Природные стихии в народном творчестве доклад

Обновлено: 04.07.2024

образовательные: познакомить детей со значением стихий в жизни человека, с изображением их в прикладном искусстве и в устном творчестве; познакомить детей с таинственными знаками старинных узоров.

развивающие: развивать познавательный интерес через элементы исследования.

воспитательные: воспитывать в детях чувство ответственности, активности, уважения к традициям своего народа; выполнять миссию своей школы.

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся познакомятся с тем, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода; узнают загадки и пословицы о стихиях.

Метапредметные:

Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, распознавание объектов, самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.

регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность ,формулировать собственные вопросы по теме обсуждения на уроке, готовность к проблемной ситуации, самооценке и самоконтролю, организация пространства диалога, творческой деятельности на уроке..

коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками, проявление инициативы в словах или действиях; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности уметь определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Формы обучения

фронтальная, групповая. Урок в технологии МДО

Образовательные ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска SMARTBoard , ноутбук

Основные понятия

Природные стихии, народное творчество, природные объекты.

Организационная структура урока

Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

-Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и поприветствуем их добрыми улыбками.

Показывают готовность к уроку.

Здороваются с гостями. Улыбаются.

К – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимать значение знаний для человека; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность

Р – контролировать свои действия в подготовке к уроку.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Проверяет понимание изученной на прошлом уроке темы.

- У вас на столе карточки с заданиями. Подготовьте ответы на вопросы.

1. Что называют одним из самых главных и распространённых веществ на планете Земля?

2.Назови ближайшую к Земле звезду?

3. Что называют невидимым сокровищем?

Есть такая пословица: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Отвечают на вопросы.

Вода- одно из самых распространённых веществ на Земле. Любой организм постоянно расходует воду и нуждается в ёе пополнении.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды.

-Солнце-это ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

-Воздух – без воздуха на Земле не было бы жизни. Он необходим для дыхания растениям, животным, человеку.

- Потому что жизнь на Земле не возможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха.

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Самоопределение к деятельности

Постановка учебной задачи

Подводит к определению учащимися темы и цели урока

- Герой одного из известных произведенийА.С.Пушкина обращался за помощью к природным стихиям. (Демонстрируется отрывок из мультфильма)

Обращался за помощью к Ветру.

-Ветер, Ветер! Ты могуч!

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

- Кто герой сказки?

-К каким стихиям он обращался?

- О какой еще стихии мы с вами говорили?

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (на слайде показаны символы, изображающие природные стихии)

-Подумайте, как можно связать отрывок из сказки и слайд с узорами?

- Попробуйте сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока.

- Что мы с вами можем отнести к народному творчеству?

Используя обучающий диалог с учителем, стараются определить тему и цель урока.

- К Солнцу, к Ветру.

- Узоры – это изображение природных стихий: солнца, воздуха и воды.

- Мы сегодня будем говорить об изображении природных стихий в народном творчестве, о значении стихий для жизни человека.

- Пословицы, поговорки, загадки, прикладное творчество (украшение предметов быта, одежды)

Р – осознавать, что уже известно и что предстоит усвоить.

П – определять и формулировать тему и цель деятельности.

К – обмениваться мнениями, выражать свою точку зрения, при этом не создавать конфликтных ситуаций.

Л – проявлять интерес к предмету

Усвоение новых знаний

Работа по теме урока

Организует проведение исследования в группах. Дети используют тексты, заполняют рабочие листы.

Сегодня вы будете выступать в роли мастеров, занимающихся народным творчеством.Я вам предлагаю такие задания: украсить предметы бытовой утвари, дом, одежду, придумать украшения. Привести примеры устного народного творчества из сборников.

2 группа – Дом (читают текст, украшают фасад дома.Объясняют, почему именно так украшали)

3 группа – Одежда (читают текст, объясняют причины украшения одежды, украшают мужской и женский костюм)

4 группа – Украшения (читают текст, объясняют важность украшений, лепят пример украшения)

5 группа – Фольклор (находят в книгах пословицы, загадки, песенки-заклички)

Дети работают в группах. Заполняют рабочие листы. Готовят защитное слово.

Л.: проявлять интерес к новому материалу; ценностное отношение к природному миру.

К.: использовать речь для регуляции своего действия;

Р.: планировать решение учебной задачи.

П.: извлекать информацию в соответствии с заданием, формулировать выводы.

Продолжение работы по теме урока

Проверка выполнения работы групп.

Дети представляют результат своей работы.

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане;

Л.: формирование мотивов достижения и социального признания.

К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения.

Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом.

Полотенце играло огромную роль в жизни человека, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости. Существовал магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов, вечером – от дневных забот. В обряд очищения входило вытирание лица утром нижним краем. Это обозначало восход солнца, а вечером- верхним. Это закат солнца. А ещё сохранился обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью на вышитом полотенце.

- С какой из природных стихий связано полотенце?

- Сейчас вам в группах нужно будет украсить полотенце. Если вам на уроке было интересно, комфортно, вы не испытывали трудностей, то украсьте полотенце символами воздуха и воды; а если испытывали затруднения, то символами, обозначающими огонь.

Формулируют результат работы на уроке

Дети оформляют полотенце и прикрепляют его на доску.

Л.: самооценка на основе критериев успешности.

П.: рефлексия способов и условий действия

К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения.

Р.: осознание качества усвоения

Подведение итогов урока

А сейчас ещё раз подведем итог нашей работы, сделаем вывод.

Жизнь на Земле не возможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха. Поэтому природные стихии: воду, воздух и небесный огонь – они воспевали в прикладном и устном творчестве.

Л.: нравственно- этическое оценивание усваиваемого материала

Р.: сличение способа действия с заданным эталоном,

Адекватно воспринимать оценки учителя.

П.: структурирование знаний

Дома я вам предлагаю сочинить сказку о природных стихиях.

Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности – охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

t1572449252aa.jpg
t1572449252ab.jpg

t1572449252ac.jpg

Самую высокую точку крыши (щипец) своего дома люди украшали изображением коня, символизирующего солнце в зените. Фигура коня подчёркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах.

t1572449252ad.jpg

А вот на Руси украшения символизировали сначала только защиту, было принято делать обереги из ожерельев, подвесок и браслетов. Все эти амулеты часто носили от рождения и до смерти, некоторые получались из рук родителей, которые специально заказывали у мастеров такие предметы или делали сами. Им придавался глубинный смысл – кое-где эти предметы считались священными и порвать или потерять их расценивалось как неудача или немилость судьбы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Природные стихии в народном творчестве. Презентацию составила учитель началь.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Природные стихии в народном творчестве. Презентацию составила учитель началь.

Природные стихии в народном творчестве. Презентацию составила учитель начальных классов Галина Геннадьевна Ушанова

















Попробуем сами разобраться в символах.

Попробуем сами разобраться в символах.






Молодцы! Вы очень хорошо поработали!

Молодцы! Вы очень хорошо поработали!

Краткое описание документа:

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю; волнистая горизонтальная - воду; вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства. Своё изображение имели семена, растения, птицы, древо жизни. Выразительное слово древнего заговора отражало мироощущение предков.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 782 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.05.2018 11685
  • PPTX 7.2 мбайт
  • 951 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ушанова Галина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: познакомить детей со способами изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества.

Задачи урока: научить узнавать образы в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества; развивать внимание детей к красоте и символическому смыслу изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края.

Предметные: уметь найти и характеризовать образы природных стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в паре.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: кружки, вырезанные из картона синего, красного и белого цветов для обозначения стихий; ножницы, клей .

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: технология, литературное чтение

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая Окружающий мир. 3 класс. Часть 1.

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1.

Цель: создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.

Снова пришел долгожданный урок –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

В таинственный мир природы.

Учащиеся настраиваются на

позитивное отношения к занятию.

Ребята, для того, чтобы наш урок был интересным и плодотворным, сегодня мы будем:

У - (узнавать новое, удивляться)

Р – (развивать внимание, наблюдательность, рассуждать)

О – (обсуждать проблему урока)

К – (корректировать) – излагать правильно мысли, выделять главное

Учащиеся предлагают свои действия на уроке.

Цель: повторение материала по темам:

1. Индивидуальная работа по карточкам.

2. Тест с использованием сигнальных карточек

1) Лед и снег – это вода

a) В твердом состоянии

b) В жидком состоянии

2) Что происходит с водой при нагревании

c) Изменений не происходят

3) Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

a) Вода с поверхности пола испарилась

b) Вода впиталась в поверхность пола

4) Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

b) Пластиковые трубы

4. Почему моря и океаны, озера и реки не переполняются? Что же такое круговорот воды в природе?

Учащиеся работают по индивидуальным карточкам.

Учащиеся выслушивают вопросы, работают с сигнальными карточкам. Необходимо показать правильный ответ.

Цель: постановка проблемного вопроса.

Учитель: Кто мне скажет, как нарисовать дом? А если бы вас попросили нарисовать воду около дома, как бы вы это сделали? А огонь? А воздух?

1.Жизнь без тебя на Земле невозможна,

И будем действовать мы осторожно,

Чтоб сохранилась твоя чистота –

Незаменимая наша … (Вода).

2. Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

3. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все. (Солнце)

Учитель. Наш рисунок получился понятным. А теперь посмотрите на фотографии на слайде и попробуйте разгадать тайну старинных узоров. О чём они нам рассказывают?

Учащиеся вызываются делать рисунки на доске и по очереди дополняют рисунок.

Народное искусство - это важная часть нашей культуры. Поэтому сегодня, в День культурного и исторического наследия мы хотим поговорить о символах, которые мы видим в народных росписях, вышивках и орнаментах. Эти рисунки привлекали добрые силы и отгоняли злые, и даже в самых простых узорах кроются смыслы и истории.

Круг, розетка, коловрат - символ Солнца, один из самых главных знаков.

Крестом изображался символ огня.

Ромб - если в него заключен солярный знак, то он называется “пряник” и тоже относиться к Солнцу. Но чаще всего ромбы и квадраты символизируют землю. А точки в них - посевы и значит такой ромб - плодородие. В простых орнаментах землю обозначают прямой линией, а воду волнистой, а косые линии - дождь. В язычестве было две воды: небесная дающая жизнь всему живому и речная, идущая из земли - символ течения жизни.

Воздух - одна из стихий, которая служит проводником и средой обитания как людей, так и духов и болезней.

Растения - галочки на палочках направленные вверх, а если они направлены вниз, то это уже корни.

В росписи жилищ можно встретить шестилучевую розетку - это громовой знак Перуна, он защищал дом от пожара.

Древо жизни - символ вечной жизни, процветания природы, часто изображается симметрично. Может быть схематичным или живописным и украшенным птицами и зверями. Птицы в таких рисунках иногда символизировали души предков.

Есть космогоническая легенда, что мир сотворен уткой. Она плавала в океане, нырнула ко дну и из кусочка ила в ее клюве и сотворилась земля.

Лебеди почитались на севере как птицы связанные с Солнцем и водой. Образы пар этих птиц еще и выражали представление о счастливом браке. И голуби тоже символизировали любовь. Мифические птицы славян Сирин, Алконост и Гамаюн - райские птицы с женскими лицами, их изображениями украшали ювелирные изделия и предметы быта, их образы ассоциировались с благополучием и богатством.

Конь - один из важнейших образов народного искусства, ведь он помощник крестьянина. Часто Солнце принимало образ коня, а конь символизировал силу Солнца.

Олень в северной росписи был знаком дождя. Он вызывает дождь цепляясь рогами за тучи.

Просто потрясающие рисунки львов, они такие странные и милые, похожие на кошек и с очень добрыми глазами. А рисовали их для охраны разной утвари на шкафах и сундуках.

Часто можно встретить изображение женщины богини. Если ее руки расправлены вверх и напоминают дерево, то вероятно это Макошь. А Лада часто изображалась с опущенными руками. Женщины это символ плодородия и единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Большое значение придавали цвету при создании вышивки, одежды и росписи:

Обережная вышивка выполнялась красным - символ жизни, солнца, огня - оберегает живое, дарует здоровое тело и отводят всякий сглаз.
Белый цвет - чистота и Свет и в тоже время цвет смерти.
Зеленый - сила растений, возрождения, защита от ран, молодость.
Черный - Земля.
Золотой - Солнце.
Синий - небо и вода, часто использовали в мужской одежде.

Друзья, подписывайтесь на наш канал, мы будем знакомить вас с художниками и талантливыми творческими людьми, рассказывать о выставках и культурных мероприятиях. Давайте вместе творить красоту! У нас много идей для творчества и необычных мастер-классов для детей.

Читайте также: