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность. На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний. На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотив доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику. На этапе обобщения и систематизации знаний - атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность. На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов.

29 Основы учебной мотивации: 1 2 Ощущение успешности Ощущение свободы выбора 3

30 Задание для групп: 1. Каковы причины спада учебной мотивации? 2. Какие способы ликвидации причин вы можете предложить?

31 Причины спада школьной мотивации Переизбыток медийной информации Возрастные особенности Умственное развитие ученика Пропаганда легкого образа жизни Чрезмерные нагрузки Завышенные требования Нечетко сформированное чувство будущего Негативное отношение ученика к учителю Негативное отношение учителя к ученику Стиль воспитания в семье Отсутствие личной значимости предмета Низкая продуктивность учебной деятельности Непонимание цели учения Страх перед школой

33 Условия способствующие развитию познавательного интереса Процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, задачи проблемного характера Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся Обучение должно быть трудным, но посильным Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза было бы лучше, если

34 Условия способствующие развитию познавательного интереса Создание проблемной ситуации. Привлечение учащихся к оценочной деятельности. Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения. Привлекательная цель. Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения. Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика. Позитивная психологическая атмосфера урока Необходима дифференциация обучения Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

35 Выводы: Основными условиями формирования положительной мотивации учения являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.

36 Выводы: Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.

37 Проект решения педсовета 1. В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения качества обучения. 2. Изучить и внедрить в практику работы современные педагогические технологии, направленные на формирование мотивационной сферы учащегося. 3. Продолжить мониторинговые исследования по определению уровня мотивации учения учащихся 4. Каждому классному руководителю составить уровневую карту учебной мотивацию учащихся. 5. Изучить опыт учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме.

Читайте также: