Приоритет охраны здоровья детей доклад

Обновлено: 18.05.2024

Замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо. Предложение оплатить гарантированную государством в качестве бесплатной медицинскую помощь, предоставляемую на условиях, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, является нарушением Ваших прав.

Обращаясь в медицинскую организацию, каждый становится пациентом. В этой связи действующее законодательство предоставляет Вам права и налагает ряд обязанностей. Права пациента универсальны, они действуют в любой ситуации оказания медицинской помощи.

Права граждан в области охраны здоровья

Право на выбор врача и выбор медицинской организации:

Для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи Вы вправе выбирать поликлинику или больницу, а также врача с учетом его согласия. При выборе врача и медицинской организации Вы имеете право в доступной для Вас форме получить информацию о медицинской организации и о ее деятельности, также о врачах, об уровне их образования и квалификации. Пациент вправе требовать замены лечащего врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель отделения или медицинской организации должен содействовать выбору пациентом другого врача.

Право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья:

Федеральный закон и принятые в его исполнение подзаконные акты предлагают пациенту занимать более активную позицию при решении вопросов охраны собственного здоровья, детально регламентируя требования к информированию пациентов о правах и обязанностях, о состоянии здоровья, о факторах влияющих на здоровье, предоставлению иной информации, необходимой пациенту, чтобы стать полноправным участником процесса оказания медицинской помощи. Один из инструментов реализации этого права — информированное добровольное согласие, которое является необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства.

Информированное добровольное согласие — это осознанное личное согласие пациента или его представителя на медицинское вмешательство, данное на основе полной и всесторонней информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах. Эта информация должна быть сообщена Вам лечащим врачом или иным медицинским работником в доступной для понимания форме, то есть процесс информирования должен производиться таким образом, чтобы у несведущего человека появилась определенная компетентность относительно состояния его здоровья, и тех манипуляций, которые планируют по отношению к нему выполнить медицинские работники, показаниях и противопоказаниях к лечению. Это особенно важно, если предстоит оперативное вмешательство. При выборе поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи на срок такого выбора Вы также даете согласие на определенные виды медицинского вмешательства, перечень которых установлен Минздравсоцразвития России. Полученное согласие подписывается пациентом или его представителем и включается в медицинскую документацию.

Информация о состоянии здоровья не может быть Вам предоставлена против Вашей воли.

В процессе оказания медицинской помощи и в последующем Вы вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние Вашего здоровья, получать документы, их копии и выписки из медицинских документов, в том числе для консультации у других специалистов.

Право на получение консультаций врачей-специалистов:

Застрахованные по обязательному медицинскому страхованию лица вправе обратиться в свою страховую медицинскую организацию, которая организует очную экспертизу качества лечения, экспертную оценку полученных пациентом рекомендаций.

Право на отказ от медицинского вмешательства:

Вы вправе отказаться от медицинского вмешательства, причем такой отказ может быть как полным, так и частичным: Вы правомочны отказаться от лечения или не согласиться с каким-то конкретным предложением врача, но продолжить у него лечиться, отказаться от предложенных манипуляций или методов лечения. При отказе от медицинского вмешательства Вам в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ от медицинского вмешательства должен быть зафиксирован в медицинской документации.

В ряде жестко определенных Федеральным законом случаев медицинское вмешательство может производиться без согласия пациента, например, когда это необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, если состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, или по решению суда в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью. Острые и хронические боли доставляют пациенту массу неприятностей. Поэтому, несмотря на то, что медицина считает своей первичной целью лечение заболевания, сохранение и продление жизни, законодательство установило данное право пациента. Этому праву следует обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. Недопустимо применение болезненных методов диагностики или лечения без должного обезболивания.

Право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях:

Здоровый человек ест то, что ему нравится. Заболев, люди активно принимают лекарственные средства и забывают о таком надежном и постоянно действующем лечебном средстве, как диетическое питание. Правильно подобранная диета больного имеет большое значение не только для восстановления происходящих во время болезни потерь в организме и для поддержания сил, но и как действенное лечебное средство. Современной наукой установлено, что при любом заболевании пищевой рацион оказывает определенное воздействие, а в ряде случаев имеет решающее влияние на течение и исход болезни. Режим питания и приемы обработки пищевых продуктов во многом зависят от характера заболевания, его стадии, особенностей нарушения обмена веществ. Рекомендованная лечащим врачом диета является существенной частью общего лечения при всех без исключения заболеваниях. Без соблюдения диеты даже самое активное лечение не может быть эффективным. Поэтому оказание медицинской помощи в условиях стационара включает организацию лечебного питания пациентов.

Право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям:

Право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну:

Сведения о факте обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья больного и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском обследовании пациента и его лечении, составляют врачебную тайну. Медицинские организации обязаны создать систему организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну. Медицинские работники не вправе без Вашего согласия разглашать сведения о пациенте, которые стали им известными в связи с выполнением профессиональных обязанностей, кроме установленных законом случаев.

Право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинском помощи:

Если вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей был причинен вред здоровью пациента или наступила смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в полном объеме и в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе компенсировать моральный вред. Согласно Федеральному закону и иным нормативным правовым актам отрасль здравоохранения в целом, лицензирование медицинской деятельности и система правоотношений по охране здоровья граждан построены таким образом, что в случае врачебной ошибки персонала ответственность несет медицинская организация, оказавшая некачественную медицинскую услугу. Это в определенной степени повышает шансы потерпевшего на реальное возмещение вреда.

Право на допуск адвоката или законного представителя для защиты прав:

Пациент, ослабленный человек в тяжелой жизненной ситуации, должен иметь дополнительные гарантии того, что его законные интересы будут защищены. Одной из таких гарантий является предоставленное Федеральным законом право на допуск к пациенту адвоката или иного законного представителя, которые имеют право свободного доступа к пациенту в период стационарного лечения. Одному из родителей или иному члену семьи предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему стационарной помощи в течение всего периода лечения, а при совместном нахождении с ребенком в возрасте до четырех лет (при наличии медицинских показаний — с ребенком старше данного возраста) представляются спальное место и питание. Указанное право может быть ограничено лечащим врачом, например, при карантине в отделении или пребывании пациента в отделении реанимации. В таком случае представителю пациента для получения интересующей его информации необходимо обратиться к лечащему врачу, который обязан в определенные часы принимать посетителей, и во взаимодействии с ним решать вопросы обеспечения прав доверителя или ребенка. Если действия в интересах пациента обоснованы и правомерны, все должностные лица медицинской организации обязаны отреагировать на Ваше обращение и принять меры по защите прав и интересов представляемого Вами пациента.

Право на допуск священнослужителя и на предоставление условий для отправления религиозных обрядов:

В процессе лечения и ухода пациенту особенно важна поддержка семьи, родственников и друзей, а также духовная поддержка. Исходя из принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, Федеральный закон устанавливает единственное ограничение к отправлению в условиях стационара религиозных обрядов — когда такие действия нарушают внутренний распорядок, то есть препятствуют нормальному функционированию учреждения.

Федеральным законом установлено требование соблюдения медицинскими работниками этических и моральных норм. Уважительное отношение к пациенту — часть профессиональных обязанностей врача. Бестактное и пренебрежительное отношение к больному может послужить поводом к истребованию компенсации морального вреда.

В случае нарушения прав сам пациент или его представитель вправе обратиться жалобой к непосредственному руководителю виновного медицинского работника или иному должностному лицу медицинской организации, в которой ему оказывается медицинская помощь, в органы управления здравоохранением.

Застрахованные по ОМС лица могут обращаться в свою страховую компанию — защищать Ваши законные интересы это ее обязанность.

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья:

  1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
  2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
  3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Реализация пациентом своих прав не должна препятствовать медицинскому персоналу в выполнении профессиональных обязанностей, создавать неудобства для других пациентов и, тем более, нарушать их права. В этой связи можно выделить следующие обязанности пациента:

  • представить врачу полную и достоверную информацию о своем здоровье (от этого во многом зависит качество Вашего лечения);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка медицинской организации, общепризнанные правила и нормы поведения в общественных местах;
  • выполнять все назначения и рекомендации лечащего врача.

Нормативные документы

Права граждан в области охраны здоровья

Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью:

Право граждан на выбор (замену) страховой медицинской организации.

Право граждан на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования:

Право граждан на выбор врача:

Право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи:

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

от 22 ноября 2018 года N 60-1

Опыт и проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрение здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний

На современном этапе развития Российской Федерации основным источником ее духовного, экономического, социального роста является человеческий капитал. Он определяет могущество страны, выступает в качестве основного фактора стабильности и прогресса.

Обеспечить качество образования и сохранить здоровье подрастающего поколения - важнейшая задача государства и общества. Наше будущее - это наши духовно, физически и интеллектуально здоровые дети.

- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);

- увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;

- увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Комплекс представленных задач ориентирует систему образования на повышение качества образования при обязательном сохранении, а, по возможности, и укреплении здоровья детей, обучающихся на всех уровнях образования.

Условия обучения детей должны обеспечивать им гармоничный рост и развитие, состояние здоровья, позволяющие успешно социализироваться в современном обществе. Подрастающему поколению должны быть обеспечены оптимальные условия развития и формирования здоровья на основе оптимизации различных сфер жизнедеятельности детей, в том числе питания и двигательной активности.

В настоящее время вопросы увеличения продолжительности жизни, формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения обозначены в числе основных приоритетов национальной политики Российской Федерации. Вместе с тем, при ее реализации приходится констатировать ряд проблем, связанных с отсутствием комплексного подхода в решении данного вопроса.

Сохраняются неблагоприятные тенденции ухудшения здоровья детей. Результаты исследования Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава России, опубликованные в 2017 году, показали, что за период обучения в школе часть детей теряют здоровье. Также увеличивается доля учащихся с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями.

Согласно данным экспертов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ "Национальный научно-практический центр здоровья детей" Минздрава России за 2017 год среди первоклассников абсолютно здоровыми являются 4,3% учащихся, а среди одиннадцатиклассников таких совсем нет. За время обучения в школе среди детей повышается распространенность язвенной болезни, сколиоза и близорукости. Происходит уменьшение отнесенных ко II группе здоровья (практически здоровы) с 44,4% до 34,0%. Одновременно увеличивается число детей, страдающих хроническими заболеваниями (III и IV группы здоровья).

В структуре функциональных отклонений, наиболее распространенных среди учащихся, пять первых мест принадлежат функциональным нарушениям сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, нарушениям органов дыхания, нервной системы, расстройствам зрения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от социальных и природных условий, на 20% - от особенностей наследственности человека и на 10% - от системы здравоохранения. Здоровый образ жизни - это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Формирование здорового образа жизни - это целенаправленный, систематический и организованный на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) процесс, в том числе с участием общественных организаций.

Государственная политика в сфере охраны и укрепления здоровья детей, развития школьной медицины, здравоохранения была сформулирована в 2012-2017 годах в соответствии со Стратегией действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента России от 1 июня 2012 г. N 761. Анализ достижения целей указанной стратегии показал, что программа действий, заложенная в Стратегии, не исчерпана, не все задекларированные результаты достигнуты.

За последние годы Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации приняли целый ряд документов, которые определили подходы по решению задачи сохранения здоровья детей.

Принят ряд федеральных законов, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи. В статье 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определена необходимость гигиенического воспитания и обучения граждан, направленных на повышение санитарной культуры подрастающего поколения, профилактику заболеваний и обязательное распространение знаний о здоровом образе жизни посредством обучения в образовательных организациях.

Одним из основных принципов Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни. В статье 7 "Приоритет охраны здоровья детей" определены направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по разработке и реализации программ, направленных на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни.

В части 2 статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" предусматривается, что общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия курения табака на организм человека.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливает право каждого гражданина на свободный доступ к физической культуре и спорту. Статья 28 указанного закона определяет основные положения регламентации физической культуры и спорта в системе образования.

Основные направления охраны здоровья обучающихся и воспитанников, развития физической культуры и спорта, в том числе обучение навыкам здорового образа жизни, обязанности участников образовательного процесса в области сохранения и укрепления здоровья отражены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статья 13 закона регламентирует общие требования к реализации образовательных программ, согласно которым запрещается использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся. В статье 28 определены права, обязанности и ответственность образовательной организации, в том числе по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Статья 29, определяющая информационную открытость образовательной организации, регламентирует открытость и доступность информации, в том числе об условиях питания и охраны здоровья обучающихся. Статья 34 регулирует основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в том числе в вопросах психофизического развития и состояния здоровья обучающихся. В статье 41 закреплены нормы об охране здоровья обучающихся, включающие в себя оказание первичной медико-санитарной помощи, организацию питания обучающихся, определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом и др.

Комитет отмечает, что формирование здорового образа жизни обучающихся осуществляется как в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов, так и в дополнительном образовании детей. Вопросы воспитания обучающихся и сохранения их здоровья нашли свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897).

Дальнейшим развитием заботы о детстве стал Указ Президента России от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства". Правительством Российской Федерации утвержден соответствующий План основных мероприятий до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375-р). Мероприятия плана охватывают широкий спектр направлений работы, большое количество регионов уже вовлечено в активную деятельность по формированию здорового образа жизни, распространению медицинских знаний, внедрению здоровьесберегающих технологий. Теме здоровья посвящен целый раздел плана - "Здоровый ребенок". Участники обсуждения отмечают, что в начале Десятилетия детства было бы целесообразно оценить и зафиксировать состояние здоровья детей в Российской Федерации.

Комитет отмечает, что отдельные принятые документы не ориентированы на достижение конкретных результатов, нуждаются в уточнениях и корректировках.

Так, пункт плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, - "Реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрение здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний", предусматривает:

- увеличение числа детей и молодежи, которые охвачены мероприятиями, направленными на формирование здорового образа жизни;

- рост вовлеченности обучающихся в деятельность общественных объединений, ориентированных на формирование здорового образа жизни (включая волонтерские отряды).

Комитет считает целесообразным в качестве показателя результата использовать конкретные данные об улучшении состоянии здоровья, снижении заболеваемости обучающихся.

Федеральный проект "Поддержка семей, имеющих детей" предусматривает, что к концу 2024 года будет оказано не менее 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, во всех субъектах Российской Федерации (в том числе с привлечением НКО), что составит по 3 миллиона услуг в год. Если учесть, что в России 15 миллионов школьников и 30 миллионов родителей, то на консультацию один раз в год может рассчитывать только каждый пятнадцатый, что представляется совершенно недостаточным и не отражающим реальные целевые установки проекта.

Комитет считает, что здоровый образ жизни как совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на формирование правильного образа жизни, питания, - это процесс длительный и системный, формирование которого требует межведомственного взаимодействия и усилий всего общества.

Участники заседания отметили целый спектр направлений деятельности, которые не относятся к здоровьесберегающим технологиям, но существенно влияют на состояние здоровья обучающихся:

- медицинское сопровождение детей в образовательных организациях; организация питания обучающихся; развитие школьного спорта;

- воспитание грамотного отношения к иммунизации и понимание преимущества вакцинопрофилактики;

- летнее оздоровление детей и система школьного оздоровления детей после учебного года.

Несмотря на предпринятые в последние годы усилия, Комитет отмечает как серьезную проблему качество состояния материально-технической базы школ. По данным Управления санитарного надзора Роспотребнадзора 12% школ не отвечают нормам по уровню искусственной освещенности, 14% школ имеют мебель, не соответствующую росту, возрастным особенностям детей, 9% школ не соответствует требованиям по микроклимату.

Кроме этого, количество детей, обучающихся во вторую и третью смены, не сокращается. Если ранее паспортом приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников" в качестве целевого ориентира ставилось обеспечение односменности работы образовательных организаций и обеспечение обучения школьников в современных условиях, то в представленной версии государственной программы (Федеральный проект "Современная школа") к концу 2024 года ставится задача только по ликвидации обучения в третью смену, а показатели для цели "создание условий, соответствующих основным современным требованиям (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях" вообще не предусмотрены.

Таким образом, участники обсуждения отмечают недостаточное внимание со стороны Министерства просвещения Российской Федерации к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи.

Анализируя Доклад Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2017 году, Комитет обратил внимание, что такой важный аспект деятельности системы образования, как сохранение и укрепление здоровья обучающихся, должного отражения в самом Докладе не нашел. В соответствующем разделе Доклада указаны только некоторые спортивные мероприятия и результаты сдачи норм ГТО. Рассматривать сегодня проблему формирования здорового образа жизни у детей и молодежи только через призму спортивных соревнований и сдачи норм ГТО явно недостаточно.

Комитет полагает, что Национальный проект "Образование" следует дополнить отдельным федеральным проектом по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Сегодня необходимы мероприятия по разработке, апробации и внедрению современных моделей охраны здоровья детей в образовательных организациях, повышению качества, общедоступности медицинского обеспечения обучающихся. Комитет отмечает, что в настоящее время в целом ряде регионов уже имеются примеры целенаправленной системной позитивной деятельности по укреплению здоровья обучающихся, формированию у них здорового образа жизни. В практику отдельных образовательных организаций внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Однако на государственном уровне отсутствуют системная работа, а также комплексный межведомственный подход по формированию здорового образа жизни.

Комитет считает, что в вопросах формирования здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрения здоровьесберегающих технологий главным исполнителем и координатором должно выступать Минпросвещения России во взаимодействии с Минздравом России, Минспортом России, Роспотребнадзором, Росмолодежью, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Только общероссийский масштаб решения проблемы улучшения здоровья детей и молодежи поможет решить задачу первостепенной важности для государства и общества, реализовав стратегические задачи развития Российской Федерации, определенные Президентом Российской Федерации на период до 2024 года.

С учетом состоявшегося обсуждения, Комитет решил рекомендовать:

- Комитету Государственной Думы по образованию и науке:

Провести во время осенней сессии 2019 года Парламентские слушания на тему обеспечения условий для сохранения здоровья школьников, включив в рассмотрение вопросы организации медицинского сопровождения детей, воспитание грамотного отношения к иммунизации и вакцинопрофилактике (совместно с Минздравом России), санитарного и эпидимеологического состояния условий обучения в школах Российской Федерации, организации питания (совместно с Роспотребнадзором), отражение задачи формирования здорового образа жизни и обучение медицинским знаниям в рамках федерального государственного образовательного стандарта (совместно с Минпросвещения России).

- Правительству Российской Федерации:

1. Включить в раздел Доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования комплексный анализ состояния здоровьесбережения детей в стране, анализ внедрения в образовательных организациях мероприятий по укреплению здоровья детей, включая меры по предотвращению потребления табака (в том числе новых форм потребления никотина), алкоголя, повышению физической активности и рациональному питанию.

2. Внести уточнения в Федеральный проект "Современная школа", обеспечив ликвидацию второй и третьей смены в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации.

- Министерству просвещения Российской Федерации:

1. Инициировать разработку отдельного федерального проекта, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, в рамках Национального проекта "Образование".

2. Обобщить накопленный регионами и образовательными организациями опыт реализации задач формирования здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрения здоровьесберегающих технологий, принять меры по его распространению через систему повышения квалификации в рамках национального проекта "Образование".

3. При обновлении требований к результатам освоения основных образовательных программ общего образования, закрепленных в федеральных государственных образовательных стандартах, учитывать необходимость отражения законодательных требований по формированию здорового образа жизни у детей и молодежи, изучению основ медицинских знаний.

4. Запланировать и обеспечить проведение широкомасштабных исследований о положительном и негативном влиянии электронных устройств на развитие детей разных возрастов, на образовательный процесс.

- Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации:

1. Разработать систему мониторинга физического и психического здоровья обучающихся, направлять его результаты для использования региональным и муниципальным органам управления образованием.

2. Разработать критерии оценки эффективности реализации здоровьесберегающих программ в образовательных организациях по динамике состояния физического и психического здоровья и физической подготовленности обучающихся.

3. Подготовить рекомендации по оптимизации санитарно-эпидемиологического режима в детских садах и школах.

- Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки:

1. Провести проверку соблюдения норм учебной и физической нагрузки на обучающихся.

- Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Включить работу по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию здорового образа жизни у детей и молодежи в число первоочередных задач системы образования и системы здравоохранения.

2. Оказывать поддержку и помощь инициативам, направленным на решение задач внедрения здоровьесберегающих технологий и формирования здорового образа жизни у детей и молодежи.

3. Рассмотреть возможность регионализации школьного оздоровления путем создания круглогодичных центров оздоровления детей и подростков.

Обложка

Цель. Анализ основных тенденций в состоянии здоровья детей России за 2011-2016 гг. и представление приоритетов в деле его сбережения.

Методы. Использованы официальные статистические данные, характеризующие состояние здоровья детского населения в возрасте 0-17 лет: рождаемость, численность населения данного возраста, физическое развитие, заболеваемость, инвалидность, смертность.

Результаты. В целом существуют положительные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Отмечена высокая доля детей с нормальным уровнем физического развития. По данным профилактических медицинских осмотров, более трети осмотренных детей здоровы. Прекратился рост общей и первичной заболеваемости детей всех возрастных групп. Сокращается заболеваемость детей и подростков социально значимыми болезнями (туберкулёзом, сифилисом, гонококковой инфекцией, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией), стабилизировался уровень впервые выявляемой инфекции, вызванной вирусом иммунодефицита человека. Значительно снизилась смертность от большинства основных причин у детей всех возрастных групп, особенно на первом году жизни. При этом сохраняется стабильным уровень первичной и общей инвалидности детей в возрасте 0-17 лет.

Вывод. К приоритетам детского здравоохранения в настоящее время относятся проблемы здоровья подростков, детская инвалидность, реализация в первичном звене системы здравоохранения профилактической медицинской помощи детям, совершенствование медицинской реабилитации, оптимизация системы медико-социальной помощи детскому населению.

Ключевые слова

Полный текст

Будучи Федеральным государственным автономным учреждением, в 2017 г. Научный центр здоровья детей Минздрава Российской Федерации (РФ) получил статус Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей. Это кардинально изменяет содержание, его цели и задачи. К роли флагмана отечественной педиатрической науки прибавились дополнительная ответственность и неформальное лидерство в организационно-методическом и консультативном сопровождении профилактической и лечебной помощи детскому населению страны. В число приоритетных задач Национального центра входят мониторинг здоровья детей и подростков с установлением происходящих и намечающихся тенденций в его состоянии и разработкой предложений и мер по его сохранению и укреплению.

Состояние здоровья детского населения характеризуют демографическая статика и динамика населения, физическое развитие, уровень и структура заболеваемости, инвалидности и смертности, а также распространённость факторов, сопряжённых с риском для здоровья [1]. В настоящее время динамику этих показателей нельзя определить как однозначную. Какие-то из них продолжают ухудшаться, некоторые стабилизировались, а по некоторым позициям отмечена положительная динамика [1, 2].

Цель настоящего исследования — проанализировать основные тенденции в состоянии здоровья детей РФ за 2011–2016 гг. и представить приоритеты в деле его сбережения.

Использованы следующие основные источники статистических данных:

С начала 2000-х годов численность детского населения в РФ снижалась значительными темпами и к 2010 г. достигла своего минимума — 2670 тыс. человек (снижение на 15%). Рост данного показателя в последующие годы был заметным, однако к 2016 г. численность оказалась ниже исходного уровня. Динамика численности детского населения различных возрастных групп имела разнонаправленный характер: увеличилось число детей в возрасте 0–4 и 5–9 лет, сократилось — в возрасте 10–14 и 15–17 лет.

Говоря о физическом развитии детского населения, отметим только одну проблему — превышение массы тела по сравнению с нормой у значительного количества российских детей (рис. 1). И рецепт здесь один — всеобъемлющее, всеохватывающее физическое воспитание и рациональное питание [7, 8].



Рис. 1. Доля детей в возрасте 5–19 лет с избытком массы тела, Российская Федерация, по данным Всемирной организации здравоохранения [9] (%)

Анализ заболеваемости детского населения начнём с младенческого возраста. Её уровень в 2011–2015 гг. характеризовался поступательным снижением на 7,6%, однако в 2016 г. он вернулся к исходному (рис. 2). Наибольшую тревогу вызывает значительное увеличение в 2016 г. числа травм, отравлений и других последствий внешних причин (на 57,5%). Ответ на вопрос, является ли эта закономерность результатом ухудшения качества жизни населения, требует дальнейшего исследования.



Рис. 2. Динамика общей заболеваемости детей на первом году жизни, Российская Федерация

По данным официальной статистики, происходит снижение первичной заболеваемости детей в возрасте до 14 лет включительно (табл. 1). Так, за период 2011–2016 гг. она сократилась на 5,3%, несмотря на некоторый подъём заболеваемости в 2016 г. Такой же тренд отмечен динамике общей заболеваемости.

Таблица 1. Первичная и общая заболеваемость детей в возрасте 0–14 лет в Российской Федерации (на 100 тыс. ­населения соответствующего возраста)

Классы болезней по МКБ-10

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

Болезни крови, кроветворных органов

Болезни эндокринной системы

Психические расстройства и расстройства поведения

Болезни нервной системы

Болезни глаза и его придаточного аппарата

Болезни уха и сосцевидного отростка

Болезни системы кровообращения

Болезни органов дыхания

Болезни органов пищеварения

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

Болезни мочеполовой системы

Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

Врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин

Примечание: МКБ-10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра.

Однако в связи с особенностями накопления груза хронических болезней структура общей заболеваемости детей несколько отличалась от структуры первичной заболеваемости (табл. 2). Если на первом месте в эти годы, как всегда, находились болезни органов дыхания, то на втором вместо травм и отравлений — болезни органов пищеварения (6,2 и 5,8%), на третьем вместо болезней кожи и подкожной клетчатки — болезни глаза и его придаточного аппарата (4,9 и 5,5%).

Таблица 2. Первичная и общая заболеваемость детей в возрасте 15–17 лет в Российской Федерации (на 100 тыс. ­населения соответствующего возраста)

Классы болезней по МКБ-10

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

Болезни крови, кроветворных органов

Болезни эндокринной системы

Психические расстройства и расстройства поведения

Болезни нервной системы

Болезни глаза и его придаточного аппарата

Болезни уха и сосцевидного отростка

Болезни системы кровообращения

Болезни органов дыхания

Болезни органов пищеварения

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

Болезни мочеполовой системы

Врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин

Примечание: МКБ-10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра.

Несмотря на положительные тренды не сходит с повестки дня педиатрической службы социально обусловленная патология (табл. 3).

Таблица 3. Заболеваемость детского населения социально значимой патологией в Российской Федерации (на 100 тыс. населения соответствующего возраста)

Социально значимая патология

Синдром зависимости от:

Заболеваемость синдромом зависимости от алкоголя, наркотических и ненаркотических веществ детского населения также определялась возрастной группой 15–17 лет и значительно снизилась к 2016 г.

Ежегодно среди детей регистрируют до тысячи новых случаев инфекции, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Данный показатель колеблется от 3,7 в 2011 г. до 4,9 в 2009 г. на 100 тыс. населения. Вместе с этим идёт увеличение количества детей с ВИЧ-инфекцией. Так, если в 2011 г. на учёте находились 4945 детей в возрасте 0–17 лет, то в 2015 г. — почти в 2 раза больше (9532 человек).

Установлены значительные колебания численности здоровых детей по субъектам РФ — от 8,5% в г. Санкт-Петербурге до 67,5% в Республике Саха (Якутия), детей с функциональными расстройствами — от 27,9% в Московской области до 72% в Республике Алтай, с хронической патологией — от 3,4% в Республике Тыва до 31,2% в Чукотском автономном округе. Итоги диспансеризации демонстрируют аналогичную ситуацию. С высокой вероятностью эти значительные колебания по субъектам Федерации определяется качеством и доступностью медицинской помощи на местах.

Итак, ведущие причины детской заболеваемости — болезни органов дыхания, пищеварения, глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной системы, травмы и отравления. Рост заболеваемости детского населения РФ, характерный для прошлых двух десятилетий, прекратился. Для последних годов (2011–2016) характерна стабилизация (хотя, к сожалению, и на высоком уровне) болезней, по поводу которых дети и подростки обращаются за медицинской помощью. Следовательно, внимание нужно обратить на классы болезней, которые сохраняют тенденцию к росту (новообразования, эндокринная и офтальмологическая патология, травмы), а также на заболевания, ведущие к детской инвалидности и смертности (перинатальная патология, внешние причины) или заметному ухудшению качества жизни ребёнка (болезни костно-­мышечной системы и пищеварения).

Следует также помнить и учитывать, что реальный уровень заболеваемости в 1,5–2 раза выше, чем по данным официальной статистики. По этой причине в силе остаётся неоднократно высказанное нами предложение о необходимости проведения углублённого выборочного мониторинга заболеваемости (1 раз в 5–10 лет в 10–15 субъектах РФ) с использованием современных информационных технологий [1].

Приоритетные направления по снижению заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения чётко определены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.: формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщая ранняя профилактика заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребёнка [8, 10].

Инвалидность детского населения в 2011–2016 гг. характеризуют следующие медико-статистические закономерности. Её распространённость стабильно имеет уровень 189–193, а впервые установленной инвалидности — 25–27 на 10 тыс. детского населения.

В структуре причин детской инвалидности также стабильно (по 18–25%) занимают первые места психические расстройства, болезни нервной системы, врождённые аномалии развития, инфекционно-соматические заболевания (рис. 3). Острой проблемой остаётся недоучёт детской инвалидности, её уровень менее 2% не отвечает научно обоснованным европейским стандартам (2,5–3%) [11].



Рис. 3. Структура причин общей инвалидности детей в возрасте 0–17 лет в Российской Федерации, 2016 г. (%)

Особо хочется выделить следующее, крайне актуальное, с нашей точки зрения, положение. Среди показателей здоровья населения общепризнанным критерием его социального благополучия считают смертность детского населения (прежде всего, младенческую). И мы хорошо знаем всю социальную и гуманистическую важность сохранения жизни детей. Однако вместе с тем, если в настоящее время в нашей стране в течение года умирают около 20 тыс. детей, то детей-инвалидов регистрируют более 600 тыс. Вот почему наряду с сохранением жизни детей таким же приоритетом социальной политики государства должны стать профилактика детской инвалидности и эффективная социальная и медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • создание системы ранней профилактики инвалидности у детей;
  • всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизне­устройства в будущей взрослой жизни.

Учитывая причины формирования инвалидности и её структуру по обусловившему заболеванию, при разработке стратегических направлений в решении проблем детской инвалидности в вопросах её профилактики следует отдавать приоритет:

  • развитию служб планирования деторождения, совершенствованию антенатальной и перинатальной помощи;
  • профилактической работе со здоровыми детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • развитию медико-генетической службы;
  • внедрению скринирующих программ на разные виды патологии в тех возрастных периодах, которые являются критическими для развития той или иной патологии;
  • укреплению системы медицинской помощи детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим нарушения здоровья и ограничения возможностей, но не являющимся официально признанными инвалидами.

Несмотря на впечатляющие успехи в деле снижения смертности детского населения, задача по сбережению жизни детей в РФ сохраняет свою актуальность [2].

За период 2011–2016 гг. произошло снижение смертности детей во все её возрастные периоды: всего детского населения — на 22,9%, ­младенцев — на 18,9%, в первые 5 лет жизни — на 14,9%, в возрасте 0–14 лет — на 23,8%, подростков — на 20,3%. Доля умерших детей и подростков в общем числе смертей в РФ снижается: в 2000 г. она составляла 4,0%, в 2016 г. — 1,1%.

При этом отметим следующие особенности. Во-первых, младенческая смертность снизилась в одинаковой мере за счёт неонатальной и постнеонатальной составляющих. Во-вторых, если снижение уровня смертности детей в возрасте 15–17 лет имело равномерный характер, то в возрастной группе 0–14 лет отмечен подъём данного показателя в 2012–2013 гг., связанный с переходом на новые критерии регистрации рождений. В-третьих, показатель младенческой смертности, равный 5,5 на 1000 населения в 2017 г. (январь-декабрь), констатирует важнейший факт в истории российской системы охраны здоровья детей: преодолен многовековой тренд значимой разницы между уровнями смертности младенцев в РФ и экономически развитых странах. В-четвёртых, пока несколько выше (на 0,2–0,3%) в нашей стране, чем в Европе, смертность детей в первые 5 лет жизни и подростковом возрасте. В-пятых, возрастает роль социального фактора — начиная со 2-го года жизни доминируют внешние причины.

К основным проблемам младенческой и детской смертности следует отнести:

  • выхаживание новорождённых — необходимо совершенствование и повышение доступности неонатальной помощи во всех регионах;
  • высокий уровень смертности детей в возрасте 1–14 лет от злокачественных новообразований;
  • рост гибели подростков от болезней системы кровообращения, под маской которых возможны случаи смерти, обусловленные наркоманией;
  • высокий уровень смертности детского населения от дорожно-транспортных происшествий и подростков от самоубийств;
  • остаётся проблемой недоучёт младенческой смертности.

Проведённый анализ медико-статистических закономерностей и причин смертности российских детей позволяет привлечь внимание к следующим четырём положениям, реализация которых будет обеспечивать дальнейшее снижение младенческой и детской смертности.

Первое. Востребован и требует дальнейшего научного сопровождения региональный подход в реализации мер по снижению смертности детского населения.

Второе. Резерв снижения детской смертности и инвалидности — проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение генетического груза популяции, то есть пренатальной и преимплантационной диагностики. Целесообразно проведение более широкого скрининга на врождённые и наследственные болезни обмена в неонатальном периоде, в частности на наиболее распространённые нозологические формы редких болезней, при которых применяют патогенетическую терапию.

Третье. Сохраняется высокая потребность в развитии специализированной и реабилитационной медицинской помощи для детей. Не в полной мере обеспечены качественной медицинской помощью дети с онкологическими заболеваниями, не создана система оказания медицинской помощи детям с аутоиммунными заболеваниями и заболеваниями иммунного генеза, малодоступна нейрохирургическая и травматолого-ортопедическая помощь, требует серьёзной модернизации психиатрическая, наркологическая и фтизиатрическая помощь.

Четвёртое. Совершенствование системы медицинского обеспечения детского населения должно осуществляться по пути не только повышения эффективности и качества лечебно-диагностической помощи, но и интенсивного развития помощи медико-социальной. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. прямо (специально) указано на необходимость разработки и внедрения эффективных современных технологий медико-социального сопровождения детей и подростков.

В заключение представим ведущие, по нашему убеждению, приоритеты в деле сохранения и укрепления здоровья детей.

2. Создание инновационной системы профилактической педиатрии.

3. Организация медико-социального сопровождения детей и подростков.

4. Подготовка детского врача для работы в первичном звене здравоохранения с включением в программы специалитета (ординатуры, повышения квалификации) вопросов профилактической и социальной педиатрии.

5. Осуществление углублённого выборочного мониторинга заболеваемости, инвалидности и смертности детского населения РФ (1 раз в 5–10 лет в 10–15 субъектах РФ) с ­использованием современных информационных технологий.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов по представленной статье.

Читайте также: