Принципы исследовательского обучения доклад

Обновлено: 05.07.2024

В этой статье представлена попытка рассмотреть некоторые возможные подходы к введению новой для современной начальной школы технологии исследовательского обучения.

ВложениеРазмер
statya_suharevskoy_e.yu_.docx 97.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технология исследовательского обучения младших школьников

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Аннотация . В этой статье представлена попытка рассмотреть некоторые возможные подходы к введению новой для современной начальной школы технологии исследовательского обучения.

Ключевые слова : исследование, метод исследовательского обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, технология исследовательского обучения.

Вначале задумаемся, что такое исследование для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребёнку.

Исследования в младших классах - это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для данного вида деятельности. Но все-таки - это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных исследованиях, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы данной деятельности в ее классическом понимании. Но для младшего школьника - это будет его исследование.

На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что методы исследовательского обучения в начальной школе полностью разработаны и апробированы. Но, тем не менее, такой опыт имеется, опыт как удачный, так и не вполне удачный. Российский и зарубежный. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и расширение имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

Следовательно, исследование как метод обучения – это способ организации познавательного процесса , в результате которого обучающийся получит абсолютно новое для юного исследователя знание .

Данное понятие соотносится, на наш взгляд, с формулой педагогической технологии, выведенной авторами И. В.Богдановым, С. В.Лазаревым, С.С.Ануфриенко, Е.В. Чмыховой и другими. Из неё (формулы) видно, что понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методы обучения" [7] (рис.1)

Рассматривая технологию исследовательского обучения, мы можем определить комплекс исследовательских методов и, следуя деятельностному подходу, выделить структуру их использования в педагогической деятельности учителя начальной школы.

Цель технологии исследовательского обучения – сформировать целостное представление об изучаемом объекте средствами различных методов исследования.

В практике учителей начальных классов встречается самое разнообразное определение задач. Вместе с тем, при реализации ФГОС НОО задачи должны выводиться из заданных в стандарте планируемых результатов освоения основой образовательной программы. Как известно, в стандарте выделяют три группы описания планируемых результатов, которые могут быть сформулированы в виде воспитательных, образовательных и развивающих задач в соответствии с методами исследовательского обучения.

Определяя выбор методов, приёмов и средств исследовательского обучения, педагогу необходимо учитывать ряд требований и собственную структуру действий на уроке (занятии). Во-первых, ограниченность времени урока (занятия). Во-вторых, объём детского исследования. В-третьих, возможность использования различных средств обучающимися.

И ещё несколько требований к механизму исследовательского обучения было выделено американскими педагогами (Драйвер Р., Белл Б, Крайзберг П. и др.):

1. «Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в неявном виде.

2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

Исходя из данных требований, можно выделить некую структуру технологии исследовательского обучения младших школьников:

Затем, определить из них самые потенциальные (от 1 до 3-5). Этот приём позволяет обучающимся визуально представить весь план действий на уроке (занятии). Остальными методами обучающиеся могут воспользоваться дополнительно во внеурочное время для расширения собственного индивидуального исследования.

Как показала педагогическая практика в школе, одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе, а также обеспечение школы. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими. В этом состоит отличие педагогической технологии от методов обучения. Педагогическая технология предполагает присовокупление к методике преподавания личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.

Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения. Психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления, но далеко не все, что следует освоить ребенку в образовании, он должен открывать в ходе самостоятельных изысканий. А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться… Читать ещё >

Принципы исследовательского обучения ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение, могут быть отнесены:

Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае — потребности в познании. Отсюда вырастает следующий принцип.

Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.

Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения. Одна из главных особенностей научного знания заключается в том, что оно получено известным образом из заслуживающих доверие источников. Поэтому важно знакомить учащегося не только с самими знаниями, но и со способами их получения.

Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения. Психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления, но далеко не все, что следует освоить ребенку в образовании, он должен открывать в ходе самостоятельных изысканий. А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных. Тем более что в работе любого исследователя традиционно много задач репродуктивного характера, которые могут рассматриваться как рутинные, но от того не становятся ненужными.

С точки зрения исследовательского обучения, принципиально важно помнить, что готовые выводы, предлагаемые для безусловного усвоения в учебнике или изложении учителя, создают у учащегося впечатление законченности и неоспоримости знания. Такое преподнесение знаний экономично и компактно, но оно опускает важнейшую черту любой информации — ее относительный характер, подверженность пересмотру. Такой подход не дает учащимся прочувствовать сам процесс добывания знаний на основе данных, получаемых в специально спланированных и проведенных наблюдениях и экспериментах. Утрачивается представление о том, что подобные обобщения и выводы, сами в свою очередь, становятся фундаментом новых вопросов, дают начало постановке новых проблем.

Принцип формирования представлений о динамичности знания. Обучающийся должен понять, что знания человека и в мире не догматичны, они эволюционируют, постоянно меняясь (10, "https://referat.bookap.info").

Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни. Обучение учащихся специальным знаниям, развитие у них умений и навыков исследовательского поиска соответственно рассматриваются не как частные способы познания. Они должны восприниматься как основа развития поведения, основанного на доминировании проявлений поисковой активности в различных жизненных ситуациях.

Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем, но не носителем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей.

Основные элементы образовательной программы. Образовательная программа, выстроенная в соответствием с идеей исследовательского обучения, состоит из трех компонентов (А. И. Савенков), а следовательно, включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

  • 1. Тренинг. Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.
  • 2. Исследовательская практика. Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
  • 3. Мониторинг. Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

  • — видеть проблемы;
  • — ставить вопросы;
  • — выдвигать гипотезы;
  • — давать определение понятиям;
  • — классифицировать;
  • — наблюдать;
  • — проводить эксперименты;
  • — делать умозаключения и выводы;
  • — структурировать материал;
  • — готовить тексты собственных докладов;
  • — объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий, они должны усложняться от класса к классу. Причем многие задания, используемые на данных занятиях, могут решаться неоднократно детьми разного возраста. В данных случаях следует менять глубину решения проблемы.

Подготовка педагога к исследовательскому обучению

Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений. Основные из них те, что должны быть свойственны успешному исследователю, кроме них требуются особые способности и умения, специфически педагогические. Охарактеризовать их можно следующим образом:

Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения

Литература

1. Поддъяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения; об исследовательском поведении детей и не только детей. М., 1998.

2. Миллер С. Психология игры. М., 1999.

3. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики, 1913.

4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

5. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.

Современные представления об исследовательском обучении

  • педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;

  • педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

  • на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П.Брандвейн, А.Леви и др.).

Принципы исследовательского обучения

Требования к подготовке педагога

  • вопервых, в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

  • вовторых, непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;

  • в­третьих, всегда определять место изучаемого в системе известного.

Противодействие исследовательскому поведению в образовании

Игра и игрушка в развитии исследовательского поведения ребенка

Формы организации и методы исследовательского обучения

Коллективные и индивидуальные формы организации исследовательского обучения

  • Объяснительно­иллюстративный (или информационно­рецептивный);

  • Репродуктивный;

  • Проблемное изложение;

  • Частично­поисковый (эвристический);

  • Исследовательский.

Этапность исследовательского поиска ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. Младший школьный возраст — благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Именно в этом возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности учащихся. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. Исследовательская деятельность — это один из способов развития школьников. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Она позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации. Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – это важнейшие черты детского поведения. Маленький ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. Считаю необходимым поддерживать у школьников стремление к исследованию и вооружать их методами научно – исследовательской деятельности.

Цель исследовательской деятельности в учебном процессе – научиться открывать новые знания.

Как показали исследования российских ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Данная цель может считаться достигнутой в том случае, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.

В процессе наблюдений за учащимися были выявлены мотивы участия в исследовательской работе: интерес к исследуемому предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; удовлетворение процессом работы; возможность получения награды.

Психолого – педагогические принципы в учебно – исследовательской деятельности таковы:

1.Принцип адаптивности.

Ученики могут выбирать себе направления, соответствующие их интересам. что позволяет находить своё место и одарённым, и тем, кто оказался позади основной массы сверстников, и детям с разной подготовленностью и разными интересами.

2.Принцип развития

Исследования ориентированы на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, своё мышление, свою деятельность и способности, но и личность(силу воли, устойчивость к неудачам, умение преодолевать трудности).

3.Принцип психологической комфортности

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность предполагает создание раскованной атмосферы, направленной на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперёд.

4.Принцип систематичности

Обучение проведению исследований, анализу закономерностей позволяет создать единое и систематическое представление об образовании.

5.Принцип обучения деятельности.

В работе над исследованиями у школьников формируются умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащиеся самостоятельно ставят цели и организовывают свою деятельность для их достижения.

6.Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Исследовательская работа учеников рассматривается как аналог деловой жизни взрослых. Это позволяет реализовывать основную цель образования – сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни.

7.Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Выполняя учебные исследования под руководством и с помощью учителя, школьники переходят к умениям выполнять самостоятельно.

8.Принцип креативности.

Освоение умений исследовательской деятельности обучающихся предполагается как на уроках, так и во внеурочное время, а также при выполнении домашнего задания. На уроках при выполнении продуктивных заданий учебника, требующих творческого характера, в которых нельзя найти ответ в тексте учебника, а необходимо его самостоятельно вывести, при выполнении творческих заданий, требующих изготовление конкретного продукта (поделки), при выполнении учебных заданий, требующих от учеников использования отдельных исследовательских умений (наблюдения, измерения). Во внеурочное время – при выполнении исследований для школьных и внешкольных конкурсов исследовательских работ и проектов.

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Вместе с тем формирует у школьников положительную мотивацию к получению знаний. Одной из особенностей организации исследовательской деятельности в начальной школе является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабые.

Образовательная программа, выстроенная в соответствии с идеей исследовательского обучения, состоит из трех компонентов, а, следовательно, включает три относительно самостоятельных подпрограммы.

Исследовательская практика.

Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

Читайте также: