Принципы организации читательской деятельности учащихся начальных классов доклад

Обновлено: 18.05.2024

Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Читательская компетентность– это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является на мой взгляд одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование первоначальных основ читательской компетентности учащихся, которая определяется навыками беглого, осмысленного, выразительного чтения;

2. Формирование умений работать с текстами через использование различных методов и приемов;

3. Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.

4. Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю.

Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая, коммуникативная и познавательная компетентности.

Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т. е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия произведений

Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с художественными и научно-познавательными текстами.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется в следующих направлениям:

№ Направление Включает в себя Используемые приемы

1. Формирование навыка чтения • умение читать вслух и про себя

• игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания

• чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса

• работа со скороговорками и т. д.

2. Начитанность • знание изученных произведений,

• представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание;

• знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках и хрестоматиях для каждого класса.

• ведение Портфелей читателя, тетрадей по чтению,

• изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, рекламы книг

• литературные викторин и праздники

3. Умение работать с книгой • определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т. д.);

• знание элементов книги • работа со справочной литературой, словарями;

• посещение школьной и районной библиотеки

4. Собственно читательская деятельность • восприятие, интерпретация (истолкование)

• оценка художественного произведения как искусства слова

работа с текстом

• Чтение, деление на части. Составление планов картинного и цитатного.

• Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

• Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

• Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

• Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

• Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

• Чтение по ролям.

• Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

• Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

• Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

• Нахождение и чтение образных слов и описаний.

• Чтение, пометка непонятных слов.

• Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

• Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

Главной задачей курса по литературному чтению является литературное развитие младших школьников, формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу, совершенствование у детей навыка чтения.

В качестве механизма, посредством которого происходит приобщение к чтению выступает:

Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Этапы Виды работ

Первый этап: работа с текстом до чтения • антиципация (предугадывание предстоящего чтения)

• определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста

Второй этап: работа во время чтения текста

• выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного;

• выделение ключевых слов;

• ведение диалога с автором через текст;

Третий этап: работа с текстом после чтения:

• коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия;

• знакомство с писателем;

• работа с иллюстрациями;

• творческие задания, опирающиеся на сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

Формы работы

Парная работа применяется при чтении стихотворений, диалогов, проверке заданий в печатных тетрадях.

Групповую форму на уроках чтения удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.

Методы и приемы

Создание проблемной ситуации,

настраивает детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приё мы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

В ходе работы было замечено, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

Таким образом, своевременный и тесный контакт учащихся с родителями позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Читательская компетентность при чтении художественных произведений формируется не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников в Портфеле читателя.

Что такое Читательский портфель?

Это личный документ, который выдается каждому ученику :

- помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;

- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;

Проблемные вопросы, которые ставятся автором издания, помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями.

Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Система внеклассных занятий и внеурочной деятельности включает также:

Конкурсы сочинений и рецептов блюд

Конкурсы чтецов стихотворений

Создание проектов различной направленности

Дискуссии по прочитанным книгам

Таким образом, проведенная работа по формированию читательской компетентности, дала свои результаты.

Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысился темп чтения, развилась оперативная память и творческое мышление.

1. Повысился уровень качества знаний учащихся по предмету

2. Расширился круг интересов в самостоятельном выборе книг

3. В досуговой деятельности возросло значение книги

4. Увеличилось число школьников, посещающих библиотеки

"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. – М. : Просвещение, 1997.

2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.

3. Калашникова Т. В. Как воспитать у детей интерес к чтению. // Начальная школа. – 2005. - №7.

4. Светловская Н. Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М. : Просвещение, 2006.

5. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова, М. И. Гринева и др. - – М. : Просвещение,2011.(Работаем по новым стандартам)

Прикреплённые файлы:

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до Основная цель в Образовательной области "Развитие речи"- обеспечить современное и эффективное развитие речи как средства общения, познания,.

Формирование навыка чтения на английском языке у младших школьников To read, or not to read, that is the question. Читать или не читать – вот в чём вопрос. Обучение чтению является в образовании важным.

Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.

Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Тема: Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. Цель: Повышение своего профессионального.

Формирование вариативных форм в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1 .Если у вас есть друзья-математики, которые спрашивают вас, зачем читать художественную литературу, если у вас есть друзья, которые убеждают вас, что скоро все книги станут исключительно электронными, если вы с теплотой (или наоборот с ужасом) вспоминаете походы в библиотеку, если у вас подрастают дети, и вы только задумываетесь о том, что и как читать с детьми, вам просто необходимо прочитать статью английского писателя Нила Геймана о пользе чтения. Вы скажете, что он как писатель заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать. Но однажды Нил Гейман был в Нью – Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост – сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия.

В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна. Вероятнее всего, что самые простые из этих связей происходят из очевидного: грамотные люди читают художественную литературу.

У художественной литературы есть два назначения:

Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.

И вторая вещь, которую делает художественная литература, – она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза – это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаете, что внешний мир – это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.

Эмпатия - умение понимать чувства и эмоции других людей, а также адекватно на них реагировать. Способность человека к сопереживанию считается важной составляющей личности, определяющей её взаимоотношения с окружающими.

Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте к ним доступ и позвольте их прочесть. Верный способ разрушить детскую любовь к чтению – это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я росла, у меня была великолепная районная библиотека. У меня читающие родители, и в доме всегда было много книг.

Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и как их применять, общаться понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значениям и произношению меняться со временем.

Родители должны читать вслух детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.

2.Формирование читательской компетентности младших школьников

Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь!

«Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение"- говорил Соловейчик. Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Что же читают дети, и читают ли они вообще?

Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Цель уроков по литературному чтению по новым стандартам - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя .

Многие дети при работе с текстом затрудняются:

Определять тему и главную мысль произведения

Делить текст на смысловые части и составлять план пересказа

Составлять небольшое монологическое высказывание

Содержательно отвечать на вопросы

Анализировать и понимать поэтическое произведение

Анализировать причины поступков героев

Целью по данной теме считаю: создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальных классов.

Задачи для учителя:

Развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;

Систематизировать социокультурное пространство чтения. Объединить усилия учителя, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.

Стимулировать творчество детей через внеурочную деятельность.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

В своей работе использую метод Эдигея.

Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.

Долгие годы автор книги, методист В. Б. Эдигей пытался решить проблему чтения. И только система, основанная на реализации законов развития психики ребенка, на стимулировании его интереса к процессу чтения, помогла решить эту проблему.

Развивающий эффект при использовании данного метода безусловно позитивный : это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость, самостоятельность мышления, способность предвидеть, ощущение целого, творческое мышление, активизация лингвистических способностей. (Раздать задания)

Начитанность . Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.

Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями городской библиотеки.

Разносторонняя работа с текстом:

-Подобрать к каждому заголовку (пункту плана)соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).

- Работа с деформированным текстом:

- собери рассыпанные слова в предложение;

- собери предложения из частей.

- Разбей текст на смысловые части.

-Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.

Литературные игры – это игры и упражнения по развитию речи; литературные головоломки; игры со словами; литературные викторины; кроссворды.

3.Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

-Составление вопросов и тестов по данному тексту.

Продолжение произведения (придумывание конца).

Работа с читательским дневником

Письмо литературному герою.

Технологии развития критического мышления (Синквейны) Выразить свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа можно с помощью приема написания стихотворения по алгоритму.

Чтение с остановками. Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, путем задавания наводящих вопросов, проявить фантазию. Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста. Ребята учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. Я уверена, что такой прием работы вдумчивого чтения стимулирует обучающихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.

4.Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников.

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей.

Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников.

Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.

Чтение – это труд. Наша задача - сделать его более производительным, продуктивным.

Навык беглого, осознанного и выразительного чтения закладывается в начальных классах.

Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.

Чтение является сложным актом, который включает в себя:

1. Технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.

2. Процесс понимания смысла читаемого – извлечение смысла, содержания.

Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений. (Т. Г. Егоров).

В процессе обучения чтению школьники упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако, значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент часто перемещается на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.

Существуют причины, тормозящие скорость чтения:

Природный темп деятельности.

Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Темп деятельности, являясь врождённым, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Но, хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться.

Это значит, что, используя определенные упражнения, можно увеличивать темп чтения.

Такими упражнениями могут быть:

1. Многократное прочтение

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удаётся прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение 4-5раз (или до того момента, когда количество слов перестанет увеличиваться).

Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

Причины регрессий

1. Сила привычки.

Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления.

Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребенок как можно быстрей начал читать целым словом, в то время как ребенок еще не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. И то, и другое формирует привычку к регрессии. Кроме того, последний вариант способствует формированию привычки в дальнейшем всегда перечитывать длинные и трудные по написанию слова.

2 . Кажущиеся трудности текста.

Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложите ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.

3. Отсутствие внимания.

Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Возможно, ребенок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребенку время на отдых. Кроме того, вы можете использовать некоторые упражнения для концентрации внимания.

Устранение регрессии

Последние две причины - явления временные и достаточно легко снимаются. Их влияние на скорость чтения не особенно значительно. В то время как первая причина - сила привычки (как и все привычки человека) - явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения.

-Чтение с окошечком,

- Чтение пар слов, отличающихся одной буквой,

-Чтение цепочек слов, близких графическому облику,

-Чтение цепочек родственных слов,

-Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию,

-Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста,

-Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом,

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому - смысловой догадкой.

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием.

В тоже время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации:

-Чтение с пропущенными окончаниями,

5.Внеурочная деятельность как одна из форм развития читательской компетенции.

Современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Одной из таких форм является кукольный театр. Им я занимаюсь на одноименной внеурочной деятельности.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его значение намного шире. У детей формируется умение вступать в диалог, договариваться, находить общее решение, работать в группах, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

6.Работа с родителями

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Использую следующие формы работы с родителями:

коллективная (родительское собрание: беседа, круглый стол; литературный праздник);

групповая (тематическая консультация);

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения; приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, формированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, включающей в себя три этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Какие же дидактические средства может использовать учитель для формирования читательских компетенций.

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и поселковой библиотек.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.

Для слабых учеников:

  • Чтение с проговариванием слогов.
  • Шепотом.
  • Выделять посильные для себя части текста.
  • Хоровое чтение.
  • Групповое чтение.
  • Выборочное чтение.
  • Комментированное чтение.

Для регуляции темпа чтения:

  • Отстукивание темпа.
  • Скандирующее чтение.

Виды работы над выразительностью чтения:

  1. Какие звуки помогают представить, о чём говорится?
  2. Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?
  3. Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.
  4. Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?
  5. Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?
  6. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?
  7. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
  8. Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
  9. Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.
  10. Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.
  11. Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения
  12. Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.

В своей работе на уроках литературного чтения часто использую следующие приемы ТРКМ

Приемы активного чтения:

  • Прием “Чтение с пометами”
  • Прием “Толстые и тонкие вопросы”
  • Прием “Чтение с остановками”

Приемы активизации ранее полученных знаний:

  • Прием “Ассоциация”
  • Прием “Ключевые слова”
  • Прием “Да – нетка”, или Универсальная игра для всех.

Приемы графической организации учебного материала:

  • Прием “Составление кластера”
  • Прием “Перепутанные логические цепочки”

Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Прием “Синквэйн” и “Диаманта”
  • Прием “Цветопись”
  • Прием “ Пятиминутное эссе”

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

  • Метод “Шесть шляп критического мышления
  • Прием “Учебный мозговой штурм”
  • Прием “Письмо по кругу”
  • Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
  • Прием “Чтение с пометками и таблица INSERT”

Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное, что является условием и основой всех уроков литературного чтения, – это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.

Чтение – это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес. Структурно чтение включает те же компоненты, что и общая психическая деятельность, т.е. мотивационное звено, ориентировочно-исследовательское, исполнительское и звено контроля и оценки.

Чтение относится к репродуктивному виду речевой деятельности, ибо оно, как и слушание, использует чужую речь. Говорение и слушание создают задачи для других людей. В процессе чтения и слушания формулируется мысль для себя. Любой вид речевой деятельности подчинен общей структуре деятельности, в которой обязателен мотив, задача, ориентировочно-исследовательское действие, затем исполнительские действия. Результатом речевой деятельности становится понимание текста.

В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.

Чтение является сложным психическим процессом, и, прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность этого процесса обуславливается, прежде всего, его неоднородностью: с одной стороны, чтение – процесс непосредственного чувственного познания, а с другой – представляет собой опосредованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.

В процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны – техническую, т. е. скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, т. е. понимание содержания прочитанного [21, с. 121]

В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.

Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.

Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным [15, с. 69].

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Существует еще одно обстоятельство, характеризующее процесс чтения и уровень самостоятельности читателя, а именно то, сколько времени ему полезно проводить за чтением, чтобы оно его обогащало, а не одурманивало мозг. В этом отношении современные научные знания таковы: ребенок – первоклассник может продуктивно заниматься чтением без перерыва не более 10-15 минут; для второклассника эта норма увеличивается вдвое; в III классе самостоятельное вдумчивое чтение книги может продолжаться от часа до полутора часов; в IV классе – не более 2 часов подряд; потом надо непременно сделать длительный перерыв, как бы не хотелось продолжить чтение [24, с. 20]

При организации читательской деятельности школьника важно учитывать и структуру урока литературного чтения. Урок чтения и коллективного анализа художественного произведения состоит из таких этапов:

1. Подготовка к восприятию текста.

2. Первичное восприятие текста.

3. Проверка первичного восприятия текста.

4. Чтение и анализ произведения.

6. Перечитывание произведения с новой читательской целью.

7. Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

Такой урок принято называть комбинированным, так как он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез – анализ – вторичный синтез.

Если учебным материалом является крупнообъемное произведение, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

1-й вариант – произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок по произведению включает в себя все этапы работы);

2-й вариант – проводятся 3 (или 2) урока:

первый – знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия);

второй – анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысление собственного отношения к читаемому);

третий – обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

Одной из важных задач начальной школы является создание условий, обеспечивающих умственное развитие детей, на уроках литературного и внеклассного чтения передовые учителя используют смысловое прогнозирование (прием антиципации – предугадывание, предотвращение предположение, чем закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения). Уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на таких уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким образом, на уроках чтения, а также на внеклассном чтении решаются основные проблемы начального обучения – совершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием. В процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны – техническую, т. е. скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, т.е. понимание содержания прочитанного. Для подготовки детей к овладению чтением решающее значение имеет формирование психологической основы навыка чтения, в качестве которой выступает широкое развитие мыслительных процессов и наглядно-чувственной сферы детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о формировании у детей полноценного навыка чтения.

Формирование правильной читательской деятельности младших школьников

Белобородова И.Ф.

МБОУ СОШ № 9

Учитель начальных классов

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Через чтение ребенок обогащает словарный запас, формирует навык грамотного письма, развивает свои память и воображение. Читая, он учится сопереживать, обогащает личный опыт. Эмоционально общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта и формирование эмоционально-ценностных отношений младшего школьника.

В наш век научно-технического прогресса, в котором господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению, но объем информации в мире каждое десятилетие удваивается. В связи с этим возникла проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения. Она волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка, в формирование смыслового чтения является одним из приоритетных направлений реализации ФГОС НОО.

Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Чтобы чтение было эффективным, во-первых, важно научить ребенка пользоваться книгой, что включает:

Предварительный просмотр книги – это первоначальное знакомство с книгой. Просмотр титульного листа, аннотации, оглавления, предисловия и послесловия позволяют составить общее представление о содержании книги.

Систематическое чтение с карандашом в руке. Чтобы отметить нужные места, полезно пользоваться закладками. Они могут не только отмечать страницы книг, но и нести разную информацию. Больше того, закладки помогут организовать труд, – на них можно делать и заметки.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет смысловым чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников [1;36].

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

сопереживать героям и автору;

понять главную мысль произведения, его идею;

осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивать навык смыслового чтения у хорошо читающих возможно через применение различных типов творческих уроков: конкурсов, викторин, уроков-праздников, путешествий по сказкам и др.

Самостоятельное домашнее чтение учебно-познавательных и литературных текстов с выполнением творческих заданий по содержанию прочитанного также обеспечивают индивидуальное развитие школьников. Формой контроля этой самостоятельной деятельности являются тестирование и опросы, которые показывают, насколько дети поняли прочитанное.

В работе могут применяться следующие основные типы вопросов для осмысления текста [2;42]:

Простые вопросы. Отвечая на них, обучающиеся воспроизводят текстовую информацию.

Умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.

Читайте также: