Применение правовых механизмов в решении этнических конфликтов доклад

Обновлено: 05.07.2024

Под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, выражающаяся в стремлении этнической группы изменить свое положение в отношениях с другими этническими группами и государством.

В целом возникновение любого этнического конфликта обусловлено существованием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегулирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий (предпосылки урегулирования конфликта).

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.

И, в-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон, обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Хотя в развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы конфликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт.

В реальной жизни гораздо чаще встречается нейтрализация этнического конфликта, а не его урегулирование. Обычно это означает надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов на то, что сепаратисты, в конечном счете, не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, т. е. по сути, консервация этнического конфликта, может в вялой форме протекать десятилетиями (как, например, деятельность шотландских или квебекских сепаратистов), не сопровождаясь межэтническими столкновениями. Тем не менее, при этом остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни (резкого экономического спада, экологической катастрофы и т.п.) дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные рамки, поскольку продолжают сохраняться этнонационалистические партии и экстремистски настроенные деятели в их рядах.

Нейтрализация этнического конфликта встречается достаточно часто. Поскольку подобный вариант также устраняет угрозы массового насилия, распада государства с полиэтничным населением, масштабных этноизбирательных миграций беженцев или депортаций по этническому признаку, то стратегию действий, которые направлены на достижение такого варианта, тоже можно условно считать выходом из политически взрывоопасной ситуации. Обычно такие действия осуществляются усилиями спецслужб. Эти усилия направлены на дискредитацию и дезорганизацию деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций, при одновременном содействии акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к нелегальным методам борьбы или применению насилия. Таким образом, иногда удается решить целый ряд проблем: перевести массовую поддержку меньшинства, а, следовательно, и трансформировать характер этнического конфликта от идей сепаратизма к лозунгам полномасштабной автономизации, а борьбу за территориальную автономию перевести в русло возрождения родного языка и культуры и форсированного социально-экономического развития территорий расселения меньшинства.

Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по двум возможным сценариям. Может произойти изменение территории государства за счет проведения новых государственных границ, отделяющих конфликтующие стороны друг от друга; но может измениться и этнический состав населения за счет депортации (эмиграции) враждебных групп. Чаще всего встречается сочетание обоих сценариев. Такое сочетание этнических чисток и создания новых границ обеспечивает наметившееся прекращение конфликтов в Боснии и Герцеговине. Подобный исход наиболее вероятен и для Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Республики и многих других регионов бывшего СССР, где этнические конфликты давно уже привели к созданию новых непризнанных государств и межгосударственным войнам.

Еще один вариант выхода из ситуации этнического конфликта — его саморассасывание, т.е. отмирание без осуществления каких-либо изменений, на которых когда-то настаивали инициаторы конфликта. Хоть и крайне редко, но встречается и такое. Например, в начале — середине XIX в. этнонациональное возрождение происходило у лужицких сербов в Германии. Однако впоследствии это движение практически утратило политические черты и осталось лишь культурным, да и то маловлиятельным — ассимиляция немцами продолжалась, а язык и культура лужицких сербов продолжали функционировать только в семье и в частной жизни, так и не приобретя серьезных общественных функций. По крайней мере в XX в. серьезных политических проблем в Германии это движение не вызывало и не вызывает поныне. В случае же других славянских народов Центральной Европы движения культурного возрождения породили влиятельные политические партии и организации, в конечном счете приведшие к созданию ныне независимых Чехии, Словении и Словакии. (интернет там же)

Практика нейтрализации этнических конфликтов показывает, что все способы их урегулирования можно объединить в три группы. Первая из них предполагает полную победу одной стороны над другой, разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов XX века, большинство из них неразрешимы путем силовой победы одной стороны над другой и могут консервироваться на многие десятилетия, переводя конфликт из открытого состояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный промежуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой.

Вторым вариантом разрешения этнического конфликта является взаимное поражение конфликтующих сторон. Чаще всего такой результат конфликта возникает, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе, и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, не удовлетворяет ни одну из сторон. Если удается урегулировать конфликт таким способом, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Такой способ разрешения также имеет высокую вероятность для последующей актуализации конфликта.

Третий способ разрешения конфликта может заканчиваться взаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта чаще всего становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем (например, в 1999 году бывший премьер-министр В. С. Черномырдин активно выполнял роль посредника в конфликте НАТО – Югославия). Такая форма урегулирования конфликта является вполне реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. При этом конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время.

Следовательно, урегулирование конфликта – частичное разрешение конфликта, прекращение открытой борьбы сторон. При этом могут сохраняться внутренние причины, побуждающие к конфликту.

1.2. Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития

Согласно данным современной этнической конфликтологии, каждый межэтнический конфликт имеет четыре фазы (периода) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта.

В течение латентного периода для предотвращения конфликта, прежде всего, следует:

  • добиться практической реализации принципа гражданского равноправия;
  • в новых национально-государственных образованиях следует начинать свою деятельность с нулевого варианта гражданства; это значит, что все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность для получения гражданства;
  • проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно подвергшихся ранее дискриминации;
  • реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.
  • создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в конфликтных действиях;
  • организовать подачу и изложение точной и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации;
  • осуществлять особый контроль за сохранностью и движением оружия;
  • максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров.

В период активного течения конфликта главной задачей является максимально быстрое прекращение военных действий, для чего необходимо принять следующие меры:

  • удаление из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов разрешения конфликта;
  • предотвращение раскола по этническому признаку в государственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок;
  • введение особого контроля за средствами связи и объективностью средств массовой информации;
  • создание механизма прекращения боевых действий и начало переговорного процесса;
  • проведение комплекса мер по сведению к минимуму количества человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов);
  • предотвращение мародерства и военных преступлений.

Наконец, четвертая фаза развития конфликта предусматривает устранение последствий конфликтных действий и примирение конфликтующих сторон. Для решения этих задач необходимо:

Кроме того, все перечисленные способы и методы регулирования этнических конфликтов в каждом из периодов их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения конфликтов. К такому типу методов можно отнести метод консолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам.

Эффективным методом ослабления и торможения конфликта является использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам. В качестве санкций обычно применяются прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам, торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе него имеют место массовые нарушения прав человека.

Весьма эффективным методом ослабления этнических конфликтов зарекомендовал себя метод краткого прерывания конфликта путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.

Урегулирование и прекращение межэтнических конфликтов являются жизненно важной необходимостью существования любого полиэтнического общества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих конфликтов других поколений.

Список литературы:

1. Галустова, О. В. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 216 с.

2. Дмитриев, А. В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.


УРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1 ФГБОУ ВПО Евразийский лингвистический институт филиал Московского государственного лингвистического университета

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире насчитывается около двухсот государств и от двух до пяти тысяч этносов и у каждого этноса свои традиции, нравы, обряды и взгляды на мир. Каждая нация, каждая религия является частицей одного общего- человечества. Но, к сожалению, в настоящее время возникает множество конфликтов, связанные с различием мировоззрения, цветом кожи, разрезом глаз.

Проблема этнической социализации и этнических взаимодействий среди представителей молодого поколения пока еще остается слабоизученной [1]. На данный момент молодежь как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов, поскольку именно она является индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества.

В настоящее время данных и, соответственно, теоретических обобщений, касающихся становления этнической идентичности особенно у студенчества, недостаточно. Между тем для средне- и долгосрочного прогнозирования, разработки направлений и мер государственной национальной политики России в этой сфере важно понять, как формируется и каким становится этническое самосознание молодого поколения россиян, которое придет на смену нынешним взрослым поколениям.

Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудности решения подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этнорелигиозно-территориальные.

Огромное количество этнических конфликтов продолжает волновать общество в странах Африки и Латинской Америки [3]. Для Российской

Федерации данная проблема также является серьезной – например, на территории Российской Федерации зафиксировано два длительных вооруженных конфликта с участием регулярных войск и около 20 кратковременных столкновений. Специалисты насчитывают свыше 100 возможных межэтнических противоречий, которые могут актуализироваться в вооруженные столкновения [4].

Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

В отечественной социологии исследованием этнических конфликтов занимались такие ученые как Ожиганов Э.Н., Дробижева Л.М., Здравомыслов А.Г., Веренко И.С., Фролов С.С. и др. Вместе с тем даже совокупный вклад всех этих исследователей не исчерпывает данной проблемы, а создает только лишь методологические основы ее изучения.

Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить этнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов. Речь, по сути, идет об управлении этническими конфликтами в многоэтничном обществе.

В мировой истории, особенно последних лет, накоплен разнообразный опыт урегулирования этноконфликтов [5]. Механизм, обеспечивающий это урегулирование, представляет собой сложную систему, компонентами которой являются:

1) организационные структуры (институты власти и другие государственные учреждения, политические партии и движения, общественные организации, религиозные объединения и самодеятельные образования населения, и т.п.);

2) установления, регулирующие поведение индивидов, социальных групп и их институтов (международное право, национальное законодательство, общественная мораль, религиозные заповеди, профессиональная этика, идеологические установки, обычаи, традиции, и др.);

3) характер и способы действия (побуждение, сдерживание, принуждение конфликтующих сторон, или – по другому основанию классификации – предупреждение, локализация, прекращение);

4) принимаемые практические меры (декларации и заявления, санкции к одной или обеим противоборствующим силам, миротворчество, налаживание переговорного процесса, подавление, и т.д.).

В зависимости от характера и степени напряженности конфликта его урегулирование может осуществляться на четырех уровнях – глобальном, региональном, национальном (страновом), местном (локальном).

Среди известных и используемых техник, стратегий по урегулированию межэтнических конфликтов в последнее время занимает преимущественную позицию интеграционный подход [6].

Методы урегулирования этнических конфликтов могут быть, по мнению А. А. Садохина, дополнены методами ослабления и торможения конфликта. К ним относятся следующие:

• метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, склонных к компромиссам и переговорам;

• использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам, например, прекращение поставок оружия и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воющим сторонам; прекращение с ними торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе его имеют место массовые нарушения прав человека;

• прерывание конфликта на короткое время путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает консолидированность групп в конфликте.

В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективно прерывание конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. И что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте. Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, его важно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач.

Итак, подводя итог, следует отметить, что при возникновении конфликта, прежде всего, необходимо его локализовать, т.е. не допустить введения в него этнического и религиозного факторов, которые могут послужить катализатором для его эскалации. Кроме того, необходимо избегать упрощения проблем, жесткого противопоставления интересов, целей конфликтующих сторон: как бы ни развивала каждая из них свою аргументацию, в равной мере будут развиваться аргументы и другой стороны. Поэтому важно выйти за пределы сложившейся конфликтной ситуации, т.е. рассмотреть ее с точки зрения общих принципов, объединяющих позиции обеих сторон, например, гуманизма, демократии, свободы индивида, равенства и т.п. Очень важно исключить всякие бюрократические проволочки в решении возникших проблем. И, наконец, важноеусловие управления конфликтами – недопущение промедления в принятии мер; время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов, ибо промедление в признании конфликта и в управлении им приводит к эскалации действий и к усугублению последствий.

При этом не исключено применение государственного насилия по отношению к тем, кто нарушает законы, ущемляет права и свободы других членов общества. Оно правомерно как насилие над насилием, т.е. как отрицание насилия, которые чаще всего сопровождают этнополитический конфликт.

1. Кутявина Е.Е. - Причины этнических конфликтов[Текст]/Е.Е. Кутявина-Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1. С. 241-248.

3. Павленко П.Д. - Основы социальной работы. [Текст] П.Д. Павленко Инфра-М 2008

5. Гуриева С.Д. - Современные способы урегулирования межэтнических конфликтов [Текст]/С.Д. Гуриева - Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12:Психология. Социология. Педагогика. 2009 г. 76 с.

6. Сикевич З.В. - Социология и психология межэтнических отношений. Текст]/СПб.: Издательство Михайлова В.А. 203 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Региональная научно-практическая конференция

Смеянов Владимир Александрович

О сновная часть

1. Понятие и виды межэтнических конфликтов

2. Пути предупреждения и урегулирования межэтнических конфликтов

Список используемой литературы

Актуальность темы. Проблематика межэтнических конфликтов занимает одно из приоритетных мест в современном социальном познании. Сложные процессы глобального общественного развития, противоречия во взаимодействии народов с разными культурами, переживающих резкие социальные, политические и экономические изменения, нередко проявляются в обострении межэтнических конфликтов. Значимость этих явлений для полиэтничных регионов во всем мире обусловливает необходимость исследовать истоки и причины этнической мобилизации, само этническое сознание, которое нередко используется с целью коллективного действия, в том числе и насильственного. Очевидна необходимость разработки мер раннего предупреждения и быстрого нивелирования возможных последствий конфликтов на межэтнической почве.

В силу этих обстоятельств исследование межэтнических конфликтов представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное и практическое значение, и в современных условиях развития общества -приковывает пристальное внимание исследователей, побуждает к разработке эффективных способов прогнозирования и урегулирования.

При этом сосредоточенность авторов на конкретных описываемых событиях и частных аспектах региональной проблематики не позволяет расширить концептуально-методологический базис проводимых исследований. Несмотря на огромную литературу, посвященную этносам и конфликтам, сама природа и сущность этничности остается в общем - социально-философском плане - не раскрытой, а реальная динамика межэтнических конфликтов еще не получила адекватного теоретического объяснения.

Проблема исследования заключается в социально-философском осмыслении природы этноса и этничности в связи с межэтническими взаимодействиями, а также в раскрытии основных причинных факторов и способов разрешения межэтнических конфликтов.

Цель работы состоит в социально-философском анализе межэтнических конфликтов, а также в изучении способов их предупреждения и разрешения.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи :

1) определить содержание понятия "межэтнический конфликт" для дальнейшего использования этого понятия в данном исследовании;

2) изучить сущность межнациональных отношений, этносоциальных конфликтов, их виды, пути их разрешения и предотвращения.

Гипотеза: проведение работы по анализу существующей ситуации, прогнозирование возможных конфликтов, примерное выявление косвенных и прямых участников.

Основная часть

1. Понятие и виды межэтнических конфликтов

Межэтнический конфликт - специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку.

Изучением конфликтов занимаются различные отрасли науки, и каждая из них предлагает свои способы решения. Первостепенной причиной так внимания со стороны научного сообщества, является их трудно разрешимость, ведь каждый конфликт имеет свою специфику, а, следовательно, и определенную “формулу решения”, вот только эта формула не всегда быстро приходит на ум, да и не всегда ??а правильная. В нашей стране в последние 20 лет сформировалось уже достаточно большое сообщество ученых-кофликтологов, открываются центры по изучению конфликтов.

Большинство ученых, утверждают, что этнический конфликт, является, чуть ли не самой опасной внутренней угрозой государству, т.к. дестабилизирует общество, тормозит социально-экономическое развитие.

Таким образом, приходим к выводу, что целью данной работы является рассмотрение причин возникновения, типов и форм межэтнических конфликтов, для предложения оптимальных способов их урегулирования.

Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:

1. Конфликты между этнической группой (группами) и государством. Примером могут служить события в Чечне, Абхазии или в Нагорном Карабахе, результатом чего явилось создание там самопровозглашенных и де-факто независимых государств при полном вытеснении из местных органов власти соответственно русских, грузин и азербайджанцев.

2. Конфликты между этническими группами (ассоциациями групп). Примерами могут служить события еще советского времени в Фергане - погромы турок-месхетинцев узбеками или в Ошской области - столкновения киргизов и узбеков.

Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.

Кроме того, возможна классификация этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон, а, следовательно, и по возможным последствиям для полиэтничного социума, в котором они развиваются.

В связи с этим обычно различают:

Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий (конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, - всего таких спорных территорий в бывшем СССР специалисты насчитывали около 100).

По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по времени - долговременными и кратковременными.

Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми В межэтнических конфликтах особое место занимают так называемые этнокультурные конфликты.

Этнокультурный конфликт - это конфликт старых и новых культурных норм и ориентации; старых, присущих этнофору как представителю того этноса, территорию, которого он покинул, и новых, свойственных тому этносу, на территорию которого он прибыл. Иначе говоря, этнокультурный конфликт - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Виды этнических конфликтов выделяют по следующим критериям: интенсивность проявления, масштабы проявления и цель борьбы между конфликтующими сторонами

К основным видам этнических конфликтов относятся:

по интенсивности проявлений:

- те, протекающих вяло

по масштабам проявления:

по целям, которые ставят перед собой конфликтующие стороны в борьбе:

- социально-экономические (выдвигаются требования общественной равенства);

- культурно-языковые (выдвигается требование сохранения или возрождения функций языка и культуры этнических общностей);

- политические (этнические меньшинства добиваются политических прав - автономии);

- территориальные (на основе изменения границ, присоединения к другим государствам)

Заметим, что при определенных условиях одни виды конфликтов могут переходить в другие

Почти везде существуют противоречия между этническими общностями, т.е. межэтническая напряженность Эта напряженность является наиболее выраженной в полиэтнических сообществах

Кроме открытых есть скрытые межнациональные конфликты, которые еще не переросли в открытое противостояние. Так, между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством конфликтные действия могут протекать как в Откуда крытой, так и в скрытой форме или в форме социальной конкуренции (тлеющий конфликт).

Конфликтные действия возникают в тех условиях, если противодействующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию, то есть конфликт находится на стадии осознания и эмоционального созревания .

Если объективная конфликтная ситуация осознана, то даже случайные события с присущей им эмоциональностью, а иногда иррациональностью, могут привести к конфликтной взаимодействия. На этой стадии межэтнический конфликт имеет тенденцию к эскалации (самосозростання) - от массовых действий гражданского неповиновения в кровавых столкновений, или даже до этнополитических воен.

Выделяют следующие стадии этнических конфликтов:

- собственно кризисных проявлений (пик кризиса);

Длительность каждой стадии может отличаться, что обусловлено спецификой данной кризисной ситуации На второй стадии могут использоваться такие тактики: митинги, манифестации, акции \"гражданского неповиновения ры \", нередко со столкновениями и военными конфликтовконфліктами.

Конфликты чаще всего возникают в связи с противоречиями в таких видах отношений, как: политические и социально-политические; экономические и социально-экономические; территориальные; межэтнические; языковые; религиозные

2. Пути урегулирования этнических конфликтов

По мнению немецкого социолога Ральфа Дарендорфа, конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. "Разрешение конфликтов невозможно, возможно только их регулирование". Дарендорф выделяет следующий порядок регулирования конфликта: 1. переговоры для создания органа по решению конфликта. Если безрезультатно - привлечение третьей стороны; 2. наиболее мягкая форма участия третьего лица - посредничество. Предложение решения конфликта не является обязательным; 3. арбитраж - исполнение решения является добровольным. Обязательным - приглашение третьей стороны; 4. обязательный арбитраж - находится на грани между регулированием и подавлением (необходимо для сохранения государственного правления и обеспечения мира). Решение обязательно. Конфликты не исчезают путем их регулирования. Где существует общество, существуют конфликты. Цель урегулирования этнических конфликтов заключается в нахождении нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Существуют некоторые основные правила предупреждения и регулирования уже эскалировавшихся этнических конфликтов. Чтобы вовремя спрогнозировать возможное этническое столкновение необходимо исследовать миграционные потоки. Уровень миграции особенно велик, когда она осуществляется как результат этнических конфликтов или их угрозы. В результате мощного миграционного потока в какой-либо регион в некоторых его районах создаётся критическая нагрузка на инфраструктуру (школы, больницы, транспорт, сфера обслуживания), следовательно, обостряется ресурсная проблема. В случае, когда среди мигрантов значительна доля лиц тех национальностей, которые имеют собственную государственность, это вызывает непонимание среди местного населения, испытывающего неудобства из-за притока беженцев. Это вызывает этническую напряженность и создает конфликтную почву. Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть учёт состояния массового сознания, сложившихся в нём представлений о проблемах в сфере межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и правила поведения. В межнациональных конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно поворота событий. Предвидеть это невозможно, не изучая состояния массового сознания. Средства массовой информации существенно влияют на формирование самосознания личности в современном мире, поэтому с целью предотвращения национальных конфликтов, в печати, на телевидении важно определить на правовой основе приоритеты в информировании населения, выделять деньги на распространение социальной рекламы, пропагандировать ценности терпимости к другим народам, дружбы, взаимопомощи и другие нравственные идеалы. Немаловажную роль в урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и взаимодействия между вероисповедными сообществами.

Строго говоря, у государств существует два пути к принципиальному решению проблем сглаживания и снижения межэтнических конфликтов. Первый заключается в том, чтобы не делить людей по этническому принципу и на нем не строить государственность, а создавать государство на неком всеобщем идеале или на каких-то более высоких ценностях, чем культура и традиции одной народности. Так, этничность как бы выводится из сферы политики, и всякие межэтнические проблемы подавляются официальным провозглашением равенства всех людей независимо от национальности, расы, вероисповедания и культуры перед законом, который обеспечивает все права человека и гражданина. Такая попытка предпринята в США. Сторонник этого пути, Рыбаков С.Е., видит выход в "выведении" этничности из политики, считает, что это позволит стабилизировать структурированность социосферы в пользу гражданственности и, следовательно, избежать политики этнического радикализма. Для решения этой проблемы он предлагает, во-первых, перенести властные функции "наверх", в округа. С его точки зрения, "…целесообразно было бы обязательно сопровождать эти меры параллельным укреплением местного самоуправления на уровне населенных пунктов и расширением прав соответствующих органов власти, с тем, чтобы сделать реальной альтернативой псевдоэтническим "удельным княжествам" местный властный уровень, который вполне способен самостоятельно решать основную массу проблем, действительно актуальных для этноса". Такой подход кажется наиболее эффективным. Противоположный (второй) путь решения этнического вопроса стал уже классикой. Всем известный А. Лейпхарт стоит на позиции необходимости "введения" этничности в политику посредством принципа представительства во властной элите интересов различных этнических меньшинств. В своей работе "Демократия в многосоставном обществе" классик выделил несколько институтов, которые смогли бы обеспечить стабильность демократии в полиэтническом государстве. К таким институтам он отнес многопартийность, пропорциональное представительство, политическую децентрализацию и законодательное закрепление прав этнических меньшинств. Для того, чтобы эти институты работали эффективно, в состав правящей элиты должны входить представители всех этнических сообществ. "Каждое сообщество должно обладать правом налагать вето на решения, затрагивающие его интересы; и каждый народ должен иметь возможность самостоятельно вести собственные дела". Идея консоциальной демократии была разработана Лейпхартом для довольно устоявшихся западноевропейских систем, прежде всего для такой маленькой страны как Нидерланды. В связи с этим необходимо заметить, что идею Лейпхарта будет весьма трудно применить к большинству полиэтнических стран Восточной Европы и Евразии. У них совершенно другие исторические, культурные и политические традиции, поэтому идею сообщественной демократии нельзя назвать универсальной. Доцент факультета политических наук одного из американских университетов Вики Л. Хесли предлагает "…любому режиму…выработать программу управления межэтническим конфликтом и его разрешения. Эта программа должна включать в себя, наряду с прочим, набор мер (или законодательных актов), направленных на разделение полномочий и ресурсов внутри системы. Необходимо также найти пути обеспечения меньшинствам доступа к политическому влиянию. В частности, каждому этносу должно быть предоставлено право создавать общественные организации, которые могли бы оказывать влияние на систему. Неограниченное, свободное участие в организациях, т.е. плюрализм, - одна из главных заповедей демократии" . Каждая страна выбирает свою дорогу на пути к демократии, стабильности и процветанию, конечно, в зависимости от политической и национальной культуры, исторических устоев и существующих в данном государстве ценностей.

Регулирование и прекращение межэтнических конфликтов является жизненно важным условием существования любого полиэтнического общества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно сказываются на основных процессах социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить его ориентацию, породить новые негативные тенденции, то есть закладывает основу для будущих конфликтов других поколений.

Межнациональный (межэтнический) конфликт – это любая форма проявления противоречий между национальными общностями, этносами, выражающаяся в их противостоянии, противоборстве. Его возникновение обусловлено столкновением интересов, побуждений, взглядов, действий и отсутствием своевременного решения, удовлетворяющего все стороны.


Характеристика

Для создания конфликтной ситуации нужны повод, причина, наличие предмета противостояния. Причины межнациональных конфликтов:

  • территориальные противоречия;
  • борьба за природные ресурсы;
  • исторически сложившаяся напряженность;
  • притеснения народов и наций по социальному, языковому, конфессиональному признаку;
  • сепаратизм – стремление отдельного народа выйти из состава многонационального государства и создать собственное.

Исходя из характера взаимных претензий различают следующие виды межнациональных конфликтов:

  • государственно-правовой – возникает в результате стремления нации к самоопределению, собственной государственности;
  • этнотерриториальный – его причиной становится спор по поводу принадлежности тех или иных территорий;
  • этнодемографический – связан с опасениями ассимиляции этноса, сопровождается требованиями по защите прав коренного народа и его социокультурного статуса;
  • социально-экономический – является следствием неудовлетворенности этнической группы своим статусом, связан с требованиями социального равенства;
  • социально-психологический – возникает между коренным населением и мигрантами на фоне нарушения традиционного уклада жизни.


Межнациональные конфликты часто служат усилителем или заслоном в политическом или экономическом противостоянии. Средствами противоборства служат:

Развитие межнационального конфликта всегда происходит по определенному сценарию, знание которого может помочь сторонам контролировать ситуацию, направлять ее в нужное русло. Фазы межнационального конфликта:

  1. Латентная – проявляется в скрытой межэтнической напряженности, отсутствии толерантности в межнациональных отношениях;
  2. Предконфликтная – характеризуется формированием враждебных взаимоотношений, увеличением числа бытовых конфликтов на национальной почве;
  3. Конфликт – кульминация, самый острый момент в развитии неблагоприятных межнациональных отношений;
  4. Развязка – разрешение конфликта или его усугубление.
  5. Спад – замораживание или угасание конфликта.

Конфликтные ситуации внутри страны или на мировой арене подрывают национальную и международную безопасность, тормозят положительные изменения в международных отношениях

Пути разрешения и предотвращения межнациональных конфликтов

Лучший способ решения конфликта – не допустить его возникновения, поэтому главной целью национальной политики любого государства должно быть сохранение стабильных межнациональных отношений. Эта цель достигается посредством:

  • обеспечения равноправия всех наций, удовлетворения их национально-культурных, религиозных и иных потребностей;
  • создания условий для сохранения этнической культуры малых народов: финансирования преподавания и телерадиовещания на их родном языке;
  • предоставления компактно проживающим меньшинствам широкой автономии в решении собственных дел, делегирования властных полномочий на местный уровень;
  • пропаганды межнациональной толерантности, взаимного уважения, неприемлемости насилия.

В решении национальных конфликтов, возникающих на межгосударственном уровне эффективно создание международных структур: комиссий, комитетов, советов.


В случаях, когда конфликтная ситуация уже существует и требует урегулирования, действенными являются следующие средства:

  • Нейтрализация конфликта – перевод его в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон.
  • Избегание – игнорирование противника, отсутствие реакции на поступки противоположной стороны.
  • Откладывание – уход от противоборства, перерыв конфликта, ожидание смены обстоятельств и снижения эмоционального накала.
  • Переговоры– совместная деятельность сторон по поиску взаимоприемлемого решения проблемы.
  • Третейское разбирательство – процедура мирного урегулирования конфликта с участием третьей стороны, которая выступает посредником или арбитром.
  • Разделение проблемы на ряд отдельных задач и последовательное их решение.
  • Примирение – сближение позиций и интересов конфликтующих сторон.

Стремление сторон прийти к взаимному пониманию, найти компромиссное решение – важнейшее условие урегулирования конфликта.

Заключение

Межнациональные конфликты не возникают внезапно, они формируются в течение длительного времени. Многие из них имеют многовековую историю противостояния, обострений и затуханий. Из опыта человечества также известно, что любое, даже самое жестокое противостояние рано или поздно завершается примирением. Поэтому высшей ценностью многонационального общества является поддержание равновесия интересов различных этнических групп.

Читайте также: