Принципы проведения исследований в специальной психологии доклад

Обновлено: 19.05.2024

Принципы – общие представления, использование которых позволяет относительно непротиворечиво и последовательно понимать и объяснять изучаемые явления, ориентироваться в эмпирических данных, классифицировать и понимать их.

2 группы принципов:

1. Общеметодологические принципы, определяющие понимание психических явлений в норме и патологии (философские и общепсихологические принципы), используемые специальной психологией: принцип отражательности, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, генетический принцип.

2.Специфичные принципы специальной психологии: принцип комплексности, принцип системного структурно-динамического изучения, принцип качественного анализа, сравнительный принцип, принцип раннего диагностического изучения, принцип выявления и учета потенциальных возможностей ребенка, принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с ОПФР.

1.Общеметодологические принципы (философские и общепсихолог.)

Ø Принцип отражательности: все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Свойства психич. отражения: субъективность, активность, избирательность и целенаправленность. В случае патологич. нарушений психики - снижение степени адекватности отражения, превращение адекватного отражения в ложное, нарушения полноты, точности, глубины, но оно всегда остается принципиально адекватным, в целом, верным, правильным. Многоаспектность отражательной деятельности психики позволяет восполнять недостатки одних форм отражения за счет других, более сохранных.

Ø Принцип детерминизма. С его позиций психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой. Не бывает и не может быть беспричинных отклонений в развитии. При этом один и тот же патогеннный фактор может приводить к различным формам отклонений, равно как и то, что разные причины могут приводить к одному и тому же типу отклонения в развитии.

Ø Генетический, или принцип развития. Сущность его сводится к положению о том, что все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, т.е. в процессе развития и становления. Несмотря на наличие определенной специфики, отклоняющемуся развитию свойственно то же самое, что характерно для развития вообще. Использование генетического принципа подразумевает последовательность в трактовке целого ряда феноменов отклоняющегося развития.

Системогенез — процесс последовательного разворачивания в возрастном плане симптомов отклонения. Симптомы не появляются все сразу, они имеют определенную возрастную динамику. Так, например, врожденное или рано приобретенное снижение остроты слуха в свое время приведет к отставанию в речевом развитии, что неминуемо окажет влияние на формирование мышления, произвольную регуляцию поведения, коммуникативные навыки.

Таким образом, симптомы отклонений следует рассматривать как динамическое образование — в качестве закономерного процесса в генетическом плане.

Ø Принцип единства сознания (психики) и деятельности.

Субъективное отражение объективной действительности, само его существование необходимо для осуществления регуляции поведения и деятельности. Психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план. Чем точнее и глубже сознание отражает окружающий мир, тем более гибким становится поведение человека и тем эффективнее его деятельность. Равно как и наоборот: чем активнее действует человек, тем точнее становится характер его отражения. В деят. подходе сама психическая реальность рассматривается как особая форма деятельности.

2. Специфичные принципы специальной психологии

Это конкретно-методические принципы психологического обследования детей с разными формами отклонений в развитии (для сбора адекватных эмпирических результатов).

Ø Сравнительный принцип подразумевает необходимость сравнения данных, полученных при обследовании детей с отклонениями в развитии с данными нормально развивающихся детей, а также с данными исследований, проведенных на детях с иной формой нарушения.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Ø Динамический принцип: адекватные сведения о характере того или иного отклонения могут быть получены в результате проведения многократных временных срезов. Характер отклонения, его своеобразие и качество воспроизводимы лишь в динамике.

Ø Принцип комплексного подхода: в психологическом обследовании детей с отклонениями психолог обязан учитывать данные клинического характера (неврологический и соматический статус, состояние зрения, слуха, речи, двигательной сферы, возможность наследственной природы нарушений и пр.). Психологические данные дополняются с помощью параклинических техник (электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии, позитивно-эмиссионной томографии мозга, окулографии, электромиографии и др.)

Ø Принцип целостного, системного изучения предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними (нарушениями), определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии. Очень важно выявить сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу коррекционных мероприятий.

Ø Принцип ориентации на качественный анализ подчёркивает важность качественного анализа полученных эмпирических данных, но он не отрицает возможности использования количественных сопоставлений с привлечением различных процедур статистической обработки — корреляционного, факторного, кластерного, дисперсионного анализа и пр.

Ø Принцип необходимости раннего диагностического изучения позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.

Ø Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

-Сравнительный принцип, смысл которого очеви­ден: эмпирические данные, полученные в эксперименте или наблюдении, оцениваются как научно валидные лишь в слу­чае их сравнения с аналогичным фактическим материалом, воспроизведенным на сопоставимой выборке нормально развивающихся детей.

-Принцип комплексного подхода состоит в следующем: в психологическом обследовании детей с отклонениями, осо­бенно при интерпретации полученных результатов, психо­лог обязан учитывать данные клинического характера (неврологический и соматический статус, состояние зрения, слуха, речи, двигательной сферы, возможность наследствен­ной природы нарушений и пр.).

И. И. Мамайчук. принцыпы: онтогенетический. Основной смысл его сводится к тому, что главные закономерности психического развития остаются принципиально общими как для случаев нормы, так и патологии. Выявлен­ное нарушение не может рассматриваться изолировано.

принцип — системно-структурного подхода. Идея системного строения сознания впервые была высказана Л. С. Выготским, предлагавшим рассматривать психику как сложное целостное образование. Поэтому отклонение в развитии тех или иных психических функций должно рассмат­риваться как следствие неадекватных связей и отношений этой функции с другими, то есть нарушение целостности всей системы.

принцип — уровневого анализа. Форми­рование психики осуществляется благодаря неразрывному единству процессов дифференциации, интеграции и иерар-хизации (последовательного соподчинения одних функций другими). При анализе дизонтогенетической феноменологии психолог обязан учитывать характер нарушения иерархичес­ких (уровневых) связей.

Обозначенные выше две группы принципов: конкретно-методологические и конкретно-методические — образуют те­оретический фундамент специальной психологии, наряду с учением о сущности и структуре отклоняющегося развития.

дифицитарностью отдельных функций: гнозиса, праксиса, речи. 2)общий, связан с нарушением регуляторных систем, недоразвитие корковых и подкорковых систем. Если нарушена подкорковая регуляторная система, у детей наблюдается снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства, нарушение корковой регуляторной системы, обуславливает дефекты интеллектуальной деятельности (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля) и нарушение более сложных эмоциональных образований.

2.связан с временем поражения.

Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее ее недоразвитие. Чем позже возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции. С параметром времени связана и другая вероятность повреждения той или иной функции. В ходе психического развития каждая функция в определенное время проходит через сензитивный период. Он характеризуется наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредностям. Сензитивные периоды характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. К основным сензитивным периодам детства относится возраст от рождения до 3-х лет и от 11 до 15 лет. В эти периоды особенно велика вероятность психических нарушений. Период с 4-х до 11-ти лет более устойчив к вредностям.

Выготский предложил различать в аномальном развитии 2 группы симптомов: а)первичные – это нарушения непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха, зрения, ДЦП, локальные поражения определенных корковых зон).

б)вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Вторичный дефект, по мнению Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. (например: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются и являются уязвимыми 2 функции: произвольная моторика и речь. Обе они нарушаются при самых различных вредностях, давая задержку речевому развитию, недоразвитию произвольной регуляции действий, явлениям двигательной расторможенности). В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько межфункциональных отношений:

· явление функциональной независимости функции;

1-ый тип: характерен для ранних этапов онтогенеза. Так он писал, что 2-х летние возрастные линии развития мышления и речи идут раздельно. Н-р: при олигофрении с явлением гидроцефалии у детей хорошая механическая память и речь. Однако возможности использования этих способностей очень ограничены из-за нарушенного мышления. Хорошее развитие механической памяти, выступает изолированно, внешняя бытовая речь с использованием сложных оборотов, остается на уровне подраженной.

2-ой тип: наблюдается на ранних этапах онтогенеза. С помощью ассоциативных связей разрозненные чувствительные впечатления объединяются в одно целое, на основе временно-пространственной близости.Так по данным исследований, пик страха в норме ограничен сензитивными возрастами (3 и 11). В патологическом онтогенезе страхи, фиксируясь распределяются и на другие возрастные периоды.

3-ий тип: психические функции, построенные по иерархическому типу, формируются в процессе усложнения предметной деятельности – общения. Они самые сложные среди всех функциональных систем. В норме одним из механизмов возникновения новых координат является гетерохрония – разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одних. Каждая психическая функция имеет свой цикл развития. Наблюдаются сензитивные периоды ее быстрого, иногда скачкообразного развития и периоды относительной замедленности формирования.

Пример: в патологии наблюдаются диспропорции в развитии – асинхрония. Можно выделить следующие ее проявления.

а) явление ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм (отмирание). Пример: Левиной описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. В этом случае патологически фиксируется один из низших речевых этапов. В норме он занимает очень короткий период.

б) явление патологической акселерации отдельных функций. Пример: чрезмерно раннее, до 1-ого года, и изолированное развитие речи при РДА или раннее пробуждение сексуального влечения при преждевременном половом созревании церебрально – органического генеза.

в) сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций. Пример: сочетание раннего возникновения речи с недоразвитием сенсорной и моторной сфер при РДА.

Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

Иначе говоря, её может интересовать то, как протекает процесс:

психического развития в самых патогенных ситуациях;

как и каким образом могут изменяться в зависимости от многообразных параметров этих условий различные характеристики психогенеза.

изучение запаса прочности процесса развития.

Исследуя каким образом психике, даже в осложнённых, стеснённых условиях, удаётся сохранять свою целостность, реализуя основные функции по адекватному отражению окружающего мира и регуляции поведения?

При этом неблагоприятные ситуации сами по себе не всегда способны вызвать отклонения в развитии. Сочетанием разнообразных характеристик индивида, опосредующих их воздействие. Поэтому одни и те же условия для разных людей могут иметь различные последствия. Неблагоприятная ситуация признаётся патогенной, способной спровоцировать те или иные отклонения в развитии, если сила её воздействия превышает компенсаторные возможности индивида и относительно устойчиво изменяет характеристики актуального функционирования психики в параметрах точности, полноты и скорости отражательных и регуляторных функций и в результате изменяет темп её возрастного развития.

Осложнёнными условиями могут быть:

нарушения в деятельности анализаторов,

речевые расстройства, то есть факторы внутреннего порядка.

Существуют и внешние неблагоприятные факторы, которые формируются при серьёзных и длительных деформациях социальной ситуации развития:

тяжелые психотравмирующие обстоятельства жизни,

воспитание за пределами семьи,

несоответствующие возрасту ребёнка образ жизни,

требования и ожидания со стороны взрослых.

Последнее может касаться, в частности, детей, рано и ярко проявивших какое-то дарование и в связи с этим начинавшим раннюю профессиональную подготовку, а то и профессиональную деятельность.

Даже сама по себе нестандартность одарённых детей может существенно менять систему отношений к ним, что способно выступить в качестве осложнённой ситуации развития.

В качестве отдельных направлений в специальную психологию входят:

1. психология умственно отсталых (олигофренопсихология),

2.психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология),

3. психология детей с недостатками речи,

4. психология детей с задержкой психического развития,

6. психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.

1. Задачи в специальной психологии.

В задачи специальной психологии входит:

изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения;

создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;

психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;

психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;

психологическая коррекция дезадаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.

2. Диагностические методики в специальной психологии.

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования.

В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются: Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.

Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.

Изучение продуктов деятельности(например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)

Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

Методики структурирования — формирование стимулов, придание им некоторого смысла.

Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого.

Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.

Методики дополнения — например: незаконченное предложение.

Методики экспрессии — рисование.

Методики катарсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.

Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.

Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

3.Оссобенности методик в специальной психологии.

3.1. Эксперементально психологические методики.

Так, экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует применение обследуемым определённых операций и действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребёнка, свойства его личности.

Практически всякое задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребёнка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе её понимания осуществить определённые действия.

Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в её понимании (независимо от степени сложности самого задания).

Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития.

Из этого следует, что каждая экспериментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определённые возрастные границы своего применения.

Анкетирование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися это возможно раньше.

Требует специальной разработки метод анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребёнка в раннем возрасте.

При этом наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребёнка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развитие в течение длительного периода времени.

Особое значение при изучении детей с недостатками развития приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не даёт значимых результатов.

Тщательное наблюдение за поведением ребёнка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ребёнка при выполнении им различных заданий.

3.4. Невербальные психологические методики.

Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик.

Поскольку у нескольких категорий детей с отклонениями развития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умственного развития этих детей, используя словесные задания.

Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и получить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребёнка или об особенностях восприятия.

Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глубокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становится невозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразованы таким путём.

Поэтому намного большее значение, чем при исследовании лиц с нормальным зрением, приобретают вербальные задания и особый их подбор с учётом своеобразия речи незрячих.

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или исследования были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определённой группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников.

Другими словами, в исследованиях специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.

Список литературы

Выготский Л. С. Собр. соч.: В б т. - - М., 1983. - - Т. 5.

Годфруа Ж. Что такое психология. - - М., 1992. - - Т. 2.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - - М., 1985.

Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. - - М., 1973."

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - - патопсихоло-гия. - - М., 1996.

На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Принципы и методы специальной психологии

Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Принципы и методы специальной психологии
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Принципы и методы специальной психологии
Категории специальной психологии
Связь специальной психологии с другими науками
Первичный дефект и вторичные отклонения
Причины нарушений развития
Общие и специфические закономерности психического развития
Все страницы

Принципы и методы специальной психологии

Специальная психология опирается на следующие основные принципы:
- системность (изучение той или иной нарушенной функции, процесса ее развития и коррекции, предполагает воздействие на всю личность ребенка с ОВЗ во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка);
- принцип комплексности (устранение каких-либо нарушений должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер);
- принцип развития (выделение в процессе коррекционной работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
- онтогенетический принцип (разработка методики коррекционно-педагогического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций организма, например, речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
- принцип коррекции (система мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития);
- принцип компенсации (процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций организма);
- общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.).
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения, и др.), анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, используются также условно-рефлекторные методики. Каждая из методик применяется в определенных целях и с учетом особенностей объекта изучения. Так, экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует применения обследуемым определенных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.
Практически всякое задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребенка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определенные действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в ее понимании (независимо от степени сложности самого задания). Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Уже из этого следует, что каждая экспериментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определенные возрастные границы своего применения. Так, например, анкетирование можно применять при изучении детей с ОВЗ более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися детьми это можно делать и раньше.
Особое значение при изучении детей с ОВЗ приобретает метод наблюдения. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих проявлений может дать очень многое. Тщательное наблюдение за поведением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ребенка при выполнении им различных заданий.
Требует специальной разработки метод анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребенка в раннем возрасте, когда наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребенка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развития в течение длительного периода времени.
Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.
Особенно продуктивны исследования, в которых одно и то же психическое явление изучается с привлечением детей разных категорий. Такие исследования позволяют более четко видеть специфические особенности детей каждой категории и особенно важны как для диагностики нарушений развития, так и для определения своеобразия коррекционно-педагогических воздействий, необходимых для успешного обучения этих детей.
Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку у нескольких категорий детей с отклонениями развития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умственного развития этих детей, используя словесные задания.
Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и получить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребенка или об особенностях восприятия.
Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глубокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становится невозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразованы таким путем. Поэтому гораздо большее значение, чем при исследовании лиц с нормальным зрением, приобретают вербальные задания и особый их подбор с учетом своеобразия речи незрячих.
Таким образом, конкретно можно указать, что в научно-психологических исследованиях специальная психология использует следующие методы:
I. Эмпирическая группа методов:
- наблюдение (целенаправленное изучение явлений в естественных условиях) — обсервационный метод;
- беседа или обследование (проводится по заранее намеченному плану); словесные методы (анкеты, интервью, тесты и т.д.) - психодиагностические методы;
- эксперимент (лабораторный, естественный, лонгитюдный, констатирующий, формирующий и контрольный, психолого-педагогический, обучающий, развивающий и др.);
- сбор и анализ анамнестических сведений - биографический метод.
II. Социометрическая труппа методов (исследование межличностных отношений в группе):
III. Анализ результатов деятельности детей (индивидуальный метод исследования);
IV. Математико-статистический метод (количественный и каче
ственный анализ данных).
Широко используются метод использования современных ТСО (технические средства обучения): компьютеры, мультипроекторы, интонографы, БОС, фонографы и т.д. Как правило, в научных исследованиях используются не один, а группа взаимодействующих методов.
Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней соответственного понятийно-категориального аппарата.

Читайте также: